. Введение в концепцию
психологической защиты.
Приблизительно в возрасте 24-30
месяцев является указателем на интериоризацию конфликта и начала
формирования суперэго. Одним из первых значительных конфликтов
развития - это конфликт между матерью и тоддлером во время
приучения к горшку. Тоддлер хочет сохранить любовь матери, но также
он хочет инстинктивного удовлетворения. Проще говоря, мать хочет,
чтобы тоддлер достиг, приобрел контроль над сфинктерами.
Инстинктивное удовлетворение тоддлера через дефекацию переживается
им, как очень приятный опыт. Поэтому желание тоддлера
поддерживать это инстинктивное удовлетворение через дедикацию
вступает в конфликт с желанием мамы, чтобы он не делал этого, чтобы
остался чистым. Таким образом, сначала мы видим внешний конфликт
между мамой и тоддлером. Я думаю, что все, кто имел
дело с маленькими детьми, замечали, как мама говорит, что ребенок
упирается или он бегает вокруг, а она старается поймать. На
первой-ступени конфликт- внешний. Затем, постепенно, конфликт
развития между мамой и ребенком и желаниями ребенка, становится
внутренним, внутрипсихическим. Оптимально, в норме, комфортность
ребенка приводит к интроекции этого нового образования и позднее к
идентификации с этой интроецированной ценностью, когда стандарты,
ценности матери по поводу приучения к горшку становятся его
собственными - тоддлеровскими. Это становится частью раннего
суперэго, которое является предвестником того, что в дальнейшем
станет полностью независимой, интериоризованной структурой. Раннее
суперэго - это первое суперэго несет на себе угрожающие и наказующие
функции матери, тоддлер чувствует стыд, когда случается, что ему не
удается сдержать свои сфинктеры или тревожится, когда рядом нет
туалета. Эти новые чувства не зависят от наказующего ответа матери
или ее контроля, что указывает на его продвижение по пути
психической структуризации. Под структуризацией психики имеется в
виду более четкое определение границ и формирование ид, эго.
Суперэго. Вы видите, что стыд- чувство, которое не испытывалось
тоддлером ранее, впервые появляется, - это указание на первое
появление суперэго - еще одной структуры.
Вопрос: "Получается, если мама даже
мягкая и принимающая, то ребенок будет все равно испытывать чувство
вины и стыда?"
0твет: Да, так и есть, происходит это
потому, что он интроецирует это, интериоризирует материнский
контроль и заменяет его собственным. Ребенок хочет быть таким,
каким хочет видеть его мама. Когда он видит себя не так, как
хотелось маме, то ему неприятно. Это самое раннее начало суперэго,
когда он еще не является независимым и почти полностью
зависим от мамы.
Тоддлеру нравится иметь приятное
переживание дефекации, но мама хочет, чтобы тоддлер был способен
контролировать свою способность ходить на горшок, т.о., что
я хочу подчеркнуть - эти два желания: лично мамы и желание
тоддлера - они в конфликте. Когда - то тоддлер добивается какого- то
контроля, он знает, что мама довольна и в уме тоддлера - мама будет
его/ ее продолжать любить, тогда это будет трансформироваться в
желание оставаться чистеньким. Вопрос касается приучения к горшку.
Ответ: « Он движется дальше и по мере
того, как он растет, дефекация перестает быть основным
удовольствием, появляются другие, более приятные вещи. По мере того,
как ребенок растет, генитальная область становится частью тела,
которая доставляет удовольствие, т.е. как бы важность этого периода
в том, что мать создает конфликт. Этот конфликт, который порождает
мать, становится очень важен, и затем внешний конфликт
превращается во внутренний конфликт. Конфликт- это не то. что -то
плохое, - это , наоборот, хорошо, что конфликт имеет место.
Эдипальный комплекс является центральным для процесса суперэго и
окончательной структуризации. Это развитие чего-то внутреннего для
ребенка, которое организует внешние запреты и ограничения в форме
правил и морали Т.Е. в простейших выражениях мама говорит: "Нет,
нельзя - и ребенок, который идентифицируется с матерью,
идентифицируется с
тем, что у него кто- то
внутри говорит - нельзя. Ребенок идентифицируется с родительски ми
запретами и ожиданиями и общее отношение к агрессии и либидо, в
конечном итоге, организует внутреннюю независимую структуру, которая
функционирует, когда родители отсутствуют. Мальчик воображает, что
поскольку его пенис является точкой сексуального возбуждения и
находится в центре его идеального образа мужественности, то
наказанием за эдипальные желания будет кастрация. А девочка боится,
что какой бы то не было вид телесных повреждений тела - это
магическая репрезентация того, что мать предлагает какие-то
мстительные усилия, чтобы уменьшить ее желанность. как сексуального
объекта для отца. Кэролайн вчера говорила, что для девочек и
мальчиков эдипальная фаза проходит по-разному. Эти страхи
какого-то нанесения вреда далее способствуют процессу структуризации
суперэго. У ребенка появляется мотивация отказаться от его
инцестных поползновений и придерживаться родительских стандартов и
своих уже внутренних стандартов, то мотивация вызвана угрозой
физической расправы и страхом потерять любовь. Этот продолжающийся
процесс идентификации с системой ценностей родителей с системой
ценностей общества стабилизирует функционирование суперэго. Чем
автономнее становится суперэго, тем больше ребенок способен к себе
относиться критически, и с другой стороны - сам себя награждать,
т.е. его внутреннее ощущение, что он хорошо себя чувствует, не
зависит от внешней реальности и от тех, кто имеет над ним власть.
По мере того, как конфликт все больше интериоризируется, все более
становится внутренним, ребенок начинает бояться утраты любви уже от
своего Суперэго больше, чем от родителей. Тогда он переживает
наказание суперэго, как потерю самоуважения и мучительной от всех
вины. Это чувство вины может быть сознательным и бессознательным,
т.е. может принимать форму само наказания или каких-то
дополнительных ощущений неполноценности и потери самоуважения. По
мере того, как суперэго становится функционирующим внутренним
источником наказания, страх внутреннего неодобрения за неудачу, за
то, что он не смог придерживаться их интериоризованных,
установленных уже внутренних стандартов, становится мощной,
мотивирующей силой для стандартов поведения. Чтобы избежать чувства
вины, ребенок ищет искупления, любви и одобрения от своего суперэго,
т.е. идентифицируется с идеалами требованиями, которые в суперэго
входят. Ребенок пытается искупить свою вину, что бы получить любовь
и одобрение суперэго. Стыд - это еще один мучительный момент,
который происходит из конфликта суперэго. Часто это результат
реактивного образования от фаллических желаний. Застенчивость -
один из результатов реактивного образования против фаллических
желаний. Конфликт с суперэго основывается на моральных стандартах,
которых ребенок пытается достичь. Стыд- это в первую очередь, стыд
за себя, за то, что ребенок бессилен, за то, что не ведет себя
должным образом в моральном контексте. Вина, скорее связана с
наказанием за какие-то враждебные желания. Вину не так легко
разделить. Стыд и вина- это аффективный отклик на внутренний
конфликт между ид и суперэго, и его эго- идеалом, которые являются
моральными ценностями, с тем поведением, которое считается
приемлемым. Идеал- это часть внутренней структуры, тот идеал,
который ребенок хочет достичь, которые часто исходит из того, чего
родители хотели от ребенка. Вопрос плохо слышно.
Ответ: "Эго - это тот аспект ребенка,
который помогает справиться с • реальностью. Суперэго - это
внутреннее "я", которое содержит все запреты, ограничения. Эго-
идеал- это тот образ, которого хочется, чтобы достигло эго, в
отличие от просто эго, которое сам по себе, то, что имеет связь с
реальностью. Эго- это то его "я", которое помогает ему разобраться с
реальностью, встретить требования реальности. Эго идеал- это то, на
что ребенок хотел бы походить. Суперэго содержит в себе ожидания,
чего ожидают от ребенка. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы
контролировать кишечник, т.е. способность эго контролировать это
инстинктивное желание, развилась. Затем ребенок заодно осознает, что
каждый раз, как он это движение совершил, Мама его будет любить,
т.е. часть как бы эго- идеала будет - это то, что его любили, его
мама любила конкретно. Эго- идеал- это что-то такое, что с нами
остается на всю жизнь, что мы все время пытаемся жить в соответствие
с чем-то. Если мы застряли на жестком суперэго, то у нас появляется
ощущение, что идеала не достигнем никогда. Необходимо отметить, что
с жизненным успехом это ничего общего не имеет.
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ СУПЕРЭГО.
С точки зрения психоанализа всегда
подчеркивалось, что человеческие существа знают только
ограниченную частичку себя и своего внутреннего мира и своих чувств
и совсем ничего не знают об очень многих мыслях и чувствах, которые
у них имеют место подсознательно, и что эти мысли и чувства у них
происходят. Еще одно в нашей жизни странное явление-это то действие,
которое оказывает на нас наше воспоминание и особенно воспоминания
очень раннего возраста, которые полны инстинктивными желаниями и
потребностями, для которых мы пытались найти какую-то форму
удовлетворения. Из-за внешнего давления такого, как социальная
приемлемость, родительские запреты, ребенок узнает, что
инстинктивные желания неприемлемы, и у него появляется желание
ничего больше о них не думать. Этот процесс - исключения самого себя
из собственной психики Он и определяется, как подавление. Вчера
Кэролайн говорила, что о ранних годах жизни нет воспоминаний.
