Эрнест Цветков
Мастер самопознания
2-е издание
переработанное и дополненное
Тренинг управления судьбой
TOC \o "1-3"
Оглавление...............................................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578648 \h 1
Вместо предисловия,
или Танец
Дождя....................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578649 \h 1
Часть 1 Мистика
Бытия...........................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578650 \h 2
Глава 1
Закон исполнения
желаний.....................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578651 \h 2
Глава 2
От кого защищается
Эго?......................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578652 \h 4
Глава 3
По ту сторону
Эго...............................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578653 \h 11
Глава 4
Законы
зеркала....................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578654 \h 13
Глава 5
Эхо
Бытия...........................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578655 \h 16
Глава 6
Гений
судьбы......................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578656 \h 17
Глава 7
Зазеркалье
снов...................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578657 \h 19
ЧАСТЬ 2 СУММА
ПСИХОНОМИКИ..................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578658 \h 22
Глава 1
Начала
судьбоанализа.........................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578659 \h 22
Глава 2
Шесть аксиом и теорема о
человеке...................................................................................................
PAGEREF _Toc23578660 \h 24
Глава 3
Девять изначальных
положений...........................................................................................................
PAGEREF _Toc23578661 \h 25
Глава 4
Шесть правил большой космической
игры..........................................................................................
PAGEREF _Toc23578662 \h 35
Глава 5
Уравнение
судьбы...............................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578663 \h 36
ЧАСТЬ 3 ИЗМЕНЕНИЕ
ЖИЗНИ ПРИ ПОМОЩИ СЛОВ
(ЛОГОНОМИКА)....................................................
PAGEREF _Toc23578664 \h 44
Глава 1
Жизнь есть
текст.................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578665 \h 44
Глава 2
Ядерная функция
слова........................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578666 \h 46
Глава 3
Там, где кончается
понимание.............................................................................................................
PAGEREF _Toc23578667 \h 47
Глава 4
Три
истории..........................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578668 \h 48
Глава 5
Техника расслаивания
смыслов...........................................................................................................
PAGEREF _Toc23578669 \h 51
Глава 7
Переименование
исцеляет....................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578670 \h 56
Глава 8
Язык
поведения....................................................................................................................................
PAGEREF _Toc23578671 \h 58
Послесловие, или
Еще одна история о
дожде.........................................................................................................
PAGEREF _Toc23578672 \h 59
Лето 1976 года в Англии
выдалось иссушающим и знойным. Люди забыли, что такое дождь. Они
старались сберечь каждую каплю воды, скудные запасы которой
хранились в ванных. А сады поливали тем, что оставалось после мытья
посуды.
Люди ждали дождя, но его
все не было и не было. Небо по-прежнему было ясным, и ничто не
предвещало перемен.
И вот в небольшом
городке Киддминстере некий человек решил исполнить Танец Дождя, о
котором знал от североамериканских индейцев.
Он вышел на улицу,
скинул одежду и приступил к священному ритуалу, приплясывая и
выкрикивая древние заклинания, обращенные к небу. Шокированные
прохожие в недоумении останавливались и завороженно смотрели на это
зрелище.
Скоро прибыла полиция.
Изумленные стражи порядка не могли понять, что происходит. «Вы не
можете этого делать на улицах города». Он попытался рассказать о
Танце Дождя, но это объяснение мало удовлетворило полицейских, и
чудака отвезли в участок.
На следующий день он
появился в суде, но вновь рассказанная им история о ритуальных
действиях подействовала столь же малоубедительно, и его заставили
заплатить штраф. Однако ровно через двадцать четыре часа после того,
как он исполнил Танец Дождя, над Киддминстером нависла огромная
серая туча, и хлынул ливень.
...Я медленно
перелистываю страницы хроник странных происшествий в старом уютном
доме, притаившемся среди холмов лондонского Ист-Сайда, и в окошко
моей мансарды заглядывает смутное небо туманного Альбиона.
Накрапывает мелкий,
почти бесшумный дождик — скорее, водяная пыль. Над страницами еще
незаконченной рукописи нависает моя собственная тень.
Мастер самопознания
А тени ассоциаций
убегают в темнеющую глубину причинно-следственных соотношений и
зовут меня за собой. Они бесшумно скользят по шуршащим страницам
рукописи.
Почему? Почему мое
внимание привлекла именно эта крохотная газетная заметка? Потому,
наверное, что я давно раздумывал над тем, как исполнить подобный
танец дождя в своей собственной жизни, о том, как сделать мистику
очевидной, а очевидность — мистической.
Человек есть
самовыражающееся Бытие. И с другой стороны, наше существо
взаимодействует один на один с Бытием. В том случае, если это
взаимодействие гармонично и сбалансировано, то поддерживается
целительное состояние целостности, которое принято определять как
здоровье. Нарушение баланса приводит к разрушению целостности и
порождает болезнь. Причиной такого нарушения является Эго.
Теперь остается
выяснить, что несет в себе понятие «Эго» и чем оно отличается от
понятия «Я».
Обратимся к остроумному
замечанию Фредерика Перлза, который приводит тонкое различие между
этими понятиями: выражение «я хочу признания» вполне можно заменить
таким, как «мое Эго нуждается в признании». Но замена «я хочу
хлеба» на «мое Эго хочет хлеба» звучит довольно абсурдно.
Таким образом,
становится очевидным, что Эго и Я — структуры отнюдь не идентичные.
¨
Я — спонтанно, то
есть свободно, аутентично, то есть равно себе и естественно, как
естествен тот миг, когда ребенок произносит это слово, узнавая свое
место в окружающем мире.
¨
Эго —
искусственно, пристрастно, претенциозно, амбициозно, чванливо и
глупо.
¨
Я — и есть мир,
концентрирующийся в точке своего самоопределения.
¨
Эго — точка
абсурда.
¨
Я — это момент
истины.
Если же говорить
развернуто, то Эго — источник чужих желаний и источник своих
проблем. Источник своих проблем именно потому, что оно источник
чужих желаний. Почему так? Что за парадокс такой?
Все дело в том, что
многие наши желания, которые кажутся нам нашими собственными,
исходят вовсе не от нас. Они незаметно проникли внутрь нас в форме
чьих-то установок и заняли «соответствующие руководящие посты». И
получается, что не мы ими, а они нами обладают.
Растет, к примеру, дитя.
Растет и развивается, тихо, интимно и сокровенно общаясь с
Вселенной. К нему подкрадывается сердобольная бабушка, гладит по
головке и умильно лопочет:
— Внучек, если ты будешь
плохо есть, то никогда не будешь большим и сильным. Ничего не
оставляй на тарелке. В последнем кусочке — вся сила.
Ребенок, давясь,
проглатывает содержимое, которое, кроме отвращения, иных эмоций не
вызывает. Потому что хочет поскорее стать большим и сильным.
Строгий отец гулко
вторит:
— Пока все не съешь,
гулять не пойдешь.
Ребенок, как удав,
поглощает остатки остывшей пищи. Потому что быстрее желает выскочить
из-за стола и вырваться на улицу.
Обволакивающая нежностью
добрая мама экзальтированно щебечет:
— Кушай, маленький,
кушай, а когда все скушаешь, получишь кое-что вкусненькое.
Ребенок обреченно сидит
с набитым ртом и судорожно пытается протолкнуть непрожеванные массы
в бунтующий пищевод. Потому что быстрее жаждет получить нечто
вкусненькое.
«Я» ребенка интуитивно
стремится к движению. Его естественное желание — стать сильным,
свободным и получать удовольствие. Но чужая воля блокирует эти
природные стремления — оказывается, чтобы получить силу, свободу и
удовольствие, необходимо много есть. В дальнейшем акт приема пищи
превратится в акт символического поглощения.
И, превратившись во
взрослого дядю (или тетю), маленькое «Эго», став большим, заявит:
«Для того чтобы мне жилось хорошо, удобно, комфортно, мне необходимо
поглощать много (здесь у каждого возможны варианты):
¨
нежности и ласки;
¨
денег;
¨
энергии;
¨
сострадания;
¨
помощи;
¨
внимания;
¨
вещей;
¨
почитания;
¨
секса;
¨
еды, в конце
концов».
Ах, как слышен глас
вопиющего Эго в пустыне опустошенного разума: «Я ненасытно и
пожирающе!»
И совсем нет ничего
плохого, если человек зарабатывает деньги, любит секс, ищет
внимания, нежности, заботы и ласки, стремится к самоутверждению. В
данном случае вся беда заключается в том, что ничего этого он не
получает! И ненасытное Эго, как орел, терзающий печень Прометея,
вопрошает: «Почему?! Почему у соседа это есть, а у меня нет?» — и
начинает ненавидеть тех, у кого это есть. Так ущербное Эголюбие
рождает зависть и аг-рессию.
Но возникает вопрос:
почему же личность, так страстно алчущая этих благ, не получает их?
Ответ прост, хотя и
формулируется, казалось бы, в парадоксальной форме, — все дело в
том, что наша жизнь есть исполнение наших желаний.
Здесь мы вроде бы точно
попадаем в тупик. Как же так, с одной стороны, жизнь — это
исполнение желаний, а с другой — ничего подобного не происходит, а
если и происходит, то настолько редко и по отношению к таким
пустякам, что и упоминать о них обидно.
