Архетипы белой расы и традиционные посвящения |
Платов Антон Валерьевич (Иггволод) |
Игру завели
Мимира дети,
конец возвещен
рогом Гьяллархорн...
|
Старшая Эдда (Прорицание Вёльвы, 46) |
Условия
пост-советского кризиса, который мы, как и многие наши коллеги,
склонны рассматривать прежде всего как "кризис ценностей"[1],
возможно, позволяют именно нам, русским, наиболее четко видеть
кризис общемировой - глобальный кризис Белой цивилизации,
переживаемый ею в настоящий момент. Здесь, в России, "в одной
отдельно взятой стране", в гипертрофированном, гротескно
преувеличенном виде мы наблюдаем весь тот "негатив", который
характеризует предсказанные в древности Сумерки Богов, встающие ныне
над цивилизацией Севера:
Братья начнут
биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира;
щадить человек
человека не станет.
Прорицание Вёльвы, 45
С другой стороны, именно мы, русские, едва ли не единственные изо
всех народов нордического корня, до сих пор храним хотя бы остатки
духа древних Белых Варваров. И это сочетание ярчайшего проявления
общего кризиса с ощущением - где-то в глубинах самого нашего
существа - сакральной причастности к наследию Севера позволяет нам
думать, что не все еще потеряно, что именно над балто-славянским
регионом начнется когда-нибудь новый Белый Рассвет.
Словами Александра Белова, "сегодня мы последние варвары белой расы.
Последние варвары типологического традиционализма. Сегодня мы,
осознавая себя соляриями, живем среди исторически умерших людей и
народов, среди деградировавшей культуры. Наша сила не только в том,
что мы можем перерождаться, являясь проводниками Новой Традиции, но,
главным образом, в том, что мы способны делать это сознательно"[2].
Это так. Там, где европейские пессимисты во главе с Рене Геноном и
его школой печально свешивают головы, обреченно констатируя смерть
Западной Традиции и постулируя невозможность ее реставрации без
слияния с Христианством или Исламом, - там мы, русские, не только
исследуем самое Традицию, но и делаем конкретные шаги в сторону
грядущего Рассвета.
...Нордическая сакральная Традиция необъятна, и прежде всего -
потому, что никогда не была - и не должна становиться сейчас! -
религиозным учением. Напротив, Традиция - это самый Дух, сокрытый в
природе нашего мира и, соответственно, в нашей собственной природе.
Поднять этот Дух из глубин Мира, - а значит, - и из глубин нашего
собственного бессознательного, из глубин нашей кровной, сакральной и
генетической, памяти, - вот наша задача.
И эта задача - на любом уровне - решается только одним средством.
Посвящением.
Традиционное кастовое
общество как отражение архетипического
Древние варвары считали, что бытие есть волшебная ткань, сплетаемая
Богинями Судьбы, и каждое событие - узелок этой ткани - происходит
именно тогда и именно так, как того требует сплетаемый узор.
Наверное, совсем неслучайно то, что ряд принципиально важных для
возрождения Традиции открытий в областях психологии, этнопсихологии,
истории религий был сделан именно сейчас, во времена Сумерек Богов -
кризиса традиционной цивилизации Севера.
Одно из таких открытий связано с обнаружением своего рода
дискретности, "разделенности" человеческого бессознательного и,
соответственно, его мироощущения, мышления и, в конечном итоге, -
всей его жизнедеятельности. Пионером в этой области стал величайший
психолог XX века Карл Густав Юнг, обнаруживший и выделивший как в
личном, так и в коллективном бессознательном самостоятельные и четко
определенные образы, которые и были им названы архетипами (т.е.
"первообразами")[3]. Несколько позднее работа в этом направлении
была продолжена великолепным этнопсихологом и историком религий
Мирчей Элиаде, указавшим на аналогичную архетипную "дискретность"
мифологического и религиозного мышления[4].
Развивая мысль Элиаде и Юнга уже с точки зрения сакральной Традиции
и, соответственно, памятуя о том, что "то, что внизу, - как то, что
вверху", мы по-новому можем взглянуть на политеизм Нордизма.
Действительно, ведь если микрокосм - человек - есть лишь отражение
Мироздания, макрокосма, то и "дискретность", разделенность на
архетипы, свойственная глубинам человеческого существа, должна быть
лишь отражением аналогичной "дискретности", "разделенности" реально
действующих в мире Сил, т.е. Богов. А значит, и сами человеческие
архетипы - будь то архетипы бессознательного или архетипы мышления -
суть отражение Богов в зеркале микрокосма.
Как для серьезных исследователей, так и просто для людей, достаточно
хорошо знакомых с северной Традицией, очевидно, что пантеон древних
нордов - это отнюдь не хаотический "набор" неких божеств, но строгая
и внутренне гармоничная сакральная система. Говоря о верховных богах
древних индоевропейцев, видный французский исследователь Ж.Дюмезиль
выделял три основные их группы и, соответственно, три основные
"божественные функции"[5]. С некоторыми собственными уточнениями и
дополнениями мы описываем это триадное деление в нижеследующей
таблице:
|
примеры из
индоевропейских мифологий |
сакральная
категория |
характерные
атрибуты |
характерные
мифологемы |
Боги
магии и
Иного Мира |
Один, Велес,
Шива, Луг,
Гермес, Меркурий |
Смерть |
копье |
путешествие в
Иной Мир;
странствие-поиск |
Боги
войны и
грозы |
Тор, Тюр, Перун,
Индра, Зевс |
Жизнь |
молот
(камень) |
бой со Змеем |
Боги
плодородия |
Даждьбог, Фрейр,
Вишну, Аполлон |
Рождение |
|
сакральный брак |
Этот известный принцип триадности "генеральных" архетипов
индоевропейской мифологии отражен в традиционных представлениях о
триедином божестве - славянском Триглаве, ведическом Тримурти и т.д.
И этот же триадный принцип на земном уровне реализовывался в древнем
традиционном обществе в виде деления общества на три основных
сословия (варны, касты):
сакральный
статус |
каста
/инд. наим-ие |
сакральная
функция |
социальная
функция |
Боги
слав. герм. |
гои |
Маги и Жрецы
/Браман |
магия |
власть |
Велес |
Один |
гои |
Воины
/Кшатрий |
самопожерт-
вование |
защита |
Перун
|
Тюр,Тор |
гои |
Производители
/Вайшья |
плодородие |
производство |
Даждьбог |
Фрейр |
изгои |
Рабы,
наемные рабочие
/Шудра |
отсутствует |
отсутствует |
нет |
нет |
Важно понимать, что изначальная причина формирования кастового
общества древности имеет отнюдь не социальный, но сакральный
характер. Как боги индоевропейцев воплощают один из трех
"мифологических архетипов", так и сами индоевропейцы (за
исключением, разве что, изгоев - неприкасаемых) реализовывают в себе
одного из Богов Триглава - Мага, Воина или Производителя. И потому
не само по себе право рождения как таковое обеспечивало в древнейшем
кастовом обществе принадлежность человека к одной из трех каст, но -
степень проявленности в нем одного из трех основных архетипов.
Каждый Маг, каждый Воин и каждый Крестьянин древности не просто
принадлежал собственной касте, но, фактически, воплощал в себе (и
осознавал это!) одного из Богов, одну из ипостасей Триглава. Именно
этим определялась его жизнь, его ценности и его отношение к миру, к
людям и к себе самому. Так, например, Воин, служащий за деньги, -
это такой же нонсенс, как поэт, творящий стихи лишь потому, что за
это платят. И дело, разумеется, отнюдь не в абстрактной
"нравственной" приемлимости или неприемлимости такой материальной
"мотивации", но в том, что Воин - как и Поэт - это не "профессия", а
состояние человека или, точнее, - его внутренняя сущность.
...Сколько бы ни проходило времени, Боги остаются Богами, и люди -
так же, как и в древности, - по-прежнему рождаются Магами, Воинами
или Добытчиками. Однако одно из глобальных следствий
де-традиционализации Западного общества именно в том и заключается,
что эти традиционные архетипы Белой расы оказались к настоящему
времени вывернутыми наизнанку и превращенными в профессии. Именно
таким путем мы получили вместо Воина - солдата-наемника, вместо Мага
или Жреца - попа, встреча с которым, по народным приметам, сулит
несчастье, и вместо Земледельца - вечно полупьяного "колхозника".
Главный механизм, главная технология высвобождения истинной
внутренней сущности человека - Посвящение - практически утрачена
современной Белой цивилизацией. Лишь некоторые отголоски, реликты
древней инициатической традиции видим мы в народных обрядах,
фолклоре, эпосе[6]. Но это не означает, что традиция утрачена
безвозвратно.
Традиционное
посвящение:
общее определение и значение
С точки зрения стороннего наблюдателя, не погруженного в Традицию,
посвящение есть религиозно-магический акт перехода человека из
состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние
другим таковым статусом. Вероятно, такая формулировка может стать
самым общим определением понятия "посвящение", хотя она и отражает
лишь "событийную" сторону феномена, не затрагивая самой сущности
того, что происходит в ходе традиционных инициатических обрядов. Так
или иначе, этому определению удовлетворяют два основных типа
посвящения, известные в любом традиционном сообществе:
1) возрастные инициации, связанные с переходом человека из одной
возрастной категории в другую, и
2) специализированные (кастовые) инициации, определяющие вхождение
человека в то или иное объединение сакрального характера (каста,
"тайный союз" и т.д.) и/или получение им доступа к того или иного
рода магическим силам и сакральным ценностям (например, обретение
"шаманского зрения").
Как показывает опыт изучения традиционной культуры, посвящения обоих
типов строятся по одним и тем же принципам и законам, проходя
нередко по одним и тем же обрядовым схемам. Что более важно, любое
традиционное посвящение - будь то инициация мальчика, становящегося
мужчиной и обретающего права и обязанности взрослого человека, или
магическая инициация шамана - любое традиционное посвящение
подразумевает одну и ту же внутреннюю суть, хотя и реализуемую,
разумеется, на разных уровнях. Поэтому прежде, чем перейти к
обсуждению целей и сути двух названных типов посвящений, обозначим
самое значение инициации в сакральной Традиции.
Одна из важнейших черт индоевропейской Традиции, ветвями которой
являются частные дохристианские Традиции славян, германцев, кельтов
и других индоевропейских народов, - ее изначально инициатический
характер. Это, прежде всего, означает, что различия между
обособленными традиционными категориями индивидуумов являются
сущностными и, говоря вообще, магическими. Ребенок и взрослый,
землепашец, воин и маг, раб и свободный - все эти и другие категории
лиц различаются не только - не столько! - своим социальным статусом,
сколько внутренним качеством, своей внутренней природой и внутренней
же сутью.
Соответственно, и границы между этими категориями или группами людей
имеют характер сущностный, магический, - они непреодолимы обыденным,
не-магическим путем. Инициация в Традиции и является тем доступным
человеку инструментом - магическим инструментом! - который позволяет
ему умереть по одну сторону от границы и возродиться по другую - в
другом качестве, в другой категории лиц.
Другого пути нет - мы видим это на примере того, во что превратилась
Западная цивилизация, отвергнув древнюю - инициатическую - Традицию.
Раб может убить своего хозяина, завладеть его имуществом и даже
социальным статусом, но, не будучи инициирован в свободные люди,
сущностно он останется рабом. Не пройдя должной инициации, человек,
взявший в руки автомат, может стать солдатом, но не Воином;
человек, овладевший навыками "биоэнергетики", станет экстрасенсом,
но не Магом, а человек, победивший на демократических
выборах, - президентом, но не Истинным Королем...
И потому, с точки зрения сакральной Традиции, современное свободное
и демократическое западное общество является сообществом рабов и
нелюдей.
Ибо тот, кто приходит на землю из Иного Мира через материнское
чрево, становится Свободным и Человеком, только пройдя через цепь
возрастных и кастовых посвящений.
Цели посвящения:
возрастные инициации
Действительно, согласно традиционным представлениям, только что
родившийся ребенок не только не имеет пола, статуса и других
признаков человека, но и вообще не является таковым. Так же, как и
роженица, он сохраняет связь с Иным Миром, откуда только что явился.
Как и роженица, он "нечист", подобно тому, как остается "нечистым"
до завершения должных обрядов человек, совершивший убийство, т.е.
"отправивший" кого-то обратно в Иной Мир. Эта связь родившегося с
Иным Миром рвётся первым возрастным посвящением, совершаемым, как
правило, в первые же дни жизни - наречением детского имени.
Значение первого, следующего сразу за рождением, имянаречения в
Традиции огромно. Во-первых, как только что было сказано, наречение
имени очищает родившегося, разрывает его связь с Миром Мертвых, где
всё безымянно. А во-вторых, имянаречение символизирует: пришедший в
Мир Живых будет человеком, ибо звери тоже умеют рожать детенышей, но
не умеют давать им имена.
Вместе с детским именем родившийся получает и свой первый статус в
сообществе людей - в мире - он становится дитём. Заметьте, русское
слово дитя, дитё - среднего рода. Действительно, дети в традиционных
обществах считались бесполыми и воспитывались женщинами семьи или
рода все вместе, без разделения на мальчиков и девочек. Такое
воспитание продолжалось, как правило, до семи лет.
Когда дети достигали возраста в 2-3 года, они вступали во второй
инициатический цикл, длившийся примерно до 7 лет и содержащий у
разных народов два-три, а иногда и больше частных посвящений. Эта
цепь посвящений преследовала две цели: введение в пол и введение в
род. На Руси, например, именно в этот период дети впервые одевали
женскую юбку (сарафан) или мужские порты. С момента завершения
инициации они - уже не бесполые дети, но ребёнки, мальчики и
девочки, - воспитывались раздельно и начинали осваивать навыки и
умения, необходимые, соответственно, мужчинам и женщинам.
Второй аспект данной инициации - введение в род в качестве младших
его членов. Социальный статус ребенка в архаике соответствовал
социальному статусу раба. Собственно говоря, русское слово ребенок,
украинское паробок происходят от той же древней основы, что и слово
раб; общее восточнославянское хлопец - это тот же холоп и т.д.
Статус холопа/хлопца характеризуется отсутствием как прав, так и
обязанностей - кроме права на долю в пище и обязанности
беспрекословного подчинения старшим членам рода. Холоп и хлопец не
имеют в традиционном обществе даже права отвечать за свои поступки -
за преступления, совершенные ребенком или рабом, всегда
расплачивается родитель или хозяин.
Наконец, третья, основная, инициация проводилась по достижении
ребенком возраста 13-15 лет и представляла собой, фактически,
превращение во взрослого человека и полноценного члена рода,
наделенного самостоятельностью и полным (или почти полным) набором
прав и обязанностей. Именно это посвящение наиболее полно следовало
традиционному инициатическому "пути через Смерть", на котором
ребенок терял свое детское имя и, возрождаясь в качестве взрослого,
получал новое имя, которое и считалось единственно настоящим.
Об этом - самом важном изо всех возрастных - посвящении великолепный
историк религий Мирча Элиаде пишет: "Посвящение вводит неофита
одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей.
Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию
взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и
историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между
племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в котором они
установились в начале мира..."[7]
Задача данного посвящения состоит еще и в своеобразном испытании
подростка, магической и бытовой проверке того, насколько он готов и,
говоря вообще, насколько он способен[8] войти в мир, в сообщество
взрослых людей. Я позволю себе привести еще одну цитату, на сей раз
- из работы российского этнопсихолога Алексея Андреева: "[...] в
отношении к детям, в их воспитании взрослые вынуждены быть предельно
точны и требовательны. Иначе мир пойдет не туда. Именно этим вызваны
ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная
ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих
качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное,
имя которому - чужой!.."[9]
При необходимости, достигнув возраста 18-21 года, члены сообщества
могли проходить и другие, дополнительные инициатические обряды, хотя
большая часть такого рода посвящений скорее должна быть отнесена уже
к инициациям специализированным или кастовым. Любопытно, что
подобная последовательность возрастных посвящений сохранилась
(пусть, отчасти, формально) в структуре возрастной лестницы
средневекового феодального сословия, имевшей приблизительно
следующий вид:
до 7 лет - воспитание женщинами;
с 7 до 14 лет - служба пажом;
с 14 примерно до 18-19 лет - служба оруженосцем;
в 18-20 лет - рыцарское посвящение.
Цели посвящения:
специализированные (кастовые) инициации
Если система возрастных посвящений, достаточно хорошо изученная на
историческом и этнографическом материале, в целом достаточно
стандартна для любого традиционного общества, будь то древние
славяне или современные "первобытные" народы Африки или Австралии,
то инициации специализированные отличаются гораздо большим
разнообразием. Поэтому здесь рассмотрим лишь краткую и довольно
условную классификацию специализированных (кастовых) инициаций по их
целям, не утруждая читателя излишним углублением в конкретику.
1. Посвящения касты Магов и Жрецов (вед. брахманы, слав. рахманы,
волхвы). Система инициаций, цель которых - обретение инициируемым
способности прямого общения с богами и использования естественных
магических способностей человека и мировых магических энергий. Одна
из первых инициаций данной системы - введение в шаманскую
реальность, где доступны путешествия в Нижний и Верхний Миры. В
связи с этим именно в специализированных посвящениях данной касты
наиболее явно звучит символика Смерти; более того, некоторые из них
подразумевают физическое прохождение через состояние умирания.
Характерный пример - инициации современных сибирских, алтайских и
т.д. шаманов.
2. Посвящения касты Воинов (вед. кшатрии). Воины - вторая каста
традиционного сообщества, также обладающая собственной системой
специализированных инициаций. Две основные цели инициаций -
отработка жесточайшего нравственного контроля над собственным
поведением и раскрытие дополнительных ("сверхъестественных")
возможностей человеческого организма, включая овладение
определенными специфическими технологиями боевой магии.
Характерный пример - инициации скандинавских берсерков, в результате
которых воин обретал "сверхъестественные" быстроту и мощь,
нечувствительность к боли и другие специфические качества: "Они шли
без кольчуг и иных доспехов, они кусали кpая своих щитов и были
сильны, как медведь или боpов. Они убивали людей, но ни огонь, ни
железо не могли пpичинить вpеда им." (Сага об Инглингах)
3. Посвящения касты свободных людей, имеющих дело с материальными
ценностями (вед. вайшья). Традиционная каста вайшья (землевладельцы
и земледельцы, ремесленники, купцы и т.д.) также имеет собственную
систему обрядов, близких к инициациям и связанных, как правило, с
приобщением к тому или иному субсословию или объединению
производителей. Такими обрядами сопровождается превращение служки в
подмастерье, подмастерья - в Мастера и т.д.
Характерный пример - средневековые цеховые посвящения.
4. Прочие посвящения и околоинициатические обряды, связанные с
основными изменениями в жизни человека. К этой группе должны быть
отнесены, например, такие имеющие инициатический характер ритуалы,
как свадебные обряды, обряды принятия в род и т.д.
Характерный пример - традиционные русские свадьбы, в которых четко
прослеживается архаическая инициатическая символика умирания невесты
в качестве девушки и возрождения ее уже в качестве замужней женщины.
Технология посвящения:
Перерождение-в-Смерти
Теперь, обозначив и место инициации в Традиции, и цели основных
типов традиционных посвящений, обратимся к собственно технологии
проведения посвящения.
Как уже говорилось выше, необходимость инициаций вытекает, помимо
прочего, из представления о невозможности прямого, обыденного
преодоления границ, разделяющих разные категории (касты, возрастные
группы, субкасты разных уровней посвящения и т.д.). Отсюда основной
принцип традиционной инициации - прохождение через Смерть - через то
Место, где нет никаких границ.
Как и любой традиционный религиозно-магический обряд, посвящение
есть проигрывание заново Священной Истории, отраженной в
традиционной мифологии, повторение действий, совершенных некогда
Богами, т.е., в конечном итоге, - imitatio Dei, подражание Богу.
Словами Мирчи Элиаде, "[...] те, кто практикуют посвящения,
рассматривают их как действия Божественных или Сверхъестественных
Существ. Таким образом, церемония посвящения - это "подражание
Божеству"; праздник посвящения позволяет вернуться в изначальное
священное Время, и неофиты вместе с уже посвященными ощущают
присутствие Богов и мистических предков. Посвящение - это повторение
священной истории Мира и племени, как во Время мистического
Начала..."[10]
Во всех традиционных мифологиях мы можем обнаружить сюжеты,
связанные с Умирающим и Воскресающим Богом; это и есть тот миф,
который "отыгрывается" в ходе инициации. Подражая действиям Богов,
инициируемый, согласно магическим законам, проходит - на своем,
разумеется, уровне - те же превращения, которые претерпевает сам Бог
в мифологической Истории. Более того, как инициаторы принимают на
себя роли соответствующих Богов или Предков и, фактически,
становятся на время ритуала Их воплощениями, так и инициируемый
неофит в ходе посвящения мистически сливается с Умирающим и
Воскресающим Богом. Так нордический шаман в ходе инициации открывает
в себе самом Одина - Бога, распявшего себя на Древе Жизни ради
обретения Знания Рун...[11]
Заключение:
современное общество
И, завершая эту небольшую работу, мне хочется сказать еще несколько
слов о современном состоянии Западной цивилизации, полтора
тысячелетия тому назад отринувшей инициатическую Традицию, а вместе
с ней - весь многотысячелетний опыт человечества.
Согласно канонам права, незнание закона не освобождает человека от
его власти. И - от ответственности за его нарушение... Так же и
отрицание Традиции не отменяет действия тех мировых законов, что
лежат в ее основании. Мирча Элиаде, исследуя глубинные
психологические корни инициатических технологий, писал о
произведениях, содержащих инициатические сюжеты: "...со времен,
давность которых трудно уточнить, где бы ни создавались волшебные
сказки, люди, как первобытные, так и цивилизованные, всегда слушали
их с неослабевающим интересом и удовольствием. Это говорит о том,
что сценарии посвящения - даже скрытые, как в сказках, - являются
выражением психодрамы, отвечающей глубинным потребностям
человека..."[12]
Цивилизация, отвергшая инициатическую Традицию, объявившая
"несуществующим" то, что тысячелетиями составляло самый стержень
человеческого - и личного, и общественного - бытия, - эта
цивилизация сама обрекла себя на деградацию и, в конечном итоге, на
Смерть...
...Но в Традиции Смерть - это не конец, а лишь элемент инициации,
необходимой для обновления и Возрождения в новом качестве. Потому и
эпоха гибели Западной цивилизации, в которую мы, очевидно, входим,
именуется в Традиции не "концом света", но - Сумерками Богов.
Рагнарёк, Сумерки Богов, - имя той глобальной инициации, при начале
которой мы имеем честь присутствовать.
[1]См. подробнее: А.В.Платов. Кризис современного мира и ценности
языческого пути//Мифы и магия индоевропейцев, вып.9, 2000.
[2]А.К.Белов. Опора государства и русские перспективы. В кн.:
Расовый смысл русской идеи. Вып.1. М., 1999.
[3]См., напр.: К.Г.Юнг. Архетип и символ. М., 1991.
[4]См., напр.: M.Eliade. Le Sacrй et le Profane. Paris, 1965.
[5]Ж.Дюмезиль. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.
[6]См., напр.: В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л.,
1986. В.Г.Балушок. Инициации древнерусских
дружинников//Этнографическое обозрение, ©1, 1995. А.В.Платов. Бой на
Калиновом мосту, или Прогулка тропою мертвых//Мифы и магия
индоевропейцев, вып. 5, 1997, и др.
[7]М.Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения.
М.-СПб., 1999.
[8]Один из результатов утраты Западной цивилизацией инициатической
Традиции - быстрый рост числа маньяков, террористов и других
подобных "людей", которые в традиционном обществе попросту не прошли
бы основной возрастной инициации в 13-15 лет.
[9]А.Андреев. Русские Боги в Зазеркалье. Баба-Яга//Мифы и магия
индоевропейцев, вып.3-4, 1997.
[10]М.Элиаде. Цит. соч.
[11]Собственно говоря, в этом и кроется принципиальное отличие
Северной, инициатической, Традиции от контр-инициатической Южной.
Мы, северяне, - дети Богов, и Боги наши всегда с нами...
[12]Там же.
|