Велесова книга
Источник: Лесной С. Откуда ты Русь?/
Ростов-н/Д, "Донское слово",
1995. с. 283-340.
OCR:
VV:Lab /08/02/1999 Виктор Чибисов (chee@tomcat.ru)
СЛАВА ТРИГЛАВУ!
11a-II /1/
"И вот начните,
во-первых, - главу пред Триглавом
склоните!"
- так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего /2/
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживляющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы через Него Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.
Славу творите во всем Свентовиту:
"Славу Богу нашему!"
Скорбите же сердцем нашим -
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И говорите:
"Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
есть в то же время и Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Бедобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог
Свентовит.
За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.
11б-II
Затем Радогощ, Крышень и Коляда,
за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Синич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич. /3/
За ними вслед Птичич, Зверинич, и
Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич" Соломич,
и Грибич, и Лович, Беседич,
и Снежич, и Странич, и Свендич"
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
И Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стриничь, и Чурич - Родич,
и тут Семаргл-Огнебог -
он чистый и яростный, быстро
рожденный.
То суть - Триглавы всеобщие.
Сюда ты придешь,
и тут же служитель ворота откроет,
и пустит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и
Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает,
поскольку он - явский"
он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.
Славься, Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам честь и суд,
праведен Он - златорун, милосерд!
7е -II
Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То не кто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на твои луга,
о великий Сварог!"
И Сварог небесный промолвит:
"Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О, как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе ты еще не внимал,
ибо вои Ясуни не знали (?).
Вы же все не такие, как греки,
вы имели славу иную
и дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".
Мы стояли на месте своем
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как и те.
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в огне вся сияя светом,
И все перья Ее - иные:
красные, синие, рыже-бурые,
желтые и серебряные,
золотые и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
и идет Она близ ясуни,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев Ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье,
и мы должны
приложить все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги ясуни!
ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ
8/2-III
Вот прилетела к нам
птица, и села на дерево, и стала петь, и
всякое перо ее иное, и сияет цветами
разными. И стало в ночи, как
днем, и поет она песни о битвах и
междоусобицах.
Вспомним о том, как сражались с
врагами отцы наши, которые ныне
с неба синего смотрят на нас и хорошо
улыбаются нам. И так мы не
одни, а с отцами нашими. И мыслили мы
о помощи Перуновой, и виде-
ли, как скачет по небу всадник на
белом коне. И поднимает Он меч
до небес, и рассекает облака и гром
гремит, и течет вода живая на
нас. И мы пьем ее, ибо все то,
что от Сварога, - то к нам жизнью
течет. И это мы будем пить, ибо
это - источник жизни божьей на
земле.
И тут корова Земун пошла в поля
синие и начала есть траву ту и
давать молоко. И потекло то молоко по
хлябям небесным, и звездами
засветилось над нами в ночи. И мы
видим, как-то молоко сияет нам,
и это путь правый, и по иному мы идти
не должны.
И было так - потомок, чувствуя
славу свою, держал в сердце
своем Русь, которая есть и пребудет
землей нашей. И ее мы оборо-
няли от врагов, и умирали за нее, как
день умирает без Солнца и
как Солнце гаснет. И тогда становилось
темно, и приходил вечер, и
вечер умирал, и наступала ночь.
А в ночи Велес шел в Сварге по
молоку небесному, и шел в чертоги
свои, и к заре приводил нас до
врат (Ирия). И там мы ожидали,
чтобы начинать петь песни и сла-
вить Велеса от века до века, и храм
Его, который блестит огнями
многими, и стояли мы (пред Богом), как
агнцы чистые.
Велес учил праотцов наших землю
пахать, и злаки сеять, и жать
солому на полях страдных, и ставить
сноп в жилище, и чтить Его
как Отца божьего.
Отцам нашим и матерям - слава!
Так как они учили нас чтить бо-
гов наших и водили за руку стезей
правой. Так мы шли, и не были
нахлебниками, а были русскими
славянами, которые богам славу поют
и потому - суть славяне.
9а-I
В те времена был Богумир - муж
Славы, и имел он троих дочерей и
двух сыновей. Они привели скот в степи
и там жили среди трав, как
и во времена отцов. И были они
послушны богам, и имели разум, все
схватывающий.
И там мать их, которую звали
Славуня, им приготавливала все
необходимое. И сказала она
Богумиру на седьмой день: "Мы должны
выдать своих дочерей замуж, чтобы
увидеть внуков".
Так сказала она, и запряг
Богумир повозку и поехал, куда глаза
глядят. И доехал до дуба,
стоящего в поле, и остался ночевать у
костра. И увидел он в вечерних
сумерках, что к нему подъезжают
три мужа на конях. И сказали они:
- Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали
своей. А они ему ответили, что
сами - в походе, дабы найти себе
жен. И вернулся Богумир в степи свои и
привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И
соединились они, и славны были. Отсю-
да идут древляне, кривичи и поляне,
ибо первая дочь Богумира име-
ла имя - Древа, а другая - Скрева, а
третья - Полева.
Сыновья же Богумира имели имена
- Сева, и младший - Рус. От них
идут северяне и русы. /4/ Три же мужа
были, все три - Утренник,
Полуденник и Вечерник.
Создались роды те в Семиречье
/5/, где мы обитали за морем в
крае зеленом, когда были скотоводами.
И было это в древности до
исхода нашего к Карпатской горе.
И было это за тысячу триста лет
до Германареха. И в те времена была
борьба великая за берега моря
Готского, и там праотцы наши возводили
курганы из белых камней,
под коими погребли мы бояр и вождей
своих, павших в сече.
9б-I
Мы пришли из края зеленого к
Готскому морю, и тут растоптали
готов, которые были преткновением на
нашем пути. И так мы бились
за эти земли и за жизнь нашу. А
до этого были отцы наши на бере-
гах моря у Ра-реки (Волги). И с
великими трудностями для нас мы
переправили своих людей, и скот на сей
берег, и пошли к Дону, и
там готов увидели на юге и Готское
море. И увидели мы против себя
вооруженных готов и так были
принуждены биться за жизнь и прожи-
вание свое, когда гунны шли по стопам
отцов наших и, нападая на
них, людей били и забирали скот.
И так род славен ушел в земли,
где солнце спит в ночи, и где
много травы и тучных лугов, и где реки
от рыб полны, и где никто
не умирает.
Готы же были тогда в крае
зеленом и немного опередили отцов на-
ших, идущих от Ра-реки, Ра-река -
великая, она отделяет нас от
иных людей и течет в море
Фасисте (Каспийское). Тут муж рода
Белояру перешел на ту сторону Ра-реки
и упредил там синьских куп-
цов, идущих к фряженцам, поскольку
гунны на острове своем поджи-
дали гостей-купцов и обирали их.
И было это за полстолетия до
Алдореха. А еще раньше, в древнос-
ти, род Белояров был сильным. И
от гуннов торговцы прятались за
мужами Белояровыми и говорили, что
дают серебро и два коня золо-
та, чтобы пройти и избежать угрозы
гуннской, и так пройти мимо
готов, также суровых в битве, и дойти
до Днепра. И кони у них
бесчисленны, и дважды берут они дань.
Из-за того купцы, стекав-
шиеся к нам, вернулись в Китай и не
приходили уж никогда более.
5а-I
Вот жертва наша - это мед
Сурья о девяти силищ, людьми на
Солнце-Сурье оставленный на три дня,
затем сквозь шерсть проце-
женный. И это - есть и будет
нашей жертвой богам истинной, какую
суть наши праотцы (давали). Ибо
мы: происходим от Дажьбога, и
стали славны, славя богов наших, и
никогда не просили и не молили
их о благе своем. И вот боги
говорят нам: "Ходите по Руси и ни-
когда к врагам!"
Матерь Сва /6/ славу поет нам,
чтобы мы воспевали походы на
врагов, и мы верили ей, так как эта
слава (исходит) от птицы выш-
ней, по небу России летящей от нас.
И вот князя нашего избрали,
чтобы он заботился о нас. Так
как перейдет враг на границу нашу,
если он ее не будет оберегать, созывая
рать.
А какие мы сами - то Сноп
знает, так как мы молили, славу воз-
нося, но никогда не просили Его, и
никогда не требовали с Него
то, что необходимо нам для жизни.
И вот смотрите на отца нашего
Орея, по облакам ходящего, восхи-
щающегося силою кованья Перунова. И
видел там Орей, как Перун ко-
вал мечи на врагов. И Он говорил ему
во время кования:
"Вот мы имеем стрелы и мечи на
воинов тех. И не смейте их
бояться, так как повергнут они очи
долу, и (число) воинов у них
будет уменьшено до количества пальцев
на руках, так как к земле
они согнутся, и станут зверями, как
поросята, измазанные грязью,
и смрад свой понесут по следам своим.
И будут говорить о них, что
они - смрадные поросята и свиньи!"
Так говоря, Перунько ковал
мечи. И Орей об этом говорил, и то
Орей поведал отцам нашим. И
такова была наша борьба за жизнь и
бои витязей много веков назад. А ныне
поверили, будто все было не
так.
За-II
Мы молили Велеса, Отца нашего,
чтобы Он пустил в небо коней
Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами
вращать вечные золотые колеса.
Ибо она и есть наше Солнце, освещающее
дома наши, и пред ним бле-
ден лик очагов в наших домах. И сему
богу Огнику Семарглу говорим
мы: "Покажись и восстань на небесах
и свети аж до мерцающего
рассвета!" Мы называем его по имени
Огнебоже и идем трудиться. И
так всякий день, сотворивши молитву и
удовлетворивши тело едой,
идем в поля наши трудиться, как боги
велят всякому мужу, которому
предназначено работать ради хлеба
своего. Дажьбоговы внуки - лю-
бимцы божеские, и, божий плуг в
деснице держа, воспеваем мы славу
Сурье, и думаем об этом до вечера.
И пять раз в день прославляем
мы богов, и выпиваем сурицу в знак
благости и общности с богами,
которые во Сварге также пьют за наше
счастье.
Как воспоем славу Сурье, так
золотой конь Сурьи вскочит на не-
беса. А когда мы приходим домой,
потрудившись, там огонь зажигаем
и идем ужинать. Говорим, что
есть любовь божеская к нам, и затем
мы отходим ко сну, ибо день прошел, и
настала тьма. Так отдавали
мы десятую часть отцам нашим и сотую -
властям. И так мы пребы-
ваем славными, ибо славим богов наших
и молимся с телами, омытыми
чистой водой.
10-II
Богумиру же боги давали земные
блага, и их мы не имели. И было
у нас по-иному. Старшего в роде
мы избирали в князья, который в
старое время становился нашим вождем,
нанятым в тот раз всеми. Те
же князья были долгое время, пока
греки не пришли, и не настал
этому конец, и (ныне) мы должны
обеспечивать из (княжьего) рода
потомков, чтобы они правили нами.
А после Богумира был Орей с
сынами. А когда гунны затеяли вели-
кую войну за образование своей великой
земли, мы ушли вон оттуда
на Русь.
Ныне пришли иные времена, и мы
должны браться за гужи и тянуть
вперед. И не будет о нас
сказано, что мы оставили наши земли и
взяли иные, но скажут о нас, что мы
сильно бились за себя.
Борусичи не оставили грекам
земли свои и бились за них. В те
времена Ра-река (Волга) была границей
с иными землями, и тогда
возжаждали враги наши идти на нас, и
должны мы были бороться за
внучат наших, чтобы удержать степи
наши и не отдать землю иным.
Так же и мы должны были делать, чтобы
не сжигать дубы и поля
свои, а сеять на них и жать жниву в
полях, ибо имели мы степи
травные и должны были водить скот,
оберегая его от врагов.
26-III
И был в те времена осевший
огнищанин. И был он благ, и боги да-
ли ему много овец и скота, пасущегося
в степях. И было (в степях)
много травы, и боги давали его скоту
приплод и умножали его.
И вот предстал пред его очами
странник и сказал ему, чтобы его
сыны пошли в землю иную в край
чудесный - туда, где заходит
Солнце, туда, где оно спит на золотом
одре. И когда прискачет ту-
да всадник, он скажет Солнцу:
"Иди, Солнце, в свои синие
луга. Ты должно подняться в колесни-
цу свою и взойти с Зарей на Востоке И,
так сказав, скачет он в
иные края. И вечер прискакивает
вслед за ним. И этот всадник го-
ворит: "Солнце зашло за горы свои и
покинуло свою золотую колес-
ницу. И ее ворожеи желают
утаить". И тут приближается всадник,
скачущий в иные края. И так Заря
идет, и несет искры свои, и
одежды Дажьбоговы трясет, и искры
разлетаются до края небесного.
Так он сказал. И тогда
двое сыновей пошли туда, куда заходит
солнце, и видели они там много чудес и
злачные травы. И возврати-
лись к отцу и сказали ему, как
прекрасен тот край.
И многие племена, и роды
изъявили желание следовать по тропе
той, и пришли они все к тому осевшему
(огнищанину).
И тут приказал отец Орей
сыновьям своим быть впереди всех ро-
дов. И не захотели они делиться на
этих и тех. И тогда князь еди-
ный повел своих людей на полдень -
отец Орей повел их в край
морской. И была там сушь великая и
пустыня. И пошли они в горы, и
там поселились на полвека, и собрали
большую конницу, прежде чем
идти в края чужие.
И в тех краях воины встали на
их тропе, и они принудил? их сра-
жаться и были разбиты. И тогда они
поили дальше, и увидели теплые
земли, и пренебрегли ими, так как
многие чужие племена там сиде-
ли. И шли они дальше.
И так боги вели их как своих
людей. И добрались они до горы ве-
ликой. И, повоевав там с врагами,
двинулись далее. И с тех пор мы
должны были помнить об этом и тянулись
за своими, и так же, как
отцы наши, очищались мольбой,
омываясь, и, умываясь, мольбы тво-
рили о чистоте души своей и тела,
поскольку это умывание устано-
вил для нас Сварог, и Купалец указывал
нам на это. И мы не смели
этим пренебрегать, к мыли свои тела, и
умывали дух свой в чистой
воде живой.
И шли мы трудиться, и всякий
день мольбы творили, и сурью пили,
которую прежде брали. И ее пили
пять раз в день и хвалили богов
наших радостно, потому что сурья -
молоко наше и пропитание наше,
и корм, который идет от Коровы к нам,
и тем мы живем, и травы
злачные варим в молоке, и принимаем
каждый свою часть.
И тогда приходили мы к синей
реке, стремительной, как время, а
время не вечно для нас, и там видели
пращуров своих и матерей,
которые пашут в Сварге, и там стада
свои пасут, и снопы свивают,
и жизнь имеют такую же, как наша,
только нет там ни гуннов, ни
эллинов, и княжит там Правь. И
Правь эта истинная, так как Навь
совлечена ниже Яви. И это дано
Свентовитом, и пребудет так во ве-
ки веков.
И это Заребог шел в этот край и
говорил нашим пращурам, которые
жили на этой земле и страдали повсюду,
где приходилось быть и где
пережили много зла. И здесь они
не имеют зла, они видят зеленые
травы. И внимают шелестам по
воле божьей, и это счастье для тех
людей.
И так мы должны будем увидеть
степи райские в небе синем. И эта
синь идет от бога Сварога. И
Велес идет там править стадами, и
ступает по золоту и живой воде, и
никому там не надо платить
дань, и нет там рабов, и жертву
приносят, которую неверные не
знают, - дают для моленья виноград, и
мед, и зерно.
И так провозглашали мы славу
богам, которые суть - отцы наши, а
мы - сыны их. И будем достойны их
чистотой телес и душ наших, ко-
торые никогда не умрут. И не
умирают они в час смерти наших тел.
И падшему в поле Перуница давала
выпить воду живую. И выпивший ее
отправлялся к Сварге на белом коне. И
там Перунько его встречал и
вел в благие свои чертога. И там
он будет пребывать в это время,
и достанет себе новое тело, и так
станет жить, радуясь и творя
молитвы за нас ныне, и присно, и от
века до века.
12-II
Когда Сурья сияет, мы поем
хвалу богам, а также, огненному
Перуну, которого называем
губителем-потятичем на врагов. И про-
возглашаем великую славу отцам нашим и
дедам, которые сейчас во
Cвaргe. Скажем так трижды и
поведем стада свои на разнотравье. А
если надо вести скот в иные стели,
идем, другую хвалу богам воз-
нося. Славу поем до полудня и
возглашаем великую славу Хорсу зла-
торунному, коловращающему Сурью.
Пьем ее до вечера, а вечером,
если костры сложены, - зажигаем их, и
славу вечернюю поем Дажьбо-
гу нашему, которого называем прадедом
нашим, и идем мыться, чтобы
быть чистыми, и, совершив омовение,
отойдем ко сну - и там мы бу-
дем объяты великим ничто.
1а-I
Это беспокойная совесть наша
причиной тому, что мы своими сло-
вами обличаем деяния. И так говорим во
истину благое о роде нашем
и не лжем!
И ту истину рассказываем о
первом господине нашем - с него пош-
ли князи избираемые и сменяемые.
Киська же тот шел, и вел родичей
по степям со скотом своим на полдень,
и туда, где солнце сияет,
прибыл. И, придя к нему, отец Орей
сказал: "Мы оба имели детей, и
мужей, и жен. А старшие имели войны с
врагами. И так решали, что-
бы племена соединяли овец своих и
скот и становились племенем
единым. И это же боги предлагают
нам. Мы же видели доблесть их с
тех пор и во веки вечные".
А когда подсчитывать стали
(голоса), одни - рекли, чтобы быть
едиными, другие рекли - иначе. И тогда
отец Орей отвел стада свои
и людей от них. И увел их далеко и там
сказал: "Здесь мы воздвиг-
нем град. Отныне здесь Голунь
/7/ будет, которая прежде была го-
лой степью и лесом".
И Киська ушел прочь. И
также увел людей своих в иные места,
чтобы не смешались они с людьми отца
Орея.
И те предки наши, так сотворив,
на землях тех осели. И так
Киська отошел со своими людьми и
создал землю иную. И там посели-
лись они, и таким образом отделились
и отмежевались, и решили
быть чуждыми один | другому. Все они
хлеб и соль имели и не пере-
чили друг другу. И был Киська
тот славен, и люди отца Орея слав-
ны, так как в ту пору слава текла к
ним и поля знали их мечи и
стрелы.
1б-I
И пришли язи в его край, и
начали забирать скотину. И тогда
Кисек напал на них. Бился с ними
сначала день, потом второй, и
люди его бились. И грех пришел в
те места, и многие ели останки,
и людей убивали мечами.
И так сказал отец Орей: "Грешим
мы с родичами своими, и потому
от мертвых черно и мертвечину едят,
что мы сдерживаем себя".(?)
И стало мерзко на сердце
Ориевом, и возопил он родичам: "Под-
держите Кисека и людей его! Седлайте
все коней!" И тогда броси-
лись все на язов и бились с ними до
тех пар, пока не разбили их.
И тут начали ведать истину, что мы
имели силу лишь, когда были
вместе - тогда никто не мог одолеть
нас. То же истинное, что нас
не одолели обоих, ибо мы - русские и
себе славу получили от вра-
гов, проклинающих нас.
Они же, видя житье наше,
искушались взять братьев наших, и се-
ребро с наших мечей, и гончарные
горшки, из которых их сыны ели
бы. Но житье наше в степях до
конца нашего! Нам предрекали они
иную жизнь, а сами нужды в Свете не
имеют.
И эта слова наши - суть истина,
а их слова ложны, ибо они ложь
говорят и не внимают (истине).
7а-I
Кисек (обращался) к людям своим
перед нападением, и они возне-
навидели врагов, и пошли на них, и
победили. И это мы имели знак
того могущества, которого не могла
дать явь врагам. Сами мы были
слабыми - и так получили большую силу,
а враги не такую большую,
ибо мы - русские, а врага - нет.
И там, где пролита кровь наша,
- там и земля наша. И это враги
знают. И так они стремятся
(захватить землю). Но их старания к
смерти приведут, как это было в
старину во времена отцов наших.
Говорили мы эти слова наизусть, и ни
одно слово из тех слов не
было утрачено. И говорили мы братьям
нашим, что сила божеская бу-
дет на вас, и вы окончательно победите
врагов ваших, которые хо-
тят ваших земель. И тогда они
уста свои наполнят, полакав жидкой
грязи, и не будут браниться.
Будьте сынами своих богов, и
сила их пребудет на вас до конца!
Не имели мы хлеба, чтобы
насытить наше чрево, ибо он сожжен ог-
нем. И коровы наши страдали, так
же как и мы, пока быстро мы не
охватили юг сталью и не стали сильнее
врагов наших.
4г-II
И тот Орей, старый отец,
сказал:
"Идем из земли той, где наших
братьев убивают. А то они и ста-
рого отца забьют, как забивают коров и
зверей. Они и скотину нашу
крадут, и детей убивают". Как
только старый отец это изрек, мы
ушли в иные земли, в которых течет мед
и молоко. И эти земли ис-
кали все три сына Орея. И это
были - Кий, Пащек и Горовато, от
коих истекли три славных племени.
(...) сыновья были храбрыми,
водили дружина, садились на коней и
ехали... И за ними шли дружи-
ны юношей, скот, коровы, повозки с
запряженными в них быками...
овцы... дети, охраняемые старцами, а
также больные люди.
Так шли на юг к морю и мечами
разили врагов, шли до горы вели-
кой, до долины с травами, где много
злаков. И там освоился Кий,
который начал обустраивать Киев,
ставший русским... вести... пре-
небрегли злом, и пошли туда, куда Орей
говорил... коровы есть...
и кровь наша просто...
Русичи, не слушайте врагов,
которые говорят недоброе... отец
Орей, идам...
7з-II
Так говорим мы, что имеем
прекрасный венец нашей веры и не
должны мы принимать чужую. И тут князь
наш говорил, что мы должны
идти к ясуни боярской, чтобы мы
предохранили ее от вражеской по-
беды. Рано или поздно наступит время
последнего конца, и пусть мы
будем иметь силу нашу во степи Матери
Солнца.
Она стережет нас (?) и крылья
распускает во все стороны, а тела
(наши) в середине, и голова ясуни на
плечах в венце славном, она
не может ее лишиться в сече. Голова
(Матери) Сваясунь, и уберега-
ли ее до этого дня. И когда чехи
(пошли) к закату солнца с воина-
ми своими и хорваты забрали своих
воинов, тогда некоторая часть
чехов поселилась с русскими, а также
их земля не отделилась, и с
ними образовалась Русколань.
Кий же уселся в Киеве. И
мы ему подчинились, а с ним Русь соб-
ралась воедино, а если будет с нами
иная сила (?), то не пойдем
на нее, потому что она с Русью.
15б-II
Вначале мы были там, где
заходит Солнце, а оттуда пошли к
Солнцу до Непры-реки (к Днепру), и
взял там Кий укрепленный град,
в котором пребывали иные славянские
роды. И там мы поселились,
огни, зажигая Дубу и Снопу, которые и
есть Сварог - пращур наш.
И в тот раз напал на нас новый
враг, который в этой сечи кровь
пращуров наших пил. И рати свои
устремил на них Кий, увидя вра-
жеских воинов. И воины Перуна
бросились на них, и тратили силу до
тех пор, пока те не побежали,
показывая свои зады.
И вот племя язов напало на нас,
и сеча была великая, и похищено
было все до последнего. И видя это,
наши воины говорили:
"Боги наши прогонят
врагов наших, ибо Вышень грядет
на
смертных!" И говорил он нам: "Дети,
огораживайте свои города от
нападений, чтобы были они суровыми и
крепкими! И это Сварог посы-
лает меня к вам... чтобы сила небесная
была с вами... также гово-
рил вам... бережет...".
2б-I
И вот отец Орей шел перед нами,
а Кий вел русов, и Щек вел свои
племена, а Хорев своих хорват, и шли
они из земель тех. И так бы-
ло внушено богами, когда отошли Хорев
и Щек отсюда, чтобы мы сели
в Карпатских горах. И там были
другие города, построенные иными,
и нажили иные соплеменники богатство
великое.
И вот враги напали на нас, и мы
побежали к Киеву-граду и до
Голуни, и там поселились, огни свои
возжигая до Сварги и жертвы
творя в благодарность богам и также
себе.
И тут Кий умер, тридцать лет
владев нами. А после него был
Лебедян, его же называли Славер, и тот
жил двадцать лет. Потом
был Верен из Великограда - также
двадцать. Затем Сережень - де-
сять.
С теми львами побеждали витязи
врагов, несшихся лихими тысяча-
ми-тьмами на сынов наших и грядущих на
нас и на вас.
И тут готы пришли в степи, зло,
творя нам. И тогда доблесть по-
лучили праотцы наши, боясь за жизнь.
И стали славянами, ибо сла-
вили богов. И так мы - от богов
внуки Сварога нашего и Дажьбога.
И тогда мы терпели зло, а прежде силу
имели великую и защищались
от нашествия готов-врагов почти шесть
лет.
И тут ильмеры нас поддержали, и
мы побили вражеских витязей. И
так десять царей взяли - тех, что были
как волки, принявшие льви-
ную храбрость. Когда мы на них
напали, те начали хитрить: "Мол,
мы - иные!" И для иной брани они мечи
сохранили, и стали менять
овец и овощи, и клялись (?) самим
небом.
2а-I
Предрешено было в старые
времена, чтобы мы сплотились с иными и
создали (Русколань?) великую.
Рождена была Русколань наша близ
Голуни, где стало у нас триста городов
и сел - дубовых домов с
очагами. Там и Перун наш, и
земля наша. И вот птица Матерь Сва
поет о дне том. И мы со всеми ждали
время оное, когда завращаются
Сварожьи колеса у нас. Это время после
(песни?) Матери Сва насту-
пит. Говорили мы Матери Сва, когда
терпели беды: "Хорошо обороняй
землю нашу!" Вендов, которые ушли на
запад Солнца и там перед
врагами землю пашут и шаткую веру
имеют, всегда побеждают из-за
иной веры. Боровин же говорил,
что он силен, и люди его верят
словам тем. А иные сами глупцы
изумленные и не верили в это до
тех пор, пока не прозрели.
Венды! Вернитесь на земли наши
в степи древние? И поглядите на
вспаханные поля, которые были бедными
до прихода нашего из Пяти-
речья (Семиречья?), пока от
врагов-дасу нами не были очищены. И
птица Сва говорит, когда огонь и
смерть несется к нам, превращая
Голунь в погорелище: "Боги, поливайте
и дождем дождите! Ибо та
земля бедная, и разоренная, и конями
затоптанная, так как язи за-
бирают сыновей ее, протекая на конях
по земле".
Это боги сюда в степи посылают
демонов-дасу, из-за того, что мы
пренебрегаем богами. И мы должны были их слушаться
|