Боги древних славян
Сварог
Сварог был у славян
богом Неба, отцом всего сущего. Сварог -
отец
ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст,
Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной
стихии, творец,
соотносимый с Гефестом орфической
традиции и с
ригведовским Тваштаром. По одной из
мифологических версих, Сварог - сын
Крота и внук Ситоврата, потому
уже не может быть отцом всех
богов.
Однако, ныне он вполне может
рассматриваться в такой ипостаси, если
забыть про Стрибога-Рода.
В позднее время, как творец, Сварог
мог
ассоциироваться с Брахмой, и
тримурти Шива-Брахма-Вишну в брахманизме
соответствует славянскому триглаву
Велес-Сварог-Свентовит (или Даждьбог -
он же Радегаст у западных славян).
Сварог связан с небесным огнем и
небесной сферой. Имя бога проиходит от
ведического "svargas" - небо; так
же в этом слове представлен и
корень "var" - горение, жар. Легенда
рассказывает, что Сварог подарил людям
первый плуг и кузнечные клещи,
научил выплавлять медь и железо. Кроме
того, он установил законы, которые
могли бы соблюдать люди.
"Дид божий" Сварог, по древнему
преданию,
предается покою, предоставляя
управление своим богам-детям и внукам -
Сварожичам...
Перун
Славянским
громовержцем был Перун. Его культ
является одним из
древнейших и восходит еще к 3
тысячелетию до н. э., когда воинственные
иноевропейцы(арии) на боевых
колесницах, обладавшие бронзовым оружием,
подчиняли себе соседние племена.
Перун был
в большей степени богом-воином,
чем воплощение
оплодотворяющих землю весенних гроз,
поэтому неудивительно, что вплоть до
X в. - времени
военных роходов киевлян - его культ
не занимал
центрального места, а в некоторых
областях славянского мира был вообще
неизвестен.
Культ Перуна, бога
грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в
связи с развитием дружинного, военного
элемента общества. Перун, или как
его еще называли
Перун-Сварожич, представлялся славянам
вооруженным
воином, мчащимся на золотой колеснице,
запряженной крылатыми жеребцами,
белыми и черными.
Возвышение культа
Перуна, превращение его в верховного
языческого
бога начинается с военными походами
киевлян - они побеждают хазар, воюют
на равных с Византией, подчиняют себе
многие славянские племена.
Перуна
называли "княжьим богом", послольку он
был покровителем
князей, символизировал их власть.
Такой бог был чужд большинству общинных
славян-земледельцев. Это бог воинов и
дружинников. В известных договорах
славян с греками говорится, что
князья-воители клялись Перуном, и только
на втором месте в договорах фигурирует
Велес. В историко-социологическом
плане культ Перуна следует относить к
поздней эпохе, когда обозначились
черты военной демократии,
и князья-воители у славян стали
обладать
большей властью, нежели жреческое
сословье, имевшее своих богов (мудрости
и магии).
Характерной
чертой ритуалов, связанных с Перуном,
является их
соотнесение с дубами и дубовыми
рощами и возвышенностями, на которых
ставили в древности статуи Перуна и
его святилища. Молнии - это стрелы
бога-громовника. Перун, по легенде, в
левой руке носит колчан стрел, а в
правой лук, пущенная им стрела
поражает противника и производит пожары.
Его палица (молот), как
знак карающего божественного орудия, стала
символом власти, ее функции перенесли
на царский скипетр, жреческий и
судейский жезлы.
Есть версия, что
Егорий Храбрый (Георгий Победоносец),
поражающий
змея - никто иной
как Перун, "затесавшийся" в святцы,
прикрывшись
христианским именем. Причем сам
образ "бога-громовержца, бога скалы,
камня"
реконструируется лингвистически
как праиндоевропейское
(санскритское) "Перун-Перунт". Фраза,
заключающая в себя основной миф,
так и звучит: "Перперти н'агхим
Перун(т)", что переводится - "Убивает
(поражает, ударяет) змЕя громовержец
- бог камня". Однако, поскольку
кроме бога-громовика есть и другие
"змееборцы" (так называемые "светлые
боги" Свентовит и Дажьбог), постольку
данная версия - это лишь символ
борьбы двух неуничтожимых начал:
"умная сила"(Змей) & "сила есть, ума не
надо" (Змееборец).
Тот, кто
ищет покровительства у Перуна -
"зациклен" на идее
противоборства, у него сознание борца,
воина, готового ответить ударом на
удар, силой на силу. Его совершенство
особого толка. Он не склонен ни к
какому договору или
сотрудничеству, потому что считает
"принцип
Громовика" единственно справедливым и
сверяет с этой Идеей каждый свой
шаг. Он приносит нерушимую клятву и
верит, что владыка громов и молний
следит за ее соблюдением
свысока. Однако, "громопоклонничество", как
почитание Солнца или Огня, это лишь
один из Путей в язычестве; существуют
и другие...
Велес
Богом
плодородия, связанным с Навью (нижним
миром), был Велес
(Волос). Имя Велеса восходит к
древнейшему корню "вел" со значением
"мертвый". Но поскольку с
миром мертвых связывались представления о
магической силе, обладатель которой
подчиняет себе людей, то этот же
корень означает могущество и
встречается в словах "власть", "велеть",
"владеть","великий". Нисхождение в
иной мир приносит герою всеведение,
особую мудрость, нередко связанную с
поэтическими особенностями, поэтому
Велес - одновременно бог мудрости и
поэзии (вещий певец Боян в "Слове о
полку Игореве" назван внуком "внуком
Велеса").
Велес - сын
небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних
индоарийских богов, сначала как
покровитель охотников, затем скотоводства
и богатства; он приходил в мир под
разными именами - Рудра и Шива (в
разных временных рамках!), Тот,
Гермес, Меркурий, Луг, Велунд, и наконец
Один-Вили-Ве и Локи. Это имена одного
Архетипа из разных культур и разных
времен (все они, в том числе, боги
мудрости и магического знания). Велес
есть ВОЛЯ, связующая самые
противоречивые тенденции - к созиданию и к
разрушению. Он бог волшебства,
мудрости и искусства, покровитель ремесел
и повелитель мертвых. ВЕЛес - бог
ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий) для
всех, кто следует путями магии.
"Скотий бог" Велес так же следит
за
соблюдением договора (а
любой договор так или иначе
предполагает
доверие). Это он благославляет
путешественника и помогает ему в дороге.
Именно Велес открывает тайны ремесла и
медицины. Мудрость и волшебные
ремесла, действительно, всегда
идут рука об руку. Любимец Велеса
-
совершенный человек. Он может быть
талантливым ученым, гениальным поэтом
и певцом, непревзойденным мастером по
части приготовления кушаний, лучшим
из садовников или лесничим, удачливым
крестьянином, наконец, дельцом.
Славяне
почитали Велеса как бога богатства. В
древности часто
расплачивались домашними
животными, слово "скот" имело
значение
"деньги","имущество" и так
же было показателем богатства;
слово
"скотолюбие" означало
корыстолюбие; "скотник" - финансовый
чиновник,
стоящий между посадником и старостой;
"скотница" - казна. В Древней Руси
Велес был и покровителем купцов,
которые в своих договорах часто клялись
его именем.
Хозяин иного мира -
божество прародитель - в древнейшей
мифологии
имеет облик животного, и образ
Велеса восходит к образу Медведя как
могущественного божества. С Велесом
связано созвездие Плеяд (Волосынь).
Волос - древнее
хтоническое (имеющее вид зверя) божество,
которое
сохранило имя, происходящее от
"волосы", "шерсть", "шерстистый"; бог
сохраняет черты зверя, представляется
мохнатым (в южнославянских языках
название шерсти - "вълна" - восходит к
тому же корню; другая форма имени
бога - Волос). В таком понимании Волос
не является только лишь "скотим
богом" (как Гермес - антропоморфный
бог), а богом-скотом, богом в виде
дикого животного.
Соединение этих
представлений о боге дает ключ к пониманию
слова
"волхв" - это языческий жрец,
облаченный в звериную шкуру мехом наружу,
он общается с иным миром, наделен
великой мудростью и поэтическим даром,
он - могущественный маг, возможно,
пророк (как известно, с вопросами о
будущем люди нередко обращались к
умершим).
Культ Велеса
- великого подземного бога, покровителя
богатства,
владыки мудрости,
колдовства, поэзии, искусств, музыки,
повелителя
мертвых - был очень широко
распостранен на Руси. Об этом, в частности,
говорит обилие деревень и сел с
названиями Велесово, Волосово, Волотово.
В народном фольклоре Велес часто
употребляется в значении "пастух", Велес
- "водчий бог". Он же - страж
Нави, переносящий души умерших в Навь
(небытие); владелец Перехода и Водчий
из мира в мир.
В славянской
языческой мифологии Велес так же предстает в
обличье
Змея, божественного противника Перуна.
Велес-Змей, как ипостасть более
обширного архетипа - космогонического
Чернобога ("Черта"), воплощает в
себе силы первобытного Хаоса, буйной,
неупорядоченной, необжитой природы,
зачастую враждебной человеку.
Велес-Чернобог ("Черт"), обладая столь
мощной разрушающей силой, но являясь
так же богом мудрости, умеет держать
собственные силы Хаоса в повиновении и
направлять их в нужное русло.
