Этот словарь полностью
взят из книги "Славянская Мифология. Словарь-справочник".
Проще говоря, это сама эта
книга (с незначительными сокращениями и еще
более незначительнийшими моими
комментариями в некоторых местах).
Выходные данные словаря: "Славянская
Мифология. Словарь-справочник",
М., 1998 изд. "Линор & Совершенство".
Сост. Л.М.Вагурина
К сожалению, понятия в рамках одной
буквы идут не совсем в
алфавитном порядке :(((
АВСЕНЬ (Овсень,
Говсень, Усень, Баусень, Таусень)
— божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру (т.е.
приводящее с собой утро дня или утро года (весну). Авсень открывает
путь новому лету (новому году), несет из райских стран щедрые дары
плодородия, и как определено божественным судом — так и распределяет
их между смертными: одним дает много, с избытком, а других лишает и
самого необходимого. В восточнославянской мифологии Авсень —
персонаж, связанный с Новым годом или Рождеством (старо-русское
«оусинь», то есть «синеватый» и «просинец» — название декабря и/или
января). Имя Усень встречается уже в документах XVII века.
АЛКОНОСТ (алконос)
— в русских средневековых легендах райская птица с человеческим
лицом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином).
Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной
богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая
их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение
алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем
на свете. «Резник Олеха — лесное чудо,/ Глаза — два гуся, надгубье
рудо, /Повысек птицу с лицом девичьем, /Уста закляты потайным
кличем. /Заполовели у древа щеки /И голос хлябкий, как плеск осоки,
/Резчик учуял: «Я — Алконост, /Из глаз гусиных напьюся слез!» (Н.А.
Клюев. «Погорельщина»). «Птица Сирин мне радостно скалится,
/Веселит, зазывает из гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит
душу чудной Алконост» (В.С. Высоцкий. «Купола»).
АНЧУТКА — злой дух,
в более позднее время — одно из русских названии чертенят. Анчутка
связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют
водяным, болотным: живет в болоте. У него есть крылья. Обычные его
эпитеты — «беспятый», «роговой», «беспалый» — означают
принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что
волк ему пятку откусил.
АУКА — лесной дух,
родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить,
людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех сторон «аукнет».
Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку
всех леших: «Шел, нашел, потерял». Но один раз в году все способы
борьбы с лесными духами оказываются бесполезными — 4 октября, когда
лешие бесятся. «Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у
него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда,
помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в
морозы тепло у Ауки... Аука затейный: знает много мудреных докук,
балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать,
инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в
русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую
троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алеша попович —
сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль,
натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с
другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего
названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он
хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не
только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время
от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ
его отражает определенную противоречивость и двойственность.
АНИКА-ВОИН —
богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый,
жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой Смертью.
АСИЛКИ (осилки, велеты)
— великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам,
создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой,
асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные
с асилками (подбрасывание в небо булавы — вызов грома, победа над
змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ (латырь)
— в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням
отец». В сказках говорится, что лежит он на океане-море или на
острове Буяне и обозначается постоянным эпитетом «бел-горюч» или
«кип-камень» (от глагола «кипеть»). На этом камне восседает красная
дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем сокрыта сила
могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет (дело —
трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет». Вероятно, что с
уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось
представление грозового облака скалою или камнем, эпитет «бел-горюч»
мог указывать, с одной стороны, на заключенное внутри этого камня
грозовое пламя, а с другой — на белоснежные и розовые цвета, какими
окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца. Стих о Голубиной
книге в одном из многих своих вариантов говорит: среди моря синего
лежит латырь-камень; «Идут по морю много корабельщиков. /У того
камня останавливаются; /Они берут много с него снадобья, /Посылают
по всему свету белому».
АМАЗОНЫ —
фантастические персонажи. Изображения этих персонажей встречались в
русских лубочных картинках. В мифах этот образ не получил развития.
Можно предположить, что к амазонам славяне относили народы, живущие
в Далеких сказочных странах, прежде всего в Индии. Рассказы о таких
людях связаны с повестями об Александре Македонском или со
сказаниями об Индийском царстве. «...Тепло у старой, уютно. Стены в
картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и
лютые звери, и монастыри, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны,
лебеди, замки и опять китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА — северный
мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «уркан»,
что означало «на конце». Здесь находился один из последних известных
языческих пантеонов богов славян. В 1168 г. его сжег датский король
Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
БЕЛБОГ — хранитель
и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и Чернобог
— божества дневного света и тьмы, добра и зла. Оба божества
участвуют в творческой деятельности природы: темное, как
представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов,
и светлое, как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и
просветляющий солнце. Первоначально Белбог тождествен Святовиту, в
дальнейшем с именем Белбога, по преимуществу, сочетается понятие
света-солнца. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшую
сурового мужчину с куском железа в правой руке. Славянам издревле
был известен подобный (испытание железом) способ восстановления
справедливости. Подозреваемому в каком-либо проступке давали в руки
раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того,
чья рука оставалась невредимой, признавали правым.
БЕЛУН — божество,
сочетающее в себе черты бога-солнца и бога-громовника. Как первый
прогоняет ночь, так последний — темные тучи. Представляется старцем
с длинною белою бородою, в белой одежде и с посохом в руках; он
является только днем и путников, заблудившихся в дремучем лесу,
выводит на настоящую дорогу; есть поговорка: «темно в лесу без
Белуна». Его почитают подателем богатства и плодородия. Во время
жатвы Белун присутствует на нивах и помогает жнецам в их работе.
Чаще всего он показывается в колосистой ржи, с сумою денег на носу,
манит какого-нибудь бедняка рукою и просит утереть себе нос; когда
тот исполнит его просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун
исчезнет. «За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун —
старик добрый. С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий,
весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый
колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять
возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою
избушку» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БЕЛАЯ ЗМЕЯ —
олицетворение летнего, белоснежного, т.е. озаренного солнечными
лучами, облака, и потому в преданиях стоит в близкой связи с другим
олицетворением дождевого облака — белою женою: и та, и другая
стерегут живую воду; и белые жены нередко принимают на себя змеиный
образ. Вкусить мясо белой змеи — то же, что испить воды мудрости и
услышать вещие глаголы грозовых птиц и животных.
БЕЛЫЕ ЖЕНЫ И ДЕВЫ — прекрасные нимфы вод (т.е.
дождевых источников); являясь в летнюю пору в легких, белоснежных
облачных тканях, озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они
одеваются в черные, траурные покровы и подвергаются злому
очарованию. Они осуждены пребывать в заколдованных (захваченных
нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких
источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в
золоте и драгоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего избавителя.
На избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать
деву за руку и хранить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских
видений; поцелуем своим он уничтожает влияние колдовства. В
известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих
жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бедным
пастухам, показываются они обыкновенно весною, когда цветут майские
цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже
наступившем пробуждении природы от зимнего сна.
БЕРЕГИНЯ
(баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная
дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому название
«берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и
вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по
берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший
лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина»
известно в лужицком языке как название злого духа). Паисьевский
сборник и рукописи новгородского Софийского собора упоминают о
требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини
охраняли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они
получили собственные или собственные групповые имена (русалки,
домовые и т.п.).
БОЛОТНИЦА (омутница,
лопатница) — водяная дева. В зависимости от того, где живут
водяные девы, они получают соответствующие названия. Водяную деву,
живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов —
омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками.
БРОДНИЦЫ —
относятся к берегиням, охраняющим броды. Это водяные девы,
предпочитающие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно
сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат
их в полном порядке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод,
запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродницы, плавая тихо,
волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из
темных могил» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БАБАЙ — злой ночной
дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит,
скребется, в окна стучит. Бабаем пугают маленьких детей, которые не
хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой
котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес
унесет. «Ай, бай, бай, бай, /Не ходи, старик. Бабай, /Коням сена не
давай. /Кони сена не едят, /Все на Мишеньку глядят. /Миша спит по
ночам /И растет по часам. /Ай, бай, бай, бай, /Не ходи ты к нам,
Бабай» (колыбельная песня).
БАГАН —
дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных
припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок
бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении.
Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место
и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и
поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову,
как целебным лекарством.
БАЕННИК (банник,
лазник, байник, банный) — нечистый дух из нежити, который
поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на
котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого
недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», — говорят в
коренной Новгородчине, но твердо верят в его готовность вредить и
строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что
баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или
четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться
горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е.
задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех
перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для
людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник
стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся
на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник,
застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике
лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве
наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение
баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба,
круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него
силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть
невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик,
как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете
такое неисчислимое количество лет.
БАЕЧНИК (перебаечник)
— злой домашний дух. Появляется баечник после рассказанных на ночь
страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно
было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками
(хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор,
пока рассказанное не наснится, и человек не проснется в холодном
поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени,
это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно
опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный — усатый
перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника
можно заклятьем, но оно забыто.
БАРАБАШКА —
персонаж, который появился совсем недавно. Живет обычно в городских
квартирах. Любит проказничать — стучит, шумит, посуду сбрасывает со
стола, краску разольет, газ зажжет, предметы всякие двигает и
бросает. Предпочитает жить в тех семьях, где есть дети. Видеть его —
никто не видел. С теми, кто ему понравится охотно беседует —
отвечает стуком на все вопросы. По типу характера можно отнести его
к домовым-доможилам: к добрым хозяевам относится по-доброму, злых не
терпит.
БАЮНОК (Кот-баюн) —
домовой дух, сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный.
Иногда он выступает в виде Кота-баюна: «У лукоморья дуб зеленый;
/Златая цепь на дубе том:/И днем, и ночью кот ученый /Все ходит по
цепи кругом; /Идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит»
(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»).
БЕСЫ — в славянской
мифологии злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный
термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Бесы могут
представляться в различных образах. Характерна русская пословица: «У
нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Наиболее обычный
образ бесов в иконографии и фольклоре такой — темный, рогатый,
хвостат, на ногах копытца. Деятельность бесов как искусителей
направлена на всех людей, но особенно не равнодушны они к монахам,
аскетам и пустынникам. «...В поле бес нас водит, видно, /Да кружит
по сторонам. /Посмотри: вон, вон играет, /Дует, плюет на меня; /Вон
— теперь в овраг толкает /Одичалого коня; /Там верстою небывалой /Он
торчал передо мной; /Гам сверкал он искрой малой /И пропал во тьме
ночной» (А.С. Пушкин. «Бесы»).
БЕСИЦЫ-ТРЯСАВИЦЫ —
духи болезней (см. «лихорадка»).
БОГИНКИ — женские
мифологические персонажи западных славян. Главная функция богинок —
похищение и подмена детей. Изображаются в образе старых безобразных
женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом,
кривыми ногами, черными клыкастыми зубами (реже в облике бледных
молодых девушек). Нередко им приписывается хромота (свойство
нечистой силы). Они могут появляться также в виде животных —
лягушек, собак, кошек, быть невидимыми, показываться как тень. Ими
могли стать роженицы, умершие до совершения над ними обряда ввода в
костел; похищенные богинками дети, женщины; души погибших женщин,
девушек, избавившихся от плода или убивших своих детей,
женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Места
обитания их — пруды, реки, ручьи, болота, реже — овраги, норы, лес,
поле, горы. Они появляются ночью, вечером, в полдень, во время
ненастья. Характерные их действия — стирка белья, детских пеленок с
громкими ударами вальков; помешавшего им человека гонят и бьют;
танцуют, купаются, манят и топят прохожих, затанцовывают их, сбивают
с пути; прядут пряжу; расчесывают волосы; приходят к роженицам,
манят их, зовут с собой, очаровывают их голосом, взглядом; похищают
рожениц, беременных женщин. Они подменяют детей, подбрасывая на их
место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов;
мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин,
насылают порчу на детей. Они опасны также для скота: пугают и губят
скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают им гривы.
БОЛИ-БОШКА — лесной дух. Живет в ягодных местах. Дух
лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка
бедного, немощного, просит помочь отыскать ему сумку утерянную.
Поддаваться на его просьбы нельзя — начнешь о потере думать,
разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. «Тише! Вот и сам
Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый,
карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, —
востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные,
хитрые-хитрые» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БОЛОТНЯНИК (болотяник,
багник) — дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия
находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой
силы, о чем свидетельствуют многие пословицы и поговорки, например,
«Где болота, туды-й черт», «Черт без болота не будет, а болото без
черта-», «В тихом омуте черти водятся» и др. «Это шутит над вами
болото. Это манит вас темная сила» (А.А Блок. «Болото — глубокая
впадина...»).
БОСОРКУН (витряник)
— горный дух. Вместе с сильным ветром налетает на посевы, губит их,
насылает засуху. Наводит порчу на людей и животных — вызывает
внезапные болезни и недомогания (например, молоко у коровы окажется
смешанным с кровью или совсем исчезнет). У венгров есть похожий
мифологический персонаж — босоркань, ведьма, безобразная старуха,
обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку,
кошку, козу, лошадь). Она может вызвать засуху, наслать порчу на
людей и животных. Вредит людям босоркань преимущественно ночью.
«Босоркуны вредят людям преимущественно ночью, время их особой
активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день
святого Георгия (24 апреля), покровителя скота» (Н.И. Толстой).
БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА
(Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница,
ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вьюгами и по самому своему
имени родственная со змеем. Баба-яга — изначально прародительница,
очень древнее положительное божество славянского пантеона,
хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и
околодомашнего (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит
весьма важная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени.
Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая
поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг
избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова —
человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с
острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в
железной ступе, погоняя толкачем или клюкою и заметая след помелом.
Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями,
сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и
мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев, убегающих от ее злобы и
мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга
любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит
источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь,
серебро и золото. Наконец, подобно змею. Баба-яга пожирает
человеческое мясо. Народная фантазия представляет ее злою,
безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного
роста старухою. У Бабы-яги одна нога — костяная, она — слепа, она —
старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом
позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира
мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она
забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней
как о жрице. Она — антагонист героя сказки, воительница и
похитительница, но сказка знает и образ дарительницы и помощника
героя.
