Секс факты |
Цивилизация и эротика
Эротика - многообразное понятие, часто используемое
к месту и не к месту в различных ситуациях. Какова
роль эротики в жизни людей? Эротика, по определению
ученых прошлого и настоящего, является воплощением в
жизни, литературе и искусстве, поэзии эстетики
сексуальных отношений людей. Это, по существу,
заложенный в человеке природой инстинкт продолжения
рода, но облагороженный и опоэтизированный как
влечение души.
Происхождением слово
обязано древнегреческому богу любви Эросу, или
Эроту, что в переводе с древнегреческого означает
"любовь", "желание", "страсть". По мифологии древних
греков, бог любви являлся одним из четырех
космогонических начал наряду с Хаосом, Геей и
Тартаром. На своих блестящих золотых крыльях носится
Эрот над землями и морями, быстрый и легкий, как
дуновение ветерка. Его золотые стрелы несут не
только радость и счастье людям, но и муки любви,
страдания и даже гибель. Обманутые в любви обвиняли
Эрота в том, что он пронзил их сердца ядовитыми
стрелами. Другие прославляли его за то, что он
украшает жизнь цветами прекраснейших чувств. Поэт
Агафон воздает хвалу Эроту: "Кротости любитель,
грубости гонитель, он приязнью богат, неприязнью
небогат. К добрым терпимый, мудрецами чтимый, богами
любимый; воздыханье незадачливых, достояние
удачливых; отец роскоши и неги, радостей, страстей и
желаний; благородных опекающий, а негодных
презирающий, он и в страхах, и в мучениях, и в
помыслах, и в томлениях лучший наставник, помощник,
спаситель и спутник, украшение богов и людей..."
Культ Эрота
существовал в Греции с незапамятных времен. В Беотии
почитали величайшей святыней необработанную глыбу
мрамора, которую считали воплощением Эрота. В
существовавшем здесь храме Эрота раз в пять лет
справлялись праздники в его честь - эротидии.
Спартанцы перед битвами приносили жертвы Эроту. В
изобразительном искусстве Эрот появился только в V
в. до н.э. Сначала его изображали отроком, еще без
крыльев, с цветком, лирой или венком. Позднее у него
появляются крылья, лук и стрелы. С конца IV в. до
н.э. он изображается мальчиком, иногда с факелом в
руках. В эпоху эллинизма это шаловливый, лукавый,
капризный, а иногда жестокосердный малыш.
Традиция классической
поэзии делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и
Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он
постепенно принимает черты "златокудрого",
"златовласого", "подобного ветру" бога, знаменуя
постепенный переход к изящному, легкому, капризному
Эроту эллинистической поэзии.
Если мы обратимся к
еще более далекому прошлому, то увидим, что уже на
самых древних этапах развития человечества жизнь
людей была пронизана эротикой, о чем свидетельствуют
многочисленные наскальные изображения и
археологические находки. Религиозные культы многих
земледельческих народов - Египта, Вавилона, Финикии,
Индии, Греции, Рима - имели характер эротических
мистерий, а боги и богини плодородия большей частью
были божествами любви. Эротика существовала и в
повседневной жизни людей: стремление привлечь к себе
внимание сексуального партнера уже в древности
породило целую науку обольщения, в которую входило
искусство общения, правила этикета, определенные
ритуалы сексуального поведения, а также умение
украшать себя.
Природа эротики
покоится на притягательности и очаровании тайны,
которую содержит в себе представитель другого пола.
Поэтому в древности одной из задач моды было
подчеркнуть или выгодно оттенить те части
человеческого тела, которые представляют эротическую
ценность в глазах представителя данной культуры,
вызвать сексуальную заинтересованность окружающих
или конкретного лица. Уже много тысяч лет назад
появились различные варианты причесок, разнообразные
украшения из драгоценных металлов и камней. Так же
стара культура благовоний. Каждое живое существо
имеет свой запах, который определяется биологически
активными веществами, воздействующими на
подсознательном уровне на психику человека,
притягивая либо отталкивая его. То, что запах имеет
сексуальную окраску и является одним из самых
сильных в природе раздражителей, очень давно поняли
на Востоке (особенно на Ближнем Востоке и в Индии),
где еще в древности были разработаны мужские и
женские ароматические вещества. |
|
Женские запахи - аромат хвойных деревьев, полевых цветов и
сандалового дерева. В группу мужских ароматов традиционно входит
лаванда, амбра, мускус.
