Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Исаев - Три возраста сексуальности.fb2 |
В этой брошюре известный петербургский
сексолог и психотерапевт, кандидат медицинских наук Дмитрий Исаев ясным,
доступным языком рассказывает о различных стадиях формирования сексуальности
человека от младенческого, дошкольного, школьного и подросткового возраста
вплоть до зрелых лет. На основе богатейшего, хорошо иллюстрированного материала и новейших данных
медицинских исследований автор разворачивает панораму сексуального становления
человека, которая заинтересует людей самых разных возрастов - школьников старших
классов, их родителей, а также всех тех, кому небезынтересны аспекты полового
формирования человека как личности.
С рождения и до самой смерти человек является носителем определенного пола. Его самосознание и поведение неотделимо от этого знания, а при взаимодействии с окружающими он невольно учитывает половую принадлежность участников общения. Процесс формирования сексуально-эротической сферы человека, который тесно связан со становлением личности и уходит своими корнями в глубокое детство, получил поэтому название психосексуального развития.
Ребенок рождается с биологически обусловленным полом, а многие воспитательные воздействия оказываются очень полезным инструментом для уточнения и развития тех задатков, которые у ребенка уже есть. Они дают свободу для маневра только в тех рамках, которые установила природа. Таким образом, процесс психосексуального развития связан с взаимодействием между врожденными задатками, индивидуальным опытом ребенка и освоением половой роли, под которой понимают существующие в обществе представления о правильном мужском и женском поведении.
В раннем детстве удовлетворение физиологических потребностей составляет основу бытия ребенка. В этот период ребенок еще слишком мал и не имеет каких-либо эротически окрашенных переживаний. Все его действия или реакции возникают рефлекторно и обусловлены определенными физиологическими процессами. Так, эрекция у мальчиков обнаруживается еще в период внутриутробного развития, за несколько месяцев до рождения. У многих новорожденных мальчиков эрекцию наблюдают в течение первых минут после родов; у новорожденных девочек в течение первых суток возможны увлажнение влагалища и эрекция клитора. Таким образом, очевидно, что половые рефлексы проявляются уже в раннем младенческом периоде и даже во время внутриутробного развития. Положительные переживания также могут сопровождаться генитальными реакциями. Например, выраженная эрекция при кормлении мальчиков или эрекция клитора и увлажнение влагалища во время кормления новорожденных девочек связаны вовсе не с сексуальными чувствами к матери, а с чувством физиологического удовольствия от приема пищи.
Крайне важен для становления будущей чувственности и эротичности ребенка его телесный и эмоциональный контакт с родителями. Он формируется с самого рождения в процессе кормления, купания, одевания, когда ребенка держат на руках, обнимают, прижимают к своему телу. Дети, лишенные в младенчестве родительского тепла, впоследствии часто испытывают трудности при вступлении в интимные отношения или не получают удовлетворения от собственной сексуальности.
Манипуляции с половыми органами в первые три года жизни встречаются довольно часто. Ребенок получает удовольствие от игр с гениталиями, при этом у мальчиков появляется эрекция, а у девочек увлажняются слизистые половых органов. 61% родителей наблюдали забавы детей с пенисом, 25% дочерей в возрасте менее трех лет поглаживали или терлись обо что-нибудь клитором. Иногда это приводит к достижению оргазма уже на первом году жизни. Получая физиологическую разрядку и удовольствие от самостимуляции, дети выказывают раздражение и недовольство при попытке их прервать или остановить. Однако эта бессознательная мастурбация существенно отличается от действий подростков и взрослых и не имеет ничего общего с патологией.
Усваивая информацию, относящуюся к полу, ребенок преломляет и соотносит ее со своими ощущениями, знаниями и переживаниями. По внешним признакам (одежда, внешний вид, голос, имя) ребенок в два-три года различает мужчин и женщин. Он уже знает свою половую принадлежность, хотя и не может ее обосновать. После трех лет появляется интерес к телесным различиям между полами (так называемое генитальное любопытство): обнаруживается повышенный интерес к половым органам своего и противоположного пола, их рассматриванию, ощупыванию, демонстрации сверстникам. И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать «грязные» слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей. Этот естественный процесс познания часто пугает родителей, которые склонны приписывать ему «взрослое» отношение – преждевременную гиперсексуальность.
