Выдержки из произведения.
В полном объеме вы можете скачать данный текст в архиве
ZIP по ссылке , расположенной выше
О ЧЕМ ЭТА КНИГА
Эта книга об играх, но играх необычных. Их нельзя еще купить в
магазине,
а надо сделать самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку
и сказать: «Играй!» — игра может не пойти. Их нельзя показывать
ребенку
все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше,
чем через
неделю или через месяц, а некоторые даже через год.
У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по
разнообразию
характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и
взрослый
студент.
Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и
конструкторских
способностей или на развитие математического мышления.
В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и
целой
группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже
провести
олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки.
Их можно назвать спортивным комплексом, но ... для ума, для развития
способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они,
видимо,
появятся только в XXI веке.
А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только
одну
сторону — исполнительские способности, а более сложная и важная
сторона —
творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства
остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда,
особенно теперь,
когда спасительная гласность вскрыла массу проблем и требуется все
больше
могучих творческих умов, чтобы вести реальную перестройку и двинуть
вперед
науку, технику и особенно общественную жизнь.
В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать и творчески
развитым,
но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока
большая
редкость. Опыт жизни здесь обогнал науку и предлагает уже первую
практическую
книгу этого плана. Кто не боится дела — пробуйте!
Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и
даже
брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. — №1) не открыла
ей дорогу.
Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (ФРГ) в 1980 году, а
через
год в Москве в издательстве «Педагогика».
Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж
был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не
хватало.
Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем
с прось-
бой об издании ее большим тиражом.
За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она
вышла
в Японии, переводится в США.
В третьем издании книга выходит без сокращений, значительно
дополненной:
в ней восстановлена глава «Немного теории», дополнены другие главы;
сложными
заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к
игре
«КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби»,
«План
и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» — то, что можно скорее
назвать не играми,
а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка.
Эти
дополнения намного расширяют возможности понимания «нетрадиционного
воспитания», дают больше материала, но и налагают на родителей,
естественно,
больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что
дает каждая
игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности
своих
малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру
или
пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие
достижения
своих ребятишек.
Книга рассчитана на работу с нею, т.е. на изготовление отдельных
игр, иногда в
нескольких экземплярах, поэтому пусть читатели простят автору и
повторения, и,
наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими
детьми.
Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты.
И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры — вовсе не
какой-
то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой
ложке»
можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных
железок»
и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости
творческого
подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств
развития
способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше
будет противоречий
между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на
которых строится вся система общения с детьми в семье. Там, где
малыша не
торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему
стараются дать
простор для исследований и деятельности, там развивающие игры
органично
войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития
творческих
способностей ребенка.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Если вас не очень интересует теоретическая сторона вопроса о
творческих
способностях и особенностях их развития, то вы можете пропустить эту
главу
книги и прямо переходить к описанию игр и методике их проведения.
Тем же, кто хочет познакомиться с этим вопросом получше, кто хочет
понять,
ПОЧЕМУ можно и нужно развивать способности ребенка и ЗАЧЕМ надо
приступать
к этому КАК МОЖНО РАНЬШЕ, — таким товарищам советуем прочесть
эту главу книги внимательно. Она не только послужит ключом для
понимания
многих закономерностей, использованных в развивающих играх, не
только даст
вам основу для собственного творчества в области создания новых
детских игр, но
именно эти страницы книги дадут вам пищу для серьезных размышлений о
том,
какова должна быть роль родителей и воспитателей в ответственнейшем
деле
формирования и развития детского интеллекта.
О творческих способностях, или о творчестве и исполнительстве
Сущность творчества — в предугадывании результата правильно
поставленного
опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности,
в том, что Склодовская назвала чувством природы; математики называют
математическим чутьем...
Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или
в тон
и такт природе, или берет фальшивую ноту... Попавшие в тон —
преуспевают,
взявшие фальшивую ноту — проваливаются. Вот сущность творчества. Эти
слова
принадлежат не психологу и не педагогу, а металлургу В. Е.
Грум—Гржимайло
(1864-—1928), они очень образно характеризуют меру научности каждой
гипотезы.
Мы, как и большинство родителей, не строили гипотез, а увлекшись
развитием
своих семерых малышей, и особенно их творческих способностей,
выработали за
двадцать лет свой взгляд, свой подход и свое представление об этом
процессе,
которое во многом отличается от общепринятого. Эти расхождения
смущали
сначала и нас и вызывали возражения ученых, но... приводили к
высоким результатам
в развитии детей, и мы от своих взглядов не отказались. А теперь нам
кажется,
что мы «попали в тон и такт природе», что наши представления были
тем главным,
что привело к успеху, и мы не в праве утаивать их от других отцов и
матерей. Иначе
развитием способностей своих ребятишек будут заниматься по-прежнему
лишь
некоторые родители, те, кто подозревает наличие у своих детей
некоторых задатков.
И родителям вообще будет непонятно, зачем надо начинать развитие
способностей
как можно раньше, и главное — что для развития способностей нужна
8
другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от
привычного
всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т.е. обучения. Тогда
и
особенности развивающих игр, их непохожесть на обычные игрушки будут
понятны и принесут родителям не только приятные минуты совместной с
малышом
творческой игры, но и послужат ключом для собственного творчества,
для
придумывания новых задач и даже новых игр. Да и родители увидят,
насколько
богаче можно сделать условия развития малыша в семье и как может
вырасти
плодотворность родительских усилий.
ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых
и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. Но
при всем
их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно
разделить
на две группы, если подойти к ним с одной меркой — старая это задача
или новая.
Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице.
При
этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый
из них
хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы
работы.
Профессиональные «задачи» являются для них старыми, известными, а
привычная
работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии,
человек
развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение
копировать
действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести
профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности
позволяют
человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и
навсегда
установленному правилу или шаблону — подчас даже машинально. Недаром
машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа
работы, могут
переговариваться между собой; шофер, продолжая вести машину,
объявляет
остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может
пошутить.
Но вот перед машинисткой положили рукопись — длинный текст, который
надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то
необычным
способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим
сталкиваться: это
новая для нее задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не
запускается
мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и
электропроводки,
и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут
предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому
шофера,
как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже
новая задача.
Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень
сложна, ее
можно уже отнести к творческим задачам.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности — от
нахождения
неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой
машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении
происходит
акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот
здесь-то и
требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение
сопоставлять
и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости,
закономерности
и т. д. — все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности,
доступна
только человеку. А более простая — исполнительская — может быть
переложена
и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.
9
В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды
деятельности не
всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в
себя и
исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях.
Рабочий у
конвейера или у штамповочного пресса почти лишен необходимости в
творческой
деятельности, он должен точно выполнять известные ему операции, а
слесарь-
наладчик автоматической линии или изобретатель почти постоянно ею
заняты, и
любая их деятельность «пропитана» творчеством, так как новые задачи
в большом
количестве ставит работа, да и они сами находят их в жизни.
КОМУ НУЖНЫ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?
И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная,
пока не
каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества
творческая
деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо,
эти большие
трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего,
человеческого
порядка — радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Возможно,
что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы
живем
в век невиданной еще в истории человечества научно-технической
революции; и
жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее;
она, чем
дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных
действий,
освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой
ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Особенно
остро это стало ощущаться в период перестройки, когда гласность
стала открывать
всем глаза и позволила увидеть море проблем, которые не замечал
ограниченный
ум послушного исполнителя в годы застоя. Как бороться с
бюрократизмом, как
преодолеть процентоманию в школах? Что делать, чтобы ученые из ярых
противников
новаторства превратились в его сторонников?
Подвижности требует и современное производство, где буквально на
глазах
появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый,
однообразный,
исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не
только
сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле,
увлечься
любой работой и достичь высокой производительности труда.
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества
и
качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить
быстрое развитие
науки, техники и производства, от того, что теперь называют
повышением
интеллектуального потенциала народа.
