Юлия Власова, Анатолий Щербаков.
Психодраматическая виньетка "Шут
внутри нас"
Самый тяжелый этап в проведении ворк-шопа, тренинга или семинара —
составление тезисов или написание статьи. И, правда, как описать
словами то, что происходило или будет происходить в конкретных
действиях? Психодраматистам в этом смысле особенно затруднительно...
Очень сложно перевести на строгий научный язык, сухими научными
словами обосновать театральные действия на душевной сцене.
Мы сегодня говорим об архетипических энергиях Трикстера — самого
противоречивого из всех первообразов бессознательного.
Традиционно Трикстер одурачивает кого-либо; тем самым, вызывая над
ним смех, он пользуется какими-нибудь недостатками или недосмотрами
одураченного и выводит эти недостатки на всеобщее посмешище.
Трикстеру чужда мораль, поэтому он может делать немыслимые, с точки
зрения людей, вещи: может насмехаться над горем и иронизировать по
поводу радости. Но Трикстер не аморален, он просто принимает мир с
точки зрения функциональности. Ему известны вечные проблемы
мироздания, поэтому житейские проблемы людей кажутся ему смешными.
Смех Трикстера - универсальный смех, направленный на всех и на все,
весь мир представляется смешным.
Трикстеру свойственно различного рода «переворачивание». Он
постоянно изменяется: от плохого к хорошему, от глупого к мудрому,
от разрушителя к создателю, от шутливого к серьезному. Своим
постоянным переворачиванием Трикстер пугает окружающих. Он
непонятен, непредсказуем, его боятся и избегают, поэтому его статус
- изгой. Его противоправные поступки кажутся бессмысленными и
бесполезными с точки зрения повседневной логики практического
сознания. Он открывает пошлость и глупость действительности и этим
отталкивает всех от себя.
Внутри каждого из нас, как считают аналитические психологи, и мы
разделяем их мнение, таится архетип Трикстера. И, как и любая
сущность бессознательного, может действовать как конструктивно, так
и разрушающе. А Трикстер, как было сказано, по природе своей
способен и созидать, и разрушать. При этом никакой особой власти не
признает. Даже распознать в себе проявление Трикстерных энергий не
так просто.
Из всего обширного мира разнообразных Трикстеров, представленных в
культуре, нам наиболее знаком Шут. Мы с детства знаем и веселых
скоморохов, и сердитого Петрушку, и даже знаем, какие бывают
городские сумасшедшие и сельские дурачки. Это все Шуты, хоть и очень
разные. Оказывается, их можно изучать и даже класссифицировать, они
имеют свою историю и ведут себя сообразно своему беспорядочному
порядку (по другому не скажешь).
Наличие шутов при дворе и среди домочадцев знатных семей было
принято еще в древности и продолжалось вплоть до XVII столетия.
Основная
задача шута сводилась не только к тому, чтобы веселить скучающую
знать,
но и оглашать правду, причем в самой безжалостной форме. Кроме того,
шут
вступает в игру, когда наступают тяжелые времена. Как мы уже писали,
под
звоном бубенцов шутовского колпака стихают все тревоги и напасти.
Но если во времена средневековья шут отирался где-то возле человека,
то нашему современнику приходится жить с Шутом внутри, или,
выражаясь
научно, с архетипической сущностью.
Причем признать в себе шутовское начало — только первая часть
задачи, вторая — научиться использовать архетипические энергии
внутреннего Трикстера. Здесь важно отметить, что наше сегодняшнее
сообщение посвящено именно шутовской ипостаси Трикстера.
Для чего нам может понадобиться Шут?
Находясь в бессознательном, он может сыграть с нами такие шутки,
которые весьма удивят и нас и окружающих. Шут сможет подарить нам
свежие идеи и новые силы.
Шут - хороший советчик всякий раз, когда мы обнаруживаем, что наши
столь прекрасно задуманные планы идут вкривь и вкось, безнадежно
оставляя нас на волю случая. Именно он говорит нам в такие моменты:
"Жизнь продолжается!". И в то же время, стоит опасаться его
волшебства, поскольку если мы полностью на него положимся, то этот
Великий Обманщик сможет удерживать нас узниками в мире инстинктов,
пляшущими под его дудку до изнеможения. Это правда!
