Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Поварнин - Как читать книги |
Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870—1952) – крупного специалиста в
области логики – знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее
производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения
текста. Брошюра впервые была издана в 1924 году. Это одно из первых руководств по
методике чтения. Как писал C. И. Пoварнин в предисловии к изданию 1924 года, –
это «краткое введение в искусство чтения». Брошюра не потеряла своей ценности и
в наши дни. Она с интересом будет прочитана современным читателем, особенно
молодежью. В основу настоящего издания положен текст, опубликованный в 1962 году
Издательством Ленинградского государственного университета. v 1.1 – дополнительное форматирование – (Faiber) Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывают
наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние
обстоятельства. Кажется нам, что читаем не плохо. А между тем это, по большей части, ошибка. Говорят, бывает у певцов и «от
природы поставленный голос». Но это редкое исключение. Обычно приходится голос
«ставить». Так же точно бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но
это тоже очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а
иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и
вредно. Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому, что лишает той огромной
пользы, которую дает хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред. Можно рассматривать чтение с двух сторон: Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например,
растлевающие душу пошлые, бульварные книги. Но и самый способ чтения тоже может принести вред, – вред и телесный и
душевный. Привычка «глотать» книги может вызвать головные боли. Может
способствовать развитию неврозов, неврастении и других болезней нервной системы,
а также быть одной из причин различных телесных заболеваний, производных от
нарушения нормальной деятельности нервной системы. Плохое чтение препятствует
иногда нормальному развигию способностей и нередко портит их, например ослабляет
способность к сосредоточению внимания, память и т. д. Ослабляет волю и
способность размышлять. Не менее важно и то обстоятельство, что плохое чтение очень способствует
выработке двух нежелательных типов людей: У человека с «кашей в голове» надерганы отовсюду разные отрывки знаний. И все
они без связи друг с другом (или в совершенно фантастической «связи»), без
системы, плохо понятые и совершенно непереваренные. У такого человека, конечно, отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение,
и говорить с таким человеком – мука. Цитаты и ссылки так и гремят, так и летят
из уст его, но тщетно стараешься уловить общий смысл и дивишься тем
поразительным выводам, которые из этого материала делаются. Слушаешь и
изумляешься. Человек «с кашей в голове» есть плод ложной начитанности, результат плохого
чтения, зубрежки и отсутствия логической выучки. Наш обзор вредных следствий неправильного чтения был бы очень неполон, если
бы мы не сказали еще об одной опасности, которая также связана с неправильным
чтением. Речь идет об отношении книги и жизни, теории и практики, разрыв между
которыми был столь частым явлением у дореволюционной интеллигенции и порождал
такие плевелы, как типы людей «книжно мыслящих» и «праздно болтающих». Особенно
это распространено было в области общественных наук и в области морали. Да и
теперь это еще есть. Наивно было бы думать, что революция может автоматически
ликвидировать навсегда самую возможность появления таких плевел. Сорняки всегда
очень живучи, и когда на них не обращают внимания, они легко и буйно вырастают
вновь. Пусть строители нового общества всегда помнят хороший завет В. И. Ленина по
этому вопросу: «Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из
коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно
продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв,
который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества». Сам человек довольно редко замечает в себе подобные недостатки. Чаще всего
наводит его на мысль, что он не так читает, другой факт. Евгений Онегин, по
словам Пушкина: Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как
будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: Если мы не остановимся на этом пути с первых шагов, то убедимся, что чтение
есть действительно искусство, искусство важное и трудное. Мы найдем истинными
слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит
научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы
вполне достиг цели». Мы поймем, что как в музыке имеется два вида художников: композитор,
создающий музыкальные произведения, и исполнитель, исполняющий их на рояле и
других инструментах, так и в области искусства словесного – в области научных и
поэтических книг – требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и
искусство читателя. Искусный читатель должен: если потребуется, взять из книги Один из главных недостатков безыскусственного чтения – тот, что какая бы ни
была книга – все мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика.
Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрит» и «Войну и
мир» Толстого, и роман Дюма, и Шерлока Холмса, и «теорию Эйнштейна». Кто привык
читать медленно так же читает газету, как и крупное сочинение по политической
экономии. Это тоже неправильно. Хотя в этом случае вреда меньше, но все-таки
вред есть. Основное правило искусства чтения такое: Цели чтения могут быть самые различные. Перечислю только главные их группы. Если не считать чтения гоголевского Петрушки или гончаровского Валентина, то чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т. д.; таково
чтение газет, брошюрок, некоторых книг писем, новых книг по специальности и т.
п.; чтение для известного нравственного, «волевого» воздействия на душу –
«воодушевляющее» чтение; есть книги которые мы читаем не потому, что они дают
новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение,
возбуждают к подвигам;чтение крупных произведений искусства; такое чтение – не
развлечение, как думают некоторые; это – важное и необходимое средство для
расширения своего кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей,
чувства;чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса, и,
наконец, чтение для самообразования. Какую из этих или подобных целей мы поставим при чтении часто зависит от
книги, вообще от материала чтения – например «Критику чистого разума» Канта или
«Науку логики» Гегеля вряд ли кто станет читать ради «развлечения» или
увеселения, а газетный фельетон обычного типа – для изучения. «Приключения
Шерлока Холмса» мало пригодны для целей образования, а кто ищет настроений,
возбуждающих к подвигам, не возьмет для этой цели аналитическую химию. Но и одну
и ту же книгу можно читать с различными целями. Например, «Илиаду» Гомера можно
читать как великое поэтическое произведение; Александр Македонский, говорят,
постоянно перечитывал ее потому, что образ Ахиллеса служил для него идеалом,
соответственные места – источником воодушевления; ученый историк может читать ее
с своей точки зрения, как источник сведений о быте Древней Греции, и т. п. Надо
только помнить основной принцип, высказанный выше: Способы чтения тоже распадаются на группы. Главные из них такие. Первая группа. Можно «перелистать книгу». Можно Вторая группа. Существует Третья группа. Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения
и легко приспособляться к любой цели чтения. Для Мы можем почувствовать потребность в образовании по разным причинам. Может
действовать на нас стремление к знанию или потребность в углублении
мировоззрения. Иногда чувствуют, что без образования нельзя разобраться в
современной жизни, понять ее и, значит, правильно жить и действовать. Без того или иного образования в наше время нельзя быть настоящим
специалистом почти ни в каком деле. Наконец, теперь все чаще человек хочет быть
образованным еще и потому, что образованный, при прочих равных условиях, может
принести больше пользы обществу. Какие бы ни были эти специальные задачи, для достижения их требуются
(поскольку дело касается книжного образования) два условия: Эти две основные цели должен иметь в виду каждый, кто стремится к
образованию. От этого зависит не только определение способа чтения, но и характер читаемых
книг. Ведь если важнее всего приобрести побольше разных сведений, то мы должны
выбирать такие книги, которые ведут к этому с наименьшею затратой сил и труда,
т. е. наиболее легкие, вроде тех, над которыми смеется американский юморист
Вудворт: «Десять тысяч фактов, которые каждому следует запомнить», «Химия в 14
недель», «История в ореховой скорлупе» и т. п. Если же важнее развитие и
углубление «душевных сил» – мышления, воображения и т. д., то подобные книги
будут вредны. Необходимы книги не слишком трудные, но и не легкие; такие, при
чтении которых постоянно приходится напрягать мысль, воображение. И, до известной степени, чем больше будет положено на такую книгу труда и
времени, тем, при прочих равных условиях, лучше будет результат. Образованный от необразованною отличается больше всего не количеством
сведений. Знаменитый английский мыслитель Рескин правильно сказал, что если
человек прочтет и запомнит все книги Британскою музея (публичной библиотеки), он
от этого еще не станет образованным. Нужны не только сведения, нужна особая
«культура ума», навыки мыслить, уменье распоряжаться знаниями, развитие других
душевных сил и т. п. Есть настоящие самоучки (таких немного), которые, однако,
по знаниям совершенно не отличаются от человека, окончившего среднюю и даже
высшую школу. А есть другие: и читали они много, и сведений у них много; но
стоит им сказать на серьезную тему несколько слов, и мы сразу увидим: человек не
приобрел образования. Почему это видно? По отсутствию систематического мышления,
необходимых навыков мысли, той «культуры ума», которая дается работой и Самообразование требует самодеятельности. Но самодеятельность эта должна
выражаться не в самонабивании головы плохо понятыми сведениями, а в усвоении их
и в саморазвитии. Необходимо pазвивать и тренировать свои умственные
способности, как мы paзвиваем физические; для этого ecть только один путь –
упражнение и работа, работа и работа. При самообразовании работа над книгой
должна быть самая серьезная, упорная, трудная и часто очень долгая. Но времени
на нее жалеть нечего: окупится с избытком. Если даже вы забудете потом книгу –
работа над ней не пропадет: она останется в виде полезных навыков,
подвинувшегося развития, накопленного уменья и сил. Но и книгу вы не забудете. Такая работа над книгой есть лучшее применение так
называемого рационального способа запоминания. Содержание проработанной книги тысячью корней закрепится в сознании, и таким
образом вы сразу достигнете двух основных целей. Если же, при хорошей памяти, вы станете читать книгу только для приобретения
сведении, без переработки, то польза для развития душевных сил при этом
получится минимальная. Разве только память подвинется в развитии, да и это сомнительно. Прежде всего в том, чтобы хорошо Не понять книги – беда, а превратно понять ее – беда еще горшая. А бывает
она, чаще всего, от неумелого чтения, без проработки, вообще но принципу
наименьшего труда. Чем новее и важнее мысль, тем труднее ее понять. Нельзя схватить сразу и без
труда то, до чего человечество доходило трудами десятилетий. При чтении же
великих произведений искусства задача состоит в том, чтобы не только понять но и
«пережить» их содержание. Наряду с вопросами и задачами, которые возникают у нас при стремлении Если мы будем добросовестно и не щадя усилий добиваться этих трех целей, то
нам неизбежно придется выработать много полезных навыков. А именно: сосредоточиваться на том, что читаешь;«выжимать» самую сущность читаемого,
отбрасывая мелочи;«охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это
помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;мыслить
последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает
им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать
знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более
глубокому пониманию жизни:наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая
то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают. Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе с
вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкою
книги. Она необхидима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении
книг для самообразования. Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил.
Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком. наличие известных способностей, отсутствие дурных навыков в чтении. Первым и самым необходимым условием является способность сосредоточивать и
удерживать внимание на читаемом. У кого нет ее – тот не может правильно читать.
Необходима, конечно, и память для того, чтобы удерживать и понимать прочитанное.
Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки
или маленький отрывок, перехожу к следующему – а первое уже забыл; не помню
даже, о чем была речь». Здесь чаще всего две причины: нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не
мешкая, обратиться к врачу;ослабление внимания. Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на
читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что
параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего
не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или
дурной навык. Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и
недостатком внимания сводится главным образом к Конечно, не стоит распространяться о том. что для хорошего чтения необходима
нзвестная сила мышления. Но большинство не сознает всей огромной важности силы Уметь воображать, пускать, где надо, воображение «вовсю» – значит
беспредельно расширять свой маленький опыт, включая в себя опыт человечества.
Вот значение воображения. Вот сила, которою мало кто умеет правильно
пользоваться. Многие читатели, особенно юные, пускают в ход воображение, но
только для того, чтобы по поводу читаемого Конечно, и здесь следует строго выдерживать главный принцип правильного
чтения: применение способа чтения к цели. Есть, например, опыты, которые лучше
человеку не, проделывать; и есть книги, которые лучше читать, не напрягая
воображения. Это будет не только бесполезно, но и вредно: будет отравлять нашу
психику. Но те книги, которые выбраны и чтаются с целью самообразования должны
всегда читаться при полной работе воображения. Такими помехами являются или психические особенности читателя – вроде обычной
нетерпеливост, лени мышления, отсутствия внимания или воображения и т. д., или
же плохие привычки. Нетерпеливость относится к первым из них. Читатель не имеет терпения следить
за развитием мысли действия и т. п. Ему хочется сразу узнать результат. И вот он
пропускает целые страницы, заглядывает вперед: «какой конец» и т. д. Иногда это
вреда не приносит, но иногда портит все чтение книги: ослабляет интерес. Если
«забегание вперед» вызывается не особыми какими-либо соображениями, а только
нетерпением, этого необходимо избегать. Самая важная помеха при чтении, свойственная в большей или меньшей степени
многим читателям, – лень мышления и лень воображения. Нам неприятно напрягать
их. Дошли, например, в книге до описания. Чтобы живо, в связной картине
вообразить то, что изображается автором, иногда нужно усилие. Нам «лень» его
сделать, и описание для нас пропадает. Или перед нами непонятное место в книге.
Надо сосредоточить все силы мысли, чтобы его понять, или даже просто иногда
сделать только «некоторое» усилие для этого. Нам «не хочется» этого усилия, и мы
идем далее. Автор доказывает что-нибудь. Надо проанализировать его
доказательство. Но для этого требуется некоторое напряжение мышления: и вот мы
скользим далее, скорее, туда, где этого усилия не требуется. Человек может быть, в остальном очень трудолюбив. Даже в области чтения и
изучения. Он прочитывает, например, огромные фолианты, зазубривает терпливо
целые страницы, но он готов зазубрить целые тома, только бы нс напрягать
мышления. «Страсть к зазубриванию» вместо правильного изучения очень часто
объясняется именно этим. И это не сводится целиком к лени Вот с этим величайшим врагом глубокого чтения и необходимо бороться всякому
читателю, стремящемуся хорошо читать. Особенно вредит он при таких целях, как
самообразование. Борьба же с ним, кик борьба со всякой ленью, прежде всего
состоит в том, что мы боремся действительно, т. е. постоянно помним, что надо
преодолевать лень внимания и делать, каждый раз к этому усилие. Природа и здесь
преодолевается привычкой, а привычка создается рядом повторных действий. К ним относятся прежде всего те, которые проявляются, главным образом, в
ослаблении внимания. Например, Убийственно действует привычка только Но какова бы ни была причина, необходимо бороться с ее действием, необходимо
постепенно поддерживать в себе навык к полному, углубленному чтению хороших,
нужных, глубоких книг, выбирая время для такого чтения. Такая привычка вредна уже петому, что ослабляет волю: одно из качеств
сильного человека – все, за что берешься, доводить до конца. Но иногда, конечно,
неизбежно требуется нарушить это правило. Если взялся за книгу, в которой ничего
не можешь понять, то не будет мудро одолевать ее, ничего не понимая. Обыкновенно
предварительное просматривание книг, незнакомых нам, предохраняет от
необходимости, начав читать полным чтением, бросить книгу на половине. Чтение
для самообразования, при правильном выборе книг, не допускает подобных нарушений
чтения. Словом, отдельные случаи отступления от правила: не бросать книг, не
дочитав, – возможны. Но Что читать в частности – должны указать специалисты, это не входит в мою
задачу. Но нельзя не дать на этот счет нескольких общих советов. Не читать слишком много, т. е. когда количество чтения начинает отзываться на
качестве, следует предпочесть последнее, т. е. сократить число читаемых книг.
Читать, поскольку позволяют обстоятельства, Предположим, что перед нами важная, основная для самообразования книга. Как
читать ее? Я попытаюсь дать несколько указаний на этот счет, заимствуя их из опыта
многочисленных читателей, начиная с данных, взятых из книг известных мыслителей
н деятелей, кончая своим скромным опытом. То, что я изложу, есть как бы По моему мнению, они необходимы. В повседневной жизни необходимо время от
времени прислушиваться к голосам, зовущим к высоким целям. В них неиссякаемый
источник вдохновения, надежд, бодрости. В книгах можно найти и то и другое, и
жалко, если человек этим не умеет пользоваться: он много теряет. Такие книги
приходится читать Если книга подходит – читайте пассивным чтением. Отметьте или выпишите в
отдельную тетрадку наиболее сильно действующие на вас места, чтобы потом легко
найти их, читать, перечитывать, впитывать в себя и таким образом и поддерживать
силы, и черпать вдохновение для своей деятельности, и воспитывать себя. Но книга
будет приносить сравнительно малую пользу, иногда даже и вред, если мы не
поставим себе правилом после каждого чтения подумать, как полученные нами
импульсы, побуждения, стремления применить к делу, к Оно требует, – по крайней мере в первый раз, – Восприятие крупных по размерам произведений, например «Войны и мира» или
вообще какого-либо романа, не может не сопровождаться перерывами, во время
которых, само собою, Здесь больше, чем где-либо, навяэывается та аналогия с музыкой, о которой я
уже говорил выше. Как в музыке нужны два художника – композитор и исполнитель,
так и в Здесь считаю нужным еще папомнить правило: пyскайте, где надо, cвoе
воображение «вовсю». В этом ключ ко многому. Если вы не делали этого,
попробуйте. Когда дело пойдет удачно – точно какое-нибудь колдовство совершится:
произведение искусства оживет, заговорит, расцветет тысячью не замеченных ранее
цветов. Пользуйтесь всеми видами воображения – и зрительными, и слуховымн, и
осязательными, и обонятельными образами. Тогда, читая, например, известное по
хрестоматии описание «Поездки на долгих» Л. Толстого, вы, сидя в своей комнате,
переживете и поездку, и бурю; будете видеть блеск молний, чувствовать порыв
ветра, слышать величественные удары грома, переживете все впечатления юного
Иртеньева. Когда воображение коснется людей, изображаемых в романе, они
облекутся для вас в плоть и в кровь и оживут, вы будете их и видеть, и слышать.
Стоит поработать для развития навыка к этому. Для такого чтения, по крайней мере
первый раз, нужна работа. Чтобы ярко и отчетливо вообразить себе картину,
рисуемую автором, личность, им изображаемую, необходимо по большей части
перечитать описание не раз, иногда несколько раз. Необходимо сделать усилие,
иногда значительное, чтобы ярко представить, связать в один образ и Иногда приходится слышать, что искусство имеет главной целью «эстетическое
наслаждение». Конечно, это глубочайшая ошибка. Задачи его крайне многосторонни,
многогранны. Искусство поэзии (в широком смысле слова), между прочим, дает при
правильном пользовании им необъятное расширение человеческого опыта в облисти
чувствования, и в области желаний, и в области наблюдений н мыслей. Мы как бы
сливаемся с мыслями и чувствами автора и его героев: становимся в их положение,
переживаем то, что они переживали; смотрим на мир их глазами, оцениваем их
оценкой. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом
других людей, выдающихся, талантливых, иногда великих. Переживаем в одной жизни
жизнь многих. Нельзя достаточно оценить, эту пользу. Но для того, чтобы как
следует понять и «пережнить» крупное произведение искусства, надо его Критику на читаемое произведение искусства (если оно читается с целью
самообразования) не следует брать в руки раньше прочтения самой книги. Это
ослабляет, иногда убивает самодеятельность, заставляя невольно смотреть на книгу
через чужие очки. Только прочитав книгу, проработав ее своими силами, произведя
лично посильный ее анализ и оценку, мы можем с пользой прочесть хорошую критику
ее. Тогда мы увидим, что в критике согласно с нашими выводами, что не согласно,
сознаем свои ошибки; сравним свой подход к книге с подходом критики; получим
наглядный урок искусства критики. Но, конечно, если киига читается Есть два основных пути к проработке книги. Один путь – тот, которым чаще
всего идут в школе: прямо начать чтение и проработку с первой страницы и затем
двигаться постепенно, по частям, «по урокам» далее. Нередко при этом особенно и
не заботятся объединять новое со старым, уже прочитанным, и в конце курса
выявить общую, единую и цельную схему всей книги. Одна из основных задач чтения с проработкой при самообразовании именно в том.
чтобы по прочтении книги иметь отчетливое представление о содержании Представьте себе, что нас поставили перед огромной, неизвестной нам картиной,
закрытой экраном, и сказали: «Видите в экране узкую щель? – Через нее можно
рассмотреть узенькую полоску картины. Мы будем понемножку передвигать экран, так
что через щель будут видны все новые и новые полоски, пока не пройдем так через
всю картину. А вы постарайтесь таким образом рассмотреть ее и составить о ней
отчетливое представление». Думаю, что для большинства из нас задача покажется
очень мудреной. Между тем при чтении новой книги с незнакомым содержанием мы
находимся в довольно сходном положении. Содержание ее тоже раскрывается «по
полоскам», страница за страницей, и для того, чтобы охватить все его целиком,
требуется во многом сходная работа. Для нас обычен другой путь восприятия предметов: Для того, чтобы предварительно получить Делается этот обзор следующим образом. Тему обыкновенно указывает уже Но обыкновенно главную мысль и все остальное приходится искать другими путями
– в В предисловие многие читатели не заглядывают: «Ненужная вещь». Между тем в
нем часто содержатся очень важные указания. Например, автор Само собою ясно, как важио это для предваригельного oзнакомления с книгою. Еще важнее Оглавление романа или повести обычно не имеет существенного значения.
Совершенно иное должно сказать об oглавлении научных книг. Очень часто
совершенно не умеют им пользоваться, думают, что оно служит только для справок,
на какой странице какая глава. Это глубокая ошибка. Oглавление научной книги
имеет гораздо большее значение. С просмотра его надо начинать чтение книги,
постоянно справляться с ним во время процесса чтення[2],
с его помощью завершать чтение. Oглавление для чтения книги – то же, что план города для ориентировання в
нем. Приехав в большой чужой город, очень полезно познакомиться с его планом,
это знает всякий путешественник. План помогает общей ориентировке в новом месте.
