Терри Добсон, Виктор Миллер -
Айки-тактикА в повседневной жизни
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
В 1977 году, когда эта книга была
написана, в Соединенных Штатах в моде были сила и мышцы. Книги с
такими названиями, как “Запугивай и победишь” или “Как
стать Номером Первым” возглавляли списки бестселлеров, а девиз
продавцов компании 1ВМ был: “Сложно быть скромным, когда ты
знаешь, что ты лучший!” Искусство Айкидо было совершенно не известно
за пределами Японии, а идея о том, что заповеди боевого искусства
могли озарить чье-либо поведение в повседневных делах, была слишком
радикальной для того, чтобы издатели могли относиться к ней хоть
сколько-нибудь серьезно. Добавьте к этому концепцию Айкидо об
ответственности за защиту своего противника, и вам покажется
абсолютным чудом то, что в свое время эта книга была опубликована.
Когда же она выходила, у издателя был
ряд своих собственных “соображений”. Например, если мы собирались
поддерживать столь передовые идеи, как те, что целью всех
конфликтов является восстановление гармонии, а наилучшая из “побед”
— та, в которой выигрывают все, то мы в любом случае должны были
делать это системно. В те дни “системы” были большим делом, а Айкидо
— нет. Нам сказали: приходите, когда у нас будет система. Это
требование доставило мне массу забот.
Морихэй Уэсиба создал несравненную
модель разрешения конфликтов. А кто я был такой, чтобы лишь для
того, чтобы кому-то угодить, пытаться впихнуть в “систему” те
принципы, к открытию которых он приложил столько энергии? Но затем я
вспомнил, как много раз Сэнсэй подталкивал меня к мысли написать об
Айкидо. “Ты должен объяснить людям своей страны то, чему ты
научился, находясь рядом со мной, — часто говорил он. — Ты должен
изо всех сил стараться распространять ненасилие”. И вот,
руководствуясь этим как девизом, мы вместе с Виктором Миллером сели
и разработали “Систему Айки-тактики”. Издателю понравилась
“Айки-тактика” — слово было крепким и звучало далеко не
бессмысленно, как раз то, что нужно, чтобы компенсировать
идиллический лепет насчет “гармонии” и “слияния”.
Сейчас, шестнадцать лет спустя, никто
не знает об “Айки-тактике”, а Айкидо знакомо всем очень хорошо.
Безусловно, так и должно быть. И все же дух книги остается верным, а
ее предпосылки здравыми, и я чувствую, что она должна быть
переиздана. Мы просим читателя извинить нас за несовременное
звучание книги — попытку быть своевременными — и проникнуть в суть
слов. По откликам о первом издании я увидел, что эти слова изменили
к лучшему жизнь многих людей — возможно, они смогут изменить и вашу.
Терри Добсон, Вермонт, 1992 год
ВCТУПЛЕНИЕ
Было бы относительно легко написать
книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о
чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть
благодарными за то, что конфликты навсегда изгнаны из наших жизней.
Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель,
никакой злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких
больше споров с друзьями о том, кто что кому сделал и почему. Вмиг
мы бы превратили наше существование в идиллическую забаву на
жемчужном побережье, в окружении любящих друзей, которые не хотят
ничего другого, как только разделить с нами нашу умиротворенность и
спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и знали место,
где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы не
пришлось писать эту книгу.)
Но наши жизни не такие. Ни у одного из
нас, независимо от социального положения, финансовой обеспеченности
или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а
иногда бывают дни, когда мы сами становимся архитекторами конфликтов
других людей. Мы браним наших детей, когда они отказываются есть, мы
ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши
начальники кричат на нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы
рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не так,
полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед
тем, как лечь в кровать, мы сражаемся с самими собой из-за курения,
из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что
мы такие ленивые...
Иногда мы с полным правом можем
сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском
побережье”:
И здесь мы, как на мглистом поле
битвы
Смятённые смешением тревог сраженья и полета,
Где невежественные армии столкнулись в ночи...
Мы жаждем этой неуловимой гармонии,
этого мирного побережья. Будучи не в состоянии найти его, мы
начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим
психоаналитическим кушеткам, универмагам самообслуживания или
моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо, чтобы
притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы
приканчиваем всю бутылку.
Вся эта напряженность в отношении
конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто никогда не
говорил нам о трех очень важных вещах.
Первое: конфликт не плох и не хорош,
он просто существует; второе: конфликт абсолютно необходим
практически для всех жизненных процессов; третье: людям необходим
тренинг в том, как эффективно и адекватно реагировать на конфликтную
ситуацию.
Слишком долгое время у нас было лишь
одно представление о конфликте: он плох и требует выявить победителя
и побежденного. Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы
предлагать людям научиться тому, как ввязываться во что-то плохое,
однако мы учимся сами и учим своих детей – в случае, если у нас есть
на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или
каратистский удар ребром ладони. И даже в этом случае мы испытываем
смутное чувство вины и беспокойство по поводу того, что определенным
образом провоцируем конфликт.
То, что нам нужно, – это новое
определение конфликта, новый способ видения, новый способ его
переживания и новый способ реакции на него.
Айки-тактика
предлагает нам две вещи: лучший способ
видения наших повседневных сражений и более эффективный способ их
улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое
определение выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного
“по-керного” менталитета в сторону такой структуры, которая
максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет
проигравших.
Путь, который ведет нас к этому
уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика –
это результат брачного союза между боевым искусством и театром
(в данном случае – одного очень специфического боевого искусства,
Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и
тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона,
преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера, преподавателя театральных
игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски
и телодвижения Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с
помощью которого можно справиться с социальными и психологическими
атаками любых форм.
Айкидо, в его наиболее формальном
проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень
раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным
мастером боевых искусств. Его мотивация была достаточна проста. Он
стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда
головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он
рассуждал, что мог бы прийти на помощь отцу, если бы только умел
драться.
В относительно короткий срок Уэсиба
опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи
признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы
осесть, начать обучать самому, состариться и изрекать мудрые
сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он
начал осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что
все его тренировки, все его знания были основаны на принципах
физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться
от ударов лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет
продолжаться? Подобно стареющему стрелку из американских вестернов,
Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более
быстрого и более сильного бойца.
Мистические озарения не обязательно
приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот момент,
когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного,
утомительного путешествия в жаркий день. “Это было так, как будто
я смог ясно все увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как
и всем нам, заморочили голову, подсунув готовый номенклатурный
список, – в котором было сказано, что большое лучше, чем маленькое,
сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное.
С самого начала нас учили тому, что
сила имеет физический характер.
Это не так.
Сила имеет большее отношение к
намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее отношение к
вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий,
которое вы можете выполнить. Айкидо явилось чистым продуктом видения
и понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В
сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру
айкидоки ежедневно доказывают то, что объединенное намерение может
поглотить и перенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно,
это сложно принять, но ведь это факт, что одна-единственная
тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее выпустить со
скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим
образом, чтобы понять силу объединенного намерения.
“Айкидо” в вольном переводе означает
гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что большинство из нас
переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует от участника быть
“отцентрованным”, расслабленным и находиться в постоянной
готовности. Более того, Айкидо изначально является формой
самозащиты; оно не учит тому, как первым срываться с места и ломать
ближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика не будет
учить вас тому, как начинать конфликт. Уравновешенный человек
редко чувствует необходимость причинять кому-либо неприятности.
В конечном счете, мы должны постоянно
учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика) – это
не серия приемов для предотвращения несчастья. Айки-тактика
может с этого начинаться, но очень скоро вы обнаружите, что чем
больше вы практикуете техники и принципы, приведенные в этой книге,
тем глубже они в вас укореняются. И так до тех пор, пока они просто
не станут частью нового взгляда на конфликт в межличностных
отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.
Итак, где же элемент театра сливается
с боевым искусством? На протяжении многих лет театральные игры были
средством, используемым преподавателями, актерами и режиссерами для
исследования динамики человеческих взаимоотношений на сцене. В наших
рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-тактике
мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть альтернативные
методы улаживания межличностных конфликтов. Короче говоря, мы
имитировали конфликтные ситуации с нашими клиентами, чтобы они могли
отработать новые поведенческие модели в наименее рискованной
обстановке. Некоторые из этих игр и упражнений включены в эту книгу,
чтобы предоставить вам ту же возможность.
Мы надеемся на то, что из этого чтения
и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы –
силы, которая приходит из понимания того, что:
вы в состоянии
справиться с конфликтом позитивным, гуманным и тщательно продуманным
способом;
вам никогда не
придется ни с кем драться до тех пор, пока вы сами не выберете
этого;
в большинстве
ситуаций вы и ваш оппонент можете остаться друзьями;
вам нет нужды
выигрывать в тех ситуациях, в которых даже победитель на самом деле
тот же проигравший.
Итак, как это ни парадоксально, но
мы пишем книгу о гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь
вам достичь равновесия и гармонии посредством разрешения конфликта.
