Выдержки из произведения.
В полном объеме вы можете скачать данный текст в архиве
ZIP по ссылке , расположенной выше
Картер Филип
Развивайте интеллект:
Упражнения для развития творческого мышления,
памяти, сообразительности и интеллекта
В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам
развить ваш интеллект.
Самые разнообразные головоломки и тесты охватывают такие сферы
интеллекта, как творческое
мышление, логическое мышление, сообразительность и память. Здесь вы
найдете подсказки, а также
ответы на задания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Немного о человеческом мозге
Творческое мышление
Память
Головоломки
Сообразительность
Тестирование интеллекта
Подсказки
Ответы
Введение
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью
мозга осуществляется
восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг
формирует нашу речь, навыки, мысли,
чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы,
вероятно, больше всего склонны
пренебрегать.
Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган,
возникший за сотни лет эволюции,
каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то
же время обрабатывая мощный
поток новой информации и приобретая новые навыки.
Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой
разумеющееся. Они совершенно
искренне считают, что умственные способности даются от рождения и
что для их улучшения ничего
нельзя сделать. Эта книга ставит своей целью наглядно
продемонстрировать, что это не так и что ваш
умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг
использовать в полной мере.
Гимнасты, например, оттачивают свое мастерство постоянными
тренировками. Мы же приводим
упражнения для ума, выполняя которые, можно натренировать свой мозг
подобно тому, как
тренируются мышцы.
Мы не собирались писать учебник о строении мозга и его работе,
однако порой очень важно
понимать, как устроен мозг. Поэтому мы посвятили его устройству
несколько страниц во второй главе
«Немного о человеческом мозге». В оставшейся части книги вы найдете
большое количество
занимательных задач и упражнений на все основные области умственной
деятельности: творческое
мышление, память, логическое мышление, сообразительность и
интеллект. Упражнения подобраны и
представлены так, чтобы занятия приносили вам удовольствие.
Исследуя новые области, интересуясь неизвестным, занимаясь
самообразованием, можно расширить
горизонты своего разума. Мы надеемся, что эта книга станет своего
рода отправной точкой на этом
пути.
Немного о человеческом мозге
У позвоночных животных мозг размещается внутри черепa. Это масса
розовато-серого цвета,
состоящая приблизительно из 10 миллиардов нервных клеток и весящая
около 1,3 килограмма. Все
нервные клетки соединены друг с другом, и вместе они контролируют
все мыслительные процессы.
Мозг составляет не более 2% от веса человеческого тела, но при этом
он потребляет 25% вдыхаемого
кислорода и 70% всей поступающей в организм глюкозы. Когда человек
рождается, его мозг еще не
вполне сформирован, но совсем не обязательно, что к старости мозг
непременно деградирует,
поскольку клетки мозга постоянно обновляются и могут создавать новые
связи друг с другом.
Мозг — это центр управления всем организмом, он контролирует все
процессы, необходимые для
выживания, например движение, сон, чувство голода, чувство жажды.
Кроме того, мозг регулирует и
наши эмоции: любовь, ненависть, гнев, радость, грусть. Мозг получает
и обрабатывает сигналы,
посылаемые ему другими частями тела, а также сигналы из окружающей
среды.
Мозг состоит из трех различных, но связанных между собой отделов:
большого мозга, мозжечка и
ствола мозга.
Большой мозг — это основная часть мозга, составляющая приблизительно
85% всего объема мозга.
Это сложная система, которая и обеспечивает более высокое
интеллектуальное развитие человека по
сравнению со всеми остальными существами. Поверхность большого мозга
имеет внушительную
площадь и называется корой; ее функции наглядно показаны на рисунке.
Большой мозг разделен на
одинаковые правое и левое полушария.
В свою очередь, каждое полушарие особыми бороздами в коре делится на
пять отделов. Четыре из
них принято называть в соответствии с костями черепа, где они
расположены: это лобный отдел,
теменной отдел, височный и затылочный отделы; пятый отдел расположен
внутри и снаружи не виден.
Мозжечок находится в задней части черепа ниже полушарий большого
мозга и также состоит из двух
маленьких полушарий, связанных между собой особым белым волокном,
которое -называется
червячком мозжечка. Другие три пучка белого волокна связывают
мозжечок с остальными частями
мозга.
Мозжечок необходим для контроля за движением тела в пространстве, —
он отвечает за
координацию и поддержание равновесия. Мозжечок управляет всеми
нашими движениями, например
пальцами, когда мы вяжем, и всем нашим телом, когда мы играем в
футбол.
Ствол мозга образуется из нервных тканей, пролегающих между головным
мозгом и спинным
мозгом; он состоит из нескольких частей: это таламус, гипоталамус,
продолговатый мозг, варолиев
мост, крайний отдел и черепные нервы.
Ствол мозга участвует в различных видах деятельности, необходимых
для выживания. Гипоталамус,
например, контролирует процессы приема пищи и воды, регулирует
температуру тела, сон,
эмоциональный настрой и сексуальное поведение. Продолговатый мозг
отвечает за различные
рефлекторные действия, в частности за сердечные сокращения, дыхание,
чихание и рвотный рефлекс.
Кислород и глюкоза поступают в мозг по двум парам артерий,
являющихся частью сосудистой
системы. Ниже шеи от каждой общей сонной артерии отделяется
небольшая ветвь для питания
передней части мозга. Задняя часть мозга снабжается с помощью двух
позвоночных артерий. В
основании мозга позвоночные артерии и сонные артерии соединяются и
образуют так называемый круг
Уиллиса. Благодаря сложнейшей сети сосудов 25% всей крови,
проходящей через сердце, поступает и
циркулирует в мозге.
Кора головного мозга, как это видно на рисунке, поделена на
различные функциональные зоны.
