ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу Тренинг партнерского общения 
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Тренинг партнерского общения 

скачать   154.zip

 

 

 

Выдержки  из  произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   Н. Ю. Хрящева С. И. Макшанов КАТАЛОГ
Часть I ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКОГО
ОБЩЕНИЯ
Психологический тренинг:
понятие, история, задачи, принципы
На сегодняшний день не существует общепринятого определения
понятия <тренинг>, что приводит к расширительному толкованию метода
и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и
средств, используемых в психологической практике.
Термин <тренинг> (от англ. train, training) имеет ряд значений:
обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная
многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н.
Емельянов (1) определяет его как группу методов развития способностей
к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
Тренинг определяется и как способ перепрограммирования
имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью
(8). Есть также определение тренинга как части планируемой активности
организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и
умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения
персонала способами, сочетающимися с целями организации и
требованиями деятельности (9).
В отечественной психологии распространены определения тренинга
как одного из активных методов обучения, или социально-
психологического тренинга. Л. А. Петровская (5) рассматривает
социально-психологический тренинг <как средство воздействия,
направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и
опыта в области межличностного общения>, <средство развития
компетентности в общении>, <средство психологического воздействия>.
Г. А Ковалев (3) относит социально-психологический тренинг к
методам активного социально-психологического обучения как
комплексного социально-дидактического направления.
Б. Д. Парыгин (6) говорит о методах группового консультирования,
описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни
и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до
адапта-
Часть I
ции к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции
и самооценки.
В настоящее время для определения тренинга наиболее часто
используется термин <психологическое воздействие>. В работах С. И.
Макшанова показано, что адекватность этого термина определению
тренинга как метода можно признать лишь отчасти: как понятия,
отражающего именно процесс движения информации от одного
участника взаимодействия к другому. Являясь процессуальной
характеристикой, понятие <воздействие> не отражает его цель и
результат, который определяется с помощью категории изменения.
Воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его
пользователей, которые нуждаются именно в его результате.
Предложенный С. И. Макшановым термин <преднамеренное
изменение> дает возможность описания всего множества явлений,
относящихся к динамике психологических феноменов человека и
группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики
тренинга, подчеркивает <субъект-субъектный> характер тренинга, эф-
фективность которого связана с принятием ответственности за
происходящее в тренинге как ведущим его специалистом, так и
участником, заказчиком тренинга.
В связи с этим предлагается определить тренинг как
многофункциональный метод преднамеренных изменений
психологических феноменов человека, группы и организации с целью
гармонизации профессионального и личностного бытия человека (4).
Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на
повышение компетентности в общении, были проведены учениками К.
Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп (7). В их основе
лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в
группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них
участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые
вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что
большинство эффективных изменений в установках и поведении людей
происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому,
чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые
формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и
научиться видеть себя так, как его видят другие.
Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов,
встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и
групповую динамику, которую они сами порождают своим
взаимодействием.
Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых
отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории
тренинга. В этой лаборатории была

Тренинг партнерского общения
создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее
работы учитывались в практике Т-групп.
В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров,
политических лидеров эффективному межличностному
взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в
организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-
группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей
человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в
1954 г. и получили название групп сенситивности.
В конце 60-х-начале 70-х гг. Т-группы и группы сенситивности
получили широкое распространение в условиях организаций.
Основной целью их использования было улаживание конфликтных
ситуаций в рабочих группах, а также оптимизация отношений рабочих
и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий
семнадцатилетний опыт развития Т-групп. В нем были обобщены
четыре основные проблемы:
профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп,
расширенное использование лабораторного метода в нелабораторных
условиях, рост исследований и развитие теории.
В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической
психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных
умений (social/life skills training), который применялся для
профессиональной подготовки менеджеров в целях их
психологической поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались три основные
модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.
Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений:
решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе,
критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-
концепции.
Вторая модель выделяет четыре категории жизненных умений,
являющихся целью тренинга: межличностное общение, поддержание
здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие
решений.
Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля,
межличностных отношений, самопонимания, финансовой
самозащиты, самоподдержки^и концептуализации опыта.
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под
руководством М. Форверга был разработан метод, названный им
социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга
выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие
условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.
Практической областью приложения разработанных М. Форвергом
методов стала социально-психологическая подготовка руководителей
промышленного производства.
Часть I
Социально-психологический тренинг получил широкое
распространение и в отечественной практике. Первая в стране
монография, посвященная теоретическим и методологическим
аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована
Л. А. Петровской в 1982 г. (5).
Этот метод активно применяется в работе с детьми, родителями,
профессионалами социономической группы, руководителями
предприятий и организаций. Опыт его использования отражен в
трудах Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А. Ковалева, X.
Миккина, Л. А. Петровской, Т. С. Яценко и др.
Общая цель социально-психологического тренинга - повышение
компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде
задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с
приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием
установок, определяющих поведение в общении, перцептивных
способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений
личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном,
который окрашивает в разные цвета действия человека, его
вербальные и невербальные проявления (2).
Одним из условий успешной работы тренинговой группы
является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе
занятий. Воздействие может осуществляться на уровне либо
установок, либо умений и навыков, либо перцептивных способностей
и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой
группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить
эффективность воздействия, а с другой стороны, вызвать появление
этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга
можно только с согласия группы.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических
принципов. Дадим им краткую характеристику.
1. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
Активность участников тренинговой группы носит особый
характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию
или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально
разработанные действия. Это может быть проигрывание той или
иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за
поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в
том случае, если мы даем участникам установку на готовность
включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через
осознание, апробирование и тренировку приемов, способов
поведения, идей, предложенных тренером, явля-

Тренинг партнерского общения
ются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно
участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из
области экспериментальной психологии идею: человек усваивает
десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что
видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того,
что делает сам.
2. ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга
участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи,
закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно
важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и
организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность
членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы
поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными
характеристиками которой являются проблемность,
неопределенность, принятие, безопасность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное
сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в
группу тренинга, имеют определенный опыт обучения в школе, в
институте, где им предлагались те или иные правила, которые надо
было выучить, и модели, которым надо следовать в дальнейшем.
Сталкиваясь с другим, непривычным для них способом обучения,
люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже
агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают си-
туации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и
необходимость формирования у них готовности и после окончания
тренинга экспериментировать со своим поведением, творчески
относиться к жизни, к самому себе.
3. ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВАЦИИ (ОСОЗНАНИЯ)
ПОВЕДЕНИЯ
В процессе занятий поведение участников переводится с
импульсивного на объективированный уровень, позволяющий
производить изменения в тренинге. Универсальным средством
объективации поведения является обратная связь. Создание условий
для эффективной обратной связи в группе - важная задача тренерской
работы.
Часть I
12
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование
умений, навыков, установок, используются дополнительные
средства объективации поведения. Одним из них является
видеозапись поведения участников группы в тех или иных
ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо
учитывать, что видеозапись является очень сильным средством
воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им
следует пользоваться с большой осторожностью, и, что самое
важное, - профессионально.
4. ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО)
ОБЩЕНИЯ
Партнерским, или субъект-субъектным, общением является
такое, при котором учитываются интересы других участников
взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания,
признается ценность личности другого человека.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу
безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам
группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь
ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой,
исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов - одно из
условий эффективной работы группы социально-психологического
тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и
психологического воздействия.
Кроме специфических принципов работы тренинговых групп,
можно говорить и о специфическом принципе работы тренера,
который заключается в постоянной рефлексии всего того, что
происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того,
что тренер все время - приступая к проведению тренинга,
планируя работу на день, непосредственно в процессе работы -
задает себе три вопроса:
* Какой цели я хочу достичь?
* Почему я хочу достичь этой цели?
* Какими средствами я собираюсь ее достичь? Ответы на эти
вопросы дают диагностические исследования тренера во время
работы с группой. Объектами диагностики являются:
* содержательный план работы;
* уровень развития и сплоченности группы, характер
отношений, складывающийся между участниками;
* состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к
другим, к тренингу;
4- состояние самого тренера.

Тренинг партнерского общения
Эффективность тренинга во многом зависит не только от
адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того,
насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения
той или иной цели.
Первый шаг в решении задачи выбора средств - это выбор
методического приема. К наиболее часто применяемым методам
относятся групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее
модификации, психогимнастика.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного
средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
* содержанием тренинга;
** особенностями группы;
* особенностями ситуации;
4- возможностями тренера.
Далее мы более подробно рассмотрим каждый из факторов в
непосредственной связи с предметом нашего обсуждения -
психогимнастическими упражнениями и выбором того или иного
упражнения в ходе тренинга.
Психогимнастика в тренинге
В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана,
две стороны: содержательная и личностная. Содержательный
план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он
изменяется в зависимости от того, что является объектом
воздействия: установки, умения, когнитивные структуры - а
также от программы тренинга, например, в тренинге креатив-
ности, тренинге партнерского общения или ведения деловых
переговоров содержание будет разным, хотя уровень объектов
воздействия один и тот же - установки и умения.
Личностный план - это групповая атмосфера, на фоне
которой разворачиваются события содержательного плана, а
также состояние каждого участника в отдельности (в некоторых
видах тренинга эти состояния и отношения участников
становятся содержанием работы группы).
В результате психогимнастических упражнений могут
происходить изменения в состоянии группы как целого,
отдельных ее участников, а также может быть получен материал,
осознание и обсуждение которого позволят продвигаться вперед в
содержательном плане.
Мы осознаем некоторую условность понятия <психогим-
настика>. Этим понятием обозначают очень широкий круг уп-
ражнений письменных и устных, вербальных и невербальных.
Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека
или всеми членами группы вместе "'';, быть специализированны-
ми и воздействовать преимущественно на ту или иную психи-
ческую характеристику, например память или внимание, могут
* Комплектовать пары, тройки может сам тренер, руководствуясь специальными
критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений участников, их успехи в
тренинге, индивидуально-психологические особенности и т. д.), но можно предоставить
решение этой задачи и самим участникам, предложив им действовать осознанно,
руководствуясь тем или иным критерием, например: <Выберите себе в пару того
участника нашей группы, которого вы узнали пока меньше, чем других>.

Тренинг партнерского общения
носить более универсальный характер, оказывать более гене-
рализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания
одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные
уровни психического отражения. Например, можно предложить
участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем
по очереди - письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в
движении. В результате расширяются возможности осознания,
появляются новые грани восприятия одной и той же проблемь! То же
самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же
содержания используются различные психогимнастические
упражнения:
двигательные, предполагающие рисование и т. д.
Иногда под психогимнастическими упражнениями подразумевают
только такие, которые направлены на изменение состояния группы как
целого или каждого участника в отдельности. Признавая
целесообразность таких упражнений, мы в то же время обозначаем
понятием < психогимнастика > и те, которые направлены на получение
опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. Кроме того,
мы не сторонники применения в тренинге таких упражнений, которые
совсем не включают содержательного компонента. Например, когда
участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно
сделать физическую зарядку (это один из вариантов работы), но можно
поступить и так: предложить участникам группы встать, оставаясь на
месте, и на счет < раз > сделать какое-либо движение. На каждый
следующий счет выполняемое движение может меняться, и так до тех
пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результате
такого упражнения, с одной стороны, решается задача активизации
группы, снижение усталости, повышения настроения, с другой -
участники получают опыт, который позволяет поговорить о том, как
вырабатывалось общее решение, какой тактики придерживался
каждый и т. д Идеи, которые могут появиться в ходе такого
обсуждения, будут полезны в тренинге партнерского общения,
деловых переговоров и др.
При планировании занятий, а также в процессе проведения
психогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов:
правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его
выполнением, остановка и обсуждение результатов. Раскроем более
подробно каждый из этих вопросов.
1. ВЫБОР УПРАЖНЕНИЯ
Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, тренер
ориентируется на следующее:
1. Что преимущественно должно произойти в результате его
проведения:
Часть I
изменится состояние группы как целого;
изменится состояние каждого из участников группы в отдельности;
* в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех
участников;
* будет получен материал для продвижения вперед в содержательном
плане.
2. На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, чем
свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее
могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые
предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения
упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми
глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит
к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.
3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол,
возраст, и т. д,), а также физические данные.
4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения,
которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к
групповой работе, включиться в ситуацию <здесь и теперь>, почувствовать
группу и т. д.;
кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную
активность.
Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие
снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки.
Последние также полезно выполнять после напряженных обсуждений,
сложных для всех или некоторых участников группы.
5. Содержание дальнейшей работы.
2. ИНСТРУКЦИЯ
1^1 f У IMJ^fl/ж
Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности,
лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и
необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию
деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой
вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполнение
самого упражнения. Иногда целесообразно в процессе проговаривания
инструкции привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения
или продемонстрировать, как оно должно выполняться.
Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очереди смотрит
на участников группы, устанавливая с каждым визуальный контакт. Это
повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность
отвлечения и про-

Тренинг партнерского общения
пуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз
тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и заканчивая инструкцию
вопросом: <Возможно, надо что-то уточнить, пояснить?>, - задерживает
взгляд именно на этих участниках группы.
Приступать к выполнению упражнения следует только . тогда, когда тренер
убедится в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.
Однако даже в том случае, когда потрачено достаточно времени на то,
чтобы проверить, все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения
упражнения может обнаружиться недопонимание или неоднозначность ее
понимания разными членами группы. В этом случае стоит остановить
выполнение упражнения и внести коррективы.
Следует ли тренеру самому принимать участие в выполнении
упражнений? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Не претендуя на
точное решение этого вопроса, наметим лишь некоторые ориентиры.
Самая общая идея - тренер по возможности принимает участие в
психогимнастическйх упражнениях, особенно в тех, с которых
начинается день. Это можно принять как правило. То же самое можно
сказать об упражнениях, которые проводятся с целью получения
каждым участником группы личностной обратной связи.
Если выполняются упражнения, требующие четного или наоборот
нечетного числа участников, тренер, исходя из численности группы,
своим включением или невключением регулирует число его участников.
Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его
руководства в процессе их выполнения. Тренер не участвует и в тех
случаях, когда, оставаясь <за кадром>, он обеспечивает безопасность
членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми
глазами.
3. ОСТАНОВКА И ОБСУЖДЕНИЕ
Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение.
Таким, например, является упражнение, широко известное под
названием <Испорченный телефон>. Оно завершается, когда
информация дойдет до последнего из участников. В ряде случаев
тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например:
упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-
то сделает или скажет. Другой вариант: заранее оговаривается время
выполнения упражнения. При этом за временем следит тренер и
сообщает группе об его окончании. Но чаще все-таки не удается
заранее определить временные границы проведе-
Часть I
ния упражнения и тогда основным ориентиром становится
самочувствие членов группы, степень их вовлеченности, за-
интересованности упражнением. Общее правило такое: упражнение
стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его
выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться.
Осуществляя диагностику и внимательно наблюдая за изменениями
состояния участников группы, тренер должен уловить такой момент,
когда, с одной стороны, упражнение достигло своей цели, появилось до-
статочно материала для обсуждения (в том случае, если упражнение
направлено на получение информации в содержательном плане), а, с
другой стороны, большинство участников группы, выражая готовность
продолжать выполнение упражнения, согласны его закончить.
Характер обсуждения упражнения, вопросы тренера после его
завершения будут зависеть от того, на что оно было направлено.
Общее правило может звучать так: чем в большей степени
упражнение ориентировано на получение содержательной информации,
тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.
Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния
группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение
может быть достаточно кратким, вопросы типа: <Как вы себя
чувствуете?>, <Какое у вас настроение ceйчac? > и т. д. Иногда можно
ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных
ответов <хорошо>, <нормально>, <бодрое>... В некоторых случаях тренер
сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников,
например: <Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей более
серьезной работе?>, <Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настро-
ение хорошее, можно продолжать работу> и т. п.
Характер вопроса также может меняться в зависимости от того, как
проходит упражнение. Тренер, осуществляя диагностику в процессе
выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности
(если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние уча-
стников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут
определить характер вопросов после завершения упражнения.
Описывая психогимнастические упражнения, вошедшие в данный
сборник, мы во многих случаях предлагаем варианты обсуждения,
вопросы, которые могут быть заданы.
.:.-\f. i.'JW\

Психогимнастические упражнения
Все упражнения, представленные в этом разделе, объединены в три
подраздела:
1. Упражнения, которые преимущественно воздействуют на
состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в
отдельности (назовем их упражнениями на создание
работоспособности). ,
2. Упражнения, направленные преимущественно на со-
держательную сторону работы (назовем их упражнениями
содержательного плана).
3. Упражнения для получения личностной обратной связи.
Первый и второй подразделы имеют еще более дробную структуру и
классифицируют упражнения в соответствии с конкретными целями
психогимнастики.
1. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА
СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа
формирования работоспособности, основная цель которого - создать
такую групповую атмосферу, такой <климат отношений> и такое
состояние каждого участника группы, которые позволяют перейти к
содержательной части работы. Этот этап соответствует этапу установ-
ления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными
характеристиками необходимого для работы тренинговой группы
<климата отношений> являются эмоциональная свобода участников,
открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и к тренеру.
Наряду с достаточно традиционными действиями, которые
совершаются на этом этапе работы тренинговой группы (знакомство
участников или их представление перед группой в том случае, если они
уже знакомы друг с другом,
Часть I
высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и
опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей,
обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные
психогимнастические упражнения.
Задача создания работоспособности группы специфична для начала
занятий и на ее решение тратится определенное время. Однако эта
задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и
после больших перерывов приходится выполнять упражнения на
восстановление утраченной работоспособности, на включенность в
группу, на повышение уровня внимания, на эмоциональную разрядку,
на снижение усталости и т. д.
А. Упражнения на создание работоспособности в начале работы
тренинговой группы
В начале занятий могут быть проведены психогимнастические
упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости,
доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов