Психология личности
правонарушителя
4.1. Психологическое
понятие личности правонарушителя
В любом
противоправном деянии отражаются психологические особенности
человека, его отношение к обществу и праву. Известный отечественный
психофизиолог В.М. Бехтерев писал, что"... в таком деле как
преступление отражается вся личность субъекта и даже более того вся
его психофизическая организация". (Бехтерев В.М. Об
экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб,
тип. "Энергия", 1902) Противоправная (в том числе преступная)
деятельность оказывает существенное влияние на личность
правонарушителя, хотя и реализации такой деятельности способствуют
некоторые психологические свойства индивида. Причем известна
тенденция, связанная с тем, что чем богаче противоправный опыт, тем
глубже изменения, которые произошли в личности правонарушителя.
Наряду с этим в самой антиобщественной деятельности проявляются
относительно константные психологические свойства той или иной
личности правонарушителя. На учете этого обстоятельства основывается
ряд розыскных и следственных действий: составление психологического
портрета преступника, розыск по способу совершения правонарушения,
по преступному "почерку", раскрывающему особенности криминальной
квалификации и т.д.
В юридической
психологии широко известен эксперимент с моделированной тюрьмой,
проведенный под руководством американского психолога, профессора
Ф.Д. Зимбардо. В этом эксперименте изучалась динамика поведения и
развитие межличностных отношений в условиях моделирования тюремной
ситуации, в которой испытуемые в течение достаточно продолжительного
времени исполняли роли заключенных и надзирателей. В качестве
испытуемых выступали студенты колледжа мужского пола. Основной вывод
заключался в том, что такая моделируемая, по существу искусственная,
ситуация развивалась в почти реальную психологически напряженную
ситуацию тюремного заключения. Испытуемые - заключенные ощущали в
себе потерю личностной идентичности и самоконтроля над собственным
поведением, что влекло за собой возникновение синдрома пассивности,
зависимости, подавленности и беспомощности. Все испытуемые
надзиратели (за редким исключением), наоборот, ощущали в себе
прирост социальной власти социального статуса и возросшую
корпоративную идентификацию, что само по себе стимулировало их
пребывание в такой профессиональной роли. Наиболее драматичным
моментом в поведении заключенных, стремившихся адаптироваться в
такой стрессовой ситуации, было появление крайней эмоциональной
обеспокоенности, что часто вызывало необходимость прекращать
эксперимент досрочно. Поведение, по крайней мере, одной трети
надзирателей было расценено как гораздо более агрессивное и
антигуманное по отношению к заключенным, чем предполагалось для
моделированной ситуации такого типа.
Этот
эксперимент позволяет придти к заключению, что смена образа жизни,
социальной роли и статуса решающим образом влияет на поведение
личности и влечет фундаментальные изменения целой системы личностных
свойств. Поэтому можно сказать, что "отход" человека от
законопослушного поведения и переход к противоправной деятельности,
безусловно, существенно отражается на его личностных качествах. Для
личности правонарушителя характерны устойчивые психологические
образования и временные психические состояния, отличающие от
личности законопослушного гражданина. Одним из серьезнейших
изменений в ценностно-мотивационной сфере личности правонарушителя
является отклонение в сфере правовых ценностей и норм. Негативное
отношение правонарушителя к правоохраняемым ценностям тесно связано
с нравственными отклонениями, выражающимися в аморальных поступках и
безнравственном поведении. Система отклонений от нормативно-правовых
предписаний у правонарушителя может характеризоваться различной
глубиной и устойчивостью, действовать не только в сфере нарушений
уголовного законодательства, но и иных правовых норм (гражданского,
семейного, административного, трудового права).
Личность
правонарушителя представляет собой совокупность взаимосвязанных
личностных черт и образований, ядром которых являются негативные
свойства, образовавшиеся в результате смены образа жизни, социальных
ролей и характера контактов с другими людьми.
4.2. Особенности
социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом
и юношеском возрасте
Социализация
представляет себе процесс формирования личности в определенных
социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного
опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют
ряд стадий социализации:
1)
первичная или ранняя социализация (от рождения до
подросткового возраста);
2) стадия
индивидуализация, характеризующая стремлением индивида
выделить себя среди других, критически осмыслить
общественные нормы поведения;
3) стадия
интеграции, отражающая желание человека найти свое место в
жизни, "влиться" в общество;
4) трудовая
стадия;
5)
послетрудовая стадия.
Отклоняющееся, в
том числе противоправное поведение связано со следующими дефектами
социализации:
- дефекты в организации
воспитания, приводящие к развитию антиобщественной ориентации и
асоциальной мотивации;
- дефекты в понимании и
выполнении социальных ролей, приводящие либо к отрицанию роли,
непониманию ее социальной значимости, а также к уклонению от
исполнению роли;
- дефекты в системе общения
(сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся
поведением, невозможность удовлетворения потребностей в
эмоциональном контакте, самоутверждения и т.д.);
- дефекты индивидуального
социального опыта, зависящие от ошибок в воспитании, специфики
общения (например, в семье), усвоения норм асоциального
поведения и т.д.;
- дефекты социального контроля,
зависящие от недостаточной эффективной деятельности семьи,
учебно-воспитательных и производственных организаций,
правоохранительных органов;
- дефекты социальной адаптации,
отражающие, в частности, процессы миграции и урбанизации.
Для понимания
позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес
психосоциальная концепция развития личности, предложенная известным
американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает
тесную связь психики индивида и особенностей общества, в котором он
живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в
определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей
("групповая идентичность" по Эриксону). Но с другой стороны у
ребенка формируется и эгоидентичность, то есть чувство личностной
устойчивости и непрерывности своего "Я". Дефекты отношения к ребенку
со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в
формировании его личности.
Психосоциальная
концепция развития личности Э. Эриксона:
+ окончательная
форма эгоидентичности "принятия себя, жизни", мудрость
- разочарование в жизни |
Стадия 8
старость
после 50
лет |
+
творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о
детях, удовлетворенность жизнью
-
опустошенность, застой, регрессия |
Стадия 7
зрелость до
50 лет |
+ чувство
близости, интимности, единство с людьми, любовь
- изоляция,
одиночество |
Стадия 6
молодость
от
20 до 25
лет |
+ цельная
форма эгоидентичности, находит свое "Я", верность себе,
признание себя людьми
- диффузия
идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел
свое "Я", непризнание людьми, "путаница ролей", враждебность |
Стадия 5
юношеский
возраст
от 11 до 20
лет |
+
уверенность в себе, компетентность
-
неполноценность, неверие в свои силы |
Стадия 4
школьный
возраст
от 6 до 11
лет |
+
инициативность, целеустремленность, активность,
предприимчивость, самостоятельность
-
пассивность, подражание образцам, вина |
Стадия 3
дошкольный
возраст
игры от 3
до 6 лет |
+
автономия, самостоятельность, опрятность, воля
- сомнение,
стыд, зависимость от других |
Стадия 2
ранний
возраст
от 1 до 3
лет |
+ базальное
доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни
- базальное
недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти. |
Стадия 1
младенчество |
Обязательному учету в процессе социализации и
формировании личности правонарушителя подлежат кризисы возраста.
Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех,
семи и 13 лет. (Выготсктй Л.С. Проблемы возрастной периодизации
детского развития. Вопросы психологии,1972,N2,с.114-123). Кризисы
новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так
называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной
перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис
одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно,
связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием
самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают
особый психологический этап, переход к новому высшему периоду
развития.
Из
всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как
для самих ребят, так и для тех, кто занимается их воспитанием
(родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста.
Для него характерным является эмоциональная неустойчивость
подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность,
неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости
и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность,
особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями
объясняется тем, что меняется система отношений подростка с
окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости
он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками.
Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток
становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно
чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению
советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много
поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми
и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая
несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства
подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и
наказания.
В литературе
выделяют несколько типов неправильного воспитания (Столяренко Л.Д.
Основы психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во "Феникс",1997,с.100-101):
а)
безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что
дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске
"увеселений" и попадают под влияние "уличных" компаний и
противоправных группировок. Безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних по подсчетам социологов насчитывается в
России более 2 миллионов человек;
б)
гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением
ребенка, многочисленных запретах со стороны воспитателей и
строгих приказаниях;
в)
воспитание по типу Золушки, то есть в обстановке
безразличия, холодности, бесчувствия;
г)
"жестокое воспитание", когда за малейшую провинность ребенка
наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказанием;
д)
воспитание в условиях повышенной моральной ответственности -
с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать
многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него
возлагаются недетские непосильные заботы.
Для
ранней или первичной социализации огромное значение имеет
формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает
образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции
взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в
родительской семье могут приобретать криминогенное значение.
Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют
эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, чаще
всего у них формируются такие качества, как коллективизм,
доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность,
инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д.
Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие
заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной
криминального поведения. (Криминология: Учебник / Под ред. акад.
В.Н. Кудрявцева, проф.В.Е.Эминова.-М.:Юрист,1995,с.95-97). К числу
других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к
нравственным и правовым запретам, их образцы противоправного
поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные
последствия может иметь доминирование в семейном воспитании
удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его
духовному развитию.
Негативные
результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения
подростка связано с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М.
Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших
корыстные преступления, показано, что причиной их включения в
антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо
отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся
эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в
неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица
старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу,
уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно
сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что
"недополучил" от отца. (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.
Психология преступника и расследования преступлений. -М.:
Юрист,1966).
Потребности общения
и самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных
условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Если это по
каким-то причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в
неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме
асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и
т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих
антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию
поведения.
Несовершеннолетние
правонарушители по сравнению с подростками, правонарушений не
совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и
интеллектуального развития, в том числе:
- различные нарушения в
деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного
развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в
том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и
инфекционных заболеваний);
- ярко выраженные, начиная с
детского возраста, невропатологические черты и
патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость,
плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость,
капризность, аффективность, раздражительность, постоянное
беспокойство, нарушение сна, речи и др.);
- заболевание алкоголизмом;
- явления физического
инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная
работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в
физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
- пониженный уровень
интеллектуального развития, создающий трудности в общении со
сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий
приобретение необходимой информации и социального опыта.
(Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф.
В.Е. Эминова -М.: Юрист,1995,с.290-291)
4.3. Психологические
особенности личности правонарушителя
Кардинальным
вопросом для юридической психологии является нахождение
психологических различий между личностью правонарушителя
(преступника) и законопослушного человека. Сравнительное
психологическое и социологическое исследование личности преступников
и законопослушных граждан позволило сделать ряд важных выводов об
особенностях личности преступника. Преступник - это личность со
значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие
неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной
отчужденности от общественных ценностей и социально полезного
общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в
межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем.
Для преступников характерным является низкий уровень социальной
адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных
малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и
т.п./. (Криминология: Учебник /Под ред акад. В.Н. Кудрявцева, проф.
В.Е. Эминова - М.:Юрист,1995,с.80-81) Необходимо также отметить
деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является
допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета.
Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и
правоохраняемым ценностям коррелирует с установкой на их нарушение.
Деформации в
ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие
интереса к обучению или производительному труду, с другой стороны,
демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию
модной одеждой и т.п. Совершение преступлений как раз имеет своей
целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и
интересов. Проведение досуга правонарушителями связано с
употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в
сексуальные связи и т.п.
У
многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная
сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к
страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается
эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к
неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные
изменения воли и волевых качеств.
Анализ мотивационной сферы правонарушителей
позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения.
Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается
в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении
"жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что
"попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность,
не создает установок на преодоление жизненных трудностей,
долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности,
импульсивности в действиях и поступках.
Свойства, характеризующие познавательную сферу правонарушителя,
принимают порой разновидность неадекватных познавательных
стереотипов и ригидных стандартов восприятия других людей,
социальных ситуаций. Прежде всего это проявляется в ригидности,
малоподвижности восприятия, его негибкости, в приписывании другому
человеку свойств, которыми он не обладает или, наоборот, "обеднение"
содержания личности другого человека. Своеобразно восприятие
правонарушителями работников правоохранительных органов, которых они
поголовно относят к категории "Они", то есть лиц, специально
поставленных, чтобы карать, судить, наказывать притеснять и т.д.
Имеющиеся факты показывают, что насильственным преступникам присущи
такие качества, как пренебрежение интересами личности, неуважение к
чести, достоинству и здоровью другого человека. Корыстные
преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть и стяжательство,
стремление уклониться от производительного труда. Хулиганы проявляют
черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения в
обществе и несдержанности. Среди характерологических качеств
правонарушителей часто называют недисциплинированность,
неорганизованность, недоверчивость, замкнутость, лень и др.
В
зависимости от преобладания тех или иных личностных свойств, степени
выраженности асоциальных установок, уровня криминальной
зараженности, криминального опыта и квалификации и других оснований
может быть проведена психологическая классификация правонарушителей
(преступников). Любопытна в этом смысле классификация В.М.
Бехтерева, который подчеркивал, что в одних случаях в основе
преступления лежат особенности эмоциональной сферы, необычайная
раздражительность, импульсивность. Таких лиц он называет
"преступники по страсти". В других случаях преступность имеет
причиной недоразвитость нравственной сферы, стремление удовлетворить
свои потребности без особого труда. Такие преступники обычно
совершают противоправные действия с обдуманным намерением и умыслом.
В.М. Бехтерев называет их "преступниками, лишенными нравственного
чувства" или "врожденными преступниками". Третья категория - это
слабоумные преступники, которые вследствие недостатков в
интеллектуальной сфере не могут оценить значение прав собственности
и различий между добром и злом. Четвертая категория - "преступники с
ослабленной волей", отличающиеся ленью и неспособностью к
систематическому труду. Известна классификация преступников,
проведенная профессором С.В. Познышевым. (Познышев С.В. Очерки
тюрьмоведения - М.:1915) Прежде всего он разделял преступников на
эндогенных (совершивших преступления в силу внутренних, личностных
факторов, сознательно вставших на преступный путь ) и экзогенных
(вставших на преступный путь в силу влияния внешних обстоятельств,
сложившейся жизнен- ной ситуации, других людей). Затем в этой
классификации выделяются профессиональные преступники
(профессионалы) и криминолоиды. В заключение даются 4 категории
преступников:
а)
эмоциональные;
б)
нравственно ослабленные;
в)
эмоциональные и одновременно нравственно ослабленные;
г)
совершившие преступление в состоянии возбуждения под
влиянием наркотиков и алкоголя.
Проф. А.Г. Ковалев
выделяет в своей классификации:
1)
глобальный преступный тип, характеризующийся полной
преступной зараженностью и большой степенью общественной
опасности;
2)
парциальный преступный тип, характеризующийся внутренней
"раздвоенностью", сочетанием в себе черт нормального
социального типа поведения и черт преступника;
3)
предкриминальный тип, отражающий потенциальную возможность
лица стать преступником, попав в определенную ситуацию, так
как у него снижена нравственная и психологическая
устойчивость.
|