Сексуальные культуры:
Апполоновский тип сексуальной культуры
"Этот
тип культуры отличается легкостью в отношении к обнаженному телу,
обнаженной натуре, в отношении к сексу. Аполлоновскому типу культуры
характерно радостное отношение к жизни, гармония между телом и
духом. Если человек прекрасен душой, то и тело его должно быть
прекрасно.
У представителей Аполлоновской культуры полностью отсутствуют
комплексы. Раз тело человека прекрасно - его нужно показывать в
разных ракурсах, и в этом не может быть запретных тем. Название
этого типа культуры появилось из античного мира. Наиболее
характерными свойствами считаются оптимизм и жизнелюбие.
Вот что пишет по поводу
Аполлоновского типа культуры Збигнев Лев-Старович: "Существует тип
культуры, где подчеркивается гармония между телом и душой,
воспевается естественная радость жизни. Она отличается "психической
легкостью", умением радоваться сексу. У ее почитателей отсутствуют
комплексы. Психический мир таких людей тесно связан с миром природы
и общества. Хотя этот несколько идиллический образ культуры не
свободен от искажений и недостатков, но стремление к гармонии и
способность радоваться жизни делают такую культуру оптимистичной. Не
случайно ее называют аполлоновской. Название этой культуре дал
античный греческий мир.
Элементы аполлоновской культуры
мы находим во многих культурных традициях, в частности, в так
называемых культурах примитивных, которые распространены по всему
миру. Через определенные промежутки времени в полную противоречий
культуру Запада проникают элементы такой культуры, как выражение
тоски по утраченному раю, светлому началу. Одним из последних
выражений тоски можно считать движение натуристов, в идеях которых
воплощаются установки аполлоновской культуры.
Другим выражением является миф
об эротическом рае, поиски его на экзотических островах, например на
Таити. Этот тип культуры проявляется даже в сентиментальной,
романтической литературе. Может быть, в этой культуре отразилось
стремление к раскованности, а может быть, она является архетипом
сексуального поведения первобытного человека, жизнь которого была
теснейшим образом связана с природой, с циклом изменений в ней,
подражанием миру животных и идентификацией с ним. В европейской
литературе дано прекрасное описание аполлоновского начала бытия в
популярном романе "Дафнис и Хлоя", в библейской "Песнь Песней", в
поэзии Яна Кохановского, в старопольских идиллиях. Данный тип
культуры можно назвать универсальным."
Романтический образ
Аполлоновской культуры воспет в стихах и во множестве произведений
писателей разных веков. Жизнь в современном обществе накладывает на
каждого из нас многочисленные табу, и разговор о любви и сексе
зачастую считается просто неприличным. Поэтому многие люди
подвергаются многочисленным стрессам, и даже заболевают от того, что
не находят возможности жить так, как им бы хотелось.
Мечта о таинственном острове, на котором все возможно, на котором
живут прекрасные, обнаженные девушки, не стесняющиеся своей красоты,
будоражит голову тысячам подростков. В реальном мире человек не
может пойти на многие вещи либо из боязни осуждения, либо из-за
неспособности взять на себя ответственность за другого человека. В
мечтах же, попадая в придуманный рай, человек находит в нем все то,
чего ему так не хватало в жизни.
Многие художники изображали на своих картинах прекрасные обнаженные
тела, в то время как, общество, в котором они жили, не позволяло
увидеть даже оголенного плеча дамы.
В инквизиторской Испании
изображение обнаженной натуры строго и жестоко каралось. Более того,
даже А.С. Пушкин, написавший строки "и ногу ножкой называл...", и
нередко описывавший красоту дамских ног, никогда не имел ввиду
ничего кроме… той части ноги, которую видно было из под платья - то
есть часть щиколотки и туфельку. Все, что выше, считалось верхом
неприличия. И об этом речи и быть не могло.
Поэтому так популярна была во все века Аполлоновская культура,
которая просто и жизнерадостно относилась ко всему, что связано с
обнаженным телом и сексом.
Примером аполлоновской
сексуальной культуры являются обычаи жителей Триобриандских островов
- архипелага коралловых островов, расположенных вблизи Новой Гвинеи.
Одним из первых такое исследование провел польский ученый Бр.
Малиновский. Его труд "Сексуальная жизнь диких в Северо-Западной
Меланезии" приобрел огромную популярность, хотя и не лишен привкуса
сенсации. В довоенный период этой книгой зачитывались наши родители.
Она была переиздана в 1980 г. скромным тиражом в 5000 экземпляров.
Общество Триобриандских островов
принадлежит к матрилинейным. Женщина занимает здесь высокое
положение, что отражено в правовой системе. Люди живут в деревнях,
расположенных среди буйной зелени. Дома строят вокруг открытого
пространства. До полудня семья трудится, мужчины охотятся, ловят
рыбу, заготавливают строительный материал. Женщины собирают плоды,
занимаются хозяйством. Домашние дела распределяются равномерно.
Повседневная жизнь проходит вне дома, в доме лишь питаются и спят.
Свобода детей ничем не ограничена. С раннего детства они являются
свидетелями сексуальной жизни родителей. У них рано заканчивается
половое созревание. Их сексуальное образование состоит в эротических
забавах, связанных с созерцанием половых органов, их касанием,
возбуждением. Взрослые трактуют это как естественное явление,
половой акт у детей служит предметом развлечения. У девочек первые
сексуальные контакты имеют место на 6-8- м году жизни, а у мальчиков
- на 10-12-м году. В период 12-14 лет мальчик становится мужчиной и
переселяется в дом холостяков, называемый букуматула. Девочки же
остаются жить в семье. В этом возрасте секс приобретает особое
значение, возникают сексуальные связи, предшествующие браку, хотя
они не связывают какими-либо обязательствами партнеров. Партнеры
принадлежат друг другу, соблюдают интимность сожительства. Брак
является союзом партнеров, они вместе проводят время, обязанности
делят, соблюдая уважение друг к другу. Известна церемония помолвки,
предшествующая браку и имеющая правовой характер. В браке
придерживаются определенных норм поведения, интимности. Многие браки
помимо экономического значения имеют сексуальную ценность.
Общественную жизнь жителей
островов характеризуют многочисленные праздники, танцы, развлечения,
имеющие сексуальный характер, они вплетены в сложную систему
племенной жизни со стабильными правилами. Идеалом физической красоты
у мужчин является определенный овал лица,. большие губы, низкий лоб,
волосы, спускающиеся на лоб, стройная и высокая фигура. У женщины
ценится подтянутая фигура, нежная кожа с темно- бронзовым отливом.
Красивая женщина должна иметь крепкую, развитую грудь.
Ухаживание простое - демонстрация своих сексуальных намерений по
отношению друг к другу. Согласие женщины на сожительство трактуется
как дар с ее стороны, оно вознаграждается подарками со стороны
мужчины. Образовавшиеся пары любят искать удаленные, излюбленные
места и там целыми часами наслаждаются красивым пейзажем.
Любовная прелюдия состоит в снятии набедренной повязки молодым
мужчиной и юбочки женщиной, они сначала сидят рядом, ласкают друг
друга, долго беседуют. Поцелуи не известны им, они трутся носами.
Постепенно температура чувства накаляется, растет возбуждение, они
сосут друг другу губы до крови, резко гладят волосы, травмы часто
являются сексуальным стимулом, например отгрызание ресниц.
Типичная позиция сожительства
такова - женщина лежит на спине с поднятыми ногами, а партнер стоит
на коленях возле ее ягодиц либо сидит возле партнерши, придвигая ее
ноги к себе. Женщина обнимает ногами партнера, поднимаясь на локтях.
Известна также и боковая позиция, но применяется она в доме
холостяков, чтобы не нарушать тишины. В момент сожительства партнеры
поощряют друг друга словами, относящимися к сексуальной физиологии.
Классическая позиция считается утомительной и непривлекательной.
Сексуальный контакт длится долго, требует физических сил, партнер
заботится о том, чтобы партнерша достигла оргазма. Частота
сексуальных контактов зависит от взаимных потребностей партнеров и
весьма дифференцирована. В сексуальной связи партнеры стремятся к
взаимному удовольствию.
Туземцы трактуют
гомосексуальные, зоофильные контакты, эксгибиционизм, и даже обычные
поцелуи как отклонение от правил. Они высмеиваются, и этим создается
определенный психологический барьер. Сексуальная жизнь носит частный
характер, негативно оценивается в ней поспешность, демонстрация
возбуждения, несоблюдение гигиены, отсутствие красоты. Супружеская
неверность, сожительство с партнерами, принадлежащими к низшим
общественным слоям, избыток сексуальных приключений, узурпация
привилегий вождя трактуются как частное дело, на которое можно не
реагировать. Нарушителя супружеской верности могут казнить, могут и
помиловать. При этом ему следует сохранять свое лицо, поэтому
случаются мнимые наказания, например демонстрация попытки
самоубийства. Этого достаточно, чтобы у наказуемого сохранилось
чувство достоинства. Мастурбация презирается, как недостойная
мужчины, но допускаются поблажки.
В культуре триобрианцев
сексуальная жизнь связана с богатым сексуальным фольклором. В ней
существуют многочисленные мифы, забавы, мимические и словесные
образы, имеющие сексуальное содержание. Сексуальные обычаи протекают
в определенных правилах и границах. Они не являются
ригористическими, но лишены оргиастической свободы, которую часто
приписывают "дикарям". Раннее сексуальное воспитание, привыкание к
наготе и сексуальной жизни старших, сексуальный опыт в ранней
юности, естественный подход к сексу, богатый ритуал ласк и
сексуального словаря, снятие с сексуальных отношений камуфляжа ведут
к тому, что сексуальная жизнь проходит без психического напряжения,
страха перед другим лицом, она доставляет удовольствие и радость.
Это сказывается на семейной и общественной жизни.
Обычаи, магия, религия, партнерские узы образуют гармонию,
целостность, что способствует психической гармонии. Конечно, мы
описываем не земной рай. Этим людям не чужды чувства ревности,
измены, извращения, духовные страдания, безответные чувства,
разводы, комплексы и т. п.
Примечание: В обзоре сексуальных культур использованы
материалы книги Збигнева Лев-Старовича "Секс в культурах мира"
Автор обзора - Поздняков Василий Александрович, психолог
|