Мужик пошёл не тот
Как меняются представления мужчин о своих идеалах
Производители мужских брендов видят своего покупателя настоящим
мужчиной. Но кто он: брутальный мачо или стильный метросексуал,
одинокий волк или отец семейства? Исследования показывают, что для
российского мужчины сегодня важнее всего гибкость ума и смекалка.
Тогда достичь желаемого можно и лежа на печи.
|
Надежда Куприян,
ведущий специалист по исследованию рынка Synovate |
Формально в России права мужчин и женщин равны. Но традиционные
гендерные роли довольно крепко закреплены в общественном сознании.
На мужчину возлагается много обязанностей: принятие ключевых
решений, финансовое обеспечение семьи, роль главы семьи и защитника.
Эти функции связаны с культурными особенностями той или иной страны.
Например, в России совершенно иная "среда существования" мужчин,
чем, в Западной Европе или США, где практикуются плоскостные
партнерские отношения, а обязанности между супругами распределяются
по взаимному договору, а не в силу принадлежности к тому или иному
полу. Это, кстати, не делает западных мужчин менее ответственными
или менее ориентированными на финансовое благополучие. Западный
мужчина финансово успешен не потому, что он сильная половина
человечества и должен обеспечивать семью, а потому что именно так он
реализует себя как личность. У нас же культура, скорее,
коллективистская и патриархальная, у нас царь — батюшка, а муж —
всему голова. Поэтому российский мужчина — это не только
трудоспособная личность, но и Мужчина с большой буквы со всей
возложенной на него ответственностью перед женщиной и обществом.
Интересной находкой качественных исследований компании Synovate
(было проведено 25 фокус-групп мужской аудитории для ряда
FMCG-компаний), стало то, что мужчины не возражают против
социального долга и гордятся этой ответственностью, так как это как
раз то, что делает их сильным полом.
Вот несколько отличительных черт российских мужчин, выявленных в
результате исследований.
1.
Скорее не признают равенства полов, однако данное неравенство носит
не дискриминационный, но протекционный характер: мужчина считается
ответственным за финансовое благополучие своей семьи; женщина
воспринимается как более слабое существо, которое нуждается в защите
и опеке.
2.
Сильно ориентированы на финансовое благополучие, видят в нем залог
по-настоящему успешной жизни.
3.
Склонны к созданию семьи в достаточно раннем возрасте (24-26 лет),
не дожидаясь момента, когда окончательно встанут на ноги.
4.
В
основной своей массе гомофобны, как и российское общество в целом -
гомосексуализм однозначно противопоставляется мужественности.
Крайние формы метросексуальности мужчин (слишком тщательная забота о
своей внешности и о своем теле) воспринимаются негативно, так как
ассоциируются с гомосексуализмом.
мужчина — друг человека
Ценности и установки, идеальные представления мужчин о самих себе,
конечно, отличаются от того, чем они живут каждую минуту, здесь и
теперь. Но именно об идеалах нужно помнить, рекламируя
привлекательный для мужчины образ жизни - ведь представляя себе
определенный стиль жизни и стремясь к нему, человек смотрит в
будущее, и вектор его движения по жизни зависит от ценностей и
идеалов.
Исследования показывают, что в представлении самих мужчин они должны
обладать вполне определенными личностными качествами: силой воли,
целеустремленностью, упорством в достижении цели, уверенностью в
себе и своих действиях, смелостью, готовностью идти на риск. Кроме
того, мужчины руководствуются (должны руководствоваться, следуя
идеалу) морально-нравственными принципами, главный из которых —
"сказано — сделано". Из этого следует и развитое чувство
ответственности за близких людей, семью, а также за свои слова и
поступки. Обязательные черты идеального мужчины — интеллект и
образованность.
Интересно, что интеллект и способность решать задачи нетривиальным
способом становятся важнее мужественности. Постепенно жесткий
бескомпромиссный стиль а-ля настоящий мужик становится все менее
популярен, так же как устаревает культ накачанных мышц, возникший в
начале 90-х годов прошлого века после появления героев Арнольда
Шварценеггера на российских экранах. Сейчас в моду вошли гибкость
ума и способность идти на компромиссы. Рекламисты уже поняли это,
раз за разом демонстрируя победу ловкости над грубой силой.
-
В последней рекламе дезодоранта Old Spice показан конкурс:
требуется открыть запертую дверь. Предполагается, что для этого
необходима сила, но победитель действует иначе — он не пытается
выломать дверь, а… стучится в нее. Открывшая ему красавица —
наглядная демонстрация верности решения.
-
Пиво "Арсенальное" позиционировано как "пиво для настоящих
русских брутальных мачо". Но как ведут себя эти мачо в
конфликтной ситуации? Вместо того чтобы безжалостно разделаться
с гудящей на весь двор машиной или ее хозяином, герои ролика
решили… закидать ее снегом - чтобы не шумела. А заодно и двор
расчистили.
-
Еще одно остроумное решение демонстрирует мультяшный персонаж
мужчины в рекламе Red Bull. Вместо того чтобы в ярости оторвать
голову испачкавшей его птице, он взлетает над ней и… спокойно
дает симметричный ответ.
Сладкие грезы |
|
что вы о себе представляете
Позиционировать тот или иной товар как "предназначенный для мужчин"
недостаточно, надо еще продемонстрировать его мужественность
покупателю. Для этого надо определить и коммуницировать некую
ценность или черту характера, присущую идеальному мужчине, которая
будет идти бок о бок с идеальным мужчиной, коммуницируемым рекламной
кампанией. Лучше всего, если в качестве такой ценности используется
некое актуальное для мужчины жизненное достижение. Именно это
вдохновляет мужчин и делает настоящую мужественность очевидной для
окружающих. Вот как это делают несколько известных мужских брендов:
-
мужественность и успешность (Jonny Walker);
-
мужественность и опыт (Old Spice);
-
мужественность и семейственность/причастность (Nivea);
-
мужественность и уникальность (Amstel);
-
мужественность и позитивный настрой (Fosters).
Если бренд относится к сегменту premium, то наиболее логично
использовать переменную "успех". Как его понимают современные
мужчины, принадлежащие к аудитории премиальных брендов?
Исследование, проведенное Synovate в России для компании -
производителя алкогольных напитков премиум-класса, показывает, что
на первом месте в списке достижений у респондентов стоит финансовое
благополучие. Его источники в большинстве случаев неопределенны,
особенно у молодых людей, зато следствие обладания большими деньгами
имеет в сознании мужчин довольно четкие формы. Финансовое
благополучие дает им, прежде всего, возможность содержать семью. Оно
нужно также для того, чтобы иметь хорошее жилье и не ограничивать
себя в таких желаниях, как путешествия, развлечения, дорогие
покупки: авто, одежда, аксессуары. Кроме того, из финансового
благополучия вытекает высокий социальный статус, что проявляется в
общественном уважении и возможности влиять на окружающих.
Таким образом, семейное счастье, любовь и здоровые взаимоотношения в
семье рассматриваются мужчинами как одно из важных проявлений
успеха. Вообще, как оказалось, любовь играет роль музы в жизни
мужчин, особенно если речь идет о возрасте 25—35: "Если нет любви,
не для кого стараться, зачем тогда все это?" — вот характерный ответ
респондентов, полученный в ходе исследования. Таким же сильным
стимулом являются дети, их благополучие, которое также связано с
финансовой состоятельностью: желание дать хорошее образование и
обеспечить платформу для их будущей успешной жизни.
Как выяснилось, именно семья является ключевой ценностью
современного мужчины, и даже пресловутое финансовое благополучие
нужно в первую очередь для того, чтобы быть хорошим мужем и отцом.
Заметим, что исследования проводились в довольно молодых группах
населения, в том числе среди студентов московских вузов, которые
вполне серьезно рассуждали о необходимости обеспечивать семью,
будучи сами на тот момент зависимыми от родителей.
Одновременно достаточно серьезное место в жизни мужчин занимают
нематериальные ценности, вопреки изначальной гипотезе о деньгах как
самоцели.
От смекалки до наслаждения |
|
возвращение на землю
Но вернемся к реальности. Много ли в России действительно успешных
мужчин? И где они "водятся", эти идеальные отцы семейств? И почему
на женских фокус-группах мы слышим совершенно другие комментарии в
их адрес? Почему женщины не получают того, о чем они мечтают, если и
женщины, и мужчины мечтают об одном и том же?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к отечественной истории и
культуре. Три войны в ХХ веке, алкоголизм, сокращающий ряды
"нормальных" мужчин, создали культ мужчин в нашем обществе и особое
трепетное и оберегающее отношение со стороны женщин. Традиционность
российских женщин и возложение ответственности на мужчин не могли не
повлиять на самооценку последних, появление у них ощущения
собственной незаменимости. Как известно из теории психоанализа,
комплексы и низкая самооценка являются сильнейшими движущими
факторами для работы над собой и для внешней активности, нацеленной
на достижение успеха. Если же все и так хорошо, то нет мотивации для
действия, отсутствует необходимость напрягаться, человек становится
пассивен. Поэтому в основной массе российские мужчины лишены
индивидуалистического рвения и порыва к достижению успеха: им не
нужно доказывать женщине, что они лучше других мужчин, и стремиться
поддерживать эту идею на протяжении всей семейной жизни. Им хочется
красивой жизни, но для достижения ее нужно упорно трудиться и
преодолеть множество препятствий. А это в нашем сознании не было
заложено культурой и религией, в отличие от западных, особенно
протестантских стран. В нашей культуре героями выступают Иванушка на
печи и Емеля из сказки "По щучьему велению": все оно само придет,
можно просто лежать и мечтать. Поэтому российский мужчина - это
прежде всего мечтатель и в гораздо меньшей степени - деятель.
Некоторые производители играют на этой особенности российских мужчин
в своих рекламных кампаниях.
-
Amstel: человек, который читает книгу о себе/ищет на яхте свою
бухту.
-
"Ярпиво": полно хороших новостей - "а я дом построил".
-
Axe: женщины сами будут бежать к тебе.
Тем не менее, подход, выбранный этими производителями, несколько
однобок и не отражает всей полноты понятия "мечта" для российского
мужчины.
По результатам качественных исследований компании Synovate,
проведенных среди мужской аудитории, наиболее удачный
коммуникативный подход для российских мужчин, затрагивающий их
сердца и отвечающий их идеалам и ценностям, - это последовательный
переход от гибкости ума и смекалки к ощущению самореализации и
наслаждения жизнью (схема "От смекалки до наслаждения"). То есть
мечта осуществилась, но не за счет трудоемких усилий, а благодаря
умению повернуть все так, чтобы печка сама возила Ивана и гора шла к
Магомеду. И пусть этого не происходит в реальной жизни, но идеал
вдохновляет и позволяет чувствовать себя в гармонии с собой и со
своим мужским началом.
Надежда Куприян, ведущий специалист по исследованию рынка
Synovate, "Индустрия рекламы"
27 09.2007
|