Введение |
3 |
Глава 1. Психологическое
воздействие как феномен и проблема психологической
безопасности |
1.1. Понятие
психологического воздействия |
16 |
1.2. Психологическое
исследование Бездейственной практики |
23 |
1.3. Психологическое
воздействие и психологическая безопасность |
30 |
1.4. Возможные направления
исследований психологической безопасности в связи
психологическим воздействием |
38 |
1.5. Методологические и
методические основы настоящего исследования |
1.5.1. Общие положения |
41 |
1.5.2. Методы и источники
получения информации |
43 |
1.5.3. Содержательные
единицы анализа информации |
1.5.3.1. Интенция
воздействия |
45 |
1.5.3.2. Состав действий
персонажей и их последовательность |
50 |
1.5.3.3. Структура
взаимосвязей и отношений между взаимодействующими
субъектами, их действиями и сопутствующими факторами
ситуации |
51 |
1.5.3.4. Валентность
факторов ситуации для взаимодействующих сторон |
52 |
1.5.3.5. Физические
характеристики условий взаимодействия |
58 |
Глава 2. Общие
характеристики психологического воздействия |
61 |
2.1. Формальные признаки
различных вариантов психологического воздействия |
2.1.1. Субъект-субъектно и
субъект-объектно ориентированные стратегии
взаимодействия |
62 |
2.1.2. Произвольное и
непроизвольное воздействие |
65 |
2.1.3. Прямое и косвенное
воздействие |
66 |
2.1.4. Непосредственное и
опосредованное воздействие |
69 |
2.1.5. Явное и скрытое
воздействие |
69 |
2.1.6. Длительность
воздействия |
70 |
2.1.7. Бездейственный
потенциал трудового поста |
70 |
2.2. Психологическое
воздействие в структуре деятельности различных
профессионалов |
2.2.1. Психологическое
воздействие в контексте профессиональной технологии |
72 |
2.2.2. Уровень
профессионализма и эффективность психологического
воздействия |
74 |
2.2.3. Власть и
психологическое воздействие в кон тексте регуляции
поведения человека |
76 |
2.3. Уточнение понятийного
аппарата: средства, приемы, методы, технологии
психологического воздействия |
92 |
2.3.1. Технология
воздействия |
94 |
2.3.2. Метод воздействия |
96 |
2.3.3. Прием воздействия |
97 |
2.3.4. Средства
воздействия |
99 |
2.4. Проблема
профессиональной специфичности психологического
воздействия |
103 |
2.5. Еще раз о
профессионализме при использовании психологического
воздействия |
106 |
Глава 3. Характеристика
средств психологического воздействия |
3.1. Стимулы,
ориентированные на различные анализаторы |
3.1.1. Визуальные стимулы |
109 |
3.1.2. Звуковые
воздействия |
128 |
3.1.3. Темп и ритм в
психологическом воздействии |
134 |
3.1.4. Запахи |
135 |
3.1.5. Мультимодальные
гештальты и их символическое значение |
138 |
3.2. Языковые средства
воздействия |
3.2.1. Языковые средства в
контексте иных средств воздействия |
142 |
3.2.2. Механизмы
вербального воздействия |
149 |
3.2.3. Внушение,
убеждение, информирование в контексте механизмов
вариативной интерпретации действительности и
аргументации |
160 |
3.3. Невербальные
компоненты коммуникации как средство психологического
воздействия |
168 |
3.4. Регуляция уровня
удовлетворения потребностей как средство
психологического воздействия |
176 |
3.5. Деятельность как
средство психологического воздействия |
194 |
3.6. И еще раз о
профессионализме и психологической безопасности при
решении задач воздействия |
203 |
Глава 4. Классификация
методов психологического воздействия |
4.1. "Организационный" и
"воздейственно-психологический" планы в психологическом
воздействии |
206 |
4.2. Теоретическая модель,
используемая для классификации методов психологического
воздействия |
213 |
4.3. К вопросу
операционализации критериев нарушения психологической
безопасности |
220 |
4.4. Дополнительные
замечания, касающиеся использованных далее способов
представления информации |
224 |
Глава 5. Методы
воздействия на субъективные модели действительности |
5.1. Оптимизация подачи
исходной информации в соответствии со стратегическими
задачами воздействия |
227 |
5.2. Построение
психологически однозначного образа действительности |
234 |
5.2.1. Фиксация внимания
на ясно выделенных ключевых объектах, параметрах
ситуации |
236 |
5.2.2. Первичное
закрепление образа ситуации |
236 |
5.2.3. Повышение
субъективной значимости используемых аргументов |
239 |
5.2.4. Создание
организационных основ деятельности и взаимодействия |
243 |
5.2.5. Маркирования
ситуации ориентирующими элементами |
244 |
5.2.5.1. Маркирование
ситуации за счет механизмов ВИД (С.м.д. 17) |
246 |
5.2.5.2. Использование
оценочных стереотипов, связях, отношениях, требованиях,
оценках, стандартах, основаниях (индекс приема - С.м.д.
2.1), помимо механизмов ВИД |
249 |
5.3. Формирование образа
ситуации, не позволяющего составить однозначное
представление о ней |
254 |
5.3.1. Фрагментарное
информирование (С.м.д. 3.1) |
257 |
5.3.2. Противопоставление
содержания непосредственного восприятия и оперативного
информирования (С.м.д. 3.2) |
258 |
5.3.3. Противопоставление
личного опыта субъекта некоторым декларациям, имевшим
место ранее (С.м.д. 3.3) |
259 |
5.3.4. Фиксация внимания
на противоречиях в суждениях, утверждениях (С.м.д. 3.4) |
260 |
5.3.5. Противопоставление
специально подобранных фактов некоторым декларациям,
лозунгам, зафиксированным как актуальные ценности
(С.м.д. 3.5) |
262 |
5.3.6. Использование
неформальных каналов коммуникации для распространения
противоречивой информации, слухов. Создание предпосылок
для переживания реципиентами когнитивного диссонанса |
263 |
5.3.7. Побуждение к
использованию субъектами взаимодействия неоднозначных
стандартов, критериев при ориентировке в ситуации
(С.м.д. 3.7) |
264 |
5.3.8. Фиксация внимания
реципиента на высокой неопределенности в оценке значимых
параметров конкретных обстоятельств удовлетворения
актуальных потребностей (С.м.д. 3.8) |
266 |
5.3.9. Фиксация внимания
реципиента на высокой неопределенности в оценке
социальной значимости и целесообразности в рамках "этой
ситуации", "сложившихся обстоятельств" достижений и его
деятельности в целом |
269 |
5.3.10. Фиксация внимания
реципиента на высокой неопределенности в оценке его
личных перспектив (неопределенность временной
перспективы личности) |
270 |
5.3.11. Включение в
систему противоречивых ролевых требований |
271 |
Глава 6. Воздействие на
источники активности |
276 |
6.1. Формирование новых
источников активности |
278 |
6.1.1 Волевое включение
реципиента в оптимально организованную деятельность |
279 |
6.1.2. Включение в
деятельность на основе реально действующих мотивов |
284 |
6.1.3. Видоизменение
способов удовлетворения потребности с их последующей
интериоризацией |
288 |
6.1.4. Формирование
идеалов, убеждений, ценностей за счет приоритетного
информирования, внушения, убеждения, вовлечения в
деятельность, использования подражания |
292 |
6.2. Воздействие на
процессы смыслообразования |
6.2.1 Активизация
процессов смыслообразования |
305 |
6.2.2. Разрушение
смыслообразования |
309 |
6.3. Изменение
побудительной функции мотива |
6.3.1. Использование
мотивов-"доноров" |
313 |
6.3.2. Изменение
значимости определенных мотивов поведения,
осуществляемое посредством внушающего или убеждающего
воздействия |
319 |
6.3.3. Задание отдаленной
временной перспективы личности |
322 |
6.3.4. Создание блокады
для реализации принятого намерения |
325 |
6.3.5. Использование
феномена сублимации |
328 |
6.3.6. Использование
феномена регрессии |
328 |
6.3.7. Фиксация внимания
реципиента на доступности, гарантированности достижения
определенных целей в рамках конкретной активности |
329 |
6.3.8. Оптимизация условий
осуществления требуемой деятельности, реальная
минимизация усилий по ее осуществлению |
332 |
6.3.9. Создание
предпосылок для катарсиса |
334 |
6.4. Регуляция степени
опосредованности процесса удовлетворения потребностей и
реализации иных мотивов поведения активностью других |
335 |
Глава 7. Воздействие на
факторы - регуляторы проявления активности |
7.1. Формирование
диспозиций |
7.1.1. Формирование
операциональных установок за счет маркирования новых
элементов при их включении в определенный ситуационный
контекст |
344 |
7.1.2. Включение
реципиента в специальным образом организованную
повторяющуюся деятельность |
346 |
7.1.3. Включение
реципиента в референтную для него группу |
349 |
7.2. Разрушение стереотипа
оценок |
351 |
7.2.1. Разрушение
стереотипа оценок или деятельности в ситуации
противоборства с целью получения одностороннего
преимущества |
353 |
7.2.2 Разрушение
стереотипа оценок на фоне "зашумления" ситуации |
354 |
7.2.3. Роль изменения
деятельности и социального контекста в изменении
диспозиций личности |
356 |
7.3. Изменение
опосредующей функции групповых норм за счет влияния на
привлекательность членства в группе |
359 |
7.4. Изменение содержания
групповых норм |
361 |
7.5. Влияние на
способность лидера активно воздействовать на групповую
норму |
362 |
7.5.1. Физическое или
административное изъятие лидера из группы |
363 |
7.5.2. Дискредитация
лидера через противопоставление его проявлений интересам
или ценностям группы |
364 |
7.5.3. Изменение характера
деятельности группы в расчете на смену лидерства |
367 |
7.5.4. Упрочение
авторитета лидера за счет формирования его еще более
привлекательного для группы имиджа |
368 |
7.5.5. Упрочение
авторитета лидера за счет обеспечения еще более
успешного функционирования группы, которое связывается с
активностью лидера |
368 |
7.6. Изменение уровня
групповой сплоченности |
7.6.1. Создание
пространственно-временных предпосылок для взаимодействия
группы |
369 |
7.6.2. Воздействие на
процесс групповой самоидентификации за счет
специфических физических отличий, атрибутов, девизов |
370 |
7.6.3. Воздействие на
процесс групповой самоидентификации за счет фиксации
внимания на особой функции группы среди прочих, ее
сущностном отличии от других |
372 |
7.6.4. Воздействие на
процесс групповой самоидентификации за счет ритуалов,
обрядов, заповедей, традиций |
374 |
7.6.5. Воздействие на
процесс групповой самоидентификации за счет мифа о герое |
376 |
7.6.6. Обеспечение условий
для формирования эмоционального компонента групповой
сплоченности |
378 |
7.6.7. Обеспечение
организационно-деятельностных предпосылок для
формирования ценностно-ориентационного единства группы |
379 |
7.6.8. Использования
фактора внешней угрозы |
382 |
7.7. Воздействие на образ
"Я" |
385 |
Глава 8. Воздействие на
фоновые состояния |
8.1. Состояние сознания
как мишень психологического воздействия |
392 |
8.1.1 Создание предпосылок
для возникновения измененных состояний сознания |
394 |
8.1.2. Обеспечение
требуемого направления переструктурирования измененного
состояния сознания |
396 |
8.1.3. Измененные
состояния сознания и проблема психологической
безопасности |
397 |
8.2. Психические состояния
как мишень психологического воздействия |
400 |
8.2.1. Оптимизация условий
и характера деятельности: гуманизация труда, гуманизация
предметной и социальной среды |
402 |
8.2.2. Формирование
негативных состояний |
405 |
8.2.3. Разрядка
психической напряженности |
429 |
Глава 9. Интегративная
оценка риска нарушения психологической безопасности |
9.1. Выводы из предыдущих
глав |
454 |
9.2. Оценка риска
нарушения психологической безопасности |
460 |
9.2.1. Факторы риска |
461 |
9.2.2. Интегративный
показатель риска нарушения психологической безопасности |
472 |
9.2.3. Критерий нарушения
психологической безопасности |
477 |
Приложение 1. Табличное
представление системы методов и приемов психологического
воздействия |
489 |
Приложение 2. Перечень
сюжетов и анализируемых примеров |
499 |
Приложение 3. Термины |
503 |
Приложение 4. Оценка
Бездейственного потенциала трудового поста в баллах |
506 |
Приложение 5. Степень
риска нарушения психологи ческой безопасности в связи с
конкретными показателями факторов риска |
509 |
Библиография |
511 |