На самом деле мы зашли в
тупик только кажущийся, ибо, смотря перед собой и видя стену, мы не
замечаем боковую дверцу, через которую можно спокойно выбраться из
«лабиринта», не возвращаясь обратно. Если, даже не углубляясь в
проблему, мы посмотрим на нее несколько отстраненно, то легко
обнаружим очевидные вещи, которые вполне согласуются с
исследованиями, проведенными выше. Оказывается, нет ничего
парадоксального в том, что жизнь исполняет все наши желания. И
сразу же уточним — именно наши желания. А они бывают подчас
настолько сокровенными, потаенными и запрятанными, что личность,
носящая их в себе, может и вовсе не подозревать об их существовании.
И действительно, ведь трудно заглянуть в свое подсознание.
В том, что такое
происходит, вовсе нет никакого чуда (если не считать чудом, конечно,
саму жизнь). Есть единый порядок вещей, единый поток Бытия, где
закономерности следуют одна за другой в строгой гармонии,
сбалансированной и детерминированной. «Я» человека, то есть
глубинная часть его личности — существо, которое представляет собой
фрагмент Бытия, естественно, обладает и первозданной силой Бытия. И
то, что на уровне психологическом кажется неким желанием, на уровне
более глубинном представляется энергетическим импульсом,
порождающим каскад цепных реакций, что в результате приводит к
определенной цели.
Значит, речь идет о
желаниях «Я», а не «Эго». Последнее оторвано от спонтанного Бытия,
не обладает его силой и диссонирует с ним. Именно поэтому любая
Эгоцентрическая позиция и разрушается с той неизбежностью, с
которой разваливается зуб, пораженный кариесом.
Теперь более понятными
становятся ситуации, где человек теряет именно то, чем более всего
хочет, обладать.
Продолжим пример с нашим
перекормленным ребенком. Его «Я» отвергает пищу и стремится только к
свободе передвижений — ребенок хочет гулять, что вполне понятно,
ибо для детей улица — плацдарм самовыражения. Оно столь же
интуитивно, сколь интуитивен поиск заболевшим животным нужной,
целебной травы. Но еда все же навязывается и при этом подкрепляется
социальными стимулами и целой системой авторитетов. Таким образом,
стремления «Я» подавляются, а напряжения «Эго» культивируются.
Вырастая, этот человек продолжает подсознательно отвергать символы
обладания — деньги, вещи, отношения, секс, привязанность, нежность,
но компенсаторно призывает силу Эго к их обретению, что вызывает
внутренний конфликт, замыкающий порочный круг.
Подобными ситуациями
изобилует и история. Сальвадор Дали высказал интересное мнение, что
Адольф Гитлер развязал войну, чтобы с позором ее проиграть. Идея
кажется эпатажной, скандальной — в духе личности самого мэтра
сюрреализма. Но ведь, по сути, она довольно рациональна и
психоаналитически выверена. Известно, что в личной жизни фюрер был
мазохистом и испытывал огромное наслаждение, когда его унижали
женщины, в чем мастерски и преуспевала Ева Браун и благодаря чему
она до самого финала трагических событий оставалась рядом с вождем.
Диктатор Третьего Рейха впадал в буйную экзальтацию, валяясь в
ногах надменной фрау, и, лобызая ее туфельки, умолял, чтобы
госпожа его пинала, унижала своего «лакея» и проявляла всю свою
холодную властность. Разумеется, на трибунах предводитель арийцев,
простирая правую руку над рокочущими толпами, забывал о своих
интимных пассажах, но его «Я» жаждало саморазрушения, в то время как
«Эго», раздираемое компенсаторными властолюбивыми комплексами,
требовало разрушения мира. В конечном итоге Гитлер с позором
проиграл войну. Но его позор был его триумфом. И быть может, его
смерть была величайшим оргазмом его жизни.
И сама жизнь, наконец,
исполнила сокровенное желание этого монстра.
Таким образом
демонстрирует свою объективную силу закон исполнения желаний.
— Доктор, от меня ушел
муж. Значит, я этого хотела?
— А я потерял работу...
— А у меня украли
деньги...
— А мне морду набили...
— А у нас...
— И это что — наши
истинные желания?!
Слушатели моих семинаров
сначала недоумевают, пациенты просто отказываются верить: «Как же
так, получается, что моя болезнь есть результат моего намерения?»
— Получается, что так.
— Но это же не так!
— А как?
— Н-не знаю. Вам виднее.
Но то, что вы говорите... в это трудно поверить.
Когда предлагаешь людям
эту информацию, сразу же наталкиваешься на сопротивление.
Сопротивляется, конечно, Эго. Оно чувствует себя задетым и начинает
выставлять свои всевозможные защиты.
Логика рассматриваемых
событий приводит нас к простому и очевидному выводу: доминирующим и
базовым мотивом поведения человеческого существа в этом мире
является его стремление к защите.
Это понятие произошло от
праязыкового корня
skei
—
«резать», «отделять»,
«раскалывать», «расщеплять», «отделять», и соотносится со значением
слов «оборона», «защита». Праязыковый корень
bher
—
«обрабатывать что-либо
острым орудием», «резать», «колоть». Слово «оборона» происходит от
слова «борьба». Древнерусское бо-роти — «воевать»,
боротися — «воевать», «биться». Для сравнения приведем
соответствия из других иностранных языков. Литовское
barti(s)
—
«ссориться», «браниться». Древневерхненемецкое
berjan
—
«бить», «стучать»;
baron —
«сверлить»,
«буравить». Древнеанглийское
bе-rian
— «мучить».
На основании приведенных
данных получается вывод парадоксальный: защита — то же самое, что и
нападение. Это значит, что по сути своей защита агрессивна.
Агрессия — от латинского
agressio
—
«нападение», «приступ».
Во время поединка
агрессор и защитник неразделимы, они слиты, как в любовной схватке,
и составляют единое целое. Всякая грань и разделение между ними
стираются, и уже невозможно распознать, кто есть кто.
Поэтому всякая защита —
это потенциальное нападение. Агрессия притягивает агрессию. Вот
почему на того, кто излишне озабочен собственной защитой, рано или
поздно нападают.
Одна из пациенток как-то
задала вопрос: «Меня постоянно атакуют энергетические вампиры. Как
от них защищаться?» По всей видимости, она хотела услышать
нечто сочувственное и
овладеть какой-нибудь эффективной психотехникой, способной
обезвреживать ее врагов. Но это оказалось бы совершенно бесполезным.
Во-первых, потому что ее озабоченность собственной защитой сама по
себе агрессивна. И во-вторых, потому что зачастую наших врагов мы
придумываем себе сами. Мы хотим нападать, и оттого придумываем, как
защищаться. Дама оказалась понимающей и осознала механизм явления, с
ней происходящего, после чего ее «вампиры» бесследно исчезли.
Яркой иллюстрацией к
сказанному служит известная история о боевом петухе.
Однажды один крестьянин
решил отнести своего петуха к известному тренеру, чтобы тот его
сделал чемпионом петушиных боев.
Мастер, осмотрев птицу,
признал в ней задатки победителя и согласился ее обучить. А
крестьянину посоветовал прийти через месяц.
В назначенное время
явился хозяин петуха и был приятно удивлен, увидев перед собой
своего любимца во всей красе — мощный клюв, когтистые лапы, свирепый
взор, воинственно вздыбленный гребень. Петух неистово порывался в
бой. Трудно было его удержать.
«Вы действительно
великий Мастер! — вскричал восторженный крестьянин. — Я Вам заплачу
сверх!» Но Мастер остановил его. Рано. Петух еще не готов. И
попросил снова прийти через месяц.
В положенный срок явился
крестьянин и был удивлен еще больше. Его петух повергал в ужас
остальных птиц, заставляя тех в панике бежать от него прочь.
Но и на сей раз Мастер
заявил: «Рано. Петух еще не готов. Приходи через три месяца».
Крестьянин пожал плечами, но, уверенный, что специалист знает толк в
своем деле, удалился, лелея образ своего красавца, который должен
стать еще более грозным и свирепым.
Когда же владелец петуха
пришел в очередной раз, то своего питомца не обнаружил, из-за чего
пришел в некоторое замешательство. Но, впрочем, быстро себя утешил —
на соревнованиях, наверно, лихо задирает своих противников.
Вскоре вышел Мастер и
сказал, что крестьянин может забирать своего петуха. «Но где же
он?!»,Крестьянин осмотрелся и увидел одиноко клюющую какой-то корм
совершенно невзрачную птицу с потухшим взором и поблекшим
оперением. Крестьянин оторопел: «Но это не мой петух! Куда ты дел
моего? Что с ним стало?» «С ним стало только то, что он стал
непобедимым чемпионом всех петушиных боев», — спокойно произнес
тренер. «Так где же он?» «Перед тобой». Крестьянин смутился еще
больше, отказываясь понимать происходящее. «Видишь ли, — объяснил
Мастер, — когда ты пришел в первый раз, то увидел воинственного,
мощного, всегда готового к бою, но еще неопытного юнца. Несмотря на
его силу, были такие, кто благодаря умению и опыту могли его
одолеть. Во второй раз ты встретился с опытным воином, хозяином
двора. Мало кто был способен одержать над ним верх. Но теперь перед
тобой абсолютный победитель. Никто не смеет к нему подойти. Нет
никого, кто бы хотел с ним драться. Приоритет за ним. Он ни на кого
не нападает, но остальные петухи сами ему уступают. Настоящая
победа та, что дается без боя. Истинно великое совершается там, где
нет усилий. Забирай своего абсолютного чемпиона. Его больше нечему
тренировать».
