Выдержки из произведения.
В полном объеме вы можете скачать текст в архиве
ZIP по ссылке расположенной выше
СОДЕРЖАНИЕ Раздел
1. Введение в
психологию................................................................4
§ 1. Значение психологических знаний в жизнедеятельности
человека.....................................................................4
§ 2. Предмет и методы психологических
исследований........................5 Раздел 2. Индивидуальные
особенности личности, проявляющиеся в поведении, деятельности,
общении........................................................................................................10
§ 1. Оценка личности и
самооценка.......................................................10
§ 2. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля
деятельности и
общения................................................................12
§ 3. Характер
человека.............................................................................22
§ 4. Психические познавательные
процессы.........................................26 § 5.
Эмоциональная сфера
человека.......................................................34 §
6. Строение мотивационной сферы
человека....................................41 Раздел 3. Психология
взаимоотношений в группе..................................47 § 1.
Малая группа и ее основные
характеристики................................47 § 2. Структура
социальной власти в малой группе. Типология стилей
руководства...............................................................49
§ 3. Теория и практика межличностных
конфликтов...........................51 Раздел 4.
Социально-психологический анализ общения........................57 §
1. Общение и его
функции...................................................................57
§ 2. Виды межличностного
общения......................................................59 § 3.
Восприятие человека человеком. Типовые схемы формирования первого
впечатления..........................60 § 4. Фазы
общения....................................................................................62
§ 5. Средства
общения.............................................................................62
Раздел 5. Искусство эффективного межличностного
общения..............66 § 1. Эффективность
слушания................................................................66
§ 2. Правила
самоотдачи..........................................................................68
§ 4. Современный
этикет.........................................................................71
Заключение..................................................................................................74
Словарь основных психологических
понятий.........................................75 3
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ § 1. Значение психологических знаний
в жизнедеятельности человека В настоящее время все более настойчиво
и активно пробивают себе дорогу в нашей стране социальные и
экономические процессы, вызы-вающие интерес к проблемам
межличностных отношений не только со стороны представителей тех
профессий, для которых общение входит составной частью в их
служебные обязанности. "Коммуникативные" барьеры стоят не только
перед людьми, говорящими на разных языках, но и перед теми, кто
занимает различные позиции в системе распределе-ния труда, а также у
лиц, имеющих высокий образовательный уровень, но недостаточное
знание гуманитарных дисциплин, или у тех, кто толь-ко ступает на
трудовой путь. В любом из этих случаев самая серьезная проблема, с
которой сталки-вается человек в своей творческой или практической
деятельности - это взаимоотношения с людьми. И здесь недостаточно
знать математику, экономику и кибернетику. Требования к личности
специалиста с высшим образованием резко из-менились. Сейчас после
окончания ВУЗа он должен рассчитывать на се-бя, свои возможности,
способности, уметь адаптироваться в новой об-становке, быстро и
творчески решать поставленные жизнью проблемы. Не менее важно быть
специалистом по работе с людьми: уметь ясно и доходчиво объяснить
свою идею, уметь строить взаимоотношения с людьми, быть понятым и
приятным в общении, уметь слушать, уметь избегать конфликтов - такой
человек гораздо успешнее делает свою карьеру. Специалист с высшим
образованием должен обладать высокой психо-логической культурой,
которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.
Психологическая культура включает три необходи-мых элемента:
познание себя, познание другого человека, умение об-щаться с людьми
и регулировать свое поведение. Практики доказали, что успех человека
в его трудовой деятельности на 85% зависит от его коммуникативной
компетенции, от его желания трудиться. Здесь и при-ходит на помощь
современная практическая психология, которая объе-диняет достижения
всех отраслей психологического знания, необходи-мых для решения
сложных проблем поведения человека в социуме и прогнозирования его
поведения. Однако чтобы эффективность овладения знаниями, в том
числе и пси-хологическими, была высокой, человек должен прийти к
пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу же
совмещаемый с практи-кой) должен стать внутренней потребностью. Эти
сведения мо-гут помочь найти пути и способы перестроить себя, свое
мышление и 4
поведение, что в конечном счете должно привести и к более успешному
общению. Каждому человеку важно уметь вскрывать свои внутренние
психоло-гические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и
других людей, выявлять темперамент, характер, направленность
личности, от-ношение к деятельности и жизни, ожидаемое эмоциональное
поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях,
деловые свой-ства. Практика свидетельствует, что человек,
пренебрежительно отно-сящийся к психологическим знаниям, всегда
ставит под удар либо свою собственную судьбу, либо судьбу своих
подопечных. Задача психологии и психологов - помочь человеку
разобраться в се-бе, в своих сложных проблемах и найти рациональный
выход из сло-жившихся ситуаций без значительных нервно-психических
напряжений. Таким образом, интерес современной
социально-психологической науки и практики сосредоточен вокруг
изучения проблем человеческого общения в его межличностных и
межгрупповых формах, исследования социально-психологических свойств
и качеств личности. Эти сведения имеют колоссальное прикладное
значение, так как вся сфера человече-ской жизни пронизана общением,
внутри и межгрупповым взаимодейст-вием. И овладение этими сведениями
поможет современному специали-сту любой профессии создать для себя
атмосферу наиболее эффективной работоспособности. Рыночная система
потребует избавиться не только от стереотипов мышления, но и от
стереотипов поведения. § 2. Предмет и методы психологических
исследований Термин "психология" появился в научном употреблении
лишь в сере-дине прошлого века. Однако история этой науки, как
изучение души че-ловека, его психического мира методом
самонаблюдения и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в
философские и медицинские учения. Путь развития научной психологии
был не простым, он отражает мно-гообразие и сложность практики, а
также жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии
носили сугубо теоретический харак-тер, но затем, особенно в связи с
развитием производства и техники на первый план выдвинулись
практические проблемы (работоспособ-ность, взаимоотношения в группе,
мотивация поведения и т.д.). Психология богата парадоксами. Как
науку ее знают в основном те, кто специально ею занимается. Вместе с
тем, психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле
знают все. То, что изучает пси-хология, хорошо известно каждому по
собственному опыту. В чем же суть и особенности психологии
межличностных отношений? Ее научно-практический смысл состоит в том,
что она всегда имеет дело с реаль-ным объектом, в котором есть все:
и личностная структура, и система психических процессов, свойств,
функций, и система функциональных и 5
прочих психических состояний со своей динамикой. В центре внимания
этой науки стоит реальный живой человек со всеми его особенностями,
включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессио-нальную,
бытовую и личную). Психология является весьма разветвленной системой
наук. Фундаментальные - общая психология, психофизиология,
социальная психология, психология личности. Эти науки имеют значение
для пони-мания психологии и поведения людей, независимо от их
конкретной деятельности. Наряду с этим в середине двадцатого века
наблюдается активный процесс дифференциации психологии на
многочисленные прикладные отрасли, исследующие поведение и
психологию людей, занятых тем или иным видом деятельности:
медицинская психология, инженерная, кос-мическая, спортивная,
творческая, психология управления и т.д. Среди новых - психология
компьютеризации - отрасль малоисследованная. Ка-кие последствия для
психики человека могут иметь информационные технологии?
Взаимодействие с компьютером - своего рода общение, диалог с
компьютером может быть пассивным и активным. Как он влия-ет на
человеческое общение? Что происходит с творческим мышлением
человека, погруженного в компьютеризованный мир? Эти и подобные
вопросы относятся к центральной проблеме изучения психологических
последствий компьютеризации. Развиваясь и как теоретическая наука,
психология все ближе подходит к практике. И возникает необходимость
интеграции знаний из различ-ных областей психологии для решения
жизненно важных проблем кон-кретных людей. Изучая психологию и
поведение человека, ученые ищут их объясне-ние, с одной стороны, в
биологической организации, в устройстве и функционировании
организма, а с другой - в законах общественного развития. В
частности, изучается связь между биологическим и психоло-гическим
развитием человека, а также зависимость психики и поведения человека
от социальной роли, которую он выполняет, вида деятельности, в
котором участвует, от его разнообразных отношений с окружающими
людьми. В соответствии с этим пониманием мы и рассматриваем
структуру курса. Логика такого разделения заключается в том, что в
центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, который
должен знать и понимать себя и другого человека, включенного в
групповые отноше-ния, знание которых помогает человеку рационально
строить свое пове-дение. Кроме того, что не менее важно,
раскрываются возможности и особенности поведения человека в основных
сферах его жизнедеятель-ности: профессиональной, личной и обыденной
жизни. Это дает воз-можность подойти к пониманию того, что такое
внутренняя гармония 6
человека, как сам человек может способствовать ее развитию и
укрепле-нию психического здоровья. Методы психологических
исследований. Общая тенденция, которая отчетливо проявилась в
улучшении мето-дов исследования в разных науках за последнее
столетие, заключается в их математизации и технизации. Эта тенденция
проявилась и в психо-логии, придав ей статус достаточно точной
экспериментальной науки. Сейчас в психологии используется радио и
видеотехника, электронная техника. Наряду с математизацией и
технизацией методов исследования в пси-хологии не утратили своего
значения и до сих пор принимаются общие, традиционные методы сбора
информации, такие как наблюдение и опрос (см. табл. 1). Причин их
сохранения много: явления, изучаемые в психологии, уни-кальны и
сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и
описать в точных математических формулах. Несмотря на то, что
современная математики и техника сами по себе чрезвычайно слож-ны,
они по сравнению с явлениями, которые изучает психология, оста-ются
достаточно простыми. Для исследования тонких явлений и
психо-логических категорий, которыми занимается психология, во
многих слу-чаях они попросту не подходят. Наблюдение. Это первый из
методов, применяемых для сбора пер-вичных данных. Он имеет несколько
различных вариантов: а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных
о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за
ним со стороны; б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение -
применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу
изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно
непосредственно представлено его сознанию. Переживая соответствующее
явление, он как бы наблюда-ет за собой, за своими ощущениями,
пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми,
которые ведут самонаблюдение по его заданию; в) свободное наблюдение
не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект;
г) стандартизованное наблюдение, напротив, ведется по определен-ной,
заранее продуманной программе и строго следует ей; д) при включенном
наблюдении исследователь сам выступает в качест-ве непосредственного
участника того процесса, за которым ведется на-блюдение. Так,
исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор мо-жет включиться
сам в эти отношения, одновременно не прекращая за ними наблюдать;
7
Таблица 1 Основные методы |
|