Д.Б. Эльконин. Психология игры.
Шиллер:
игра – наслаждение, связанное со свободным от внеш. потр-ти
проявлением избытка жизненных сил.
Спенсер:
игра – искусственное упражнение сил; в игре находят выражение низшие
спос-ти, а в эстетич. деят-ти – высшие.
Вундт:
Игра – дитя труда, в игре все имеет прототип в форме серьезного
труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу.
Эльконин:
человеч. игра – деят-ть, в кот. воссоздаются соц. отнош-я между
людьми вне условий непосредственно утилитарной деят-ти.
При описании
дет. игры психологи особо выделяли работу воображения, фантазии.
Дж. Селли:
сущность дет. игры заключ-ся в выполнении какой-нибудь роли.
Эльконин:
именно роль и связанные с ней действия и составляют единицу игры.
Структура
игры:
ü
роли
ü
игровые действия,
носящие обобщенный и сокращенный хар-р
ü
игровое употребление
предметов
ü
реал. отнош-я между
играющими детьми
Чем обобщеннее и сокращеннее игровые
действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отнош-й
воссоздаваемой деят-ти взрослых; чем конкретнее и развернутее
игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное
содержание воссоздаваемой деят-ти.
На сюжеты игры решающее влияние оказ-т
окружающая ребенка действит-ть, соц. усл-я жизни.
Игра особенно чувствительна к сфере
человеч. деят-ти, труда и отнош-й между людьми (железная дорога –
играли лишь после того, как им показали конкрет. взаимоотн-я,
действия).
Об историч. возник-и ролевой игры.
Плеханов:
ü
в истории человеч.
общ-ва труд старше игры
ü
игра возник-т в ответ на
потр-ти общ-ва, в кот. живут дети и актив. членами кот. они должны
стать
Аркин:
ü
поразит. устойчивость
дет. игрушки (одинак. у разн. народов)
ü
игрушки первобыт. общ-в
и недавнего историч. прошлого по сути одни и те же
à игрушка отвечает
каким-то неизмен. природ. особ-тям ребенка и не наход-ся в связи с
жизнью общества (противоречит Плеханову); но Аркин говорит не о
всех, а лишь изначальных игрушках: звуковые (погремушки),
двигательные (мяч, змей, волчок), оружие (лук, стрелы, бумеранги),
образные (изображ-я живот-х, куклы), веревочка (из нее делают
фигуры).
Эльконин:
эти игрушки не изначальны, а тоже возникли на опред. ступенях
развития общ-ва, им предшествовало изобретение чел-ком опред. орудий
труда (Н., добывание огня трением, трение обеспеч-ся вращением,
отсюда вращательные игрушки, кубари и т.д.)
Алт (пункты
далее – не только его):
Исходное единство трудовой деят-ти и
воспитания. Воспитание в примитив. общ-вах:
1)
одинаковое воспитание всех
детей
2)
ребенок должен уметь делать
все, что делают взрослые
3)
кратковременность периода
воспитания
4)
непосредств. участие детей в
жизни взрослых
5)
раннее включение в труд
(!!!)
6)
там, где ребенок м/работать со
взрослыми сразу, игры нет, а там, где нужна предварит. подготовка –
есть.
7)
не существует резкой грани
между взрослыми и детьми
8)
дети рано становятся
действительно самостоятельными
9)
дети играют мало, игры – не
ролевые (!!!)
10)
если данный труд важен, но еще
недоступен для ребенка, для овладения орудиями труда используются
уменьшенные орудия, с кот. дети упражняются в усл-х, приближенных к
реальным, но не тождественных им (Крайний Север – важен нож,
обращению с ним учат с раннего детства; набрасывать веревку на
пенек, затем на собаку, затем на зверя); зд. есть элемент игровой
ситуации (условность ситуации: пенек – это не олень; действуя с
уменьшенным предметом, ребенок действует как отец, т.е. элемент
ролевой игры)
11)
тождественность игр детей и
взрослых – спортивные подвижные игры
12)
есть подражательные игры
(подражание венчанию и т.п.), но нет подражание труду взрослых, а
есть игры, в кот. воспроизвод-ся ситуации быта, кот. еще недоступны
для детей
Усложнение орудий труда – ребенок не
м/освоить уменьшенные формы (уменьшишь ружье – оно уже не стреляет)
– появл-ся игрушка, как предмет, лишь изображающий орудия труда.
Ролевая игра появл-ся в ходе истор.
развития в рез-те измен-я места ребенка в системе обществ. отнош-й,
социальна по происхождению.
Теории игры.
Теория упражнений Грооса:
1)
Кажд. живое существо обладает
унаследованными предрасположениями, кот-е придают целесообразность
его повед-ю (у высш. живот-х – это импульсив. стремление к деят-ти).
2)
У высш. живых существ
прирожденные реакции явл-ся недостаточными для выполнения слож.
жизен. задач.
3)
В жизни кажд. высш. существа
есть детство, т.е. период развития и роста, родительского ухода.
4)
Цель детства – приобретение
приспособлений, необход-х для жизни, но не развивающихся
непосредственно из прирожденных реакций.
5)
Стремление к подражанию
старшим.
6)
Там, где индивид из внутр.
побуждения и без внеш. цели проявляет, укрепляет и развивает свои
наклонности, мы имеем дело с изначальными явлениями игры.
Т.е. мы играем не потому, что являемся
детьми, а нам дается детство для того, чтобы мы могли играть.
Гроос не создал теорию игры как
деят-ти, типичной для периода детства, а только указал, что эта
деят-ть им. опред. биологич. важную функцию.
Возражения:
ü
считает, что индивидуал.
опыт возник-т на основе наследственного, но противопоставляет их
ü
странно, чтобы в игре
живот-х, не связанной с борьбой за существование и, следовательно,
происход-й в др. усл-х, не сходных с теми, в кот. будет происходить,
Н., охота, возникали реальные приспособления, т.к. отсут-т реальное
подкрепление.
ü
переносит без оговорок
биологич. смысл игры с животных на чел-ка
Штерн.
Разделял взгляды Грооса, но дополнил:
·
представление о
преждевременности созревания способностей
·
признание игры особым
инстинктом
·
необход-ть для
подготовки созревающих способ-тей интимного соприкосновения их с
впечатлениями внеш. мира
Гроос, в отличие от Штерна, не ставит
вопроса о роли внеш. условий в игре, т.к. явл-ся противником
положения Спенсера о подражании как основе игры.
Бюлер.
Для объяснения игры вводит понятие функционального удовольствия. Это
понятие отграничивается от удовольствия-наслаждения и от радости,
связанной с предвосхищением рез-та деят-ти. Далее говорил, что для
отбора форм повед-я необходим из излишек, богатство деятельностей,
движений тела, особенно у молодых животных. А также управляет игрой
принцип формы, или стремление к совершенной форме.
Критика Бюлера: функционал.
удовольствие есть двигатель всяких проб, в том числе и ошибочных,
оно д/бы приводить к повторению и закреплению любых деят-тей и
движений.
Бойтендайк.
Спорит с Гроосом:
ü
инстинктивные формы
деят-ти, как и нерв. мех-мы,, лежащие в их основе, созревают
независимо от упражнения
ü
отделяет упражнение от
игры
ü
не игра объясняет
значение детства, а наоборот: существо играет потому, что оно молодо
Основные черты поведения в детстве:
1)
ненаправленность движений
2)
двигательная импульсивность
(молод. живот-е наход-ся в постоян. движении)
3)
«патическое» отношение к
действительности – противоположно гностическому, непосредственно
аффективная связь с окруж. миром, возникающая как реакция на новизну
4)
робость, боязливость,
застенчивость (не страх, а амбивалентное отношение, заключающееся в
движении к вещи и от нее)
Все это приводит животное и ребенка к
игре.
Ограничение игры от др. деят-тей: игра
это всегда игра с чем-либо – двигат. игры животных – это не игры.
В основе игры – не отдел. инстинкты, а
более общие влечения. Вслед за Фрейдом: 3 исход. влечения,
приводящие к игре:
1.
влечение к освобождению, снятию
исходящих от среды препятствий, сковывающих свободу
2.
влечение к слиянию, к общности
с окружающим
3.
тенденция к повторению
Игровой предмет д/б частично знакомым
и вместе с тем обладать неизвестными возможностями.
Игра в своей исход. форме – это
проявление ориентировочной деят-ти.
Клапаред возражал:
1)
особенности динамики молод.
организма не м/б основанием игры, т.к.:
ü
они свойственны
детенышам и тех живот-х, кот-е не играют
ü
динамика проявл-ся не
толкьо в играх, но и в др. формах повед-я
ü
игры есть и у взрослых
ü
наиб. открыто эти
особ-ти проявл-ся в таких деят-тях как забавы, бездельничанье и игры
совсем маленьких, кот. по Бойтендайку не явл-ся играми
2)
Бойтендайк ограничивает понятие
игры: хороводы, кувыркания не относятся у него к играм, хотя как раз
им характерны указываемые черты дет. динамики
Минусы всех этих теорий:
·
феноменологич. подход к
выдел-ю игры из др. видов поведения
·
отождествление хода
психич. развития ребенка и животного и их игр
Эльконин:
игра возник-т на опред. стадии эволюции живот. мира и связана с
возникновением детства; игра явл-ся не отправлением организма, а
формой повед-я, т.е. деят-тью с вещами, причем обладающими
элементами новизны. Игра молод. живот-х – упражнение не отдел.
двигат. системы или отдел. инстинкта и вида повед-я, а упражнение в
быстром и точном управлением двигат. поведенем в любых его формах,
на основе образов индивидуал. усл-й, в кот. наход-ся предмет, т.е.
упражнение в ориентировочной деят-ти.
Дж. Селли
– особен-ти ролевой игры:
1.
преобразование ребенком себя и
окруж-х предметов и переход в воображаемый мир
2.
глубокая поглощенность
созданием этого вымысла и жизнью в нем
Штерн.
Теснота мира, в кот. живет ребенок, и переживаемое им чувство
давления – причина тенденции к отходу от этого мира, причина
возникновения игры, а фантазия – мех-м ее осуществления. Но Штерн
противоречит себе: сам говорил, что ребенок вводит в свою игру
деят-ть взрослых людей и связанные с нею предметы, т.к. мир взрослых
явл-ся для него привлекательным.
З. Фрейд.
Два первичных влечения: к смерти (с ним связана тенденция к
навязчивому воспроизведению) и к жизни, к самосохранению, к власти,
к самоутверждению. Это осн. динамические силы. психич. жизни,
неизменные у младенца и взрослого. Детская игра, как и культура,
наука, искусство – формы обхода барьеров, кот. ставит общ-во
изначальным влечениям, ищущим себе выхода. При анализе игры
маленького ребенка с забрасыванием вещей и с «появлением –
исчезновением» катушки с ниткой Фрейд предполагает символизацию в
этой игре травмирующей ребенка ситуации ухода матери.
Возражение:
сомнителен факт столь ранней символизации.
Период детства по Фрейду – это период
непрерывного травмирования ребенка, а тенденция к навязчивому
повторению приводит к играм, игра как единственное средство
овладения путем повторения теми невыносимыми переживаниями, кот-е
несут с собой эти травмы. Т.е. чел-к с детства явл-ся потенциальным
невротиком, а игра – естественное терапевтическое средство.
Игра возник-т на основе тех же
мех-мов, кот-е лежат в основе снов и неврозов взрослых.
Важная мысль:
игра детей наход-ся под влиянием желания, доминирующего в этом
возрасте – стать взрослым и делать так, как делают взрослые.
Адлер
– чувство слабости и несамостоятельности, болезненно ощущаемое,
ребенок пытается заглушить в себе фикцией власти и господства –
играет в волшебника и фею. Игры – попытки создать ситуацию,
выявляющую те соц. отнош-я, на кот. фиксирован аффект, т.е. ролевая
игра в кач-ве смыслового центра им. соц. отнош-я между взрослыми и
между взрослым и ребенком.
Хартли.
Наблюдение за ролевой игрой – выяснение того, как реб-к представляет
себе взрослых, смысл их деят-ти, взаимоотнош-я, а также в ролев.
игре ребенок вступает в реал. отнош-я с др. играющими и проявляет
присущие ему кач-ва и некот. эмоционал. переживания.
Недостатки толкований Фрейда:
1)
биологизаторство, не учит-т
историю онтогенетич. развития чел-ка, отождествляет осн. влечения
чел-ка и живот-го и сводит их к сексуальным
2)
переносит гипотетич. мех-мы
динамики психич. жизни с взрослых больных на детей
3)
представление о взаимоотнош-х
ребенка и общ-ва как антагонистических, приводящих к травмам, а
играт – форма ухода ребенка из реал. действит-ти
4)
игнорир-ся возник-е игры в
истории общ-ва и в развитии отдел. индивида, не рассматр-ся знач-е
игры для психич. развития
Пиаже.
Ребенок ассимилирует окружающую его действительность в соответствии
с законами своего мышления, сначала аутистического, а затем
эгоцентрического. Такая ассимиляция создает особый мир, в окт.
ребенок живет и удовлетворяет все свои желания. Этот мир грез для
ребенка наиболее важен, он и есть для него настоящая реальность.
Путь развития с позиций Пиаже: сначала для ребенка существует единый
мир – субъектив. мир аутизма и желаний, затем под влиянием давления
со стороны мира взрослых, мира реальности, возникает два мира – мир
игры и мир реальности, причем первый имеет для ребенка более важное
значение. Этот мир игры есть нечто вроде остатков чисто аутического
мира. Наконец, под давлением мира реальности происходит вытеснение и
этих остатков, и тогда возникает как бы единый мир с вытесненными
желаниями, приобретающими хар-р сновидений или грез.
Возражения.
Неверны предпосылки: что нужды ребенка даны ему с самого начала в
форме психич. образований, в форме желаний или потр-тей; что нужды
ребенка не удовлетворяются. Исслед-я Лисиной: начальной потр-тью
ребенка явл-ся потр-ть общения со взрослым. Мир ребенка – это прежде
всего взрослый чел-к. Мир ребенка – это всегда какая-то часть мира
взрослых, своеобразно преломленная, но часть объективного мира. И к
тому же, никакое удовлетворение потр-тей в воображаемом мире
невозможно.
К. Левин,
схематично взгляды:
1)
Психич. среда взрослого чел-ка
дифференцируется на слои с различ. степенью реальности.
2)
Возможны переходы из одного
плана в другой.
3)
Это есть и у детей, но у них
дифференциация различ. степеней реальности не так отчетлива и
переходы от уровня реальности к уровню ирреальности совершаются
легче.
4)
Осн. мех-мом перехода от слоев
различ. степени реальности к ирреальным слоям явл-ся замещение.
Осн. св-во игры: она имеет дело я с
явлениями, относящимися к уровню реальности в том смысле, что они
доступны наблюдению посторонних лиц, но значительно меньше связана
законами реальности, чем неигровое поведение.
Слиозберг
(исследования). В серьезной ситуации ребенок об. отказ-ся от
игрового замещения. В игре он часто отвергает реал. вещи или реал.
действия, предложенные ему взамен игровых. Оч. важным фактором
принятия замещения явл-ся степень интенсивности потр-ти. Чем сильнее
потр-ть, тем меньшей становится ценность замещающего действия.
Левин и Слиозберг:
игра – это особый слой реальности, но действия в игре по своей
динамике близки действиям в ирреальных слоях.
Пиаже.
Ребенок использует свое тело и отдел. движения для своеобраз.
моделирования положения, движения и св-в некот. предметов (указывал
и Запорожец). Исследование подражания приводит Пиаже к мысли, что
рождающийся мыслит. образ есть интериоризированное подражание. Т.о.,
по Пиаже, подражание есть выделившаяся из нерасчлененных сенсомотор.
движений чистая аккомодация к визуальным или акустическим моделям. А
игра – это прежде всего простая ассимиляция, функциональная или
воспроизводящая. Психич. ассимиляция есть включение объектов в схемы
повед-я, кот-е сами явл-ся не чем иным, как канвой действий,
обладающих способностью активно воспроизводиться.
Один из критериев игры по Пиаже –
освобождение от конфликтов.
3 осн. структуры игры по Пиаже:
·
игры-упражнения
·
символические игры
·
игры с правилами
Все они явл-ся формами повед-я, в
кот-х преобладает ассимиляция, но их различие в том, что на кажд.
этапе действительность ассимилируется разными схемами. Какова
структура мысли ребенка на данном этапе развития, такова и его игра,
ибо игра – ассимиляция действительности в соответствии со структурой
мысли.
Символическая игра есть
эгоцентрическая мысль в чистом виде. Осн. функция игры – защита «я»
ребенка от вынужденных аккомодаций к реальности. Символ, будучи
личным, индивидуальным, аффективным языком ребенка, и явл-ся
основным средством такой эгоцентрической ассимиляции.
Игра – такая эгоцентрич. ассимиляция,
в кот. исп-ся особый язык символов, создающий возможность ее
наиболее полной реализации.
Представления Пиаже об игре как
выражении бессознат. конфликтов и сближение символизма игры с
символизмом сновидений – близость его понимания игры
психоаналитическому.
Возражения: игра явл-ся не
консервативной силой, а, наоборот, деят-тью, производящей подлинную
революцию в отнош-и ребенка к миру, в том числе и в переходе от
центрированного мышления к децентрированному, играет прогрессирующую
роль в развитии ребенка. Символич. игра не есть эгоцентрич. мысль в
чистом виде, как думает Пиаже, а, наоборот, ее преодоление. В игре
ребенок действует со своими переживаниями, он выносит их вовне,
воссоздавая материально условия их возникновения, переводит их в
новую форму, гностическую (девочка, пораженная видом ощипанной утки,
валяется на диване и приглушенным голосом говорит: «Я – мертвая
утка»).
Пиаже считает, что в игре любая вещь
м/служить фиктивным заместителем для чего угодно. Но это не так.
Выготский: одни предметы легко заменяют другие, зд. неважно
сходство, а важно функциональное употребление, возможность выполнить
с заместителем изображающий жест.
Нельзя согласиться с Пиаже в сближении
символизма игры с символизмом сновидений.
