Религиозно-мифологическое
мировоззрение древних славян. Нестеров Андрей Николаевич (1992г.)
Сказки
Ярило и Кащей
Сива и Ярило
Сварог и Семаргл
Перун и Дива
Свита Ярилы и Велеса
У наших далеких предков - древних славян - во втором тысячелетии до
новой эры были мифологические верования и представления,
свойственные и другим европейским народам периода разложения
первобытного родоплеменного строя: они чтили своих предков и
поклонялись им. По их мнению, например, чур (дед) после смерти
защищал своих детей внуков и правнуков. "Чур меня!", то есть "Дед,
защити меня!" говорил славянин, когда ему угрожала опасность.
Восточные славяне устраивали праздники в честь предков, торжественно
поминали усопших. Для того, чтобы задобрить души умерших предков они
приносили на их могилы съедобные дары: блины, яйца, рыбу, мед, квас.
Мысль древнего славянина обращалась к прародителям - "дедам",
лежавшим в земле, в пору пахоты, сева яровых и "прозябания" зерна в
земле.
Восточнославянские кладбища в древности представляли собой как бы
поселки мертвых - над прахом каждого умершего его родственники
устанавливали деревянную домовину (столпообразную избу, сказочную
избушку на курьих ножках). В эти миниатюрные дома и приносили
славяне - русичи угощение предкам весной и осенью. Позднее над
могилами соотечественников стали насыпать высокие земляные курганы.
Обычай "приносов" и "родительские" дни сохранялся в России до конца
XIX- начала XX века, до кануна империализма, а кое-где дожил даже до
наших дней. Охотники и рыболовы верхнего палеолита и мезолита
(позднего древнекаменного века и среднего каменного века) Восточной
Европы верили в берегинь - добрых, помогающих людям духов женского
пола, ласковых волшебниц, само название которых произошло от
глаголов "беречь", верили и в известных по народным сказкам упырей
или вампиров - злых духов-оборотней. Культ Рода, верховного бога
Земли и Небес, разумно распоряжающегося всеми жизненно необходимыми
стихиями и небесными телами - солнцем, дождями и водой - был связан
с земледелием и отражал более поздние и более высокие ступени
развития общества коренных жителей Русской равнины - неолит
(новокаменный век), энеолит (медно-каменный век) и бронзовый век
(VI-III тысячелетия до н. э).
Вера в единого верховного бога явилась основой позднеязыческого и
христианского единобожия или, как обычно говорят, монотеизма. Культ
Сварога - бога неба и огня, верховного покровителя кузнецов,
железных дед мастеров, бронников и оружейников - возник и упрочился
в эпоху железного века восточных славян - во II и I тысячелетиях до
н. э., когда восточнославянские стальное оружие и стальные доспехи
уже были лучшими в мире.
Выдающийся русский историк академик Василий Григорьевич Васильевский
(1838-1899) и русский советский писатель Алексей Кузьмич Югов
установили и доказали, что славный герой "Илиады" Гомера Ахилл
(Ахиллес) был русским, древним русичем, и причиной его
долговременной неуязвимости были именно русские стальные доспехи,
подобных коим в эпоху осады Трои не имел ни один другой народ Земли.
Основные труды В. Г.Васильевского были после его смерти изданы в
четырех объемистых томах в Санкт-Петербурге-Ленинграде в 1908-1930
годах, книга А. К.Югова "Думы о русском слове" тоже переиздавалась
(издательством "Современник" в Москве).
В период перехода от военной демократии к раннефеодальным
общественным отношениям на Русской Земле развивался возникший в 1
тысячелетии до н. э. культ Перуна - бога грозы, грома и молнии,
войны, дружины и оружия. В VП-Х столетиях н. э. Перун был
богом-покровителем русских князей и рыцарей. Его главным атрибутом
считался огненный небесный меч - молния. В сознании древних и
раннесредневековых русичей могучий и грозный Перун мирно уживался с
миролюбивым богом Белесом - покровителем пастухов, певцов, поэтов и
художников. Были у наших предков и другие важные боги - бог солнца
Ярило, бог ветра Стрибог, бог плодородия Овсень. Славяно-русская
дохристианская мифология являлась не менее величественной, чем
греко-римская, и в то же время несравненно более человечной.
Русские боги, по представлениям наших пращуров не враждовали между
собой, не совершали никаких жестокостей и несправедливостей,
требовали соблюдать полную терпимость по отношению к чужим
религиозным верованиям. Все русские, согласно древним славянским
мифам, были сварожичами - прямыми потомками Сварога, а отнюдь не
рабами и не изделиями божьими. От всех без исключения славян русская
дохристианская религия (народная вера), неразрывно связанная с
народной мифологией, русской народной философией, требовала
неукоснительного соблюдения правил чести и принципов справедливости.
Обобщенно их называли Правью (от этого слова произошли такие
современные русские слова, как "право" и "правда").
Издревле у восточных славян существовал точно разработанный
сельскохозяйственный календарь, показывавший превосходное знание
всех вегетационных периодов яровой пшеницы и ячменя. Само слово
"календарь" происходит от исконно славянского слова "коло" - круг
(первоначально - окоем, небесный круг). Моления восточных славян -
язычников своим богам были строго расписаны по временам года и
важнейшим периодам полевых работ. Год делится на 12 месяцев,
носивших самобытные русско-славянские названия (они частично
сохранились на Украине и в Белоруссии) и определялся по солнечным
фазам - ведь Солнце играло особую, определяющую роль в мировоззрении
и верованиях праславян - древнейших земледельцев Европы.
Начинался год у славян-русичей, как и у нас теперь, 1 января.
Новогодние празднества - святки - длились 12 дней, захватывая конец
старого года и начало нового. В эти дни молодежь колядовала весело и
торжественно провожала уходящий год и приветствовала наступающий.
Именно эти колядки описал в "Ночи перед рождеством" Николай
Васильевич Гоголь. Позднее и церковь начала использовать веселые и
жизнерадостные языческие святки и колядки, приурочив к ним
христианские праздники рождества и крещения (25 декабря и 7 января)
по ст. стилю).
Следующим общеславянским календарным праздником была масленица -
радостный праздник проводов русской зимы, весеннего равноденствия,
встречи Солнца и заклинания природы, накануне весенней пахоты.
Христианская церковь долго боролась и с этим праздником, но не могла
его победить и добилась только выдворения его за календарные сроки
великого поста перед пасхой. Первый весенний праздник отмечался 1-2
мая, когда появлялись первые всходы яровых, 4 июня восточные славяне
праздновали день Ярилы - бога Солнца и животворящих сил природы. В
этот день дома украшали березовыми ветками, а молодые березки -
лентами. Третий общеславянский праздник весенне-летнего цикла
отмечал летний солнцеворот 24 июня -день Ивана Купалы, когда
хороводы девушек пели обрядовые песни и священные гимны. Дню Купалы
предшествовала так называемая русальная неделя (русалки - нимфы,
невесты воды и полей, существа, от которых, по мифологическим
представлениям восточных славян, зависело выпадение дождя).
Праздник Ивана Купалы был наиболее торжественным изо всех празднеств
весенне-летнего календарного цикла. Русичи поклонялись воде -
девушки бросали венки из цветов в реки и озера и кормили белых
лебедей, почитавшихся за красоту и чистоту, горделивую величавость и
супружескую верность. Поклонялись также и огню - в купальскую ночь
на высоких холмах разводили огромные костры, и юноши и девушки
попарно прыгали через них.
Жизнерадостная игровая часть этих языческих молений сохранялась
очень долго, превратившись из обряда в веселую игру молодежи. Даже в
конце XIX - начале XX века православные русичи в Галиции и в
Закарпатье и окатоличенные словаки в Словакии соблюдали день Купалы
по - язычески. Как свидетельствуют многочисленные историки, писатели
и этнографы, купальские костры горели на вершинах Карпат и Татр на
протяжении многих десятков километров, и никакая сила не могла
заставить русичей и словаков отказаться от соблюдения хотя бы
игровой части исконных праотеческих обрядов.
День Рода-Перуна (20 июля) был самым мрачным и трагическим во всем
годовом цикле славянских молений. В этот день не водили яркие и
веселые хороводы, не пели раздольные песни и обрядовые гимны, а
приносили бескровные жертвы грозному и требовательному божеству,
напоминали ему о законах Прави. Ведь излишний летний зной перед
жатвой мог пересушить злаки, спелые колосья; длительный сильный
дождь - сбить вызревшее зерно на мокрую землю, молния - спалить
несжатый и необмолоченный хлеб, а град - опустошить нивы.
Отнюдь не случайно в 1 тысячелетии н. э. восточные славяне-русичи
если не отождествляли, то сблизили Рода и Перуна: без надежной
воинской защиты в условиях варварского кочевого полуокружения не
могло успешно развиваться высокоразвитое славянское земледелие, а
функциональные обязанности Рода (верховного бога Земли и Неба) и
Перуна (бога грома и молнии, дружины и оружия) во многом совпадали,
и совпадение это прямо отразилось в календарной обрядовой практике.
Знатоками обрядности и точных календарных сроков были жрецы-волхвы и
ведуньи-знахарки, "вещие жены", появившиеся еще в далекую
первобытную эпоху. Письменность у славян-русичей не была достоянием
только узкого круга волхвов и ведуний, князей и бояр: городское
население дохристианской Руси отличалось практически поголовной
грамотностью. Превосходящее большинство грамотных людей в 1Х-Х веках
было и среди смердов и кметей - пашенных людей (простых
земледельцев). Дохристианская Русь оказывала сильнейшее культурное
влияние на всех своих соседей. Достаточно сказать, что ее заклятые
враги - хазары, по свидетельству средневекового арабоязычного
восточного историка Фахрад-дина Мубарекшаха Мерверруди, заимствовали
славяно-русскую письменность и восточнославянский алфавит: "У хазар
тоже есть письмо, которое происходит от русского", - писал он. Так и
в других культурно-исторических образованиях зарубежья
прослеживается определённое влияние религиозно-мифологического
мировоззрения древних славян. 1992г.
Ярило или Иван Купала?
Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян
--------------------------------------------------------------------------------
Выдающийся русский историк академик Василий Григорьевич Васильевский
(1838-1899) и русский советский писатель Алексей Кузьмич Югов
установили и доказали, что славный герой "Илиады" Гомера Ахилл
(Ахиллес) был русским, древним русичем, и причиной его
долговременной неуязвимости были именно русские стальные доспехи,
подобных коим в эпоху осады Трои не имел ни один другой народ Земли.
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
|
|