жителей древних цивилизаций. Пожалуй, больше всего подобных
свидетельств оставила после себя Древняя Греция. Греки были
сексуально раскрепощенными людьми даже по нынешним меркам, их
отличала широта взглядов на интимные стороны жизни. Данная статья
дает общее представление о секс-укладе древнегреческого общества.
Следует отметить, что когда мы говорим о сексе в Древней Греции, мы
выражаем мужскую точку зрения, в первую очередь. И это не случайно…
Мужчины в Древней Греции
В Древней Греции воплощением плодовитости являлся мужчина, а не
женщина. Это проявлялось в религии и, в частности, в повсеместном
фаллическом культе. Согласно древнегреческой мифологии, половой член
Зевса - это начало всех начал, так как именно Зевс считался
«дарователем жизни» и прародителем всего живого. В Греции пенис был
основным символом плодородия. Греки даже специально изготавливали из
кожи фаллоимитаторы и продавали их. Они верили, что женщины завидуют
мужчинам, поскольку у тех есть половой член.
У древнегреческого мужчины было все. Он владел собственностью,
повелевал женщинами и рабами. В браке у гречанки не было никаких
прав. Ее отец предлагал приданое или давал выкуп любому мужчине,
согласившемуся взять его дочь замуж. Делалось это для того, чтобы
поскорее от нее избавиться. Мальчиков отцы отправляли учиться в
частные школы, которые они специально оплачивали. Девочки же
оставались необразованными.
Самые ранние фаллосы,
найденные в Греции
Фаллосы
— изображения мужских половых органов — были обнаружены в
Греции несколько десятилетий тому назад и датируются началом
каменного века. О гермах, фигурах с головой старика и
эрегированным членом, много писал древнегреческий философ
Плутарх. Гермы имели чисто религиозное назначение:
считалось, что они обладают способностью отвращать злые
чары. В Афинах в 415 году до н.э. было найдено несколько
повреждённых священных герм. Это было истолковано как дурное
предзнаменование в преддверии планировавшегося рейда в
Сицилию. |
Греческие жены
Жизнь афинской замужней женщины была довольно однообразной. Афинянин
не запирал жену, но весь уклад афинской жизни ежеминутно указывал
женщине, что её место дома. Выходить она могла с разрешения мужа, в
сопровождении рабыни или пожилой родственницы. Конечно, это
выполнялось не всегда. Женщины ходили гулять, и в гости друг к
другу. Они также могли принимать участие в некоторых городских
мероприятиях, но им строго настрого запрещалось присутствовать на
Олимпийских играх. Несмотря на затворничество, афинские женщины были
полными хозяйками внутри своего дома. Единственная обязанность жены
и ее долг в жизни - родить и вырастить законнорожденных детей и
вести хозяйство по дому. В богатых семьях всю домашнюю работу делали
рабы, за которыми следила хозяйка дома.
Рождение девочек в Древней Греции не поощрялось. Не так уж редки
были случаи детоубийства, в особенности новорожденных женского пола.
В других же случаях, маленьких девочек продавали владельцам
публичных домов или просто заставляли заниматься проституцией.
Греческие жены покорно принимали измену своих мужей со жрицами любви
вне дома и рабынями в своем же собственном доме.
Проституция
В Древней Греции проституция была частью повседневной жизни. В более
развитых городах и, особенно, во многих портах ею занималась
значительная часть населения. Более того, большее количество
денежных средств вращалось именно в этой сфере. Проституция тогда
была законной деятельностью. Наличие борделей в городах не
осуждалось, наоборот, они существовали вполне открыто и пользовались
большим успехом. Проституция была как женской, так и мужской.
Проститутками могли быть разновозрастные женщины и только молодые(!)
юноши. Их клиентами, в основном, были мужчины.
Женская проституция
В Древней Греции было четыре типа жриц любви: «порнай», «блуждающая»
(свободная) развратница, гетера и храмовая проститутка.
«Порнай» -
проститутка самого низшего уровня. Именно от этого греческого слова
происходит английское слово «порнография». Такие девицы были
собственностью сутенеров, которые получали часть их доходов.
Сутенерством мог заниматься любой гражданин, так как данный вид
деятельности являлся таким же источником дохода, как и любой другой.
Девушки работали в публичных домах в кварталах красных фонарей. Их
основными клиентами были матросы и малоимущие мужчины.
Впервые официально учрежденный
публичный дом
Солон,
древнегреческий законодатель, ввёл первый официально
одобренный властями публичный дом в Афинах в 550 году до н.
э. Соседние города вскоре последовали примеру Афин.
Публичные дома управлялись рабынями, их обитателями также
были рабыни — самый низший класс древнегреческих
проституток. На деньги, собранные в качестве налогов с
публичных домов (Dicteria), Солон построил храм богини
Афродиты. Сохранился документ, в коем граждане Афин славят
мудрость Солона. Открыв публичный дом, он дал выход
импульсам похоти без угрозы для общественного порядка.
|
Свободные проститутки
были уровнем выше, чем «порнай». Эти «блуждающие» развратницы
приставали к греческим мужчинам прямо на улицах. Помимо явной
демонстрации своих прелестей потенциальным клиентам, их сандалии
отпечатывали на земле «Следуй за мной». Чтобы привлечь мужчин,
уличные распутницы также наносили яркий и порой вызывающий макияж.
На вершине иерархии находились
гетеры. Это
греческое слово означает – «спутница радости». Гетеры играли важную
роль в греческом обществе. Они отличались не только изысканной
красотой, но и были весьма образованными: разбирались в музыке,
литературе, философии, политике и многих других областях. Это были
единственные представительницы женщин в сфере культуры. В те времена
самостоятельность, образование и возможность развивать свои
способности были доступны лишь такой женщине, у которой хватало
мужества жить свободно и отказаться от священного ритуала брака. Она
противостояла давлению общества и обеспечивала себе средства к
существованию, лишь торгуя собственным телом. Женщина, стремившаяся
к законному браку и желавшая жить обеспеченно, вынуждена была
оставаться бесправной и необразованной. Над ней греческие писатели и
философы подсмеивались, а гетерами они, наоборот, восхищались.
Самая известная гетера в
Древней Греции
Аспасия,
дочь Аксиоха, прибыла в Афины из Милета, расположенного в
Малой Азии. Скоро она стала одной из высокопоставленных
гетер. Помимо сексуальных способностей она имела невероятные
политические амбиции, и со временем стала любовницей
законодателя Перикла. Из-за неё он развёлся со своей женой.
В её обществе проводил досуг Сократ, о ней положительно
отзывался Платон. |
Наконец, существовала, так называемая,
сакральная или храмовая
проституция. Считалось, что храмовые блудницы могут
цивилизовать человечество посредством любви. Такое общение с
«посвященной» служительницей означало жертвенную отдачу божеству.
Праздник любви в большом храме Афродиты, богини любви и изобилия,
отмечался как праздник «воскресения». Любовь должна была
способствовать «воскресению» жизненных сил как в этой, так и в
потусторонней жизни. Интересно, что среди храмовых проституток можно
было встретить не только женщин, но и хорошеньких мальчиков.
Мужская проституция
У греков была также распространена и мужская проституция. Некоторые
ее представители ублажали женщин, но значительное большинство все же
удовлетворяло сексуальные потребности мужчин.
Отличие мужской проституции от женской состояло в допустимом
возрасте проститутки. Если женской проституцией занимались женщины
всех возрастов, то к мужской допускались лишь молодые юноши. Самыми
аппетитными считались юнцы, достигшие половой зрелости, но еще не
имевшие растительность на лице. Секс именно с такими мальчиками
считался показателем хорошего тона в Греции.
|