Эрос и культура: Философия любви и
европейское искусство
Вячеслав Павлович Шестаков.
·
Вячеслав Павлович Шестаков. Эрос и культура: Философия любви и
европейское искусство
·
СОДЕРЖАНИЕ
·
ПРЕДИСЛОВИЕ
·
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ ВДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ
·
1. Мифология любви
·
2. Любовь как логос
·
3. Античная эротика
·
4. Эрос и искусство
·
ГЛАВА 2 - ЭРОС И АГАПЕ: ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
·
ГЛАВА 3 - ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ
·
ГЛАВА 3 - ЛЮБОВЬ КАК АФФЕКТ
·
Глава 5 - ИДЕАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ
·
1. Немецкий идеализм в поисках нравственной основы любви
·
2. Теория романтической любви
·
3. Постромантизм: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
·
4. Феномен любви в искусстве XIX века
·
ГЛАВА 6 - ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В РОССИИ
·
ГЛАВА
7: ЛЮБОВЬ, СЕКС И НАСИЛИЕ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА
·
БИБЛИОГРАФИЯ
·
ПРИЛОЖЕНИЕ - ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ О ЛЮБВИ
·
ПЛАТОН - Из диалога "Пир"
·
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР - Из поэмы "О природе вещей"
·
ПЛУТАРХ - Наставление супругам
·
ПЬЕР АБЕЛЯР - Из "Истории моих бедствий"
·
МАРСИЛИО ФИЧИНО - Из "Комментария на "Пир" Платона"
·
РЕЧЬ ВТОРАЯ
·
ГЛАВА VI - О страстях любящих
·
ГЛАВА VII - О двух родах любви и о двоякой Венере
·
ГЛАВА VIII - Поощрение к любви. О любви простои и взаимной
·
ГЛАВА IX - Что ищут любящие
·
РЕЧЬ ТРЕТЬЯ
·
ГЛАВА I - Эрот находятся во всем и для всех
·
ГЛАВА II - Эрот есть творец и хранитель всего
·
ГЛАВА III - Эрот - наставник и правитель искусств
·
ГЛАВА IV - Ни одна часть мира не питает ненависти к другой части
·
ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО - Из книги "Максимы и моральные размышления"
·
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА - Из "Краткого трактата о Боге, человеке и его
счастье"
·
ГЛАВА V - О любви
·
Из книги "Этика"
·
ЖАН ДЕ ЛАБРЮЙЕР - Из книги "Характеры, или Нравы нынешнего века"
·
ГЛАВА IV - О сердце
·
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ - Из письма Мальбраншу
·
ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ - Из книги "О духе законов"
·
ГЛАВА ХI - О других формах домашнего рабства
·
ГЛАВА XII - О естественной стыдливости
·
ГЛАВА XIII - О ревности
·
ГЛАВА VII - О согласии родителей на брак
·
ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ЛАМЕТРИ - Из "Трактата о душе"
·
Из статьи "Антн-Сенека, или Рассуждение о счастье"
·
ДЭВИД ЮМ - О многоженстве и разводах
·
ИММАНУИЛ КАНТ - Из трактата "Метафизика нравов"
·
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ - Из работы "Основоположения естественного права
согласно принципам наукоучения ...первое приложение естественного
права"
·
ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ - Дедукция брака
·
Из работы "Система учения о нравственности согласно принципам
наукоучения"
·
СТЕНДАЛЬ - Из книги "О любви"
·
ГЛАВА I - О любви
·
ГЛАВА II - О зарождении любви
·
ГЛАВА IV
·
ГЛАВА V
·
ГЛАВА
VI - Зальцбургская ветка
·
ГЛАВА VII - О различиях между зарождением любви у обоих полов
·
ГЛАВА VIII
·
ГЛАВА IX
·
ГЛАВА ХI
·
ГЛАВА XII - Кристаллизация
·
ГЛАВА XIII - О первом шаге, о высшем свете, о несчастьях
·
ГЛАВА XIV
·
КЛАЙВ С. ЛЬЮИС - Из эссе "Любовь"
·
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ - Из работы Смысл любви"
·
ИВАН ИЛЬИН - Без любви (Из письма к сыну)
·
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ - Из книги "Смысл творчества"
·
ГЛАВА IX
·
СЕРГЕЙ БУЛГАКОВ - Дар любви
·
ЛЕВ КАРСАВИН - Noctes Petropolitanae
·
ПРЕДИСЛОВИЕ
·
НОЧЬ ПЕРВАЯ
·
НОЧЬ ВТОРАЯ
·
НОЧЬ ТРЕТЬЯ
М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб,
1999. - 464 с.; 48 с. ил.
ISBN 5-250-02688-5 ISBN 5-300-02491-0
УДК 1/14 ББК 71.0+87.7 Ш52
OCR Кудрявцев Г.Г.
Тема этой книги - многовековая
история осмысления великого чувства любви, духовной и плотской, от
античности до современности. Автор исследует, как в контексте
европейской культуры и философской мысли формировались представления
о природе и смысле любви, каким образом эти представления оказывали
влияние на мораль, литературу, поэзию и изобразительное искусство. В
качестве приложения дана подборка текстов европейских мыслителей и
писателей - Платона, Лукреция, Плутарха, Абеляра, Фичино, Спинозы,
Фихте, Стендаля, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Л.
Карсавина и др., которые высказали оригинальные идеи о взаимосвязи
культуры и эроса. Издание содержит редкий иллюстративный материал.
(c) В. П. Шестаков, 1999
(c) Издательство "Республика", 1999
(c) ТЕРРА-Книжный клуб, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1 Философия любви в Древней
Греции и Риме
1. Мифология любви
2. Любовь как логос
3. Античная эротика
4. Эрос и искусство
Глава 2 Эрос и агапе: философия любви
в средние века
Глава 3 Эпоха Возрождения: философия
любви и красоты
1. Традиции куртуазной любви
2. Фичино и Академия Платона
3. О любви и красотах женщин
4. Неоплатонические мотивы в
искусстве Возрождения
Глава 4 Любовь как аффект
Глава 5 Идеализм н романтизм
1. Немецкий идеализм в поисках
нравственной основы любви
2. Теория романтической любви
3. Постромантизм: Кьеркегор,
Шопенгауэр и Ницше
4. Феномен любви в искусстве XIX века
Глава 6 Философия любви в России
Глава 7 Любовь, секс н насилие в
культуре XX века
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ
Философские тексты о любви
Платон. Из диалога "Пир"
Тит Лукреций Кар. Из поэмы "О природе
вещей"
Плутарх
Наставление супругам
Из диалога "Об Эроте"
Пьер Абеляр
Из "Истории моих бедствий"
Из первого письма Элоизы Абеляру
Из второго письма Элоизы Абеляру
Марсилио Фичино. Из "Комментария на
"Пир" Платона"
Франсуа де Ларошфуко. Из книги
"Максимы и моральные размышления"
Бенедикт Спиноза
Из "Краткого трактата о Боге,
человеке и его счастье"
Из книги "Этика"
Жан де Лабрюйер. Из книги "Характеры,
или Нравы нынешнего века"
Готфрид Вильгельм Лейбниц. Из письма
Мальбраншу
Шарль Монтескье. Из книги "О духе
законов"
Жюльен Офре Ламетри
Из "Трактата о душе"
Из статьи "Анти-Сенека, или
Рассуждение о счастье"
Дэвид Юм. О многоженстве и разводах
Клод Адриан Гельвеции. Из "Записных
книжек"
Иммануил Кант. Из трактата
"Метафизика нравов"
Иоганн Готлиб Фихте
Из работы "Основоположения
естественного права согласно принципам наукоучения... первое
приложение естественного права'
Из работы "Система учения о
нравственности
согласно принципам наукоучения"
Стендаль. Из книги "О любви"
Клайв С. Льюис. Из эссе "Любовь"
Владимир Соловьев. Из работы "Смысл
любви"
Иван Ильин. Без любви (Из письма к
сыну)
Николай Бердяев. Из книги "Смысл
творчества"
Сергей Булгаков. Дар любви
Лев Карсавин. Noctes Petropolitanae
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема этой книги - философия любви в
ее историческом развитии. В ней рассматривается, как в контексте
европейской философской мысли формировались представления о
возникновении, природе и смысле любви, каким образом эти
представления оказывали влияние на мораль, литературу, поэзию,
изобразительное искусство.
Следует отметить, что современные
философы совершенно незаслуженно обходят эту проблему. В XX веке мы
можем назвать всего лишь несколько мыслителей, которые обращались к
исследованию философских проблем эроса. Среди них Ортега-и-Гасет,
Эрих Фромм, Клайв Льюис, Мишель Фуко - вот, пожалуй, и все.
Парадоксально мало, в особенности если сравнить с тем обильным
потоком литературы, которая посвящена различным аспектам секса.
Сегодня в нашей стране запреты на
литературу, посвященную интимной жизни, сняты. Но в довольно
короткий срок мы впали в другую крайность: насаждаемый пуританизм
сменился самой настоящей сексоманией. Работы по сексологии в
различных вариантах, от серьезных трудов по психологии сексуальности
до самых дешевых наставлений по проблемам сексуальной жизни,
заполнили книжный рынок и вытеснили другую литературу.
В этом потоке литературы почти
отсутствуют издания по вопросам философии любви, и не случайно, что
многие отождествляют любовь с сексом. Однако любовь и секс, или, в
другой терминологии, эрос и пол, - это хотя и связанные, но не
сводимые друг к другу сферы. Пол - область безличного в человеке,
это власть общего, родового, проявление инстинкта рода. Любовь же
всегда индивидуальна, предполагает активный личный выбор, наполнена
духовным смыслом, который нельзя отождествить с простым влечением.
Это различие отметил уже известный австрийский философ Отто
Вейнингер, автор весьма популярной в свое время книги "Пол и
характер": "Совершенно ошибочно думать, что сексуальность, эротика,
половое влечение и любовь - вещи в основе своей совершенно
тождественные, что вторая является лишь оправой, утонченной, скрытой
формой первого... Любовь и вожделение - это два состояния, до того
различные, противоположные, друг друга исключающие, что человеку
кажется невозможной мысль о телесном единении с любимым существом в
те моменты, когда они проникнуты чувством истинной любви... Тупому
глазу, который как бы из намеренного цинизма продолжает настаивать
на тождестве этих двух явлений, мы порекомендуем обратить внимание
на следующее: половое притяжение прогрессирует соответственно
усилению телесной близости; любовь проявляется с особой силой в
отсутствие любимого существа; ей нужна разлука, известная дистанция
для того, чтобы сохранить свою жизненность и силу" { Вейнингер О.
Пол и характер. Спб., 1914. С. 228-229.}.
Философия любви - наука древняя.
Любовь - вечная тема, к которой постоянно обращалась европейская
мысль. Это такая же важная и сложная философская проблема, как смысл
жизни, человек, смерть и бессмертие. Есть глубокая внутренняя связь
между философией, мыслью (логос) и любовью (филия), что получило
отражение в самом термине "философия", который буквально означает
"любовь к мудрости".
Философия любви тесно связана с такой
существенной областью философии, как этика. Идея любви возникала
всегда, когда заходила речь о смысле жизни, природе человека, о
смерти и бессмертии. Еще античные философы говорили, что любовь -
это преодоление смерти, так как благодаря любви человек продолжает
жить в других людях, в других поколениях, уходя таким образом от
трагизма личной, индивидуальной смертности.
Не менее напряженно европейская
философия осмысливала тесную связь любви с познанием. Именно на этой
почве родилась грандиозная концепция платоновского эроса, в которой
любовь трактуется как путь "эротического знания", как восхождение к
истине, к универсальным ценностям человеческого существования.
Поэтому в европейской философии любовь сближалась не только с
этикой, но и с логикой, методом постижения истины.
Наконец, философия любви была
неотъемлема от эстетики, учения о красоте и ее проявлении в
человеке. Действительно, многие мыслители обращали внимание на
тесную связь любви и красоты. Особенно остро подобную связь ощущал
Платон, для которого любовь была не чем иным, как жаждой красоты.
Это, впрочем, означало и обратное, а именно то, что красота является
выражением потребности в любви. Любить в этом смысле - значит
находить в любимом образ истинной красоты, истинного совершенства.
Идея о связи любви и красоты в различных вариациях разрабатывалась
европейской философской мыслью и в дальнейшем.
Таким образом, на всем протяжении
развития европейской философии в ней постоянно присутствовала
концепция любви, связанная с другими областями философского знания:
теорией познания, этикой и эстетикой.
Следует также отметить, что философия
любви - это органическая часть философии культуры. Смысл любви
раскрывается только в контексте культуры, так как любовь отражает
исторические и национальные традиции и всегда выступает поэтому как
культурная ценность. Конечно, любовь - одно из самых возвышенных и
универсальных чувств, которые свойственны всему человечеству. У всех
народов во все времена она воспевалась в поэзии, обожествлялась в
мифологии, героизировалась и прославлялась в эпосе,
драматизировалась в трагедии. Но каждая нация, каждый народ
по-своему понимали смысл любви, создавали свое понимание эроса, в
котором отражались особенности данной национальной культуры,
связанные с нею традиции и привычки, черты определенного
национального характера. Поэтому европейский эрос существенно
отличается от восточной философии любви, например индийской,
китайской или японской. В частности, он не был мистическим, ему в
значительной степени была присуща рациональность, его оргиастическая
стихия подчинялась законам разума или морали.
Как это ни парадоксально, но место и
значение любви в истории европейской культуры - это во многом
неизученная тема. По мере возможности мы постараемся показать, как
философия любви влияла на культуру во всех ее разнообразных
проявлениях - на художественную литературу, в частности поэзию,
изобразительное искусство. Мы полагаем, что изучение этого
культурологического аспекта любви чрезвычайно важно именно сегодня,
когда насилие все более и более открыто проявляется в различных
сферах нашей жизни.
В этой книге философия любви
рассматривается в ее историческом развитии, от античности до
современности. Мы убеждаемся, что в европейской философии
существовала длительная традиция в обсуждении смысла любви. Она была
представлена именами великих мыслителей и писателей, таких, как
Платон, Плутарх, Цицерон, Овидий, Августин, Бонавентура, Фичино,
Паскаль, Спиноза, Кант, Стендаль, Л. Толстой, Кьеркегор, Шопенгауэр,
Вл. Соловьев, Бердяев и др. Именно эти мыслители высказали многие
идеи, которые сформировали основные принципы европейской культуры и
морали.
Мы не всегда даем себе отчет в том,
что родиной европейского эроса были античная Греция и Рим. Оттуда мы
до сих пор черпаем образы и идеи, связанные с пониманием сущности
любви. Греческая мифология создала образы могущественных богов,
которые специально отвечали за сферу любви, брака и семейной жизни,
поощряя истинную любовь и наказывая всех, кто нарушал ее законы.
Именно греческие философы обнаружили огромное разнообразие в
понимании и интерпретации сущности любви. Высший момент в философии
античного эроса - это, несомненно, учение Платона, а платоновский
"Пир" - это, бесспорно, один из важнейших памятников европейской
теории любви.
Философия любви постоянно оказывала
влияние на европейскую культуру, в особенности на мораль,
художественную литературу, изобразительное искусство. Трудно
переоценить значение идеи "caritas" (сострадания, милосердия) для
христианской морали. В живописи Возрождения мифология любви является
излюбленным предметом изображения, и такие традиционные сюжеты, как
"Рождение Венеры" или "Венера и Марс", совершенно непонятны, если не
знать связь их иконографии с философскими трактатами о любви. Что
касается европейской поэзии, то, начиная уже с античной лирики, она
постоянно посвящена любовным мотивам и в течение столетий питалась
образами и идеями любовной философии.
На пути европейской философии любви
долгое время стоял пуританизм, который любое изображение или
описание эротических сюжетов немедленно объявлял порнографией и
непристойностью. В связи с этим необходимо строгое различение таких
терминов, как "нудизм", "эротизм", "сексуальность", "порнография".
Довольно часто они отождествляются, а если и различаются, то
критерии различения далеко не всегда оказываются убедительными и
определенными.
Наиболее простой способ определения
этих понятий - обращение к истории их возникновения. Термин
"эротика" ("эротический"), получивший широкое распространение в
русском, английском и французском языках, происходит от греческого
термина "eroticos", который в свою очередь происходит от слова
"eros", что значит "половая любовь". Оксфордский словарь английского
языка определяет термин "эротический" как то, что "относится к
любовным чувствам, любви или влюбленности". Краткий Оксфордский
словарь добавляет к этому момент сексуальной возбужденности.
Эротический - это то, что "возбуждает сексуальное желание или
побуждение".
Гораздо сложнее обстоит дело с
термином "порнография". Этимология этого слова восходит к греческому
"porne" - проститутка и "graphos", что значит "пишу", "описываю".
