Владимир
Герасимович Ткаченко, Константин Владимирович Ткаченко
Тайны
разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина,
Березовского, бен Ладена
Аннотация
Развитие
разума человека не бесконечно. Как любое явление в природе
человеческий разум имеет начало, период развития и конец. Что
ожидает человека в конце развития его разума? Долго ли еще человеку
быть «разумным»? Можно ли создать искусственный интеллект? Как
мыслят гении и талантливые люди? Раскрыты тайны разума выдающихся
людей.
На эти и
другие вопросы, связанные с развитием человеческого разума, даются
ответы в данной книге.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы
привыкли к словам: человеческий разум, высший разум, космический
разум, к термину «Homo sapiens» - «человек разумный». И нам
представляется, что разум был, есть и будет, как и сама Вселенная,
состоящая из мириадов звезд, которая неизвестно где начинается и где
кончается.
Человек не
пытается постигнуть свой разум так же глубоко, как он стремится
понять саму жизнь или ее цель. Не существует ни высшего разума, ни
космического, а есть разум человека и разум животных.
Разум
может существовать только вместе с телом человека, но никак не
отдельно от него. Развитие разума имеет начало и конец.
На сегодня
очевидна одна важная особенность существования разума: это нынешние
темпы развития человеческой цивилизации. Можно сказать, что разум
придет к своему концу скорее, чем сам человек, т.е. человек может
остаться без разума в его сегодняшнем понимании: он перестанет
мыслить так, как он мыслит сейчас, у него останутся маленькие
чувственные функции его тела и небольшие мыслительные способности.
Как
развивается разум человека и что ждет людей от этого развития, кто
такие гении и нужны ли они сегодня человечеству, присутствует ли
адекватный нашему времени разум у нынешних политиков, читатель
узнает, прочтя эту книгу. Рассказано, почему человек думает так, а
не инече.
Раскрыты
тайны разума известных личностей нашей эпохи: Сталина, Ельцина,
Путина, Березовского, бен Ладена.
Часть I.
ИСТОРИЯ РАЗУМА
Раздел I
РАЗУМ
1. ЧТО
ТАКОЕ РАЗУМ ЧЕЛОВЕКА И ПОЧЕМУ ОН ВОЗНИК
Существует
общепринятое мнение, что труд создал человека и его разум. В
процессе труда человек развил свой разум, но односторонне - он
приспособил собственное мышление к своему выживанию в земных
условиях. Человек добился несомненных успехов в использовании
окружающей природы для удовлетворения своих потребностей. Эти успехи
позволили человеку переоценивать развитие своего разума, полагая,
что оно беспредельно.
О подобном
развитии разума говорит уже хотя бы то, что огромные, казалось бы,
достижения человека в экономике, науке, технике (атомная энергия,
космические полеты, клонирование, успехи в борьбе с болезнями и
т.д.) могли бы дать человеку возможности для успешной победы
(каждому человеку в отдельности) над такими тяжелыми пороками,
которые губят самого человека, как, например, алкоголизм, курение,
наркомания, сладострастие и др. Почему наш высокоразвитый разум не
препятствует гибели людей, даже самых талантливых, от этих и других
пороков? Почему он не останавливает руку убийцы, когда тот в
припадке дикой ярости убивает своего родителя или родитель - своего
ребенка? Значит, развитие разума одностороннее, или же наш разум по
- иному не может развиваться. Чтобы ответить на этот вопрос, следует
понять, что же такое наш разум, почему и как он возник.
Суммируя
все имеющиеся данные о разуме человека, можно сказать, что не труд
создал разум человека, он его только развил.
Природа
создала мозг человека в качестве дополнения к его ощущениям,
раздражениям, идущим из внешнего мира, эмоциям и чувствам. У
человека есть также еще и инстинкты, заложенные в его организм
Природой. Чтобы все это координировать, Природой был создан в теле
человека такой сложный орган, как мозг. Он не имеет самостоятельной
функции (не является чистым разумом), а подчинен раздражителям из
внешней среды, а также чувствам, эмоциям, инстинктам (например,
инстинкту голода, самосохранения т. д.).
Таким
образом можно определить, из чего складывается наш разум: из нашего
мозга и всех ощущений, раздражений, чувств, эмоций, инстинктов. И
очень часто человек поступает, исходя не из своего высокоразвитого
интеллекта, а из своих чувств и эмоций и поэтому мозг и чувства -
это составные нашего разума.
Подобное
утверждение содержится и в Библии: «И создал Господь Бог человека из
праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душею живою» (Бытие 1, 2).
И до наших
дней церковь придерживается того же взгляда на происхождение разума,
считая, что чувства - душа вкупе с мозгом, - создали сознание
человека. Об этом писал в своей книге «Истоки религии» священник
Александр Мень:
«… Наука
может пытаться восстановить последовательные ступени в развитии - но
не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом,
способным уловить тончайшие вибрации нематериального плана бытия,
стать орудием духа. Вся эволюция, как и развитие нервного аппарата,
есть, по словам русского философа Вл. Соловьева, „необходимый путь к
совершенству“… До того, как этот вопрос достиг духовного рубежа, мы
еще находимся в царстве животных. Здесь действуют инстинкты и чисто
природные законы и факторы. Лишь в тот момент, когда в существе,
обретшем форму человека, впервые вспыхнул свет сознания, когда он
стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и
духа.
«Прах
земной» (как называет Библия психофизическое естество человека)
сделался носителем «души живой» (Бытие 2,7)».
Человек
говорит: «Я такой и могу делать только так, а не иначе». Например,
браниться, раздражаться, выпивать, курить, безудержно предаваться
сладострастию, издеваться над другими людьми. И это делает не его
разум (мозг), а его инстинкты, или эмоции, или неправильно
понимаемые самим человеком разумные основы собственного «Я». Разум
здесь молчит. Он, как мы уже говорили, подчинен чувствам, эмоциям,
инстинктам.
Вот один
их примеров, связанных с подчиненностью человеческого разума
чувствам и желаниям.
Молодой
мужчина 33 лет, алкоголик, требует деньги у матери - пенсионерки на
водку. Сам не работает, живет за ее счет. Однажды у матери не
оказывается ни гроша. Сын топором отрубает ей кисти рук. Мать
остается жива, сына осуждают за изуверство. Со своими искалеченными
руками она носит передачи сыну в тюрьму. Где здесь разум? Он молчит.
Действуют чувства и инстинкты.
