Выдержки из произведения
В полном объеме вы можете скачать данный текст в архиве
ZIP по ссылке, расположенной выше
Александр Кац
Евреи.Христианство.Россия.
Содержание
КНИГА ПРОРОКОВ
1. РАСПЯТИЕ
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОЛГОФЫ
2.1. Правление Ирода Великого
2.2. Потомки Ирода
2.3. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПРОКУРАТОРОВ
3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОЛГОФЫ
3.1. Закон и пророчества
3.2. Религиозное сознание евреев перед Христом
3.3. Первый шаг
3.4. Еврейская диаспора
3.5. Великие миссионеры
4. ЕВРЕИ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА
5. ИУДЕО-ХРИСТИАНЕ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА
6. ЕВАНГЕЛИЯ
6.1. Устная традиция
6.2. Еврейское Евангелие
6.3. Евангелие от Марка
6.4. Евангелие от Матфея
6.5. Евангелие от Луки
6.6. Евангелие от Иоанна
6.7. Евангелие от Фомы
7. ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
7.1. Еллины против иудеев
7.2. Иудеи против христиан
7.3. Победа христианства
8. ЧТО ДЕЛАТЬ?
КНИГА ЦАРЕЙ
1. РУСЬ И ХАЗАРИЯ
2. В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
3. ОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО ДО ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
4. ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
5. ПЕТР III
6. ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ
7. ПАВЕЛ I НН РУССКИЙ ГАМЛЕТ
8. АЛЕКСАНДР I
9. НИКОЛАЙ I
10. АЛЕКСАНДР II ОСВОБОДИТЕЛЬ
11. АЛЕКСАНДР III МИРОТВОРЕЦ
12. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ II
13. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ПАРТИИ В КАНУН ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ
14. ЕВРЕИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ
15. РУССКИЕ НЕМЦЫ -- ПЕРВАЯ НАЦИЯ РОССИИ
16. ПУТЬ К КРОВАВОМУ ВОСКРЕСЕНЬЮ
17. СТУДЕНЧЕСТВО
18. ЦАРСКИЙ ХАРАКТЕР
19. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
20. ЛЕВЫЙ ТЕРРОР
21. РЕВОЛЮЦИЯ 1905 -- 1907 гг.
22. ПРАВЫЙ ТЕРРОР
23. ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВИ ВСЕМИРНЫЙ ЖИДОМАСОНСКИЙ ЗАГОВОР
24. ЦАРЬ И ДУМА
25. РАСПУТИН
26. РОССИЯ ПЕРЕД ВОЙНОЙ
27. ВОЙНА 1914 -- 1917 гг.
28. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА
29. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЖДЯ
30. СМУТА И ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
31. ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ И ЕВРЕИ
32. ЦАРСТВО РАЗБОЙНИКОВ
33. ЕВРЕИ В ЦАРСТВЕ РАЗБОЙНИКОВ
34. УБИЙСТВО ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
КНИГА ГЕНСЕКОВ
1. НАЧАЛО СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ
2. СЦЕНЫ ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
3. И. В. СТАЛИН
4. СТАЛИНСКИМ КУРСОМ
5. КОГО СЧИТАТЬ ЕВРЕЕМ?
6. КТО КРУТИЛ КОЛЕСА?
7. ХОДИЛ ЕВРЕЙ В РАЗВЕДКУ
8. СТАЛИНСКИЙ ТЕРРОР И ЕВРЕИ
9. ВНЕШНИЕ ДЕЛА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД
10. ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД
11. ВЕЛИКАЯ РАСОВАЯ ВОЙНА 1941 -- 45 ГОДОВ
12. ХРУЩЕВ Н. С.
13. БРЕЖНЕВ Л. И.
14. АНДРОПОВ Ю. В.
15. ЧЕРНЕНКО К. У.
16. ГОРБАЧЕВ М. С.
17. ЕВРЕИ И КУЛЬТУРА
18. ЕВРЕИ И НАУКА
КНИГА СВОБОДЫ,ИЛИ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
1. ЕЛЬЦИН Б. Н.
2. О СОВЕТЕ СОВЕСТИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
КНИГА ПРОРОКОВ
1. РАСПЯТИЕ
14-го дня месяца ниссана 3794 г. от сотворения мира по иудейскому
календарю на
кресте умирал Сын Человеческий Иисус. Смерть была мучительной:
истерзанное
плетьми тело, рвущиеся мышцы и сухожилия, палящее солнце,опухший
язык в
высохшем рту, мухи, гаснущее сознание и медленно по капле уходящая
жизнь.
"Жизнь течет меж пальчиков паутинкой тонкою."
Этот самый жестокий вид казни всегда вызывал у людей отвращение и
ужас. Несколько веков христиане испытывали глубокий непреодолимый
страх к
кресту как символу смерти и унижения. Только спустя столетие после
отмены
Константином Великим распятия как казни образ креста перестал
ассоциироваться с
орудием палачей. Крест как осознанный знак нравственного спасения
человечества
через искупительную смерть Иисуса получит распространение в V или VI
веках.
Смерть была позорной. Так распинали преступников и рабов в Вавилоне,
Персии,
Финикии, Карфагене и Римской Империи. К римским гражданам этот вид
казни, как
правило, не применялся. Справа и слева от Иисуса на крестах висели
два
негодяя. Одного из них по иронии судьбы тоже звали Иисусом по
прозвищу
Вар-авва. Смерть на кресте в обществе бандитов усугублялась
бесчестием. Этот
род казни не вытекал из иудейских законов. Римское право не
распространялось на
евреев, они подчинялись каноническому праву. Первоначальное
обвинение имело
чисто религиозную основу. Иисус обвинялся по двум пунктам: объявил
себя Сыном
Божиим и произнес роковые слова: "Могу разрушить Храм Божий и в три
дня
создать его" (Мф. 26: 61). С точки зрения Закона Моисеева это было
богохульством, и оно было доказано. Синедрион объявил Иисуса
заслуживающим
смерти -- побитию камнями. Приговор священников должен был быть
утвержден
римским прокуратором Понтием Пилатом, который первоначально не нашел
вины
Иисуса и почти уж было освободил его. Тогда враги Иисуса представили
его
мятежником и государственным преступником, присвоившим титул "царя
иудейского", что в конечном итоге решило его судьбу. Чернь
потребовала
римской казни через распятие. Поскольку казнили "царя
иудейского", а не Сына Божьего, то казнь выполнялась римским
вспомогательным отрядом, квартирующим в Иерусалиме, под начальством
центуриона.
Смерть -- это всегда одиночество. Вблизи не было друзей, учеников,
семьи,
возлюбленной. Не было никого, кто мог бы поддержать слабеющий дух.
"Боже
мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 29: 46).
У пророков не бывает друзей, бывают лишь ученики и последователи.
Один из
учеников -- Иуда из Кериота выдал его стражникам Анны, в руках
которого
находилась фактическая священническая власть в Иудее. Другой ученик
-- Петр в
ночь ареста трижды отрекся от своего Учителя. Остальные ученики
разбежались еще
в Гефсиманском саду, попрятались и не присутствовали при кончине
Иисуса. Это
были добродетельные, очень наивные и простые люди, "простецы",
обожавшие своего Учителя, не способные противостоять воинам. Правда,
"один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив
раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус:
возврати меч твой
в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26: 51, 52).
Таким образом, вялая попытка защитить Иисуса была им же отвергнута.
Издали за казнью наблюдали Мария из Магдалы, Мария Клеопова и
Саломея --
галилейские подруги, сопровождавшие Иисуса в Иерусалим. Двоюродные
братья
Иисуса -- Иаков, Иосия, Симон и Иуда и сестры при казни не
присутствовали.
Синоптики не упоминают также и Марию -- мать Иисуса, хотя евангелист
Иоанн
утверждает, что Богородица находилась у подножия креста. Лысый холм
-- Голгофа
не был единственным или излюбленным местом казни в Иерусалиме. Так
царь
Александр Яннай из рода Хасмонеев распял в центре города 800 иудеев,
изрубив на
глазах распинаемых их жен и детей и созерцая резню во время пира в
обществе
своих наложниц. Политические казни в Иерусалиме в правление Ирода
Великого не
совершались. Они происходили в Иерехоне.
Публичные казни в Римской Империи считались, вообще, как бы
естественными
зрелищами, и, когда они принимали массовый характер, кресты с
распятыми рабами
выставлялись если не на форумах, то, во всяком случае, на видных
городских
магистралях.
Публичные казни дожили до новейшей истории. Еще недавно они
происходили на
Гревской площади в Париже, на Красной площади в Москве, во дворе
Тауэра в
Лондоне и т. д. Но лишь событию на Голгофе случилось стать как бы
началом
отсчета нового периода в истории людей.
У подножия креста разыгрывались сцены человеческой злобы и глупости.
Над
крестом надпись, написанная словами греческими, римскими,
иудейскими:
"Сей есть Царь Иудейский". "И стоял народ и смотрел.
Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал,
пусть спасет
Себя Самого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины
ругались над ним,
подходя и поднося Ему уксус и говоря: если ты Царь Иудейский, спаси
Себя
Самого" (Лк. 23: 35 -- 37).
Все требовали немедленных доказательств божественности. Их не было.
О чем думал
умирающий мучительной смертью Сын Человеческий? О своем народе, к
которому Он
был послан и к сердцу которого не нашел пути? О провале своей
миссии? О суде и
приговоре? И разве Он единственный из великих Сынов Человеческих,
казненных по
приговору черни? За четыре столетия до Иисуса выпил чашу с ядом
Сократ, этот
воплощенный идеал мудреца, казненный по приговору суда за
"поклонение
новым божествам и развращение молодежи". Спустя двадцать веков после
Иисуса чернь в академических шапочках будет требовать распятия
Сахарова.
Сколько их было мудрецов и пророков между Сократом и Сахаровым!
Сколько их еще
будет?
Этого мы не знаем. Но мы знаем, что смерть Иисуса -- этой великой
личности,
сочетавшей в себе все, что есть высокого и доброго в природе
человека, заложила
основу божественного властвования над царством его обожателей. После
смерти
Иисуса люди перестанут делать различие между Христом и Богом. Ценою
своих
страданий и благодаря своему учению Иисус шагнул в бессмертие и в
мир, который
тысячелетиями будет оставаться в Его власти. Его учение явится
краеугольным
камнем существования человечества. История покажет, что в эпохи,
когда темные
силы будут пытаться сдвинуть этот камень, люди будут переносить
бедствия
страшных масштабов.
Иисус -- это величайшая из вершин на рельефе человеческой истории,
указывающая
человеку его прошлое и его будущее. До тех пор, пока существуют
распинающие и
распинаемые, ненавидящие и ненавидимые, гонители и гонимые,
угнетающие и
угнетаемые, причиняющие страдания и страдающие, человеческая мысль
будет
возвращаться к Голгофе 3794 года.
Смерть Иисуса, не замеченная, по существу, просвещенным эллинским
миром, так
же, впрочем, как и менее просвещенным еврейским миром, поставила
перед
человечеством комплекс философских, религиозных, социальных и
научных проблем,
над которыми два тысячелетия работают лучшие умы многих народов.
Рождение
нового духа, несмотря на его крайне медленное и нестабильное
развитие, обрело в
конце концов небольшую положительную равнодействующую исторических
сил,
приведшую к тому, что принято называть христианской цивилизацией.
Мы, ее дурные дети, уцелевшие в катаклизмах кровавого двадцатого
века,
осмысливая Человеческую Драму последних двух тысячелетий, должны
решить, какие
принципы и концепции следует взять с собой в будущее. Главными,
разумеется,
останутся вопросы: что есть истина и как должно происходить творение
человека
по образу и подобию Божию? Творение не как акт, а как длительный и
сложный
процесс. Созданы религии, институты, технологии, искусственные
органы, аппараты
для любых сред, поражающие воображение, "дети из пробирок" и т.
д., но по-прежнему "средний статистический человек" ежедневно,
как и в то время, с которого начинался этот рассказ, балансирует
между Добром и
Злом, пересекая в обоих направлениях невидимую границу этих
субстанций, вызывая
отчаяние и надежду, страх и любовь зрителей и участников
человеческого
ансамбля.
Вот почему трагедия Голгофы актуальна сегодня, на пороге третьего
тысячелетия,
так же, как и двадцать веков назад. Она будет осознанной, а иногда и
неосознанной точкой опоры человеческих душ в кризисных ситуациях,
возникающих
прежде всего с отдельным индивидуумом. На Голгофе 3794 года в муках
рождалось
новое христианское сознание и новый христианский взгляд на человека.
От мощного древа иудаизма отпочковывалась новая религия --
христианство,
созданное незначительным меньшинством еврейской нации. Через шесть
веков от
этого же древа отпочкуется ислам. Взаимоотношение еврейства и
христианства
станет центральной темой истории, своего рода исторической осью,
вокруг которой
будет твориться философия, культура, религиозная мысль.
По мере своего развития и огосударствления церковь объявит иудаизм
самым
сильным и страшным врагом христианства. Из сочинений отцов церкви,
устных
проповедей, многочисленных энциклик и булл церковных иерархов будет
следовать,
что евреи не только распяли Христа, но и покушаются на самое
основание веры --
на Христа Богочеловека. Это закрепится в массовом сознании
многонационального
христианства, станет идеологическим штампом и породит вселенский
антисемитизм в
его бытовой, государственной и религиозной разновидностях.
В свою очередь евреи, живя в диаспоре и отличаясь непреклонной
национальной
гордостью, основанной на своем Законе и избраничестве, вели строго
замкнутый,
непонятный окружающим общинный образ жизни, что отнюдь не
способствовало
снижению накала страстей, принимавшего иногда кровавые формы.
Интересно, что русский философ-антисемит Розанов В. В. в ХХ веке
обвинял евреев
в том же, в чем обвиняли римские философы во втором веке новой эры
христиан, а
именно в тайности богослужений, допускающей любую противозаконную
трактовку,
включающую человеческие жертвоприношения, блуд и т. д.
В этой книге ставится задача рассмотреть взаимоотношения христиан и
евреев с
позиций современного человека. К этой старой, как мир, и больной
теме, которой
посвящены целые библиотеки, в последние годы добавились новые факты
из истории
советского периода. Имеется в виду активное участие евреев в
большевистской
революции и гражданской войне, в создании репрессивных органов, в
коллективизации и т. д. Эта тема стала дежурной в ряде изданий
России.
Человеконенавистническая идеология марксизма-ленинизма и преступная
практика
ВКП(б)--КПСС обрушила неисчислимые бедствия на эту страну. В то же
время
практически отсутствуют публикации о роли евреев в развитии науки и
культуры,
экономики, медицины, образования, создании ядерного щита СССР.
Крушение СССР породило во всех республиках так называемого СНГ
всплеск мощного
национализма. Массы людей, лишенные привычной коммунистической
идеологии,
лишенные гражданских прав, формально гарантированных Конституцией
СССР, ставшие
"инородцами", "оккупантами",
"мигрантами" в собственной стране, полные смятения и страха перед
будущим, страха за своих детей, мечутся в поисках духовной опоры.
Многие
находят эту опору в национализме. Это естественно, так как он лежит
на
поверхности и доступен пониманию простых людей.
Национализм используется политиками как средство разделения людей по
расовому
признаку в целях удовлетворения прежде всего личных амбиций, а затем
уже ложно
понятых прав своего этноса. Лидеры националистического толка -- это
люди
профессионально непригодные, неспособные к творческому труду,
разрушители.
Результаты их "деятельности" -- это горы трупов, выжженные города
и нравственность, отброшенная на уровень раннего средневековья. Так
было в
фашистской Германии. Это наблюдалось в Югославии и на окраинах
России.
Вопрос о сосуществовании этносов и национальных меньшинств в этой
прекрасной
стране -- России стал необычайно актуальным. Поэтому в книге будет
рассмотрен
также вопрос о взаимоотношениях русских и евреев -- двух самых
талантливых
наций: одной самой молодой и другой самой древней на территории СССР
-- и
перспективах на будущее.
Мы начали наш рассказ с распятия Христа. Продолжим его изучением
исторических и
религиозных окрестностей Голгофы.
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОЛГОФЫ
2.1. Правление Ирода Великого
Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается
Евангелие от
Матфея, является царь Ирод, правивший Иудеей в 37 -- 4 гг. до н. э.
и отдавший
приказ истребить в городе Вифлееме младенцев мужеского пола от двух
лет и ниже,
ибо сказано пророком, что в этом городе "произойдет мне Тот, Который
должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала,
от дней
вечных" (Мих. 5: 2).
Этот драматический сюжет стал излюбленной темой многих выдающихся
художников так же, как слово Ирод стало синонимом злодейства. Между
тем, царь
Ирод I Великий (73 -- 4 гг. до н. э.) -- основатель династии Иродов
-- являлся
несомненно незаурядной личностью. Он отличался бесстрашием, могучей
энергией,
воинским и управленческим талантами, эллинским кругозором и
красноречием. Его
жестокость вполне соответствовала духу того времени. Его богатая
событиями
биография еще не нашла достойного романиста.
С воцарением Ирода в Иудее закончилась династия Хасмонеев. При
Хасмонеях
Иудея стала независимым государством. До Хасмонеев Иудея была
завоевана сначала
Навуходоносором II (586 г. до н. э.), затем Александром Македонским
(333 г. до
н. э.) и фактически исчезла с исторической арены, представляя собой
лишь
теократический храмово-общинный анклав радиусом 10 -- 15 миль вокруг
Иерусалима.
После Александра эта территория длительное время была яблоком
раздора между
правителями эллинистических государств -- Птолемеями и Селевкидами,
хотя
столкновения между ними редко происходили на самой еврейской
территории. С 320
по 202 гг. до н. э. Иудея находилась под властью Птолемеев, с 202 до
168 гг. до
н. э. -- под властью Селевкидов.
В 170 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан (Светлый),
возвращаясь из
египетского похода, захватил Ерусалим, устроил там страшную резню,
ограбив при
этом храм. Через два года он снова послал войско в Иерусалим во
главе с
Аполлонием. Стены города были срыты, на алтаре храма была
расположена статуя
Зевса, на холме Аккра в центре города разместился сирийский
гарнизон. Под
страхом смерти были запрещены иудейские и введены обязательные
греческие
богослужения. Иерусалим по корился новому режиму, но вне Иерусалима
евреи
сопротивлялись с яростной непреклонностью.
В 167 г. до н. э. евреи восстали под руководством Иуды Маккавея,
заключившего
незадолго перед своей гибелью в 161 г. до н. э. договор с Римом.
Условия
договора оговаривали не столько военную помощь, сколько отказ от
всякой помощи
тому, кто будет вести войну с Иудеей или Римом. В политическом
смысле этот
договор означал признание могущественным Римом независимости Иудеи
от
Селевкидов.
Маккавейская война 167 -- 142 гг. до н. э. закончилась победой
Иудеи,
значительно расширившей свою территорию за счет Самарии и Галилеи.
Поскольку
Иуда Маккавей был внуком священника Хасмонея, то его род,
утвердивший свою
власть в стране, стал называться династией Хасмонеев. Первые после
Иуды потомки
Хасмонеев обладали властью первосвященников. В 104 г. до н. э. пятый
после Иуды
Маккавея представитель этого рода -- Аристобул I возложил на себя
царскую
диадему. Так спустя 482 года после разрушения храма в Иудее
возродилась царская
власть. Последним царем из династии Хасмонеев был Антигон (40 -- 37
гг. до н.
э.).
При Хасмонеях Иудея была монархическим государством эллинистического
типа с
пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемной армией,
требовавшей
расходов. Налоговый гнет вызывал народные восстания, длившиеся
иногда по
несколько лет.
Иудея вплетается в канву римской политики в 63 г. до н. э., когда
Гней Помпей
после блистательных побед на Востоке над понтийским царем Митридатом
VI
Евпатором и армянским царем Тиграном II и захвата Сирии выступил
арбитром в
споре Гиркана и Аристобула,наследников иудейской царицы Александры
-- Саломеи.
Аристобул, пытаясь склонить Помпея в свою сторону, преподнес ему
роскошный
подарок стоимостью 500 талантов -- виноградное дерево из золота.
Однако Помпей,
раздраженный поведением Аристобула, принял сторону Гиркана. Арбитраж
закончился
захватом Иерусалима и штурмом храма. Помпей со свитой вошел в Святая
Святых и
осмотрел, не тронув, сокровища иудеев. Гиркан был утвержден Помпеем
в сане
первосвященика. Фактическим правителем Иудеи становится уроженец
Идумеи
Антипатр.
Наместник Сирии Габиний в 57 г. до н. э. разделил Иудею на пять
округов со
своими синедрионами, и Иерусалим утратил на время значение столицы.
Марк Красс, вступивший в управление Сирией после Габиния, взял для
нужд
парфянского похода из Иерусалимского храма нетронутые Помпеем
священные золотые
предметы и 2000 талантов.
После гибели в парфянской войне Красса в 53 г. до н. э. Цезарь
назначает
Антипатра прокуратором Иудеи. Известно, что для доказательства своей
верности
Цезарю Антипатр обычно молча обнажал свое тело, покрытое следами
ран,
полученных в боях за общее с Римом дело. Стены Иерусалима,
разрушенные
Помпеем,с разрешения Цезаря в 47 г. до н. э. восстанавливаются.
Примерно в это время начинается карьера молодого 25-летнего Ирода,
сына
Антипатра. Антипатр, Ирод и Гиркан полностью подчинились интересам
Рима, делая
ставку последовательно на сильнейшего из римских правителей.
Между тем, в Риме после убийства Цезаря в 44 г. до н. э. вспыхивает
война между
Октавианом и Антонием, с одной стороны, и заговорщиками-убийцами
Цезаря Брутом
и Кассием, с другой. Кассий прибывает в Сирию, где, готовясь к
войне, требует
помощи от вассальных правителей. Ирод немедленно предоставляет
Кассию свою долю
-- 100 талантов, назначается наместником Сирии и получает наемное
войско. Он
подавляет антиримские мятежи в Сирии и Самарии.
Кассий гибнет в битве при Филиппах в 42 г. до н. э., а его
победитель Марк
Антоний в Вифинии принимает делегацию иерусалимских евреев,
жалующихся на Ирода
и его брата Фазаэля, узурпировавших всю власть в Иудее. Однако, Ирод
обворожил
Антония подарками и назначается им, как и Фазаэль, тетрархом --
правителем
четвертой части страны. При отъезде Антония к Иерусалиму вспыхивает
очередной
мятеж евреев, который жестоко подавляется.
Через два года парфянский царь Пакор напал на Иудею с целью
низложить Гиркана и
передать правление его племяннику Антигону, сыну Аристобула. Награда
за
вторжение -- 1000 талантов и 500 жен. Иерусалим опять осажден.
Выманенные
хитростью из города Фазаэль и Гиркан становятся пленниками парфян,
причем
Фазаэль мужественно кончает жизнь самоубийством, а Гиркану Антигон
откусывает
уши, дабы лишить его возможности быть первосвященником, ибо этот
пост может
занимать только физически беспорочный человек. Ирод вынужден с
близкими людьми
бежать в Идумею. Иерусалим опять разграблен, на этот раз парфянами.
Ирод отправляется в Рим за помощью к Антонию. Сенат Рима в 40 г. до
н. э.,
исходя из враждебности к Риму Антигона, учитывая заслуги отца Ирода
Антипатра в
его египетском походе с Цезарем, его испытанную преданность,
принимая во
внимание дарования Ирода, его энергичную и мощную натуру, постановил
назначить
Ирода царем Иудеи, в честь чего Антонием был дан торжественный обед.
Путь к царской власти и Иерусалиму оказался длинным и кровавым. Все
население
Иудеи, Самарии и Галилеи оказывало яростное сопротивление Ироду и
римским
легионам. Штурм крепостей и городов, усмирение вспыхивающих
восстаний заняло
три года. Попутно Ирод подключился к совместной с Антонием осаде
Сарасаты,
лишний раз продемонстрировав свою преданность покровителям и личную
храбрость.
Воспользовавшись расколом среди иудеев, поддерживающих Антигона,
Ирод приступил
к осаде Иерусалима. Одним из эпизодов осады стала свадьба Ирода на
красавице
Мариамм, внучке Гиркана, т. е. породнение с династией Хасмонеев.
После пяти
месяцев осады и штурма Иерусалим пал. В городе воцарилась страшная
резня.
Опасаясь, что город превратится в пустыню, Ирод предложил римлянам
наградить их
из собственной казны за прекращение кровопролития. Кровопролитие
было
приостановлено. Антигон в цепях был отправлен в Рим и казнен.
Династия
Хасмонеев в 37 г. до н. э. прекратила существование. Ирод, опираясь
на выходцев
из Идумеи, казнил почти всех членов синедриона и значительную часть
иудейской
аристократии. Имущество конфисковывалось, драгоценности отправлялись
Антонию.
В 30 г. до н. э. война между Октавианом и Антонием завершилась
морской битвой у
мыса Акций, в которой флот Антония был разгромлен, а его сухопутная
армия без
боя перешла на сторону Октавиана. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август
становится
властелином мира, и Ирод, верный друг Марка Антония, принимает
смелое решение.
Без царской диадемы и других знаков своего сана он отправляется на
о. Родос к
Октавиану, где обращается к нему со своей знаменитой речью как
частное лицо, но
с царским достоинством. Речь заканчивалась словами: "К тебе я пришел
в
той надежде, что мужество достойно милости, и в том предположении,
что будет
принято во внимание то, какой я друг, а не чей я был друг".
Император
ответил: "Тебя никто не тронет! Ты можешь отныне еще с большей
уверенностью править твоим царством! Ты достоин властвовать над
многими за то,
что так твердо хранил дружбу! Старайся же теперь быть верным и более
счастливому другу и оправдать те блестящие надежды, которые вселяет
мне твой
благородный характер. Антоний хорошо сделал, что больше слушался
Клеопатры, чем
тебя... Я не замедлю официальным декретом утвердить тебя в царском
звании и
постараюсь также в будущем быть милостивым к тебе, дабы ты не имел
причины
горевать об Антонии" (121). Царская диадема вернулась на голову
Ирода.
За заслуги, оказанные Иродом в египетском походе Августа, к Иудее
вернулись
окрестности Иерехона, отобранные Клеопатрой, Гадара, Гиппос,
Самария,
приморские города Газа, Анфедон, Иоппия, Стратонова Башня, страны
Трахонея,
Батанея, Авранитида. Через 10 лет Ирод назначается наместником Сирии
и
достигает апогея своей власти.
Огромные средства тратятся Иродом как на реконструкцию
Иерусалимского храма,
так и на строительство языческих храмов. Можно сказать, что Ирод был
первым
иудеем среди эллинов и первым эллином среди иудеев. Возводятся
дворцы, города и
порты, носящие имена друзей Ирода -- Цезарион, Агриппион, Себаста
(Августа), Кесария Палестинская с великолепным храмом Августа со
статуями Зевса
и Рима, города Антипатрида, Иродион и др. Открываются театры, цирки,
учреждаются в Иудее Олимпийские имени Цезаря игры. Сам Ирод
выступает
учредителем и судьей на Олимпийских играх в Элладе. Щедрости Ирода
нет границ.
За пределами Иудеи -- в Афинах, Лакедемонии, Никополисе, Антиохии,
Триполиссе,
Дамаске, Птолемаиде и других городах -- за счет Иудеи строятся
гимнасии,
дворцы, улицы с колоннадами, храмы, рынки, водопроводы и купальни.
Развитие языческих культов, языческий образ жизни Ирода, его
жестокость и
ненасытность к деньгам делали его Бичом Божиим в глазах евреев. В
тоже время
род Ирода много послужил делу иудаизма. Для того, чтобы жениться на
царевнах из
этой семьи, обладавшей несметными сокровищами, князья мелких
династий из
Киликии, Панта, Эмеза, подвластных Риму и других стран принимали
иудейство.
Семейная жизнь Ирода постепенно окрашивалась в самые трагические
тона. Его
всепоглощающая любовь к Мариамме и ее великая ненависть к нему в
конце концов
привели к тому, что Ирод в припадке ревности приказывает убить жену.
Ее
набальзамированное в меду тело долгое время оставалось во дворце, не
предаваясь
земле. Ирод то беседовал с ней, стараясь уверить себя, что она жива,
то горько
оплакивал ее. Смерти Мариаммы предшествовали бессмысленные казни ее
деда
Гиркана и брата Аристобула.
Дворец Ирода превращается в гнездо злобных и изощренных интриг, в
которых
участвует вся многочисленная семья Ирода. Первыми жертвами этих
интриг
становятся сыновья Ирода от Мариаммы -- Александр и Аристобул,
заподозренные, а
потом обвиненные в заговоре против отца. Их то арестовывают, то
освобождают. В
тяжбу вовлекают Августа, его наместников и прокураторов. В судебных
заседаниях
участвуют сотни людей и семья Ирода. Вся Сирия и Иудея с напряженным
вниманием
следят за ходом этой трагедии. Чернь выступает на стороне Ирода, и
юношей
казнят.
Главным участником интриги и заинтересованным лицом был старший сын
Ирода от
Дориды Антипатр. Прозревший после казни невинных сыновей Ирод
устраивает новый
суд, теперь уже над Антипатром. Председательствует на суде сам Ирод
и наместник
Сирии Квинтиллий Вар. Суд происходит открыто по римским законам и
приговаривает
Антипатра к смерти. Помутившийся рассудком семидесятилетний Ирод в
предчувствии
собственной смерти приказывает собрать на ипподроме знатнейших мужей
Иудеи и
изрубить их, как только он сам умрет, дабы вся Иудея и каждая
фамилия против
своей воли плакала бы над его смертью. Ирод пережил казнь своего
старшего сына
Антипатра на пять дней. Тело Ирода, согласно завещанию, было предано
земле в
Иродионе. Могила этого царя не найдена.
Мрачный дух последних лет царствования Ирода окрасил кровавой дымкой
память об
этом правителе. В истории не так уж много государей, повинных в
столь
противоестественном преступлении, как убийство собственных детей. В
русской
истории таковыми были Иван Грозный и Петр I. В памяти народной
подобные деяния
всегда запечатлеваются навечно.
Иосиф Флавий (37 -- 102 гг. н. э.), признанный авторитет по истории
Иудеи и
фактический современник тех событий, не забывший ни одного
преступления Ирода,
ничего не упоминает об умерщвлении младенцев города Вифлеема. И хотя
в принципе
злодейство такого масштаба вполне вписывается в моральный облик царя
Ирода,
следует признать, что это является, по-видимому, продуктом народной
фантазии,
основанной на убийстве Иродом собственных детей.
По Матфею, Иисус родился в 5 -- 6 гг. до н. э.
2.2. Потомки Ирода
При Ироде I Великом Иудея, как союзное Риму государство, достигла
пика своего
блеска и могущества. Дети Ирода удивительно быстро израсходовали
политический
багаж основателя династии и превратили Иудею в провинцию,
управляемую римскими
прокураторами.
Согласно завещанию царя Ирода, царский титул после утверждения
императором Августом передавался Архелаю (Ироду Архелаю), его сыну
от Малтеки.
Перед поездкой Архелая в Рим в Иерусалиме произошел мятеж
измученного
предыдущим царствованием населения, требовавшего первоначально лишь
снижения
налогов и освобождения заключенных.
Мятеж вспыхнул во время празднования иудейской Пасхи и был подавлен
армией,
убившей при этом в Храме около 3000 жителей. Слегка опечаленный
такой концовкой
праздника Архелай отправился в Рим вместе с многочисленным
семейством умершего
царя, которое неожиданно для него выступило перед Августом в
качестве
энергичной оппозиции. Пока в палатинском храме Апполона в Риме шло
рассмотрение
претензий, Иудея и Галилея запылали в крестьянской войне, а в
Иерусалиме
оказался осажденным римский легион под командованием Сабина.
Прижатые к Храму
римляне подожгли колоннаду и разграбили храмовую казну, что еще
более подлило
масла в огонь. На помощь Сабину выступил с двумя легионами сирийский
наместник
Квинтилий Вар. В Идумее поднялся мятеж 2000 ветеранов Ирода. Царский
раб Симон
сжег царский дворец в Иерехоне и объявил себя царем. Также царем
объявил себя
предводитель вооруженных отрядов простой пастух по имени Афронг.
Иудейский
книжник Иуда Галилеянин, укорявший евреев в том, что они, кроме
Бога, признают
над собой еще и власть римлян, организовал в 6 г. н. э. радикальную
религиозную
антиримскую секту, поднявшую восстание зелотов (ревнителей). С
трудом Квинтилий
Вар подавил восстание, а затем распял на крестах 2000 пленных.
Выслушав все эти известия и претензии сторон, Август объявил
следующее.
Половина царства Ирода Великого -- Иудея, Идумея, Самария, города
Кесария,
Себата, Иоппия, Иерусалим -- с доходом 400 талантов передается во
владение
этнарху Архелаю. Оставшаяся половина делится на две части --
тетрархии, которые
передаются: первая, включающая Батанею, Трахонею, Гавланитиду, с
доходом 100
талантов -- тетрарху Филиппу -- Ироду, сыну Ирода Великого от
Мариаммы; вторая,
включающая Галилею и Перею, с доходом 200 талантов -- тетрарху Ироду
-- Антипе,
сыну Ирода Великого от Малтаки. Остальные потомки Ирода Великого
получили то,
что им было оставлено по завещанию. Незамужние дочери царя были
сосватаны.
Завещанные самому императору 1000 талантов благородный Август роздал
наследникам.
Правление этнарха Архелая длилось 2 года (4 г. до н. э. -- 6 г. н.
э.). Оно
прекратилось из-за жалоб иудеев и самаритян на жестокости Архелая и
их просьб
перейти под римское владычество. Архелай был отправлен Августом в
ссылку в
город Виенну в Галлии, где и умер в 16 г. н. э. Его этнархия была
подчинена
наместнику Сирии. Иудея стала управляться римским прокуратором.
Первым римским
прокуратором Иудеи с правом высшей юрисдикции был назначен всадник
Копоний (6
-- 9 гг. н. э.). Право высшей юрисдикции означало, что решение
прокуратора по
вопросам жизни и смерти для жителей Иудеи (не граждан Рима) является
окончательным.
Архелай упоминается в Евангелии от Матфея в связи с возвращением
Святого
семейства из Египта, когда Иосиф услышал, "что Архелай царствует в
Иудее
вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти" (Мф. 2: 22) и пошел в
Галилею, в Назарет. После изгнания Архелая наместник Сирии проконсул
Квириний в
6 -- 7 гг. н. э. провел перепись населения Сирии и Иудеи, отмеченную
евангелистом Лукой в повествовании о рождении Иисуса в Вифлееме,
куда пришли
для регистрации Его родители (Лк. 2: 1 -- 2). Согласно Луке, Иисус
родился в 6
-- 7 гг. н. э.
Ирод-Антипа (20 г. до н. э. -- 39 г. н. э.), тетрарх Галилеи и
Переи, был
государем во времена Иисуса (Лк. 3: 1, 23: 7) В Новом Завете его
называют
"Ирод" (Лк. 13: 31), "Ирод четвертовластник" (Мф.
14: 1), "царь Ирод" (Мк 6: 14). Ирод-Антипа выстроил на берегу
Геннисаретского озера эллинистический город Тивериаду и сделал ее
столицей
тетрархии. Чтобы выглядеть в глазах народа иудеем, Ирод-Антипа часто
отправлялся в Иерусалим, где, в частности, присутствовал на
празднике Пасхи и
судебном процессе над Иисусом (Лк. 23: 7 -- 15). Это случилось,
когда после
своего ареста Иисус был доставлен к римскому прокуратору Понтию
Пилату, а
затем, как галилеянин, отправлен к Ироду-Антипе. Подвергнутый
издевательствам
Иисус, переодетый в светлую одежду, был отослан Иродом-Антипой
обратно к Пилату
(Лк. 23: 11). Соответственно этому, Ирод-Антипа наряду с Понтием
Пилатом назван
соучастником убийства Иисуса (Деян. 4: 27).
За несколько лет до этого Ирод-Антипа влюбился в свою племянницу и
невестку
Иродиаду, честолюбивую жену своего сводного брата Ирода
Безземельного, прогнал
свою первую супругу, дочь набатейского правителя Ареты IV, и женился
на
Иродиаде. Этот двойной развод привел Ирода-Антипу к двум
неприятностям --
пограничной войне с Аретой IV и острой критике со стороны пророка
Иоанна
Крестителя. Иоанн Креститель по наущению Иродиады был заточен в
горную крепость
Махерон и в день рождения Ирода-Антипы обезглавлен.
В 39 г. н. э. Ирод-Антипа под влиянием Иродиады попытался завладеть
короной
Ирода-Агриппы I (Агриппы I), для чего отправился в Рим к императору
Калигуле.
Однако труднопредсказуемый император обвинил его в сотрудничестве с
парфянами и
сослал вместе с Иродиадой в город Лион. Его тетрархия была
объединена с
областью правления Агриппы I.
Тетрарх Батанеи,Трахонеи и Гавлантиды Филипп-Ирод (Ирод-Филипп,
Филипп), сын
Ирода Великого, был женат на Саломее, дочери Ирода Безземельного и
Иродиады. Он
выстроил у подножия горы Ермон новую столицу тетрархии Кесарею
Филиппову. Умер
в 34 г. н. э. Упоминание его имени в Евангелиях (Мф. 14: 3, Мк. 6:
17) основано
на смешении его имени с Иродом Безземельным.
Все представители ненавидимого иудеями дома Ирода проводили
марионеточную
проримскую политику, сторонники которой -- иродиане в свое время
предложили
Христу коварный вопрос: "позволительно ли давать подать кесарю или
нет?" (Мф. 22: 16, 17).
Ирод-Агриппа I (точнее, Юлий Агриппа I, 10 г. до н. э. -- 44 г. н.
э.), внук
Ирода Великого и сын казненного им Аристобула, был воспитан при
дворе римских
цезарей. За неудачные интриги он был заключен Тиберием в оковы и
провел в
заключении шесть месяцев. Пришедший к власти после смерти Тиберия
Гай Юлий
Цезарь Калигула в 37 г. н. э. освободил Агриппу, передал ему власть
над
тетрархией умершего Филиппа, а спустя два года подарил тетрархию
изгнанного
Ирода-Антипы. После убийства Калигулы в 41 г. н. э. и провозглашения
преторианской гвардией императором Клавдия Агриппа, оказавшийся в
Риме, в это
короткое смутное время проявил незаурядные дипломатические
способности,
помирив сенат с новым императором Клавдием. За это Клавдий передал
Агриппе
вместе с царским титулом этнархию Ирода Архелая. Таким образом Ирод
Агриппа I
объединил все царство своего деда Ирода Великого. Он умер в 44 г. н.
э.
К числу его государственных дел следует отнести укрепление стен
Иерусалима. В
"Деяниях Апостолов", где Агриппа назван царем Иродом (Деян. 12: 1
-- 6), рассказывается о преследовании им христианской общины в
Иерусалиме --
казни Апостола Иакова (Брата Господня) и аресте Апостола Петра.
Ирод-Агриппа I
умер во время пиршества после победы над финикийцами от странной
болезни живота
-- "изъеденный червями" (Деян. 12: 23). Возможно он был отравлен
по приказу сирийского наместника Марса, усмотревшего в сооружении
стен
Иерусалима и в проведении им совещания с пятью другими вассальными
восточными
царями угрозу римским интересам. После смерти Ирода-Агриппы I Иудея
стала
управляться римскими прокураторами.
Несовершеннолетние дети Агриппы I -- Юлий Марк Агриппа, Береника,
Мариамма и
Друзилла воспитываются в Риме. Юлий Марк Агриппа, впоследствии Ирод
Агриппа II
(28 -- 100 гг. н. э.), в 49 г. н. э. получает по распоряжению
императора
Клавдия после смерти своего дяди Ирода Халкидского римское
вассальное царство
Халкиду, контроль над Иерусалимским Храмом и право назначать
первосвященников.
Через четыре года Клавдий отдает ему взамен Халкиды прежнюю
тетрархию Филиппа
-- Батанею, Трахонею, Гавланитиду и еще некоторые земли. Кесарея
Филиппова
становится резиденцией Агриппы II. Незыблемая преданность Агриппы II
императорам Нерону, а затем Веспасиану вознаграждалась новыми
землями и
городами в Галилее и Перее. Агриппа II участвовал на стороне Рима в
войне с
парфянами и в войне против своего народа -- Иудейской войне (66 --
73 гг. н.
э.) на стороне Веспасиана -- Тита. В Новом Завете его называют "царь
Агриппа".
Агриппа II остался неженат и жил со своей сестрой Береникой. На
процессе против Апостола Павла в Кесарии Агриппа II выступил
экспертом по
вопросам иудейского богословия (Деян. 25: 13, 23, 26).
Еврейская принцесса Береника содействовала возвышению императорского
дома
Флавиев и оказала большое влияние на взгляды и политику влюбленного
в нее
императора Тита. Они познакомились в Птолемаиде во время Иудейской
войны, когда
Беренике было 39, а Титу 26 лет. Их любовь продолжалась 12 лет.
Впоследствии
общественное мнение вынудило Тита отказаться от намерения жениться
на Беренике.
2.3. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПРОКУРАТОРОВ
Христиане составляли каплю в языческом море, причем каплю "не от
мира
сего". Весь смысл их жизни заключался в уходе от реальности и
ожидании
второго пришествия Христа. Однако внешние условия оставляли
христианам мало
возможностей для безоблачного, мирного сосуществования с иудаизмом и
язычеством, с иудейской и римской администрациями. Рождение нового в
недрах
старого всегда сопровождается идейной борьбой личностей и структур,
их
объединяющих. Никогда раскол по идейному или этническому признаку не
проходил
безболезненно, не оставляя рубцов на теле истории.
В последующих разделах будет показано, что еврейская нация
расколется
на правоверных иудеев и христиан. В христианских общинах накопится
критическая
масса языческого материала, которая со временем задавит христианское
еврейство,
и это тоже произойдет не самым мирным образом. На эти сложные
процессы окажет
мощное влияние Иудейская война 66 -- 73 гг. н. э.
Ее результаты отразятся в религиозном сознании иудеев и христиан и
закрепятся в
соответствующих религиозных текстах, которые впоследствии будут
канонизированы.
Иудеи, потерпев сокрушительное поражение от Рима и потеряв все --
Храм,
Иерусалим, Родину, вынуждены будут разработать изоляционисткие
законы, которые
позволят им, по мнению авторов законов, выжить в условиях диаспоры и
окружающего враждебного мира. Христиане вынуждены будут
приспосабливаться к
победителям, отмежовываясь от евреев и обеляя римских
администраторов.
Однако именно римская администрация в Иудее своей бездарностью,
жестокостью,
вымогательством, а иногда и просто склонностью к разбою породила
войну. В
предшествующее Иудейской войне тридцатилетие в Риме сменилось
четверо цезарей
-- Тиберий (14 -- 37 г. н. э.),Калигула (37 -- 41 г. н. э.), Клавдий
(41 -- 54
г. н. э.) и Нерон (54 -- 68 г. н. э.). Каждый из них внес богатую
лепту в
разложение нравов римского общества, бессмысленный террор и
разорение. Никогда
в истории Рима идея цезаризма как высшей власти не была так
скомпрометирована
беззакониями, кровью и издевательством над здравым смыслом.
"Художества" этих "богов" описаны Светонием (60).
Характерно отношение римлян к смерти указанных правителей.
Смерть Тиберия была встречена ликованием и криками: "Тиберия в
Тибр!" Радостной вести об убийстве Калигулы римляне поверили не
сразу,
подозревая, что он сам распустил этот слух, дабы выяснить отношение
людей к
себе и продолжить злодеяния.
Смерть слабоумного Клавдия прошла вообще незамеченной народом, так
как за него
правили его вольноотпущенники -- бывшие рабы.
Ликование в народе в день самоубийства Нерона было таково, "что
чернь
бегала по городу в фригийских колпаках".
Каких людей могли назначать эти полубезумные цезари для управления
провинциями?
Как говорится, скажи мне, кто цезарь, а я скажу тебе, кто
администраторы.
Задачей администрации в покоренных провинциях было собирание налогов
и
поддержание порядка, которое чаще всего выражалось в жестоком
подавлении
всякого недовольства, а тем более мятежей. Управление Иудеей для
римских
прокураторов оказалось делом, по-видимому, более сложным, чем
управление
языческими народами. Эта сложность заключалась в религиозном
неприятии иудеями
римлян как власти, изначально греховной и нечистой. Неясно было лишь
с помощью
какой силы эта власть может быть уничтожена. Однако мессианство,
широко
распространенное среди фарисеев, вроде бы подсказывало и путь
спасения от
поработителей. Появляющиеся самозванные мессии, якобы предвещанные
пророками,
или просто люди, претендующие на вдохновение, "просветленные",
вызывали периодически смятения умов, многотысячные процессии и
походы к
легендарным святыням, затерянным где-то в пустыне и т. д. Иудея в
эти годы --
большой растревоженный муравейник, живущий ожиданием Царя
Иудейского, который
восстановит царство Давида, муравейник, переполненный надеждами и
страхом.
Появляется радикальная религиозная партия зелотов (ревнителей),
состоящая из
разорившихся крестьян, ремесленников, торговцев, выступающая с
оружием за
независимость Иудеи против римских поработителей и местной родовой и
священнической аристократии, сотрудничающей с римлянами.
Еще более радикальная группировка сикариев (кинжальщиков),
выражающая интересы
социальных низов и рабов, организует расправы со знатью, захват
имущества
богачей, уничтожение долговых записей и т. п.
Местная иудейская аристократия -- марионеточные цари,
первосвященники, высшее
жречество, входящее в синедрион и опирающееся на земельную знать,
ростовщиков,
богатых фарисеев, отлично понимала, какую грозную опасность
представляет Рим
для крохотной Иудеи, и делала все возможное для умиротворения
подданных,
сотрудничая с римскими прокураторами и наместниками. Это была
"партия
мира".
Понтий Пилат -- первый римский прокуратор, упоминаемый в Новом
Завете. Он
изображен защитником Иисуса на судебном процессе, непоколебимо до
конца верящим
в его невиновность, но вынужденным под давлением иудейских
священников и толпы
предать его распятию. Апологетический образ Пилата, созданный
евангелистами,
резко контрастирует с тем, что известно из истории об этом жестоком
и
ограниченном чиновнике, управляющем Иудеей в 26 -- 36 гг. н. э. Его
правление
сопровождалось конфликтами,вытекающими из неуважения к местной
религии,
вообще, и, в частности, из демонстративного нарушения Пилатом второй
заповеди
Моисея -- "не делай себе кумира и никакого изображения того, что на
небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли" (Втор.
5:
8).
Однажды Пилат приказал внести ночью в Иерусалим боевые знаки
римского легиона,
представлявшие изображение орла и под ним изображение императора.
Начавшееся
утром волнение городского и примкнувшего к нему затем сельского
населения,
возмущенного нарушением иудейского закона, продолжилось в Кесарии,
куда
все и отправились к Пилату с просьбой удалить из священного города
изображения
идолов. Получив отказ, иудеи бросились на землю и оставались в этом
положении
пять дней и ночей, не трогаясь с места. На шестой день Пилат собрал
народ
иудейский на ристалище, вмещающем двадцать пять тысяч человек,
окружил его
легионерами с обнаженными мечами и объявил, что всех изрубят, если
они не
примут изображений. Но тут случилось неожиданное: иудеи бросились на
землю,
вытянув шеи, и закричали, что дадут себя изрубить, лишь бы закон не
был
нарушен. Ошеломленный Пилат в конце концов сообразил, как трудно ему
будет
объяснить Риму массовую казнь римских подданных из-за непонятного
религиозного
пустяка, и отступил.
В Галилее -- родине многих пророков -- Пилат смешал кровь галилеян с
кровью
приносимых ими жертв, т. е. совершил массовое убийство в храме (Лк.
13: 1).
Пилат сурово подавлял религиозные волнения, вызванные появляющимися
время от
времени мессиями. Так было в 36 г. н. э. в Самарии, где в центре
движения
оказался один "просветленный", объявивший о полученном им
откровении о местонахождении на горе Гаризим священных предметов
культа,
спрятанных там самим Моисеем.
При строительстве водопровода, необходимого Иерусалиму, Пилат
поленился
придумать источник финансирования и изъял для этих целей священный
клад --
Корбан, хранящийся в Храме. Вспыхнувший мятеж был, разумеется,
жестоко
подавлен.
Еврейское население с ненавистью относилось к римскому прокуратору
Иудеи, в
каждом конфликтном случае жалуясь на него то римскому наместнику в
Сирии, то
самому цезарю Тиберию. В конце концов эти кляузы подорвали карьеру
Понтия
Пилата, и он был отозван с поста прокуратора. Это случилось после
того, как
Понтий Пилат снова приказал вывесить щиты с изображением цезаря во
дворце
Ирода. Видимо, Пилат так и не понял, за что же он впал в немилость,
так как его
правление мало чем отличалось от действий известных ему наместников
в других
провинциях. Да и современному человеку, привыкшему к изображениям
президентов,
генсеков, диктаторов, эти проблемы со второй запроведью кажутся
малозначительными. Однако современники Пилата -- Филон
Александрийский и Иосиф
Флавий помимо его религиозных демаршей отмечали еще его продажность
и
хищничество, разорение целых фамилий, казнь без суда и другие затеи.
Святой Апостол и Евангелист Лука в "Деяниях Апостолов" устами
законоучителя Гамалиила сближает христианство с движениями, во главе
которых в
разное время стояли Иуда Галилеянин, основавший партию зелотов, и
некий Февда
(Деян. 5: 36, 37).
В 44 г. н. э. Февда поднял восстание, к которому примкнуло около 400
человек.
Февда -- типичный лже-пророк -- возвестил о спасении тех, кто вместе
с ним
перейдет посуху реку Иордан. Группа Февды не дошла до Иордана и была
изрублена
кавалерией прокуратора Куспия Фада (44 -- 47 гг. н. э.), а сам Февда
обезглавлен.
В прокураторство Вентидия Кумана (48 -- 52 гг. н. э.) межэтнические
столкновения между галилеянами и самаритянами, а также религиозные
экцессы
носили еще управляемый характер, и римляне, иногда жертвуя для
успокоения
иудеев должностными лицами, сохраняли, в целом, контроль над
страной.
С середины пятидесятых годов усилилось движение сикариев и зелотов,
которых
Иосиф Флавий именует просто разбойниками. Сикариями в правление
прокуратора
Антония Феликса (52 -- 60 гг. н. э.) был убит первосвященник
Ионатан. Как
всякая борьба обездоленных низов, действия этих группировок
несомненно носили
криминальный характер, но, скорее всего, этим не исчерпывались, т.
к. в
конечном итоге все они вылились в антиримское восстание. Феликс
железной рукой
подавлял бунты, массами распинал разбойников, отправляя некоторых из
них с той
же целью в Рим. В правление этого прокуратора около 56 г. н. э. в
Иудее
объявился еще один лже-пророк из Египта, выдававший себя за
небесного
посланника, могущего своим глаголом разрушить стены Иерусалима.
Египтянин сумел
увести с собой в пустыню несколько тысяч уверовавших в него людей,
которые
были там разогнаны римской конницей. При этом сам пророк скрылся.
Отголоском
этого события является допрос Апостола Павла: "Так не ты ли тот
Египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в
пустыню четыре
тысячи человек разбойников?" (Деян. 21: 38).
Особенно постарались сделать невыносимой жизнь иудеев всех сословий
два
последних перед войной прокуратора: Альбин (62 -- 64 гг. н. э.) и
Гессий Флор
(64 -- 66 гг. н. э.). В эти годы слились воедино преднамеренное
подталкивание
евреев к бунту с их религиозным неприятием римлян и фанатизмом части
населения
Иудеи.
Иосиф Флавий считает Альбина универсальным злодеем, захватывающим
общественную
и частную собственность и отягощающим весь народ непосильными
налогами. Альбин
выпустил на волю за выкуп преступников из тюрем и затем заставил их
делиться с
ним добычей. Он был, по-видимому, первым в истории
чиновником-рэкетиром.
И все же Альбин являлся образцом добродетели по сравнению с Гессием
Флором.
Флор хвастливо выставлял свои преступления на показ народу, позволял
себе
всякого рода разбои и насилия и вел себя так, будто его прислали в
качестве
палача для казни осужденных. В своей жестокости он был беспощаден, в
своей
наглости -- бесстыден. Целые округа обезлюдели вследствие его
алчности, т. к.
народ бежал от него, как от зачумленного, в другие провинции.
Политика Флора
сознательно провоцировала крупномасштабный мятеж, при подавлении
которого легко
можно было бы скрыть преступления режима.
Следует иметь в виду, что римская армия была оккупационным и
единственным
правоохранительным органом в покоренной Иудее. Тетрархи имели
малочисленные
отряды телохранителей, не располагали властью и возможностями для
поддержания
порядка. Священническая аристократия вообще не имела, по-видимому,
никакой
охраны, и влияние ее было сильно лишь в Иерусалиме. Поэтому от
римской
администрации в эти годы зависело очень многое, если не все, в
смысле
поддержания порядка и законности. И когда на вершине пирамиды
оказывались
личности, подобные Флору, вся жизнь дезорганизовывалась, превращаясь
в мятежный
хаос. При такой власти незначительная искра могла породить пламя
народного
гнева.
Иосиф Флавий, давая приведенные выше характеристики Альбину и Флору,
тем не
менее осуждает повстанцев. Позиция автора "Иудейской войны"
стопроцентно римская, исходящая, главным образом, из мощи римской
державы и
бессмысленности сопротивления ей. Его оценка действий евреев в войне
сводилась,
в основном, к следующему: все мятежники -- разбойники либо фанатики.
И эта
оценка закрепилась в исторической литературе. Такую оценку народным
восстаниям
обычно дает власть, против которой они направлены. Так оценивала,
например,
восстание Пугачева Екатерина II. Однако социальные и религиозные
взрывы имеют
всегда более сложную природу, объяснить которую одним-двумя
факторами бывает
неверно.
С легкой руки Иосифа Флавия фанатизм стал считаться некоторым
туземным
свойством, характерным для еврейской нации в целом. В
действительности это не
так. История на протяжении веков демонстрировала здравый смысл
евреев. Истина
заключается в том, что всякое общественное движение изначально
создается
небольшой группой людей, обрастает приверженцами и, набирая силу,
использует
все, в том числе, слепую веру и экстремизм разного толка --
религиозный,
национальный и т. д. И хотя процент экстремистов, фанатиков,
пассионариев в
любом этносе не превышает 2 -- 3, они всегда опасны своей
иррациональностью,
бездумной разрушительной силой. Особенно, когда они становятся во
главе
движений, как это имело место в Иудее 60-х годов. Есть условия, при
которых
фанаты легко становятся героями и попадают в историю. Это
национально-освободительные войны. Без них такие войны просто не
происходили
бы. Здесь фанатизм необходим и проявляется в душевном горении,
безоглядности,
готовности к самопожертвованию во имя великой или кащущейся великой
цели.
Начать войну, имея фанатиков во главе движения, легко. Выиграть
войну, когда
фанатиков мало, невозможно. Ее невозможно выиграть также и тогда,
когда
отсутствует расчет и организация.
Именно расчет и организация, а также военный опыт и великие традиции
делали
римские легионы труднопобедимыми. Это был опыт, накопленный
столетиями,
отшлифованный и приумноженный поколениями римлян. Это был опыт,
основанный на
лучших мужских качествах: храбрости и дисциплине. Римский закон
достойно
вознаграждал легионеров и отсеивал негодных. Что могла
противопоставить военной
мощи Рима крохотная, не имеющая ни армии, ни военачальников, ни
военных
традиций, раздробленная на фракции и партии Иудея? Ничего, кроме
отчаянной и
бессмысленной храбрости людей, ставших под знамена зелотов и
сикариев. И тем не
менее война продлилась 7 лет (с 66 по 73 гг. н. э.) и была одной из
самых
кровопролитных в истории Рима.
Достопримечательно, что и начало, и завершение этой драмы произошло
в одном и
том же пункте -- крепости Масада. Война началась с нападения иудеев
на римский
гарнизон этой крепости и с демонстративного отказа Элеазара,
предводителя
храмовой стражи, принимать жертвоприношения и дары от неиудеев.
Последним актом
подчеркивалось отвержение жертвы за императора и римлян.
В Иерусалиме мятежники-сикарии, предводительствуемые Менахемом,
сыном Иуды
Галилеянина, перебив отряд царя Агриппы II и римлян, захватили
верховную
власть. Первосвященник Ананий был убит. Менахем в царской мантии
направился в
храм на молитву. Однако здесь он и его люди были истреблены
группировкой
Элеазара, и власть вернулась к умеренным силам, представлявшим
"партию
мира", еще надеящимся как-то договориться с римлянами.
Двенадцатый легион под командованием наместника Сирии Цестия Галла
двинулся из
Антиохии к Иерусалиму, беспощадно уничтожая жителей и сжигая города
на своем
пути. В это время в Иерусалиме скопилось много народа из-за
праздника кущей.
Весть о подходе Цестия к Святому городу вызвала единодушную ярость,
и иудеи,
забыв о субботе -- дне отдыха и молитв, бросились на войско Цестия и
разгромили
часть его, заставив оставшихся отступить. В конце концов Цестий,
бросив осадную
технику и потеряв большую часть легиона, вынужден был бежать.
Плоды победы, одержанной зелотами и сикариями, достались иудейской
аристократии. Однако теперь ей уже невозможно договориться с Римом о
мире, и
она, хоть и пассивно, втягивается в антиримскую войну.
Император Нерон направил в Иудею крупные силы во главе с опытным
командиром
Веспасианом. Эти силы включали три легиона, более двух десятков
вспомогательных
когорт, отдельные конные отряды и армии союзных Риму царей. Сводная
армия
насчитывала 80 тысяч пехотинцев и всадников и составляла около
половины всех
войск Римской Империи.
Веспасиан методично и планомерно в течение двух лет подавил
восстание в
Галилее, являющейся оплотом мятежников и главным источником людских
рессурсов.
Действия иерусалимского руководства, состоящего из приверженцев
"партии
мира", вызвали мощную волну недовольства населения Иудеи. К власти в
Иерусалиме пришли зелоты во главе с Иоаном Гисхальским. Между тем
Веспасиан, захватив Лидду, Ямнию, Эммаус, Иерехон и другие города,
все
Заиорданье и Идумею, окружил Иерусалим железным кольцом осады.
После смерти Нерона и избрания императором Веспасиана руководство
войной
переходит к его сыну Титу. В это время в осажденном Иерусалиме
вспыхивает
кровавая резня между тремя группировками: зелотами во главе с
Иоанном
Гисхальским, зелотами во главе с Элеазаром, сыном Симона, и
сикариями во главе
с Симоном, сыном Гиоры. Несмотря на осаду города и необходимость
отражения
постоянных атак римлян, в Иерусалиме идет гражданская война на
уничтожение
между этими отрядами. Бои идут на улицах города и в самом Храме.
Истребляются
жители Иерусалима и его окрестностей, спасающиеся за крепостными
стенами от
римских легионов. Уничтожаются в огне многолетние запасы
продовольствия.
Защитники страдают от голода, доводящего до людоедства, и жажды.
Сторонники Иоанна Гисхальского в праздник Пасхи врываются в Храм и,
устроив
резню, уничтожают группировку Элеазара. Под грохот римских таранов
оставшиеся
две партии объединяют, наконец, свои усилия для защиты города. Но
все это
слишком поздно и, увы, бесполезно. Рушатся стены древнего
Иерусалима,
захватываются последовательно Верхний, Нижний, Новый город, крепость
Антония, и
театром военных действий становится горящий Храм. Улицы завалены
трупами. Все
гибнет. По обычаю того времени город сравнивают с землей,
перепахивают,
население практически полностью уничтожается. По данным Иосифа
Флавия в
Иерусалиме жило 1100000 жителей, по данным Тацита -- 600000 человек.
Последний акт исторической драмы происходит в крепости Масада, в
которой семь
лет назад началось антиримское восстание. После длительного
сопротивления
римлянам защитники крепости решают принять добровольную смерть, дабы
избежать
рабства, и кончают жизнь массовым самоубийством.
Иосиф Флавий устами Элеазара, коменданта крепости, так призывает
сограждан к
последнему шагу: "Лучше принять наказание не от руки смертельных
врагов
-- римлян, а от самого Бога, ибо Божья десница милостивее рук
врагов. Пусть
наши жены умрут неопозоренными, а наши дети не изведавшими рабства,
вслед за
тем мы и друг другу сослужим благородную службу, тогда нашим
почетным саваном
будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим все наши
сокровища и всю
крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не
овладеют нами и
увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы
мы оставим
в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что
не голод нас
принудил, а что мы, как и решились с самого начала, предпочли смерть
рабству".
Защитники расходятся каждый в свою семью. Каждый убивает мечом своих
отца,
мать, жену, детей. Затем они собираются вместе, разбиваются на
десятки и
бросают жребий. Каждый, вытянувший жребий, закалывает девятерых.
Далее процесс
выборов и самоубийств продолжается до конца. Вошедшие без
сопротивления в
крепость Масада римляне обнаружили в ней 960 убитых, включая женщин
и детей.
Уцелела одна старуха, спрятавшаяся вместе с пятью детьми в подземном
водопроводном канале.
Этот финал-апофеоз иудейской войны наводит на глубокие и печальные
размышления
и поиски исторических аналогий. Люди всегда молча в раздумьи
наблюдают за
бушующими природными силами -- извержениями вулканов, морскими
бурями и другими
катаклизмами. Иудейская война была взрывом народных страстей
редкостной силы,
перед которым историки и просто читатели, способные мысленным взором
воссоздать
картины, описанные Флавием, также умолкают, как и перед зрелищем
яростной и
слепой природы.
В предшествующее войне смутное время, начиная с правления Феликса, и
особенно в
правление Гессия Флора, в городах Самарии, Галилеи, Финикии и Сирии
со
смешанным греко-сирийско-иудейским населением вспыхивают этнические
конфликты,
направленные против иудеев. Начало древних этнических конфликтов в
принципе не
отличается от того, как зарождаются современные этнические
конфликты. Всегда
находятся зачинщики, провокаторы и люди, способные объяснить другим,
кто их
злейший враг и что следует предпринять. Потом зачинщики куда-то
исчезают, а
конфликты живут своей яростной жизнью по своим внутренним законам.
Особенностью того времени является то, что римская армия,
поддерживающая
порядок в провинции, не имела в своем составе иудеев согласно
льготам,
дарованным им цезарями. Поэтому часто оказывалось, что симпатии
легионеров в
конфликтах были на стороне неиудейской части населения. Резня
приобретала
массовый и, естественно, взаимный характер. Иосиф Флавий приводит
лишь цифры
убитых иудеев в городах: Кесарии -- 20000, Александрии -- 50000,
Птолемаиде
4500 человек. Ввиду затяжного и кровопролитного характера Иудейской
войны
66 -- 73 гг. н. э., ненависть к иудеям после нее распространилась по
многим городам Римской Империи.
3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОКРЕСНОСТИ ГОЛГОФЫ
3.1. Закон и пророчества
Общим фундаментом иудаизма и христианства является Ветхий Завет,
включающий Закон, Пророчества и Писания. Закон (в иудаизме Тора) --
первые пять
книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево, описывает Священную
историю,
оправдывающую пути Господни от сотворения мира до его грядущего
конца, и кодекс
религиозных, этических и гражданских предписаний. Этот кодекс
охватывает все
стороны жизни человека -- диэтологию и педагогику, половую жизнь и
таинства
смерти, устроение армии и земельное законодательство, отношения
между народом и
политическими вождями и т. д.
Ветхозаветная история евреев выходит за рамки легенд и
подтверждается,
по крайней мере, двумя независимыми древнейшими источниками.
Во-первых,
египетской стелой Израиля, датированной 1243 г. до н. э., в
которой говорится о победах фараона Мернептаха: Захвачен Ханаан...
Израиль опустошен, нет семени его (259). Во-вторых, ассирийским
письмом, датированным 853 г. до н. э., в котором упоминается
израильский царь
Ахав (22). По-видимому, можно считать установленным фактом, что
древнейшие
тексты Ветхого Завета относятся к XIII -- XII векам до н. э., а
самые поздние
-- ко II веку до н. э. И сегодня Тора перебрасывает мост от
легендарной
реальности к повседневному существованию современного человека,
просвечивая это существование жесткими и милосердными лучами.
Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу (Исх. 21:
24).
Люби ближнего твоего как самого себя (Лев. 19: 48).
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по
большинству от правды (Исх. 23: 2).
Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в
залог (Втор. 24: 17).
Десять заповедей Моисея, принятые христианами в качестве духовной
эстафеты от
иудеев, могут быть хорошей основой для мирного сосуществования
родственных
религий. Практическая реализация этих заповедей растянулась на
тысячелетия,
несмотря на суровые санкции (побитие камнями), которые
предусматривал иудаизм.
Особенно сложным, знакопеременным был путь утверждения двух первых
заповедей:
Да не будет у тебя других богов... и Не делай себе
кумира.
Существование Яхве, первоначально как племенного бога,
покровительствующего
детям израилевым, отнюдь не означало исчезновение других богов,
почитание
которых евреями было обычным делом. Особенно это касается
общеханаанских богов
Ваала и Астарты. Цари Иудеи и Израиля имели многочисленные
разноплеменные
гаремы, оказывающие влияние на своих повелителей и окружающую их
аристократию.
И жили сыны Израилевы среди ханаанеев, хеттеев, амореев, ферезеев,
евеев и иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей
отдавали за
сыновей их, и служили богам их (Суд. 3: 5, 6). Библейское описание
храма Яхве, построенного царем Соломоном с помощью финикийских
мастеров,
присланных Соломону Хирамом, царем дружественного Тира, является
копией
финикийских храмов. В Иерусалиме рядом с храмом Яхве существовал дом
Ваала. В Самарии храм Ваала был поставлен царем Ахавом, находившимся
под влиянием своей жены финикиянки Иезавели. Угроза культу Яхве
стала
максимальной, когда все жертвенники Яхве были разрушены, жрецы и
пророки Яхве
перебиты, как это описано в 3-й и 4-й книгах Царств.
В таких драматических условиях огромную роль в сохранении культа
Яхве играли
народные пророки Амос, Захария, Илия, Елисей и др.
В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон завоевал северное
еврейское царство
-- Израиль и переселил все его население в Месопотамию, где оно
бесследно
растворилось среди других народов.
Южное еврейское государство -- Иудея, откупившаяся от ассирицев в
597 и 586 гг.
до н. э., подверглась опустошительным походам Новуходоносора и так
называемому
вавилонскому пленению. Иерусалим был разрушен, храм Соломона сожжен,
светская
знать, жречество, искусные ремесленники и торговцы уведены в
Вавилон.
Эта первая национальная катастрофа поставила в религиозном сознании
вопрос о
грехопадении иудеев как народа, так как справедливость Яхве не
вызывала
сомнений. В этот период еврейская религия претерпевает важные
изменения.
Пророки Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и
яростно
проповедуют идею о том, что все религии кроме одной ложны и Господь
сурово, но
справедливо покарал свой возлюбленный народ за грех идолопоклонства.
Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются неправдою; ибо
переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь
(Иер. 9: 3). И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и
города Иудеи сделаю пустыней, без жителей (Иер. 9: 11). Эта идея
становится ортодоксальной, приобретая непримиримый и национально
исключительный
характер. Я Господь Бог ваш, который отделил вас от всех
народов (Лев. 20: 24)... Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог
ваш (Лев. 19: 2).
|
|