Помните, тем не менее, что гармония неразрывно связана с конфликтом,
из которого она возникает. Вам, возможно, так никогда и не удастся
найти тот тихий берег (кстати, песок, на котором вы лежите, – это
результат конфликта, возникающего между скалой и водой), но вам не
надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами.
Взросление, как однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.
Нью-Йорк и Стратфорд, 1977
Часть 1
Начало айки-тактики
I
ПРОИГРАВШИЙ
ПЛАЧЕТ
Конфликт был бы
не так уж плох,
если 6ы
речь не шла о проигрыше.
Анонимное
изречение
ВЫ ПРОИГРЫВАЕТЕ!
Вы
проигрываете, потому что ваше представление о
выигрыше-проигрыше будет заставлять вас продолжать проигрывать до
тех пор, пока вы не измените это представление.
Вы проигрываете,
потому что, как и большинству из нас,
вам заморочили голову насчет победы.
Вы
проигрываете, потому что вы живете так, как будто ваша семья,
ваши друзья и сотрудники уже готовы к игре, а сами вы нападающий
первой линии Оуклендских Рейдеров.
Вы проигрываете,
потому что ваше ощущение самих себя по
ошибке переплелось с суммой балов, набранной вами на несуществующей
доске общего счета.
Вы
проигрываете, потому что, даже когда вы выигрываете, иногда
это больше похоже на проигрыш.
“Проигрыш, потеря” - это одно из самых
тягостных слов в английском языке. Примерьте-ка на себя некоторые из
этих выражений
(Англ lose -терять, проигрывать,
лишаться, не сохранить, утратить, не дослышать, не разглядеть,
пропустить, опоздать и т. д., но и -- “освободиться”, “избавиться от
чего-либо”. )
“Я вчера потерял свой бумажник”.
“Мы потеряли счет Максвелл Хауз”,
“Она потеряла мужа”.
“Мы проиграли им два тачдауна”.
“Я утратил на рынке все свои
сбережения”.
“Путешественники потерялись в густом
лесу”.
“Я полностью потерян и не знаю, что
теперь делать”.
“В прошлом году он потерял работу”.
Это по-настоящему мрачный список
чувств. И тем не менее в самом слове “проигрывать/терять” нет ничего
особенно негативного. Само по себе слово безобидно. Все зависит от
того, что мы “теряем” или “проигрываем”. Если вы теряете что-то, что
вам не нужно, то слово приобретает совершенно другое значение:
“Я наконец-то избавился от боязни
собак”.
“Они так влюблены, что потеряли всякое
чувство времени”.
“Пэтги выглядит великолепно—она,
должно быть, потеряла килограмм десять”.
“Давай ненадолго избавимся от детей и
сходим в кино одни”.
Это не такой уж плохой список
потерь, но мы имеем тенденцию употреблять это слово в негативном
значении гораздо чаще—настолько часто, что само слово становится на
самом деле устрашающим.
С самого первого момента сознания до
самого последнего мы боимся что-нибудь проиграть или потерять.
Будучи детьми, мы боимся потерять наших родителей. В юности мы
боимся потерять свою индивидуальность. В среднем возрасте мы
беспокоимся о том, как бы не потерять свою обеспеченность, своих
любимых, свою жизнь. Чтобы почувствовать себя лучше, мы смеемся над
знаменитыми неудачниками из истории (генерал Кастер,
Мария-Антуанетта, Ричард Никсон) или потчуем себя байками о
неудачниках в своем офисе, в своем квартале, в Белом Доме. Мы учим
своих детей, как быть “хорошими неудачниками”, не вешать носа и не
унывать при поражениях, но глубоко в сердце мы боимся, что Винс
Ломбарди был прав:
“Покажите мне хорошего неудачника—и я
покажу вам неудачника” и
“Победить—это не все, это только
исключение”.
А-а, но, в таком случае, существует
обратная сторона проигрыша, которая, по идее, должна сделать его
стоящим усилий.
Возможно...
“Вы выиграли в лотерею миллион
долларов!”
“Наша фирма выиграла контракт, обойдя
семнадцать других претендентов”.
“Соревнование было жестким, но вы
выиграли первый приз”.
“Он прирожденный победитель”.
“Все любят победителя”.
“Она покорила его сердце”.
“Я думаю, мы завоевали его и
перетянули на свою сторону”.
“Мы победили в этой войне”.
“Она выиграла дело и получала
полмиллиона долларов в качестве компенсации ущерба”.
