Домовой-доможил
- хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний
и тысячами лет живущий рядом с человеком. Но упрямство и
злопамятность домового иногда играет недобрую шутку с новоселами.
Гнев домового падет на первого, кто войдет в новую избу. Потому
первым в избу пускают кошку и петуха. Ворчливого духа задабривают
куском каравая. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев.
Но место обитания для них важнее и часто домовые остаются в
заброшенных или сгоревших избах, предпочитая привычки теплу и уюту.
Мудрый человек легко прочитает знаки, которые подает дух дома.
Плачут домовые к покойнику или к большому горю. Радость домового - к
близкому счастью. Играет на гребешке - будет свадьба в доме.
Домовой-дворовой - помощник обычного домового и причислен к
злым духам, потому как мучит, калечит и убивает домашних животных.
Дружит он только с собакой и козлом. Особенно ему ненавистны
новорожденные животные и не упускает случая придушить теленка или
ягненка, оставленного хозяйкой без присмотра. Только куры не
принадлежат ему.
Баенник - недобрый банный дух. Издревле баня считалась
нечистым местом, а по ночам даже опасным. Баенник всегда моется
после всех, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому
четвертой перемены или четвертого пара все боятся. Этот час дух
считает своим. Заискивают расположение баенника тем, что приносят
ему угощение: кусок ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью.
А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему жертвуют
черную курицу. Когда выстроят новую баню, то курицу, не ощипывая
перьев, душат и закапывают в землю под порогом бани. Закопав курицу,
уходят из бани задом, все время отвешивая поклоны ее сердитому
жильцу.
Кикимора - это мрачное привидение, которое днем сидит
"невидимкой" за печью, а по ночам выходит проказить с веретенами,
прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в
любимом своем месте, в правом от входа углу, у самой печи. Сюда
обычно сметают сор, чтобы потом сжигать его в печи, а не выносить из
избы на ветер и не накликать беды. Впрочем, хотя кикимора и прядет,
но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда
и насмешка над ленивыми: "Спи, девушка: кикимора за себя cпрядет, а
мать выткет"
Водяной
- хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами
водяной забавляется тем, что хлопает ладонями по воде, а когда
рассердится, то разрывает плотины и ломает мельницы. Выглядит он как
обмотанный тиной голый старик в шапке из водорослей. В выборе места
для жительства водяные неразборчивы, охотно селятся и в реках,
особенно в тех, которые протекают в темных и сумрачных еловых чащах.
Недоброжелательство к людям и злобный характер водяного выражаются в
том, что он сторожит каждого человека, являющегося в его владениях.
С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться
в реках и озерах после заката. Еда его - раки, угри, сомы и налимы.
Часто при постройке новой мельницы ему приносили человеческую
жертву, сталкивая в воду проходящего путника. Но водяной может
обходиться и мукой или крошками хлеба. Рыбаки должны делится с
водяным, отпуская первую пойманную рыбу. Особенно любит водяной тех
рыбаков, которые строго хранят свои секреты.
Ичетик - верный помошник водяного, выполняющий за него
грязную работу - подмывает крутые берега, разрушает мосты и
переправы, заливает посевы. Похож на небольшого водяного
Русалка- у западных и южных славян русалки - веселые, певучие
существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности.
Русалки - это позднее воплощение анимистического верования в упырей
и берегинь, они в чем то сродни греческим нимфам - хранительницам
рощей,рек и ручьев. Восточные же славяне верили совсем в других
русалок - бледных зеленовололосых женских духов, заманивающих и
топящих неосторожных путников. Часто считают, что русалки - это души
утопших или утопишихся девушек. Оживают они к весне и до самого
Купалы резвятся на холодном дне водоемов. Когда солнце согревает
темное дно, русалки перебераются на деревья, где обитают до первого
снега.
Леший-хозяин
леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над
людьми, забредшим в его владения - чащи и буреломы. Селится он в
основном в хвйоных лесах. Верят, что когда леший идет, то ростом
равен самым высоким деревьям, но может быть меньше самой малой
былинки. Когда он поет без слов, хлопая в ладоши, начинается буря.
Лешие могут плакать, кричать, аукать, но при встрече с людьми
непременно замолкают. Леший может заставить плутать и кружить на
одном месте, связав в узел все лесные тропинки и проходы. Зная, что
леший носит лапти, обутые не на те ноги, славяне, желая угодить
проказливому духу, делали тоже самое. Больше всего леший не любит
неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранным
словом.
Полевик -дух злаковых полей. Вид его неясен. Обычно это не
очень злой, но шаловливый дух. Его излюбленное время - полдень,
потому его часто сопоставляют с полудницей - белой полевой девой.
Жертвы полевика - малые дети, забредшие в высокие всходы и пахари,
уснувшие в жаркий полдень на поле.
Оборотень - человек, превращающийся ( оборачивающийся) в
животное. В одной из книг Геродота, посвященной скифам и племенам,
обитающих рядом с ними, упоминаются некие 'невры'. Историку
сообщали, что они могли превращаться в волков. Оборотничество -
очень древнее поверье, происходящее от времен тотемизма, когда
человек считал себя представителем животным и людских царств.
Оборотень обыкновенно показывается в сумерки и ночью; с диким воем и
неудержимою быстротой мчится он, перекидываясь в кошку, собаку,
сову, петуха или камень, бросается под ноги путнику и перебегает ему
дорогу; нередко он подкатывается клубком, снежною глыбою, копною
сена, а в лесу встречают его страшным зверем или чудовищем.
Оборачиваясь волком, человек приобретает голос и хищнические
наклонности этого зверя: удаляется в леса, нападает на путников и
домашний скот и томимый голодом дико воет, и даже пожирает падаль.
|