В психологии существует
такое понятие, как «Эго защиты». Зигмунд Фрейд полагал такой
механизм адаптации к миру невротическим и незрелым и считал, что
исцеление личности наступает, когда происходит отказ от подобных
форм реагирования в пользу актуализации процесса, названного им
сублимацией — по аналогии с алхимическим процессом.
Целью защиты является
снижение уровня базовой тревожности, появляющейся с момента рождения
особи, а также сохранение самоуважения и чувства собственной
значимости. Исходя из психоаналитических исследований, можно
говорить о том, что человеческий организм сразу, как только
появляется на свет, начинает защищаться.
На протяжении
последующей жизни личность бессознательно прибегает к тем или иным
защитным маневрам, поскольку для нее остаются актуальными как
осознание собственной значимости, так и неизменное наличие скрытой
тревоги, порождающей остальные неприятные переживания.
Весь этот процесс
характеризует следующий смысловой ряд: Защита — Оборона — Нападение
— Агрессия — Резать — Отделять — Раскалывать — Травма.
Определить ту или иную
защиту возможно путем наблюдения за поведением субъекта. Поэтому мы
можем говорить и о поведенческих способах реагирования, среди
которых наиболее наглядно и явственно обращают на себя внимание
следующие.
Примитивная изоляция.
Уход в иное
состояние сознания наблюдается еще у младенцев, когда те испытывают
психофизический дискомфорт. Во взрослом состоянии наблюдается в
сходном варианте, при котором требования реальности кажутся чересчур
жесткими. Поэтому такой способ защиты можно образно определить как
«бегство от реальности».
К наиболее
распространенным формам изоляции относится прием психоактивных
средств для достижения измененного состояния сознания, или развитие
чрезмерной фантазийной активности. Другие варианты подобного
реагирования, такие, как погружение в виртуальные миры телевидения,
компьютерной сети, аудиоакустики, по смыслу сходны с вышеназванным —
уход от реальности с помощью трансовых состояний.
Для такого способа
защиты характерны: выключение субъекта из активного участия в
решении актуальной ситуации, эмоциональная холодность к близким
людям, неспособность устанавливать доверительные и открытые
отношения.
Однако психологический
уход от реальности может произойти практически без искажения
последней. Субъект находит успокоение в удалении от мира. Умение
находиться в стороне от стереотипов способствует уникальному и
неординарному восприятию жизни. И здесь мы можем встретить
выдающихся писателей, мистиков, одаренных философов-созерцателей,
нашедших свой эмоциональный приют в сфере интеллектуальных
абстракций.
Отрицание.
Основные реакции, по которым можно определить субъекта, склонного к
данной защите, характеризуют следующие реплики: «Все прекрасно, и
все к лучшему!», «Если я этого не признаю, значит, этого не может
быть». Отрицание — это попытка игнорировать реальное событие,
которое причиняет беспокойство. В качестве примера может послужить
политический лидер, оставивший свой пост, но продолжающий вести себя
по-прежнему — будто он выдающийся государственный деятель.
Алкоголик, упорно не признающий свою зависимость от спиртного,
также являет собой пример отрицания. К данной же защите относится
способность искажать реальную картину уже происшедших событий в
своих воспоминаниях.
Позитивный аспект:
игнорирование опасности в критической ситуации, где проявлением
гаранта спасения являются хладнокровие и спокойствие. Эмоциональная
и энергетическая активность в ситуациях, в которых другие могут
спасовать перед преградами.
Негативный аспект:
эмоциональные «обвалы» как следствие истощения энергетических
ресурсов после экзальтированного состояния, при котором
действительные трудности умаляются или не замечаются вовсе.
Депрессия. Уныние.
Всемогущий контроль.
Развивается из первичного Эгоцентризма, когда новорожденным его «Я»
и мир воспринимаются как единое целое, без каких-либо границ. Если
младенец испытывает холод и в это время заботящийся о нем человек
согревает его, то у ребенка возникает переживание, будто тепло
магическим путем добыто им самим.
Осознание того, что
источник жизнеобеспечения находится вне его самого, еще не
появилось.
Обнаружение данного
факта сопровождается негативными переживаниями, ущемляющими чувство
собственной значимости и самоуважения.
В дальнейшем подобная
защита актуализируется как реакция компенсации на чувство
собственной ничтожности, беспомощности, зависимости,
неполноценности. Обычно она проявляется как «здоровый остаток» и
выражается в чувстве профессиональной компетентности и жизненной
эффективности.
Но существуют и
отрицательные проявления данной защиты: манипулирование,
«перешагивание через других» ради достижения своей цели,
авторитарность и директивность. Комплекс Спасителя, часто
наблюдающийся у политиков, педагогов, юристов, врачей, —
убежденность субъекта в том, что от него зависит судьба другого
человека или людей. Магия, во всех ее формах, является также
неврозом, базирующимся на идее всемогущего контроля, доведенного до
напряженной, психопатологической формы.
Примитивная
идеализация.
По мере взросления ребенка наступает осознание того, что он не
обладает всемогуществом. Тогда эта идея переносится на того, кто
заботится о нем, и уже последний воспринимается как всемогущий. В
этом случае речь идет о вторичном, так называемом зависимом
всемогуществе. В конце концов, происходит крушение и этой иллюзии, и
ребенку приходится мириться с тем фактом, что его родители не самые
сильные на свете.
Момент психической
зрелости предполагает понимание того, что ни один человек не
обладает неограниченными возможностями.
Если личность и во
взрослом состоянии содержит в себе неизжитые инфантильные качества,
она склонна защищаться, создавая себе кумира. Отсюда же происходит
и желание верить в то, что правители и сильные мира сего обладают
большей мудростью и могуществом, чем простые смертные, хотя каждый
раз события показывают, что это всего лишь желание, но отнюдь не
реальность.
Поиск совершенного
объекта истощает жизненные силы, так как всегда приводит к
очередному разочарованию, что является страшным последствием такой
защиты.
Девальвация.
Речь идет о
примитивном обесценивании — обратной стороне идеализации (см.
выше).
Поскольку субъект
неизбежно убеждается, что в человеческой жизни ничего совершенного
нет, то всякие примитивные способы идеализации обязательно приводят
к разочарованию. И чем сильнее превозносится объект, тем более
выраженным становится его обесценивание. Чем пленительнее иллюзия,
тем болезненнее ее крушение. Участь всякого кумира — в конечном
итоге быть низвергнутым, и на пьедестал возводят для того, чтобы
потом с него сбросить. История служит прекрасной иллюстрацией
этому.
В повседневной жизни мы
являемся свидетелями того, как работает поговорка «от любви до
ненависти один шаг». Некоторые люди в погоне за идеалом застревают
в мучительном цикле идеализации — девальвации, каждый раз с новой
болью переживая падение своего кумира, то есть свое собственное
разочарование.
Проекция.
Приписывание другому
объекту чувств или намерений, которые исходят от самого
приписывающего. При этом, как правило, проецируются теневые
качества личности, то есть такие, которые отвергаются ею,
вытесняются как нежелательные и неприемлемые. Содержание проекции
легко узнать, если поинтересоваться у субъекта, какие качества в
других раздражают его больше всего. Именно эти качества ему и
присущи.
Поскольку проникнуть в
душу другого человека представляется невозможным, то для постижения
его внутреннего мира приходится использовать собственный
психоэмоциональный опыт, который актуализируется посредством
проективных механизмов, оживляя такие процессы, как интуиция,
эмпатия, чувство мистического единения с партнером.
При использовании этого
вида защиты существует опасность непонимания и подмены истинного
ложным в межличностных отношениях. Искаженное восприятие другого
субъекта происходит за счет приписывания ему тех качеств, которыми
он не обладает, что в свою очередь приводит к отчуждению и, в
конечном итоге, крушению отношений.
Интересно отметить то,
что человек, на которого проецируются определенные внутренние
свойства, начинает вести себя в соответствии с этими свойствами по
отношению к проецирующему. И таким образом восстанавливается
своеобразное равновесие, работающее по принципу «что даю, то и
получаю». В этом смысле небесполезно помнить, что окружающие нас
люди — наши собственные зеркала. И отсюда можно сделать вывод, что
проецировать свои позитивные качества гораздо выгоднее, чем
отвергаемые. Ибо наши собственные проекции рано или поздно, но
всегда неизбежно возвращаются к нам же самим.
Интроекция.
Процесс, обратный
проекции, когда приходящее извне воспринимается человеком как
происходящее внутри.
У младенца подобное
явление связано с необходимостью выживания и развития.
Еще задолго до
осознанного подражания родителям он как бы «проглатывает» их, вводит
их образы внутрь себя.
Значимый для нас объект
в прямом смысле становится частью нас самих благодаря именно
интроекции.
Интроекция — основа
глубокой привязанности, чувства единения с другим, но вместе с тем
— это неспособность отпустить другого человека, признать его
свободу и автономность, неумение эмоционально переключиться на
окружающих и мир в целом. В конце концов, подобная сцепленность
приводит к психологическому истощению, Упадку жизненных сил и
оборачивается депрессией.
Люди постоянно меняются,
и они вовсе не созданы для того, чтобы оправдывать наши ожидания. Но
при этом интроект оказывается фиксированным, «замороженным» образом,
не человеком, а его моделью, схемой, которая вовсе не то же самое,
что и живой образец. И получается, что реальный человек постоянно
уходит, ускользает от того, кто предается чрезмерному
интроецированию и задерживается на данной защите. Уход другого
представляет собой довольно мощную психотравму, ибо при этом
уходит, умирает и какая-то часть собственного «Я», которая была
заполнена этим другим.
