В
начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел- горюч камню
Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог
Семаръгл, а также все небесные Ратичи - воины Сварога.
Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от
всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под
Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его
знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне,
оставался черный выжженный след.
От
великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог
ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и
Сварожича-Семаргла.
Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать
Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого
удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные
силы, демоны-дасуни.
И
тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его
воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце.
Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную
кузницу к своему отцу Сварогу.
Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных
свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили
раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в
плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и
царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави -
Черный Змей.
Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам
Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.
Сварога «Книга Велеса» именует Твастырем, то есть Творцом. Он же
Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в
Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа
Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили
творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и
поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога
с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога
подобна индуистской иконографии Брахмы.
Миф восстановлен в основном по народным легендам о битее со Змеем
Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших
Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например:
Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В
сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде
кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее
12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов).
Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу
(как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом).
Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при
сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок,
первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна
(Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и
Сварожичем Семарглом.
«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик
у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и
первый плуг дробив у святи... (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця
змия 6езпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни
малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами
скоту, и як просо на сонци... »
Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски
- пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея
известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской
традиции.
Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь - Огонь, всеми
ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле
травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья,
семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей... так спали с раба
божия скорби... »
В
«Книге Велеса» (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня
и Лунного света
«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому,
с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что
он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же
восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце
укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к
ом и ведомо по лугам Хорса».
Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав:
Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешь на земе-та.
Пекренував сичка земе (...)
Покривашъ е цьрна магла,
та а нищу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю...
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.
Оригинал и перевод из "Веды славян", XIII 1-35
|