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями
вырастает
задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех,
кто сейчас
ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не
только
сознательным членом социалистического общества, не только здоровым и
крепким
человеком, но и — обязательно!— инициативным, думающим работником,
способным
на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И
активная
жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит
творчески, если
видит вокруг возможность для совершенствования.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей
мере,
Другие — в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько
талантливых и
способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы,
встречаются
редко...
10
ЩЕДРА ЛИ ПРИРОДА НА ТАЛАНТЫ?
К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи.
Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления
их в
природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих
тайн
природы — тайну возникновения и развития творческих способностей,
люди
научатся выращивать... таланты! Недаром во всех развитых странах
мира идут
научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих
поисков
удивительны.
Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга
активно
работают лишь 3—5%. Психологи также признают, что человеческий мозг
несет
в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных
возможностей
и что гениальность — это не отклонение, не аномалия человеческого
ума,
как склонны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его
проявления,
обнажение природных возможностей.
Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребенка
возможностями
развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые
большие высоты творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем
иное:
сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться,
сколько горьких
раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей
плохо!
Может быть, все-таки правы те, кто говорит, что умным надо родиться?
Теперь
известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким
станет будущий
человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое
другое. Но
закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали,
а кое-кто
считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков,
т. е. генетически
обусловлены. Но вот советские генетики Н. П. Дубинин и Ю. Г.
Шевченко
утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно
фиксируется в
социальной программе, которая передается путем воспитания,
усложняется
и развивается с каждым новым поколением.
А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те
ребята,
которые уже ДО школы обладали высоким уровнем развития. Достаточно
дать
детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических
тестов
(заданий), чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти
— средне, а
эти — с трудом; одни имеют уже «задатки» исследователей, а другие —
нет; у одних
уже заметен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь
никакими
способами.
Где же получается такая разница в уровне развития? Ученые
исследовали
дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети,
тем ближе
они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга. Значит,
если вы
хотите достичь высоких результатов, начинайте раньше — с
новорожденное™.
А какое развитие творческих способностей доступно младенцу?
Когда стали учить новорожденных плавать, естественно, думали не об
умственном,
а о физическом их развитии. Даже лозунг появился: «Плавать раньше,
чем
ходить!». И младенцы поплыли. 8-месячный мог нырять на дно бассейна
за
игрушкой, 9 минут пробыть в воде без помощи старших. Но, что уж было
совсем
неожиданным, маленькие пловцы оказались интеллектуально развитыми
выше
среднего.
Американские ученые провели эксперимент с обучением новорожденных
11
ходьбе, в нем приняли участие шесть храбрых мам. Перед тем как
кормить малыша,
каждая из них ставила его на стол и удивленно наблюдала, как тот
переставлял
ножки — срабатывал так называемый «шаговый рефлекс». И опять ученых
больше удивило не то, что эта шестерка пошла самостоятельно не в 12,
как обычно,
а в б—7 месяцев, а то, насколько выше остальных детей они были
развиты интеллектуально.
Мы еще не знали обо всех этих опытах, но случайно тоже «попали в тон
и в такт
природе», очень рано включив «гимнастику» в жизнь малышей.
Новорожденному
мы просовывали в сжатые кулачки по пальцу и удивлялись, как крепко
он держится,
как легко его можно посадить, поставить на ножки и даже приподнять
над кроваткой. У 3-месячного в коляске и кроватке я укреплял
перекладину, за
которую он сам брался, садился и пытался вставать, а если я
протягивал два
пальца малышу, он тут же цепко хватал их ручонками и, подпрыгнув,
«перелетал»
ко мне на руки.
А когда малыши начинали ползать (с 4—6 месяцев), мы выпускали их из
тесной кроватки и позволяли «путешествовать» по всему дому.
«Громадные расстояния
», которые приходилось преодолевать, чтобы попасть к маме в кухню
или
к отцу в мастерскую, масса незнакомых предметов, свойства которых
необходимо
было узнать, особенно спортивные снаряды и сооружения, занимающие
целую
комнату, давали такую богатую и разнообразную пищу для исследований,
что мы
уже не удивились, когда позже встретили строки о том, что раннее и
свободное
ползание некоторые ученые относят к «сильнодействующим факторам
интеллектуального
развития».