К четырехлетнему возрасту большинство детей спрашивает о различиях между полами, откуда берутся дети и где они сами были до рождения. Любые объяснения интерпретируются ими в буквальном смысле, что отражает образ мыслей и видение окружающего мира в этом возрасте. Если дети своевременно не получают интересующих объяснений, то разрабатывают собственные теории (иногда совершенно фантастические).
Уже с раннего возраста ребенок строит поведение в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, склонностями и на основе бессознательного восприятия мужских и женских социальных ролей. Он начинает избирательно усваивать получаемую информацию, примеривает на себя половые роли.
Полоролевое поведение детей проявляется:
·
·
·
·
·
·
·
·
Несомненна роль взрослых, которые поощряют поведение, считающееся соответствующим полу, и порицают всякие проявления, приписываемые другому полу. С годами возрастает роль общения со сверстниками. Их оценка физических особенностей и поведения, а также реакция на них оказывают чрезвычайно сильное влияние на оценку ребенком самого себя. Группа сверстников помогает постичь множество необходимых, но замалчиваемых взрослыми сведений, связанных с полом.
Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или участниками сексуально окрашенных ситуаций. В процессе наблюдения за окружающими они постепенно формируют представление о межполовых отношениях, а затем в процессе различных игр имитируют сексуальное взаимодействие взрослых. При этом можно увидеть «семейные сцены» или имитацию половых актов, которую чаще всего совершают дети в возрасте 5–6 лет. Объектом подобных действий оказываются сверстники или куклы.
Опрос родителей дошкольников показал, что примерно треть детей была замечена в эпизодической генитальной самостимуляции. Сама по себе мастурбация не является ни болезнью, ни предвестником распущенности в будущем. Ребенок манипулирует со своим телом, исследует себя, постепенно открывает для себя те зоны, прикосновение к которым приносит больше удовольствия. Чаще всего детский онанизм провоцируется ситуациями эмоционального дискомфорта. Он может стремиться к этому, когда ему скучно, одиноко, когда он подавлен, а других способов отвлечься или развлечься нет. В этих случаях самостимуляция играет роль самоутешения. Сексуальных фантазий в процессе мастурбации до 8 лет обычно не бывает. Иногда онанизм могут провоцировать воспалительные заболевания, зуд промежности, аллергии, глисты. Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы. Одновременно ребенок начинает понимать, что взрослые не одобряют игру гениталиями, и старается скрывать свои привычки.
К 5–6 годам у девочек и несколько позднее у мальчиков обнаруживается склонность к романтическому обожанию и даже влюбленности в лиц другого пола разного возраста. В общении со сверстниками появляются избирательность, симпатии, ревность. В поведении девочки демонстрируют кокетство, мальчики стараются быть защитниками и опекунами понравившейся девочки. У 30% детей отмечается сильная привязанность к персоналу детских учреждений, но это чаще всего указывает лишь на повышенную (возможно неудовлетворяемую) потребность в эмоциональном тепле.
Говорить о «половых извращениях» у детей почти не приходится. То, что у взрослого человека нередко расценивается как сексуальная патология, у детей большей частью является лишь проявлением достаточно невинного любопытства или необычным, но не патологическим проявлением психосексуального развития. Например, подглядывание за противоположным полом у ребенка, как правило, носит лишь чисто познавательный интерес.
Семи–десятилетний ребенок хорошо знает основные правила приличия, поэтому его поведение становится более скрытным и качественно отличается от поведения дошкольников. Интерес к отношениям полов в этом возрасте не исчезает, а видоизменяется.
В постоянном контакте со сверстниками происходит совершенствование самооценки и самоутверждение личности. Общаясь между собой и друг с другом, мальчики и девочки в процессе игровой активности лучше узнают себя и учатся понимать эмоциональный язык окружающих. Сексуальное поведение младших школьников во многом подражательно либо носит поисковый характер. Это подглядывание за взрослыми, игры с раздеванием и ощупыванием тел представителей своего и противоположного пола. Через это проходит примерно треть девочек и половина мальчиков.
