Работа со сновидениями
Мой подход к работе со сновидениями
сформировался под влиянием многих психологических течений. Пожалуй
даже, не только психологических, но и философских, и, отчасти,
эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель сновидений и,
как она ими достигается надо, иметь представление о душевном
устройстве человека. А в моем случае это представление носит скорее
философско-мистический характер, чем строго психологический.
Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое
представление о структуре и динамике психики. Надо сказать, что не
существует правильной теории сновидений, как не существует в
психологии и правильной теории личности. Каждый психолог
разрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более
фундаментальных разработках.
У меня тоже к сновидениям свой
собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой
вариант - это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах
и, что удалось приспособить для себя. Как и положено, все
эксперименты по началу ставились на самом себе - именно мои
собственные сновидения были первичным материалом для анализа.
Рассказывать о том, каким мне видится устройство души, не буду - это
предмет отдельного разговора. Скажу лишь, что, по моему
представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек
чрезмерно развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей
личности, то разными способами психика стремится вернуть человека на
"путь истинный". Сновидения - это первая ласточка. Сначала душа
через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не так в
его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более
мощное средство - тревожные сны, а на следующем этапе - кошмары.
Можно сказать, что цель сновидения
- удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать
заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что,
понимая язык своих сновидений, человек может обойти очень многие
мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы и
займемся.
Сновидения я рассматриваю, как
тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим смыслом.
Действующие лица и отдельные объекты таких постановок - это
отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма - это
иллюстрация к связям и взаимоотношениям между этими аспектами,
рассказанная эзоповым языком. Пользуясь другой терминологией, можно
сказать, что каждый образ сновидения (персонаж или пассивный объект)
- это метафорическая персонализация какой-то психической структуры.
То есть, все происходящее в сновидении - это отображение
происходящих в душе процессов. Поэтому, я очень осторожно отношусь к
"вещим" снам. Я не говорю, что их не бывает - бывают, но только
редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека,
это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и не
предупреждает о надвигающейся беде. Это может означать, что, в
метафорическом смысле, для нас "умерла", то есть, утратила значение,
какая-то наша часть или установка, которая изображена в сновидении в
виде знакомого человека. Ну или что-то подобное. Для меня, сон - это
обратная связь со своей душой. Очень эффективная связь.
Как и любой спектакль, сновидение
имеет свой сценарий - последовательный динамический сюжет. Во сне мы
видим не статическую картинку, а события разворачивающихся на той
или иной сцене. Как я уже говорил, для понимания сновидения нам
важны, во-первых, отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и
смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваю каждое
сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация
и развязка. Кульминация - самое важное, что происходит во сне;
завязка - это предыстория событий, а развязка - это последствия,
которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей
жизни. Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе,
изучение и анализ структуры - это первый этап при моей работе со
сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основные связи
между образами сновидения, можно продолжить работу - поиск смысловой
нагрузки.
Забыл упомянуть важную деталь - для
понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые
человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и
чувства - гораздо более важны для понимания смысла тех или иных
образов сновидения, чем их визуальное изображение. Например,
совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать
чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая
телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о
сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, -
это трата времени.
Возьмем для примера такой сюжет:
девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг
много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в
небе висит прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные
чувства, восхищается этим дворцом; потом она поворачивается к людям,
которые находятся рядом и пытается привлечь их внимание к этому
дворцу поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируют
прохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она
видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка
испытывает разочарование и опустошение.
Сначала рассмотрим структуру
сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее,
потом по какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а,
когда ей это удается, видение сменяется на что-то
малопривлекательное. Еще короче - есть положительный образ, девушка
совершает действие, образ сменяется на нейтральный. Завязка -
большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация - попытка
привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка -
разочарование и опустошение.
Проделав такую работу, мы уже
прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет
донести до сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом
этапе, поскольку дальше все становится очевидным. С нашим примером
тоже можно сделать некоторые выводы - девушка совершает ошибку,
желая поделиться своим видением с людьми. Она хочет, чтобы все
вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для
дальнейшего анализа). А передав свое видение посторонним людям, она
вдруг обнаруживает потерю его ценности. Когда она пытается
рассказать всему миру о том, что видит у себя в душе, она
растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, в неумении
довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо
того, чтобы отдаться ему полностью, она бросается к людям с
восклицанием - "Смотрите! Смотрите!", а в результате, ни люди не
видят ничего особенного, ни она сама. И приходит разочарование и
опустошение. Кратко можно сказать, что, вероятно, девушка в жизни
пытается донести до окружающих ее людей свои внутренние переживания
и образы, а проделав это она обесценивает их для себя и утрачивает с
ними связь. Пытаясь словами выразить невыразимое, человек тратит
силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным
и волшебным (дворец), после попыток объяснить и передать это другим,
превращается в пустую бессмыслицу (простой дом). Оговорка - в данной
трактовке сделано допущение, что люди из сновидения соответствуют
реальным, пусть не конкретным, людям. Может быть и другой вариант -
люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазах
которого девушка и пытается "оправдать" ценность своего видения.
Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст
сновидицы. На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую
жизнь ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный
момент происходит.
Однако, надо учитывать, что далеко
не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной
работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не
получается. Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки
сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Если
реакция отсутствует - то есть человек не чувствует внутри никакого
отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так,
что-то упущено или понято не верно.
Так вот, если "инсайт" не наступает
сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена
структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения,
можно приступить к их анализу. Тут есть два дополняющих друг друга
подхода. Первый - поиск индивидуального смысла каждого отдельного
образа, второй - определение смысла с точки зрения коллективного
символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала,
отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и
общим течением сюжета.
При поиске индивидуального смысла,
обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от
психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать
поиск ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к
слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и
подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным). Напомню, что за
каждым образом сновидения стоит некая психическая структура - это
может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая
заморочка. Так вот, понять смысл образа - значит докопаться до того,
на что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого
человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей
указывать на совершенно разные вещи. Например, у кого-то образ
собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и
опасностью. Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего из личного
опыта, смысла - второй по важности момент при анализе сновидения.
Чтобы нащупать глубинный
индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть
глаза и погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те
чувства и мысли, которые он вызывает. Часто, эффективным бывает
другой подход - поиск для образа параллелей из реальной жизни, того,
что созвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой
подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке образа.
Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется
интересным - человека просят рассказать свое сновидение с точки
зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те
чувства, которые он (образ) испытывает. Как и все остальные практики
в гештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой
форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам
я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть
очень эффективной.
Когда индивидуальный смысл всех
образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это
тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен,
можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики.
Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от
опыта отдельного человека. Многие образы могут иметь
общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга -
это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг
группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого
понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В
нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр
большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец.
Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому
вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы
указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную
сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре
города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно,
указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей
Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу
совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает.
Обычно, анализ коллективного
символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к
каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком
(об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуального
смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические
проблемы человека.
Примерно таким вот образом
происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только
несколько деталей, которые надо учитывать.
Часто одно и то же сновидение
повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать,
как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается
передать.
Кошмары - это более жесткое
предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар
заканчивается тем, что человек просыпается от страха - это говорит о
том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать
волноваться за свое душевное благополучие.
Многие сновидения на столько
мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются
отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы.
Такие сновидения можно считать не важными, но только в том случае,
если они не вызывают тревожного состояния у сновидца.
Отсутствовать вообще сны могут по
одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если
вам не снятся сны, значит вы их слишком долго учились игнорировать.
Короче, это плохо.
По идее, у человека постоянно
должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно,
есть люди, которые со временем находят более эффективные средства
для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно
такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа - это,
как два собеседника. Если один не внимателен к другому, то беседа
быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами.
Вариантов и техник налаживания
продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например,
можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе,
подобные техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку
"не снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда
общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным.
Сложность и навороченность сюжета - признак того, что слишком много
накопилось такого, что душа хочет сказать человеку.
Все. Хватит. Есть масса других
тонкостей и важностей, но расписывать их все - лень. И без того
масса книг по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только
хочет попробовать анализировать свои сны, намек - оно того стоит!
Приз велик. |