Уже упоминалось, что, если присмотреться повнимательней, шут шуту
рознь. Сколько нас, столько и шутов на этой планете, но самой
приблизительной классификации они все же поддаются.
Вэс Нискер в своей книге "Безумная мудрость" метафорически красиво
классифицирует четыре ипостаси шутов представленных в человеческой
культуре и, соответственно, в интрапсихическом мире.
Первая - это Клоун, самый играющий из шутов, неловкий, знакомый
нам с детства по цирку. Он показывает нам абсурдность нашей жизни,
уязвимость и непредсказуемость в длительном планировании. На все
неудачи Клоун реагирует улыбкой и пожиманием плечами: "Подумаешь,
дело житейское...". Он способен забывать о происшедшем и жить здесь
и сейчас. В мире Клоуна все наоборот: он неловкий, неуклюжий, но
абсолютно лишенный зависти, не желающий власти, не заботящийся о
чужом мнении. Как бы ему ни мешали внешние обстоятельства и
собственная бестолковость, он способен достигать цели и при этом с
его уст не сходит добрая рассеянная улыбка. Даже слезы его вызывают
смех. Девиз: "Ой, что-то ничего не получается!".
Люди, у которых чрезвычайно развит внутренний Клоун, часто
отмечают сниженное настроение вплоть до депрессии, чувство
беспомощности, ощущение тщетности своих усилий. Их самооценка и
уровень притязаний занижен, они не верят в свои силы, и, что очень
важно, имеют большие проблемы с отреагированием агрессии, защите
собственных границ. Таким людям следует помочь развить в себе
противоположную ипостась — Ловкача, о котором речь пойдет ниже.
На психодраматической сцене ведущий, позволяющий раскрыться
внутреннему клоуну, уместен тогда, когда мало жизненной энергии,
много
настороженности к ведущему, страх сделать что-то не так, потерпеть
неудачу.
Вторая ипостась - это Шутник. Вот он - сверхкритик. Опасно попасть
ему на острый язык. Шутовской колпак делает его свободным в
высказывании мнений. Он мастер обесценивания, ядовитых шуточек и
сарказма. Он издевается там, где любой другой боится даже слово
сказать. Сразу прицепится: "С этого места, пожалуйста,
поподробнее!". Вот уж кому никакое жесткое Супер-Эго нипочем.
Впрочем, мы об этом уже писали в статье "Заметки о тех, кто грезит".
Девиз Шутника: "От великого до
смешного один шаг!".
Проблемы людей с развитым Шутником: жажда власти, страх потерять
власть, рационализация, повышенное чувство собственной значимости
или
раздутая Персона, как скажут аналитически ориентированные
психотерапевты. А также сверхконтроль и догматизм. Люди с развитым
Шутником не только способны вывести из себя ядом сарказма, но и сами
отравлены им. Психосоматически они реагируют гипертонией, язвой
ишемической болезнью сердца, словом всеми расстройствами, которые
могут вызываться чрезмерным напряжением. Это так называемые
стенические
психосоматические расстройства.
Противоположность Шутника - Дурак. Именно Дурака мы и будем
активизировать у весьма ироничного нигилиста. А вместе с Дураком
заодно активизируем спонтанность, ощущение свободы от потребности
контролировать все и вся, способность быть терпимее к другим и к их
недостаткам.
Третий — Плут или Ловкач. Без него не обходится ни один миф,
сказание или легенда. Он объедается и развратничает, хватает все,
что плохо лежит, манипулирует "в полный рост"... Хулиган, одним
словом, совершенно невыносимый для близких (да и далеких тоже). Вот
только никто не знает, что человек, одержимый Ловкачом, вовсе не
испытывает чувства легкости. Напротив, его удел — отсутствие
насыщения, всего мало,
все чего-то не хватает. Да и то, что есть, не приносит облегчения,
как ни пускайся во все тяжкие. Девиз: "Как-нибудь выкручусь!". Даже
не обязательно быть психологом, чтобы понять, что такое жизненное
кредо может возникнуть у ребенка из более чем нестабильного детства.
Блокировка телесных потребностей, снижение либидо, зависимое
поведение, подчиняемость, сниженная самооценка и даже страх гибели в
катастрофе — вот далеко не полный перечень неприятностей, которые
подстерегают современного Ловкача. Выпутываться от неприятностей он
умеет, а играть, кайфуя от самого процесса, а не от результата —
нет. Поэтому у такого человека мы будем активизировать неловкого
Клоуна, для которого даже падение лицом в торт не катастрофа.
Четвертая ипостась - Дурак, наивный, бесхитростный, живущий
сообразно каким-то своим законам. Он везде чувствует себя как дома,
поэтому ему удается успешно коммуницировать там, где остальные
пасуют. Людей, у которых сильно выражен внутренний Дурак, обычно
очень любят и привечают, правда, до поры до времени. Ведь Дурак,
хоть и способен вызывать умиление, в принципе, достаточно виктимен,
то есть
потенциальная жертва. Девиз Дурака: "Пусть, так даже лучше!".
Проблемы обычно предъявляются следующие: чувство потери (без
объективных причин), мир видится тусклым, все надоело; а также -
неспособность справиться с делами, тревога и всевозможные
астенические психосоматические расстройства: низкое артериальное
давление, метеозависимость, головокружения, анемия. Сложно
представить, что где-то
глубоко, в недрах
бессознательного, у печального неудачника запрятаны и
жажда власти и немалое количество гнева на окружающую
действительность. При помощи психодрамы мы помогаем добыть Шутника —
едкого, активного и достаточно властного.
Вот мы и добрались до основной задачи, которую выполняют
психодраматисты, рискнувшие работать с энергией Трикстера: всего-то
и работы — уравновесить внутреннего Шута. Именно уравновесить,
позволить проявиться самым разным качествам. А как?
Технически, то есть в условиях психодраматической группы, это
делается следующим образом. Мы берем четыре листа бумаги с заранее
напечатанными лозунгами, о которых упомянули выше. Раскладываем на
четыре стула и предлагаем участникам выбрать тот лозунг, который
чаще всего звучит в душе. Те, кто определился, становятся рядом с
выбранным стулом. Далее от ведущего звучит традиционный вопрос: "Кто
хочет поработать?". Ну и так далее по классическому жанру (выбор
протагониста любым предпочитаемым способом).
Мы предлагаем потенциальному протагонисту вспомнить самую
обычную, распространенную ситуацию из своей жизни, где лозунг Шута
звучал достаточно отчетливо. Ситуация драматически разыгрывается,
постепенно вскрываются истинные чувства, лежащие в основе того, что
происходит. Здесь очень важно отметить, что вскрытие истинных чувств
соблазняет ведущего уйти в проработку детских сцен. Содержание этой
виньетки не подразумевает работы с детскими переживаниями, наоборот,
важно поддерживать ситуацию в настоящем времени. Разумеется, никто
не мешает директору начать классическую работу с протагонистом. Но
цель именно этой виньетки — добыть ресурс, принадлежащий внутреннему
образу
Шута.
Вскрытые чувства протагонисту предлагается отреагировать криком,
движениями, бессмысленными повторяющимися словами, то есть истинно
по-шутовски. Чем меньше правильного и больше нелепого, тем лучше! На
заключительном этапе виньетки ведущий предлагает протагонисту побыть
в
ипостаси Шута, противоположной предъявленной. То есть следующим
образом: Шутнику предлагается побыть Дураком, Ловкачу — Клоуном, ну
и,
соответственно, наоборот. Директор всячески поддерживает новую роль,
помогает протагонисту разыграться. Чтобы это получилось, желательно
заранее подготовиться, то есть "потренировать" своего внутреннего
Шута во
всех четырех формах. Далее — традиционная экологическая проверка:
сцена,
которая была задана протагонистом изначально, но на этот раз
протагонисту
предлагается вести себя по-другому, из новой роли.
Вот статья и закончена. Ну и Шут с ней!
Как-нибудь выкручусь!
Пусть, так даже лучше!
Шутник
От великого до смешного один шаг!
Клоун
Ой, что-то ничего не получается
|