Заслуга Пиаже: поставил проблему игры
в связь с переходом от сенсомоторного интеллекта к мышлению в
представлениях.
Шато.
Наслаждение, кот. ребенок получает в игре – это моральное
наслаждение. Оно связано с тем, чт в каждой игре есть опред. план и
более или менее строгие правила. Выполнение этого плана и правил
создает особое моральное удовлетворение. У ребенка нет др. сп-бов
самоутверждения, кроме игры. Самоутверждение у Шато – это выражение
стремления к совершенствованию и преодолению трудностей, к новым
достижениям.
Советская Ψ.
Ушинский подчеркивал значение игры для общего развития души (для
развития личности и ее моральной стороны), Сикорский – роль игры в
умств. развитии.
Виноградов – принимая в осн. теорию
Грооса, считает, что тот недостаточной учитывал «человеческие
факторы»: воображение, подражание, эмоциональные моменты.
Басов:
игра им. структурные особенности, наиб. характерным явл-ся отсут-е у
ребенка каких-л. опред. обязательств, эта свобода во
взаимоотношениях со средой приводит к особому виду поведения,
главной движущей силой и особенностью кот. явл-ся процессуальность.
Чел-к – активный деятель, отказ от чисто натуралистич. теорий игры,
видевших ее источники внутри личности, а не в системе
взаимоотношений ребенка с окружающей его действит-тью.
Блонский.
Игры:
1)
мнимые игры (манипуляции)
2)
строительные игры
3)
подражательные
4)
драматизации
5)
подвижные
6)
интеллектуальные
То, что мы называем игрой, есть, в
сущности, строительное и драматическое искусство ребенка. В проблеме
игры скрываются проблемы труда и искусства в дошкольном возрасте.
Выготский.
В играх детей примитив. чел-ка
происход. их подготовка к будущей деят-ти. Игра человеч. ребенка
тоже направлена на будущую деят-ть, но глав. образом на деят-ть
социал. хар-ра.
Игра – исполнение желаний, но не
единичных, а обобщенных аффектов. Центральным и характерным для
игровой ситуации явл-ся создание мнимой ситуации, заключающейся в
принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в
создаваемой самим ребенком игровой обстановке. Правила в игре есть
правила ребенка для самого себя, правила внутр. самоограничения и
самоопределения. В игре все внутр. процессы даны во внеш. действии.
Игра непрерывно создает такие ситуации, кот-е требуют от ребенка
действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего
сопротивления. Игра явл-ся хотя и не преобладающим, но ведущим типом
деят-ти в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции
развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития,
за игрой стоят изменения потр-тей и измен-я сознания общего хар-ра.
Рубинштейн.
Исход. особ-ть игры – особ-ти ее мотивов. Мотивы игры заключ-ся не в
утилитарном эффекте и вещном рез-те, кот. об. дает данное действие в
практич. неигровом плане, но и не в самой деят-ти безотносительно к
ее рез-ту, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка
сторон действит-ти. В игре действия явл-ся скорее выразительными и
семантическими актами, чем оперативными приемами.
Возникновение игры в онтогенезе.
Вся первая половина первого года жизни
проходит при опережающем формировании сенсорных систем. Важное
значение для последующего развития акта хватания имеют ощупывающие
движения руки. Сначала руки случайно наталкиваются на прдмет,
образ-ся последующее направление рук к объекту, когда он наход-ся на
опред. расстоянии от глаза, приведение в опред. положение кисти и
пальцев при виде предмета под опред. углом зрения. В ходе формир-я
акта хватания связь между зрит. восприятием и движением
устанавливается мгновенно. В процессе хватания, ощупывания формир-ся
связи между сетчаточным образом предмета и его действит. формой,
величиной, удаленностью, закладываются основы пространственного
предметного восприятия.
Развитие повтор. движений начин-ся с
похлопывания по предмету, потом они становятся более разнообразными.
В вызове и поддержании повторных и цепных действий с предметами
большая роль принадлежит ориентировочно-исследовательской деят-ти,
связанной с новизной предметов и разнообразием присущих им кач-в.
Ребенок преимущественного сосредоточивается на новом объекте и
хватает его. Манипулятивные действия на первом году жизни появл-ся
тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки, а
также регулируемые со стороны зрения координированные движения.
Ориентировка на новое, развивающаяся на протяжении всего второго
полугодия – это уже форма поведения, а не простая реакция.
Исчерпание возможностей новизны ведет к прекращению действий с
предметом. Эльконин не называет первоначальные манипулятивные
действия игрой. К концу первого года жизни непосредственное
эмоционал. общение ребенка со взрослым сменяется нов. качественно
своеобразной формой, развертывающейся в совмест. деят-ти со взрослым
и опосредованном манипуляциями с предметами. Ребенок ищет оценки и
одобрения взрослого.
Возникновение ролевой игры генетически
связано с формированием под руководством взрослых предметных
действий в раннем детстве. Предмет. действия – исторически
сложившиеся, закрепленные за опред. предметами общественные сп-бы их
употребления. Носителями предмет. действий явл-ся взрослые. Развитие
предмет. действий – процесс усвоения, происходящий под
непосредственным руководством взрослых. В ходе форми-я предмет.
действий ребенок прежде усваивает общ. схему действия с предметом,
связанную с его обществ. назначением, и лишь затем происходит
прилаживание отдел. операций к физич. форме предмета и условиям
осуществления действий с ним. Усвоение путем наблюдения за
действиями взрослых. 2 типа переноса: перенос действия с предметом в
другие условия и осуществление того же действия, но уже с
предметом-заместителем. Впервые замещение одного предмета другим
возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия
недостающим предметом. Порезать что-то ножом – используют палочку,
т.к. ею можно производить внешне те же действия.
Называние предметов: дети называют
предмет после того, как взрослый назвал его и после того, как с
предметом произведено действие.
Дети уже выполняют ряд действий,
производимых взрослыми, но еще не называют себя именем взрослых.
Лишь в самом конце раннего детства, между 2,5 и 3 годами появл-ся
первые зачатки роли: появл-ся называние куклы именем действующего
лица и появл-ся разговор ребенка от лица куклы. С куклами производят
действия, но это ряд ничем не связанных между собой отдел. действий,
нет логики в их развертывании: сначала баюкает, потом ходит, потом
кормит, потом качает на качалке… Нет логич. послед-ти, кот. есть в
жизни, действия м/повторяться по несколько раз. Лишь к самому концу
раннего детства начинают появляться игры, представляющие собой
цепочку жизненных действий. Об. в центре – кукла.
В ходе развития предмет. игры ребенок
не научается лучше действовать с предметами – владеть гребешком,
ложкой… М/б, в игровых действиях не происходит познания ребенком
нов. физич. св-в предметов. В предмет. игре усваиваются глав.
образом значения предметов, возникает ориентация на их обществ.
функцию, обществ. использование.
Происходит обобщение действий и их
отделение от предметов, возник-т сравнение своих действий с
действиями взрослых и называние себя именем взрослого.
Ребенок производит предмет. действия
сначала на тех предметах, на кот. они сформировались при помощи
взрослых; он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые
сначала взрослым; называет предметы именами замещаемых предметов
только после действий с ними и назывании их взрослыми игровыми
наименованиями; наз-т себя именем тех людей, действия кот.
воспроизводит по предложению взрослых.
à
Игра возникает не спонтанно, а при помощи взрослых.
Развитие игры в дошкольном возрасте.
Возникая на границе раннего детства и
дошкол. возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во
второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня.
Аркин
– 5 осн. линий развития игры:
1)
от малолюдных группировок ко
все более многолюдным
2)
от неустойчивых группировок ко
все более устойчивым
3)
от бессюжетных игр к сюжетным
4)
от ряда несвязанных между собой
эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету
5)
от отражения личной жизни и
ближайшего окружения к событиям общественной жизни
Рудик указ-т на ряд новых
симптомов:
1)
измен-е хар-ра конфликтов у
старших по сравнению с младшими
2)
переход, в кот. кажд. ребенок
играет по-своему, к игре, в кот. действия детей согласованы и
взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей
3)
измен-е хар-ра стимуляции игры,
кот-я в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем
– под влиянием замысла независимо от игрушек
4)
измен-е хар-ра роли, кот-ая
сначала носит обобщенный хар-р, а затем все больше наделяется
индивидуальными чертами и типизируется.
Игры в младш. возрасте носят
процессуальный хар-р; в сред. дошкол. возрасте роли имеют главное
значение, интерес игры для детей заключ-ся в выполнении роли; в
старшем возрасте детей интересует не просто та или др. роль, но и
то, насколько хорошо она выполняется.
Менджерицкая
– новые особ-ти дет. игры:
1.
развитие исп-ния детьми различ.
предметов в игре, кот-ое при замене реал. предмета игровым одет от
отдаленного сходства ко все большей требовательности в отнош-и
сходства
2.
сглаживание с возрастом
противоречий между придумыванием сюжета и возмож-тью его реализации
3.
развитие сюжета идет от
изображения внеш. стороны явл-й к передаче их смысла
4.
появление в старшем возрсте
плана хотя схематичного и неточного, но дающего перспективу и
уточняющего действия кажд. участника игры
5.
усиление и одновременно
изменение роли организаторов игры к старшему возрасту
Наблюдения Славиной.
Характерные черты игр старших детей.
Дети об. договариваются о ролях и затем развертывают сюжет игры по
опред. плану, воссоздавая объектив. логику событий в опред., строгой
последовательности. Кажд. действие ребенка им. логическое
продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки,
обстановка получают опред. игровые значения, кот. сохраняются на
протяжении всей игры. Дети играют вместе, их действия взаимосвязаны.
Действия подчинены сюжету и роли. Их выполнение не явл-ся само по
себе целью, они всегда им. служеб. значение, лишь реализуя роль,
носят обобщенный, сокращенный, цельный хар-р.
Игра младш. детей носит иной хар-р.
Малыши рассматр-т игрушки, выбирают наиб. привлекательные и начинают
индивидуально манипулировать с ними, длительно совершая однообразно
повторяющиеся действия, не проявляя интереса к тому, с какими
игрушками и как играет др. ребенок. Но детям важно, чтобы в игре
присутствовала роль и воображаемая ситуация, хотя фактически они
почти не обыгрываются. 2 мотивационных плана в игре: 1) непосредств.
побуждение действовать с игрушками, 2) взятие на себя опред. роли,
придающей смысл действиям, производимым с предметами.
Михайленко
ставила эксперименты. В предварит. сериях выяснялась возмож-ть
осуществления детьми элементар. форм игров. деят-ти по задаваемым
взрослым образцам. Дети от 1,5 до 3 лет. Сюжет задавался различ.
сп-бами. Первая серия – в словесной форме – зд. из 55 детей только
10 старше 2-х лет начали играть. Вторая серия – экспериментатор не
только рассказывал сюжет, но и разыгрывал его перед детьми. Из 45
детей, кот. не приняли сюжет в 1-ой серии, 32 ребенка приняли. Потом
специальная серия – чтобы перевести усвоенные элементар. действия с
сюжет. игрушками в игровые – предлагали детям воспроизвести действия
не с тем предметом, на кот. они были усвоены, а с
предметами-заместителями. Часть приняла по словесному предложению. а
часть только после показа.
В ходе обобщения и сокращения действия
изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление
куклы. Но хотя действия становились игровыми по форме, они не
являлись еще ролевыми. Михайленко предположила, что переход к
выполнению роли связан с 2-мя усл-ми: с отнесением ряда действий к
одному и тому же персонажу (доктор – выслушивает, дает лекарство,
делает укол…) и с принятием роли персонажа, кот. задан в сюжете, на
себя.
Развитие роли в игре.
Экспер-т. Первая серия: игры в самих себя, во взрослых и в
товарищей. Вторая серия: игры с нарушением последовательности
действий при выполнении ребенком роли. Третья серия: игры с
нарушением смысла роли.
Младшие дети отказ-ся играть в самих
себя, не мотивируя отказа. У сред. дошкол. от же отказ, но он всегда
заменяется предложением др. игры. Старшие деьти предлагают какое-л.
из об. занятий в кач-ве содержания игры или предлагают повторить
весь распорядок жизни дет. сада. Реализуя это содержание, дети
воспринимают отнош-я с экспер-ром не как игровые, а как серьезные.
Игра возможна только при наличии роли!
Роль воспитательницы берут охотно, а
роли детей старшие не хотят брать. Роль ребенка не м/служить
реализацией мотива игры (мотив игры – роль), а отнош-я с
воспитательницей для них уже не представл-ся существенными в
содержании их жизни.
Предложение взять на себя роли
товарищей у младш. детей встречает такое же отнош-е, как игра в
самих себя. А старш. дети, беря на себя роль др. ребенка, вычленяют
типичные для него действия, занятия, характерные черты поведения.
Наверное, младшие не могу это вычленить, потому и не берут такие
роли.
Суть игры – воссоздание соц. отнош-й
между людьми. Смысл игры для детей разн. возраст. групп меняется.
Для младших он в действиях того лица, роли кот. выполняет ребенок.
Для средних – в отнош-х этого лица к другим. Для старших – в
типичных отношениях лица, роль кот. выполняется ребенком. За кажд.
ролью скрываются известные правила действования или обществ.
повед-я.
Уровни развития игры:
Первый уровень.
1)
централ. содержание игры –
действие с предметами
2)
роли есть, но они опред-ся
хар-ром действий, а не определяют действие
3)
действия однообразны и сост-т
из ряда повтор-ся операций
4)
логика действий легко
нарушается без протестов со стороны детей
Второй уровень.
1)
осн. содержание игры – действие
с предметом, но на первый план выдвигается соответствие игрового
действия реальному
2)
рели называются детьми,
намечается разделение функций, выполнение роли сводится к реализации
действий, связанных с данной ролью
3)
логика действий опред-ся их
последовательностью в реал. действит-ти
4)
нарушение последоват-ти
действий не принимается фактически, но не опротестовывается,
неприятие ничем не мотивируется
Третий уровень.
1)
осн. содержание – выполнение
роли и вытекающих из нее действий, среди кот. начинают выделяться
специал. действия, передающие хар-р отнош-й к др. участникам игры
2)
роли ясно очерчены и выделены,
дети называют свои роли до начала игры, роли опред-т и направляют
поведение ребенка
3)
логика и хар-р действий
опред-ся взятой на себя ролью, действия становятся разнообразными,
появл-ся специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в
соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем
4)
нарушение логики действий
опротестовывается ссылкой на реал. жизнь
Четвертый уровень.
1)
осн. содержание игры –
выполнение действий, связанных с отношением к др. людям, роли кот-х
выполняют другие дети (роль воспитательницы: «Пока не скушаешь суп,
не получишь пирог»)
2)
роли ясно очерчены и выделены,
на протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения,
ролевые функции детей взаимосвязаны, речь носит явно ролевой хар-р
3)
действия развертываются в
четкой последовательности, строго воссоздающей реал. логику, они
разнообразны, ясно вычленены правила, ссылающиеся на реальную жизнь
4)
нарушение логики действий и
правил отвергается не просто ссылкой на реал. жизнь, но и указанием
на рациональность правил
Нарушение смысла роли
(в экспер-те роль ставилась в противоречие с действиями, кот-е д/б
производить ребенок). Просили так играть, что вагоновожатый раздает
билеты, а кондуктор ведет поезд. Вторая игры – мыши ловят кота. Дети
3-х лет, первая игра – вывести ребенка из роли невозможно,
т.р. роль слита для ребенка с предметами, с кот-ми он действует,
поэтому смена предметов есть смена роли. На следующем уровне –
иначе. Ребенок принимает новые функции вожатого, называясь
кондуктором, но, начав действовать как вожатый, входит в роль и
называет себя в единстве со сп-бом своих действий. На последнем
уровне (самые старшие дошкольники) дети принимают со смехом
предложение экспер-ра, м/действовать не в соответствии с ролью и
называть себя не в соответствии с содержанием своих игровых
действий.
Вопрос об устойчивости в подчинении
правилу. Ставили в
ситуацию, в кот. ради выполнения роли ребенок д/отдать
привлекательный для себя предмет или отказаться от выполнения
действия. 4 стадии в подчинении правилу в ролевой игре:
1)
правила отсут-т, т.к.
фактически нет и роли, побеждает непосредственный импульс
2)
явно правило еще не выступает,
но в случаях конфликта оно уже побеждает непосредственное желание
действовать с предметом.
3)
правило явно выступает в роли,
но еще полностью не опред-т повед-я и нарушается при возникновении
желание произвести др. привлекат. действие. При указаниях на
нарушение ошибка в выполнении роли сразу же исправляется
4)
повед-е опред-ся взятыми на
себя ролями, внутри кот. явно выступает правило повед-я, в борьбе
между правилом и желанием побеждает правило
Символизм в ролевой игре.
Соврем. ребенок живет не только в мире предметов, посредством кот.
удовлетвор-ся его потр-ти. но и в мире изображений и даже знаков
(картинки в книжках и т.д.). Процесс превращения предмета в игрушку
и есть процесс дифференциации означаемого и означающего предмета
рождения символа. Изучив разн. формы символич. функции (рисование,
конструирование, игра, употр-е знаков), Гетцер заключила, что уже в
3-хлетнем возрасте дети м/овладеть произвольным соединением знака и
значения à м/начинать
учить читать раньше, чем это делают обычно.
Луков: методика двойного
переименования предметов в игре.
Кол-во предметов, могущих выполнять необходимые по ходу игры роли
взрослых или детей и замещать предметы, специально ограничивалось с
целью вынудить детей использовать для замещения подобранные
экспер-ром предметы (Н., сначала лошадка – это ребенок в дет. саду,
потом – повар). В 3 года дети легко изменяют вслед за экспер-ром
назначение вещей в игре и их названия, но редко долго сохраняют за
вещью ее нов. игровое употр-е и название, постоянно возвращаясь к
первоначал. доигровому сп-бу действия с предметом и к прежнему
названию. В 5 лет дети сами активно ищут среди предложенных игрушек
необходимые для замены персонажей или предметов, а если не находят,
то соглашаются с предложениями экспер-ра, хотя и с некот. трудом.
Изменив сп-б действия с предметом и его название, ребенок прочно
сохраняет за предметом его новое назначение, даже если оно не
наход-ся в прямом соответствии с ег первонач., доигровым
употреблением. Условием для того, чтобы одна игрушка заменяла
другую, явл-ся не внешнее сходство, а возможность опред. образом
действовать с данной вещью (лошадь можно поставить, уложить, как
дитя, а шарик – нельзя). Для старших детей игровой сп-б действия по
отн-ю к замещающим предметам тоже оч. устойчив. По собств.
инициативе дети никогда не производят вторич. замены, поэтому
первоначальная поопытка экспер-ра разрушить принятое игровое
значение вещей наталкивается на некот. сопротивление, но после
нескольких таких измен-й дети охотно идут на дальнейшие вторичные
переименования.
Зд. мы видим отрыв сп-ба употребления
предмета от конкрет. вещи, за кот. этот сп-б первоначально
закреплен, а также отрыв слова от предмета.
Эльконин.
Первая серия – игра в переименование – перед ребенком ряд предметов,
он д/называть предметы др. именами, переименовывать. Вторая серия:
даны 4 предмета и их игровые наименования, с ними надо произвести
ряд действий (Н., карандаш – это нож, мяч – это яблоко: «отрежь
кусочек яблока»). Третья серия аналогична второй, но давали, Н., нож
в качестве карандаша и карандаш в качестве ножа – игровое
употребление предмета в конфликтной ситуации, при наличии реального
предмета.
Рез-т. Первая серия. Уже у детей 3 лет
простое переименование не вызывает затруднений. Но многие дети,
называя предметы новыми именами, делают ошибки, называя предмет или
его собственным именем, или другим. Наиб. кол-во ошибок падает на
младш. возраст (3-4 года). Переименование детьми предметов
ограничено теми предметами, кот-е по своим реал. св-вам позволяют
произвести требуемые новым наименованием действия. На протяжении
дошкол. возраста происходит значит. расширение закрепленных за
словом действий с предметом и ег св-в, что и создает возм-ти более
свободного, но все же ограниченного игрового переименования.
2 серия. Половина трехлетних детей
испыт-т затруднения при выполнении действий кормление собачки
яблоком (кубика – мячом). 4-летние дети лучше справляются с этой
задачей. У 5-летних нет заметного сдвига. 6-летние все справлялись с
задачами этой серии значительно свободнее, не было ни одного случая
невыполнения действия.
3 серия. Возрастает кол-во детей, кот.
не принимают игрового употр-я предметов. Особ. различий между
младшими и старшими дошкольниками зд. нет. Только 3-летние дают
значительное число отказов, а в остальных возрастах кол-во детей,
принимающих игровое употребление, почти одинаково, но у младших
детей сопротивление значительно больше, чем у старших. Введение
реального предмета усиливает связи предмета с действиями и ослабляет
связи слова с действиями или даже вовсе тормозит их.
В развитии игры 2 символизации:
1)
перенос действия с одного
предмета на другой, при переименовании предмета
2)
взятие ребенком на себя роли
взрослого чел-ка, при этом обобщенность и сокращенность действий
выступают как условие для моделирования соц. отнош-й между людьми в
ходе их деят-ти и тем самым прояснение их человеч. смысла.
Развитие отношений ребенка к правилам
в игре. Подвижные игры с
правилами.
Чем моложе дети, тем содержательнее и
непосредственнее д/б связь между правилами, которым д/подчинять свои
действия ребенок, и ролью, кот-ую он берет на себя.
Игра в эстафету
– подчинение непосредственного импульса бежать к экспериментатору
правилу бежать по сигналу. Только у самых младших детей есть
неподчинение правилу. Дети или бегут до окончания команды, или не
бегут и после ее окончания; непосредственный импульс бежать или
побеждает, или тормозится; между импульсом бежать и правилом еще нет
никакой борьбы. Уже в 4-летнем возрасте иначе: из 11 проб в 9
случаях подчинение правилу. Усложнение: игра в горелки, зд. команда
явл-ся более длинной, поэтому импульс бежать все время нарастает, и
сдержать его труднее. Дети 7 лет в отличие от 5-летних сознают свой
импульс и, =>, уже сознательно подчиняются
правилу. Введение сюжета повышает у младших детей возможность
подчинения правилу (при игре в паровоз лучше, чем в простой
эстафете). При введении сюжета происходит как бы отчуждение своих
действий, их объективация, отсюда возможность их сравнения и оценки,
=>, большая управляемость. Уже в сред.
дошкол. возрасте становится возможным подчинение игровому правилу,
не облеченному в ролевое содержание; в старшем дошкольном возрасте
игры с готовыми правилами занимают значительное место; в школьном
возрасте отодвигаются на второй план сюжетные ролевые игры.
Экспер-т – игра в отгадки.
Реб-к совместно с педагогом в отсутствие экспер-ра задумывал, какое
действие д/совершить экспер-р, педагог условливался с ребенком, что
они не скажут, что надо сделать, пусть отгадчик сам догадается.
Экспер-р выполнял роль отгадчика, якобы не знающего, какое действие
задумано. Ребенок одновременно имеет правило молчать и импульс
подсказать, они вступают в противоречие. Ребенок (4,5 года) идет по
линии желания, присутствие педагога на данной ступени не содействует
выполнению правила. На второй ступени (5-6 лет) повед-е меняется,
смысл игры для ребенка – не рассказать задуманное. Ребенок
руководствуется правилом, но с трудом справляется с желанием
подсказать. Дети прямо не подсказывают, но смотрят в упор на
задуманное, дают наводящие указания, рады, когда экспер-р угадывает.
Присутствие педагога или др. ребенка на этой стадии помогает
сдерживать желания. На третьей стадии (6,5 – 7 лет) для детей смысл
игры – не рассказать задуманное, побеждает правило, борьба не так
видна. Правило соблюдается, даже когда педагог отсутствует.
Развитие игры идет от развернутой
игровой ситуации и скрытыми внутри нее правилами к играм с открытыми
правилами и свернутой игровой ситуацией.
Игра «придумывание правил игры»
(дают игровое поле, солдат, всадников, командира, 2 шарика, надо
придумать с ними игру). Ступени:
1)
доигровая; правила отсут-т, нет
оформленного сюжета, действия детей сводятся к манипулированию
игрушками
2)
появл-ся элементы сюжета и
ролей, выделяется командир, игра в осн. сводится к построению и
маршировке, отдел. эпизоды игры между собой не связаны, ясных правил
нет
3)
выступает сюжет, разыгрывается
война, правила тесно связаны с сюжетом, правила не обобщены, но по
ходу игры отдел. правила формируются
4)
правила вычленяются и
формулируются до начала игры, появл-ся и чисто условные правила,
независимые от сюжета и игровой ситуации
Игра и психическое развитие.
Игра и развитие
мотивационно-потребностной сферы.
Выготский
на первый план выдвигал проблему мотивов и потр-тей как центральную
для понимания самого возникновения ролевой игры (прав), указал на
противоречия между рождающимися новыми желаниями и тенденцией к их
немедленной реализации, кот. не м/б осуществлена.
Леонтьев.
Предмет. мир, осознаваемый ребенком расширяется, не со всеми
предметами ребенок в состоянии действовать. Для ребенка еще не
существует отвлеченной теоретич. деят-ти, осознание выступает у него
прежде всего в форме действия. Ребенок стремится вступить в
действенное отношение не только с доступными ему вещами, он
стремится действовать как взрослый.
При переходе от
предмет. игры к ролевой непосредственно в предметном окружении детей
существенного измен-я м/и не произойти. Ребенок все так же моет
куклу, укладывает ее спать. Но все эти предметы и действия с ними
включены теперь в нов. систему отнош-й ребенка к действит-ти, в нов.
аффективно-привлекательную деят-ть, благодаря этому они объективно
приобрели новый смысл. Превращение ребенка в мать, а куклы в ребенка
приводит к превращению купания, кормления, приготовления пищи в уход
за ребенком. В этих действиях выражается теперь отношение матери к
ребенку – ее любовь и ласка, а может быть, и наоборот; это зависит
от конкрет. усл-й жизни ребенка, тех конкрет. отнош-й, кот-е его
окружают. Обобщенность и сокращенность игровых действий явл-ся
симптомом того, что такое выдел-е человеч. отнош-й происходит и что
этот выделившийся смысл эмоционально переживается.
Знач-е игры не ограничивается тем, что
у ребенка возник-т новые по своему содержанию мотивы деят-ти и
связанные с ними задачи. Существенно важным явл-ся то, что в игре
возникает нов. психологич. форма мотивов. Гипотетически
м/представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов,
имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных
желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на
грани сознательности.
Игра и преодоление «познавательного
эгоцентризма».Ж. Пиаже
характеризует осн. кач-во мышления детей дошкол. возраста, отт кот.
зависят все остальные, как познавательный эгоцентризм –
недостаточное отграничение своей точки зрения от др. возможных, а
отсюда и ее фактическое господство. Ролевая игра приводит к
изменению позиции ребенка – со своей индивидуальной и специфически
детской – на новую позицию взрослого. Игра явл-ся деят-тью, в окт.
происход. осн. процессы, связанные с преодолением познават.
эгоцентризма.
Задача Вине о трех братьях. Правильно
указывая, сколько у него братьев, ребенок не м/правильно указать,
сколько братьев у кого-л. из его братьев, т.е. встать на их точку
зрения. Экспер-т Недоспасовой: задача от трех братьях предлагалась
не по отношению к своей семье, а по отнош-ю к чужой или условной
семье, зд. эгоцентрич. позиция и вовсе не проявлялась или
проявлялась в значительно меньшей степени. Т.о. в условиях
экспериментал. игры удалось преодолеть феномен познават.
эгоцентризма.
Игра и развитие умственных действий.
Гальперин установил осн. этапы формир-я умственных действий. Если
исключить этап предварит. ориентировки в задаии, то формир-е умств.
действий и понятий с заранее заданными св-вами прооходит закономерно
след. этапы:
1)
этап формир-я действий на
материал. предметах или их материальных моделях-заместителях
2)
этап формир-я того же действия
в плане громкой речи
3)
этап формир-я собственно
умственного действия (иногда еще есть и промежут. этапы, Н.
формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т.п.)
В игре ребенок уже действует со
значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные
заместители – игрушки. Опора на предметы-заместители и действия с
ними все более и более сокращается. Т.о., игровые действия носят
промежуточный хар-р, приобретая постепенно хар-р умственных действий
со значениями предметов, совершающихся в плане громкой речи и еще
чуть-чуть опирающихся на внеш. действие, но приобретшее уже хар-р
обобщенного жеста-указания. В игре формир-ся предпосылки к переходу
умств. действий на этап умств. действий с опорой на речь.
Дж. Брунер:
роль предварит. манипуляций с материалом (элементами орудий) для
последующего реш-я интеллектуал. задач. Он высоко оценивает знач-е
игры для интеллектуал. развития, т.к. в ходе игры м/возникать такие
комбинации материала и такая ориентация в его св-вах, кот-е
м/приводить к последующему использованию этого материала в кач-ве
орудий при реш-и задач.
Игра и развитие произвольного повед-я.
В игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в
пользу выполнения взятой на себя роли. В игре происходит
существенная перестройка повед-я ребенка – оно становится
произвольным, т.е. осуществляется в соответствии с образцом и
контролируется путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
Во всех возрастных группах
длительность сохранения позы неподвижности (Н., часовой) в ситуации
выполнения роли превышает показатели сохранения той же позы в
условиях прямого задания. Большое значение им. мотивация деят-ти.
Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, стимулирует
выполнение действий, в кот-х роль находит воплощение. В присутствии
группы поза неподвижности выполнялась длительнее и более строго, чем
в ситуации одиночества. Присутствие других как бы усиливало контроль
за своим поведением. Ребенок в игре выполняет 2 функции: выполняет
свою роль и контролирует свое поведение, т.е. имеется рефлексия,
поэтому игру м/считать школой произвольного поведения. |