Видимо, важными были и другие факторы: раннее знакомство с буквами
и цифрами (с полутора—двух лет) на кубиках, с буквами, согнутыми из
проволоки
и вырезанными из линолеума и пластика, с азбукой и букварем, с мелом
и доской
для рисования, с карандашом и бумагой, а также с инструментами и
материалами
в нашей мастерской.
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше
обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждались в
том, что
первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не
подозревали,
а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на
возраст 3 года.
Значит, первые годы жизни ребенка — самые ценные для его будущего и
надо
как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше
всего
зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его
развития, какие
факторы будут считать важными, а какие второстепенными.
НЕ УПУСТИТЕ САМОЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ
К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые
годы
жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают
особого
значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая
разница,—
считают они,-— раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет
малыш
играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда начнет читать и
считать. Чего
с этим торопиться? Придет время — научится всему».
В действительности это далеко не так. Малыши, научившиеся читать еще
до
школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило,
очень легко,
Да и научиться читать 3—4-летнему ребенку намного легче чем
6—7-летнему,
12
и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс
обучения чтению
идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.
А как ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор
взрослых
со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к
ответному лопотанию,
повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова,
через год уже легко составляет простые фразы, а от двух до пяти (по
утверждению
К. И. Чуковского) каждый ребенок — гениальный лингвист. Но это
относится
только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок
редко слышит
обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в
речевом
общении (это можно наблюдать в домах ребенка, где дети видят только
сверстников
и мало взрослых), он начинает говорить не только на 2—3 года позже,
но —
главное! — усвоение родного языка идет у него с огромным трудом,
очень
медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему
и в школе
бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становится
хронически
отстающим.
Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к
диким
животным и вырастали среди зверей. Иногда удавалось вернуть таких
детей в
человеческое общество, но возвращение это обычно оказывалось
трагическим.
Если ребенку было больше 6—8 лет, то его уже никакими средствами не
могли
сделать человеком, не могли даже научить говорить по-человечески.
Почему? Куда
же девалась его общечеловеческая способность к овладению речью?
Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! Мозг
ребенка,
составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого,
особенно
быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9
месяцам он
удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам составляет уже
90%). Но
количественный рост мозга, т. е. число новых клеток и их размеры
сравнительно
мало зависят от характера деятельности ребенка. И у очень развитых,
и у отставших
в развитии окружности головы отличаются незначительно. Качественные
же различия, а отсюда разница в продуктивности умственной работы
развитых и
отставших в развитии детей бывает огромной.
Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано»
между
клетками мозга. Каждой ребенок имеет при рождении богатейшую
волокнистую
сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные,
возможные связи.
Реальными, действующими они становятся только тогда, когда
запускаются в ход
определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те
или иные
способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И, чем
моложе
ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все
труднее и
труднее. Мы назвали это явление нуверсом — Необратимым Угасанием
Возможностей
Эффективного Развития Способностей. В работах шведского нейробиолога
Холгера Хидена есть чисто биологическое его подтверждение:
эксперименты,
проведенные на «молекулярном уровне», говорят о том, что мозг
требует для
своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только
соответствующего
питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов,
особенно стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать богатую
сеть
волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми
мешками и в
конечном счете атрофируются.
Вот почему не удавалось научить говорить детей, выросших в логове
животных,
вот почему, наоборот, мы видим случаи высокого развития детей. Один
пример:
13
Пятилетняя англичанка Верина Гринвей говорит и читает по-английски,
по-французски и по-итальянски. Она пишет так же хорошо, как и
десятилетние
дети, и не делает при этом грамматических ошибок. По математике она
знает
наперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на
коньках и
танцует... Мать девочки убеждена, что большинство детей могут быть
такими, как
и ее дочь, если родители создадут для них определенные условия. И
вовремя —
добавим мы.
Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического
существования
(накормлен, напоён, уложен спать), то реализуется лишь небольшая
часть его
возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками
мозга.
Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и
полноценного
развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем
его на
низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на
низкий
конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему
первые годы
жизни — самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы
дадут
самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые
при всем
желании нельзя столь же успешно вырастить позже. |
|