Выдержки из произведения.
В полном объеме вы можете скачать текст в архиве
ZIP по ссылке расположенной выше
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рациональные обоснования
Структурный и трансакционный анализ на основе
личности и социальной динамики предлагает система-
тическую и связную теорию, основанную на кли-
ническом опыте, а также подходящую многим пси-
хиатрическим больным форму активной и рациональ-
ной терапии, которую можно легко понять и приме-
нить к конкретному виду заболевания.
Практикующих психотерапевтов можно условно
разделить на две группы: использующие Роди-
тельские функции, то есть советующие, убеждаю-
щие и т.д.; и применяющие рациональные подходы,
основанные на интерпретации и сравнении, как не-
прямая психотерапия и психоанализ. Родительские
подходы пренебрегают архаическим фантасмом (от
греч. phantasma - призрак) больного, даже отрицают
его, так что в конце концов врач часто утрачивает
контроль над ситуацией и сам бывает удивлен или
огорчен результатом лечения. Рациональный подход
предлагает дать самому больному механизм контроля.
Обычные методы лечения требуют длительного време-
ни, при этом не только пациент, но его близкие
страдают от его болезненного поведения. Если у боль-
ного к тому же есть малолетние дети, это может
отрицательно подействовать на их развитие.
Структурно-трансакционный подход позволяет ис-
ключить эти недостатки. Его цель - быстро вырабо-
тать У больного навык контролировать и терпеливо
переносить свои тревоги и ограничить свой acting-
out. Налицо явные преимущества по сравнению с
'обительским подходом. И так как врач вполне
отдает себе отчет о наличии архаических элементов
в личности больного, то ничто составляющее ценность
рациональной психотерапии не утрачивается.
Структурно-трансакционный анализ показал себя
особенно эффективно в случаях, когда трудно при-
менима традиционная психотерапия, в частности, для
разных типов психосоматических больных, для людей,
страдающих латентной шизофренией и маниакально-
депрессивных больных, а также умственно отсталых.
С педагогической точки зрения гораздо легче с
хорошими результатами обучить структурному и
трансакционному анализу, чем другим клиническим
методам. Его основные принципы можно понять в
течение десяти недель, и тот, кто имеет хороший
клинический опыт, может в течение года под
правильным руководством достигнуть высокой теоре-
тической и практической квалификации. У врача с
жестким психоаналитическим образованием может
возникнуть, особенно на первых порах, сильное сопро-
тивление и неприятие принципов структурного ана-
лиза, если он не питает особого интереса к психо-
логии Я.
Автоэволюция, согласно терминологии этой систе-
мы, свободна от тех трудностей, которые встречает
автоанализ, поэтому практикующему врачу сравни-
тельно легко обнаружить и контролировать устарев-
шие мнения или истоки предубеждений в собственных
реакциях.
2. Процедура
И в групповой, и в индивидуальной работе
данный метод предусматривает ряд этапов, которые
можно четко наметить и которые имеют определенную
последовательность, так что и врач, и пациент могут
в любой момент остановиться и проанализировать,
что сделано и что следует осуществить на ближайшем
этапе.
Структурный анализ, предшествующий трансак-
ционному, стремится дифференцировать и проанали-
зировать состояния Я. Цель этой процедуры - обес-
печить господство тех состояний Я, которые прибе-
гают к фактам реальности, и исключить из них всякую
зараженность архаическими или чуждыми элемента-
ми. Когда это сделано, больной может перейти к
трансакционному анализу: анализу простых трансак-
ций, затем анализу стереотипных серий трансакций и,
наконец, анализу операций длительных и сложных,
требующих вмешательства многих людей и основы-
вающихся обычно на довольно сложных фантасмах.
В качестве примера можно привести фантасм спасе-
ния у женщин, мужья которых были алкоголиками.
Целью этой фазы является социальный контроль,
осуществляемый индивидом, то есть контроль над
своим стремлением деструктивно управлять другими
людьми и в то же время безрассудно реагировать
на попытки манипулировать собой.
Во время этих психотерапевтических процедур
архаические состояния Я, зафиксированные в резуль-
тате травмы, дифференцируются, но все еще сохра-
няются. После ряда сеансов, благодаря преобладаю-
щему влиянию фактора реальности, пациент оказы-
вается в благоприятной для разрешения архаических
конфликтов и -искажений ситуации. Практика показа-
ла, что такая последовательность не является су-
щественной для терапевтического успеха метода, и
клиника должна решать, следует ли идти палее этим
путем, учитывая поле деятельности и свободу дейст-
вий, которые представляет каждый конкретный слу-
чай.
3. Язык (терминология)
Если теоретическое изложение является довольно
сложным, то для практического применения структур-
ного и трансакционного анализа достаточно эзотери-
ческого словаря только из шести слов.
Экстеропсихика, неопсихика и археопсихика рас-
сматриваются как психические механизмы (органы,
орудия), проявляющиеся феноменологически как экс-
теропсихическое (например, идентификация), неопси-
хическое (например, выработка данных) и археопси-
хическое (например, регрессивное) состояния Я. .В
разговорном языке эти типы состояния Я называются
соответственно Родитель, Взрослый и Ребенок. Эти
существительные составляют терминологию структур-
ного анализа.
Некоторые социальные объединения, которые со-
бираются регулярно, кажется, одновременно имеют
15
оборонительную функцию и обеспечивают удовольст-
вие. На обычном языке их называют времяпре-
провождением, или развлечением, или играми. Неко-
торые из них, легко обеспечивающие первое и второе,
получают особенное распространение. Игра <Ассоциа-
ция родителей учеников> очень распространена ватой
стране, в нее играют каждый раз, когда родители
собираются в приемных или группах.
Некоторые более сложные явления или события
основываются на планах, которые называют сценария-
ми, по аналогии с театральными сценариями, ин-
туитивными производными психологических драм. Эти
три термина: <времяпрепровождение>, <игра> и <сцена-
рий> - составляют словарь трансакционного анализа.
В дальнейшем будет показано, что Родитель,
Взрослый и Ребенок - это не то же самое, что
Сверх-Я, Я, Это или концептуальные построения
Юнга, а феноменологические реальности. Таким
же образом времяпрепровождение, игры, сценарии -
не абстракции, а рабочие социальные реальности.
Как только трансакционный аналитик (врач, пси-
холог, специалист по социальным наукам, по со-
циальной помощи) прочно усвоит психологическое,
социальное и клиническое значение этих шести тер-
минов, Он сможет самостоятельно использовать их
в исследованиях, работе, психотерапии, в зависи-
мости от обстоятельств и степени своей квалификации.
*ацию личною к>, психоанализ и относящиеся к нему
методы, а также <возрастающую динамику>; сюда же
следует отнести и непрямую терапию (Роджерс). Эти
две категории, в свою очередь, подразделяются на
методы Родительские и рациональные. Третий тип,
относящийся к категории специальных, - игровая те-
рапия, которую применяют при лечении детей; она мо-
жет быть не Родительской, не рациональной, но
Детской.
Представленную здесь систему легко изучить и
освоить. Это доказывает тот факт, что изучившие
трансакционный анализ применяют его при лечении
заболеваний из области общей психиатрии, как
групповым методом, так и индивидуально в лечебных
учреждениях разных типов. Совсем недавно психиат-
ры, а также врачи в армии и на флоте стали
использовать эту систему при наблюдении за амбула-
торными больными.
Терминология, используемая в данной системе
вошла в <Словарь по психиатрии> Хинси и Щацки
<Архипаллиум> и <неопаллиум> - хорошо известные
неврологические термины.
|
|