На возраст 9–10 лет приходится этап половой гомогенизации, характеризующийся тем, что мальчики и девочки образуют однополые группы, разбиваются на два противоположных лагеря – со своими правилами и ритуалами поведения. Отношение к противоположному полу принимает характер противостояния. Это время полоролевого самоопределения через усвоение подчеркнуто маскулинного и фемининного поведения.
По имеющимся данным первые эротические чувства и влюбленности появляются у мальчиков и девочек около 10 лет, еще до начала полового созревания. Романтическая стадия (10–13 лет) характеризуется явным интересом и влечением к противоположному полу, но практически лишена чувственного оттенка. Значение этого этапа развития в том, что физиологический инстинкт возвышается до явления Любви. Мальчики начинают ухаживать в соответствии с культурными нормами своей возрастной группы или школьного класса, которые с определенного момента диктуют: «надо ухаживать» и «пора влюбляться».
В семье ребенок начинает формироваться как личность, приобретает первые навыки межличностного общения, первый опыт эмоционального восприятия и переживания. Стиль семейных отношений оказывает глубокое влияние на его развитие – вплоть до изменения темпа полового созревания. В гармоничной семье мать с раннего возраста развивает эмоциональность ребенка и его способность к сопереживанию. Ее личность оказывает влияние на формирование мужественности у сына и адекватной самооценки у дочери. Женственность дочери скорее является результатом мужественности, проявляемой отцом, прежде всего в отношениях с матерью. Среди близких людей (чаще всего родителей) ребенок находит эмоционально значимый объект для идентификации: подражает ему, перенимает манеры, поведенческие стереотипы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1. 0–18 месяцев. Ребенок обнаруживает половые органы и играет с ними, как с любым участком тела или с игрушками.
2. 1,5–3 года. Ребенок понимает, что прикосновение к половым органам приносит удовольствие, и может начать мастурбировать.
3. 3–5 лет. Дети знают о различии полов, могут активно интересоваться этим, участвовать в играх с раздеванием, задают взрослым вопросы о взаимоотношениях мужчины и женщины.
4. 5–7 лет. Взаимное раздевание и рассматривание продолжается примерно до 7 лет.
5. 8–10 лет. Появляется интерес к эротическим материалам, «грязным» шуткам, секс обсуждается в компаниях сверстников. Первые тайные влюбленности.
Полоролевое поведение.В детстве ребенок усваивает стереотипы поведения полов. Мальчики и девочки стремятся подражать родителям и узнают от них, как общаться с противоположным полом, какие занятия, интересы и какая форма выражения эмоций присущи каждому полу. Традиционные модели учат девочек быть послушными, подчиняемыми, любить домашнее хозяйство, а мальчиков – быть активными, уверенными в себе, сдержанными в проявлении чувств. В последние десятилетия стереотип поведения мужчин и женщин существенно изменился, что отражается в приемлемости большинства форм активности. Традиционная система воспитания (1) соседствует с обучением навыкам вместе с родителем другого пола (2).
Процесс полового созревания играет центральную роль в становлении личности подростка и очень тесно связан с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности. При этом подростки подходят к образу своего тела с завышенными требованиями. Они постоянно сравнивают себя со сверстниками, крайне болезненно реагируют на любые замечания в свой адрес, склонны находить у себя физические отклонения даже тогда, когда все показатели соответствуют норме. Особую тревогу у мальчиков вызывает рост гениталий, так как их размеры связываются с мужественностью и мужской потенцией. Молодые люди постоянно изучают себя, производят обмеры, сравнивают и обсуждают результаты. Многих беспокоят и явные проявления созревания: высказываются опасения, что эрекция будет заметна в самый неподходящий момент, например, во время ответа на уроке или в танце с девушкой.
Девочки недовольны большим количеством частей своего тела. Например, их волнует величина и форма ягодиц, ног, коленей, ступней. В нашей культуре символом женственности является грудь, поэтому ее недостаточные или чрезмерные размеры обычно тревожат девочек.
Усиленная секреция мужских половых гормонов (андрогенов) порождает так называемую подростковую гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, навязчивой мастурбации. Гиперсексуальность характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления.
Однако в интенсивности эротических и сексуальных интересов наблюдаются значительные индивидуальные различия. Чрезмерная озабоченность характерна только для половины подростков-мальчиков, а среди девушек в возрасте 15–17 лет фиксированность на эротических проблемах выявляется не более чем у четверти. Подобного рода эмоциональная доминанта обычно носит временный характер и чаще всего сглаживается через несколько лет после прохождения подросткового периода. Другие подростки, напротив, демонстрируют небольшой интерес к сексуальности, но не лишены романтических переживаний и увлечений.
Характерной чертой подростковой сексуальности является разобщенность чувственного и нежного влечений. Дуализм любви и секса проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, то есть лишены половых критериев. Зарождающиеся привязанности обусловлены прежде всего потребностью в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй в этом возрасте важны не столько сами по себе, сколько как социальные символы, знаки взросления. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден.
Представления о сексе у мальчиков-подростков преимущественно обезличены, отрезаны от остальной жизни, сфокусированы на желании физической разрядки и потребности самоутверждения. У девушек нет такой фиксированности на физическом сексе, как у мальчиков. В качестве необходимого компонента отношений ими указываются безопасность, комфорт и единство чувств.
Сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, это процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, в том числе сексуальное насилие, и многое другое).
Начало самостимуляции связано с примером сверстников или является неожиданной «находкой» в процессе игры с гениталиями. Она содержит элемент любопытства к своему изменившемуся телу, стремление познать функционирование полового аппарата и проверить потенцию, то есть прежде всего убедиться в своей нормальности. В дальнейшем мастурбация становится осознанным действием, средством, позволяющим снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта, и призвана осуществить разрядку, дать физиологическое удовлетворение. Для подавляющего большинства мастурбация оказывается естественным этапом в развитии здоровой сексуальности, является нереализованной формой гетеросексуального влечения (вместо отсутствующего объекта желаний) и сопровождается соответствующими фантазиями, в которых большинство представляет близость с любимым человеком.
Интенсивность мастурбации у подростков варьируется в широких пределах: от
нескольких раз в год до ежедневных и даже неоднократных в течение суток.
Нормативных цифр тут нет и быть не может. Различия объясняются уровнем
сексуальной возбудимости, фиксированностью на сексуальной сфере, особенностями
половой конституции, частично – моральными запретами. Долгие годы считалось, что
девушки прибегают к самостимуляции значительно реже юношей. Опросы последних лет
показывают, что наблюдается постепенное сглаживание половых различий и в этом:
почти
Мастурбация у подростков – специфическое проявление возраста, непатологическая суррогатная форма разрядки сексуального напряжения, в сущности безвредная и способствующая снижению повышенной половой возбудимости.
В период полового созревания весьма распространенными оказываются преходящие гомосексуальные контакты, которые можно отнести к определенному этапу нормального психосексуального развития. Для мальчиков 13–16 лет свойственно стремление к поиску объектов для идентификации в среде сверстников. Потребность в эмоциональном контакте, интимности в этом возрасте очень высока и реализуется в однополой дружбе, тесно граничащей с влюбленностью, что может вести к физическим проявлениям доверительности, общению в виде телесной ласки, которая в некоторых случаях сопровождается оргастической разрядкой, а потому клинически рассматривается как гомосексуальные действия. Чаще всего наблюдаются разного рода генитальные игры, совместная и взаимная мастурбация, реже – орально-генитальные контакты. Подобное поведение может вызываться естественным любопытством, интересом к телу и гениталиям представителей своего пола, отражает потребность подростка познать свое изменившееся телесное «я» через сравнение с другими. Обычно гомоэротические действия носят эпизодический, несистематизированный характер и легко прекращаются при появлении гетеросексуальных привязанностей. В процессе опроса 10, 4% девушек и 3, 9% юношей признались в желаниях вступить в сексуальный контакт с лицом своего пола. Около 6% девушек и 2% юношей испытывали влюбленность к лицам своего пола, 5% девушек сообщили о том, что уже имели лесбийские контакты. Кстати, не менее 20% девочек впервые «по-настоящему» поцеловались не с мальчиком, а с лучшей подругой («давай попробуем, как это делается»).
Преходящая гомосексуальная активность является частью групповой активности, никогда не направляется на взрослых, а отношение к гомосексуалам в подростковой среде остается крайне негативным и даже агрессивным.
Для многих молодых пар взаимное влечение и
эротические чувства воплощаются в нежности и телесном контакте, получившем
название
Примерно половина юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт. Средний возраст начала половой жизни у девушек составляет 16, 4 года. Мальчики начинают половую жизнь чуть раньше, но имеют разовые контакты. Девочки ведут более систематическую половую жизнь. Сексуальные победы легче одерживают те, кто уверен в себе, и эти успехи в интимной сфере придают подросткам еще больше уверенности.
Начало сексуальных отношений в таком юном возрасте часто не подкрепляется должной психологической и эмоциональной зрелостью. Ранние связи, как правило, осуществляются без любви, сближение происходит с человеком более или менее случайным. На влюбленность как причину первой близости указали только 24% девушек и 15, 5% подростков-мальчиков. Любопытство, стремление доказать вожделенную «взрослость», пример сверстников («так принято»), настойчивость партнера – вот основные мотивы, которые наряду с любовью и половой привлекательностью партнера неизменно называются подростками в качестве причины такой близости. При этом, чем раньше начинают подростки половую жизнь, тем меньше в ней эмоциональной привязанности и тем больше на первый план выходят другие мотивы – прежде всего желание самоутвердиться, ощутить свою значимость и исключительность.
Недостаточная личностная зрелость молодых людей иногда может привести к превращению сексуальных отношений в своеобразный спорт, игру, вариант борьбы со скукой и тяготеть ко все большей изощренности. При этом поведение подростков обычно характеризуется стремлением усилить возбуждение, поддержать яркость ощущений любыми способами: беспорядочной сменой партнеров, алкоголизацией, наркотизацией, привлечением других эмоций для усиления возбуждения (агрессия, боль, страх), групповыми действиями. К интимным отношениям как к приятному времяпрепровождению относится треть мальчиков и почти каждая четвертая девушка; 4% девушек рассматривают сексуальные отношения как возможность получить какие-то материальные выгоды.
Секс в этом возрасте – своего рода социально-психологический эксперимент, в котором подростки проверяют свои возможности и доказывают себе и другим собственную взрослость. Сексуально искушенные подростки имеют более высокую самооценку. В то же время каждый четвертый мальчик и каждая седьмая девочка признают, что им не позволяют вступить в сексуальный контакт собственные застенчивость и нерешительность. Одновременно секс – это нечто запретное и рискованное. Поэтому раньше всего в него вовлекаются подростки, которым нравится риск, или те, кто нуждается в самоутверждении. С другой стороны, среди имеющих опыт сексуальных контактов часто оказываются и те, кто вступил в близость в результате настойчивых уговоров и действий партнера или под влиянием сверстников.
Первый сексуальный опыт еще не означает начала регулярной половой жизни. Постоянного партнера имеют 20% девушек и только 13% юношей, для которых половые контакты чаще всего оказываются «проверкой себя» (11% предпочитают вступать в кратковременные связи).
Из сексуально активных девушек только треть использует эффективные средства контрацепции, еще треть – менее эффективные (как, например, прерванный акт) и треть вообще не пользуется ничем. По результатам опроса школьниц, 5% девушек столкнулись с проблемой нежелательной беременности. В РФ ежегодно беременность прерывают примерно 40 тысяч девушек-подростков в возрасте до 17 лет.
Факт беременности часто осознается с запозданием. Первая реакция – стыд, страх, растерянность, потрясение. Одних это повергает в состояние безысходности, тогда как других побуждает надеяться на «чудо». Для семьи беременность подростка всегда драма. Очень важно, чтобы рядом с девушкой в этот период оказался хотя бы один взрослый, которому она доверяет. Очень болезненным является вопрос выбора – сохранение или прерывание беременности. Аборт для многих является серьезной психической травмой и чреват осложнениями для будущей репродуктивной функции.
И мальчикам, и девочкам нужно знать, как предохраняться от беременности. Почти каждая третья девушка, вступившая в половую жизнь, узнала о способах предохранения только от своего партнера. Это значит, что ни в семье, ни в школе у нее не было ни малейшего шанса ознакомиться с необходимой информацией.
Довольно типичным явлением для подростков оказывается
Одну из многочисленных групп составляют также атипичные сексуальные контакты, отражающие экспериментирование подростков с собственной сексуальностью на пути познания и дисциплинирования своей биологической потребности. В подростковом возрасте транзиторные (преходящие) сексуальные отклонения либо воспринимаются как игра, забава, нечто второстепенное и малозначимое, либо (на следующем этапе) вызывают чувство вины и страха, что оказывается достаточным барьером на пути повторных действий.
Можно утверждать, что у подростков большинство отклонений в сексуальном поведении вызвано периодом юношеской гиперсексуальности, ограничением контактов с противоположным полом, невозможностью реализовать нарождающуюся сексуальную потребность социально приемлемым способом, а также экспериментированием с собственной сексуальностью. Все эти отклонения являются лишь относительно коротким этапом психосексуального развития на пути становления зрелой сексуальности, когда методом проб и ошибок конкретизируются и закрепляются эротические предпочтения.
Хорошо известен факт напряженных отношений между родителями и подростками. Но это не умаляет большого влияния семьи на глубинные установки подростков в отношении себя и своих будущих партнеров. Неровные родительские отношения часто оказываются причиной психологических проблем в формировании у подростков зрелой сексуальности и в установлении полноценных партнерских отношений. Отсутствие у мальчиков теплых отношений с матерью приводит к снижению уверенности в себе, сложностям в отношениях со сверстниками. Эмоциональная недоступность родителей может вести к голоду по признанию, по человеческому теплу, доверию. Отсюда неуверенность в себе и подсознательные поиски партнера значительно старше себя по возрасту, который мог бы заменить образ родителя. Девочки, испытывающие эмоциональные трудности и конфликты в родительской семье, раньше и более «бездумно» вступают в сексуальные контакты, пытаясь найти в них недостающие тепло, ласку и внимание.
Подростковую сексуальность невозможно искоренить ни нравственными увещеваниями, ни уроками физкультуры, она не поддается педагогическому контролю взрослых. Главное, что могут и обязаны сделать родители, – это научить подростков принимать решения, связанные с вопросами пола, ответственно и разумно, избегая тем самым наиболее опасных последствий ранних половых связей. Только 17% неискушенных и 30% искушенных подростков считают, что имеют достаточные знания о сексе. Юношей волнует проблема гомосексуальных связей, миф о вреде мастурбации. Девушек интересует информация о прерывании беременности, сексуальной агрессии, последствиях случайных связей, средствах контрацепции. Типичная ошибка родителей и педагогов – недооценка реального уровня интересов и знаний детей и подростков. Взрослые большей частью запаздывают со своей информацией, сообщают необходимые сведения слишком поздно и в недостаточном объеме.
Сексуальное образование и доступность средств контрацепции, по мнению Всемирной организации здравоохранения, не приводят к ранней половой жизни, а наоборот, способствуют отсрочке половой активности и безопасному сексу. Самыми успешными являются программы, которые вводятся в школьный курс обучения раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и которые вооружают учащихся не только знаниями, но и практическими навыками безопасного секса (например, лекции, обучающие правилам пользования презервативом или средствами профилактики венерических заболеваний).
Влияние окружающих. Подросток стремится утвердить свое «я» через формирование собственных эротических идеалов и ценностей. Вначале сильное влияние оказывают родительские взгляды (1), но постепенно они начинают пересматриваться под влиянием учителей, средств массовой информации и, самое главное, сверстников (2).
Различия в общественных оценках поведения у юношей и девушек. Мальчики-подростки воспринимаются с точки зрения успешности их сексуальной активности (1), а от девушек общество требует быть эротически привлекательными и сексуально сдержанными (2).
Возраст первых сексуальных партнеров у подростков:
1. Среди 13–14-летних девочек 40% лишаются девственности с совершеннолетними мужчинами; среди мальчиков этого возраста первый сексуальный опыт с совершеннолетней женщиной имеет каждый пятый.
2. Среди 17–летних юношей сексуальный дебют в своей возрастной группе имели 90%, среди девушек – 40%.
Зрелая сексуальность характеризуется стабилизацией сексуальной активности на уровне, отвечающем потребностям и возможностям человека, которые определяются значимостью сексуально-эротической сферы и условиями жизни.
Существенным критерием зрелости является способность устанавливать стабильные партнерские отношения, основанные на эмоциональной и психологической близости.
Интенсивность сексуальной потребности и сексуальные возможности меняются с годами и различаются у мужчин и женщин. Юноши имеют высокий уровень сексуальных потребностей, часто называемый юношеской гиперсексуальностью, некоторые готовы к 7–8 оргастическим разрядкам в день. В тоже время девушки менее возбудимы, но к 30 годам ситуация меняется, и многие женщины догоняют или даже обгоняют мужчин по уровню возбудимости и сексуальной потребности и часто сами становятся инициаторами интимных контактов, в то время как у мужчин появляется тенденция к ограничению количества контактов. Но готовность к сексуальным контактам присутствует у 73% мужчин в возрасте 70 лет, причем на большинство действуют скорее психологические, а не физические факторы, заставляя их прекращать сексуальную активность.
Стадии взрослой сексуальности. Сексуальную активность в зрелом возрасте часто делят на четыре стадии:
1. Период выбора партнера, стадия романтических отношений и страстной влюбленности. Сексуальные отношения обычно носят бурный, эксцессивный (неоднократный) характер. Этот период предшествует вступлению в брак и может включать первые годы в браке.
2. Ранний период в браке. Сексуальная активность определяется отношениями в браке (в паре). Многие экспериментируют с сексуальной техникой. Появление детей может снизить уровень сексуальной активности.
3. Зрелые годы в браке. Сексуальная активность в браке стабилизируется на уровне условно-физиологического ритма (2–3 раза в неделю). Монотонность отношений и эмоциональная неудовлетворенность могут приводить к возникновению внебрачных связей.
4. Сексуальная активность в поздние годы брака снижается из-за ухудшения общего здоровья и утраты прежней физической привлекательности партнера.
Уровень удовлетворенности сексуальными отношениями. Опрос мужчин и женщин в Санкт-Петербурге показал, что среди молодых мужчин и женщин уровень удовлетворенности половой жизнью составляет соответственно 58% и 61%, среди мужчин среднего возраста – 64, 5%, а среди женщин – 47%; в старшей возрастной группе – около 65% среди мужчин и 41% среди женщин.
Период невозбудимости. В подростковом возрасте юноше требуется несколько минут или даже секунд, чтобы восстановиться после эякуляции и быть готовым к новой эрекции, но с годами этот период невозбудимости увеличивается. У тридцатилетних он составляет примерно 30 минут, а в 50 лет – от 8 до 24 часов.
Частота утренних эрекций. График показывает, как с возрастом у мужчин снижается частота утренних эрекций от одного раз в неделю в 15 лет до двух раз в середине жизни и до уровня менее раза в неделю после 65 лет.
Продолжительность эрекций. График показывает, как долго может сохраняться эрекция под влиянием эротического стимула. Известно, что у многих подростков эрекция может сохраняться часами в результате минимальной физической стимуляции. Это характерно лишь для небольшого числа мужчин среднего возраста, а для мужчин старшего возраста требуется большее время для возникновения эрекции.
Угол эрекции. Угол эрекции в среднем выше горизонтального положения, но составляет более 45° у четверти мужчин. У каждого мужчины этот угол максимальный в двадцатилетнем возрасте и заметно снижается после пятидесяти лет. У некоторых мужчин эрекция меняется от почти вертикальной в молодые годы до ниже горизонтального уровня в пожилом возрасте.
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |