ELLEN G. WHITE
The Story of
PATRIARCHS AND PROPHETS
ЕЛЕНА УАЙТ
ПАТРИАРХИ И ПРОРОКИ
Книга “Патриархи и
пророки” — первая из серии “Конфликт веков” — описывает историю
Великой борьбы между добром и злом от возникновения зла на небе, его
проникновения на землю до правления великого израильского царя
Давида.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.
Почему был допущен грех
Глава 2.
Творение
Глава 3.
Искушение и падение
Глава 4.
План искупления
Глава 5.
Испытание Каина и Авеля
Глава 6.
Сиф и Енох
Глава 7.
Потоп
Глава 8.
После потопа
Глава 9.
Буквальная неделя
Глава 10.
Вавилонская башня
Глава 11.
Призвание Авраама
Глава 12.
Авраам в Ханаане
Глава 15.
Испытание веры
Глава 14.
Гибель Содома
Глава 15.
Женитьба Иссака
Глава 16.
Иаков и Исав
Глава 17.
Бегство и скитания Иакова
Глава 18.
Ночь борьбы
Глава 19.
Возвращение Иакова вХанаан
Глава 20.
Иосиф в Египте
Глава 21.
Иосиф и его братья
Глава 22.
Моисей
Глава 23.
Египетские язвы
Глава 24.
Пасха
Глава 25.
Исход
Глава 26.
От Красного моря к Синаю
Глава 27.
Закон, данный Израилю
Глава 28.
Идолопоклонство у Синая
Глава 29.
Вражда Сатаны против
Закона.
Глава 30.
Скиния и служение в ней
Глава 31.
Грех Надава и Авиуда
Глава 32.
Законы и заветы
Глава 33.
От Синая к Кадесу
Глава 34
Двенадцать соглядатаев
Глава 35.
Восстание Корея
Глава 36.
В пустыне
Глава 37.
Удар по скале
Глава 38.
Путешествие вокруг Едома
Глава 39.
Завоевание Васана
Глава 40.
Валаам
Глава 41.
Отступничество при Иордане
Глава 42.
Повторение закона
Глава 43.
Смерть Моисея
Глава 44.
Переход через Иордан
Глава 45.
Падение Иерехона
Глава 46.
Благословления и проклятия
Глава 47.
Союз с Гаваонитянами
Глава 48.
Раздел Ханаана
Глава 49.
Последние слова Иисуса
Глава 50.
Десятина и дары
Глава 51.
Забота Божья о бедных
Глава 52.
Ежегодные праздники
Глава 53.
Первые судьи
Глава 54.
Самсон
Глава 55.
Отрок Самуил
Глава 56.
Илий и его сыновья
Глава 57.
Взятие ковчега Филистимлянами
Глава 58.
Школы пророков
Глава 59.
Первый царь Израиля
Глава 60.
Самонадеянность Саула
Глава 61.
Отвержение Саула
Глава 62.
Помазание Давида
Глава 63.
Давид и Голиаф
Глава 64.
Давид-изгнанник
Глава 65.
Великодушие Давида
Глава 66.
Смерть Саула
Глава 67.
Древний и современный спиритизм
Глава 68.
Давид в Секелаге
Глава 69.
Призвание Давида на Царство
Глава 70.
Царствование Давида
Глава 71.
Грех Давида и его покаяние
Глава 72.
Восстание Авессалома
Глава 73.
Последние годы жизни Давида
Глава 1
ПОЧЕМУ БЫЛ ДОПУЩЕН ГРЕХ
“Бог есть любовь” (I Ин. 4:16).
Его сущностью, Его законом является любовь. Так было всегда и так
будет вечно. “Высокий и Превознесенный, вечно Живущий”, Чьи “пути...
вечные”, не изменяется, ибо в Нем нет “изменения и ни тени перемены”
(Ис. 51:15; Лев. 3:6; Иак. 1:17).
Всякое проявление Его творческой силы
является выражением безграничной любви. Владычество Божье содержит в
себе полноту благословений для всех сотворенных существ. Псалмопевец
говорит:
“Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя,
высока десница Твоя! Правосудие и правота — основание престола
Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ,
знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи; О
имени Твоем радуются весь день, и правдою Твоею возносятся. Ибо Ты
украшение силы их... От Господа — щит наш, и от Святого Израилева —
царь наш”.
(Пс. 88:14—19)
История великой борьбы между добром и
злом, начиная с того времени, как она разгорелась на Небе, и до
окончательного подавления восстания и полного искоренения греха,
также является свидетельством Божьей неизменной любви.
Владыка Вселенной не был одинок в
Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и
мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным
существам. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог. Оно было в начале у Бога” (Ин. 1:1, 2). Христос, Слово,
единородный Божий, един с Вечным Отцом — един в природе, характере и
намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи.
“И нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец
вечности. Князь мира” (Ис. 9:6). Его происхождение “из
начала, от дней вечных” (Мих.5:2). Сын Божий говорит о Себе,
как о Божьей премудрости: “Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони... когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день,
веселясь пред лицем Его во все время” (Притч. 8:22—30).
Через Сына Своего Отец создал все
небесные существа. “Ибо Им создано все... престолы ли, господства
ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано” (Кол.
1:16). Ангелы — служебные духи Божьи, окруженные сияющим светом,
исходящим от присутствия Господа, спешат на быстрых крыльях
исполнить Его волю. А повелевает ими — Сын, Помазанник Божий,
“будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы
Своей” (Евр. 1:3). “Престол славы, возвышенный от
начала”, был местом Его святилища (Иер. 17:12); “жезл
правоты” был жезлом царствия Его (Евр. 1:8). “Слава и величие
пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его” (Пс. 95:6).
“Милость и истина предходят пред лицем” (Пс. 88:15).
Правление Божье зиждется на законе
любви, поэтому счастье всех разумных существ зависит от полного
согласия с великим принципом справедливости. Бог желает, чтобы все
сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение
было обусловлено пониманием Его сущности. Он не испытывает никакой
радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена
свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему.
До тех пор, пока все сотворенные
существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной
царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило
радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его
имени они находили высшее удовольствие. И поскольку Бога они любили
превыше всего, то и друг к другу относились с искренним дружелюбием
и бескорыстием. Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии.
Но настала перемена в этом счастливом царстве. Некто злоупотребил
свободой, дарованной Богом всем существам, и восстал. Грех зародился
в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто
обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей.
Люцифер, “сын зари”, “святой и непорочный”, был первым среди
осеняющих херувимов. Он находился рядом с великим Творцом, и
непреходящие лучи славы, окружающие вечного Бога, озаряли его. “Так
говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и
венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были
украшены всякими драгоценными камнями... Ты был помазанным
херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой
горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях
твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония”
(Иез. 28:12—15).
Постепенно Люцифер взрастил в себе
стремление к самовозвышению. В Писании сказано: “От красоты твоей
возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость
твою” (Иез. 28:17). “Говорил в сердце своем: "...выше звезд
Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему"” (Ис.
14:13, 14). Несмотря на то, что слава, окружающая его, исходила
от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на нее как на
собственную. Недовольный своим положением, хотя он и был возвеличен
превыше всех небожителей, Люцифер осмелился добиваться славы,
подобающей только единому Творцу. Вместо того чтобы направлять
внимание, любовь и верность всех небесных существ к Богу, он
стремился заставить их преданно служить себе. Желая славы, которой
Безграничный Господь окружил Своего Сына, этот князь ангелов
домогался власти, принадлежащей только Христу.
Таким образом было нарушено совершенное
согласие, царившее на Небе. Склонность Лтоцифера превозносить себя,
а не своего Создателя встревожила небожителей, которые считали, что
наивысшей славы достоин лишь Бог. В небесном совете ангелы умоляли
Люцифера смириться. Сын Божий представил ему величие, доброту и
справедливость Творца, священную и неизменную природу Его закона.
Сам Бог установил порядок на небесах — отступив от него, Люцифер
обесчестил бы своего Творца и обрек себя на погибель. Но это
предостережение, исполненное безграничной любви и сострадания, лишь
еще больше ожесточило его. Люцифер позволил возобладать в себе
чувству зависти ко Христу и стал действовать все более решительно.
Князь ангелов собирался оспорить верховную
власть Сына Божьего, чтобы таким образом подвергнуть сомнению
мудрость и любовь Божью. Для осуществления этого плана требовалось
сосредоточить всю силу его незаурядного ума, который позволял ему
занимать среди воинства Божьего одно из самых первых мест после
Христа. Но Тот, Кто всем сотворенным Им существам дал свободу воли,
не оставил без помощи ни одну душу в сетях мнимой справедливости,
которой мятежник стремился оправдать себя. Прежде чем начнется
великая борьба, всем предстояло получить ясное представление о воле
Господа, Чья мудрость и доброта являлись источником всей их радости.