Соматосенсорная зона, расположенная позади центральной борозды,
получает и обрабатывает
сигналы с поверхности кожи и из внутренних органов, — так мы
чувствуем прикосновения и вкус еды.
Перед центральной бороздой находится соматомоторная зона, которая
отвечает за произвольные
движения мышц тела.
Зона, отвечающая за слух, находится в верхней части височной доли.
За зрение отвечает зона,
расположенная в затылочной доле. Обонятельная зона расположена в
лобной доле; здесь же находится
и так называемая зона
Брока, отвечающая за сокращение мышц гортани и рта, участвующих в
образовании речи. А вот
зона, ответственная за понимание речи и за чтение, находится в
другом месте, между слуховой и
зрительной долями и ближе к затылочной.
Большая часть коры головного мозга выполняет функции поддержания
сознания, приема
информации, мышления и памяти. Новые впечатления записываются и
хранятся в нервных клетках
лобной доли. Когда же мы снова видим то, что запомнили, память
извлекает оттуда эти переживания и
распознает их. Но подробнее о памяти мы поговорим позже.
Человеческий мозг — бесконечно сложный механизм, и сложность его
служит предметом множества
споров. С развитием технологий и методов исследования мы,
несомненно, сможем отгадать многие
загадки мозга, а также, возможно, научимся лечить такие тяжелые
заболевания мозга, как инсульт и
болезнь Паркинсона.
А пока мы приглашаем вас попробовать свои силы и поработать головой,
чтобы вам не угрожала
атрофия нервных клеток и чтобы вы укрепили связи между клетками
мозга, — последнее, безусловно,
скажется не только на вашем интеллектуальном потенциале, но и на
вашем физическом
благосостоянии.
Творческое мышление
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы,
приводящие к получению
решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий,
а также художественных
форм.
У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение
всей нашей жизни; мы не
можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы.
Все мы имеем творческое
(правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к
творчеству. Конечно, кто-то рождается с
задатками великого композитора, кто-то — художника, а кто-то —
спортсмена. Так, юный Моцарт
начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари
Робертсон (1860—1961), которую
еще называют Бабуля Мозес, — американская художница-самоучка,
провела большую часть своей
жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за
семьдесят, она для собственного
удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени,
когда ей исполнилось восемьдесят
лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская
выставка, а перед ней самой
открылась карьера художника. В данном случае старое изречение
«никогда не знаешь, на что ты
способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.
Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать
творческие способности у
всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным.
Часто в наш век узкой
специализации какой-то один талант человека направляется в русло
определенной профессиональной
деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не
получая развития. Однако
каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений
может задействовать
потенциал своего мозга, который часто используется крайне
незначительно.
Многие из нас достаточно хорошо «оснащены» для реализации этого
потенциала: ведь наш мозг
получил и обработал за время нашей жизни огромное количество
информации. В музыке, например,
существует импровизация — искусство создавать произведение
непосредственно в процессе его
исполнения. Чтобы научиться импровизировать, музыкант сначала должен
овладеть азами того стиля, в
котором он собирается играть. Овладев общепринятыми нормами стиля,
музыкант как бы накапливает в
голове библиотеку действенных аккордовых последовательностей и
мелодий, которые и становятся
отправной точкой для импровизации. Эти резервы памяти увязывают его
музыку с культурным
наследием, однако у него всегда есть возможность и для спонтанного
творчества.
Приведенные далее упражнения, столь непохожие друг на друга,
разработаны с целью развития или
оценки вашего интеллектуально-творческого потенциала, создания новых
идей и художественных
навыков.
ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите
этот ряд в соответствии с
найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять
заданий.
Например:
Ответ:
Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части.
Черный сектор в каждой
фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.
Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие
мозга.
2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре
загона для поросят. Монеты
— ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом
было нечетное число поросят.
3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим
рассказывается какая-нибудь
непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит.
Можно задавать вопросы, на
которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет
ответа».
Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте
воображение и найдите
объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце
книги вы найдете наши варианты
объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими.
Чем больше ответов на каждую
ситуацию вы придумаете, тем лучше.
(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную
газету. В разделе последних
новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому
морю, один из пассажиров упал
за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.
(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок
бумаги.
(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет
управление и врезается в
фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и
обнаруживают шофера, лежащего
мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.
(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может
заснуть. Он снимает телефонную
трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно
засыпает.
(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек;
он останавливается и, опершись
о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз.
Внезапно другой человек
бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.
4. Ребус — это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус —
латинское слово, означает
дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово
или целую фразу.
Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не
обойтись без творческого
мышления.
1. Медведь (то есть Мед в Е дь)
2. Неправильное поведение (венидепое — это анаграмма слова
«поведение»)
3. Косточка
4. Краткий гласный (гласи. — краткая форма от гласный)
В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель —
проверить творческое
мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним
позже и окиньте их еще раз
свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что
ваш мозг подсознательно
продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.
5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем
более удивительным
будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим
друзьям. Можно делать самые
невероятные предположения, — они и будут наиболее творческими.
Например, первое, что приходит в
голову, глядя на рисунок номер один, — это черепичная крыша. Или...?
Включите свое воображение и
посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).
6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление.
Испытуемого просят
придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в
совершенно новом, неизвестном
качестве.
За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования
расчески.
Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать
недействительным.
1 ....................
2...................
3....................
4..................
5....................
6....................
7....................
8....................
9....................
10...................
11....................
12...................
7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе
и в быту, — их можно
увидеть на обоях или на кафеле.
Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на
шестиугольниках.
Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы
восстановить наш узор.
8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок
дополните так, чтобы вышло
что-нибудь узнаваемое.
На |
|