Противником Велеса, как "Черного
бога", является "Белый бог" - Световит
(Свентовит), что наглядно изображено
на Збручском кумире (в греческих же
мифах это отражено
как противоборство бога Гермеса и
Аполлона).
Противопоставление Велес-Перун
выводится не только из
славянской
мифологии, но и из индоевропейских
параллелей. Например, Вала и Велес
этимологически тождественны, а
параллель Перун-Индра наблюдается так же
наглядно.
Язычники-славяне
чтили обоих божественных противников - и Перуна, и
Велеса. Только святилища
Перуна устраивались по высоким местам,
а
святилища Велеса - в низинах.
Классический
славянский триглав:
Дид-Дуб-Сноп =>
Сварог-Перун-Велес.
Это также можно
условно представить и как триаду:
Правь ("Сущее",
"Изначальное") - Явь ("Свет") - Навь ("Тьма") => Род
- Световит - Чернобог.
Чернобог
Повелитель Нави,
Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель
Чернобог. Велика власть Черного бога,
стремится он повергнуть Светлых
богов и подчинить все
своей власти, сковать вечным холодом.
Вечным
оппонентом Чернобога является Белобог,
воплощение сил Яви. Вечно бьются
они и ни один не может одержать
решающей победы. Но раз в год Чернобог
превращается в сияющего златовласого
Белобога и ведет ожесточенную борьбу
с Богом Тьмы (с самим собой). Так в
мифе проиллюстрирована взаимосвязь и
цикличность света и тьмы.
Петр Альбин в
Миснейской летописи говорит: "славяне для того почитали
Чернобога, как злое божество,
что они воображали, будто всякое зло
находится в его власти, и потому
просили его о помиловании, они ПРИМИРЯЛИ
его, дабы в сей или
загробной жизни не причинил он им
вреда "...
Гельмгольд в своей "Славянской
Хронике" описывает, что когда на пиру у
славян чествовали злого бога
Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый
произносил проклятия, а не слова
благословения. Но следует заметить, что
воспитанный на иной религии может
трактовать обряды иноверцев только с
точки зрения собственной религии. И
тот и другой авторы поняли славян
по-своему, по-христиански...
Аль-Масуди дает
описание святилища Черного бога (10 века) на черной
горе "... в нем [здании на черной
горе] они [славяне] имели большого
идола в образе человека или Сатурна,
представленного в виде старика с
кривой палкой в руке, которой он
двигает кости мертвецов из могил. Под
правой ногой находятся изображения
разнородных муравьев, а под левой -
пречерных воронов, черных крыльев и
других, а также изображения странных
хабашцев и занджцев [т.е.
абиссинцев]".
Вороны - чернота в
небе, муравьи - чернота под землей, абиссинцы -
чернота на земле. Таким образом,
попирая своих слуг, Черный бог руководит
чернотой во всех пространствах. До сих
пор большинство проклятий связано
с пожеланием смерти или отправиться в
то место, откуда вышел. Черный
день, черная душа, черный ворон...
Черный цвет у большинства народов -
это цвет земли, символ принадлежности
к подземному или смертному миру.
Ворон - питается падалью, всегда
связан со смертью у любых народов,
долгожительством, старостью,
мудростью. Муравей - однокоренное слово со
словами сумрак, мор, мерзость, морока,
марать, мара, мерешиться, умереть,
мерковать (ночевать), сумереки,
смердеть. Мурава - трава растет из-под
земли, куда отправляются те, кто не
попал в Ирий. Сатурн, римский бог, с
которым Аль-Масуди
сравнивает Черного бога,
покровительствовал
земледелию, а любой культ земледелия
связан со смертью в один сезон и с
возрождением - в другой (например
культы Деметры и Персефоны, Триптолема
или аналогичного ему Кощея
Трипетовича, Ярилы и Бальдра). 3.Ходаковским в
1822-1837 годах в ряде публикаций на
основании своих экспедиций приводит
названия урочищ и городищ восточных
славян, связанных с именем Чернобога,
доказывая повсемстность этого культа,
а не только у славян западных.
Одним из таких мест
был Чернигов, поклоняющихся Чернобогу
называли
черняками или черными колдунами (уже в
христианскую эпоху). Ю.Миролюбов
приводит сказки с участием Черняка и
Беляка (предположительно отголосок
веры в Чернобога и Белбога).
А.Н.Афанасьев (Происхождение мифа, стр 271,
1996, Индрик) указывает на то, что
понятие о Чернобоге и Белбоге - не
нравственное понятие, а
связано с физическими условиями
обитатния
человека и одинакового воздействия
темноты на человеческий организм. Люди
как правило плохо видят в темноте, а
потому ночью наиболее уязвимы, т.е.
смертны. Он отмечает также близость
понятий темный (слепой) и черный.
Таким образом,
Чернобог связан со смертью и миром мертвых, Кощей как
раз и управляет этим миром и не
случайно царство Пекельное именуют еще и
Кощным, а попросту - это один из
уровней Нави.
Уже отмечалось, что
Аль-Масуди сравнил своего Чернобога именно
с
Сатурном, который был богом земледелия
и урожая. Его цветом считался
черный. Он отец Юпитера,
побежден им и сброшен на землю.
В период
царствования Сатурна на
земле царил Золотой век. Всякое
земледелие
связано с зарождением
новой жизни. Общеизвестно, что старый,
более
древний чем нынешний, свергнутый
бог приобретает подчас отрицательные
черты. Это случилось,
например, с Велесом, обозванным зачастую
в
православии Шутом, т.е. Сатаной. Велес
бессмертен, ибо руководит Смертью,
так бессмертен и Кощей (грань архетипа
и\или воплощение Чернобога\Велеса
на одном из уровней Нави и в эпоху
православия).
"... палкою в руке,
которой он двигает кости мертвецов из могил..." -
зачем Черному богу понадобилось
двигать кости мертвецов? Палка - это либо
жезл, а если кривая - то уже кочерга.
Кости мертвецов он двигает - т.е.
руководит загробной жизнью. Неточность
перевода допускает два толкования
"прочь из могил" - тогда это уже
реинкарнация, либо просто руководство
умершими, Черный бог руководит
подземным царством, ведь могилы в земле, а
кости под землей. Из-под земли
выползают муравьи, оттуда же змеи. Но
двигать просто жезлом что-либо
находящееся вглубине - трудновато, потому
палка изогнута: т.е. кочерга.
Рыбаковым установлена связь между понятиями
КОЩ и жребий, гадание, судьба.
Кочерга
использовалась в обряде, как прогнать крота
- подземного
жителя - со своего
участка. Т.е. кроту вменялось в
обязанность
подчиниться кочерге. Кочергой
руководят случайным процессом сгорания
углей в печи, упорядочивая их. А печь
в каждом доме располагалась в углу
противоположном красному (иконы).
В русской
православной церкви известен святой - Прокопий
Устюжский,
изображаемый с кочергами в
руках, как например на барельефе церки
Вознесения на Б.Никитской улице в
Москве 16 века. Этот Святой введенный в
13 веке, ответственен за урожай, у
него три кочерги, если он их несет
концами вниз - уражая нет, вверх -
будет урожай (Виноградов П, Жизнь
святых..., М., 1880, с 29.) Таким
образом можно было предугадать погоду и
урожайность. У Гоголя Вий с железным
лицом. По-видимому, кочерга, вилы,
копья, палка - это отголосок одного
и того же. Веки ассоциируются с
печной заслонкой, которая столь
горяча, что ее можно сдвинуть посторонним
предметом. Отгороженный от света
массивными черными веками, живущий сам в
себе, "Вий" напоминает
горящую изнутри жизнью Землю-печь,
однако,
невозмутимую и черную
снаружи. Внутри "Вия"-печи содержится
такие
энергии, соприкосновение с которыми
равносильно прикосновению к Нижнему
Миру, а значит -
либо смерть, либо бессмертие. Кости
мертвецов -
Игральная кость - Кощь (жребий) -
Кощей Бессмерный - Кощевой (Управитель
козаков) - Кочерга (палка,символ
управления костями мертвецов). День
святого Касьяна, заменившего
Кощея в православии, праздновался 28-29
февраля, кстати эти же даты связаны с
Бадняком. Касьян - это единственный
немилостивый православный святой:
"Кас'ян схожий на людину, увесь в
шерстi, вii довгi, аж до землi, i весь
чорний. Кас'яновi через вii погано
бачити, i нечиста сила пiдiмае йому
вii гуртом ".
Итак, Черный бог -
он же Навий бог, он же Кощей, он же Велес, Вий,
Касьян - все это имена разных граней
одного архетипа на разных уровнях
Нави - связан с зарождением новой
жизни. И это есть в каждом из нас. И
только чудак
может это от
себя гнать. И
как же
Чернобогу-Кощею-Касьяну-Вию-Велесу не
быть в каждом из нас, если он,
вороша своими КОЧергами мертвую
материю, не подготавливает ее к новой
жизни. Кощей - управитель вероятности
возрождения в новой жизни. А врагом
Кощея сделали христианские сказочники
да современные горе-интерпретаторы.