Так же полезно просмотреть оглавление новой книги перед ее чтением. У нас тогда
получится общая картина содержания книги, мы можем получить знание о предмете
незнакомой нам науки. Вoт пример: положим, мы совершенно не знаем биологии, не знаем даже, чем
занимается эта наука. Попадается книжка: «Начатки биологии». Смотрим оглавление:
«Введение. Функции организма. Дифференциация строения и разделение труда в
организме. Пища как источник энергии. Претворение пищи. Выработка органической
пищи. Освобождение энергии и выделение отбросов. Чувствительность животных и
растений. Движение и перемещение. Скелет. Приспособление организмов к окружающей
их среде. Размножение. Борьба за существование и естественный отбор». Если мы внимательно прочтем это оглавление, то уже не будем читать книжку
«вслепую». Будем знать, о чем идет в ней речь, а кстати узнаем, каково
содержание и науки биологии, – по крайней мере каково оно в глазах автора книги. Нужно только заметить, что оглавления составляются очень различно, и надо
научиться пользоваться их особенностями. Отметим здесь, что во многих
оглавлениях указываются только основные В тех случаях, когда оглавление дает и тему главы и перечень ее содержания,
обыкновенно полезнее при предварительном ознакомлении с книгой читать только Некоторые оглавления носят тезисный или полутезисный характер и приближаются
иногда по форме к краткому конспекту. При таких подробных оглавлениях необходимо хорошенько и них разобраться,
разобраться в частях, в отделах книги; отдать себе отчет, в каком отношении
находится данная глава ко всему отделу, ко всей книге. Изучая подробности главы,
не терять из виду связи ее с целым. Само чтение тогда будет рассмотрением,
углублением, разъяснением уже намеченных мыслей. Заключительные строчки книги часто содержат в себе чрезвычайно важные
указания на главную мысль книги, на ее задачи, подводят итог выполненной в ней
работе, иногда содержат резюме основного содержания книги. Нередко все это
выделяется в особую главу – «Заключение». Не посмотреть конец книги при
предварительном ознакомлении с нею – значит сделать, большой промах. Внимательно ознакомиться с предисловием, оглавлением, введением и заключением
книги, при некотором опыте, достаточно, чтобы получить общее впечатление о ее
содержании, составить представление о ее плане, задачах, главной мысли. Не все умеют вообще просматривать книгу: и сравнительно немногие из умеющих
делают это хорошо. Предварительный просмотр книги перед изучением ее –
прекрасная школа просматривания вообще. Когда мы станем потом прорабатывать
книгу, то увидим все недочеты предварительного ее обзора, и это укажет главные
недостатки в нашем способе просматривания. Так что и в этом отношении можно
рекомендовать предварительный присмотр[3]. Если в книге имеются чертежи и рисунки, то ознакомление с ними тоже помогает
предварительному ознакомлению с содержанием книги. Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего,
серьезного чтения ее) три: книга должна быть правильно и отчетливо Все эти три задачи на практике нераздельно слиты одна с другою. Работая над
одной из них, невольно приходится затрагивать остальные. Но то одна из них, то
другая может выдвигаться на первый план. Рассмотрим эти задачи подробнее. Понять книгу часто вовсе не так легко, как кажется. Тут опаснее всего « Ясно, что получится из этого: или бросит книгу, как мартышка очки в
крыловской басне, или же (что совсем плохо) покажется ему, что «понял». В
результате – «каша в голове». Содержание прочитанной книги должно произвести известную работу в нашей
психике, в нашем уме. Если мы просто запомним его, как, например, бывает при
«зазубривании», и оно останется в уме, словно масло на воде, не смешиваясь с
тем, что уже у нас имеется, – то это мертвый капитал, лишнее загромождение
памяти. То, что мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у
нас мыслями, сведениями, эмоциями и т. п., войти в систему их, или «Отработка» содержания бывает в деталях очень различна, в зависимости от
содержания книги, цели читателя, уменья читать и т. д. Но для большинства книг
ее можно свести к двум Первый тип. Содержание книги может быть Так нередко усваиваем мы и содержание хорошей прочитанной книги. Так
усваимаются обыкновенно руководства по различным наукам. Это один тип
«отработки» содержания книги. Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаем содержания книги
истинным. Наоборот. Мы Содержание книги – ее мысли, сведения и т. п. – может только тогда
«отработать» в нашем уме, когда вступит и связь с теми мыслями и сведениями,
которые уже имеются у нас. Мы уже говорили, что сама «работа» книги именно и
состоит в Бывает так, что и сопоставление читаемого с имеющимся у нас уже, и новые
мысли по поводу читаемого приходят попутно, самопроизвольно, без всякою труда с
нашей стороны: это – счастливые, хотя у многих и нередкие «случайности». Ими
ограничиваться нельзя. Полезно и даже необходимо создать привычку сознательного
и намеренного продумывания, – продумывания в настоящем смысле слова. Для этого
первое условиене – не читать без передышек, параграф за параграфом, главу за
главою. Работа продумывания, как и всякая другая, требует времени. Второе
условие – уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.
Остальное зависит от личных свойств читателя, его знаний и т. п. Прочитав интересную мысль, остановиться на ней, «подумать» о ней, о
следствиях, которые она влечет, прислушаться к тем новым мыслям, которые она в
нас, может быть, вызовет, поставить вопрос, верна она или нет, и для решения его
напрячь свои силы, развить, если потребуется, мысль дальше, – вот элементарный
случай продумывания, и надо пользоваться всяким поводом, чтоб упражняться в этом
«искусстве». Мысли, которые приходят нам в голову при чтении – все равно, случайные или
как результат работы, нередко бывают очень ценны для нас. Такие мысли сейчас же
нужно записать на листке (карточке) или в тетрадь, ибо, по свидетельству ряда
мыслителей, обладавших феноменальной памятью, даже «самой прекрасной мысли, если
ее не записать, угрожает опасность быть безвозвратно забытой». О Лейбнице
рассказывают, что он «записывал свои мысли по поводу почти всякой достойной
внимания книги на маленьких листках. Но, написав, он откидывал их в сторону и
больше в них не заглядывал, так как обладал удивительной памятью». Почему же он
все-таки записывал их? Не для того же только. чтобы запомнить? Нет, потому, что
при записи мысли необходимо точно, отчетливо, сжато формулировать ее, а без
этого мысль может мелькнуть вскользь, оставшись неясной. туманной. Тем более нужно приучиться записывать чужие мысли, которые нам могут
пригодиться. Глубокую мысль, важное, интересное для нас сведение, особенно по
нашей специальности и т. п., очень важно сохранить для себя. Для этого нужно или
«ныписать» ее на отдельной карточке, или сделать краткое резюме, сжато изложить
сущность ее, «сделать выдержку». Об этом подробнее далее (§50 и др.). При чтении для самообразования выбираются насколько возможно только лучшие,
выдающиеся произведения, работы выдающихся по уму и учености людей. Возникает
вопрос у некоторых: как же критиковать, такую книгу, когда я только еще учусь? Не бойтесь этого. Без этого нет самодеятельности мысли. Но, поставив вопрос, мы должны решать, его добрсовестно и тщательно работая
над решением, по мере сил; если же не в силах этого сделать, то и оставить,
вопросом. Не решать с «налету». Если нам покажется, что у автора ошибка, то
первым соображением должно быть не «как автор глуп», а «не показалось ли мне,
что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?» Тогда мы примемся за тщательную
проверку, и часто оказывается, что ошиблись-то мы. Например, противоречия у
автора нет, нам это только Надо помнить, что критика – палка о двух концах. Иногда она показывает ошибки
и недостатки книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Смешно наблюдать:
юноша читает книгу выдающегося человека. Тот усиленно работал над вопросом целые
годы, вооруженный всеми нужными знаниями и методами, признан крупным мыслителем.
Юноша и знаний почти не имеет, и над вопросом почти не задумывался, и книгу-то,
собственно, не читает, а «просматривает», но имеет при этом смелость
самоуверенно и с апломбом, иногда несколько свысока, покровительственно
«критиковать» автора. По-хлестаковски: «Ну что брат, Пушкин?» Вот этого надо
избегать. Тут палка целиком падает на критика. Не могу не вспомнить, в связи с этим, свою молодость. В юности я, житель равнин, приехал вперные на Кавказ. Взглянул из станицы, в
которой остановился, на горы: близки, рукой подать. В день дойду смело. Но
опытные люди сказали мне: и в два дня не дойдете. Так и вышло. – Прошел за
Дарьяльское ущелье. Около первой станции крутой склон горы. Дай, думаю,
взберусь! Не высоко, мигом взлечу. Но на четверти подъема я уж подумывал, стоит
ли взбираться, а на половине ухватился за какой-то колючий куст и лежал,
измученный и смятенный. Вниз смотреть с непривычки страшно; почва осыпается под
ногами; а наверху еще круче подъем. Едва потом спустился… Так-то опыт научил
меня, что в горах совсем другие мерки, чем на равнине. Нужно много
поупражняться, чтобы к ним привыкнуть. Там, где дело идет об умственных высотах, оценка – дело еще более трудное.
Чтобы уметь здесь хоть как-нибудь измерять, нужна большая работа. У иного автора
ошибок мало, зато – плоско. Умеренно, порядочно, почтенно, аккуратно, но и
только. У другого ошибок много, но зато и такие сокровища есть, за которые
ничего не пожалеешь. Величие измеряется не ошибками. И вот критика при чтении с проработкой должна заключаться не только в отметке
ошибочного и сомнительного но и в оценке особо выдающихся мест. Чрезвычайно
важно после прочтения и разработки книги и своей критики ее прочесть
основательную критику на нее какого-нибудь крупного специалиста. И тоже с
соответственной проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и
усвоение книги, и мысль, и критические навыки. Ознакомившись предварительно с книгой и получив общее представление о ней, мы
можем приступить к самому чтению ее. Здесь большинству читателей принесет пользу
тот принцип, о котором мы говорили уже: Здесь нужно остановиться на одном пункте из только что сказанного: мы
советуем после предварительного ознакомления с главою разделить ее на главные
части по смыслу и прорабатывать каждую по очереди. При чтении встречаются два
случая. Иногда эту работу приходится делать целиком самим. Иногда автор разделил
главу на параграфы или дал перечень ее содержания в оглавлении или перед текстом
главы: нередко даже указал тему каждого параграфа перед его текстом или на
полях, – так что здесь главная работа проделана уже автором. Иногда эту же роль
играют «программы». При обычном чтении эта работа автора или эти программы оказывают очень
большую помощь тем, кто умеет ими пользоваться, – сохраняют время и труд. Мы
читаем и прорабатываем параграф за параграфом, тему за темой, как они указаны
автором. Иное дело, если мы читаем для самообразования. Здесь каждый повод
поработать головой самому должен быть всемерно использован. И с этой точки
зрения нужно предпочесть книги, где автор предоставляет выделение тем из главы
работе читателя. Таким образом, если автор дает перечень содержания или у нас имеется
какая-нибудь программа, Работа поучительная и небезынтересная. Она учит нас видеть Еще большее значение часто имеет подобное применение так называемых
проверочных вопросов, имеющихся в некоторых учебниках. Можно посоветовать читать
их не раньше как Первое условие – отчетливо понять его. Отчетливо пенять – значит уметь точно
и ясно определить его тему и кратко изложить ответ на нее. Этот «самоэкзамен» –
лучшее средство самоконтроля при чтении. Если мы не умеем дать себе точного и
сжатого ответа, значит – что-то неладно: плохо вникли, плохо поняли. Нужно
попробовать снова. Бывают случаи, что параграфа, несмотря на все усилия, понять
нельзя. Тут или вина автора или следствие недостатка у нас нужных сведений. В
таких случаях лучше всего отметить тему параграфа и страницу на особом листке и
читать далее. При дальнейшем чтении могут встретиться места касающиеся этой же
темы или дающие сведения, нужные для ее понимания. Тогда мы возвращаемся к
непонятному параграфу с новым оружием и часто одолеваем его. тезис – та мысль, которая доказывается;основания, которые приводятся в
поддержку тезиса (аргументы) исвязь между основаниями и тезисом (способ
доказательства, демонстрация), – такая связь, что, приняв основания, мы должны
принять тезис: он из них необходимо вытекает. Если основания неприемлемы для
нас, то и доказательство неубедительно. Коли основания истины, да тезис из них
«не следует», «не вытекает» – тем более неубедительно тогда доказательство
автора. Более подробные сведения о доказательствах можно получить из учебников
логики. От общего впечатления, всегда более или менее неполного, нередко неясного, мы
переходили до сих пор к восприятию частей: от общего впечатления книги к чтению
глав; от общего впечатления глав – к чтению napaграфов. Если читатель
ограничится только этим, он сделает половину дела. Начав чтение, ему нужно идти
одновременно и обратным путем, от частей к целому, «охватывать» целое. Отчетливо
поняв параграф, он должен связать его с другими параграфами главы в одно целое.