Царь Вселенной собрал все небесные
воинства, чтобы в их присутствии подтвердить положение Сына и
показать Свое отношение ко всем сотворенным существам. Сын Божий
вместе с Отцом взошел на трон, и вокруг них засияла слава Вечного и
Сущего, Имеющего жизнь в Самом Себе. Перед троном собрались
бесчисленные множества святых ангелов, “тьмы тем и тысячи тысяч”
(Откр. 5:11), ангелы, занимающие самое высокое положение как
служители и подданные, ликовали в сиянии света, исходящего от
присутствия Господа. Перед всеми собравшимися небожителями Царь
Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, Единородного от Отца, не
может быть вполне посвящен в Его намерения и что Ему надлежит
исполнить великие замыслы Господа. Сын Божий исполнил волю Отца при
сотворении всех небесных воинств, и теперь они должны, благоговея,
служить Ему, равно как и Богу. Христос, как и прежде, должен был
проявить Божественную силу для созидания земли и ее жителей. Но Он
не искал власти или самовозвышения вопреки плану Божьему, но славы
Отцу и того, чтобы осуществить Его намерения, полные милосердия и
любви.
Ангелы с радостью признали верховную
власть Христа и пали пред Ним, преисполненные любви и обожания.
Люцифер также склонился вместе с ними, но в его сердце происходила
необычайно яростная борьба. Истина, справедливость и верность
боролись с завистью и ревностью. Казалось, что под влиянием святых
ангелов он на какое-то время поддался всеобщему настроению. Когда
раздались мелодичные звуки хвалебных гимнов, подхваченных тысячами
радостных голосов, зависть, терзавшая Люцифера, как будто бы
исчезла, невыразимая любовь охватила все его существо; его душа
влилась в поток преданной любви всех безгрешных небожителей к Отцу и
Сыну. Но вот сердце его снова наполнилось гордыней от окружающей его
славы. Возродилось стремление быть выше всех других, и зависть ко
Христу вспыхнула с еще большей силой. Люцифер не оценил тех высоких
почестей, которых он был удостоен как особых даров Божьих, и поэтому
не испытывал никакой благодарности к своему Творцу. Обольщенный
своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, он
страстно желал стать равным Богу. Его любило и почитало небесное
воинство, ангелы с радостью исполняли его приказания. Он был облечен
мудростью и славой больше, чем кто бы то ни было. Но все же Сын
Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его. Христос
участвовал в советах Своего Отца, в то время как Люциферу не были
открыты замыслы Божьи. “Почему, спрашивал этот могущественный ангел,
— Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают
больше, чем меня?”
Немедленно, покинув место присутствия
Божьего, Люцифер устремился возбуждать дух недовольства среди
ангелов. Он действовал с поразительной скрытностью, и некоторое
время ему удавалось сохранять в тайне истинную цель своей
деятельности под видом благоговения к Богу. Незаметно старался он
вызвать недоверие к законам, управлявшим небесными существами,
мельком упоминая, что законы, может быть, и необходимы для
обитателей миров, но ангелы, будучи более высокоорганизованными
существами, не нуждаются в подобных ограничениях, ибо могут
руководствоваться во всех своих действиях собственной мудростью. Он
убеждал их, что такие существа, как они, не могут обесчестить Бога,
ибо их мысли святы, и им согрешить так же невозможно, как и Самому
Богу. Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как
несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его
утверждению, также имел право на поклонение и честь. Он давал понять
им, что если бы князю ангелов удалось добиться надлежащего ему
высокого положения, тогда он смог бы сделать очень многое для
небесного воинства, ибо его цель — свобода для всех. Но теперь
наступал конец даже той свободе, которой они пользовались прежде,
ибо над ними поставили всемогущего властелина, перед авторитетом
которого должен был преклоняться каждый. Вот каким тонким обманом
Люцифер добивался успеха в небесных обителях.
Положение Христа от начала оставалось
неизменным. И только зависть Люцифера, кривотолки, распространяемые
им, его желание быть равным Христу вызвали необходимость разъяснить
всем небожителям истинное положение Сына Божьего. Но тем не менее
многие из ангелов были ослеплены коварством Люцифера.
Пользуясь беззаветной преданностью и
доверием любящих святых существ, находящихся в его распоряжении,
Люцифер так искусно сеял среди них недоверие и недовольство, что
истинная цель его оставалась неразгаданной. Люцифер представлял
Божьи замыслы в ложном свете, неправильно истолковывая и извращая
их, возбуждая разногласия и недовольство. Искусно выведывал он у
окружающих их мысли и потом, при удобном случае, использовал эти
сведения, чтобы доказать, будто и ангелы не вполне согласны с
правлением Бога. Уверяя, что он полностью послушен воле Божьей, он
настаивал на изменениях устава и законов Неба, якобы необходимых для
упрочения Божественного правления. Возбуждая ненависть к Закону
Божьему и мало-помалу. заражая своим недовольством подчиненных
ангелов, Люцифер делал вид, что старается подавить всякий протест и
примирить возмущающихся ангелов с уставом Неба. Тайно раздувая дух
несогласия и мятежа, он в то же время с непревзойденным искусством
убеждал окружающих в том, что его единственная цель — быть верным,
сохраняя согласие и мир.
Взлелеянный таким образом дух
недовольства совершил свое губительное действие. Еще не было ни
одного случая открытого восстания, но разногласия незаметно росли
среди ангелов. Нашлись и такие, кто с благосклонностью прислушивался
к нашептываниям Люцифера против правления Божьего. И хотя прежде они
были совершенно согласны с порядком, который установил на небесах
Господь, теперь, будучи недовольны, мучились при мысли о том, что не
могут проникнуть в тайны Его неисследимых путей; им не нравилось и
то, что Бог так возвеличил Христа. Теперь они были готовы поддержать
и следующее требование Люцифера — стать равным Сыну Божьему. Но
ангелы, которые оставались верны и преданны, защищали мудрость и
справедливые принципы правления Божьего. Они старались примирить
этих непокорных существ с волей Всевышнего. Христос — Сын Божий. Он
был един с Богом прежде сотворения ангелов и всегда находился
одесную Отца. Его верховная власть, преисполненная благословений
всем, находящимся под Его милостивым покровительством, прежде
никогда не оспаривалась. До сего времени гармония Неба не нарушалась
ничем. Почему же теперь возникло разногласие? Ангелы, которые
оставались непоколебимы, предвидели ужасные последствия возникших
несогласий и горячо советовали возмутившимся ангелам оставить свои
намерения и преданно служить Богу.
С великим состраданием, присущим Ему,
Бог долго терпел поступки Люцифера. Дух несогласия и недовольства
никогда раньше не проявлялся на Небе. Это было нечто новое —
странное, необъяснимое, таинственное. Вначале и сам Люцифер не
понимал подлинной природы своих чувств; некоторое время он опасался
высказывать свое мнение и мысли, однако не приложил усилия к тому,
чтобы избавиться от мучивших его душу сомнений и противоречий. Он не
предвидел, к чему это приведет. Чтобы убедить Люцифера в его
заблуждении, было сделано все, на что только способны бесконечная
любовь и мудрость. Беспричинность его недовольства, последствия его
возмущения — все это было открыто ему. Люцифер понял, что он не
прав. Он видел, что “праведен Господь во всех путях Своих и благ во
всех делах Своих” (Пс. 144:17), что Божественные уставы справедливы
и что он должен признать это перед всем Небом. Поступи Люцифер так,
он спас бы себя и многих ангелов. В то время он еще не отвернулся
полностью от Бога. Уже не будучи, как прежде, осеняющим херувимом,
он снова был бы восстановлен в своих прежних правах, если бы пожелал
возвратиться к Отцу, признав мудрость Создателя и выказав готовность
занять место, указанное ему Богом. Настал решительный момент: он
должен был или вполне подчиниться Божественной власти, или открыто
вступить в борьбу. Некоторое время он колебался и готов уже был
вернуться к своему Творцу, но гордость не позволила ему сделать это.
Признать перед всеми свою вину, назвать свои измышления ложными и
всецело подчиниться власти, несправедливость которой он пытался
доказать,— все это было, по его мнению, слишком великой жертвой для
того, кто прежде занимал такое высокое положение.
С глубоким состраданием милосердный
Творец пытался спасти Люцифера и его приверженцев из бездны греха,
куда они были готовы упасть. Но Его сострадание было ложно
истолковано. Люцифер расценивал долготерпение Божье как
доказательство собственного превосходства, как знак того, что все же
настанет время, когда Царь Вселенной согласится с его требованиями.
Он пытался убедить ангелов, что если они будут тверды в своей
приверженности ему, то добьются желаемого. Люцифер, упорно отстаивая
свои позиции, вступил теперь в открытую борьбу с Творцом. Вот как
получилось, что Люцифер “осеняющий херувим”, причастник Божьей
славы, страж Его трона, по причине греха стал сатаной, “противником”
Господа и святых ангелов, губителем тех, кто ему подчинялся.
С презрением отвергнув доказательства
и просьбы верных Богу ангелов, Люцифер объявил их обманутыми рабами.
Предпочтение, выраженное Христу, он назвал несправедливостью как по
отношению к нему, так и по отношению ко всем обитателям Неба, и
заявил, что не намерен более сносить попрание их и своих прав,
утверждая, что никогда не признает верховную власть Христа. Он с
решительностью заявил, что эта слава должна принадлежать ему, и
призвал всех желающих объединиться под его началом. Тем, кто
присоединится к нему, он пообещал новое и лучшее правление, при
котором всякий будет наслаждаться свободой. Великое множество
ангелов выразило намерение последовать за ним. Польщенный
воодушевлением, с которым были приняты его призывы, он надеялся
привлечь на свою сторону всех ангелов, чтобы уподобиться Самому Богу
и властвовать над всеми небожителями.
Но и тогда верные ангелы уговаривали
Люцифера и его приверженцев подчиниться Богу; они говорили о тех
роковых последствиях, которые станут результатом непослушания. Они
убеждали, что для Создателя не составляет никакой трудности сломить
их дерзкое упорство и наказать достойным образом. Ни -один ангел не
мог оставаться безнаказанным в случае неповиновения Закону Божьему,
который свят так же, как и Сам Бог. Они умоляли ангелов не
прислушиваться к лживым доказательствам Люцифера. Они уговаривали
его немедленно пойти вместе со своими приверженцами к Богу и
раскаяться перед Ним в своих заблуждениях и дерзкой смелости,
толкнувшей их подвергнуть сомнению Божественную мудрость и власть.
Многие были склонны внять этим
увещаниям, покаяться в своей вине и вновь обрести благоволение Отца
и Сына. Но Люцифер предпринял еще один коварный план. Великий
смутьян заявил, что ангелы, разделяющие его воззрения, слишком
запятнали себя, чтобы вернуться назад, и, опираясь на свой авторитет
в области познания Закона Божьего, утверждал, что Бог никогда не
сможет простить их. Он заявил, что все, желающие подчиниться
авторитету Неба, будут лишены своего сана и почестей. Что касается
его, то он никогда больше не признает верховной власти Христа.
Единственное, что осталось ему и его сторонникам, говорил он,— это
защищать свою свободу и всеми силами отстаивать свои права, которых
им не желали предоставить мирным образом.
Действительно, сатане было уже слишком
поздно думать о покаянии, но с соблазненными им ангелами дело
обстояло иначе. Сочувствие и горячие просьбы непадших ангелов
открыли дверь надежды для заблудших. И если бы они вняли голосу
предостережения, то смогли бы порвать цепи сатаны, опутавшие их. Но
гордость, покорность своему повелителю, страстное желание
неограниченной свободы настолько овладели ими, что они не услышали
умолявший их голос Божественной любви и сострадания.
Бог разрешил сатане действовать до тех
пор, пока дух недовольства не перерос в открытый бунт. Это было
необходимо, чтобы его намерения и планы проявились в полной мере,
чтобы их истинная природа и направленность обнаружились перед всеми.
Люцифср, помазанный херувим, занимал высокое положение, он был
горячо любим всеми небожителями и имел на них сильное влияние. Божье
правление распространялось не только на жителей Неба, но и на все
сотворенные Им миры. И Люцифер надеялся, что, поскольку ему удалось
увлечь за собой небесных ангелов, он сможет покорить себе и все
остальные миры. Весьма искусно он действовал в этой борьбе, не
пренебрегая никаким средством для достижения своей цели. Его
способность обольщать была очень велика. Облекшись в мантию
лжеправедности, он, казалось, на какое-то время достиг успеха. Все
его действия были настолько замаскированы, что ангелы вначале не
могли понять подлинной их сути. Бунтовщик настолько осторожно
осуществлял свои намерения, что, только став реальностью, они могли
разоблачить его. Даже преданные воле Божьей ангелы не могли вполне
разобраться, к чему же ведут его поступки.
Вначале Люцифер так искусно плел сети
обольщения, что не вызывал никаких подозрений. Ангелов, которых ему
не удавалось склонить на свою сторону, он обвинял в равнодушии к
интересам небожителей. Всевозможными уловками сатана пытался посеять
недоумение относительно намерений Божьих. Самые простые вещи он
облекал покровом таинственности и ловко заставлял сомневаться в
неоспоримости уставов Иеговы. Конечно, большое значение имело его
высокое положение в небесных обителях.
В этой борьбе Господь мог использовать
только такие средства, которые отвечали истине и справедливости, а
сатана применял методы, недопустимые для Бога, а именно лесть и
обман. Сатана прилагал все усилия к тому, чтобы извращать Слово
Божье и ложно истолковывать небесную систему правления, заявляя, что
Бог несправедливо навязал Свои законы ангелам, что, требуя
послушания и покорности от сотворенных Им существ. Он ищет только
самовозвышения. Поэтому все небожители и обитатели других миров
должны были убедиться в том, что сатана лжет, что Божье правление
основано на справедливых принципах и что закон Его совершенен.
Сатана же пытался изобразить свою кровную заинтересованность в
благополучии Вселенной. Поэтому истинный характер узурпатора и его
подлинные намерения должны были открыться перед всеми. Необходимо
было время, чтобы его злые деяния сами изобличили его.
В смуте, вызванной сатаной на Небе, он
обвинял Бога и принципы Его правления. Все зло, утверждал он,
явилось следствием несовершенства Божественной власти. Поскольку
Люцифер заявил, что его единственное желание — улучшить уставы
Иеговы, Бог допустил, чтобы была раскрыта подлинная суть его
требований и предполагаемых изменений в Божественном законе. Осудить
сатану должны были его действия. В самом начале борьбы сатана уверял
в своей непричастности к восстанию. Поэтому вся Вселенная должна
была увидеть разоблаченного обманщика.
Даже тогда, когда он был низвергнут с
Неба, Безграничная Мудрость не уничтожила его. Поскольку Бог может
принять только служение, основанное на любви, преданность Ему
сотворенных Им существ должна исходить из убежденности в
Божественной справедливости и любви. Если бы Бог сразу уничтожил
сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи
готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы
не понять справедливости Божьей. В таком случае они служили бы Богу
не из чувства любви, но из страха. Подобными методами нельзя было
уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Во имя
благополучия всей Вселенной и других миров Бог предоставил сатане
возможность полностью осуществить свои планы, чтобы его обвинения
против Божественной формы правления обнаружились перед всем Небом,
чтобы справедливость и милость Божья и непреложность Его закона
никогда не подвергались более никакому сомнению.
Восстание, поднятое сатаной на Небе,
должно было послужить уроком для всей Вселенной на все грядущие
века, явиться вечным свидетельством подлинной природы греха и его
ужасных последствий. Результаты господства сатаны и его влияния как
на людей, так и на ангелов должны были показать те губительные
плоды, которые принесло бы устранение Божественной власти. Это
должно было свидетельствовать о том, что благополучие всех
сотворенных Им существ обеспечивается Божьим правлением. Таким
образом, ужасному восстанию на Небе предстояло служить вечным
предостережением для всех святых существ, ограждающим их от
соблазна, от совершения греха и от возмездия за него.
Только Тот, Кто управляет всей
Вселенной, знает конец от начала, перед Ним все тайны прошлого и
будущего — словно раскрытая книга; Он, невзирая на горе, мрак и
разрушения, причиненные грехом, видит осуществление Своих целей
любви и благословения. Хотя “облако и мрак окрест Его”, но “правда и
суд — основание престола Его” (Пс. 96.2). Придет день, когда
жители всей Вселенной, падшие и непадшие, поймут это. “Совершенны
дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в
Нем; Он праведен и истинен” (Втор. 32:4).
Глава 2
ТВОРЕНИЕ
Эта
глава основана на Книге Бытие 1 и 2 гл.
“Словом Господа сотворены небеса, и
духом уст Его — все воинство их”. “Ибо Он сказал, — и сделалось. Он
повелел, — и явилось” (Пс. 32:6, 9). “Ты поставил землю на
твердых основах: не поколеблется она во веки и веки” (Пс. 103:5).
Когда земля вышла из рук Творца, она
была необычайно красива. Ее украшали горы, холмы и равнины, спокойно
текущие реки, чудесные озера; горы не устрашали своей неприступной
крутизной и жуткими безднами, как в наши дни. Остроконечные
скалистые выступы покоились под слоем плодородной почвы, покрытой
роскошной растительностью. Не было ни отвратительных болот, ни
бесплодных пустынь, но пышные кустарники и нежные цветы повсюду
ласкали взор. Деревья, намного более величественные, чем в наши дни,
украшали вершины холмов. Воздух, не зараженный вредными испарениями,
был чист и здоров. Сады самых великолепных дворцов меркнут в
сравнении с красотой первозданной земли. Небесные воинства с
восхищением рассматривали картину прекрасных дел Божьих.
После того как сотворенная земля с
многочисленными животными и богатой растительностью была
приготовлена для человека, венец творения Божьего вступил в свои
владения. Ему была отдана власть над всей землей, ибо Бог сказал:
“Сотворим человека по образу Нашему,
по подобию Нашему; и да владычествуют они над... всею землею... И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их”. Здесь ясно говорится о
происхождении человеческого рода. Господь известил об этом так
отчетливо, что исключены возможные ошибочные умозаключения. Бог
сотворил человека по образу Своему. В этом нет ничего непостижимого.
Нет никакого .основания предполагать, что человек является
результатом эволюции, плодом постепенного развития низших форм
животного или растительного мира. Такая теория низводит великую
работу Творца до уровня ограниченных человеческих представлений.