БАБЫ-САМОКРУТКИ -
окрутившиеся своей волей. «А во тьме белые томновали по лугу
девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.
М. Ремизов. «Сказки»).
БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворение Лиха (Недоли),
жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом
выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из
человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит,
реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя
ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая,
кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало
нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами
«беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как.
дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо
— баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо
одноглазое»).
БОГАТЫРЬ — существо
божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими
размерами, приличными грозным стихиям природы.
БАДНЯК —
мифологический персонаж, воплощаемый «рождественским поленом», пнем
или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества
называется «бадний день» (от слова «бадняк»). В этот день пекут
праздничный пресный хлеб, с золотой или серебряной монетою внутри,
называемый боговица (у сербов — чесница). Иногда Бадняка называют
старым богом, в противоположность Божичу, соотносимому с молодостью,
новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение
его в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению
огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует
начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал
выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается пожеланием
умножения скота по числу искр: «Сколько искр, столько бы коров,
коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжжение Бадняка
известно и в Черногории и у болгар, и везде оно сопровождается
семейным пиршеством.
БАЛДА —
мифологизированный персонаж русских волшебных сказок о батраке и
черте. При развитии основной мысли таких сказок, фантазия допускает
два главных видоизменения: в одном разряде вариантов герой сказки не
отличается особенною крепостью мышц, и если берет верх над чертом,
то единственно хитростью; в других же вариантах он наделен
сверхъестественной силой. Русское предание дает этому герою имя
Балда, что прямо свидельствует за его близкое родство с Перуном и
Тором. Слово «балда» — разить, ударять, рубить; от того же корня
происходят «болт» и «булава». Понятна поэтому та великая богатырская
мощь, какою наделен Балда в сказках: он может давать такие щелчки,
что от них падают мертвыми бык и медведь.
БЕЛОВОДЬЕ — другое
имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по
раю из вымени небесной Коровы Земун.
БЕРЕЗАНЬ — райская
местность, одна из Рипейских гор, также — название острова,
подобного острову Буяну, либо — Атлантиде. На острове (горе)
Березани растет солнечная береза «вниз ветвями и вверх кореньями».
БЛАЖЕННЫЕ ОСТРОВА МАКАРИЙСКИЕ — круглая равнина земли,
омываемая со всех сторон рекою-океаном; на восточной стороне
означен-лежит «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца,
близ блаженного рая; потому его тако нарицают, что залетают в сии
остров птицы райские Гомаюн и Финикс и благоухание износят чудное...
тамо зимы нет» (Книга, глаголемая Козмография, переведена бысть с
римского языка). На Руси ходит сказание о блаженных островах
Макарийских, где реки медовые и молочные, а берега кисельные; по
указанию старинных апокрифов, райские реки текут млеком, вином и
медом (метафорические названия дождя).
БОЖИЧ — в
южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках наряду с
символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами,
обозначающими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с
молодостью, рождеством, новым годом, в противоположность Бадняку,
старому году. Связь имен Бога и Божича делает возможным
сопоставление Божича с восточнославянским Сварожичем — сыном
Сварога: оба имеют отношение к почитанию солнца. Старый Бадняк и
молодой Божич скрывают под своими именами Деда-Перуна, возжигателя
небесного пламени, и просветленное этим пламенем Солнце. Божич —
святой всякого семьянина, особенно ему покровительствующий.
БОЯН — эпический
поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (его имя встречается
также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян
бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по
древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях
Бояна, таким образом, сказались шаманская традиция, связанная с
представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии,
восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.
БУРЯ-КОНЬ — конь Перуна: «У коня Перуна
жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся
унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он — все
огнем горит».
БУЯН-ОСТРОВ —
поэтическое название весеннего неба; чтобы достигнуть царства
солнца, луны и звезд, надо было переплывать воздушные воды. Остров
этот играет весьма важную роль в наших народных преданиях; без
формулы «на море-на окияне, на острове-на Буяне» не сильно ни одно
заклятие. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних
гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же
острове восседают и дева Зоря, и Перун. «Ветер весело шумит, /Судно
весело бежит /Мимо острова Буяна, /К царству славного Салтана, / И
желанная страна /Вот уж издали видна» (А.С. Пушкин. «Сказка о царе
Салтане»).
БЫСТРОЗОРКОЙ —
мифологизированный персонаж сказок. У чехов и словаков — это
великан, от всевидящих и острых взглядов которого воспламеняется
огнем все, что только может гореть, а скалы трескаются и рассыпаются
в песок. У русских — могучий старик с огромными бровями и необычайно
длинными ресницами; брови и ресницы у него так заросли, что совсем
затемнили зрение. Чтобы он мог взглянуть на мир, нужны несколько
силачей, которые бы смогли поднять ему брови и ресницы железными
вилами. Он страшный истребитель, который взглядом своим убивает
людей. Олицетворение бога-громовника.
|