Причина этого- подавление, которое есть у нас у всех. Естественно,
когда мы наблюдаем развитие ребенка и его деятельность, то мы
обнаруживаем, что отказаться, оставить в сторону неприемлемые
желания - это еще не значит гарантировать, что они не вернутся
на свое место. Все средства необходимо применить для того, чтобы их
заблокировать, стенку поставить, чтобы желания не стали
осознанными, для этого и подавляются. Развивается некая
специфическая реакция, которая не только будет следить, чтобы
желание осталось подавленным, но и которая будет следить за тем,
чтобы осознавал ребенок, что это желание - крайне нежелательное.
Скажем, появляется у двухлетнего ребенка желание засунуть
экскременты в рот или поиграть ими, и под влиянием обучения, ребенок
начинает обучаться, что не просто хочет сделать эту грязную вещь, а
нельзя, но он научается чувствовать отвращение к этому желанию.
Приобретено что? Что желание объединиться со своим телом -
что-то грязное, трансформируется в отвращение. В психоанализе это
называется - реактивное образование- это тоже нормальный механизм
защиты, который используется в развитие. Как подчеркивала Анна
Фрейд - развитие реактивного образования додано быть достаточно
сильным, чтобы предотвратить впадание, возвращение к более старым
привычкам. У ребенка есть еще один способ избавиться от тех желаний,
которые он больше не хочет иметь - это превратить их во что-то, что
желанное. Например, ребенок, который хотел играть с экскрементами,
вовсе не обязательно должен забыть и трансформировать это желание, а
он может перенаправить его на что-то более приемлемое. Ребенок,
например, может использовать песок и воду или пластилин вместо
экскрементов и мочи. В этом случае, тот род деятельности, который
ребенок выбрал, более социально приемлем. Собственно, ребенок может
заняться рисованием красками, как весьма важным родом
деятельности, как для него, так и для окружающих, которая может
отчасти удовлетворить то инстинктивное желание, которое не
поддается. Этот процесс в психоанализе называется сублимация.
Хотя это и защитный механизм, он считается нормальным защитным
механизмом. Сублимация – замена инстинктивной цели более высокими
социальными ценностями, предполагает принятие, или, по крайней
мере, знание о том, что они есть, т.о. предполагает, что суперэго
существует. Это объясняет, почему сублимация так важна и имеет такую
власть в латентный период. Сублимация употребляется для того, чтобы
направить инстинктивные импульсы на социально приемлемые ситуации.
Фрейд взял термин " латентность" для того, чтобы обозначить
примиренность драйвов, импульсов либидо после разрешения эдипова
комплекса. Подавление или трансформация инстинктивных нужд
приводят к тому, что ребенок больше не находится в контакте
со своими примитивными желаниями.
Поэтому, латентный период- это период, когда ребенка больше
интересует учеба и всякие общественные формы деятельности.
Однако, это очень спорный момент. Сексуальные интересы и фантазии -
это что-то такое, с чем ребенку трудно поддерживать контакт. На этой
стадии совершенно нормально, когда время от времени появляется
сексуальный интерес и. иногда, порывы к прямой сексуальной
деятельности. Важное различие между ребенком в латентный период и
ребенком в эдипальном периоде - это то, что латентный период менее
прямо выражает импульсивную жизнь. Такое реактивное образование,
например, в латентном периоде дети, когда увидят, что кто-то
целуется или обнимаются, они с таким как бы отвращением говорят: «
Ой, опять целуются". То, что ребенок имеет меньше импульсивной жизни
в латентный период, влияет разнообразными способами. Поскольку,
способность сублимировать желания помогают ребенку учиться и
социально адаптироваться, кроме того, помогают ребенку отделиться от
родителей, легче становиться частью какой-то группы, потому что в
этом возрасте, группа- это очень важно. Если развитие эго не шло
адекватным образом до наступления латентного периода 'или латентный
период сам не идет нормально, то может быть патологический
результат, который является типичным - это импульсивное нарушение.
Но, вообще главное в психопатологии для латентного периода - это
когда ребенок не может учиться, способность к сублимации нарушается
или конфликтом, или тем, что у него не развились необходимые для
этого функции эго.
Обсуждение, дискуссия.
Латентность- это не значит, что
сексуальный интерес исчезает. Сублимация относится исключительно к
желаниям, связанным с сексуальностью, т.е., это как бы расстояние с
источником инцестных желаний, до шуток и - это большое
расстояние, Это значит, что защитные механизмы работают.
|