Люди так упорны в своем стремлении лишить Бога верховной власти над
Вселенной, что унизили человека, обманом отняв у него благородство
его происхождения. Тот, Кто сотворил звездные миры в вышине, искусно
украсил поля цветами. Кто наполнил небо и землю чудесными знаками
Своего могущества, разве не мог, решив увенчать Свои славные деяния
и поставить властелина над всей землей, создать существо, достойное
руки, дающей ему жизнь? Родословная человеческого рода, как
указывает на это Слово Божье, восходит не к классу развивающихся
зародышей, моллюсков и четвероногих, но к Великому Творцу. Адам был
“сыном Божьим”, несмотря на то, что его сотворили из праха земного.
Как представителю Бога ему предназначено
было властвовать над низшими существами, которые не могли постичь и
признать власти Господа, но которые были наделены способностью
любить человека и служить ему. Псалмопевец говорит: “Поставил его
владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и
волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все
преходящее морскими стезями” (Пс. 8:7—9).
Человек должен уподобляться Богу и внешне,
и своим характером. Хотя только один Христос является “образом
ипостаси Его” (Евр. 1:3), но человек был сотворен по подобию
Бога. Первоначально его природа находилась в гармонии с волей
Божьей, разум был способен постигать Божественные истины, его
чувства были чисты, а страсти и вожделения подчинялись разуму.
Человек был свят и счастлив тем, что носил образ Божий и жил в
совершенном послушании Его воле.
Сотворенный Богом человек обладал
величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо,
отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам
был намного выше современных жителей земли. Ева — чуть ниже Адама,
но статна и прекрасна. Безгрешная чета не носила никаких
искусственных одежд; подобно ангелам, они были одеты в сияние света
и славы. И пока они жили в повиновении воле Божьей, эти одежды света
оставались на них.
Сотворив Адама, Бог провел перед ним
всех животных, чтобы каждому из них он дал имя. Адам видел, что
каждый имел друга, подобного себе, но среди них “для человека не
нашлось помощника”. Среди всех сотворенных Богом существ на земле не
существовало никого, равного человеку. И Бог сказал: “Не хорошо быть
человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”.
Уделом человека не должно быть одиночество. Ни чарующие пейзажи
Едема, ни доставляющая радость работа в саду не могли сделать
человека вполне счастливым без спутника жизни. Даже общение с
ангелами не могло бы удовлетворить потребность человеческой души в
сочувствии и дружбе. Среди окружавших его созданий не было существа,
подобного ему, которое любило бы его и кому бы он мог дарить свою
любовь.
Сам Бог дал Адаму друга жизни,
“соответственного ему”, друга, достойного его дружбы, любви и
симпатии. Еву сотворили из ребра, взятого у Адама. Это означало, что
она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но как
равная ему имеет право на его любовь и защиту. Часть его самого,
кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым “я”.
Это говорило о том, насколько тесной и нежной должна быть связь
между ними. “Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но
питает и греет ее...” (Еф. 5:29). “Потому оставит человек
отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна
плоть” (Быт. 2:24).
Бог благословил первый брак. Таким
образом, семейный очаг также создан Творцом Вселенной. Брак почетен,
он является одним из первых даров, преподнесенных человеку Богом. Он
был одним из тех двух установлении, которые Адам вынес за врата рая
после падения. Когда в браке руководствуются Божественными
принципами и повинуются им, тогда он служит благословением и
помогает беречь нравственную чистоту и счастье человеческого рода.
Такой брак удовлетворяет общественные запросы и возвышает человека
во всех отношениях.
“И насадил Господь Бог рай в Едеме на
востоке; и поместил там человека, которого создал”. Все, созданное
Богом, являло собой совершенство красоты, и ничто, казалось, не было
забыто для счастья святой четы, но Творец дал им еще одно
доказательство Своей любви, создав рай, который должен был стать их
домом. В этом саду росли различные деревья, гнувшиеся под тяжестью
изумительных душистых плодов, с великолепных виноградных лоз свисали
тяжелые гроздья соблазнительных ягод, переливающихся всевозможными
оттенками. Из ветвей, покрытых роскошной листвой и плодами, Адам и
Ева сделали для себя жилище. Повсюду благоухали чудесные цветы.
Посреди рая стояло дерево жизни, затмевающее своей красотой все
деревья сада. Золотисто-серебряные плоды его давали силу долголетия.
Творческая работа была окончена. “Так
совершены небо и земля и все воинство их”. “И увидел Бог все, что Он
создал, и вот, хорошо весьма”. На земле пышно цвел Едемский сад.
Адам и Ева имели свободный доступ к дереву жизни. Ни одно пятно
греха или тень смерти не омрачали прекрасное творение Божье. “При
общем ликовании утренних звезд... все сыны Божий восклицали от
радости” (Иов. 38:7).
Великий Иегова положил основание
земли, облек весь мир красотой и наполнил его всем полезным для
человека. Все чудеса земли и моря сотворены Им. В шесть дней была
завершена великая творческая работа. Бог “почил в день седьмый от
всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и
освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил
и созидал”. С великим удовлетворением Бог созерцал дела рук Своих.
Все было совершенно, достойно рук своего Божественного Создателя, и
Он отдыхал не потому, что испытывал усталость, но потому, что
наслаждался плодами Своей мудрости, доброты и откровения славы
Своей.
После того, как Бог насладился покоем
в седьмой день. Он освятил его и выделил как день отдыха для
человека. Следуя примеру Творца, человек должен пребывать в покое в
этот священный день, чтобы, любуясь небесами и землей, размышлять о
великих деяниях Творца, чтобы его сердце, видя доказательства
Божественной мудрости и доброты, наполнялось бы любовью и
благоговением к своему Создателю.
Благословляя седьмой день. Бог тем
самым установил в Едеме памятник Своей творческой работе. Суббота
была дана Адаму — отцу и представителю всей человеческой семьи.
Соблюдением субботы потомки Адама должны были выражать свою
благодарность и признательность Богу — как своему Творцу и истинному
Повелителю за то, что Он создал их, подданных Своего царства. Так
было увековечено это установление и передано всему человечеству,
предельно ясное и предназначенное для всех народов.
Бог видел, что и в раю суббота была
необходима для человека. Он нуждался в дне отдыха, в который бы
покоился от всех своих работ и трудов, свободно размышляя о делах
Господа, о Его силе и доброте. Человек нуждался в субботе как в дне,
который напоминал бы ему о Боге, пробуждая чувство признательности
за все благодеяния, ниспосылаемые Творцом.
Выделяя субботу как день отдыха. Бог
желал, чтобы в этот день человек был сосредоточен на созерцании Его
творческих дел. Природа обращается к сознанию людей, говоря о Боге
живом. Творце и Всемогущем Владыке. “Небеса проповедуют славу Божию,
и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи
открывает знание” (Пс. 18:2,3). Красота земли является
знамением Божьей любви. Мы можем видеть ее в вечных холмах, в
величественных деревьях, распускающихся почках, нежных цветах... Все
вокруг говорит о Боге. Суббота, как вечное знамение всего
сотворенного Господом, повелевает людям открыть великую книгу
природы и читать в ней о мудрости, могуществе и любви Творца.
Хотя наши прародители и были сотворены
невинными и святыми, но и у них была возможность согрешить. Бог
сотворил их нравственно свободными людьми, способными постичь Его
мудрость и доброту, справедливость Его установлении Им была
предоставлена полная свобода оставаться послушными воле Божьей или
нарушить ее. Они могли радоваться общению с Господом и святыми
ангелами, но прежде чем стать вечными причастниками этой радости,
они должны были подвергнуться испытанию верности Уже в самом начале
своего существования человек был испытан имеет ли он желание
потворствовать себе, эту губительную страсть, которая лежала в
основе падения сатаны. Дерево познания, стоящее вблизи дерева жизни
посреди сада, должно было стать средством испытания веры, послушания
и любви наших прародителей. Им разрешалось срывать плоды со всех
других деревьев, но под страхом смерти воспрещалось вкушать плоды с
древа познания. Их ждали искушения сатаны, но если бы они
мужественно перенесли его нападки, то навсегда были бы ограждены от
его власти, наслаждаясь вечной любовью Божьей
Бог подчинил человека власти закона,
сделав его соблюдение необходимым условием существования. Человек —
подданный Господа, а никакое правление не может существовать без
закона Бог мог бы сотворить человека не способным к нарушению
закона. Он мог бы удержать руку Адама от запрещенного плода, но в
том и другом случае человек был бы не свободным существом, а
автоматом Без свободы выбора его повиновение оказывалось бы не
добровольным, а вынужденным В таких условиях не происходит
становление личности. Это также противоречило бы плану Божьему в
отношениях с жителями других миров В конце концов это умалило бы
достоинство человека как разумного существа и подтвердило бы
обвинение в деспотизме, брошенное Богу сатаной.
Бог создал человека праведным. Он
наделил его благородными чертами характера без какой бы то ни было
наклонности ко злу. Он одарил его блестящими умственными
способностями и создал все возможности для того, чтобы помочь
человеку оставаться верным Богу. Совершенное и постоянное
повиновение являлось условием вечного счастья Лишь на этом условии
человек мог иметь доступ к дереву жизни.
Место, где жили наши прародители,
должно было служить образцом для других, если бы их дети расселились
на земле Та первая родина, украшенная Самим Господом, вовсе не
походила на великолепный чертог. Люди в своей гордости восторгаются
роскошными и грандиозными сооружениями, хвалятся произведениями рук
своих. Но Бог поселил Адама в саду. Это был его дом. Голубые небеса
служили ему кровом, земля, усеянная нежными цветами, и луга с
вечнозеленой травой манили отдохнуть, зеленые ветви роскошных
деревьев дарили ему свою тень, и всюду были великолепные
произведения Великого Художника. Все, что окружало святую чету,
являлось наставлением, поучительность которого не утрачена и поныне:
истинное счастье не в потворстве гордости и стремлении к роскоши, а
в общении с Богом посредством Его творения. Если бы люди не были так
поглощены достижениями цивилизации, а стремились бы к простоте,
тогда образ их жизни более соответствовал бы первоначальному плану
Божьему. Гордость и честолюбие ненасытны, но истинно мудрые найдут
подлинное, наивысшее удовольствие в источниках радости, которые Бог
предлагает всем.
Жители Едема должны были ухаживать за
садом, “возделывать и охранять его”. Их занятия были не утомительны,
но приятны и укрепляющи. Бог предназначил труд быть благословением
для человека, дающим пищу уму, укрепляющим тело и развивающим
способности. До грехопадения Адам находил наивысшее удовольствие в
труде, физическом и умственном. И когда в результате неповиновения
он был изгнан из своей прекрасной родины и в поте лица должен был
возделывать землю, чтобы добыть хлеб насущный, этот же труд, столь
не похожий теперь на его прежние необременительные занятия в саду,
стал источником его счастья и защитой от искушений. Хотя труд порой
приносит усталость и страдания, те, кто смотрит на труд как на
проклятие, глубоко заблуждаются. Богатые люди часто с презрением
относятся к трудящимся, но такое отношение к труду резко
противоречит Божьему замыслу при сотворении человека. Но что стоит
богатство даже самых состоятельных людей по сравнению с наследием,
полученным Адамом? И все же Адам не должен был проводить время в
праздности. Наш Творец прекрасно понимал, что необходимо для счастья
человека, и поэтому дал ему возможность работать. Только тот, кто
трудится, постигает истинную радость жизни. Ангелы также являются
прилежными работниками. Они — служители Божьи для детей земли. У
Творца нет места для ленивых.
Пока Адам и его помощница сохраняли
верность Богу, они были властелинами всей земли. Их правление
простиралось над всем живущим. Лев и ягненок мирно резвились вокруг
них и ложились у ног. Счастливые птички, бесстрашно порхавшие над
ними, славили Творца своим щебетом, Адам и Ева присоединялись к ним
в своих благодарственных гимнах Отцу и Сыну.
В раю святая чета жила, как живут дети под
чутким попечением Отца, но в то же время они неустанно постигали
премудрость Творца. Их посещали ангелы. Они имели счастье лицезреть
своего Создателя. Вкушая плоды дерева жизни, они были полны энергии
и в умственном развитии уступали ангелам лишь в незначительной
степени. Тайны окружающей их Вселенной — “чудное дело
Совершеннейшего в знании” (Иов. 37:16) — являлись для них
неограниченным источником знаний и радости. Законы и явления
природы, которые на протяжении шести тысяч лет занимают человеческие
умы, были открыты их разумению великим Зодчим и Созидателем. Они
изучали строение листьев, цветов, деревьев, проникая в тайну их
жизни. Адаму было хорошо известно каждое живое существо — от
великолепного левиафана до неприметного комара, мелькающего в
сияющих лучах солнца. Каждому из них он дал имя и хорошо знал
повадки и характер любого животного. Божественная слава в небесах,
круговое вращение бесчисленных миров, “равновесие облаков” (Иов.
37:16), тайны света и звука, дня и ночи — во все вникали наши
прародители. Каждый листок в лесу, каждый выступ скалы, каждая
сияющая звезда, все на земле, в воздухе и на небе свидетельствовало
о Господе. Порядок и гармония, царящие во Вселенной, говорили им о
Его безграничной мудрости и могуществе. Они постоянно открывали в
природе все новую и новую красоту, которая наполняла их сердца
глубокой любовью, побуждая снова и снова благодарить Создателя.
Останься они верны Божественному закону,
их способность познавать, радоваться, любить постоянно возрастала
бы. Они приобретали бы новые сокровища знаний, открывали бы новые
источники счастья и получали бы все более ясные понятия о
неизмеримой, неисчерпаемой любви Божьей.
Глава 3
ИСКУШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ
Эта глава основана на Книге
Бытие 3 гл.
Лишенный возможности разжигать бунт на
Небе, сатана в своей вражде против Бога нашел новое поле
деятельности — погубить род человеческий. Безмятежное счастье
невинной четы в Едеме напоминало о блаженстве, навеки утраченном им.
Снедаемый ненавистью, он решил подтолкнуть их к неповиновению, что
неизбежно повлекло бы наказание за грех, и тогда любовь Адама и Евы
к Господу превратилась бы в негодование, а хвалебные гимны — в
упреки Создателю. Таким путем сатана замышлял не только увлечь
невинные существа за собой в бездну страданий, в которой он сам
находился, но и обесчестить Бога и ввергнуть Небо в глубокую скорбь.
Наши прародители были предупреждены о
грозившей им опасности. Небесные вестники познакомили их с историей
падения сатаны, предупредили о его коварных замыслах погубить их, во
всей полноте раскрывая перед ними природу Божественного правления,
которое сатана намеревался свергнуть. Неповиновение справедливым
требованиям Божьим — вот что привело сатану и его сторонников к
падению. Поэтому так важно было, чтобы Адам и Ева чтили Закон Божий
— единственный залог порядка и справедливости.
Закон Божий так же свят, как и Сам
Бог. Он является откровением Его воли, воплощением Его сущности,
выражением Божественной любви и мудрости. Гармония всего творения
зависит от полного подчинения закону, установленному Творцом всего,
что существует в мире. Бог учредил законы, которые управляют не
только живыми существами, но также и всеми процессами, протекающими
в природе. Все подчинено незыблемым законам. В то время как все
сущее на земле подчиняется законам природы, человек несет
ответственность за соблюдение нравственного закона. Человек — венец
творения. Бог наделил его способностью понимать Свои требования,
справедливость и милость Своего закона и ожидает от него
безусловного послушания.
Подобно ангелам, жители Едема были
подвергнуты испытанию: они могли быть счастливы при условии, что
будут соблюдать закон Творца. Они могли повиноваться — и жить, или
же не повиноваться — и умереть. Бог сделал их наследниками богатых
благословений, но нарушивших Его волю Он не пощадит так же, как не
пощадил и согрешивших ангелов. Грех лишал права на Божественные
благословения и обрекал на страдания и смерть.
Ангелы призывали Адама и Еву быть
очень осторожными, ибо сатана будет всеми силами стараться
обольстить их. Но до тех пор, пока они будут оставаться верными
Богу, лукавый не сможет причинить им никакого вреда, так как в
случае необходимости им придут на помощь все ангелы Неба. Если Адам
и Ева мужественно перенесут сатанинские искушения, тогда они будут в
такой же безопасности, как и небесные посланники. Но стоит только
раз уступить искушению, как их естество, зараженное грехом, тут же
утратит силу и желание сопротивляться сатане.
С помощью дерева познания была
испытана их вера и любовь к Богу. Множество деревьев росло в саду, а
Господь счел нужным запретить вкушать плоды только одного из них,
предупредив, что если они нарушат Его волю, то понесут на себе вину
преступления. Адам и Ева были повсюду ограждены от сатаны,
подступиться к ним со своими искушениями он мог только у запретного
дерева, и при первой же попытке приблизиться к дереву познания они
подверглись бы нападкам лукавого. Ангелы наставляли их обратить
особое внимание на предостережения, посланные Богом, и следовать
советам, которые Он счел нужным дать им.
Для того чтобы незаметно достичь
намеченной цели, сатана решил воспользоваться в качестве посредника
змеем — маской, как нельзя лучше подходившей для осуществления его
коварных намерений. Змей был одним из самых мудрых и красивых
животных на земле. Он имел крылья, которые во время полета сверкали,
как золото, что создавало на редкость восхитительное зрелище.
Устроившись на гнущихся от тяжести плодов ветвях запретного дерева и
наслаждаясь этими прелестными плодами, он старался привлечь
любопытные взоры. Так, притаившись в мирном саду, обманщик
выслеживал свою добычу.
Ангелы предостерегали Еву не
отлучаться от мужа во время повседневных занятий в саду, ибо с ним
ей грозила меньшая опасность. Но однажды, задумавшись, она незаметно
отошла от него. Когда Ева заметила, что осталась одна, ее душу
охватило какое-то мрачное предчувствие надвигающейся опасности, но
вскоре она отогнала от себя возникший страх, решив, что она
достаточно умна и сильна, чтобы различить зло и противостоять ему.
Она забыла о предостережении ангелов и вскоре очутилась перед
запретным деревом, глядя на него со смешанным чувством любопытства и
изумления. Висящие на дереве плоды были прекрасны, и Ева
недоумевала, почему Бог запретил срывать их. Удобный момент для
искусителя настал. Делая вид, что ему известны волновавшие ее
вопросы, он спросил ее: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от
какого дерева в раю?”. Пораженная и испуганная Ева в словах змея,
казалось, услышала отзвук своих мыслей. Но змей мелодичным голосом
продолжал свою речь, умело расхваливая ее необычайную красоту. И не
без удовольствия Ева выслушала его. Вместо того чтобы бежать оттуда,
она медлила, с изумлением прислушивалась к его словам. Если бы Ева
услышала такие речи от существа, подобного ангелу, возможно, она
испугалась бы, но ей и в голову не приходило, чтобы такой
пленительный змей мог быть посредником падшего врага.
Она ответила на обольстительные слова
змея: “Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое
среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы
вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог,
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы
будете, как боги, знающие добро и зло”.
Вкусив от этого дерева, говорил змей,
вы сможете проникнуть в высшие сферы бытия и овладеть еще большими
знаниями. Потом, словно в подтверждение своих слов, заметил, что он
также попробовал запретные плоды и, благодаря этому, обрел дар речи.
Незаметно он дал понять Еве, что Бог из-за ревнивых побуждений
запретил им есть плоды этого дерева, дабы не стали они равными Ему.
И только потому, что эти плоды обладают чудесным свойством давать
мудрость и силу. Бог запретил им не только есть их, но даже
притрагиваться к ним. Как бы мимоходом искуситель заметил, что
Господь не приведет в исполнение Свою угрозу. Он только хотел
запугать их. Как это можно — умереть? Разве они не вкушали плодов от
дерева жизни? Бог просто хотел помешать им достичь наивысшего уровня
развития и обрести большее счастье.
Так действует сатана со дней Адама и
до настоящего времени, и старания его увенчиваются большим успехом.
Он искушает людей с недоверием относиться к Божьей любви и учит
подвергать сомнению Его мудрость. Он постоянно старается возбуждать
в людях дух неуместного любопытства, беспокойное и назойливое
желание проникнуть в тайны Божественной мудрости и силы; и сколь
многие в своих попытках познать то, что Бог счел нужным сокрыть,
пренебрегают открытыми Им истинами, необходимыми для их спасения.
Искушая людей к непослушанию, сатана старается при этом внушить им
мысль, что они вступают в чудесную область познания. Но все это
обман. Очарованные своими мнимыми успехами, люди, попирая
Божественные установления, вступают на путь, который приведет их к
вырождению и смерти.
Сатана убеждал невинную чету, что,
нарушая Закон Божий, они приобретут очень многое. Разве сегодня мы
не слышим подобные рассуждения? Многие, представляя себя как людей с
широким кругозором и свободой действий, твердят об ограниченности
тех, кто повинуется воле Божьей. Что же это, как не отзвук голоса,
говорящего в Едеме: “В день, в который вы вкусите” (преступите
Божественное предписание), “будете, как боги”. Сатана утверждал, что
он якобы многое приобрел, вкусив запретных плодов, но всячески
скрывал тот факт, что, нарушив волю Божью, стал изгнанником. Хотя он
и пришел к убеждению, что грех означает невозместимый урон, все же
он скрыл свое жалкое положение, чтобы и других увлечь в бездну. Так
и в наши дни тот, кто нарушает закон, пытается скрыть свою истинную
сущность, он может представиться святым, но это делает его еще более
опасным совратителем. Он — сообщник сатаны, который попирает Закон
Божий и заставляет других делать то же, ведя их к вечной погибели.
Ева искренно поверила словам сатаны, но
это доверие не спасло ее от заслуженного наказания. Она усомнилась в
словах Божьих, и это привело ее к падению. На суде люди будут
осуждены не за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили
истине и пренебрегли возможностью познать ее. Несмотря на
противоречивые доводы сатаны, неповиновение воле Божьей всегда
приводит к роковым последствиям. Всем сердцем мы должны стремиться к
познанию истины. Все наставления Господа, которые содержатся в Его
Слове, даны нам как предостережение и совет. Они даны для того,
чтобы спасти нас от заблуждения. Пренебрегая ими, мы навлекаем на
себя погибель. Нет никаких сомнений в том, что всякое противоречие
Слову Божьему исходит от сатаны.
Змей сорвал плод с запретного дерева и
вложил его в руки Евы, которая почти не сопротивлялась. Затем он
напомнил ей ее слова о Божьем запрете под угрозой смерти прикасаться
к плодам. Теперь же, когда плод был в ее руках, он пытался внушить
ей, что съеденный плод так же безвреден, как и прикосновение к нему.
Видя, что с ней не случилось ничего страшного, Ева заметно осмелела.
Когда она увидела, что “дерево хорошо для пищи, и что оно приятно
для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и
ела”. Когда она попробовала плоды, то ей показалось, будто в нее
вливается какая-то живительная сила, что она вступает в высшие сферы
бытия. Без страха Ева срывала и ела плоды. Таким образом, согрешив,
она превратилась в орудие сатаны, задумавшего погубить ее мужа.
Испытывая какое-то странное неестественное возбуждение, Ева набрала
плодов с запретного дерева и отправилась искать мужа. Найдя его, она
рассказала ему о случившемся.
Лицо Адама омрачилось. Он, казалось,
был поражен и встревожен. Отвечая Еве, он сказал, что это, должно
быть, тот самый враг, о котором их предупреждали, и что теперь,
согласно Божественному приговору, она должна умереть. Вместо ответа
она настойчиво предлагала ему принесенные плоды, повторяя при этом
слова змея, что смерть им не грозит. И наконец, рассказав о своих
ощущениях, она уверила его, что не испытала никаких проявлений
Божьего недовольства, а, напротив, ощутила в высшей степени приятную
бодрость, охватившую все ее существо; подобные чувства, как она
предполагала, испытывают и небесные вестники.
Адам понял, что его спутница нарушила
единственный запрет, существовавший для них как испытание верности и
любви. В его душе происходила страшная борьба. Он горько сокрушался
о том, что разрешил Еве отойти от него. Но все уже свершилось, и
теперь он должен расстаться с той, которая доставляла ему столько
радости. Как же примириться с этим? Адам радовался общению с Богом и
святыми ангелами. Он созерцал славу Творца. Он понимал, каким
счастливым было бы будущее человечества, останься они верны Богу. И
все же, опасаясь потерять дар, который в его глазах превосходил все
остальное, Адам пренебрег вышеупомянутыми благословениями. Любовь,
признательность и преданность Творцу — все это затмила собой его
любовь к Еве. Она была частью его самого, и он не мог даже мысленно
примириться с разлукой с ней. Он не понимал, что Безграничная Сила,
Которая из праха сотворила его и, движимая любовью, дала ему друга
жизни, могла дать ему другую спутницу. Адам решил разделить с Евой
ее участь: если она должна умереть, они умрут вместе. В конце
концов, рассуждал он, может быть, мудрый змей говорил правду?
Стоящая перед ним Ева была прекрасна и с виду так же невинна, как и
прежде. Ее любовь к Адаму стала еще горячей. Он не замечал в ней
никаких признаков смерти и наконец решился — взял плод и быстро съел
его.
После этого Адам вообразил себе, что он
также вступает в высшие сферы бытия, но вскоре мысль о совершенном
преступлении наполнила его душу ужасом. Виновной чете казалось, что
изменилась даже погода: прежде такая устойчиво мягкая, она стала
холодной и неприветливой. Любовь и мир, наполнявшие прежде их
сердца, сменились сознанием греха, страхом перед будущим, душевной
пустотой. Сияющий свет, окутывавший их, исчез, и они были вынуждены
искать, чем же прикрыть свои тела. Не могли же они раздетыми
предстать пред очами Господа и святых ангелов!
Постепенно они начали понимать истинный
смысл свершившегося. Адам упрекал Еву за то, что она оставила его и
поддалась уловкам змея. Оба пытались успокоить себя, что Тот, Кто
дал им столько доказательств Своей любви, простит это единственное
нарушение, и они не подвергнутся страшному наказанию, которого так
боялись.
Сатана ликовал от радости. Он искусил жену
сомневаться в Божьей любви, Его мудрости и нарушить Его закон, а
через нее привел к падению и Адама.
Но Великий Законодатель приготовился
показать Адаму и Еве последствия их непослушания. Божественное
присутствие проявилось в саду. Прежде, в своей невинности и
святости, они радостно приветствовали своего Творца, но теперь в
ужасе бежали от Него, скрывшись в глубине сада. “И воззвал Господь
Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в
раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал
тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе
есть?”
Адам не мог ни отрицать, ни оправдать свой
грех, но вместо того чтобы покаяться, он попытался взвалить вину на
жену и, следовательно, на Самого Бога: “Жена, которую Ты мне дал,
она дала мне от дерева, и я ел”. Он, который из любви к Еве
добровольно предпочел лишиться благословений Божьих, своей родины и
рая, вечной радости, — теперь, после своего падения, пытался
переложить ответственность за совершенное преступление на свою жену
и даже на Самого Творца. Столь ужасна сила греха.
Когда Бог спросил жену: “Что ты это
сделала?”, она ответила: “Змей обольстил меня, и я ела”. В этом
ответе подразумевался упрек: “Зачем Ты создал змея? Почему Ты
разрешил ему проникнуть в Едем?” говоривший о стремлении оправдать
грех. Таким образом, подобно Адаму, Ева возлагала ответственность за
свое преступление на Бога. Дух самооправдания берет свое начало от
отца лжи. Подобный дух, мгновенно проявившийся в наших прародителях,
как только они согрешили, обнаруживается в сынах и дочерях Адама.
Вместо искреннего раскаяния во грехах они пытаются обелить себя,
взваливая вину на своих ближних, на обстоятельства или на Господа,
даже Его благословения превращая в повод для ропота.
Тогда Бог произнес приговор над змеем: “За
то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми
зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть
прах во все дни жизни твоей”. Так как змей стал посредником сатаны,
он должен был понести Божественное наказание. Из великолепного и
необычайно красивого существа он превратился в одно из самых
отвратительных пресмыкающихся, вызывая как в человеке, так и в
животных страх и ненависть. Слова, сказанные вслед за этим змею,
относились непосредственно к сатане, указывая в будущем на его
окончательное поражение и гибель: “И вражду положу между тобою и
между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет
поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”.
Еве было сказано, что отныне ее уделом
станут страдания и горе. И сказал Бог: “Умножая умножу скорбь твою в
беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему
влечение твое, и он будет господствовать над тобою”. При творении
Бог создал Еву равной Адаму. Если бы они остались послушны воле
Божьей, живя в согласии с Его великим законом любви, они были бы и в
согласии друг с другом; но грех внес разделение, и теперь их союз
уже не мог быть союзом равноправных: Ева первая согрешила, вопреки
Божьему повелению, она поддалась искушению благодаря тому, что
отдалилась от своего мужа. Подтолкнув ко греху Адама, теперь она
должна была повиноваться ему. Если бы падший человеческий род
придерживался принципов, запечатленных в Законе Божьем, тогда даже
этот приговор, явившийся последствием греха, стал бы благословением
как для мужчин, так и для женщин. Но мужчины, злоупотребляя данным
им превосходством, часто делают жизнь женщины слишком горькой и
тяжелой.
Ева была вполне счастлива в Едеме возле
своего мужа, но, подобно беспокойным Евам нашего времени, льстила
себя надеждой проникнуть в более высокий круг деятельности, чем Бог
определил для нее. Пытаясь подняться выше занимаемого ею положения,
она оказалась намного ниже. Таков удел всех, кто не желает
добровольно исполнять жизненные обязанности соответственно Божьему
плану. Желая достичь положения, не предназначенного для них Богом,
многие женщины оставляют поприще, трудясь на котором они могли бы
быть благословением для ближних. В своем стремлении к возвышению
многие жертвуют женским достоинством, благородством характера и
оставляют невыполненными задачи, возложенные на них Небом.
Адаму Бог сказал: “За то, что ты послушал
голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе,
сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь
питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит
она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты
взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься”.
Господь намеревался уберечь невинную чету
от греха. Он щедро наделил их всеми благами и в то же время скрыл от
них зло. Но, вопреки Его повелению, они съели запретные плоды и с
этого времени должны были вкушать их, познавая зло во все дни жизни
своей. С этого времени человеческий род будет страдать от искушений
сатаны. Вместо необременительной работы, предопределенной людям, их
участью станут заботы и тяжелый труд. Их ожидают разочарования,
скорбь, страдания и наконец смерть.
Находясь под проклятием греха, вся
природа должна была свидетельствовать человеку о том, что значит
восстать против Бога и к чему это приведет. Сотворив человека. Бог
поставил его владыкой над всей землей и всем живущим. Пока Адам
оставался верен принципам Неба, природа была подчинена ему. Но когда
он нарушил Божественный закон, подвластный ему животный мир восстал
против его правления. Так Бог в Своем великом сострадании хотел
явить людям святость Своего закона, воочию показать пагубность даже
самого незначительного нарушения его.
Из любви к человеку ему была
предназначена жизнь, полная труда и забот. Такая школа,
необходимость которой вызвана грехопадением, должна научить человека
обуздывать себя и свои страсти, развивать самообладание. Это
являлось частью великого замысла Божьего в возрождении человека из
бездны греха и падения.
Предостережение, данное нашим
прародителям: “Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию
умрешь” (Быт. 2:17), не означало, что им предстояло умереть в
тот же день, в который они вкусили от запретного дерева, но в тот же
день был вынесен бесспорный приговор. Бессмертие им было обещано
только на условии повиновения. Преступив закон, они лишились права
на вечную жизнь. В тот же самый день они были приговорены к смерти.
Для того чтобы жить вечно, человек
должен был вкушать плоды с дерева жизни. Лишенный этого
преимущества, человек постепенно терял силы, пока наконец его жизнь
не угасала. Сатана стремился к тому, чтобы, ослушавшись, Адам и Ева
навлекли на себя гнев Божий, при этом он надеялся, что они, даже не
сумев получить прощения, все же будут вкушать от дерева жизни и
таким образом увековечат на земле страдания и грех. Но тотчас после
падения человека были посланы святые ангелы охранять дерево жизни,
этих ангелов окружали сверкающие, словно огненные мечи, лучи света.
Никто из семьи Адама не мог приблизиться к дереву жизни, чтобы
отведать его плодов, а потому все грешники смертны.
Лавина горя, начало которой положено
грехопадением наших прародителей, многим представляется слишком
тяжелым наказанием за столь незначительный грех. Люди сомневаются в
мудрости и справедливости Божьей по отношению к человеку. Но если бы
они поглубже задумались над этим вопросом, то поняли бы свое
заблуждение. Бог сотворил человека по Своему образу, безгрешным.
Земля должна была быть населена существами, по достоинству стоящими
лишь немного ниже ангелов, но верность их предстояло испытать, ибо
Господь не мог допустить, чтобы землю населили те, кто не чтит Его
закон. Все же в Своем великом сострадании Бог не подверг Адама
слишком тяжелому испытанию. Именно незначительность запрета сделала
грех необычайно великим. Поскольку Адам не устоял перед малейшим
искушением, он не смог бы выдержать и более серьезного и
ответственного испытания.
Если бы Адам был подвергнут более
суровому испытанию, то люди, склонные творить зло, оправдывали бы
себя незначительностью своих проступков: “На такую мелочь Господь не
обратит внимания”. Таким образом люди доказывали бы свою
невиновность в нарушении Закона Божьего, если бы речь шла о
маловажных, по их мнению, делах. Но Господь ясно показал, что любой
по тяжести грех отвратителен для Него.
Ослушаться Бога, вкусив запретные
плоды, и соблазнить своего мужа сделать то же — не представлялось
Еве серьезным проступком. Но тем не менее их грех открыл дверь
потокам страданий, заливших мир. Кто мог предвидеть в тот момент
искушения ужас последствий одного неверного шага?
Многие из тех, кто считает, что Закон
Божий необязателен для человека, утверждают, что исполнить все его
требования невозможно. Но если бы это было так, почему же Адам понес
наказание за грех? Грех наших прародителей положил начало
преступлениям и скорбям; и если бы не милосердие и сострадание Бога,
то человечеству не на что было бы надеяться. Пусть никто не
обманывает себя: “Возмездие за грех — смерть” (Рим. 6:23).
Закон Божий и теперь нельзя нарушить безнаказанно, точно так же, как
прежде, когда был вынесен приговор отцу человеческого рода.
После грехопадения Адам и Ева не могли
больше жить в Едеме. Они горячо просили разрешить им остаться в этом
приюте безгрешности и счастья. Они сознавали, что утратили всякое
право жить в этом уголке радости и мира, и клялись в будущем самым
старательным образом исполнять волю Божью. Но им было сказано, что,
испытав развращающее влияние греха, они утратили силу сопротивляться
злу и открыли сатане доступ к себе. Если, будучи невиновными, они
поддались искушению, то теперь, сознательно преступив закон, они
имели еще меньше возможностей сохранить свою честь.
Покорно и с невыразимой печалью они
простились со своей прелестной родиной, оставив ее, чтобы жить на
проклятой грехом земле. Прежде мягкий и устойчивый, климат теперь
изменился в худшую сторону, и сострадательный Господь сделал им
кожаные одежды для защиты от зноя и холода.
Когда Адам и Ева увидели в увядшем
цветке и опавших листьях первые признаки смерти, они горевали об
этом больше, чем люди теперь скорбят о своих умерших родственниках.
Гибель нежных хрупких цветов, действительно, причиняла страдание, но
когда величественные деревья начали ронять роскошную листву, они
живо представили себе неизбежность и реальность смертного часа,
который рано или поздно наступает для каждого живого существа.
Едемский сад еще долго находился на
земле после того, как человек был изгнан из его пределов. Падший
человеческий род мог еще долгое время взирать на святую родину,
доступ к которой охранялся ангелами. У райских ворот, охраняемых
херувимами, открывалась слава Божья. Туда ходили на поклонение Адам
и его сыновья. Здесь они возобновили свой обет послушания тому
закону, нарушение которого привело к изгнанию из Едема. Когда
беззаконие охватило всю землю и обреченные на гибель должны были
погибнуть в водах потопа, Рука, насадившая Едем, забрала его с
земли. Но когда Творец воссоздаст “новое небо и новую землю”
(Откр. 21:1), рай снова будет возвращен, только в еще большей
славе, чем прежде.
И тогда те, кто соблюдал заповеди
Божьи, будут на протяжении всех бесконечных веков дышать воздухом
бессмертия под деревом жизни. Для жителей непадших миров сад
блаженства будет образцом совершенства творческой деятельности
Божьей, незапятнанной проклятием греха, — образцом того, чем должна
была стать земля, если бы человек осуществил чудесные замыслы
Творца.
Глава 4
ПЛАН ИСКУПЛЕНИЯ
Падение человека наполнило Небо
печалью. Мир, сотворенный Богом, оказался запятнан проклятием
греха, и населяли его существа, осужденные на страдание и смерть.
Казалось, не было никакого избавления для согрешивших. Ангелы
перестали петь свои хвалебные гимны. Во всех небесных обителях
царила глубокая скорбь о разрушениях, причиненных грехом.
Сын Божий, прославленный Повелитель
Неба, с состраданием смотрел на падший род, и Его сердце наполняли
безграничной жалостью поднимавшиеся к небу вопли потерянного мира.
Но Божественной Любовью еще раньше был создан план искупления
человека. Нарушенный закон требовал жизни грешника. Во всей
Вселенной был только Один, Кто ради человека мог бы удовлетворить
требования закона. Так как Божественный закон свят в той же мере,
что и Сам Бог, только равный Богу способен искупить совершенное
беззаконие. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека
из-под проклятия закона и снова привести его в согласие с Небом.
Христос должен был принять на Себя вину и позор за грех, столь
отвратительный Святому Богу, что он разделяет Отца и Сына. Для
спасения падшего рода Христос должен был войти в бездну страданий и
горя.
В то время, когда Сын ходатайствовал
перед Отцом за грешника, небесные воинства с невыразимо глубоким
волнением ожидали окончательного решения. Долго длилось это тайное
совещание — “совет мира” (Зах. 6:13), на котором решалась
участь падших сынов земли. План спасения был разработан прежде
сотворения мира, ибо Христос есть “Агнец, закланный от создания
мира” (Откр. 13: 8); однако Царь Вселенной не без борьбы
согласился отдать Своего Сына на смерть ради виновного человечества.
Но “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы
всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”
(Ин.3:16). О, тайна искупления! Какую любовь питал Бог к миру,
не ответившему на Его чувство! Кто может постичь глубины любви,
“превосходящей разумение”? На протяжении бесконечных веков
бессмертные существа, желающие постигнуть тайну непостижимой любви,
будут изумляться и преклоняться перед ее величием.
Бог должен был открыться во Христе и,
таким образом, примирить с Собою мир (см. 2 Кор. 5:19).
Человек так осквернился грехом, что сам по себе никоим образом не
мог примириться с Тем, чей характер непорочен и добр. Но Христос,
искупив человека из-под осуждения закона, объединил Божественную
силу с человеческой немощью. Таким образом, через раскаяние перед
Богом и веру во Христа падшие дети Адама могут снова обрести право
называться “детьми Божиими” (1 Ин. 3:2).
Все Небо проникнулось величием
безграничной жертвы, благодаря которой человек только и мог получить
спасение. Когда Христос поведал небесным ангелам замысел искупления,
их сердца наполнились глубокой печалью, ибо они видели, что только
ценой невыразимых страданий их любимый Повелитель мог спасти
человека. С болью и удивлением они слушали Христа, Который
рассказывал им, как Он оставит чистоту неба, мир, радость, славу,
бессмертную жизнь, и сойдет на грешную землю, чтобы претерпеть
страдания, позор и смерть. Он будет стоять между грешником и
наказанием за грех, и только немногие примут Его как Сына Божьего.
Он оставит Свое прежнее высокое положение Повелителя Неба, спустится
на землю, смирит Себя как человек, чтобы на собственном опыте
познать скорби и искушения, которым подвергаются люди. Все это
необходимо, чтобы Он смог “искушаемым помочь” (Евр.2:18).
Когда же Его миссия как Учителя окончится. Он будет предан в руки
нечестивцев и перенесет всякие поношения и муки, на какие только
сатана способен вдохновить Его мучителей. Он должен будет умереть
позорной смертью, распятый между небом и землей как преступник. На
протяжении долгих часов Он будет испытывать ужасную душевную борьбу,
так что люди, будучи не в силах смотреть на Него, отвернутся. Ему
предстоит перенести страшную душевную муку, когда Отец отвратит Свое
лицо от Него и бремя грехов всего мира будет возложено на Него.
Ангелы бросились к ногам Иисуса,
предлагая свою жизнь для спасения человека. Но жизнь ангела не могла
искупить вину: только Тот, Кто сотворил человека, обладал силой
спасти его. Однако ангелам также отведена определенная роль в
осуществлении плана искупления. Христос “немного был унижен пред
Ангелами, дабы... вкусить смерть за всех” (Евр. 2:9). Он
перевоплотится, станет человеком и уже не будет обладать такой
могущественной силой, как они, — тогда им предстояло служить Ему и
поддерживать во время страданий. Они также будут посланы как
помощники служить тем, кому надлежит стать наследниками спасения
(см. Евр. 1:14 ). Они должны будут защищать их от влияния злых
ангелов и рассеивать тьму, которой сатана всегда старается окружить
праведников.
Когда ангелы станут свидетелями муки и
унижения своего Господа, тогда, движимые чувством сострадания и
возмущения, как они будут желать освободить Его из рук убийц! Но
этого вмешательства не должно произойти. Христу предстояло перенести
насмешки и поругания нечестивцев, это было частью плана искупления,
и Он согласился со всем замыслом, становясь Искупителем мира.
Христос уверил ангелов, что Своей
смертью Он искупит многих и уничтожит имеющего державу смерти, что
Он снова вернет людям царство, утерянное ими через нарушение закона,
что искупленные станут Его сонаследниками и вечно будут пребывать с
Ним. Грех и грешники будут уничтожены, чтобы никогда не нарушать
спокойствия неба и земли. Он призвал небесное воинство согласиться с
планом Отца и возрадоваться тому, что Его смерть послужит примирению
падшего человека с Богом.
Тогда неизъяснимая радость наполнила
Небо. Слава и счастье искупленного мира превосходили страдание и
жертву Князя жизни. Под сводами небесных чертогов прозвучали первые
аккорды гимна, который должен был огласить вифлеемские холмы —
“Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”
(Лк. 2:14). Теперь еще сильнее, чем во время сотворения земли,
было “общее ликование утренних звезд, когда все сыны Божий
восклицали от радости” (Иов.38:7).
О плане спасения человеку впервые было
сообщено в приговоре, произнесенном сатане в саду. Господь сказал:
“И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и
между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь
жалить его в пяту” (Быт. 3:15). Этот приговор стал
обетованием для наших прародителей. Говоря о неизбежности борьбы
между человеком и сатаной, он в то же время предрекал, что в конце
концов великий обманщик будет побежден. Как преступники Адам и Ева
стояли перед праведным Судьей, ожидая заслуженного наказания, но
прежде чем они услышали о своей горькой участи, полной скорбей и
трудов, о неизбежности смерти, прозвучали слова надежды. Хотя
могущественный враг и будет причинять им страдания, но теперь они
могли уповать на грядущую победу.
Когда сатана услышал, что между ним и
женой, между его и ее семенем будет посеяна вражда, он понял, что
губительное воздействие на человека натолкнется на определенные
препятствия, что человек получит силу сопротивляться его влиянию.
Все же, когда план спасения был развернут более полно, сатана
ликовал вместе с падшими ангелами, так как благодаря тому, что он
соблазнил человека. Сыну Божьему придется оставить Свое высокое
положение. Тогда лукавый заявил, что поскольку его замыслы на земле
осуществляются с большим успехом, то Христа, принявшего человеческую
природу, можно будет легко победить, и план искупления человеческого
рода не осуществится.
Небесные ангелы более полно развернули
перед нашими прародителями план, который был предначертан для их
спасения. Адама и Еву уверили, что, несмотря на их большой грех, они
не будут оставлены на произвол сатаны. Сын Божий пожертвует Своей
жизнью ради их искупления. Они должны будут подвергнуться испытанию
и через покаяние и веру во Христа вновь станут детьми Божьими.
Жертва, которую нужно было принести
для их спасения, открыла Адаму и Еве святость Закона Божьего, они,
как никогда прежде, осознали преступность греха и его ужасные
последствия. Испытывая угрызения совести и душевные страдания, они
умоляли, чтобы наказание не пало на Того, Чья любовь была для них
источником радости всей жизни, считая, что они сами и их дети должны
понести наказание.
Им было сказано, что поскольку закон
Иеговы является основанием Его правления как на Небе, так и на
земле, даже жизнь ангела не может быть принята как жертва за его
нарушение. Ни одно из предписаний закона нельзя отменить или
исправить, приспосабливая к человеку в его падшем состоянии. Только
Сын Божий, сотворивший человека, мог спасти его. Как
преступление Адама принесло в мир страдание и смерть, так жертва
Христа принесет радость и бессмертие.
Не только человек, но и земля, порабощенная лукавым, будет
возрождена, когда план искупления станет реальностью. После своего
сотворения Адам был владыкой всей земли, но, согрешив, он оказался
во власти сатаны |