Выдержки из произведения.
В полном объеме вы можете скачать текст в архиве
ZIP по ссылке расположенной выше
Глава 1. Наша память
Когда произносится фраза "интеллектуальные игры", то сразу
возникает образ двух людей, сидящих друг напротив друга за столом,
обхвативших головы руками и, время от времени двигающих фигурки на
доске. Очень редко представляются два соперника, пишущие что-то по
очереди на листочке бумаги или играющие в карты. И, уже за самым
редким исключением, представляются чистые игры с самим мозгом, о
существовании которых многие даже и не знают. Отдавая своего ребенка
в секцию шахмат, мамаши говорят ему: "играй, разовьешь память". Или
дают своему вундеркинду кубик Рубика и ждут, когда он улучшит этим
пространственное воображение. Я, конечно, не утверждаю, что все это
совершенно не действует, но не проще ли сначала развить память,
чтобы потом было легче играть в шахматы?
То, чем я занимаюсь всю жизнь - методы развития памяти,
скорости соображения, внимательности и т.д., я называю "чистыми
интеллектуальными играми". Они ничуть не проще шахмат. Здесь есть
свои соревнования, свои рекордсмены и чемпионы. Тут присутствуют все
атрибуты других интеллектуальных игр, только они менее известны. А
жаль. Я постараюсь открыть перед вами этот мир и думаю, он вас не
разочарует.
Кто из вас, дорогие читатели, больше других сможет запомнить
слов (и, конечно, же быстрее других)? Конкретно такого вида спорта
нет, это просто общее название интеллектуального развлечения,
однако, в этой области есть свои чемпионы, о которых люди вспоминают
очень долго. Когда-то это было популярно,- запоминать много. В
древнем Риме ораторы часами произносили по памяти речи, сочинённые
заранее. В средние века были люди, знавшие наизусть Библию, -
помните Жюльена Сореля из стендалевского "Красное и черное"? А ведь
у этого героя был прототип, который так подействовал на автора, что
тот описал его в своем произведении. А вы читали о некоем Ш.,
пациенте будущего академика А.Лурии? Шерешевский имел проблему с
памятью - он "не умел забывать". Его память не имела ограничений по
объему - только по скорости. На каждое слово он тратил примерно по
2-3 секунды, но если ему давали это время, то он уже никогда не
забывал узнанное. Вот такие рекордсмены в этом виде спорта.
А что же простые люди? Как вы думаете, сколько слов вы можете
запомнить с одного прочтения? Сто? Пятьдесят? Тридцать? Увы, нет. К
сожалению, нормальный человек запоминает в среднем около семи слов.
Кто-то запоминает шесть, кто-то восемь, но цифра семь такая
красивая, что многие психологи, даже те, кто по роду своей
деятельности должен знать как псевдознания затуманивают наши мозги,
утверждают, что это магическое число равно семи. Уж очень хочется
так считать. Примерно столько же запоминается слогов, нот, букв и
цифр. Так устроена наша память. Проверьте данное утверждение на
себе. Если кто-либо из вас сможет запомнить за одно прочтение 20
слов, то это мой клиент. А так, в основном, около шести - восьми.
Но это число относится только к кратковременной, или, как ее
еще называют, мгновенной памяти. Если бы за всю нашу жизнь мы могли
запомнить только семь слов - видимо, самолеты не летали бы над
нашими головами, а корабли бы не плавали по морям. Короче, прогресса
нам бы не видать. Но не все так плохо, ведь у нас есть еще и
долговременная, медленная память. Хотя она и называется медленной,
но она бывает очень медленной и не очень. Если подходить к делу с
умом, то с помощью своей медленной памяти вы можете обогнать
какого-нибудь тугодума с его быстрой. Именно ее, медленную, и
совершенствуют на различных курсах, обещающих сделать из простого
человека гения (вот в это я верю с трудом).
Я бывал в "житницах Эйнштейнов" с целью сравнить свои
возможности с возможностями выпускников. К сожалению, я пока еще не
видел никого, кто мог бы за месяц - два научиться запоминать больше
меня и быстрее. Думаю, на это требуется совершенно иной промежуток
времени.
Давайте немного поговорим о том, как именно мы запоминаем. В
детстве, для того чтобы запомнить стишок, ваша мама повторяла вам
его несколько раз. И все. И может быть вы даже помните, какие
огромные произведения вы запоминали таким образом. А попробуйте
запомнить так же сейчас. Кое у кого не получится. В чем дело? Все
очень просто. В детстве и в зрелости у человека преобладают
различные типы памяти. Сначала механическая, а позже логическая.
Когда вы были маленьким, то "запоминали просто потому, что
запоминали", а повзрослев и набравшись опыта, вы начинаете
запоминать, основываясь на связи с уже известным вам материалом. В
детстве мы можем запомнить все, а повзрослев, только то, что входит
в круг сформировавшихся интересов. Если это вас не покоробит, можно
даже сказать, что взрослый музыкант запоминает цифры с помощью нот,
а математик запоминает музыку с помощью цифр. Представьте, что у нас
в мозгу есть два сосуда. Один сосуд это кувшин, а другой - огромная
цистерна. Кувшин помнит потому, что помнит. К четырем годам он
заполняется наполовину, и за оставшуюся жизнь можно запомнить ровно
столько же, сколько до четырех. Но рядом стоит цистерна логической
памяти, в которой к этому времени наберется менее капли. Так
научитесь использовать ее. Научитесь запоминать по-взрослому, и я
постараюсь помочь вам в этом.
|
|