Сексуальные культуры:
оргиастическая культура
Понятие "оргиастическая культура" означает принятие всех
форм сексуальной активности, гомосексуализма, девиации, смены
партнеров, группового секса, трактовку секса как игры и источника
удовольствий. Чаще всего она встречается на социальном Олимпе
общества. Олимпом мы называем наиболее привилегированную часть
общества, имеющую власть. Неудивительно, что оргиастическая культура
встречается при дворах монархов, аристократии, в артистической
богеме с того момента, когда ее причислили к Олимпу, в элитарных
кругах. Возникает вопрос: почему не все на Олимпе придерживаются
оргиастической культуры?
Право "клевать" первым, высокое положение в обществе облегчают
завоевание сексуальных партнеров, которых также провоцируют на
вхождение в эту систему. Разумеется, не в каждом Олимпе
распространен оргиастический культурный пласт, что связано со
многими причинами. Оргиастическая культура Олимпа богата письменными
материалами, произведениями искусства, свидетельствующими о
сексуальной свободе элиты императорского Рима, двора Людовиков,
многих монархов в различных странах и в различные эпохи,
аристократии, артистической богемы и других групп.
Различные формы оргиастической культуры охватывали и другие слои
общества, чаще всего близко стоящие к Олимпу. В XX в. они стали
повседневным в коммунах хиппи, в отдельных общностях. Интересно, что
оргиастическая культура, как доминирующая в системе общества,
встречается редко. Это объясняется тем, что каждое общество создает
свою систему норм, запретов и предписаний.
Наиболее известна оргиастическая система либертинской Франции, хотя
она и была ограничена Олимпом, сосредоточенным вокруг королевского
двора. Сохранились многочисленные памятники, повести, памфлеты и
картины того периода, свидетельствующие о большой свободе нравов.
Наличие любовников и любовниц трактовалось, как норма. Верность
считалась патологией. Королевские возлюбленные оказывали огромное
влияние на политику, кадровую стратегию; стиль управления. Девушек,
можно сказать, продавали богатым ловеласам, которые строили им
уютные дома, брали их на содержание. Сексуальное поведение включало
различные формы, позиции, способы стимуляции. Не без оснований до
сих пор говорят о "французской любви". От этого периода во
французском языке сохранилось много слов, касающихся сексуальной
жизни.
Другим примером служит двор Карла II в Англии. В то время было
разрешено все, за исключением явного гомосексуализма. Проституция
была популярна, и публичные дома привлекали клиентов со всей Европы.
Смелые сексуальные сцены показывались на подмостках театров.
Распущенность трактовалась как выражение лояльности по отношению к
монарху. Его куртизанки были известны повсеместно и имели огромное
влияние на общественное мнение. Литература восхваляла
гедонистический образ жизни и секс. Примеров тому множество, их
можно почерпнуть из различных книг, описывающих жизнь королевских и
аристократических дворов. Хотя это и не был обязательный стиль
жизни, но он подтверждает значение Олимпа в развитии оргиастического
поведения.
В определенные периоды оргиастические элементы существовали во
многих других культурах. Встречаются они и в различных религиозных
движениях, например среди почитателей семени в василианских сектах.
Освященная распущенность характерна для некоторых гностических сект
в первые века христианства. Можем совершить экскурс в наш век и
вспомнить хотя бы секту, основанную Мансоном, а также целый ряд
других сект. В сектантских движениях оргиастический слой иногда
преподносился как социальная опора для религиозной идеологии, в
принципе же он служил предводителю и его ближайшим доверенным лицам.
Подобным образом многие тайные общества усиливали оргиастический
слой. Например, в сатанизме были известны "мессы", происходящие на
лонах нагих женщин, кончающиеся всеобщей оргией их участников. Много
документов было утрачено, содержание других не ясно, но можно
предположить, что в ходе веков появлялись тайные общества,
культивирующие групповой, оргиастический секс, сексуальную магию.