Определитель человеческого интеллекта ученые вывели в начале XX века
(1905 г.). Они отнесли к нему способности человека к логике и
математике. Если эти способности присутствовали, то человек считался
умным, интеллектуальным. Был выведен «интеллектуальный коэффициент»
- IQ. Почти век с помощью этого коэффициента оценивали способности
человека, т.е. его разум. Только в наше время ученые пришли к
выводу, что человеческий «мозг, который считает, умножает
(математика), размышляет и приходит к разным выводам (логика), - это
тот же самый мозг, который смеется, плачет и любит». Отсюда был
сделан вывод, что «человек, лишенный эмоций и чувств, не может быть
по - настоящему умным (интеллектуальным) - он ущербен». Таким
образом интеллект (мышление человека) - «не то единственное, что
определяет бытие», т.е. не только интеллект определяет поведение
человека в жизни.
Американскими учеными - психологами из Гарвардского университета был
выведен новый коэффициент умственных способностей человека - EQ, -
коэффициент «эмоциональный». Было доказано, что среди факторов,
способствующих успеху человека в жизни, только 20% принадлежит
«интеллектуальному коэффициенту» - IQ. Остальные 80% процентов
относятся к факторам «эмоционального мышления» - EQ.
Мозг
человека подчинен эмоциям и чувствам, как орган, который их
обслуживает, а в целом, мозг и чувства (эмоции), составляющие
мышление человека, и есть его разум.
В
последние годы появился и такой термин, как «эмоциональное
мышление», которое, по смыслу его авторов, включает в себя положение
о неопределенности (в процессе мышления). Это означает, что когда
человек эмоционально мыслит, то он не определяет с помощью логики и
математики ход своих мыслей. А неопределенность лежит в основе
главного постулата квантовой механики. Поэтому эмоциональное
мышление человека ближе к квантовой механике, которая, по мысли
ученых, исключает логическое (алгоритмическое, аристотелево)
мышление.
Неопределенность - одна из основных характеристик Природы. В своем
развитии - развитии своего разума - человек ушел от этой
неопределенности, а теперь он к ней возвращается, чтобы понять
квантовую механику и создать искусственный интеллект - квантовый
компьютер.
Разработчики такого компьютера столкнулись на сегодняшний день с
непреодолимыми трудностями. Первая из них - это то, что по признанию
одного их крупнейших американских физиков нашего времени Р.
Фейнмана, «квантовой механики никто не понимает». Он же сказал, что
решить многие задачи квантовой (волнообразной) механики с помощью
классических компьютеров практически невозможно. Другой математик,
англичанин сэр Роджер Пенроуз, пришел к выводу, что логическое
мышление несовершенно и в Природе используется не только оно.
Пенроуз написал несколько книг, среди них «Новый мозг короля» и
«Тени ума», ставшие бестселлерами, где он доказывает, что мозг - это
квантовый компьютер и что логическое мышление человеку чуждо, т.е.,
другими словами, когда человек прибегает к логическому мышлению, он
основывает его прежде всего на эмоциональном мышлении.
Человеческому разуму присущи как квантовое (эмоциональное) мышление,
так и логическое мышление. Эмоциональное мышление также построено на
логике, только оно пока не поддается математическому пересчету.
Английский математик утверждает, что с помощью наблюдений
(эмоционального и образного мышления) можно решать задачи, которые
логически, алгоритмически неразрешимы. Новая теория сознания
Пенроуза, основанная на эмоциях, заключается в том, что
«человеческий интеллект использует квантовую гравитацию в качестве
базиса для интуитивных озарений». По нашему же мнению, эта новая
теория объясняет лишь одну часть действий нашего разума.
Мы привели
этот пример рассуждений вокруг создания квантового компьютера, чтобы
еще раз показать, что в решении самых сложных интеллектуальных задач
наш мозг зависит от наших чувств и эмоций, и только с их помощью,
как в прошлом, он сохранил жизнь человека в суровых природных
условиях, так и в будущем, с их помощью, он, возможно, сможет
создать искусственный интеллект - квантовый компьютер.
2. КАК
ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ
РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ
РАЗУМ?
Как
формируется разум? Формируется ли он в момент зачатия человека,
передается ли от Природы или создается сам по себе, по заданным
параметрам? Нет. Основные параметры разума передаются от человека к
человеку.
В
большинстве случаев разум передается через организм женщины.
Замечено, что у гениев и талантливых людей не бывает детей гениев
или талантливых наследников. Как правило, это обычные люди. Мужчины
не передают свои гениальные, талантливые способности детям. Почему?
Ответ на вопрос - продолжает ли разум развиваться?
Развитие
разума имеет одну интересную особенность. Она заключается в том, что
разум продолжает развиваться у женщины, а не у мужчины. У мужчины
этот процесс почти приостановился, а у женщины он протекает довольно
бурно. Это объясняется тем, что женщина более эмоциональна, чем
мужчина. А как мы писали выше, мозг был создан природой в качестве
дополнения к нашим эмоциям и чувствам, чтобы обслуживать их. Вот
поэтому разум от женщины «перетекает» к ребенку, т.е. через тот
организм, где больше эмоций и чувств. Если бы этого не происходило,
то развитие человечества уже приостановилось бы и разумный человек
стал бы вырождаться быстрее, чем это происходит сейчас.
Эту же
тенденцию заметил и историк Кондратий Биркин. В своей книге
«Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий» он пишет: «…Ни
один великий человек в мире не завещал своим детям ни своих
дарований, ни гения; наследуя славу отца, дети гениальных людей
никогда не выходят из златой непосредственности, всего же чаще - из
ничтожества. Примеров - тысячи, но они особенно многочисленны в
преемниках великих государей. Кир (отец) и Камбиз (сын), Марк
Аврелий и Коммод, Феодосий и Аркадий, и Гонорий, Карл Великий и
Людовик I, наш св. Владимир и его преемники - все это отцы и дети,
первые - слава, вторые ничтожества. Мы взяли примеры из слишком
далекой старины, но есть много и не таких давних - укажем на Ивана
Грозного и Федора Ивановича, на Петра Великого и сына его Алексея
Петровича, на Наполеона Первого и сына его - герцога Рейхштатского -
а с ним и на всех потомков семейства Бонапарте».
Правда,
подобный процесс имеет свои минусы и для женщины - она становится
слишком «умной», не по - женски «умной», теряет женскую
обаятельность и привлекательность. Если этот процесс будет идти и
дальше (а этого может и не быть, ибо в Природе существует
дискретность - прерывность процессов - как закон и неопределенность,
как характеристика процессов), то женщина со временем (может быть, и
не скоро) намного опередит мужчину в своем развитии.
