Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Жизнь Иисуса.pdf |
отрывок. полный текст в архиве
ЖИЗНЬ ИИСУСА Москва Амрита-Русь 2004 ББК 86.39 Э. Ренан ЖИЗНЬ ИИСУСА. – М.: Издательство «Амрита- Русь», 2004. – 224 с. Дополнение А. И. Кузьмина Полный перевод с последнего французского издания Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» посвящена основате- лю христианства Иисусу Христу. В легкой доступной ши- рокому читателю художественной форме выдающийся французский историк христианства, талантливый писа- тель раскрывает внутренний мир Христа, знакомит с ши- роким кругом его последователей и врагов, изображает исторические условия жизни древней Иудеи. Едва ли мож- но назвать другую книгу, которая оказала бы большее влияние на писателей, художников конца 19-го начала 20 вв., пожелавших познать суть великого ученья, чем труд Э. Ренана. Книга снабжена «Дополнением» доктора фило- логических наук А. И. Кузьмина, автора ряда книг по исто- рии русской литературы и искусства. Книга Э. Ренана, несмотря на свою громадную попу- лярность, давно стала библиографической редкостью и найдет путь к сердцам читателей. ISBN 5-94355-126-3 © Амрита-Русь, оформление, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.......................................................................... 5
ГЛАВА ВТОРАЯ........................................................................ 10
ГЛАВА ТРЕТЬЯ......................................................................... 18
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ................................................................. 27
ГЛАВА ПЯТАЯ.......................................................................... 36
ГЛАВА ШЕСТАЯ ...................................................................... 44
ГЛАВА СЕДЬМАЯ .................................................................... 51
ГЛАВА ВОСЬМАЯ.................................................................... 59
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ..................................................................... 66 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ..................................................................... 73
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ...................................................... 81
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ ......................................................... 85 ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ.......................................................... 93
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ .................................................... 99
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ ........................................................106
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ.....................................................114
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ........................................................122
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ ..................................................130
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ...................................................134
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ..............................................................141
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ................................................149
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ ................................................154
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ..................................................164
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ .........................................174
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ ..................................................180
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ...............................................191
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ.............................................195
ДОПОЛНЕНИЕ .........................................................................199
Светлой памяти моей сестры Генриетты, почившей в Библосе 24 сентября 1861 г. Помнишь ли ты, в лучшем из миров, о долгих днях, прове- денных нами в уединении в Газире, когда я писал эти стра- ницы, проникнутые впечатлениями о местах, которые мы вместе посетили? У наших ног расстилались море, деревни, лощины, горы. Ты, молча, сидела возле меня, перечитывала каждую страницу и переписывала ее тотчас же, едва она была написана. Когда же яркое солнце уступало место бес- численной армии звезд, ты своими тонкими и осторожными вопросами, своими скромными сомнениями вновь возвра- щала меня к высокому предмету наших общих дум. Ты мне сказала однажды, что всегда будешь любить эту книгу, во- первых, потому, что она была написана вместе с тобою, а затем потому, что она пришлась тебе по душе. Если ты и боялась узких суждений о ней легкомысленных людей, то ты всегда была уверена, что она, в конце концов, понравит- ся истинно религиозным людям. И вот во время этих слад- ких размышлений, нас коснулась своим крылом смерть: одновременно мы впали в забытье от болезни, и я пришел в себя уже одиноким. Теперь ты почиваешь в земле Адониса близ священного Библоса и тех святых вод, у которых про- ливали слезы женщины времен древних мистерий. Открой же мне, мой добрый гений, мне, которого ты так любила, те истины, которые побеждают смерть, рассеивают страх пе- ред нею и дают возможность почти полюбить ее. ГЛАВА ПЕРВАЯ Место Иисуса во всемирной истории. – Детство и юность Иисуса. Его первые впечатления. Важнейшим событием всемирной истории является тот переворот, при посредстве которого благороднейшие расы человечества перешли от древних религий, объединенных не совсем определенным термином «языческих», к религии новой, основанной на понятии о единстве божества, троич- ности и воплощении Сына Божьего. Для осуществления этого перехода потребовалось около тысячи лет; и прошло, по крайней мере, три столетия, пока новая религия сложилась окончательно. Исходной же точкой переворота, о котором здесь идет речь, послужил факт, совершившийся в царство- вание римских императоров Августа и Тиверия. В это вре- мя жил гениальный человек, который своей смелой ини- циативой, обаянием своей высокой личности, создал самый объект и указал исходную точку новой веры человечества. Иисус родился в Назарете, небольшом городке Галилеи, который до него был совершенно неизвестен. Всю жизнь его звали назарянином, если же впоследствии легенда и произвела его из Вифлеема, то лишь благодаря значитель- ной натяжке. Мы далее увидим, для чего была сделана эта подтасовка и почему она была необходимым следствием приписанной Иисусу роли Мессии. Год рождения его точно не известен. Он родился в царствование Августа, вероятно, около 750 года римского летосчисления, т. е., по-видимому, несколькими годами раньше первого года христианской эры, которая всеми цивилизованными народами принята для счета лет от предполагаемого дня его рождения. Дан- ное ему имя Иисус представляет популярное искажение имени Иошуа, и было одним из обычных; но впоследствии, разумеется, и в нем стали искать таинственный смысл и Глава первая 6 намек на его призвание Спасителя. Возможно, что и его са- мого, как всех мистиков, воодушевляла подобная мысль. История знает не один пример, когда имя, данное ребенку без всякой задней мысли, служило поводом для великой ис- торической миссии. Пламенные натуры ни за что не хотят ви- деть во всем, касающемся их, простой случай. Вся их судьба уже наперед предопределена Богом; знак высшего промыс- ла они усматривают в самых ничтожных обстоятельствах. Население Галилеи было весьма разнообразно, что вид- но из самого названия этой страны. В ней в эпоху Иисуса жило множество не-иудеев (финикияне, сирийцы, арабы и даже греки). Обращения в иудейскую веру в стране с таким смешанным населением были нередки. А потому и невоз- можно возбудить здесь вопроса о расе и разыскивать, какая кровь текла в жилах того, кто сам более всех содействовал искоренению кровных различий в человечестве. Родом он был простолюдин. Отец его Иосиф и мать Мария принадлежали к среднему классу и были ремесленниками, содержавшими себя трудами рук своих, – положение весьма обыкновенное на Востоке, которое не может назваться ни благосостоянием, ни крайней нуждою. Чрезвычайная простота жизни в этом крае, устраняя потребность в роскоши, как бы уничтожает преимущества богача и обращает всех в добро- вольных бедняков. С другой стороны, полное отсутствие художественного вкуса и всякого влечения к искусствен- ному украшению материальной жизни придает жилищу людей, которые собственно ни в чем не нуждаются, какой- то вид убогости. Если оставить в стороне ту отталкиваю- щую неопрятность, которую принес с собою ислам в Св. Землю, то можно думать, что Назарет эпохи Иисуса пред- ставлял почти такую же картину, как теперь. Мы узнаем улицы, на которых он играл ребенком, в этих каменистых, вьющихся между хат, дорожках или переулочках. Дом Ио- сифа имел, конечно, много сходства с теми жалкими ла- чужками, в которые свет проникает через дверь и которые служат одновременно мастерскою, кухнею и спальней; вся обстановка их состоит из циновки, нескольких подушек на полу, двух или трех глиняных горшочков и крашеного сундука. Место Иисуса в истории 7 Семья его – происходила ли она от одного или несколь- ких браков – была довольно многочисленная. У Иисуса бы- ли братья и сестры, из которых он был, по-видимому, старший. Все они остались в неизвестности; ибо те четыре лица, которые выдаются за его родных братьев и между ко- торыми один Иаков получил в первые же годы развития христианства большое значение, были собственно двою- родными братьями Иисуса. Дело в том, что у матери Иису- совой, Марии, была сестра по имени тоже Мария, бывшая замужем за неким Алфеем или Клеопой (оба имени по- видимому обозначают одно лицо) и имевшая нескольких сыновей, которые играли позже среди учеников Иисуса важную роль. Эти-то двоюродные его братья, отличавшие- ся привязанностью к своему юному учителю (его родные братья не веровали в него и даже были ему враждебны), и получили прозвание «братьев Господних». Родные братья Иисуса, равно как и мать его, не имели при жизни его ни- какого значения и стали популярны уже после его смерти. Но и тогда, по-видимому, они далеко не пользовались тем уважением, как двоюродные братья, которые следовали за Иисусом более самостоятельно и отличались большей ори- гинальностью характера. Сами имена их забыты до такой степени, что когда евангелист в своем уставе назареян пе- речисляет братьев Иисусовых по плоти, то ему, прежде все- го, вспоминаются имена сыновей Клеопы. Иисусовы сестры вышли замуж в Назарет; там же про- вел и он первые годы своей юности. Назарет был малень- кий городок, раскинувшийся в широкой долине, которая значительно расширяется по направлению к вершинам гор, замыкающих с севера плоскогорье Эздрелонское. В на- стоящее время в нем считается до трех или четырех тысяч жителей и можно думать, что эта цифра мало изменилась с эпохи Иисусовой. Зимою там довольно холодно и климат вообще здоров. Этот городок, подобно всем еврейским местечкам того времени, был просто группой хижин, вы- строенных безо всякого стиля, и представлял, без сомне- ния, тот общий вид, довольно печальный и бедный, кото- рый характерен для всех вообще селений в семитических Глава первая 8 странах. Дома, по-видимому, не слишком отличались от тех сложенных из камня, лишенных всякого украшения ма- леньких кубиков, какими усеяны по сие время плодонос- нейшие части Ливана и которые, однако ж, среди вино- градников и фиговых деревьев составляют, тем не менее, довольно приятное впечатление. Окрестности восхититель- ны; и едва ли найдется в мире местность более распола- гающая к грезам об абсолютном счастье. Даже в наше вре- мя Назарет – прелестный уголок, единственное, может быть, в Палестине место, где путешественник несколько отдыхает от тяжелого чувства, сжимающего его душу сре- ди беспримерной пустыни. Улыбка и привет сияют на лице туземца, вся страна утопает в пышной зелени роскошных садов. Антонин Мученик, живший в конце VI века, набра- сывает очаровательную картину окрестностей Назарета, которые он сравнивает с земным раем. Некоторые долины к западу от города вполне оправдывают и ныне его описание. Источник, когда-то служивший центром всей жизни и весе- лья этого города, теперь уже заглох, его растрескавшиеся водоемы дают лишь мутную воду. Но красота женщин, со- бирающихся вокруг него и ныне по вечерам, осталась та же; красота эта, которая была замечена еще в VI веке, в ко- торой некоторые видели особый дар Девы-Марии, сохра- нилась поразительно и доныне. Это сирийский тип по всей его прелести и грации. Без сомнения, некогда и Мария хо- дила сюда за водою с кувшином на плече и останавлива- лась зачастую поболтать с землячками, так и умершими в безвестности. Антонин Мученик замечает, что еврейские женщины, в других местах столь неприязненно относящие- ся к христианам, здесь, напротив, очень приветливы. Дей- ствительно, религиозная нетерпимость и в наше время не столь остра в Назарете, как в других местах Палестины. Горизонт города тесен; но если подняться на неболь- шое, всегда освежаемое ветерком, плоскогорье, то перед вашими взорами развернется прелестная картина. С запада высятся живописные группы Кармельских гор, замыкающиеся крутым пиком, который точно готов опрокинуться в море. Далее виднеется возвышающаяся над городом Магедло, Место Иисуса в истории 9 двойная вершина; а там – Сихемские горы со своими свя- тынями, которые восходят древностью ко временам Патри- архов. Здесь горы Гельбоэ – небольшая живописная группа, с которою связаны то прелестные, то умилительные воспо- минания Сулема и Аэндора. Фавор – в своей прекрасно ок- ругленной форме, напоминавшей древним женскую грудь; сквозь ущелье между горами Сулемом и Фавором видне- ются долина Иорданская и плоскогорье Перейское, обра- зующие вместе одну сплошную линию с восточной сторо- ны. На севере – горы Сафед, постепенно понижаясь к морю, полузаслонили Сен-Жан-д'Акр, а позади них виден как на ладони залив Каифа. Таков был горизонт, открывав- шийся очам Иисуса. Из этой-то волшебной сферы, из этой колыбели Царствия Божия смотрел он на Божий мир в те- чение многих лет. Даже можно сказать, что во всю жизнь свою он мало выходил из этих пределов, столь ему знако- мых с раннего детства. Ибо тут же, с северной стороны, почти можно различить на фоне Гермонских гор Кесарею Филиппинскую, самый отдаленный предел его путешествий в страну язычников; а с южной, позади гор Самарийских, уже не так живописных, вы как будто предчувствуете мрачную Иудею с ее губительной атмосферой абстракции и смерти. Если когда-либо мир, оставаясь христианским, но глубже постигнув сущность христианских начал, вздумает заме- нить подлинными святынями ложные и жалкие, к которым прилеплялось благочестие грубых веков, то здесь, на этих высотах Назарета, построит он свой храм. Здесь, на месте первого появления христианства, в самом центре деятель- ности создателя его, должен бы быть заложен храм, в кото- ром могли бы слиться воедино молитвы всех христиан. Эта земля, скрывающая прах плотника Иосифа и тысяч без- вестных, никогда не выходивших за пределы своей долины назарян, – более всякой другой местности располагает фи- лософа к созерцанию человеческих дел, к исцелению от ос- корблений, наносимых ими нашим самым дорогим чувствам божественной цели, к которой стремится мир через бесчис- ленные препятствия, не обращая внимания на всяческую суету. ГЛАВА ВТОРАЯ Воспитание Иисуса. Вот эта-то прекрасная, величественная природа одна и совершила все воспитание Иисуса. Он учился читать и пи- сать, без сомнения, по восточному методу, состоящему в том, что ребенку дают книгу и заставляют повторять ее в такт с товарищами до тех пор, пока он не выучить наизусть. Сомнительно, однако, чтоб он понимал еврейские книги на подлинном их языке. Он приводит иногда тексты из них, но как это видно из сказаний его биографов, на арамейском языке. Принципы его экзегетики, сколько мы можем о них судить по экзегетике его учеников, имели много общего с бывшими тогда в общем ходу и составляющими дух Тар- гуммима и Мидрашима. Должность школьного учителя в маленьких еврейских городках исправлял обыкновенно гаццан или чтец синаго- ги. Более высокие школы книжников или соферимов Иисус посещал мало (быть может, в Назарете такой школы не бы- ло), и вообще Он не обладал ни одним из тех знаний, кото- рые в глазах толпы дают право на ученость. Тем не менее, было бы большой ошибкой думать, что он был невежда в обычном для нас смысле этого слова. У нас школьное обра- зование проводит глубокую черту различия в личном дос- тоинстве между получившими и не получившими его. Но не так было на Востоке; не так было вообще в доброе ста- рое время. Ныне, при нашей изолированной и чисто инди- видуальной жизни, человек, не прошедший школу, отлича- ется некоторой грубостью. Это явление неведомо там, где нравственная культура и общий дух времени передаются путем беспрестанного общения людей между собою. Араб, отроду не ведавший никаких учителей, тем не менее, обна- руживает иногда значительное развитие; его шатер является Воспитание Иисуса 11 известного рода открытой академией, где из взаимного об- щения людей, сведущих и опытных, рождается великое ум- ственное и даже литературное движение. Изящество манер и тонкость ума не имеют на Востоке ничего общего с так называемым у нас воспитанием. Напротив, педантами и не- благовоспитанными здесь как раз и считают люди ученых. В этом общественном строе невежество, которое у нас поч- ти всегда отталкивает человека в низший слой общества, там, наоборот, есть существенное условие великих дел ве- ликой оригинальности. Мало также вероятия, чтоб Иисус знал по-гречески. Этот язык был слабо распространен в Иудее, за исключени- ем правящих классов и населенных язычниками городов, как, например, Кесарея. Обычным языком Иисуса было смешанное с еврейским сирийское наречие, на котором то- гда говорила Палестина. Еще менее оснований думать, чтоб он был знаком с греческой культурой. Греческая наука бы- ла в большом гонении у палестинских учителей, которые за одно проклинали «того, кто разводит свиней, и того, кто учит сына греческой премудрости
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |