Макдауголл У.
РАЗЛИЧЕНИЕ
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Mc Dougall W. Emotion and feeling distinguished. - In: Reymert
М. L. (ed.).
Feelings and emotions. Worcester, 1928, pp. 200-204.
Термины
"эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой
неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и
разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях
тех процессов, к которым эти термины относятся. После многолетней
систематической работы над тем, чтобы сделать свои представления по
этим вопросам более ясными, я почувствовал, что имею возможность
предложить схему, которая мне кажется исчерпывающей,
последовательной и в принципе верной, хотя еще сильно нуждающейся в
поправке и в доработке деталей.
Предлагаемая
мной схема основана на эволюционных и сравнительных данных и
находится в согласии с фактами, которые обнаруживаются в
переживаниях и поведении человека. Она исходит из принципов
волюнтаристической, или гормической, психологии, т. е. психологии,
которая в качестве основной особенности всей жизни животного считает
его способность к активному достижению целей средствами пластичного
поведения - на основе устремлений (striving), выражающихся в таких
движениях тела, которые приспосабливаются к деталям складывающихся
ситуаций способом, называемым по общему согласию интеллектуальным.
Способность
стремиться к определенным результатам, способность преследовать
цели, возобновлять и поддерживать действия, обеспечивающие полезные
для организма или вида эффекты, должна быть признана - как я всегда
это утверждал - фундаментальной категорией психологии (1).
"Развилась" ли такая способность в процессе эволюции из форм,
лишенных всяких ее зачатков, может ли быть она объяснена в понятиях
физики и химии, как это пытаются показать представители
гештальтпсихологии, - вопросы будущего. Психология не должна ждать
утвердительных ответов на эти вопросы для того, чтобы признать
устремления такой формой активности, которая пронизывает и
характеризует всю жизнь животного. (...)
Разумно
предположить, что первичными формами устремлений животного были
поиск пищи и избегание вредного и что из этих двух примитивных форм
устремлений дифференцировались и развились все другие их
разновидности.
Исходя из этих
предположений, я утверждаю, во-первых, что все те переживания,
которые мы называем чувствами и эмоциями, связаны с проявлениями
устремлений организма, вызываемыми либо воздействиями извне, либо
метаболическими процессами внутри организма, либо, чаще всего,
обоими путями; во-вторых, что в общих чертах мы можем надежно
разграничить чувства, с одной стороны, и эмоции - с другой, на
основе их функционального отношения к целенаправленной активности,
которую они сопровождают и определяют, поскольку эти отношения в
обоих случаях существенно различаются.
Существуют две
первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и
страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают
и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все
устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком
успеха как полного, так и частичного, страдание - следствием и
знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие
и страдание были альтернативами, практически (хотя, пожалуй, и не
абсолютно) друг друга взаимоисключающими. Но с развитием
познавательных функций организм начинает, во-первых, одновременно
схватывать разные аспекты объектов и ситуаций, во-вторых, испытывать
удовольствия и страдания, вызываемые предвосхищением или
воспоминанием.
Первое делает
возможной одновременную актуализацию различных побуждений
(impulses), видоизменяющих друг друга вследствие соперничества или
содействия. Второе создает возможность соединения фактического
успеха с предвосхищением неуспеха, фактической фрустрации с
предвосхищением успеха. Соответственно этому усложняются и виды
чувств.
Организму,
достигшему этого уровня развития познавательных функций, не
приходится уже больше колебаться между простым удовольствием и
простым страданием. Помимо этих простых и примитивных крайностей он
способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле
сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие
чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности,
раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый
человек познает "сладкую печаль", радости, отмеченные страданием,...
"необычное сплетение грусти и веселья",... мрачные минуты его неудач
осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются
сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и
зыбкости всех достижений. Словом, взрослый человек, наученный
"смотреть вперед и назад и тосковать по отсутствующему", больше не
способен на простые чувства ребенка. С развитием сил познания его
желания становятся сложными и разнообразными, а простое чередование
удовольствия и страдания уступает место нескончаемому передвижению
по диапазону сложных чувств. Такие сложные чувства в обыденной речи
называются эмоциями. Придерживаясь предложенной Шандом терминологии,
я везде называл их "эмоциями, производными из желания..." (2; 3).
Научные
исследования станут значительно более ясными и точными, если мы
перестанем называть такие сложные чувства общим термином "эмоция".
Трудность разгра,ничения сложных чувств и собственно эмоций, как и
существующая тенденция смешивать их, обусловлены тем, что почти все
устремления в развитой психике окрашены как собственно эмоциями, так
и сложными чувствами, или "производными эмоциями", смешанными в одну
сложную целостность.