Эротическое искусство содержит эмоционально окрашенную информацию
такого характера, который позволяет направить мысль, чувство и
воображение зрителя в область сексуальных переживаний. В культуре
каждого народа существовали произведения, которые стимулировали,
разжигали и поддерживали сексуальную чувствительность. Но
особенности эротического искусства любой эпохи зависят от
сексуальной, религиозной, философской и художественной культуры
общества. Следует понимать, что у эротического искусства две
основные темы. Первая - человек как объект эротических чувств: его
красота, очарование, сексуальная привлекательность. Вторая -
сексуальные отношения людей, которые могут быть воплощены в
романтическом, комедийном, натуралистическом и других аспектах.
Характер изображения зависит от мастерства художника, уровня его
культуры, а также от существующих в данном обществе моральных и
религиозных установок.
Знаменитые обнаженные статуи Древней Греции воплощали не только
общегреческий идеал, то есть сплав физической красоты и духовного
совершенства, но и эротическое очарование образа. Эротические
отношения людей часто изображались в античном прикладном искусстве
(вазопись, светильники и др.) и в настенных росписях (Помпеи и
Геракланум). Сюжеты таких росписей - пирушки с гетерами, игры
сатиров и нимф воплощали традиционный характер быта и личных
взаимоотношений. С эпохи Возрождения эротическая привлекательность
обнаженной натуры вновь становится популярной темой искусств, равно
как и эротические отношения людей (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Каррачи). Пронизаны эротикой многие произведения выдающихся
художников и скульпторов последующих эпох (Рубенс, Рембрандт, Буше,
Фрагонар).
Ну а как обстояло дело в России? Существует мнение, что на Святой
Руси ни секса, ни эротики никогда не было. Между тем, уже в XVII
веке европейский дипломат Адам Олеарий свидетельствует, что русские
часто "говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и
любодеянии их самих или других лиц, рассказывают всякого рода
срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые
неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот
и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе".
Увы, мы плохо знаем собственную историю...
Судя по имеющимся историко-этнографическим данным, отношение к
сексуальности было в Древней Руси таким же противоречивым, как и в
Западной Европе. Древнеславянское язычество не отличалось ни особым
целомудрием, ни особой вольностью нравов. Так, женственная березка
нежно и страстно сплеталась с могучим дубом. Мать-сыра земля
оплодотворялась небесным дождем. Наряду с женскими божествами
плодородия был и фаллический бог - Род. Были многочисленные
оргиастические праздники, когда мужчины и женщины сообща купались
голыми, мужчины символически оплодотворяли землю, женщины вызывали
дождь и т.д. Типичный древнерусский фаллический образ - животное,
особенно лев, с длинным не то хвостом, не то половым членом. Такие
изображения представлены в орнаменте церковной архитектуры
(Дмитровский собор во Владимире и др.).
В некоторых календарных и свадебных
обрядах сохранялись пережитки и элементы оргиастических праздников.
На русском Севере в конце XIX - начале XX века еще сохранялись
"яровуха" и "скакания", которые уже Стоглавый собор в середине XVI
века именовал "бесовским". "Скакания" происходили в день перед
венцом в доме жениха, куда молодежь, исключая невесту, ходила "вина
пить", после чего все становились в круг, обхватив друг друга,
скакали, высоко вскидывая ноги, задирая подолы и распевая песни
откровенно эротического содержания. Заканчивалось веселье сном
вповалку. "Яровуха" (от языческого божества плодородия - Ярилы)
состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь
оставалась спать вповалку в невестином доме, причем допускалась
большая свобода отношений, за исключением интимной близости.
Очень много сексуально-эротических моментов было в русской народной
культуре. Многочисленные "эротические сказки" рассказывают о
многоженстве героев, сочувственно описывают их сексуальные шалости,
вроде овладения спящей красавицей, считают допустимым обесчестить
девушку в отместку за отказ выйти замуж за героя и т.д.
Очень вольные сцены изображал русский народный лубок. Иногда
сравнительно благопристойные картинки сопровождались малопристойными
текстами. Один из них, относящийся к XVIII веку, рассказывает, как
три "младые жены", чтобы подшутить над плешивым стариком, сказали
ему, что он должен смазывать голову "сливою женскою". Старик в ответ
на это вынул свою "исподнюю плешь" и сказал, что уже сорок лет
полощет ее "сливою женской", а волосы на ней так и не выросли. А
сколько веселой и игривой эротики у самого Пушкина. Кстати, мы даже
не знаем его полностью. "Тень Баркова" вообще не печатается, а в
письмах поэта некоторые слова заменяются многоточиями.
Если консервативно-религиозная критика осуждала эротизм за то, что
он противоречит догматам веры, то для революционно-демократической
критики он просто не вписывался в нормативный канон человека,
который должен отдать все свои силы борьбе за освобождение трудового
народа. С этих позиций даже интимная лирика Фета, Полонского,
Случевского некоторым критикам второй половины XIX века казалась
пошлой. Художники или писатели, бравшиеся за подобную тему,
подвергались яростным нападкам и атакам. Однако без живописи К.
Брюллова, А. Егорова, Ф. Бруни, А. Иванова история изображения
нагого тела была бы неполной. Замечательные образы купальщиц,
балерин, вакханок создал А. Г. Венецианов. Культуру и живопись
начала XX столетия нельзя себе представить без эротических полотен
М. Врубеля, В. Серова, Б. Кустодиева, без пышных красавиц З.
Серебряковой и Н. Гончаровой, любовных сцен К. Сомова и смелых
зарисовок на фольклорные темы Л. Бакста, без обнаженных мальчиков К.
С. Петрова-Водкина - всего не перечислишь.
Русская живопись убедительно доказывала правоту Александра Головина,
что "ни один костюм не может сравниться с красотой человеческого
тела".
Живопись смыкается с театральным искусством, литературой. Так,
например, балеты Дягилева были настоящим праздником тела. Никогда
еще мужское тело не демонстрировалось так полно и ярко, как в
творчестве Михаила Фокина и Вацлава Нижинского. Нельзя себе
представить русскую литературу без эротических стихов Апухтина,
Бальмонта, Брюсова, Минского, Лохвицкой, без эротической прозы
Бунина и Куприна, Арцыбашева и Сологуба, Кузьмина и
Зиновьевой-Анибал.
Литературные споры захватывают и философию. Большой общественный
резонанс имела статья Владимира Соловьева "Смысл любви" (1892 год),
где он связывает любовь-эрос не с родом, а с личностью, утверждая,
что она не имеет ничего общего с инстинктом продолжения рода, на что
писатель Василий Розанов отвечал, защищая плотскую любовь: "Мы
рождены для любви. И на сколько мы не исполнили любви, мы томимся на
свете. И на сколько мы не исполнили любви, мы будем наказаны на том
свете".
На Розанова обрушились буквально все, называя его эротоманом,
апостолом мещанства и т. д. Но на защиту его горячо встал Николай
Бердяев: "Над Розановым смеются или возмущаются, но заслуги этого
человека огромны и будут оценены лишь впоследствии. Он первый с
невиданной смелостью нарушил условное, лживое молчание, громко с
неподражаемым талантом сказал то, что все люди ощущали, но таили в
себе, обнаружил всеобщую муку... Розанов с гениальной откровенностью
и искренностью заявил во всеуслышанье, что половой вопрос - самый
важный в жизни, основной жизненный вопрос, не менее важный, чем так
называемый вопрос социальный, правовой, образовательный и другие
общепризнанные, получившие санкцию, вопросы, что вопрос этот лежит
гораздо глубже форм семьи и в корне своем связан с религией, что все
религии вокруг пола образовывались и развивались, так как половой
вопрос есть вопрос о жизни и смерти".
Но вернемся к реальностям сегодняшнего дня. В любом современном
обществе существует более или менее развитая секс-индустрия.
Например, американцы ежегодно расходуют на эротику (видеофильмы,
книги, журналы, технику) от 4 до 6 миллиардов долларов. Потребление
этой продукции является массовым. При опросе читателей журнала
"Сайколоджи тудей" 92% мужчин и 72% женщин сказали, что пользуются
эротической продукцией. Вопреки распространенному мнению,
иллюстрированные журналы с элементами эротографии читают вовсе не
преступники или сексуальные маньяки, а нормальные, в большинстве
образованные, люди.
Как же влияют разного рода эротические материалы на сексуальное
поведение и установки людей? Действительно ли эротические
фотографии, другие эротические зрелища вредны, если да, то кому и
чем именно? В психологии имеются три теории по этому вопросу.
Основной является теория катарсиса (греческое слово, обозначавшее
первоначально эмоциональное потрясение, состояние внутреннего
очищения, которое возникало у зрителей античной трагедии), которая
полагает, что эротические зрелища действуют как предохранительный
клапан, позволяя человеку разрядить свои подавленные сексуальные
влечения, и тем самым уменьшают вероятность реализации социально
неприемлемых желаний. Эротика - это неотъемлемый элемент
человеческой культуры. Чем скорее мы это осознаем, тем лучше будет
для нас самих и для наших детей.
По материалам журнала "Махаон"
|