Оно получило распространение в середине прошлого веха, прежде всего
в английских медицинских словарях, где определялось как "описание
проституток или проституции в целях общественной гигиены". Но очень
скоро этот термин получил более широкое распространение, выходящее
далеко за пределы чисто медицинского употребления. Оксфордский
словарь английского языка определяет порнографию как "описание жизни
и нравов проституток и их покровителей; изображение неприличных и
непристойных сюжетов в искусстве и литературе".
"Непристойное" и "неприличное"
искусство и литература с давних пор были предметом цензуры и даже
юридического преследования во многих европейских странах, в
особенности в пуританской Англии. Здесь запрещение "непристойной"
литературы началось с 1727 года, когда суд определил публикацию
книги "Венера в монастыре" как нарушение закона, поскольку она
"подтачивает устои гражданского общества, добродетели и морали". С
1857 года в Англии действовал "Закон о непристойных публикациях",
который разрешал полицейским властям арестовывать и уничтожать книгу
по подозрению в непристойности.
Аналогичное преследование
"непристойной" литературы было и в других странах. В США, где,
согласно первой поправке, конгресс не обладает властью ограничения
свободы печати или слова, существовал закон, запрещающий посылать
"похотливые, непристойные, сладострастные книги, памфлеты и картины"
по почте. Специальный агент американского почтового ведомства Энтони
Комсток возбудил около трех с половиной тысяч судебных дел, из
которых 10% были признаны обоснованными, и уничтожил 160 тонн
литературы, признанной "непристойной". В 1905 году зарвавшийся
защитник чистоты морали пытался признать непристойной пьесу Бернарда
Шоу "Профессия мисс Уоррен", после чего "комстокеризм" стал
общепризнанным синонимом глупости и одиозности.
В конце века викторианская мораль
испытывает большой кризис в области признания того, что является
пристойным или непристойным в искусстве и литературе. Серьезные и
сокрушительные удары по пуританизму нанес Оскар Уайльд.
Викторианское общество отомстило Уайльду за его атаки на пуританизм,
осудив его на тюремное заключение. В. Брюсов не без основания
сравнивал расправу над Уайльдом с сожжением Джордано Бруно на
костре.
Сегодня главные усилия философов и
историков искусства связаны с поисками критериев для различения
"эротики" и "порнографии". Как правило, эротизм в искусстве и
литературе трактуется как наслаждение чувственностью, выражение
красоты и здоровья, тогда как порнография чаще всего связывается с
изображением похотливой чувственности, порочности, психологической и
эстетической неполноценности.
Обращаясь к истории философских
представлений об эросе, мы не претендуем на абсолютную исчерпаемость
темы, понимая, что каждая из освещаемых нами эпох могла бы стать
предметом вполне самостоятельного исследования. Но нас волновали не
столько исторические детали, как бы интересны и экзотичны они ни
были, сколько историческое целое, взаимосвязь идей, логика развития
европейского эроса. Мы надеемся, что предпринятое нами исследование
убедит читателя в том, что философия любви - неотъемлемая часть
духовной культуры Европы, а знакомство с главными этапами ее
развития, основными ее идеями, символами и образами позволит более
глубоко понять особенности и своеобразие этой культуры.
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ ВДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ
Античная культура давно ушла в
прошлое, и сегодня она воспринимается как далекое и недостижимое
"детство человечества". Навсегда исчез гармонический мир
древнегреческого искусства, пластические образы античной скульптуры,
живописи, архитектуры. Но духовное наследие античности осталось. Оно
незримо присутствует в европейской культуре и до сих пор определяет
многое в ее характере, в особенности в развитии ее нравственных и
эстетических идей. Это воздействие античной традиции на европейскую
культуру ярче всего проявляется в такой, может быть, специальной, но
тем не менее чрезвычайно важной области, как теория любви. Известно,
что античные мыслители и писатели создали систему идей и образов,
которые на многие века вперед определили развитие европейских
представлений о любви, воплощавшихся в искусстве, литературе,
системе нравственных и эстетических понятий. Поэтому античные теории
любви представляют интерес не только для изучения самой античной
культуры, но и еще в большей степени для понимания европейской
культуры на различных этапах ее исторического развития. Все это
придает античным теориям любви важное культурологическое значение,
которое становится совершенно очевидным, если мы будем рассматривать
эти теории не только как пережиток |