Возникает
вопрос: сохранит ли человек свой разум в дальнейшем? В последнее
время человек «бежит» от своего разума. Бремя разумности ему
становится тяжело нести. При дальнейшем развития цивилизации, науки,
техники у человека резко сужается его эмоциональная сфера. Человек
пытается возбуждать себя громкой и постоянной музыкой, оргиями,
алкоголем, курением, наркотиками. Из - за притупления чувств он
становиться способным на убийства близких. Рост общей преступности,
сексуальных преступлений и т.д. свидетельствует о бегстве человека
от разума в сферу сильнодействующих чувств. Происходит процесс
убывания эмоций, наблюдается «недостаток эмоционального фона». Чтобы
все это пояснить более наглядно, приведем пример с психически
больными людьми.
В интервью
с известным российским психиатром А. Федоровым, опубликованном в МК
(«Московский комсомолец» от 19 октября 1998 г.), говорится о
недостатке эмоций с детства у будущих маньяков. На вопрос: «По каким
признакам можно выявить будущих маньяков в детстве?», А. Федоров
ответил: «Именно по недостатку эмоционального фона - в любом
коллективе и при любом воспитании. Такие дети очень жестоки - мучают
животных, запросто вышибают сверстникам зубы или глаза, не испытывая
ни малейшего страха или раскаяния, бросают в родителей чем попадя. И
при этом, между прочим, они могут хорошо учится - умственные
способности страдают в последнюю очередь.»
А.Федоров
видит появление психически ненормальных людей от заболеваний «чисто
генетического происхождения», т.е. от родителей. По его мнению,
очень серьезные психические расстройства возникают «оттого, что
родители сами были психически неполноценны». Возникает вопрос:
почему родители стали «психически неполноценны»? Федоров пишет и о
тех случаях, когда у людей наблюдается дефицит эмоций или их полное
отсутствие: «Эти заболевания чисто генетического происхождения, и
проявляются они чаще всего в детстве, правда, сначала не слишком
заметно. И лишь потом болезнь приводит к деградации личности вплоть
до полного слабоумия. Это судьба очень многих маньяков. Тот же
пресловутый Чикатило, несомненно, был генетическим больным с
половыми извращениями. Болезнь „резала“ ему все высшие человеческие
эмоции, превратив его в робота, полностью подчиненного своим
патологическим влечениям. Такие понятия, как человеческая жалость и
сострадание, его уже абсолютно не касались. Или вот еще пример из
психиатрической практики. В одном городе на кладбище все свежие
могилы оказались на утро разрытыми. Женщины изнасилованы, а у мужчин
отрезаны половые органы и положены рядом. Может такие вещи сделать
человек, у которого остались еще какие - то эмоции? А между тем это
повторялось несколько раз. В конце концов возмущенные люди стали это
кладбище караулить, и преступника поймали - им оказался маньяк с
половыми извращениями».
«Давно
установлено: растет технический прогресс и все больше свирепствует
рак. Можно наблюдать такую же динамику роста или, наоборот, спада
психических заболеваний за последнее время? «, он говорит: «В нашей
стране генетически эти заболевания растут. Мы перенесли огромное
количество репрессий, когда убивали и гноили наиболее здоровых и
способных людей. Мы потеряли в советское время 60 миллионов молодых
полноценных мужиков. Мы, наконец, утратили колоссальное количество
умных людей в эмиграции. А значит, Россия получила тяжелейший
генетический удар. Дураков, простите, здесь осталось в десятки раз
больше, чем в других странах. И количество больных с генетической
патологией неисчислимо выросло.
- И каковы
же у нас перспективы? Можно, на ваш взгляд, как - то улучшить
российский генофонд?
- Пока еще
можно. Хотя на это потребуется столько лет! Просто надо не мешать
людям нормально развиваться и размножаться в психологически
свободном, комфортном обществе, где нет ни репрессий, ни войн, ни
эмиграции. Где можно жить по обычным человеческим законам без
массовых убийств, психозов и «навязчивых» идей». К этому следует
добавить - жить с нормальными, обычными человеческими чувствами,
т.е. с достаточным «эмоциональным фоном».
Высказывания Федорова относяться к психически ненормальныи людям. Но
сегодня, в нынешней жизни, нормальный человек катастрофически теряет
свой «эмоциональный фон». И когда он его потеряет, умственные
способности за ним останутся. Этот человек будет «очень жесток»,
такие понятия, как человеческая жалость и сострадание, его не будут
касаться. И такой человек сможет есть человечину. Да и сейчас это
уже происходит. Один из примеров. «Профессиональным» людоедом
оказался Иди Амин - президент Уганды, который правил этой небольшой
африканской страной с 1971 по 1979 год. В его президентском дворце
находились вместительные холодильники, набитые расчлененными и
замороженными трупами людей. Этот глава государства, по
свидетельству очевидцев, особое предпочтение отдавал женским грудям,
ягодицам и вырезкам из спины. У мужчин от отрезал руки и ноги. Но
особенно любитель человечины обожал детские головы, тушенные с
овощами. Повара вскрывали верхнюю часть детского черепа специальной
пилой, и Иди Амин - огромный, ростом почти в два метра, человек с
широким лицом и приплюснутым носом, ложкой ел сварившийся мозг,
приправляя его перцем и лимоном. Еду из человечины ему готовили
заирские черные маги. Своих соратников, которые, по мнению
диктатора, пытались устроить против него заговор, Амин приказывал
убивать и готовить из них на обед мясные блюда. Оставшиеся в живых
соратники приглашались на этот обед. Они знали, чье мясо ели, иначе
завтра могли бы сами оказаться на месте казненных «друзей». За время
правления Амина в результате репрессий было уничтожено полмиллиона
человек. Немало из них попало на стол людоеда. В конце концов Амина
свергли и отправили в изгнание. Сегодня он проживает в Саудовской
Аравии (он мусульманин) в роскошной вилле на берегу Красного моря.
Все это
происходит оттого, что люди лишаются своих чувств и у них остается
«чистый» разум. Замечено: чем умнее человек, тем он более жесток.
Это не значит, что все люди «завтра» проснутся без чувств и эмоций.
Этот процесс постепенный, но он ускоряется одновременно с развитием
техники, науки и роста численности населения. В борьбе за
существование и выживание в «толпе» хорошие чувства притупляются, а
плохие совершенствуются. Хорошие чувства - искренность, честность,
доброта и др., плохие - жестокость ненависть, злоба, безжалостность,
ярость и др. Этот процесс заметен и в развитии искусства. Гениальные
произведения создавались на протяжении веков и последним веком для
этого процесса был XIX век. В XX веке таких талантливых произведений
в искусстве уже не создавалось. У человечества в XX веке не было
своего Моцарта, ни Чайковского, ни Бетховена, ни Рембрандта, ни
многих других, то же наблюдается и в литературе. Процесс будет
продолжается и в XXI веке и человек становится еще более жестоким.