Нередко на сексуальном фоне совершались преступления.
Оргиастические тенденции встречаются также в древних культурах
Ближнего Востока, но здесь они имели сакральный характер и были
связаны с определенными временными периодами - переходом от одного
времени года к другому. Общество имело тогда право на полную
сексуальную свободу, освященную обычаем и верой. Эта свобода
означала преклонение перед божеством плодородия. Период общей
сексуальной свободы был строго ограничен, и его нарушение сурово
наказывалось. Подтверждение этому можно найти в Ветхом завете, где
упоминается о том, как еврейские законодатели старались оградить
свой народ от влияния обычаев соседей. Другим примером
оргиастического поведения служат античные вакханалии, праздники
Диониса. Помимо сакрального значения большое влияние на
оргиастическое поведение оказывал алкоголь, который в некоторых
странах сопутствовал оргиям. И сегодня алкоголь служит причиной
различных оргиастических развлечений, хотя мотив здесь уже иной.
Оргиастические настроения проявляются также в период кризисов тех
или иных культур, глубоких потрясений общественных структур, кризиса
системы ценностей. Одним из таких примеров служит сексуальная
революция в странах Запада.
Многие исследователи считают, что оргиастические желания существуют
в подсознании большинства людей, но сильно подавляются. Эту точку
зрения, на первый взгляд, подтверждает анализ снов и сновидений
сексуального содержания, а также проявление этих потребностей под
действием алкоголя. Оргиастические тенденции присущи далеко не всем,
они проявляются лишь у части исследуемых и нередко носят
компенсаторный характер.
Исследование влияния наркотических средств на психику показывает,
что некоторые из них вызывают цветные видения с оргиастическим
содержанием. Это явление используется в различных тайных группах при
обряде посвящения, например у индейцев Центральной Америки. В этом
состоянии сильное сексуальное возбуждение может привести к оргазму
без воздействия реального физического стимула. Возможно, что
оргиастическое поведение не столько выражает потребности
подсознания, сколько возникает в результате сложных
нейрогормональных действий, активизирующих соответствующие центры
головного мозга. У одних оргиастические явления могут развиваться и
в результате потребности усилить сексуальные стимулы для нормального
сексуального поведения. У других они появляются в результате
сексуального поведения партнера.
Из вышесказанного следует, что можно говорить не об оргиастической
культуре, а об оргиастических пластах в различных культурах,
общностях, а также об оргиастических потребностях, вышедших из-под
контроля под действием алкоголя, наркотиков и обусловленных
сексуальной биографией данного лица.
До сих пор мы рассматривали оргиастическое поведение как бы извне,
анализируя его причины, типологию. Остановимся кратко на его формах.
Здесь вырисовываются большие различия, пример тому - поведение в
либертинской среде и поведение сторонников современного движения
свингеров.
В результате подобных культур контакты деперсонализуются, секс
сводится к одному из многих коммерческих развлечений. Секс можно
определить как сексуальную технологию, тренировку сексуальных
движений. Многие участники оргиастического секса устанавливают между
собой безличные контакты, где главными факторами становятся
выносливость и техника.
В оргиастическом поведении либертинцев ценится другое качество.
Здесь секс является формой игры, в ходе которой партнеры
привязываются друг к другу, устанавливают личные отношения, по сути
это дружеская жизнь с обнаженными телами. Поведение здесь свободное,
вежливое, даже утонченное. Проявляется стремление к контакту, но без
вульгарности. Секс любим, его многообразные формы тоже, но любим и
партнер, с которым происходит сексуальный контакт. Различие между
оргиастическим стилем свингеров и оргиастическим стилем либертинцев
обусловлено также сознанием, принадлежащим к разным эпохам, разным
отношениям к сексу.
Примечание: В обзоре
сексуальных культур использованы материалы книги Збигнева
Лев-Старовича "Секс в культурах мира"
Автор обзора - Поздняков Василий Александрович, психолог
|