Да, в каждом из нас
есть Навь, и если кто-либо хочет избавиться от
Нави в себе - это его право. Но
большинство язычников этого делать не
собираются, потому что Навь - это не
вредоносная Сила, она вредоносна
лишь в речах несведущих людей.
Дажьбог
Несколько столетий
одним их почитаемых на Руси богов был
Дажьбог
(Даждьбог) - бог солнечного света,
тепла, и плодородия вообще. Имя его
происходит не от слова "дождь" (как
иногда ошибочно думают), оно означает
- "дающий Бог", "податель всех благ".
Часто употребляемая фраза "дай бог"
служит отражением древнего имени
Дажьбога (в древнерусском "дай" было
"дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу
соответствуют Дабог и Дajбoг у
южных славян и Dac'bog у западных. У
всех славян он выступает как "дающий
бог" (deus dator).
Славяне называли
его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами
этого
бога были золото и серебро. Культ
Дажьбога особенно расцвел на Руси в
XI-XII вв., в эпоху
государственной раздробленности, сосуществуя с
христианством. Русские люди
почитали Дажьбога как своего защитника,
называя себя его внуками. О Дажьбоге
- Солнце-царе - говорили как о
первом правителе, учередителе
календарного счета дней, законодателе.
Дажьбог изображался летящим на
колеснице, в которую запряжены четверо
огнегривых коней с золотыми крыльями;
в руках бога - ритуальные жезлы с
изображением листьев папоротника;
солнечный свет происходит от огненного
щита, который Даждьбог возит с собой.
Дажьбог был богом солнечного света,
но отнюдь не самого светила.
Ярила
Ярила - сын
(и\или ипостась) Велеса, он бог
весеннего солнца,
погибающий и возрождающийся. Ярила
(Ярило) был у древних славян так же
богом плодородия, размножения и
физической любви. Именно эта сторона
любви, которую поэты
называют "страстью кипучей", и находилась
в
"ведении" славянского бога Ярилы. Его
представляли себе юным, красивым
мужчиной, пылким влюбленным женихом.
Ярило - так же и весеннее солнце.
Язычники-славяне считали, что весенний
расцвет должен пробуждать в людях
страсть, а людская любовь -
увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы
просили хорошего урожая, когда
появлялись первые всходы яровых. Ярила так
же - Вешний Коровий
бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной
и
"сшибающий с Зимы рога". Сохранился в
христианских святцах как Никола
Вешний; у западных славян именовался -
Яровит ("ярый бог").
Хорс
Имя "хорс", имеющее
индоиранские корни (иранское "xors"), означает
"(сияющее) солнце". Хорс воплощает в
себе движущееся по небу светило. Это
очень древнее существо,
не обладающее антропоморфным
обликом и
представлявшееся просто золотым
диском. Анализ известных сведений о Хорсе
показывает, что в большинстве
сочинений Хорс соседствует с небесными
богами: Перуном, соотносимым с громом
и молнией, и с Дажьбогом, что
позволяет интерпретировать его
принадлежность к солярным божествам. Хорc
- божество солнечного светила,
но не солнечного света и тепла;
он
представлял собою некое дополнение
к образу Дажьбога-солнца, подателя
земных благ. Отождествляют это имя с
понятием круга (хоровод); символом
Хорса было колесо. С культом Хорса был
связан ритуальный весенний танец -
ХОРовод (движение по кругу), обычай
печь на Масленицу блины, напоминающие
по форме солнечный
диск, и катать зажженные
колеса, так же
симвользирующие светило.
Семаргл
Огнебог-Семаргл
(Симаргл) - бог огня и огненых стихий,
посредник
между людьми и небесными богами. Был
спутником богов солнца и плодородия.
В ТОМ ЧИСЛЕ, по
смежной мифологической версии, Семаргл -
также и
"крылатый пес", охранитель посевов,
бог коней. О древности ОДНОГО ИЗ
таких его образов говорит звериный
облик; представление о Семаргле -
защитнике посевов - как о чудесной
собаке легко обьяснимо: реальные псы
оберегали поля от диких косуль и
коз. Семаргл, как и Хорс, божество
скифского происхождения -
их культ пришел от восточных
кочевников,
поэтому оба этих бога почитались
только в Южной Руси, граничевшей со
Степью.
Стрибог
По одной из версий,
Стрибог является верховным царем ветров - "Слово
о полку Игореве" называет ветры
"Стрибожьими внуками". Его почитали и как
истребителя всяческих злодеяний,
разрушителя злоумышлений.
По другой версии,
Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество
Пространства, а затем и просто
властитель воздушной стихии, времени.
Индоиранское "бог" (авестийское
"бага") в этом имени объединено со
славянским "СТРЪга"-
распространять, простирать. По функциям,
как
отмечает Б.А. Рыбаков, Стрибог близок
к скифскому Папаю и греческому
Зевсу. Согласно восточно-славянской
традиции, СТРИба является в образе
гусляра, перебирающего струны, с луком
за спиной, а на поясе - сагайдак
со СТРЕлами. Ветер играет СТРУями -
СТРУнами дождя и лучами - СТРЕлами
света, тот же ветер колышет СТРуны
высоких трав в поле на равнине, где
властвует Стрибог. Несомненна
фонетическая связь со словами "стрела",
"струна", "СТРЕмя", "СТРЕмительный"
(один из главных эпитетов Ветра в
сказках). "То ветры, Стрибожьи внуки,
веют с моря стрелами на храбрые
полки Игоревы" - сообщает "Слово о
полку Игореве". С громом и молниею
тесно связываются ветры, внуки
Стрибога, они придают стремительность
стрелам (лучам) солнца,
которыми оно оплодотворяет все способное
к
развитию и преследует темную силу
смерти." Этим подчеркивается функция
Стрибога, как посредника между Вышним
и Нижним мирами...
Марена
Во многом схожа с
Велесом Марена - богиня Зимы, мира мертвых
и...
плодородия земли. Следы ее культа
у славян прослеживались вплость до
недавнего времени: Марой или
Мареной в деревнях называли соломенное
чучело - олицетворение зимней стужи,
которое на масленицу разрывали и
разбрасывали по полям, чтобы те дали
богатый урожай. Это символично тому,
как происходит в природе: из мертвой
смерти (зимы) и живородится жизнь
(весна).
Макошь
К
древнейшему земледельческому культу
Матери-земли восходит
общеславянское почитание Макоши -
богини земли, урожая, женской судьбы,
великой матери всего живого.
Макошь-Земля - олицетворяет собой женское
начало природы. Макошь как богиня
плодородия тесно связана с Семарглом
(огнебогом), с русалками,
орошающими поля, с водой вообще -
Макоши
поклонялись у родников, в качестве
жертвы девушки кидали ей пряжу в
колодцы. Макошь была также богиней
женских работ, чудесной пряхой. Она
так же прядет нити судьбы, вместе с
помощницами Долей и Недолей определяя
судьбу людей и богов. Макошь ходит по
Земле в виде молодой женщины с
распущенными волосами и примечает, кто
как живет, как соблюдает обычаи,
запреты. Милует и награждает она
только сильных духом, борющихся за
счастье. Она дает выход из самых
безнадежных положений, если человек не
отчаялся, если идет из последних сил,
если не изменил себе и мечте. И
тогда Макошь посылает человеку богиню
счастья и удачи - Сречу. И тогда
человек открывает дверь, делает
шаг и Среча встречает его. Но
если
человек опустился, разуверился и
махнул на все рукой - мол,
"Кривая
вывезет", то его ждет горькое
разочарование. Макошь отвернет свой лик. И
отверженного поведут по жизни
чудовищные старухи - Лихо Одноглазое,
Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча -
туда, где ужи причитают над могилами
Карна с Желею.
Лада
Лада - богиня
брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее
культ
прослеживался (в частности, у поляков)
вплоть до XV века; в древности он
был распостранен у всех славян, а так
же балтов. К богине обращались с
мольбами поздней весной и в
течение лета, приносили в жертву
белого
петуха (белый цвет символизировал
благо). Имя ее повторялось в припевах
песен: "Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц
было две: Мать и Дочь. Ладу называли
"матерью Лелевой". Лада
связывалась славянами с периодами
летнего
плодородия, когда созревает и тяжелеет
урожай. С именем "Лада" в русском
языке связано множество слов и
понятий, и все они имеют отношение
к
установлению порядка: ладить,
наладить, сладить, ладно. Раньше свадебный
сговор назывался "ладины".
Лада иногда считалась так же и
матерью
двенадцати месяцев, на которые делится
год.
Леля
Леля - дочь Лады,
младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени
и
первых цветов, юной женственности и
нежности. Отсюда бережное отношение к
кому-либо передается словом "лелеять".
Славяне считали, что именно Леля
заботится о весенних всходах
- будущем урожае. Особо почитали Лелю
молодые девушки, справляя в
ее честь весенний праздник - Ляльник;
выбирали самую красивую из подруг,
надевали на ее голову венок, усаживали
на дерновую скамью (символ
проростающей молодой зелени), водили вокруг
нее хороводы и пели песни,
прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля"
одаривала подруг заранее
приготовленными венками. Культ
Рожаниц
связывался как с плодородием и
земледелием, так и с понятиями брака,
любви и деторождения.
Второстепенные
божества
Более
поздние - монотеистические
религии - пытавшиеся
абсолютизировать понятия "добра" и
"зла" (наверное, мечтавшие о всеобщей
и окончательной победе Инь над Янь
;-)) - естественно, записали всех этих
языческих богов в рязряд дьяволов,
бесов и демонов - что, в общем-то,
вполне верно и логично (с ИХ точки
зрения); впрочем, языческие боги этого
никогда и не скрывали. Все
языческие боги всех народов были прямо
объявлены "исчадиями ада" и
противопоставлены "Единому доброму богу"
известных ныне монорелигий. Произошло
это потому, что языческие боги
отвечали за Мир Сей, а по
монотеистическим концепциям, как известно,
"Миром Сим правит Сатана",
соответственно, и все боги Мира Сего (они же -
Силы Природы) - его слуги.
Объявив монополию на истину в
последней
инстанции, монобоги, возможно,
расуждали по принципу "кто не с нами, тот
против нас". Славяне-язычники же НЕ
делили богов на однозначно добрых или
злых, так как представляли богов как
личностей с уникальными и присущими
только им характерами, как личностей,
у которых есть как достоинства, так
и недостатки (с
точки зрения человека). Некоторые языческие
боги,
действительно, обладают весьма
"недобрым" характером. Однако, не кажется
ли вам гораздо более логичным
обращаться не к "доброму" богу, чтобы он
спасал от "злого"; а к "злому" богу,
чтобы он не трогал и оставил в
покое?...
"Второстепенными"
божествами были те, которые жили бок о
бок с
человеком, помогали ему, а иногда и
мешали, в разных хозяйственных делах
и житейских заботах. В отличие от
главных божеств, которых редко кто
видел, эти довольно часто показывались
человеку на глаза. Об этих случаях
у славян имеется огромное количество
преданий, легенд, сказок и даже
рассказов очевидцев, начиная с
глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из
этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый,
Полевик и Полудица, Леший, Водяной.
Домовой - это душа
дома, покровитель строения и живущих в нем людей.
Строительство дома было для древних
славян исполнено глубочайшего смысла,
ведь человек при этом уподоблялся
богам, создавшим Вселенную. Огромное
значение придавалось
выбору времени начала работ, выбору
места и
строительных материалов. Срубая
деревья, язычник-славянин винился перед
древесными душами, изгоняемыми
из стволов, и исполнял очистительные
обряды. Но древний
славянин все-таки не был до конца
уверен, что
срубленные деревья не
начнут ему мстить, и чтобы обезопасить
себя
приносил так называемые
"строительные жертвы". Череп коня или
быка
закапывался под
красным(восточным) углом дома, в котором
помещались
резные изваяния богов. Домовой
устраивался жить в подполье, под печью. Он
представлялся в виде маленького
старичка, похожего лицом на главу семьи.
По нраву он - вечный хлопотун,
ворчливый, но заботливый и добрый. Люди
старались поддерживать с Домовым
добрые отношения, заботиться о нем как о
почетном госте, и тогда он помогал
содержать дом в порядке и предупреждал
о грозящем несчастье. Переезжая из
дома в дом, Домового всегда с помощью
заговора приглашали переехать вместе с
семьей. Живущий рядом с человеком
Домовой - самый добрый из
"малых" божеств. А уже непосредственно
за
порогом избы "свой" мир становиться
все более чужим и враждебным.
Дворовый и Банник.
Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть
менее доброжелательным, чем Домовой.
Овинник - хозяин овина - еще менее,
а Банник, дух бани, стоящей вовсе на
отшибе, на краю двора, а то и за его
пределами - попросту опасен. В
древности слово "нечистый" означало вовсе
не что-то греховное или дурное, а
просто менее священное, более доступное
действию недобро настроенных по
отношению к человеку сил. О Баннике и в
наши дни рассказывают немало жутких
историй. Он представляется в виде
крохотного, но очень сильного
старичка, голого, с длинной, покрытой
плесенью бородой. Его злой воле
приписывают обмороки и несчастные случаи,
иногда происходящие в
бане. Любимое развлечение Банника -
шпарить
моющихся кипятком, раскалывать камни в
печке-каменке и "стрелять" ими в
людей. Может он и затащить в горячую
печку и содрать клок кожи с живого.
Впрочем, с ним можно поладить.
Знающие люди всегда оставляют Баннику
хороший пар, свежий веничек и лоханку
чистой воды. И никогда друг друга
не подгоняют - Банник этого не
выносит, сердиться. А уж если попал под
руку Баннику, надо выбежать из бани и
позвать на подмогу Овинника или
Домового: "Батюшка, Выручи!"
Луговик. Дух лугов,
народным представлением рисуемый как маленький
зеленый человечек в одежде из травы,
который помогает косить травы во
время сенокоса. Считается дитем
Полевика. Луговик бывает очень сердитым,
когда покос прозевают - гонит траву в
буйный рост и так заплетает ее, что
не срезать, не разорвать; а то и сушит
траву на корню. Если же придут
косари на такой покос - косы рвет.
Полевик. Когда
начали расчищать леса и распахивать земли под
поля,
пастбища и новые угодья, конечно,
немедленно входили в соприкосновение с
другими "малыми" божествами -
Полевиками, по народным представлениям,
призванным охранять хлебные поля.
Относительно доброго, но проказливого
нрава; любимое время - полдень. Когда
хлеб поспеет и селяне начинают жать
или косить его, полевик бежит от
взмахов серпа и косы и прячется в тех
колосьях, которые еще остаются на
корню. Вообще с хлебным полем связано
много верований и примет.
Так, до прошлого века дожило
разделение
сельскохозяйственных культур
на "мужские" и "женские".
Например,
хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие
посевное зерно в особых мешках,
скроенных из старых штанов. Тем самым
они как-бы заключали "священный
брак" со вспаханным полем, и ни одна
женщина при этом присутствовать не
смела. А вот репа считалась "женской"
культурой. И женщины сеяли ее,
стараясь передать Земле
часть своей детородной силы. Иногда
люди
встречали в поле старичка,
невзрачного с виду и донельзя
сопливого.
Старичок просил прохожего утереть ему
нос. И если не брезговал человек, в
руке у него неожиданно
оказывался кошель серебра, а
старичок-Полевик
исчезал. Таким образом наши предки
выражали простую мысль, что Земля
щедро одаривает лишь тех, кто не
боится выпачкать рук.
Полудица. Рабочий
день в деревнях начинался рано, а вот полуденную
жару лучше было переждать.
Было у древних славян особое
мифическое
существо, которое строго
присматривало, чтобы в полдень никто не работал.
Это Полудица. Ее представляли себе
девушкой в длинной белой рубахе или
наоборот - косматой
страшной старухой. Полудицы
побаивались: за
несоблюдение обычия она могла
наказать, и жестоко - теперь мы называем
это солнечным ударом.
Леший. За оградой
жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес
определял весь уклад жизни. В
языческие времена в славянском доме из
дерева делали буквально все, от самого
жилища до ложек и пуговиц. А кроме
того лес давал дичь, ягоды и грибы
в огромном разнообразии. Но кроме
благ, даруемых человеку,
дикий лес всегда таил немало загадок
и
смертельных опасностей. Идя в лес,
всякий раз надо было быть готовым ко
встрече с его хозяином - Лешим.
"Леший" на старославянском языке означает
"лесной дух". Внешность Лешего
переменчива. Он может предстать великаном,
выше самых высоких деревьев, а может
спрятаться за маленьким кустиком.
Леший похож на человека, только одежда
у него запахнута наоборот, на
правую сторону. Волосы у Лешего
длинные серо-зеленые, на лице нет ни
ресниц, ни бровей, а глаза как два
изумруда - горят зеленым огнем. Леший
может обойти вокруг неосторожного
человека, и тот долго будет метаться
внутри волшебного круга, не в
силах переступить замкнутую черту. Но
Леший, как и вся живая природа, умеет
воздавать добром за добро. А нужно
ему только одно: чтобы человек, входя
в лес уважал лесные законы, не
причинял лесу вреда.
И очень обрадуется Леший, если
оставить ему
где-нибудь на пеньке лакомства, какие
в лесу не растут, пирожок, пряник,
и сказать вслух спасибо за грибы и
ягоды.
Водяной. Водным
божеством был Водяной - мифический обитатель
рек,
озер и ручьев. Водяного представляли в
виде голого обрюзглого старика,
пучеглазого, с рыбьим
хвостом. Особой силой наделялись
родниковые
Водяные, ведь родники, по преданиям,
возникли от удара молнии Перуна.
Такие ключи назывались "гремячими" и
это сохранилось в названии многих
источников. Вода - как и другие
природные сути - была для славянских
язычников исконно доброй,
дружественной стихией. Но, как и все стихии
требовала обращения с нею на "вы".
Могла ведь и утопить, погубить ни за
что. Могла смыть деревню, поставленную
"без спросу" у Водяного - мы бы
сказали теперь, без знания местной
гидрологии. Вот почему Водяной часто
выступает в легендах как существо,
враждебное человеку. Видимо славяне,
как опытные жители
леса, заблудиться боялись все-таки меньше,
чем
утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях
выглядит опаснее Лешего.
|