Идентификация с
агрессором.
Проявляется в имитации того, кто может оказывать отрицательное
давление. Если кто-то маскирует свой страх перед каким-то
авторитетом, он может усвоить его манеру в гипертрофированном или
карикатурном виде. «Буду таким, как он, тогда его власть будет
внутри меня».
Проективная
идентификация.
Представляет собой
проекцию на другого человека с последующей попыткой взять над ним
контроль. Например, кто-то может проецировать свою враждебность по
отношению к другому человеку и со страхом затем ожидать нападения
на себя с его стороны.
Расщепление.
Как явление,
наблюдается еще в раннем периоде, когда младенец не способен
воспринимать заботящихся о нем людей целостно, со всем присущим им
разнообразием качеств и психологических оттенков. В спектре
переживаний ребенка существует либо «хорошо», либо «плохо», которые
и приписываются окружающему миру в зависимости от собственного
состояния. От его восприятия ускользает вся палитра переходных
позиций, и диалектическое постижение жизни ему неведомо.
Расщепление у взрослых
легко распознается в их политических и моральных оценках, когда
проявляется тенденция к поиску «общего врага», несущего угрозу
«хорошим» представителям той или иной партии или общества.
Склонность делить людей на «плохих» и «хороших», а мир на «белое» и
«черное» также свидетельствует о наличии примитивного способа
реагирования — расщепления.
Расщепление приводит к
снижению тревоги (срабатывает принцип «лучше плохие новости, чем
никаких новостей»), поддержанию самооценки за счет выявления,
самоопределения и конкретизации собственной позиции.
Этот способ защиты
всегда искажает реальность, обедняет эмоциональное восприятие жизни.
В своей категоричности он близок к одержимости. Недаром на
древнегреческом языке
rategoros
означает
«сатана».
Репрессия
(Вытеснение).
Представим себе
следующую ситуацию.
Некто получает письмо от
своего друга и, обрадованный, собирается ответить. Однако вскоре
чуть отодвигает свое решение, оправдываясь большой
«загруженностью» и усталостью или «досадной забывчивостью». Тем не
менее, прилагая некоторое усилие воли, он заставляет себя написать
пару страниц, но обнаруживает, что у него нет конверта. Приобретя
через неделю конверт, наш незадачливый персонаж забывает написать
адрес, но, выполнив и эту процедуру, несколько дней держит письмо в
кармане пальто, так как по дороге ему не встретился ни один почтовый
ящик. Наконец-то он отправляет свое ответное послание и облегченно
вздыхает.
Герой описываемой
ситуации оказался человеком вдумчивым, а потому и обратил внимание
на тот .факт, почему столь продолжительное время медлил с ответом.
После детального анализа своих действий и ощущений он понял, что
корреспондент, считавшийся его другом, на самом деле его раздражал.
И его Бессознательное знало это задолго до того, как он осознал свое
истинное чувство, которое вытеснялось, чтобы не вызывать
отрицательных эмоций или тревожности.
Мы неохотно вспоминаем
неприятные события в нашей жизни или напрочь о них забываем — здесь
также срабатывает процесс вытеснения.
Существует простой
эксперимент, где предлагается вспомнить время или событие, которые
сопровождались психологически болезненными переживаниями — смерть
близкого друга или родственника, унижение или обида. Прежде всего,
обращает на себя внимание отсутствие интереса к тому, чтобы ясно
вспомнить подобное происшествие, сопротивление относительно того,
чтобы говорить о нем. Возможно, при этом появляется сомнение в
необходимости подобного занятия, хотя в начале данная затея могла
быть воспринята и с готовностью. При этом все «посторонние» мысли и
сомнения также интерпретируются как сопротивление.
Сущность описываемой
защиты состоит в удалении из сознания неприятного переживания и
удержании его на расстоянии от сознания. Вследствие такого
подавления даже могут возникнуть такие заболевания, как астма,
артрит, язва, фригидность, импотенция.
Регрессия.
Возвращение на более
низкий уровень развития или к способу выражения, который более прост
и более свойствен детям. По сути, это возвращение к знакомому
способу действия после достижения нового уровня в индивидуальном
развитии. Каждый взрослый человек, даже хорошо приспособленный,
время от времени прибегает к этой защите, чтобы «спустить пар». Это
может выражаться в чем угодно: люди ищут «острые» ощущения, курят,
напиваются, переедают, кусают ногти, ковыряют в носу, спят днем,
портят вещи, жуют резинку, мечтают, восстают против авторитетов и
подчиняются им, прихорашиваются перед зеркалом, играют в азартные
игры, болеют.
Иногда регрессия
используется для того, чтобы находиться в роли слабого и тем самым
снискать к себе сочувственное внимание окружающих.
Изоляция аффекта.
Отделение
переживания от ситуации. При этом из сознания удаляется
психотравмирующая составляющая актуального события. На уровне
чувства это проявляется как отстранение, отчуждение от ситуации.
Психический ступор является одним из вариантов изоляции аффекта.
Интеллектуализация.
Проявляется
как самообладание, внешняя эмоциональная сдержанность по поводу
действительно волнующей ситуации. Данная защита свидетельствует о
заблокированности эмоциональной энергии, неспособности полного и
адекватного эмоционального самовыражения.
Рационализация.
Данный способ
поведения представляет собой нахождение приемлемых причин или
оснований для неприемлемых мыслей или действий. Иными словами, это
рациональное объяснение иррациональных помыслов. Все наши оправдания
— это наши рационализации. Рационализацией также прикрывается
корыстное побуждение, которое свершается под видом блага. Например,
некоторые родители утешают свои властолюбивые комплексы, заставляя
детей следовать их воле, мотивируя это тем, что совершается это для
их же пользы. Характерной фразой при рационализации является: «Я
делаю это исключительно для твоего добра». Однако в данном случае
доброе побуждение от дурного намерения отличить совсем не сложно.
Добро никогда себя не навязывает. Предложив свои услуги, оно
успокаивается, а навязанное добро — это уже зло.
Морализация.
Это те же
оправдания, но с позиций моральных обязательств: «Все это делается
ради торжества истины и справедливости».
Если рационализатор
говорит:« Спасибо за науку», то морализатор заявляет: «Это формирует
характер».
Раздельное мышление.
Сосуществование в сознании Двух противоречивых и конфликтующих идей
или состояний без осознания этого противоречия.
В обыденной жизни
известно множество примеров, когда у рьяного поборника добродетели
обнаруживается обширная коллекция порнографических открыток, а
известный гуманист оказывается домашним деспотом и тираном.
Одним из
распространенных вариантов данной стратегии является то, что
называют лицемерием.
Аннулирование.
С позиций
Бессознательного мысль равнозначна поступку.
Данное положение
является источником нашего суеверного, магического поведения. Если
мы в своей психической глубине допускаем какую-то предосудительную
мысль, то, как следствие, возникают определенные чувства: или страх
наказания, или стыд, или вина. Дабы аннулировать нежелательные
последствия, включается механизм магической компенсации, призванный
уравновесить допущенный проступок, как бы расквитаться за него, но
безболезненным способом.
Примеры подобного
поведения достаточно известны. Хорошо знакомы случаи, когда мы
делаем подарки после ссоры или вспышки раздражения накануне. Тем
самым бессознательно ощущение вины заглаживается, и душа может
чувствовать себя спокойно.
Однако при этом речь об
аннулировании может идти только в том случае, если внутренний,
глубинный мотив не осознается. (Настоящий принцип касается и всех
остальных защит — все они применяются бессознательно, а не в
качестве продуманной стратегии.)
Многие наши ритуалы
несут в себе аспект аннулирования. И поскольку мы обладаем скрытым
убеждением, что враждебные мысли опасны, то стремление искупить
грехи, совершенные хотя бы только в мыслях, является импульсом
универсальным, присущим человеческой природе вообще.
Таким образом,
«искупительный» вид поведения может считаться вариантом
аннулирования. Скажем, эгоистичный и капризный ребенок, вырастая,
«искупает свой грех» тем, что становится выдающимся деятелем в
области, касающейся прав человека, а мучитель дворовых кошек —
известным ветеринаром.
Поворот против себя
(Обратное чувство).
Перенаправление
отрицательного чувства, предназначенного для другого объекта, на
себя. Такую критику, которая трансформируется в самообвинение, мы
отмечаем в ситуациях, когда предпочитаем упреки в свой адрес вместо
того, чтобы выразить свое разочарование кем-то другим.
В качестве позитивного
аспекта данной защиты можно считать тенденцию брать ответственность
за случающееся на себя, нежели переносить ее на других, проецируя
свои неприятные чувства. Но с другой стороны в этой склонности в
данном случае истинным мотивом является не осознанная готовность
быть ответственным, а бессознательная тревожность, которая
нуждается в амортизации, что в общем-то проблему не снимает.
Смещение.
Это смена объекта
чувств, их перенос с того объекта, который послужил источником
отрицательных эмоций, на другой объект — более безопасный.
Например, подчиненный,
разгневанный на своего начальника, придя, домой, устраивает нагоняй
жене, та срывает зло на детях, а последние отыгрываются на собаке.
Пример стал уже классическим — как поиск «козла отпущения».
Более тонкий вариант
смещения проявляется в ситуации, когда кто-то в присутствии другого
человека начинает рассказывать о своей любви, ненависти, гневе,
раздражении по отношению к тем или иным людям. Зачастую такой вид
поведения может интерпретироваться как выражение своих чувств именно
к данному собеседнику. Нередко можно стать свидетелем сцены, когда
женщина в присутствии мужа начинает обсуждать проблемы мужской
психологии, делая акценты на агрессивность мужчин и их стремление к
подавлению слабого пола. Подобное эмоциональное обобщение является
маскировкой ее обиженности поведением собственного супруга и
намеком адресует ему высказанный упрек.
Позитивный,
сублимационный аспект смещения проявляется в тех случаях, когда
агрессивная энергия перенаправляется в созидательную активность —
например, в возбужденном состоянии проделывается большое количество
домашней работы.
Реактивное
образование.
Данное явление представляет собой подмену поведения или чувства
прямо противоположным действительному желанию. Субъект может
проявлять излишнюю чистоплотность в качестве защиты от желания быть
все время грязным. Главная черта реактивного образования —
преувеличение. Реактивные образования можно увидеть в любом
преувеличенном поведении.
За излишней учтивостью
может скрываться раздражение. Избыточная вежливость маскирует
агрессию.
В повседневной жизни
можно встретить людей с «извиняющимся поведением». Они по каждому
поводу и даже без такового постоянно просят прощения. Не
психоаналитически мыслящий наблюдатель может принять это качество
за некую щепетильность в характере, утонченную совестливость, хотя
в действительности мы имеем дело с реактивным образованием. Ход
логических построений здесь довольно очевиден. Субъект испытывает
агрессивные мысли или побуждения. Те, в свою очередь, порождают
чувство вины. Виноватый, чтобы не понести наказания, просит
прощения.
Кстати, извиняться
этимологически буквально означает «из вины». Следовательно,
всякое извинение есть автоматическое признание собственной вины.
Что касается
щепетильности, то, продолжая лингвистическое исследование, мы
легко обнаружим, что данное понятие соотносится со словом «щипать»,
и оба они восходят к одному индоевропейскому корню
skeip
—
«раскалывать»,
«расщеплять», где агрессивный и атакующий оттенок выражен более чем
наглядно.
Поэтому нет ничего
удивительного в том, что за подобной «щепетильностью» прячется
агрессивное желание атаковать.
Все дело в том, что наша
эмоциональная ситуация не сводится к какой-то однозначной позиции.
Она всегда предполагает некоторую амбивалентность, двойственность.
Именно данным свойством объясняется то, что мы обижаем близких людей
и можем испытывать ненависть к тем, кого любим. Поэтому, исходя из
особенностей динамики глубинных процессов душевной жизни субъекта,
можно вывести следующее универсальное положение, отражающее
закономерности его психического мира: в то время как субъект
испытывает ощущение
«X»,
он также бессознательно
испытывает и ощущение «-Х».
Реверсия.
Смена ролей, при которой
обычно происходит перенаправление собственной потребности на
другой объект.
Так неудовлетворенная
потребность в заботе может удовлетвориться проявлением со своей
стороны заботы о другом человеке, бессознательной идентификацией с
тем, кто эту заботу получает, и переживанием соответствующего
удовольствия.
Первыми проявлениями
реверсии являются детские игры в куклы.
В более зрелом возрасте
реверсия может стать причиной альтруизма, чему мы являемся
свидетелями, когда бывшие сироты становятся руководителями детских
домов и самоотверженными воспитателями.
Древняя мудрость: «Если
тебе плохо, найди того, кому еще хуже, чем тебе, и помоги ему» —
подразумевает смысл, содержащийся в реверсии.
Отыгрывание.
Тенденция к
повторению и воспроизведению бессознательных желаний, фантазий,
импульсов, сформированных в отдаленном прошлом.
Здесь играет
значительную роль весьма важное свойство нашей психики — мы
реагируем на то, чего не помним.
В принципе, любое
компульсивное поведение, неожиданный поступок могут подразумевать
отыгрывание в силу того, что актуальность внутреннего напряжения или
фантазийного материала зачастую непредсказуема, а провоцирующим,
оживляющим внешним фактором, запускающим каскад активизации
глубинных процессов, способна оказаться едва приметная, совсем
малозначительная деталь.
Поскольку каждый из нас
несет в себе достаточно плотный по своей интенсивности материал
ранних впечатлений и актуализация его может произойти в любой
момент, то вряд ли можно утверждать со стопроцентной уверенностью,
что именно может с нами произойти в следующую минуту и на какие
действия мы вдруг решимся.
Эротизация.
Преобразование
страха, тревоги и других дезорганизующих чувств в переживание
радости и жиз-неутверждения.
Сексуальное побуждение
является одним из наиболее мощных факторов выживания и одновременно
наличием доказательства для организма того, что он жив.
Поэтому вполне
естественно допустить, что многие человеческие травмы инстинктивно
сексуализируются.
Фобос трансформируется в
Эрос. И в данной способности заложен мощный биологический,
психологический и ноологический (от греч.
noos
—
«дух») подтекст.
Страх преобразуется в
любовь, поскольку уже содержит в себе ее потенцию.
Данное положение можно
сформулировать следующим образом: Фобос включает в себя Эрос, а
Эрос включает в себя Фобос.
Сексуализировать можно
любой объект — власть, профессию, славу, деньги и т. д. Хорошо
известно, насколько эротичным бывает процесс обучения, особенно в
присутствии талантливого учителя.
Представленный механизм
адаптации, с моей точки зрения, может рассматриваться как вариант
сублимации.
Сублимация.
Применение к данному
понятию термина «защита» мне представляется не совсем логически
обоснованным, хотя по традиции, положенной Фрейдом, ее и можно
определить как «успешную» или «зрелую» защиту.
Строго говоря,
сублимация представляет собой продуктивный и высокоэффективный
процесс не только разрешения жизненных коллизий, но и
поступательного психического и духовного развития. Данный механизм
позволяет перенаправить энергию, первоначально направленную на
деструктивные побуждения, на творческую, созидательную активность,
примером которой служит не только проявление успешности в
профессиональной деятельности, но и способность сотворить свою
жизнь как произведение искусства.
Если остальные защиты
предназначены снизить уровень тревожности, то представляемая
стратегия призвана обратить эту тревогу в любовь.
Страх преобразуется в
Любовь — пример сублимации.
Слово «страх» связано с
русским словом «строгий», и восходит оно к праязыковому корню
(s)terg:(s)trek.
С
другой стороны, корневая
база
sterg:sterk
подразумевает образование смысла слова «стеречь».
К нему же восходит
словенское
street
—
«прислуживать». В этом
же корневом ряду: греческое
stergo
— «люблю
(забочусь), имею удовольствие, терплю, переношу»;
storge
— «любовь».
Стеречь — сторожить,
следить за сохранностью чего-либо (тот же корень —
storg)>
Строгий — через те же
корневые основы
(s)ter:(s)tro
Родственно таким
значениям, как греческое
strenos
—
«сила».
Обратим внимание на
английское
strong
—
«сила».
Греческое
strenes
—
«крепкий».
Продолжая семантический
ряд, выходим на понятие «стремиться» — «неудержимо продвигаться».
Стре-ми'тъ — «подниматься вверх», но и стреми'тъ —
«направлять движение», «увлекать». Отсюда стремление — «движение
вперед».
Проступает еще одна
семантическая линия:
strong
—
«сильный» — соотносится
с понятием «веревка, канат», что выражает идею связи, которая
соединяет миры и вносит порядок в Хаос.
С другой стороны,
индоевропейский корень
sterg -
означает
«любовь».
К тому же смысловому
пространству принадлежит и жертвоприношение — священнодействие,
призванное способствовать нисхождению божественных энергий. Одна из
форм жертвоприношения заключалась в поедании кусков приносимого в
жертву животного. В этом плане достаточно показательно сравнение:
strong-«сильный»
и греческое
tropho
—
«есть, питаться». Тогда
становится понятным, как страх (изначально «боязнь Божества»)
обретает значение «экстаза», что указывает на его исконно сакральную
подоплеку. И здесь мы имеем возможность наглядно проследить переход
значений: «поить, пить/петь, воспевать», восходящий к обряду
жертвенного возлияния. Таким образом, проясняется семантическая
основа понятий «вос-торг», «торжество».
Весьма наглядно
проявляет себя соотношение
sterg
-«любовь»
и русское «стержень». И здесь же прусское
stri-gens
—
«мозг». Издревле человек
мыслился как микрокосм и олицетворялся вертикально стоящим шестом.
Последний воплощал в себе идею мировой оси, соединяющей землю и
небо, священными символами которой также являлись лестница, дерево,
гора.
В качестве наглядного
примера того, как мы можем задействовать тайное значение слова
«страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого
выражения ап. Павла: «...жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33).
Ядерные смысловые
элементы слова «страх»: стеречь — беречь — служить — связывать —
соединять — жертвоприношение — экстаз — радость — улыбаться —
продвигаться — подниматься вверх — стержень — восторг — торжество
— сила.
Организуем полученный
ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически
означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает,
соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение,
которое в свою очередь открывает возможности максимального
самораскрытия, реализации и полного воплощения себя в качестве
архетипиче-скей женственности. Через подобную трансформацию она
переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении».
Удивляясь происходящим переменам, жена, пребывая в подобном
изумлении, вдохновляется еще больше и тем самым обретает
дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в
своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое
осуществление предыдущих этапов предоставляет женщине принципиально
новую возможность, воплощающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту
— приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня
подняться вверх, в инобытие духовных измерений, где пребывают
вечные восторг и торжество любви.
Разделяя весь процесс
подобного восхождения на отдельные ступени, мы получим конкретную
формулу индивидуального преображения.
¨
Да боится жена
своего мужа.
¨
Пусть оберегает и
бережет жена своего мужа.
¨
Пусть служит жена
своему мужу.
¨
Пусть соединяет и
связывает себя жена со своим мужем.
¨
Пусть приносит
себя в жертву жена своему мужу.
¨
Пусть через
подобное жертвоприношение жена переживает внутренний сакральный
экстаз.
¨
И пусть тогда
жена радуется и расцветает при своем муже.
¨
Пусть удивляется
и изумляется жена происходящим в ней переменам.
¨
Пусть жена
вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании
своей женственности,
¨
Пусть приобщается
жена к фаллической силе и духовной мощи мужественности,
воплотившейся в ее муже.
¨
Пусть поднимается
жена вверх, в измерение духовного мира вместе с мужем.
¨
Пусть переживает
жена восторг и торжество исполнившейся мечты.
¨
Пусть соединяется
в любви жена с мужем и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).
¨
И «Тайна сия
велика...» (Еф. 5:32).
Разумеется, все
указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного
необходимого и главного условия, а именно — соответствии мужа
необходимым в этом случае критериям. А случай же при этом
один-единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого
себя...» (Еф. 5:33). И только тогда: «жена да боится своего мужа».
Резюме.
Только что мы
рассмотрели основные психологические защиты, или адаптационные
душевные механизмы.
Подытоживая сказанное,
обобщим принципиально важные положения, касающиеся изложенной
информации.
По всей видимости,
предметом первостепенного интереса здесь послужат вопросы
относительно функции защит, их задач, причин предпочтения тех или
иных стратегий реагирования, сущности и смысла трансформационного
процесса.
Основная функция
защитных формирований — выживание особи и адаптация ее к миру.
Предпочтение той или
иной защиты зависит от характера стрессов, пережитых в раннем
возрасте, подражания образцам защитного поведения взрослых;
закрепление сформированных навыков опытным путем.
Почему мы говорим о
каких-то защитах как «незрелых», несмотря на то что они содержат в
себе и определенные позитивные аспекты, позволяющие в достаточной
мере эффективно адаптироваться к жизни?
Причина в том, что они,
являясь образцом усвоенных форм поведения, всего лишь повторяют,
воспроизводят некую устойчивую матрицу индивидуальных реакций, в то
время как смысл развития заключается в обретении, формировании и
усилении новых навыков эффективного освоения жизненного
пространства.
Защиты временно
сглаживают неприятности, но не решают их. Они ретушируют проблему,
но не освобождают от нее. Временное дистанцирование от какого-то
актуального фактора представляет лишь краткую передышку, после
которой снова предстоит неизбежная встреча с тем, что тревожит.
К тому же указанные
защиты нуждаются в большом расходе психической энергии для коррекции
насущной ситуации, что рано или поздно приводит к истощению
жизненных ресурсов. Например, иногда можно выпить Для того, чтобы
расслабиться и отключиться от назойливой проблемы, но напиваться
всякий раз при малейшей неприятности само по себе уже становится
новой и зачастую более серьезной проблемой.
С другой стороны, было
бы ошибочным думать, что личностная трансформация предполагает
тотальную ликвидацию всех непродуктивных защит. Подобный подход
представляется чрезмерно требовательным и в общем-то нереальным. Да
и как таковой он грешит некоторым пер-фекционизмом —
немотивированной претензией на абсолютное совершенство, что
является выражением примитивной идеализации, к чему, увы, проявляют
склонность некоторые невротические проповедники тех или иных систем
«оздоровления и совершенствования» личности. Поскольку какая-то
инфантильная часть нашего естества продолжает существовать и во
взрослом возрасте, речь идет не об уничтожении ранних защитных
механизмов, а о сведении их влияния к минимуму в пользу
активизации сублимационных процессов.
Такая позиция позволяет
уберечь энергию от неадекватной растраты и перенаправить ее на
реализацию созидательных намерений. Настоящее положение
предоставляет возможность ответить на один из самых частых и
животрепещущих вопросов: «Почему многие, даже тщательно
продуманные, планы срываются, заветно выношенные мечты не
исполняются, а исполненные решимости намерения не превращаются в
результаты?» Причиной становится недостаток жизненной энергии,
расходуемой на осуществление и поддержание громадного аппарата
психологических защит. Как только последние прорабатываются и
занимают более скромное место в динамической структуре душевной
организации, самым естественным образом освобождается витальная
сила, количества которой как раз и не доставало для того, чтобы
наполнить будущее.
Как и всякое живое
существо, Эго не хочет погибать. Но цель терапии в том, чтобы
разрушить Эго, в том, чтобы оно именно погибло. И возродилось Я.
Это-то и является самым сложным в душевном лечении или коррекции
личности. Но сложное — не значит невыполнимое.
Возможны и другие
варианты, более изощренные. Они возможны не только потому, что Эго
агрессивно, завистливо, негативно, но и потому, что оно хитро и
коварно.
В настоящее время не
трудно встретить умудренных пациентов, стремящихся переиграть
психотерапевта и тем самым тонко намекнуть на дееспособность
последнего.
Такой умудреный клиент,
пациент-профессионал, как правило, заявляет:
— То, что вы говорите,
мне хорошо известно. Я это уже пробовал, но все бесполезно. Ничего
нового для меня нет.
— А что вы пробовали?
— Ну, например,
медитацию. Я прекрасно могу расслабляться. Мои конечности послушно
наливаются тяжестью, теплом, лоб холодеет, и мысли уносятся в
пустоту. Но на следующий день снова все по-старому.
А другой разочарован в
ребефинге:
— Я дышу глубоко и
часто. Дышу и дышу — в общем, как положено. А душа все равно болит.
А кто-то язвительно чеканит:
— Вот вы говорите: есть
Я и есть Эго. Я — спонтанно и естественно, Эго — искусственно и
агрессивно. Эго является источником проблем. Чтобы чувствовать себя
хорошо и преуспевать в жизни, нужно разрушить Эго. И тем самым
высвободить созидательную энергию своего Я. Понимаю и принимаю. Но
что из того? У меня не получается разрушить Эго. Мой разум, к
примеру, ратует за вегетарианство, а душа тоскует по сочному куску
мяса. И ведь душа побеждает!
И он прав, этот клиент.
Прав! И не только потому, что клиент всегда прав. Вряд ли было бы
осмысленным -общаться с китайским крестьянином на шведском
языке. Так же и душа — она не понимает наречия разума.
Параллельные миры внутри
нас. Это — душа со своим совершенно особым законодательством. Там,
где заканчивается логическое, начинается психологическое. А
психологическое уже никогда не заканчивается.
Психономика — область,
которая имеет дело с Зазеркальем.
Я предлагаю своему
подопечному чуть-чуть сместиться в сторону Зазеркалья, отправиться
по ту сторону Эго и немножко «поскользить» в пространствах Бытия.
— Итак, приготовьтесь.
Мы выполним одно маленькое упражнение. Назовем его «Поток».
Устройтесь поудобнее —
без разницы, сидя или лежа. Закройте глаза.
— Глаза обязательно
закрывать?
— Необязательно, но
желательно. Ведь, когда мы закрываем глаза, мы символически их
открываем внутрь себя. Мы автоматически обращаемся во внутреннее
пространство. Таким образом, мы мягко и плавно перемещаемся из
одного измерения в другое.
— Хорошо, я закрываю
глаза. Но вы ведь не будете меня гипнотизировать? Все равно я не
поддаюсь гипнозу.
— Что вы, как раз
наоборот, я постараюсь вывести вас из состояния гипноза — того
состояния, в котором постоянно пребывает большинство людей.
— Ах, раз так... но у
меня дрожат веки.
— Ну и пусть себе
дрожат. Это естественное напряжение мышц.
— Вы думаете, я так
смогу расслабиться?
— А зачем вам
расслабляться? Вот видите, вы уже демонстрируете тот факт, что
находитесь в гипнотическом состоянии. В данном случае вы
загипнотизированы стереотипом, расхожим мнением, согласно которому в
задачу психотерапевта входит непременное расслабление пациента. А
кто вам сказал, что расслаблением лечат?
— Ну, если так, то я
теперь спокоен.
— Ну, если так, то
отпустите себя. Даже если бы вы и не были спокойны, все равно
отпустите себя.
Отпустить себя — это
значит все свои мысли, чувства, ощущения, которые переживаются в
настоящий момент, начать воспринимать как единый поток энергии.
Причем здесь не следует
что-либо себе воображать или фантазировать. Просто осознайте
реальность — ведь в действительности все наши мысли, чувства,
ощущения представляют собой некий энергетический поток.
Когда мы фиксируемся на
какой-нибудь мысли, каком-нибудь чувстве или ощущении, мы блокируем
естественное и свободное протекание этого потока, что сразу же
приводит к возникновению застойных явлений, которые и вызывают
различные нарушения.
Просто осознавайте то,
что существует в реальности, — через вас протекает поток энергии:
проплывают образы, обрывки мыслей, какие-то воспоминания,
ассоциации. Этот поток откуда-то входит в вас, проходит через вас и
спонтанно, беспрепятственно выходит из вас. Он так же свободен и
естествен, как ваше дыхание.
И ни в коем случае не
старайтесь.
Никаких установок,
внушений или настроев.
Неважно, какие мысли,
чувства или ощущения проходят через вас здесь и сейчас — мрачные
или светлые, грустные или радостные, плохие или хорошие.
Это неважно, ибо все они
— частицы единого потока. Каждую из них принимайте легко и
отпускайте легко.
— А если я начинаю
испытывать чувство тревоги и желание открыть глаза? Легко сказать,
а сделать?
— А и делать ничего не
надо. В том-то и дело, что ничего не надо делать. Просто
пропускайте через себя этот
поток. Подставьте себя
ему. Как только вы начнете что либо делать, сразу же станете
создавать блоки.
— Но я не чувствую, как
через меня проходит этот по ток. Вы, наверно, пытаетесь мне это
внушить?
— Никакого внушения.
Это, во-первых. А во-вторых чувствовать и необязательно. Разве вы
чувствуете движение крови по сосудам? И разве это отрицает
существование самой крови? Неужели вы чувствуете на себе атмосферное
давление? И тем не менее оно существует, не так ли? А чувствуете ли
вы свой мозг?
— Нет.
— Почему вы тогда
думаете, что должны чувствован и энергетический поток?
Не чувствуйте, а
осознавайте. Отражайте происходящее, но сами не вовлекайтесь.
Подобно тому, как вода в пруду отражает движение облаков, но какие
бы облака не плыли по небосводу, они не изменят зеркальной
поверхности водоема. Ваше сознание — это зеркальная поверхность,
которая лишь отражает.
— А вот теперь у меня
действительно проявляется ощущение некоего потока, оно неявное,
нечеткое.
— Почти неуловимый,
неосязаемый поток?
— Да, так. И в то же
время возникает странное чувство, будто я... не то чтобы пустой, но
что-то вроде этого., отрешенность какая-то...
— Ну что ж, пока мы на
этом и остановимся. Сосчитайте быстро до трех и откройте глаза.
Откройте глаза и войдите в этот мир. Знайте, что что-то в вас
изменилось. Не думайте, не внушайте, не настраивайтесь. Просто
знайте.
— Но что во мне
изменилось?
— У вас рассеялась часть
вашего Эго. А это значит, что высвободилось некоторое количество
энергии, которое уходило на поддержание этой части. Стало быть, вы
усилили себя.
— А почему появилось
чувство отрешенности?
— Вы когда-нибудь
чистили старую, запылившуюся, поблекшую вещь?
— Чистил. Я помню, что
это была старинная серебряная рюмка.
— И после того, как вы
ее почистили и придали ей первозданный вид, как вы ее начали
воспринимать?
— В первые минуты она
казалась чем-то совершенно иным, чем прежде, хотя и оставалась все
тем же предметом.
— То же самое и у вас.
— И теперь я смогу
изменить свою жизнь?
— Еще нет, но уже близко
к этому. Сделаем небольшое отступление в мистагогию.
Мистагогия —
мировоззрение, ориентированное на понимание и восприятие того, что
реальность мистична. Все мы ежесекундно творим какие-то превращения
— перевоплощения, но даже и не подозреваем об этом. Хотя кто-нибудь
смутно и догадывается... А кто-то и знает. Тогда про таких говорят,
что они наделены способностями. Но что такое способность?
Способность — это знание
«как».
Когда у знаменитого
пианиста Ван Клиберна спросили, в чем заключается секрет его
виртуозной игры, он ответил: «Все очень просто. Я знаю, в какое
время и какую клавишу нужно нажать».
Мистике учиться не надо.
Она — внутри нас. Как гласит древняя формула: «То, что во мне, то и
вовне».
— Но все-таки, как же
мне изменить свою жизнь?
— Изменитесь сами. Тогда
и жизнь ваша изменится.
Мысль о движении — уже
движение. А сама жизнь — единая пульсирующая мысль. С чем бы мы ни
сталкивались, мы соприкасаемся с разными проявлениями мысли —
дома, деревья, водоемы, книги, люди, мечты, фантазии — все это
мысли. И все это связано друг с другом и сбалансировано в единой
информационно-энергетической системе, где действуют
саморегулирующиеся законы, которые призваны поддерживать вечно
меняющееся постоянство.
В данной системе
различаются лишь уровни организации Бытия: вещество, поле,
энергия...
И поэтому любая наша
мысль, как и любое наше действие, тут же вызывает каскад цепных
реакций в окружающем мире. Подобно тому, как и любое изменение
окружающего мира естественно отражается на нас.
Человеческий мозг —
очень мощный генератор и чуткий приемник. Но этот же принцип —
восприятие и продуцирование — лежит в основе Вселенной, подобной
единому гигантскому мозгу, чьи процессы аналогичны тем, что
протекают внутри нашей черепной коробки.
Но значит ли это, что
череп — граница мыслей? Отнюдь. Потому что за его пределами идет
точно такая же жизнь, как и внутри.
Это единство
обусловливает действие закона отражения — принцип рефлексии
пронизывает все мироздание — от элементарнейших действий,
описываемых механикой Ньютона, до механизмов, регулирующих
душевную деятельность. Другое дело, что проявления данного закона
не всегда очевидны, но наблюдаемые нами результаты позволяют
догадываться о его функционировании. Конечно, легко наблюдать этот
принцип, когда вы бросаете мяч о стену и видите, как он отскакивает
обратно. Труднее лично убедиться в справедливости «предписания»:
«Не рой другому яму, не то сам в нее попадешь». Но стоит только
повнимательнее посмотреть на последствия его нарушений, как
очевидность проявится сама собой.
«Что посеешь, то и
пожнешь». Какова причина, таково и следствие. Действие равно
противодействию.
Все наши мысли, слова,
фантазмы — такие вот мячи, которые мы бросаем в мироздание. Или
бумеранги — неважно, все равно они возвращаются к тому, кто их
запустил. Ведь то, что нас окружает, — это и то, что нас
отражает.
Теперь устройтесь
поудобнее в кресле. Руки и ноги не скрещивайте. Отпустите себя. Вы
уже знаете, как это делается, — все свои мысли, чувства, ощущения
воспринимайте как единый поток энергии. Этот поток входит в вас,
проходит через вас и выходит из вас. Не мешайте ему, не
контролируйте его. Просто подставьтесь и пропустите его через себя.
А сейчас думайте, но
делайте это вяло, пассивно, отрешенно, легко.
¨
Я не есть мои
мысли.
¨
Я не есть мои
чувства.
¨
Я не есть мои
ощущения.
¨
Я не есть мои
фантазии.
Подумайте и отпустите
эту мысль, пусть она уплывет частицей протекающего через вас
потока.
После чего плавно и
спокойно перенесите свое сознание в ноги и скользните к ступням.
Ощутите, как они опираются на пол. Это очень легко сделать, потому
что вам ничего не надо придумывать — просто осознайте, как ваши
подошвы соприкасаются с полом, как они контактируют с землей.
Следующий этап:
вспомните, что земля является гигантским магнитом. Чтобы вам было
проще это сделать, приподнимите ноги, оторвав ступни от пола, и вы
почувствуете напряжение — действие требует усилий. Удерживайте позу
в таком положении до тех пор, пока не почувствуете усталость и
ощущение того, как ноги начинает тянуть вниз.
И тут же отметьте важную
деталь: ваши ноги тянет вниз не оттого, что вы устали, а наоборот —
вы устали от того, что все это время ваши ноги тянуло вниз. Вы
затратили определенное количество энергии на сопротивление
магнитной силе. И у вас появилось желание опустить ноги, потому что
они сами все это время стремились опуститься.
Я намеренно сделаю
повторение, так как данные положения очень важно осознать, пустить
их «внутрь себя».
Ваши ноги тянет вниз не
оттого, что вы устали. Вы устали оттого, что все это время ваши ноги
тянуло вниз. У вас появилось желание опустить ноги потому, что они
сами все это время стремились опуститься.
Таким образом, ваше
желание вызвано не вашим стремлением. Можно сказать, что ваше
желание является следствием «желания земли».
Итак, вы ощутили
напряжение, легкую вибрацию в бедрах, усталость — в этот момент
быстро расслабьтесь и пусть ноги упадут на пол и «приклеятся» к
нему. После чего осознайте, как огромный космический магнит
притягивает вас к себе.
Заметьте, я вам не
внушаю того, чего нет, а предлагаю осознать то, что есть. И теперь
направьте свой энергетический поток вниз, в ноги. Сделайте это
легко, без усилий, просто подумайте о том, что этот поток сам собой
направляется вниз — под действием магнитной силы земли. И уходит в
землю.
— А какова цель данного
упражнения? Если предыдущее мне представляется чем-то вроде
психического или энергетического очищения, то относительно второго у
меня возникает вопрос — а что уходит в землю? И для чего?
— Во-первых, вы
освобождаетесь от той энергии, которая создавала излишнее
напряжение внутри вашего организма, что является тем же самым
очищением. Во-вторых, за счет подобных действий устанавливается
более прочный контакт с землей, а следовательно, и возможность
получать ее силу, причем это приобретение происходит самым
естественным образом.
— В чем же заключается
этот естественный образ?
— Прежде всего, в
естественности вашего поведения. Вы не стараетесь делать что-либо,
вы просто делаете. Делаете — не делая. Происходит то, что древние
называли «недеянием». При этом иллюзорная дымка Эго ускользает,
растворяется, исчезает.
У вас возникало
когда-нибудь ощущение, будто что-то действует помимо вас, что не вы
совершаете определенную работу, но сама работа совершается — всего
лишь при вашем участии?
— Возникало. И при этом
получались удивительные результаты, о которых я и мечтать не мог,
находясь в другом состоянии, когда мне приходилось что-то
вымучивать из себя, выдавливать последние идеи, как остатки крема
из тюбика.
— Совершенно верно. Это
потому, что в первом случае вы не делали над собой никаких усилий.
Свободная энергия совсем не тратилась на поддержание и содержание
аппарата Эго, но направлялась исключительно на спонтанную,
творческую активность. Эти состояния обозначают по-разному —
вдохновение, медитация, озарение, инсайт, но, в сущности, они
указывают на одно и то же явление.
Кроме того, давайте
вернемся к тем повторам, которые я позволил себе сделать в ходе
упражнения. Они важны не столько как детали той или иной техники,
сколько как универсальный принцип, применимый к любому явлению
нашей жизни. Давайте еще раз вспомним: «Ваше желание вызвано не
вашим стремлением». Это первое. И второе: «Ваше желание является
следствием "желания земли"». В данном случае это так, поскольку
тематика Данного тренинга касается именно земли. Но как быть с
остальными случаями, где речь идет о других вещах?
— Ага. Кажется, я
начинаю осознавать. Если я ощутил какое-то желание, то первое, что
мне следует сделать, это поинтересоваться: «Чье это желание?»
— Верно! Вспомните, что
многие наши желания, импульсы, устремления, которые мы принимаем за
свои собственные, не являются нашими. И та небольшая медитация,
которую мы с вами только что провели, как бы физиологическим образом
это подтверждает.
— Да... физиология вещь
упрямая.
— Как и всякий факт.
Кстати, с осознавания таких вот «земных» реалий начинаются многие
мистические системы. Нетрудно заметить, что такое понятие, как
вера, мы даже и не затронули. Веру нам заменяет осознание. Сами
посудите — нужна ли ребенку вера для того, чтобы он встал на ноги и
пошел? Да ни одному младенцу в мире не придет в голову что-то
внушать себе или как-то настраивать себя. Он просто в определенный
момент получает знание, как это делается, — и делает: встает
и идет. И опять-таки, обратите внимание, данное действие отнюдь не
продиктовано его желанием. Оно обусловлено «желанием» природы,
которая подняла в свое время человека с четверенек.
— Теперь мне это ясно.
Совершенно очевидно, что если я долго карабкаюсь в гору, то моя
усталость вызвана силами, противодействующими моему движению. Одна
из этих сил — земное притяжение. Или, скажем, наваливающаяся
сонливость есть следствие желания природы, которая заботится об
оптимальном использовании нервной энергии. Но как на счет того,
если, к примеру, возникает чувство ревности, зависти... злобы? Чьи
это желания?
— Вот вы и спрашивайте
себя постоянно, как только у вас возникает подобное чувство: «Чье
это желание?» Вначале каждый подобный аффект будет заслонять вашу
мысль. Вы обнаружите, что забываете задать этот вопрос. Что вполне
естественно — ведь вы сталкиваетесь с сопротивлением Эго, чьи
желания вы и вскрываете. Но в один прекрасный момент у вас это
получится, и вы выиграете. Вы непроизвольно спросите: «Чье это
желание?» И в тот же миг почувствуете абсурдность происходящего.
Голова станет ясной, сознание чистым, а душа спокойной. Вы войдете
в мистическое состояние.
— Неужели это так
просто?
— Самые великие истины —
банальные истины. Но к ним и самый трудный путь. Иной раз, чтобы
прийти к пониманию эдакой прописной истины, нужно прожить не один
десяток лет. Мы просто сокращаем путь. Но, чтобы прийти к простому,
необходимо затратить некоторые усилия.
— А зачем приходить к
простому?
— А разве вы по своей
воле хотели бы усложнять свою жизнь?
— Нет.
— Я думаю, что и
остальные с вами вполне согласятся. Смотрите: если у человека
достаточно денег, ему не надо думать о них. Если человек здоров, то
ему нет необходимости постоянно беспокоиться о своем здоровье. То,
что у вас есть, дает вам возможность меньше думать об этом. А
значит, и меньше тратить энергии, которую можно направить на
реализацию других целей. Вот и получается, что чем проще жизнь —
тем больше выборов. А чем больше выборов, тем проще жить.
— И тогда я в своих
интересах смогу реализовать закон исполнения желаний?
— Разумеется. Вы
приобретете то, что хотите приобрести, и избавитесь от того, от
чего хотите избавиться. И станете настоящим имагинатором.
— Имагинатором? Об этом
я что-то слышал, но не совсем представляю себе суть данного слова.
— Я вам расскажу. Все
дело в том, что реальность неоднородна и, прежде всего, проявляет
себя основным своим свойством — способностью расслаиваться.
Скорее, она представляет собой вращение с постепенным приближением к
центру — точке неподвижности, в которой замолкает всякое движение,
утихает любое действие.
Здесь уже невозможны
какие-либо заботы и волнения, ибо, кроме тишины и покоя, в таком
месте ничего нет. Впрочем, нет и самого места. Только состояние,
невидимая ось, вокруг которой и происходит все вращение.
Этот тайный неподвижный
центр есть костяк нашего существования — истинное Бытие. В нем
пребывает Я, сотворяющее реальность. Именно отсюда берет начало то
излучение, которое затем во внешних кругах обыденности,
уплотняясь и овеществляясь, проявляется как случающееся:
¨
то, что
с-лучается, есть результат того, что из-лучается.
¨
что
излучается, то и случается.
Сам же процесс
преобразования излучающегося в случающееся и есть имагинация.
В неисповедимых глубинах
наших пребывают невидимые наружному оку образы, которые
впоследствии и прорисовывают единый образ, получивший название —
жизнь.
Жизнь есть образ,
предопределяющий образ жизни. И образ жизни — не что иное, как
отображение этого первичного образа.
Познавший внутренние
образы обретает способность к преображению.
Имагинация — это, в
конечном счете, сотворение реальности. А имагинатор — тот, кто ее
сотворяет и тем самым становится ее автором, уникальным
конструктором неповторимых миров. И тогда он сам становится
образом, равно как и подобием Великого Имагинатора, через пророка
Исайю изрекшего: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я
сотворю, всегда будут пред лицем Моим» (Ис. 66:22).
Это — величайшее
откровение, которое совершенно по-новому раскрывает всю нашу жизнь,
растворяя ограничения предустановленных законов и отворяя двери
восприятия.
Мы — узники связующих
нас законов. Мы чихнуть не можем просто так — если нет
соответствующего на то предписания.
И тем не менее...
... тем не менее,
сказано, что мир творится каждый миг. И каждый миг — новый мир. Это
значит, что в любую секунду все может быть по-новому. И вдруг я
проснусь в одно прозрачное утро и постигну, что мой сегодняшний день
вовсе не похож на вчерашний, что все причинно-следственные цепи моих
обусловленностей совершенно перестали меня обременять, они вовсе
исчезли. Началась иная жизнь.
Каждую секунду, в любое
мгновение нам предоставляется шанс — возможность — случай —
совершить переворот в своей жизни, осуществить прорыв к новым ее
измерениям.
Просто следует знать,
как это сделать.
И стало быть,
имагинация, как и всякое творчество, более того, аспект, воплощающий
в себе предельную чистоту творческого принципа, требует своего
изучения и постижения.
Человек изначально
обладает имагинативной потенцией, но, пока он не делает этого
осознанно и не является управителем проистекающих процессов, он все
еще находится под влиянием стихий, будучи в них существом
пассивным и повинующимся автоматической заданное™ жестких схем
природы. До тех пор, пока он не проникает в таинство излучений, он
случаен, и может быть в полной мере уподоблен роботу, чье
существование определено набором программ. Он все еще во власти
закона. И он будто бы и не реален, ибо не творит реальность.
Есть закон и есть то,
что над законом. То, что над законом, — благодать.
Постигая механизмы и
пути имагинации, мы осуществляем свой переход и становимся
осознанными творцами реальности.
— Кстати, о воображении.
Мне кажется, что в вашей системе есть кое-какие противоречия.
— Какие же?
— В том упражнении,
которое вы предлагали, вами не раз подчеркивалось, что речь идет об
осознавании.
— И что же?
— Вы говорили: «Я не
внушаю вам то, чего нет, но предлагаю осознать то, что происходит на
самом деле», Я понимаю это следующим образом: внушение апеллирует к
воображению и задействует силу образную, в то время как осознание
предполагает активное внимание. Мне показалось, что в ваших
инструкциях прозвучало некоторое предостережение относительно
воображения и фантазирования в пользу прямого наблюдения и
контроля. С другой стороны, деятельность Имагинатора, если я не
ошибаюсь, использует силу именно воображения. Ведь и «имагинация»
происходит от корня имаго — «образ». Как быть тут?
— Не следует ставить знак равенства между воображением и фантазией.
Если воображение является силой продуктивной, творческой и творящей,
то фантазия - проявление иллюзии и самообмана. Когда вы осознаете,
вы отказываетесь от фантазирования и усиливаете потенциал
воображения, которое можно еще определить и как воспроизведение
реально существующего за счет силы ума. Если я предлагаю осознать
землю как гигантский магнит, то невольно в сфере ваших
представлений сознательно или бессознательно возникает данный
образ. А образы управляют нашей жизнью. И деятельность наш |