Прочитав главу, он должен связать ее с другими главами в отдел, отделы – в целую
книгу. Окончив книгу, он должен «охватить» ее, получить от нее общее, полное и И в этой работе самую важную и самую существенную помощь оказывает конспект
(§ 52—53). Повторим кратко, что необходимо для того, чтобы вполне овладеть книгою, как
единым целым. Для этою нужно: а) постараться в самых кратких словах, точно, по возможности письменно, б) очень полезно после прочтения книги в) если велись попутные конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно
полезно г) если к книге приложен Такое чтение – дело действительно трудное, особенно и первое время, долгое.
Но зато н плоды оно приносит чрезвычайно ценные. Прежде всего книга не только удивительно запоминается; она «отработана»: она
в полном смысле слова усваивается. Содержание становится Та гимнастика мышления, которую приходится выполнять при такой работе, самым
благотворным образом влияет на наши силы, мы умственно растем. Ум
дисциплинируется, расширяется, развивается. Это становится заметно довольно
скоро. Нет лучшей «умственной гимнастики», чем эта при книжном образовании. Кто
умеет втянуться и добросовестно выполнять ее, тому она, в конце концов, начинает
доставлять истинное наслаждение, а вместе с этим и трудное становится легким. После прочтения таким образом (с проработкой) одной книги очень важно и
полезно прочитать, если есть, книгу на ту же тему, но противоположного
направления. При этом можно читать ее, в общем, без особой проработки. Но тe
места, которые именно противоположны прочитанной книге или содержат критику ее
взглядов, нужно читать с полной проработкой. Проработка эта, естественно,
сопровождается здесь другой важной и часто крайне интересной работой: постоянным
сопоставлением взглядов обоих авторов, выяснением различий, оценкой
сравнительной силы доводов в пользу того и другого, взвешиванием возражений и т.
д. Нередко окажется при этом, что мы, за недостатком нужных знаний и по тому
подобным причинам, не можем понять, какой автор прав. Этим не должно смущаться.
Самая постановка вопроса и размышление над ним ecть уже приобретение и важный
шаг к знанию. Кроме того, при добросовестной работе этого рода мы излечиваемся
от узости и пристрастности взглядов, освобождаемся от разного poда «шор»,
затемняющих зрение. Особенно такое чтение важно но вопросам нашей специальности,
по вопросам мировоззрения и т. д. Для многих чрезвычайно плодотворным оказывается Оно полезно, если не нарушает самодеятельности участников, главным образом
когда каждый участник предварительно сам Несомненно одно: взаимообщение будит мысль, соревнование, знакомит с новыми,
часто неожиданными точками зрения, поддерживает интерес к разным вопросам науки,
искусства и жизни. В этом отношении кружок незаменим. Но к чему приведет все это
– обратится ли кружок в действительное средство Если кружок берет какой-нибудь вопрос и участник прорабатывает свой материал
вроде того, как описано выше, а потом уже ведется обсуждение, – Перечитывание играет немалую роль в самообразовании. Как бы тщательно и умело
ни проработал книгу при чтении читатель, но, обращая внимание на одни стороны,
на одни мысли, он не заметил других, тоже часто важных. При повторном же чтении
первые пункты уже будут знакомы, на них сила внимания не будет требоваться в
прежней степени, и потому мы увидим в книге и новое и удивимся иногда, как
прежде этого не заметили. Поэтому Не следует только впадать в крайность и все чтение ограничивать
перечитыванием двух-трех книг. Как бы ни были они хороши, но это походит ни то,
как если б мы решили смотреть на мир только сквозь две-три дырочки в стенке. Указатель книги, оглавление, подчеркивание и отчеркивание, конспект, выписки,
запись своих мыслей, журнал чтения, указатель по вопросу – вот все главное в
этом отношении. О первых двух уже было сказано попутно. Рассмотрим несколько подробнее
остальное. У некоторых читателей система отметок – отчеркиваний и подчеркиваний –
принимает очень сложный характер. Они стараются отметить не только важность
мысли, но и степень ее сравнительной важности. Если мысль подчеркнуть или
отчеркнуть двойной чертой, она более важна, чем подчеркнутая одною черточкой.
При отчеркивании употребляют и тройную черту и «нотабене» (NB). Иногда
применяются вопросительный и восклицательный знаки. Первый обозначает сомнение в
истинности мысли или несогласие с ней; второй имеет обычно характер
положительной ее оценки. При комбинации всех этих знаков, да иногда еще с
прибавлением других, самим читателем придуманных, вырастает очень сложная
система отметок. Если читатель сам не запутывается в ней, то она может принести
свою пользу. Но обыкновенному читателю лучше к этой сложности не прибегать.