3. РАЗУМ И
КОСМОС
В
последние годы много пишут о космическом разуме, о внеземном
происхождении нашего разума, о влиянии на него сил внеземного
происхождения. На самом деле космического разума не существует и
никакого влияния из космоса на наш разум не осуществляется, по
крайней мере, такого влияния, которое оказывало бы решающее
воздействие на поведение человека, живущего сегодня на Земле. В
данном случае речь не идет о влиянии Луны, магнитных возмущений,
возмущений на Солнце и т.п. Речь идет о влиянии какой - либо
разумной силы.
Почему же
человек стремится найти космический разум во Вселенной?
Этому есть
несколько причин. И они заложены в самом человеке. Первая из них
заключается в том, что человек не сам себя создал, а его создала
Природа. Но человек с этим не согласен. Ему нужен Творец, такой же
мыслящий, как он сам, но, конечно, обладающий во много раз большим
разумом, чем сам человек. А человека окружает также и неживая
Природа; согласиться с тем, что его создала эта самая Природа, ему
трудно. Представление о Творце заложено Природой в самом человеке.
Человек, как только начал что - то соображать и научился логически
мыслить, стал создавать верования и религии. Все религии, которые
существуют в мире, замыкаются на существовании Творца. Такова и
христианская религия, согласно которой Бог создал человека. Вера в
Бога - иррациональна, т.е. - это эмоциональное мышление. Бог
находится на небесах, а не на Земле, поэтому человек и ищет разум во
Вселенной.
Другая
причина поисков разума в Космосе состоит в том, что разум не был
создан Природой на пустом месте. Предпосылки его создания имеются в
самой Природе. Простой пример. Летящий или падающий камень обладает
частицей разума, ибо сам разум это прежде всего движение, в том
числе и энергии. За движением следует выражение этого движения, если
Природа находит, в чем воплотить ощущения от этого движения в живой
ткани (теле). И как следствие, в результате эволюции для координации
ощущений формируется разум. Вот почему человек думает, что там, где
есть Природа (помимо Земли), - а это вся Вселенная, там есть и разум
- космический разум. Однако, этот разум, если он и был бы, не имеет
чувственной формы человеческого разума, и поэтому влиять на
человека, как это хотел бы представить себе человек, он не может.
Поэтому космического разума подобному человеческому во Вселенной
нет. Как нет там и какого - то сверх развитого разума, т.е.
«чистого» разума.
Современные люди со своим развитым «эмоциональным фоном» пока еще не
в состоянии полететь в Космос, где может быть другая жизнь. Когда
техника настолько разовьется, что человек сможет полететь на
расстояние многих световых лет, то человек уже будет лишен своих
эмоций, ибо процесс убывания чувств у человека идет. Поэтому люди
полетят в Космос с «чистым разумом „, „монстрами“, ибо „чистый
разум“ безжалостен, и будем уничтожать в других местах обитания все
живое. Это верно и для инопланетян, которые могли бы прилететь к нам
на Землю. Но этого никогда не случится. Ни мы, ни инопланетяне эту
преграду не преодолеют, т.е. жизнь с «чистым разумом“ невозможна.
Есть еще
одна причина. К тому же сегодняшнему разумному человеку никогда не
дано улететь в Космос далее Солнечной системы: в Большом Космосе нет
законов. Мы знаем, что жизнь человека и его деятельность - построены
на законах. Свои законы есть в каждой части Космоса, например, в
нашей Солнечной системе. Развитие Космоса, изменения в нем, которые
постоянны и ничем не ограничены, создают новые законы этого развития
(под влиянием различных факторов, нам еще неведомых) в различных
частях самого Космоса. Они могут быть отличными от наших, или, даже,
противоположны им. И если люди нынешнего времени прилетят в эти
части Космоса, то они погибнут. Именно поэтому современные
представления об отдаленных частях Космоса могут оказаться ложными,
но проверить это сейчас мы не в состоянии. Космос, в своем развитии,
создает все новые законы в очень больших отрезках времени, не
подвластных на сегодняшний день не только нашему сознанию, но и
самому смелому воображению.
Если при
анализе деятельности своего разума человек сможет понять процессы
дискретности и неопределенности, происходящие в природе, то он
сможет создать искусственный интеллект. Некоторые успехи на этом
пути имеются. Если раньше мы говорили, что человеческое мышление
«детерминировано логикой» (основано на логике), то сегодня
человечество уже недетерминировано логикой, это, похоже, факт.
Логика, логика, логика - и вдруг абсолютно нелогичные поступки,
выводы. Логика работает только с вербальным представлением
информации, словесным. Но есть и другое важное представление
информации - образное. Но законы образного мышления пока не изучены.
Эти законы принадлежат живой природе (человеку, животным). Животное
состояние человека подарило ему образное мышление, без которого у
него не было бы языка и даже искусства. Законы образного мышления не
изучены по причине крайне низкого уровня научных знаний в области
управления живой природой. Сегодня он находится на стадии управления
неживым веществом во времена Архимеда (III век до н.э.). По
сравнению с XVI веком этот уровень вырос лишь в два - три раза без
какого - либо качественного изменения, а объем знаний о неживой
материи за этот же период увеличился в миллиарды раз. Таким образом
началось изучение нелогического, образного мышления. Не изучая
глубоко образное мышление, считая его тайной за семью печатями,
человек не может понять свой разум.
Раздел II
ЭМОЦИИ И
ЧУВСТВА
Эмоции и
чувства играют решающую роль в мышлении человека. Он развил свой
разум в процессе жизни, но избежать решающего влияния эмоций и
чувств на процесс мышления ему не удалось. Пока же человек живет
так, как образно писал об этом русский поэт XIX века Федор Тютчев:
Не
рассуждай, не хлопочи!…
Безумство
ищет, глупость судит:
дневные
раны сном лечи,
А завтра
быть тому, что будет.
Последняя
фраза образно характеризует поведение в жизни как отдельного
человека, так и всего человечества на протяжении всей его истории и
до наших дней. И виной всему человеческие эмоции, чувства,
инстинкты, влияющие на процесс мышления.
Один из
величайших ученых XX века - Норбет Винер (1894 - 1964) -
основоположник кибернетики, математик, философ писал: «Мозг -
своеобразный орган. Он ведает всеми ощущениями тела, но сам ничего
не ощущает, когда к нему прикасаются, когда его режут скальпелем».
Помомо
мозга важнейшую роль в разуме человека играют эмоции и чувства, как
часть нашего мышления. Эмоции в первую очередь - это возбудители
процесса мышления человека. Они позволяют живому организму
определять свое состояние (голода, вкуса, боли, температуры), а
также определяют значимость внешних воздействий, вызывающих радость,
страх, гнев и т.п. Когда эмоции перерастают в устойчивые эмоции,
тогда это - чувства.
Чувства -
одна из основных форм переживания человеком своего отношения к
предметам и явлениям действительности и в отличие от эмоций, они
обладают относительной устойчивостью. Чувства условно можно
разделить на конкретные (например, чувство симпатии к определенному
человеку), обобщенные (симпатии ко всем людям) и абстрактные
(например, чувство справедливости). Эмоции и чувства очень
многообразны в жизни человека и в сфере его деятельности. Мы же
рассматриваем их роль в разуме (мышлении).
Поскольку,
чувства и эмоции появились раньше разума и своим появлением
способствовали его развитию, а мозг придан Природой для обслуживания
эмоций и чувств, важно знать, как они изменились к нашему времени.
Стали они хуже, или лучше? Этот вопрос задан не без оснований.
Многие ученые считают реальностью «явную деградацию человечества»,
ибо «происходит разрушение принципов существования цивилизации».
Природа создала как высший разум человека, так и низшие разумы
животных. Первым гибнет высший разум. Тайна гибели динозавров
заключается в том, что к моменту гибели их разум был высшим на
планете. После них остался низший разум, из которого развился
человек. После гибели разума человека трудно предугадать, какой из
низших разумов вырвется вперед.
1. ЛЮБОВЬ
В
христианской религии есть постулат: «Бог - это любовь». В Новом
Завете приводятся слова Иисуса Христа: «Новую заповедь даю я вам: да
любите друг друга».
Любовь
сопровождает человека всю жизнь, она многолика. Человек любит
другого человека, мать - ребенка, дети - родителей, человек любит
природу, вкусно поесть…, любит, любит, любит… Но есть многое, что
человек и не любит.
Почему
человек любит? Откуда у человека такое чувство, связанное со многими
его эмоциями? Его подарила человеку Природа, или, лучше сказать,
наградила. Сделала она это для того, чтобы человек смог жить. Это
чувство - любовь к жизни. Вместо «Бог - это любовь», вполне можно
сказать «Жизнь - это любовь», и это будет на 100% правильно. Но
человеку нужен Творец, поэтому создатели Библии написали: «Бог - это
любовь».
Проявления
любви есть везде: среди людей и в животном мире. Но они разные:
«У графа
Б.Бассевица прирученный кролик прожил в доме 12 лет. Этот кролик
быстро научился пользоваться ящиком с песком и никогда в комнате не
гадил. Он очень подружился с шотландским терьером, с которым вместе
вырос, и прекрасно отличал своих от чужих. Как только в доме
появлялись гости, он мгновенно исчезал между пружинами дивана, где
устроил себе „нору“. За три дня до смерти он был еще вполне бодрым,
только шерсть у него несколько потускнела. В самый же последний день
кролик вдруг перестал есть и уже не мог скакать по комнате: ему
отказали ноги. За пять минут до смерти он последним усилием вложил
голову в руку своей хозяйки, госпожи Бассевиц, но лизнуть эту руку,
как он это обычно делал, уже не смог…» (Бернард Гржимек, с. 129).
А вот как
умирал всемирно известный писатель - фантаст Жюль Верн. В последние
годы своей жизни он жил в своем доме в пригороде Парижа. Находясь
при смерти, он лежал на кровати в одной из комнат своего дома.
Вокруг него сидели его родственники. Никто не говорил ни слова. В
какое - то мгновенье Жюль Верн почувствовал приближение смерти и
отвернулся к стене, чтобы его родственники не видели его лица в
момент смерти. Писатель скончался, и никто не проронил ни слова и к
нему не подошли.
Что
происходит с чувством любви сейчас? Наблюдается немало случав
использования чувства любви человеком во вред себе и другим людям. С
развитием цивилизации они повторятся все чаще, а многократное
повторение разумом человека воспринимается им как правило, и человек
направляет чувство любви во вред себе и другим людям. С его помощью
он обманывает других людей, творит зло во имя чувства любви,
отказывается от чувства любви ради малой или большой выгоды, в
большом масштабе использует его в торговле - реклама для обмана
покупателей и т.д. Происходит убывание чувства любви, а на его месте
все больше появляются чувств злобы, ненависти, зависти. Еще в 1989
году публицист Ю. Б. Рюриков по этому поводу писал: «Сегодняшние
наши души гораздо больше тяготеют к разладу, чем к содружеству, и
даже в наших личных отношениях больше разлада, чем лада, распри, чем
дружелюбия. Родители и дети, юноши и девушки, мужья и жены - их
душами и отношениями больше правят пружины самолюбия, чем
„друголюбия“, я - запросы, чем мы - запросы. Души близких людей
больше соперничают, чем живут в мире, их силовые струны звучат чаще
мирных. Почти с колыбели микроб разлада заражает нашу психику и
создает в нас разладное подсознание, разладную автоматику чувств…
Человек раздроблен… на мозаику враждующих желаний, запросов,
склонностей».
Древнегреческий философ Платон (427 - 347 до н.э.) считал, что
«любовь - это… проявление бессмертного начала в существе смертном».
Но в наше время это бессмертное начало в человеке начинает исчезать,
как предвестник кончины всего человечества.
Когда
человек лишается чувства любви или его подавляет (независимо от него
самого, в силу различных обстоятельств - болезней, голода, неудач и
т.п., а их становится в жизни современного человека все больше и
больше), происходит неуклонное одичание человека. В будущем оно
может стать правилом для человеческого разума, и человек одичает в
условиях развитой цивилизации. Уже сегодня в Америке 2/3 населения -
психически неуравновешенные люди. Нынешние США - первая страна в
мире по уровню преступности. Там больше, чем в других странах,
убийств, ограблений, мошенничеств, изнасилований, насилия в семьях
над детьми, случаев инцеста и т.д. Появляется все больше и больше
маньяков, убийц и насильников.
О
деградации разума жителей США свидетельствует американский психолог
- криминалист Стивен Коллинз. Он пишет, что в результате деградации
разума «мы потеряли способность контролировать свои эмоции и
адекватно реагировать на происходящее, поэтому убийства на почве
неуправляемой агрессии происходят ежедневно. Нашей стране грозит
полная деградация. Уже лет через десять из - за тотального
вырождения в Америке победит агрессивный дебилизм. Большинство людей
неспособны умножить 2 на 2, однако по любому поводу готовы бросаться
на своих собратьев и даже пускать в ход оружие».
В
подтверждение своих слов С. Коллинз приводит характерный пример
дебилизма. После новогодних праздников 2000 г. администрация
бостонской фирмы «Эдживотер текнолоджи», чтобы сократить непомерно
раздувшийся штат сотрудников, решила уволить 25 человек. 42 - летний
инженер Майкл Макдермонт, узнав что и он попал в «черный список»,
пришел в ярость. Потеряв над собой контроль, он схватил охотничье
ружье, ворвался в офис и уложил наповал семерых ни в чем не повинных
коллег, в том числе и троих женщин. На следствии Майкл заявил, что
ему было необходимо выплеснуть свой гнев. Убийца оказался вполне
вменяемым человеком без психических отклонений. Совершенное им
преступление, а также его мотивы, по словам Стивена Коллинза, вполне
типичны для сегодняшней Америки.
В конце
2000 г. в г. Нью - Джерси полиция задержала тренера юношеской
команды по бейсболу Стивена Роджерса. После работы он забирался в
глухие, безлюдные переулки, нападал на одиноких прохожих и перерезал
им горло. По его словам свои преступления он совершал от скуки.
Другой такой же серийный потрошитель - медицинский работник, -
Филипп Рамирес не только убивал свои жертвы, но и «потешался» над
ними. Пользуюсь своей красивой внешностью, он легко знакомился с
женщинами, приводил их к себе домой и насиловал. После этого
скручивал своей жертве веревкой руки и ноги, брал в руки медицинский
скальпель и начинал долго и медленно отрезать от тела жертвы
кусочки, которые на ее глазах раскладывал на полу, как бы составляя
из них мозаику.
Таковы
проявления деградации среди жителей самой развитой и самой
цивилизованной страны в мире. Этот процесс развивается ускоренными
темпами и он необратим. («Мегаполис - Экспресс». Последние новости,
№ 6, 6 февраля 2001 г.).
Три года
продержал свою покойную мать в холодильнике «Ока» 20 - летний
москвич, житель улицы Академика Павлова. Гражданин, возможно, очень
любил мать или не знал, что покойников обычно хоронят несколько иным
способом. После смерти (женщина скончалась согласно документам 31
декабря 1995 года) он завернул труп в целлофановый мешок для сахара
и упаковал в морозильную камеру
Чтобы тело
влезло в не слишком просторный холодильник, сын усопшей вынул все
внутренние полки, освободил камеру от продуктов (еду он предпочитал
держать на балконе). Но все эти меры не уберегли труп от тлена. За
годы на теле исчезли и одежда, и кожа - остались только кости,
облепляемые мухами и опарышами. («МК», 11.03.1999).
…Алексей
стал выпивать, ему стало казаться, что его жена Ирина изменяет ему с
другими мужчинами. Когда уходил на работу, делал причудливый узорчик
из веревочки на кровати, чтобы жена, не дай Бог, не легла в его
отсутствие с кем - нибудь в постель. Когда она наконец не выдержала
и стала собирать вещи, он запер ее в маленькой комнате. На ее крики
соседи вызвали милицию. Милиция приехала, но, увидев живую жену в
рыданиях, уехала. А после этого супруг повалил жену на кровать,
изнасиловал и задушил.
…В
Саратове жила относительно благополучная семья: мать - продавщица,
отец - слесарь. Выпивали и не только по праздникам.
У младшей
дочери - день рождения. Мать заявила, что хочет с ней погулять.
Гулять отправились на саратовский мост над Волгой длиной в три
километра. Возвращается мать одна. «А где же Ленка?» - интересуется
пьяный папа. «А упала с моста», - отвечает родительница.
Как
выяснилось на следствии, в Саратове есть такой обычай - бросать с
этого моста неугодных тебе людей, что и сделала мать со своим
ребенком. Нормальным психически был этот человек? Вопрос далеко не
риторический. («Мир новостей», 13.03.1999).
Дети,
лишенные родительской любви, решаются на самоубийства. Женщины, не
востребованные в жизни как женщины, лишенные любви, совершают
убийства из - за материальных трудностей.
Газета
«МК» о детских самоубийствах (18.12.1998): «Столицу захлестывает
волна детских суицидов: школьники почти каждый день добровольно
лишают себя жизни по пустяковым поводам, а порой и вовсе без них.
При этом возраст самоубийц катастрофически снижается. В понедельник
наложили на себя руки 14 - летняя девочка и 12 - летний (!) мальчик.
Настя
покончила с собой на рассвете. Примерно в 5 часов она тихо
выскользнула из квартиры, расположенной на первом этаже дома по
Белозерской улице, поднялась наверх и прыгнула. Эксперты так и не
поняли, из какого именно окна десятиклассница сделала последний в
своей жизни шаг. Вход на крышу был заперт, а на лестнице никаких
следов найти не удалось. Тело нашел прохожий, выгуливавший во дворе
собаку. Девочка оставила записку, мало что проясняющую. Она писала,
что хочет полетать, и просила прощения у родителей. Друзья и учителя
ничего не могут понять: погибшая хорошо училась, была общительной.
А спустя
12 часов ужасный случай произошел в доме на Судостроительной улице.
Когда медсестра одной из столичных больниц вернулась домой, тело ее
единственного сына Володи уже болталось на ручке двери. Труп еще не
успел остыть: женщина опоздала на несколько минут. И в этом случае
поступок мальчика труднообъясним. В школе он учился нормально, в
последний день был веселым, ни с кем не ссорился и даже сдал деньги
на поездку в Петербург, куда вместе с классом и мамой должен был
поехать на каникулы. А потом Володя вернулся домой, сделал петлю из
пояса от кимоно и повесился. Маме и отчиму он оставил записку, в
которой опять же просил прощения и предлагал: «Поезжайте в Питер без
меня».
А вот дети
- девочки без совести и без любви - убийцы. О них рассказано на
страницах «МК» (18.12.1998):
«В России
есть три колонии для девушек - подростков. Самая большая из них
находится в 4 часах езды от Москвы, в Рязанской области. Сегодня
здесь содержится 435 преступниц. Возраст - от 14 лет до 21 года. За
разбои отбывают срок 50 человек, грабежи - 90, изнасилование - 9. 25
человек совершили убийство».
Другой
пример из той же газеты («МК», 12.12 1998):
«Женщина
одна воспитывала 11 - летнего сына и 9 - летнюю дочку. Жизнь у нее
не задалась: рано забеременела от нелюбимого мужчины, вышла за
другого, родила девочку уже от него, потом развелась. Примерно месяц
назад переехала с ребятами в маленькую деревню, где жили родные.
Сняла дом, дети пошли в школу, быт вроде наладился. Только вот
хозяйка все время ходила недовольная, ворчала на всех подряд даже на
кур. Но соседи быстро привыкли и на бубнеж женщины перестали
обращать внимание. Закрывали глаза и на некоторые странности.
Скажем, мать почему - то упорно не хотела отпирать дом. Входила и
выходила через окно и детишек приучила к таким же акробатическим
упражнениям, а на входной двери висел замок.
В прошлое
воскресенье семейство завтракало у тети. Обычная трапеза, обычное
бурчание матери. Вскоре после их ухода тетка вспомнила что - то
важное и поспешила следом, стала стучать в окно. В ответ - тишина.
Женщина всполошилась, позвала молодых парней. Те влезли в дом,
прошли в комнату. И увидели НЕЧТО.
Брат и
сестра висели неподвижно рядышком под низким потолком. Они уже не
пытались освободиться, и звать врачей было бессмысленно Петли убийца
смастерила из бельевой веревки, приладила к доскам. Наверное, она
слегка оглушила детей, чтобы они покорно дали себя повесить. Потом
мать - чудовище соорудила кольцо для себя. Но третий лоскут не
выдержал, и веревка оборвалась. Женщина пыталась приладить ее снова,
когда в дом вломились односельчане. Хозяйку тут же связали по рукам
и ногам, трупы малышей вынули из петлей и положили на кровати.
Комната приобрела вполне мирный вид. Казалось, что школьники просто
прилегли отдохнуть. Кто, какой нормальный человек объяснит поступок
миловидной, худощавой и приветливой на вид особы. Сама садистка
заявила, что очень много пила в ту ночь, но это ложь. Раньше женщину
ни разу не замечали в компании с бутылкой, да и следов попойки в
доме не нашли. В Бога она если и верила, то так глубоко, что не
разглядишь. Кто - то говорит, что ее просто все раздражало. Эта
деревня, эти дети, эта осень, эта страна, эта планета…».
На этих
примерах видно, как трансформируется сегодня чувство любви у
человека. Нет сомнения, что процесс будет продолжаться и человек
лишиться этого чувства.
В России,
согласно статистике, уже в первом классе 50% школьников имеют
различные психические расстройства, а к 10 классу процент достигает
отметки 86,4%. Дети испытывают насилие в своих семьях. Это насилие
физическое, психическое и сексуальное. В 1997 году в России за
различные преступления было задержано около миллиона детей и
подростков. Два таких преступления: два 12 - летних ребенка раздели
на улице пьяного взрослого, сняли с него часы, отобрали «дипломат»;
16 - летний убийца - маньяк насиловал и убивал взрослых женщин.
Малолетних
преступников в России помещают в спецшколы и спецПТУ. После выхода
их этих заведений 80% из них снова совершают преступления.
Сегодня в
России по разным данным от 1 до 3 млн. беспризорников, 2 млн. детей
нигде не учатся. Почти половина этих детей пробовала наркотики.
Общая смертность детей от наркотиков за 10 лет увеличилась в 42
раза. По статистике, среди школьников крупных городов России
наркомания за последние пять лет выросла в 6 - 8 раз.
Тревожные
выводы сделал французский невропатолог П.Ласаль: если раньше болезнь
Альцгеймера, явными признаками которой являются депрессии и
развивающееся слабоумие, обнаруживали у пожилых людей, то в
последнее время она все чаще встречается среди подростков. Впервые
это заболевание во Франции было обнаружено у 14 - летнего подростка
летом 1993 года, а с тех пор еще более чем у 20 тысяч молодых людей.
Симптомы - потеря памяти, проблемы с речью и ориентацией, разрушение
личности. К слову сказать, все они очень похожи на те, которые
появляются после приема наркотиков. По мнению французского врача, у
ряда подростков, которых подозревают в наркомании, на самом деле
может быть болезнь Альцгеймера. В России на сегодняшний день такой
статистики не ведется и положение на самом деле может быть еще хуже.
Еще один
пример ухода подрастающего поколения от чувства любви. Канадские
психологи, опросив более тысячи подростков по поводу интересующих их
телепередач, пришли к выводу: почти никто из юных зрителей не
смотрит программ, создающихся специально для них. Сладкому сюсюканью
подрастающее поколение практически единодушно предпочитает крутые
боевики. «Передачу или фильм, где нет драк и погонь, насилия и
борьбы, смотреть неинтересно», - считают многие подростки» («СПИД -
ИНФО», 07.1998).
Следует
сказать, что нынешние подростки перестали читать книги. Поколение
людей от 13 - 14 и старше не берут даже в руку книгу. Они
предпочитают телевизор, кино, игровой компьютер. Мы не ужасаемся по
поводу всего этого. Мы принимаем это как данное, неизбежное событие
в формировании разума современного человека, но добавляем к этому
факт, который неизбежен: все это обедняет человеческие эмоции, в
данном случае чувство любви, и ведет одичанию; отсутствие чувства
любви заполняется у человека жестокостью, ненавистью, злобностью. И
этот процесс неизбежен. Так распорядилась Природа: если не любовь,
то жестокость и ненависть.
2. ДОБРОТА
О красоте
говорят: «Красота спасет мир», но и о доброте говорят то же:
«Доброта спасет мир».
Доброта -
одно из самых больших чувств человека, и оно играет значительную
роль в его жизни. Но говорят и так: «Доброта - хуже воровства».
Практика жизни показывает, что когда у человека слишком много
доброты и он ее изливает на других: детей, близких, знакомых, то
иногда это приносит вред. От доброго сердца балуют детей, помогают
другим людям, которые привыкают к этой помощи и не стараются сами
для себя что - либо сделать. Примеров этому и в истории и в
сегодняшней жизни масса.
По - иному
проявляются чувства доброты у людей, которые умеют сдерживать свои
эмоции. Например, в горячем споре один из спорящих останавливает
себя и не отвечает на обидные выпады противника. Это дает ему
возможность объективно оценить ситуацию и принять правильное
решение. Такие люди всегда выделяются своим умом среди других и
добиваются в жизни значительных успехов. Получается, что чем он
добрее, тем он лучше оценит события, или поведение другого человека.
У завистливых людей с малым количеством доброты меньше объективности
в делах, они не всегда добиваются успехов, направляя свои усилия на
«подсиживание» своих коллег, на склоки и т.п.
Люди,
обладающие большим чувством доброты, способны предугадать грядущие
события. Так доброта переходит в категорию чувств, которые помогают
разумному человеку, объективнее оценивать себя, свои способности и
возможности успеха в делах.
Но есть и
другое свойство у чувства доброты. Оно проявляется у людей с
доминирующее чувство доброты. Такая доброта не всегда приносит успех
в делах, и в отношениях с другими людьми. Накопив отрицательный опыт
проявлений своей доброты, такие люди становятся боязливыми,
осторожными, заранее отрицают возможность что - либо сделать в
задуманных ими делах. Они пытаются в первую очередь просчитать все
препятствия предстоящего дела, тем самым обрекая себя на поражение.
На этой почве у таких людей развивается боязнь ошибиться, которая
превалирует над верой в положительный исхода дела. В истории
английского кино известен режиссер, который был очень добрым
человеком, хорошим семьянином, но он мог только тогда снимать кино,
когда весь процесс съемок был расписан до мелочей и строго
соблюдался на съемочной площадке, иначе режиссер нервничал и
прекращал съемки.
В
повседневной жизни очень добрые люди считают, что они по другому
поступать не могут (не могут приспосабливаться к быстро меняющейся
обстановке), не понимая, что виной всему их большая доброта, и
ничего более. Такие люди, как правило разговорчивы, они любят
объяснять какое - либо дело обстоятельно, старательно описывая
детали. Чувство доброты порождает у них относительное понимание
времени. Если они говорят, что для завершения дела им осталось
несколько минут, то это «завершение» может продлиться на полчаса и
на час. Такова, например, нынешняя английская королева - мать. Она
является матерью королевы Англии Елизаветы II и бабушкой наследника
британской короны принца Чарльза. Когда ее царствующая дочь
Елизавета приглашает на прием, скажем, к 9 часам вечера, она
называет ей время прибытия 8 часов вечера, зная, что в таком случае
та прибудет к 9 часам вечера.
Как мы
видим, доброта - сложное чувство. Одному она дается больше, другому
меньше. Некоторые люди, наделенные иными чувствами в большей мере,
чем добротой, умеют ее использовать на пользу себе, обманывая
других.
Чувство
доброты воспринимается людьми по разному. Вот как о доброте говорит
героиня повести А. И. Куприна «Олеся»:
«- Вышло
вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта
ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над
людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но
подчиняетесь. Вино любите, а также… ну да все равно, говорить, так
уж все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам
много будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете -
богатым никогда не будете…».
Откуда
появилось у человека чувство доброты? Ответ довольно прост: от
умеренного, нормального, приятного насыщения едой. Сытый человек,
как правило, добрый. Сытый дикий зверь, например медведь, не
набрасывается на человека. Голодных дрессированных зверей - львов,
тигров, не выпускают на арену.
3.
ИСКРЕННОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ, СОВЕСТЬ
Говорят:
«Он врет, но искренне» или: «Честный, но дурак». Можно услышать и
такое: «Он искренне признался в своем поступке»; «Он всегда был
честен со мной»; «Пираты честно поделили награбленную добычу»; «Он
долго и искренне верил тому, что ему говорили»; «Это - искренний и
честный человек».
Что такое
искренность и честность? Это не чувства, это форма выражения чувств,
способ поведения человека в различных жизненных ситуациях, когда
человеку нужно выразить те или иные чувства в конкретной жизненной
ситуации.
Почему
появились искренность и честность у человека? Вспомним муравья или
пчелу - они делают всегда одно и то же: то, что им задала Природа
для выживания и продолжения рода. Один муравей строит муравейник,
другой заготавливает пищу, третий - солдат - охраняет муравейник.
Пчела собирает нектар, несет его в улей и т.д. Все это делается из
поколения в поколение и, можно сказать, «искренне и честно», ибо они
ничего другого не умеют.
Так и у
человека. Все он делает «искренне и честно». Другое дело, что за
период существования цивилизации трансформировались формы выражения
искренности и честности. Десятки миллионов долларов в год получает
за свою «искренность» американская актриса Опра Уинфри. Она «черная,
веселая и нахальная» и самая знаменитая в мире телеведущая ток - шоу
под названием «ОПРА». Газета «АиФ» пишет: «Опра Уинфри - в первую
очередь актриса. Она никогда не скрывала, что с детства мечтала
именно играть - на сцене, съемочной площадке, в студии. Вот она и
играет в своих ток - шоу: очень профессионально…, финансово -
успешно (шоу Опры смотрят в 135 странах, она лидирует в списке самых
богатых женщин мира) и - искренне. В 1985 году, во время одной из
своих программ, посвященных наркотикам, Опра рыдала на всю Америку,
вспоминая, как в 20 лет „подсела на кокаин“. Вместе с ней рыдали 33
миллиона зрителей (!) США… Она - органична и естественна, ее кредо:
быть самой собой» (№ 10, 1999).
Каждому
человеку приятно видеть, что другой человек искренен и честен. Но в
большинстве своем люди используют искренность и честность для обмана
и мошенничества, когда им нужно чего - либо добиться. Об этом
написано немало книг, как «честно и искренне» обманывать других.
Человек может никогда и не поступал в своей жизни искренне, но для
того чтобы ему добиться успеха, ему советуют быть искренним. Об
этом, например, говорится в книге американского специалиста в
области человеческих отношений Дейла Карнеги: «Итак, если вы хотите
понравиться людям, соблюдаете правило шестое: Внушайте вашему
собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне». Эту
фразу можно расшифровать так: может быть, ваш собеседник и плохой
человек, но внушайте ему, что он хороший и вешайте эту «лапшу» ему
на уши искренне, тогда он вам поверит и вы от него добьетесь того,
чего хотите.
Искренность и честность людей используют для того, чтобы их
обмануть. Так, например, сделал А. Мавроди, создав свою пирамиду
МММ, чтобы у искренне доверчивых людей выманить большие деньги.
Почти все политики в своих обещаниях надеются на искренность и
честность людей, когда они их обманывают.
Еще
пример, как обманывают людей.
«Все мы
думаем, что умные и опытные, - до поры до времени. Но однажды вдруг
покупаемся, как дети малые. И на что? На истеричные вопли и гадания
глупой цыганки. В конце ноября 5 - й отдел МУРа задержал знатную
обманщицу - цыганку Любовь Коломпар. Но само по себе событие -
примечательное. Связываться с цыганами - себе дороже, считает
милиция. Шуму много, а доказать что - либо трудно. Все подозреваемые
- беременные, все - матери - героини, и вообще рядом с жертвами не
стояли…
- Третья
справа, встаньте. Говорите четко: имя, фамилия. - Одна из трех
брюнеток делает глубокий вдох и еще плотнее вжимается в старенький
деревянный стул.
- Лю - ба
- ко - лом - пар - я, - громкий скрипучий голос заставляет
вздрогнуть всех присутствующих. Быстрый уничтожающий взгляд летит в
сторону потерпевшей. Но той, кажется, он совсем уже не страшен.
Кажется, вся Москва сошла с ума. Телефон следователя по особо важным
делам Станислава Филоненко не смолкает ни на минуту. Десятки женщин
готовы примчаться сию же минуту в ОВД «Савеловский», чтобы опознать
злодейку - цыганку, которая талантливо лишила их всех сбережений.
Делала она это не где - нибудь на рынке, как большинство ее товарок
- гада |