Рассмотрим
теперь собственно эмоции.... Как только первичные устремления
дифференцируются на побуждения, направленные на более специфические
цели и вызываемые более специфическими объектами или ситуациями, -
каждое такое специализированное побуждение получает свое
выражение... в виде комплекса телесных приспособлений, которые
облегчают и поддерживают соответствующую телесную активность. Не
принимая полностью теории Джемса - Ланге, мы, однако, должны
предположить, что каждая такая система телесных приспособлений
отражается в переживаниях организма, придавая тем самым каждому
специализированному устремлению своеобразное отличительное качество
- качество одной из первичных эмоций. Когда же психическое развитие
достигает уровня, на котором в игру одновременно вступают,
противодействуя или сотрудничая, два или более специализированных
побуждения, эти первичные качества сливаются в сложные образования,
называемые нами вторичными или смешанными эмоциями; такими сложными
качествами являются смущение, стыд, благоговение, почтение, позор.
Попытаемся
сопоставить сложные чувства, или "производные эмоции", и собственно
эмоции, первичные и смешанные, учитывая, что все конкретные
эмоциональные переживания в развитой психике являются образованиями,
в которых подлинные и производные эмоции, абстрактно нами
разделенные, смешаны.
1. Сложные чувства, так же как и простые, возникают в зависимости от
успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они
влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами
произошли, усиливая их и поддерживая, когда баланс чувственного тона
находится на стороне удовольствия, или задерживая их и отклоняя,
когда баланс чувств на стороне страдания.
С другой
стороны, подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них
не зависят; они возникают вместе с актуализацией соответствующих
побуждений и продолжают окрашивать в особый тон переживания каждого
из устремлений, придавая свое специфическое качество всему
образованию, независимо от величины успеха или неуспеха, как
действительного, так и предвосхищаемого. Они не оказывают прямого
влияния на изменение силы устремлений. Являясь качеством
субъективного переживания, они лишь свидетельствуют о природе
телесных приспособлений, органически связанных с каждым
фундаментальным видом устремлений. В развитой психике, однако, они
косвенным путем влияют на протекание произвольных действий: открывая
самосознающему организму природу действующих побуждений, они создают
некоторую возможность контроля и управления ими.
2. Сложные чувства, кроме того, зависят от развития познавательных
функций и по отношению к этому процессу вторичны. Можно, пожалуй,
утверждать, что они присущи только человеку, хотя простейшие их
формы доступны, вероятно, и высшим животным. С другой стороны,
следует думать, что подлинные эмоции появляются на значительно более
ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части
процесса эволюции они выступают просто как побочный продукт
импульсивных устремлений животного, и только у человека они
становятся важным источником самопознания и, следовательно,
самоуправления. (...)
3. Указанные сложные чувства (такие как надежда, тревога, раскаяние)
не представляют собой отдельно существующих явлений и не происходит
из каких-либо особых установок организма. Каждое из названий,
употребляемое нами для описания такого рода чувств, обозначает,
пожалуй, просто плохо очерченную часть широкого диапазона, который в
целом может обнаружиться в процессе удовлетворения любого сильного
желания, независимо от его природы и происхождения. По мере того как
субъект, движимый желанием, перемещается по этому диапазону сложных
чувств, каждая из частей, обозначаемых тем или иным названием,
переживается отдельно и постепенно переходит в соседнее качество;
следовательно, здесь нет смешения этих качеств.
С другой
стороны, всякое подлинное первичное эмоциональное качество возникает
при актуализации соответствующей целенаправленной установки,
являющейся неотъемлемым свойством психической структуры организма;
следовательно, каждое из этих качеств переживается только в связи со
специфическим побуждением или желанием. Далее, поскольку в игру
одновременно могут вступить две или более таких установок, порождая
содействующие друг другу или же противоречащие желания, то точно так
же могут одновременно появиться и смешаться или слиться друг с
другом в различных пропорциях соответствующие первичные
эмоциональные качества. Я проиллюстрирую эти противоположные
особенности примерами. Надеждой мы называем сложное чувство,
возникающее у нас при действии любого сильного желания и при
предвосхищении успеха; в случае появления новых затруднений надежда
уступает место тревоге или отчаянию, но ни в коем случае нельзя
сказать, что она смешивается с отчаянием, порождая тревогу; скорее
всего, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство,
коренящееся в нашем желании, изменяется незаметными градациями от
надежды к тревоге и далее - к отчаянию. Противоположный случай можно
проиллюстрировать эмоцией, которую мы называем любопытством или
интересом, и ее отношением к эмоции, которую мы называем страхом.
Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом,
всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше
освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким
побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к
проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может
вызвать страх - качество, всегда сопровождающее побуждение избежать
объект, или желание от него удалиться. Но с появлением этого нового
побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес
вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к
исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в
этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое
обнаруживается сходство как с интересом, так и со страхом, и которое
нам кажется возможным изображать как своего рода смесь этих двух
первичных качеств. |