Перуна
называли "княжьим богом". Он покровитель князей, символизировал их
власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев.
Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками
говорится, что князья-воители клялись Перуном, и только на втором
месте в договорах фигурирует Велес. В историко-социологическом плане
культ Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились
черты военной демократии, и князья-воители у славян стали обладать
большей властью, нежели жреческое сословье, имевшее своих богов
(мудрости и магии). Характерной чертой ритуалов, связанных с
Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и
возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его
святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в
левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела
поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как
знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее
функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
Тот, кто ищет покровительства у Перуна - "зациклен" на идее
противоборства, у него сознание борца, воина, готового ответить
ударом на удар, силой на силу. Его совершенство особого толка. Он не
склонен ни к какому договору или сотрудничеству, потому что считает
"принцип Громовика" единственно справедливым и сверяет с этой Идеей
каждый свой шаг. Он приносит нерушимую клятву и верит, что владыка
громов и молний следит за ее соблюдением свысока. Однако,
"громопоклонничество", как почитание Солнца или Огня, это лишь один
из Путей в язычестве; существуют и другие...
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях
в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь -
945 г., кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских
летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum",
Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против
язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в
"Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии"
(список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог
правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за
несоблюдение законов Яви и Прави.
Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в "Густинской
летописи": "Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший
богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень
многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь
неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы
случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути,
таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху".
А также в поучении "О идолах Владимировых": "Въ первых постави
началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков
дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку.
тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра
уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна
палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…" Далее слово в слово
повторяется история с неугасимым огнем.
По Френцелю - "Percuno, Deo tonitru & fulguru". Поминается Перун
также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича
Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых
"татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования
записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких,
несомненно, знал еще тогда – Мокоса (Велеса) и Перуна. Надо
признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда -
союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может
быть, и не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382
году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и
подать битву на Куликовом поле с явно религиозным оттенком в
интересах православной церкви.
Перунов день – Четверг, и период с 20 июля по 2-4 августа. Также
отмечают Перунов день 21 июня. Его металл - олово, его камень -
белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево -
дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей
Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в
позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с
Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.
Итак, Перун, сын
Сварога старший:
1.
Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
Cимволика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе
стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром,
шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и
собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили
живых деревьев под кумиры - живой, но старый, мощный дуб уже был для
них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской
черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги,
посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими
хранителями от Нави. Треба: железо (оружие, подковы), вода,
говядина, квас, петух, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина,
жир, сало, орехи, молоко, дичь, пиво, мед, венки, зерно, золото,
курятина.
Перун, Перунова - бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в
летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г,
кн. Игорь - 945 г., кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в
русских летописях, Перунова - "Mater Verborum", Пероун - "Слово и
откровение святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).
Поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века), а также в
"Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского"
вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар", и в
"Слове о покаянии" (список XVI века). Его день - Четверг. Его металл
- олово, его камень - белемнит (чертов палец-перуновы стрелы)
сапфир, лазурит, дерево - дуб, бук. Связывался с плодородием, в
православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время
соотнесен с Зевсом, владеющим Перуном. Соотносится с Перкунасом
балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.
Славянский Перун тождествен по смыслу литовско-латышскому
Перкунису-Перконсу; сопоставления идут еще дальше: индийский
Парджанья, кельтский (P)erkunia. Очевидно, Перун как бог грозы,
молнии и грома почитался под сходными именами у значительной части
индоевропейских племен древности, но везде ли и всегда ли он
расценивался как верховное божество, как первенствующий бог
языческого пантеона.
Не подлежит сомнению, что в праславянское время культ грозового
Перуна был известен, но вкладывалась ли тогда в этот культ идея бога
- владыки мира, мы не знаем; вероятнее всего, что нет. |