Довольно многим людям порой достаточно
просто прочесть о выигрыше, чтобы приободриться. Выигрыш должен быть
всем тем, чем проигрыш не является. Победитель чувствует себя
превосходно. Победитель обладает притягательной силой; люди просто
вьются вокруг него. Похоже, что агентства и фирмы, выигрывающие
крупные контракты, пожинают еще большие контракты, потому что все на
рынке знают о них как о победителях.
Хорошо, мы можем изо всех сил пытаться
скрывать это, но, тем не менее, как существуют позитивные аспекты
проигрыша/потери, так существуют и негативные аспекты выигрыша.
У победителя есть непреодолимое
стремление продолжать выигрывать, стремление, которое приводит к
гораздо большему количеству сердечных приступов на квадратный дюйм
аорты, чем какой-либо из проигрышей. Таким образом, мы слагаем
стихи, посвященные обладателю золотой медали, умершему молодым и так
и не пережившему увядания своих сил. Мы собираем материалы о том,
как, по иронии судьбы, восхищенная публика подталкивала победителей
к их собственному закату: матадор, которого подбадривают, чтобы он
работал слишком близко к рогам быка; актер, который берется за
нелепые роли только ради того, чтобы оставаться на глазах критичной
публики.
Ко всему прочему, мы еще и нация,
ориентированная на победу, нация, основанная на концепции, что любой
может выиграть, и крещенная в святой вере в то, что с проигравшим
что-то не в порядке.
Правда же заключается в том, что
ничего нет ненормального в выигрыше.
Конечно, при условии, что вы
выигрываете соревнование.
Еще раз: В выигрыше нет ничего
ненормального, при условии, что то, что вы выигрываете, - это
соревнование.
Проблема, на которую будет направлена
Айки-тактика сама по себе, заключается в том, что на
протяжении многих лет мы позволяли координатной системе
проигрыша/выигрыша смещаться в те области нашей жизни, которые не
являются соревнованиями. Теннис, футбол, хоккей, волейбол—все это
соревнования; в них существуют правила и счет. Секс, известность,
любовь, признание, зрелость и воспитание детей (это всего лишь
некоторые области человеческой деятельности для примера) не имеют
единообразных правил и никогда не предполагали ведения счета—до тех
пор, пока мы сами не начали это делать.
Были времена, не так давно, когда
обычный посетитель книжного магазина мог найти десяток книг,
посвященных основам футбола, и лишь одну книгу для подростков о том,
что же такое секс. В наши дни мы идем в магазин и находим десяток
книг о том, как улучшить свои способности к спариванию, - так, как
будто секс—это нечто сродни подаче, пассу и отбиранию мяча! Конечно
же, ничего нет неправильного в том, чтобы стать лучшим сексуальным
партнером. Это чудесная идея. Однако случилось так, что акцент на
умениях и навыках явственно убедил потенциальных любовников в том,
что секс—это соревновательный контактный вид спорта, состязание. И
мы как сейчас слышим: “О'кей, зрители, наш претендент, этот отважный
маленький любовник из Нью-Йорка, отстает на шесть оргазмов...”
На менее сладострастном уровне
представьте себе мать и ребенка, достигших Мексиканской Ничьей в
игре под названием Ванна. Счет очень прост: если ребенок намокает,
он проигрывает, если остается сухим, то выигрывает. Если матери
удается заставить ребенка принять ванну без применения физического
насилия, то она—хорошая мамочка и выигрывает игру с одноименным
названием, если же она вынуждена звать Отца или шлепать ребенка, она
опускается в самый низ турнирной таблицы. Так же как и занятие
любовью, родительство стало упражнением на сноровку, которое нередко
требует победителя (родитель) и проигравшего (непокорный ребенок,
для которого купание равносильно проигрышу бейсбольного матча со
счетом 20:0).
А как насчет сражения за место на
стоянке? Другая машина вас подрезает, и вы проигрываете игру под
названием Парковка. Или как насчет женщины, которая в магазине
прижала вашу лодыжку своей тележкой для покупок? Она играет в игру
Супермаркет, а вы боитесь, что если вы позволите ей так просто уйти,
то ваши болельщики на кассе освистают вас. И тогда вы перейдете в
низшую лигу, а боитесь вы именно того, что там вам
и место.
И что? Наши жизни абсолютно
переполнены неправильными восприятиями жизненных событий как некоей
формы игры - игры, в которой мы отчаянно боимся проиграть.
Если мы не отплатим разозлившемуся
любовнику той же монетой, мы проиграем: “Он не будет меня уважать. В
следующий раз он будет вытирать мною пол!”
Если мы не отчитаем возражающую нам
секретаршу, мы проиграем: “Она потеряет ко мне уважение!”
Если мы не заставим замолчать
придирчивого родителя, то он выиграет: “Я слишком много трудился для
того, чтобы добиться его уважения, чтобы потерять его сейчас!”
Вы знаете, почему бывают дни, когда
вам кажется, что выигрывают все, кроме вас? Потому что вы
попали в зависимость от воображаемой, капризной системы, в которой
все, что бы вы ни делали, - это соревнование, где нет никаких
ничьих—только дополнительное время на доигрывание и долгая дорога в
душевую.
Природа, как мы увидим это в следующей
главе, полна конфликтов. Но посмотрите вокруг. Вы нигде не найдете
турнирное табло. Кто, например, побеждает в делении клеток? Кто
проигрывает, когда вода и ветер сталкиваются и создают внушающую
благоговейный ужас волну? Проигрываем мы или выигрываем, когда сила
притяжения давит на нас и удерживает нас на месте?
Посмотрите правде в лицо: вам
заморочили голову. Хотеть выиграть – это нормально, но вас довели до
того, что вы уверены в том, что должны выиграть или проиграть любой
конфликт, возникающий в жизни.
А это вовсе не так.
Первый шаг в Айки-тактике
заключается в том, чтобы
прекратить видеть во всем соревнование, которое по определению
должно иметь победителя и побежденного.
ИГРЫ С НУЛЕВОЙ СУММОЙ
Конечно же, существует масса жизненных
конфликтов, в которых сама динамика требует победителя и
побежденного. Жизнь по прежнему полна того, что теоретики игр
называют “играми с нулевой суммой”, – соревнований. В покере,
например, общее количество выигранных и проигранных денег должно
сводиться к нулю. Вы выиграли пять, я проиграл пять, результат –
ноль. Точно так же, если Тэд и Сэм влюблены в Марию, существует
самый ничтожный шанс того, что Мария признает мужьями их обоих – не
важно, одновременно или последовательно. Невозможно “играть” в
любовь или в покер так, чтобы все вышли из “игры” счастливыми.
В каком-то смысле, война тоже попадает
в категорию игр с нулевой суммой. Очень редко в войне возможна
ничья. Например, со стороны Соединенных Штатов и Союзников было бы
морально предосудительным “пойти на мировую” с Третьим Рейхом и
попросить Гитлера аннексировать только половину Голландии и
уничтожить только половину ее населения. Это не те конфликты, о
которых мы говорим в данном случае.
Так что в природе выигрывания или
проигрывания нет ничего дурного. Важно лишь постоянно помнить, что
не все конфликты являются соревнованиями. Далеко не каждый
конфликт является игрой с нулевой суммой, которая требует
победителя и побежденного. Каждый конфликт требует внимательной
оценки того, что происходит на самом деле.
КАК ВЫ ПРИ ЭТОМ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ?
Давайте посмотрим на то давление,
которое мы оказываем на самих себя для того, чтобы избежать участи
проигравшего, и те награды, которые мы получаем, когда выигрываем
какое-нибудь из жизненных не-соревнований. Представьте себя на месте
“А” в следующей сценке. Вы всего несколько месяцев как получили
место в компании, работаете на “В”, человека жесткого и уверенного в
том, что никто не в состоянии выполнить работу должным образом и что
большинство людей просто не компетентно. Этим утром вы неважно себя
чувствуете, еще не выпили свой утренний кофе, а ваш босс уже
подходит к вашему рабочему столу. По мере того как сцена будет
разворачиваться, постарайтесь составить список своих ощущений.
В: Доброе утро, А., я подумал, что
неплохо было бы остановиться и поболтать с вами.
А: Доброе утро, господин В. Что-то не
так?
В: Нет, как раз напротив.
А: Что случилось?
В: Вы знаете с самого начала я не был
в особом восторге по поводу вашего приема на работу.
А: Да, до меня доходили некоторые
слухи на этот счет.
В: И затем, когда вы взялись за счет
ХУZ, должен признаться, я несколько сомневался в вашей
компетентности.
А: Я не знал этого.
В: Но я лишь взглянул на наши прибыли
за четвертый квартал по ХУZ, и я хочу сказать вам, что я был
не прав и во мне достаточно мужества, чтобы признать это.
А: Спасибо, сэр. Я старался.
В: Благодаря вам за последний квартал
мы поднялись на тридцать два пункта. Вы победитель, А., и я
подумываю о том, чтобы прибавить вам жалование. Я также хотел
поговорить с вами о возможности использования вас в качестве
ответственного по некоторым счетам, которые только открываются.
В: Да, сэр!
Позже С., Д. и Е. подходят к вам,
чтобы поздравить. Вы идете домой и празднуете. И у вас на то есть
все основания. Вы старались, и ваше старание принесло вам
действительно значительную победу.
Составьте список тех чувств, которые
вы переживали во время сцены с А.; или, если на настоящий момент это
слишком абстрактно для вас, составьте список того, что вы ощущали в
последний раз, когда что-либо выиграли, когда кто-то говорил вам,
что вы поработали по проекту. Старайтесь избегать слов типа ”хорошо”
и “восторг” – вместо этого посмотрите, можете ли вы вспомнить, что
чувствовало ваше тело, какие мысли проносились у вас в сознании, как
вы себя при этом вели. Нас интересуют ощущения, которые сопровождают
ваши победы.
Два человека чувствуют далеко не одно
и то же в ситуации победы. Один может почувствовать тепло,
распространяющееся в груди; другой ощущает, что его кисти становятся
как будто “водянистыми”; третий плачет, как ребенок. Один победитель
чувствует себя обязанным сразу же бежать и покупать что-нибудь, в то
время как другой чувствует необходимость напиться вдребезги. В
итоге, вполне очевидно, что победители чувствуют себя хорошо.
Проигравшие же – нет.
Так как же себя чувствуют
проигравшие?
Теперь посмотрите, сможете ли вы
идентифицировать себя с А. в следующей сцене, и опять же, обращайте
особое внимание на то, что и как вы чувствуете. Тот же самый офис,
тот же босс, та же ситуация.
В: А., что вы, черт вас побери,
делаете?
А: Сэр?
В: Я задал вам простой вопрос.
А: Я не понимаю.
В: Это уж точно! Вы не понимаете
ровным счетом ничего! С тех пор как мы взяли вас на работу – и
будьте уверены, я таки спрошу в отделе кадров, почему мы это
сделали, – вы проваливаете все, за что бы вы ни брались! Что
случилось с контрактом Райэна?
А: М-м, а-а, секретарша так и не
смогла его до сих пор найти, сэр.
В: А в провале с Тауэр вы обвиняете
тоже ее. А может, и в потерях по лос-анджелесской сделке тоже?
А: Я стараюсь...
В: Замечательно. Убирайтесь. Вы
уволены!
И по лесному телеграфу расходится
молва о том, что А. неудачник.
Составьте список чувств, которые вы
переживали, выступая в роли А. во время этой сцены. Снова, если вам
так будет удобнее, мысленно вернитесь к последнему случаю в своей
жизни, когда вы сделали что-то плохо и думали о себе как о
неудачнике. Точно так же, как и с первым списком, избегайте общих
прилагательных, таких, как “ужасно”, “грустно”, “подавленно”.
Спросите сами себя, что ощущало ваше тело, какие мысли проходили
через ваше сознание, какое поведение вы продемонстрировали. Какого
рода ощущения сопровождают ваши поражения?
Не существует какого-либо одного
описания того, как чувствует себя проигравший. Некоторые люди
физически ощущают, как их рост уменьшается. Их плечи опускаются вниз
к земле, и, вполне буквально, они становятся меньше ростом. У одних
начинаются головные боли; других же охватывает сонливость, и они
пытаются убежать от реальности, попросту закрыв глаза. Некоторые
плачут, некоторые злятся. Все чувствуют себя ужасно. (Если вам
сложно вызвать в памяти эти ощущения, просто попытайтесь вспомнить,
как вы себя чувствовали, когда купили что-то значительное и дорогое,
а затем обнаружили, что могли бы купить ту же самую вещь в другом
магазине на сорок процентов дешевле!)
Теперь положите оба списка перед собой
– список победителя и список побежденного. Они представляют вкратце,
что же для вас является ставкой в любом соревновании, в
которое вы вовлекаетесь. Одна сторона – это награда, другая –
наказание. Это почему вашей борьбы. Они заходят так далеко,
что в состоянии объяснить все вершины и пропасти вашей жизни, все ее
депрессии и эйфории. Они, попросту говоря, и есть причина того,
почему вы купили эту книгу.
Никто, находясь в своем уме, не
захочет испытать чувства из вашего списка побежденного. Нам бы всем
хотелось испытывать – постоянно – те чувства, что в вашем списке
победителя. Ну что ж, мы здесь для того, чтобы сказать вам, что это
возможно. Используя систему Айки-тактики, вы сможете выйти из
конфликта с положительными эмоциями, как человек с высоким
потенциалом, способный давать и принимать любовь. Мы не обещаем вам,
что вы будете чувствовать себя именно так после теннисного матча с
Джимми Кон-нерсом, но вы можете испытывать эти позитивные
чувства после действительно важных не-соревнований с друзьями, с
любимыми, с коллегами, просто с людьми на улице.
Держите эти два списка постоянно на
виду: прикрепите их над рабочим столом, на холодильнике, в месте,
где вы проводите время, в месте, где вы оказываетесь в конфликте.
Обращайтесь к списку проигравшего при любой возможности. Осознайте,
что если вы будете продолжать реагировать на конфликты по-старому,
то именно так вы себя и будете чувствовать в случае “проигрыша”.
Также помните, что когда ваш оппонент будет поставлен на колени, он
будет чувствовать себя примерно так же. Это то, что вы
заставляете почувствовать другого человека. Так что, как мы видим, в
обоих случаях вы проигрываете.
Айки-тактика
может гарантировать, что вы оба,
агрессор и цель агрессии, в результате разойдетесь, испытывая
чувства из вашего списка победителя. Простое осознание этих двух
возможностей в состоянии помочь вам воздержаться от того, чтобы
устраивать соревнования там, где им не место, и от попыток побеждать
других людей.
Эта точка зрения должна помочь вам
выйти за пределы концепции победы и поражения.
ХЭП И БОБ
Если вы не можете найти способ
вырваться за рамки идеи, что вся жизнь – это соревнование, вы будете
обречены прожить ее как Хэп и Боб, намертво привязанными к карточкам
участников соревнования.
Хэп и Боб лучшие друзья. Они оба
холосты. Более того, они придерживаются совершенно непродуктивной
точки зрения, известной как “мужской шовинизм”. Обольщение женщины
для них – это всего лишь первый раунд в Битве Полов. Они ненавидят
проигрывать в чем бы то ни было, и они создали сотни возможностей
испытать себя.
Хэп, чувствующий себя крайне неважно в
связи с тем, как обстоят дела на работе, проигравший более быстрой
машине старт на светофоре и только что отшитый девушкой на другом
конце стойки, поворачивается к Бобу и делает бесцеремонное замечание
о том, что Боб не пользуется большим успехом у женщин. Даже его
лексикон изобилует спортивными метафорами: “Боб, старина, ты за всю
неделю так и не вкатил ни одной птичке. Ты, похоже, на самом деле
выходишь из игры”.
Вплоть до этого момента Боб чувствовал
себя довольно неплохо. Но поскольку в том, что говорит Хэп, есть
зерно правды, он воспринимает заявление Хэпа как опустошительную
атаку. Его лоб покрывается испариной, дыхание стесняется в тяжело
вздымающейся груди, кровяное давление драматически растет. Его мозги
перерывают все старые папки в попытке вычеркнуть все постигшие его
за последнее время неудачи с женщинами, лихорадочно выискивая фолы в
Хэповой “карточке набранных очков”. В конце концов (а на самом деле,
через долю секунды) он выпаливает: “Неужели? А как насчет того
случая, когда ты пришел к Энн-Мари, а она рассмеялась тебе прямо в
лицо!”
Оружие Хэпа обернулось против него же
самого: теперь он чувствует себя атакованным. Конфликт состоялся,
битва началась.
Следующие два часа Хэп и Боб проводят,
крича о том, кто из них имел больше или меньше свиданий, любовных
связей и т. д. Хуже того, битва, а именно в нее все и превратилось,
не остается в рамках первоначальной темы, она распространяется и на
другие области. К тому времени, как их дружба уже разорвана в
клочья, Хэп и Боб успевают обвинить друг друга в сексуальных
приставаниях к детям, массовом угоне автомобилей и в поклонении
дьяволу.
Почему? Потому что они воспринимают
конфликт как соревнование, игру с нулевой суммой. Хэп думает, что он
проиграет, если скажет: “Да, мне действительно нужна помощь во
взаимоотношениях с женщинами”. Как проигравший, он пережил все те
ужасные чувства, которые вы перечислили несколькими страницами выше.
Ни Хэп, ни Боб не хотят чувствовать себя плохо, поэтому каждый
борется изо всех сил, только бы избежать “проигрыша”.
Но – и это важное “но” – кто же на
самом деле победил? Боб хлопнул дверью громче и чувствует, что
он выиграл. Хэп расквасил нос Бобу и чувствует, что он
выиграл. Боб приводит сорок документально зафиксированных случаев
неуклюжести Хэпа в поведении с женщинами, и он выиграл? Самое
глупое во всем этом то, что женщины не игра, а причина битвы за то,
какого Хэп и Боб мнения о
самих себе,
Но и на этом осложнения не
заканчиваются. Помимо того, что у Хэпа теперь на одного друга
меньше, он столкнулся с проблемой: как убедиться в том, что Боб
знает, что выиграл Хэп! Он бросается к телефону и обзванивает дюжину
друзей и рассказывает им в мельчайших подробностях о том, как он
только что разгромил беднягу Боба. Это улучшает самочувствие Хэпа,
потому что все те, с кем он разговаривает, говорят ему: “Конечно, ты
был прав. Ты просто великолепен с женщинами”. Хэп также надеется,
что эти слова дойдут и до Боба, чтобы все еще больше усложнить.
Возможно, на следующий день один из их общих знакомых украдкой
подойдет к Бобу и скажет: “Старина, я слышал, вчера вечером Хэп тебя
здорово отделал...”
Нам недостаточно того, что в глубине
души мы знаем, что мы выиграли “схватку”; нам необходимо
удостовериться в том, что наши поверженные враги тоже знают об этом!
Конечно, в настоящей игре нет вопросов – счет, количество набранных
очков говорит само за себя. В этих же довольно опасных не-играх, о
которых мы говорим, единственные “очки” – это смутные заявления о
“сохранении лица”, о том, чтобы “все было по-нашему”, “не спустить
ей этого”, “показать кому-нибудь” или, в более современном духе,
“отстоять свои права”.
Является ли спасение собственного
ребенка из горящего здания актом “отстаивания своих прав”? Едва ли.
Вы не можете сказать, что вы “побили” огонь. Ясно, что здесь не
соревнование. И все же мы всегда балансируем на самой грани абсурда,
говоря и свято веря в такие вещи, как “Я покорил Эверест!”, в то
время как это злокозненное творение природы даже и не подозревало о
том, что сражалось с кем-то.
Возвращаясь к Хэпу и Бобу, мы можем
выделить один из наиболее непродуктивных элементов синдрома
воображаемых соревнований. Теперь Хэп сидит дома и, подобно
большинству из нас в таких ситуациях, не очень-то счастлив. Он
думает о том, что знает, что он выиграл, но по-прежнему несчастлив.
Он сражался с собственным лучшим другом только ради того, чтобы в
результате не чувствовать себя несчастным, и все же теперь он
чувствует себя именно таковым. Он потерял друга и нисколько не
гордится тем, как он себя вел. Он жалеет о том, что не может забрать
назад свое убийственное заявление: “Да ты мне никогда особенно-то и
не нравился, Боб!” Хэп потерял контроль, а это куда хуже, чем
проиграть спор.
И более того, собственно, целью
схватки была любовь. В конце концов, разве не любовь стоит за
желанием победить? “Все любят победителя”. Эти абсурдные ежедневные
“победы” в не-соревнованиях на самом деле – наш способ купить себе
немного любви. Просто попросить одобрения или любви было бы слишком
неудобно, поэтому мы побеждаем немного здесь, покоряем немного там,
и к концу дня мы уже чувствуем: несмотря ни на что, мы не так уж и
плохи.
И именно в этом все дело: в
самоутверждении. Поиски одобрения/любви всех тех, кого мы встречаем
на своем пути, – это просто поиск заменителя той любви, которую мы
должны бы были дать самим себе. Большинство из нас не настолько
сильны по части это, чтобы выйти за дверь и, выбрав момент, сказать:
“Я экстраординарная личность, способная любить и достойная любви”.
Но мы рассчитываем, что если Эдди, Фрэнсин, Джордж и еще полмиллиона
наших ближайших друзей видят, как мы побеждаем, и
подбадривают нас, то в таком случае мы, должно быть, вполне
приличные люди.
Все хотят одобрения и нуждаются в
любви. Но самый быстрый способ обмануть себя и убедить себя в том,
что у вас есть и то и другое, это завоевать что-либо, разрушив
кого-то другого в процессе.
Цель Айки-тактики частично
заключается в том, чтобы дать всем нам возможность выйти за пределы
арены выигрыша-проигрыша, с тем, чтобы мы могли сами решать
максимально объективно, что же на самом деле происходит в конфликте,
с которым мы сталкиваемся. Если мы сможем встретить разозленного
друга или непослушного ребенка, не беспокоясь о выигрыше и
проигрыше, мы немедленно станем лучше, станем более понимающими,
более успешными родителями, друзьями и работниками.
Смысл, конечно, не в том, выигрываете
вы или проигрываете, а в том, выбираете ли вы игру!
|