Запутаться легко. Только книга больше испачкается. Делать отметки в чужих или библиотечных книгах – вообще признак
бесцеремонности и некультурности. Но если еще при этом читатель пользуется
«сложной системой» – то это грех, которому нет прощения. Лучше всего соответствует этому требованию карточная система. Каждая выписка
делается на отдельной карточке или на отдельном листке бумаги одинакового
формата. Есть разные способы составления таких выписок. Проще всего – и для
целей самообразования вполне достаточен – такой способ. Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской – Пол выпиской – фaмилия автора, название книги, какое издание книги, год и № С карточками очень удобно иметь дело. Их легко подобрать по темам, в любой
момент легко вставить новую карточку, перетасовать, если нужно, по фамилиям
авторов и т. д. Хранить можно в коробках, конвертах – как кому удобнее.
Требуется только одно: аккуратность. По испольэовании их надо сейчас же ставить
на место, не разбрасывать и т. д. Потерянную карточку часто не восстановишь. Кто
за собой не замечает особой аккуратности, тому можно посоветовать прибегнуть к
менее удобному, но более безопасному способу выписок – в тетрадях. Берется
толстая тетрадь, делаются в ней поля. нумеруются страницы н на них делаются
выписки. Число, месяц, год – пишутся в начале каждой выписки или выдержки. На
полях – тема ее. Под выпиской – название автора, сочинения и т. д. Для того, чтобы удобно было пользоваться такой тетрадью и легко находить
нужные выписки, делают в особой тетрадке Не мешает здесь подчеркнуть, что выписки на карточках и в тетрадях – только
вспомогательное средство при чтении, а не цель сама по себе. Иной склонен
обратить это в какое-то коллекционерство, в своего рода «спорт» – гордится своей
«картотекой» выписок и выдержек, увеличивает ее всячески – и совсем не применяет
к делу. Конечно, и это коллекционерство не хуже другого. Но только для ума оно
не даст ровно ничего. Лишняя тpaтa времени и сил. Гораздо опаснее другого рода увлечение карточками. Есть читатели, которые
думают, что такими «картотеками» можно Если наша заметка относится к какой-нибудь цитате или выдержке, сделанной
нами, то лучше всего писать ее на той же карточке, где и цитата, – под цитатой. Многие делают свои заметки на полях книг, около того текста, к которому
относится заметка. Если книги Для того, чтобы написать конспект прочитанной книги, надо: выделить из нее все существенное, основное;связно изложить. Вот два главных
требования. Если мы захотим дать Конспект в целях самообразования пишется несколько иначе, чем простой
конспект обычного типа. Дело в том, что работа над конспектом имеет две стороны. Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного в книге, Это работа часто очень трудная, если ее выполнять как следует, но вместе с
тем незаменимая для дисциплинирования и упражнения нашего ума. Если конспект пишется в целях самообразования, то на эту вторую сторону нужно
налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в
памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На нее не надо жалеть ни
времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного
понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения
ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления.
Конечно для При конспектировании для самообразования нередко приходится выбрать тип При таком свободном конспектировании возникает одно недоразумение: мы как
будто попадаем в так называемый ложный круг. Для того чтобы лучше понять главу,
нужно ее конспектировать. Но хорошо конспектировать ее можно, только прочитав и
хорошо поняв всю книгу. Что казалось существенным в первой главе – часто отходит
на второй план, когда мы ознакомимся со всей книгой, и наоборот. Для того чтобы
оттенить в конспекте главы то, что важно для связи с последующими главами,
нужно, конечно, хорошо узнать их содержание и т. д. Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать Такой журнал может иметь самую разнообразную форму: иногда так называют Для обычного читателя лучше вести журнал чтения в тетрадях за номерами и с
нумерованными страницами. Для очень аккуратного – удобнее журнал на отдельных
листках, тоже, конечно, занумерованных. Указатель, собственно, имеет цели, не связанные с какими-либо особенностями
чтения. Интересуясь каким-либо вопросом, например по своей специальности, мы
заводим особую тетрадь или (еще лучше) листки, куда в алфавитном порядке
вносятся Общие: Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать
цели чтения.При чтении для образования: Помни, что чтение – одна из самых
важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание». Хотя
одну из читаемых тобою книг читай с проработкой. Не жалей на это чтение ни
времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение. Неослабно
борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги. Добивайся, чтобы
каждое место книги было совершенно и отчетливо понято. Не пропускай ничего без
очень серьезных причин. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы,
чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего. Где надо –
заставляй воображение работать «вовсю». Хочешь хорошо читать с проработкой –
читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки. Научись пользоваться
оглавлением. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» –
возвращайся к прочитанному (§41). Прежде старайся хорошо понять, а потом
критикуй. Чужую критику на книгу читай после книги. Прочитав книгу, уясни
сущность ее и запиши в кратких словах. О выборе книг для самообразования: 17. Читай хотя бы немного, но основательно. 18. Читай необходимое, хотя бы неинтересное. 19. Читай самое лучшее, что можно достать. 20. Читай не слишком легкое, не слишком трудное. 21. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету
специалиста). Некоторые заглавия книг таковы, что, прежде чем сриступить к чтению, следует
самому подумать над вопросом, который поставлен в заглавии. Например, прочитав
заглавие «В чем счастье», очень полезно задуматься самостоятельно над этим
вопросом и выяснить, в чем, по нашему мнению, состоит счастье. Это дает
соответствующее направление мозгу, мобилизует наши знания и жизненный опыт, дает
точку опоры при оценке мыслей и доводов автора, позволяет более самостоятельно
отнестись к ним, наконец, повышает интерес. Для более удобного достижения этой цели в некоторых книгах перед каждой новой
главой мелким шрифтом печатается перечень ее содержания, потом входящий в
оглавление. Многие книги нам приходится только просматривать; да некоторые из них и не
стоят полного чтения. Но и в этом случае полезно начинать с обзора, то есть с
чтения предисловия, введения, особенно конца его, и заключительных строк книги,
ознакомиться с оглавлением, а затем уже перелистывать и просматривать самую
книгу.
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |