У. Джемс. Психология. М.: Педагогика,
1991, С. 56-80.
Джемс У.
ПОТОК СОЗНАНИЯ
Порядок нашего исследования должен быть аналитическим. Теперь мы
можем приступить к изучению сознания взрослого человека по методу
самонаблюдения. Большинство психологов придерживаются так
называемого синтетического способа изложения. Исходя от простейших
идей, ощущений и рассматривая их в качестве атомов душевной жизни,
психологи слагают из последних высшие состояния сознания -
ассоциации, интеграции или смещения, как дома составляют из
отдельных кирпичей. Такой способ изложения обладает всеми
педагогическими преимуществами, какими вообще обладает синтетический
метод, но в основание его кладется весьма сомнительная теория, будто
высшие состояния сознания суть сложные единицы. И вместо того чтобы
отправляться от фактов душевной жизни, непосредственно известных
читателю, именно от его целых конкретных состояний сознания,
сторонник синтетического метода берет исходным пунктом ряд
гипотетических простейших идей, которые непосредственным путем
совершенно недоступны читателю, и последний, знакомясь с описанием
их взаимодействия, лишен возможности проверить справедливость этих
описаний и ориентироваться в наборе фраз по этому вопросу. Как бы
там ни было, но постепенный переход в изложении от простейшего к
сложному в данном случае вводит нас в заблуждение.
Педанты и любители отвлеченностей, разумеется, отнесутся крайне
неодобрительно к отстранению синтетического метода, но человек,
защищающий цельность человеческой природы, предпочтет при изучении
психологии аналитический метод, отправляющийся от конкретных фактов,
которые составляют обыденное содержание его душевной жизни.
Дальнейший анализ вскроет элементарные психические единицы, если
таковые существуют, и заставляя нас делать рискованные скороспелые
предположения. Читатель должен иметь в виду, что в настоящей книге в
главах об ощущениях больше всего говорилось об их физиологических
условиях. Помещены же эти главы были раньше просто ради удобства. С
психологической точки зрения их следовало бы описывать в конце
книги. Простейшие ощущения были рассмотрены нами как психические
процессы, которые в зрелом возрасте почти неизвестны, но там ничего
не было сказано такого, что давало бы повод читателю думать, будто
они суть элементы, образующие своими соединениями высшие состояния
сознания.
Основной факт психологии. Первичным конкретным фактом, принадлежащим
внутреннему опыту, служит убеждение, что в этом опыте происходят
какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем
одно другим. Подобно тому как мы выражаемся безлично: "светает",
"смеркается", мы можем и этот факт охарактеризовать всего лучше
безличным глаголом "думается".
Четыре свойства сознания. Как совершаются сознательные процессы? Мы
замечаем в них четыре существенные черты, которые рассмотрим вкратце
в настоящей главе: 1) каждое состояние сознания стремится быть
частью личного сознания; 2) в границах личного сознания его
состояния изменчивы; 3) всякое личное {2} сознание представляет
непрерывную последовательность ощущений; 4) одни объекты оно
воспринимает охотно, другие отвергает и, вообще, все время делает
между ними выбор.
Разбирая последовательно эти четыре свойства сознания, мы должны
будем употребить ряд психологических терминов, которые могут
получить вполне точное определение только в дальнейшем.
Условное значение психологических терминов общеизвестно, а в этой
главе мы их будем употреблять только в условном смысле.
Настоящая глава напоминает набросок, который живописец сделал углем
на полотне и на котором еще не видно никаких подробностей рисунка.
Когда я говорю: "всякое душевное состояние" или "мысль есть часть
личного сознания", то термин личное сознание употребляется мною
именно в таком условном смысле. Значение этого термина понятно до
тех пор, пока нас не попросят точно объяснить его; тогда
оказывается, что такое объяснение - одна из труднейших философских
задач. Эту задачу мы разберем в следующей главе, а теперь
ограничимся одним предварительным замечанием. В комнате, скажем в
аудитории, витает множество мыслей ваших и моих, из которых одни
связаны между собой, другие - нет. Они так же мало обособлены и
независимы друг от друга, как и все связаны вместе; про них нельзя
сказать ни того, ни другого безусловно: ни одна из них не обособлена
совершенно, но каждая связана с некоторыми другими, от остальных же
совершенно независима. Мои мысли связаны с моими же другими мыслями,
ваши - с вашими мыслями. Есть ли в комнате еще где-нибудь чистая
мысль, не принадлежащая никакому лицу, мы не можем сказать, не имея
на это данных опыта. Состояния сознания, которые мы встречаем в
природе, суть непременно личные сознания - умы, личности,
определенные конкретные "я" и "вы".
Мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого: между
ними нет никакого непосредственного обмена, никакая мысль одного
личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли
другого сознания. Абсолютная разобщенность сознаний, не поддающийся
объединению плюрализм составляют психологический закон. По-видимому,
элементарным психическим фактом служит не "мысль вообще", не "эта
или та мысль", но "моя мысль", вообще "мысль, принадлежащая
кому-нибудь". Ни одновременность, ни близость в пространстве, ни
качественное сходство содержания не могут слить воедино мыслей,
которые разъединены между собой барьером личности. Разрыв между
такими мыслями представляет одну из самых абсолютных граней в
природе.
Всякий согласится с истинностью этого положения, поскольку в нем
утверждается только существование "чего-то", соответствующего
термину "личное сознание", без указаний на дальнейшие свойства этого
сознания. Согласно этому можно считать непосредственно данным фактом
психологии скорее личное сознание, чем мысль.
Наиболее общим фактом сознания служит не "мысли и чувства
существуют", но "я мыслю" или "я чувствую". Никакая психология не
может оспаривать, во что бы то ни стало факт существования личных
сознаний. Под личными сознаниями мы разумеем связанные
последовательности мыслей, сознаваемые как таковые. Худшее, что {3}
может сделать психолог, - это начать истолковывать природу личных
сознаний, лишив их индивидуальной ценности.
В сознании происходят непрерывные перемены. Я не хочу этим сказать,
что ни одно состояние сознания не обладает продолжительностью; если
бы это даже была правда, то доказать ее было бы очень трудно. Я
только хочу моими словами подчеркнуть тот факт, что ни одно, раз
минувшее состояние сознания, не может снова возникнуть и буквально
повториться. Мы то смотрим, то слушаем, то рассуждаем, то желаем, то
припоминаем, то ожидаем, то любим, то ненавидим, наш ум попеременно
занят тысячами различных объектов мысли. Скажут, пожалуй, что все
эти сложные состояния сознания образуются из сочетаний простейших
состояний. В таком случае подчинены ли эти последние тому же закону
изменчивости? Например, не всегда ли тождественны ощущения,
получаемые нами от какого-нибудь предмета? Разве не всегда
тождествен звук, получаемый нами от нескольких ударов совершенно
одинаковой силы по тому же фортепианному клавишу?
Разве не та же трава вызывает в нас каждую весну то же ощущение
зеленого цвета? Не то же небо представляется нам в ясную погоду
таким же голубым? Не то же обонятельное впечатление мы получаем от
одеколона, сколько бы раз мы ни пробовали нюхать ту же склянку?
Отрицательный ответ на эти вопросы может показаться метафизической
софистикой, а между тем внимательный анализ не подтверждает того
факта, что центростремительные токи когда-либо вызывали в нас дважды
абсолютно то же чувственное впечатление.
Тождествен воспринимаемый нами объект, а не наши ощущения: мы слышим
несколько раз подряд ту же ноту, мы видим зеленый цвет того же
качества, обоняем те же духи или испытываем боль того же рода.
Реальности, объективные или субъективные, в постоянное существование
которых мы верим, по-видимому, снова и снова предстают перед нашим
сознанием и заставляют нас из-за нашей невнимательности
предполагать, будто идеи о них суть одни и те же идеи. Когда мы
дойдем до главы "Восприятие", мы увидим, как глубоко укоренилась в
нас привычка пользоваться чувственными впечатлениями как
показателями реального присутствия объектов.
Трава, на которую я гляжу из окошка, кажется мне того же цвета и на
солнечной, и на теневой стороне, а между тем художник, изображая на
полотне эту траву, чтобы вызвать реальный эффект, в одном случае
прибегает к темно-коричневой краске, в другом - к светло- желтой.
Вообще говоря, мы не обращаем особого внимания на то, как различно
те же предметы выглядят, звучат и пахнут на различных расстояниях и
при различной окружающей обстановке.
Мы стараемся убедиться лишь в тождественности вещей, и любые
ощущения, удостоверяющие нас в этом при грубом способе оценки, будут
сами казаться нам тождественными.
Благодаря этому обстоятельству свидетельство о субъективном
тождестве различных ощущений не имеет никакой цены в качестве
доказательства реальности известного факта. Вся история душевного
явления, называемого ощущением, может ярко иллюстрировать нашу
неспособность сказать, совершенно ли одинаковы два порознь
воспринятых нами чувственных впечатления или нет. Внимание наше
привлекается не столько абсолютным качеством впечатления, сколько
тем поводом, который данное впечатление может дать к одновременному
возникновению других впечатлений. На темном {4} фоне менее темный
предмет кажется белым. Гельмгольц вычислил, что белый мрамор на
картине, изображающей мраморное здание, освещенное луной, при
дневном свете в 10 или 20 тыс. раз ярче мрамора, освещенного
настоящим лунным светом.
Такого рода разница никогда не могла быть непосредственно познана
чувственным образом: ее можно было определить только рядом побочных
соображений. Это обстоятельство заставляет нас предполагать, что
наша чувственная восприимчивость постоянно изменяется, так что один
и тот же предмет редко вызывает у нас прежнее ощущение.
Чувствительность наша изменяется в зависимости от того, бодрствуем
мы или нас клонит ко сну, сыты мы или голодны, утомлены или нет; она
различна днем и ночью, зимой и летом, в детстве, зрелом возрасте и в
старости. И, тем не менее, мы нисколько не сомневаемся, что наши
ощущения раскрывают перед нами все тот же мир с теми же чувственными
качествами и с теми же чувственными объектами. Изменчивость
чувствительности лучше всего можно наблюдать на том, какие различные
эмоции вызывают в нас те же вещи в различных возрастах или при
различных настроениях духа в зависимости от органических причин. То,
что раньше казалось ярким и возбуждающим, вдруг становится избитым,
скучным, бесполезным; пение птиц вдруг начинает казаться монотонным,
завывание ветра - печальным, вид неба - мрачным.
К этим косвенным соображениям в пользу того, что наши ощущения в
зависимости от изменчивости нашей чувствительности постоянно
изменяются, можно прибавить еще одно доказательство физиологического
характера. Каждому ощущению соответствует определенный процесс в
мозгу. Для того чтобы ощущение повторилось с абсолютной точностью,
нужно, чтобы мозг после первого ощущения не подвергался абсолютно
никакому изменению.
Но последнее, строго говоря, физиологически невозможно,
следовательно, и абсолютно точное повторение прежнего ощущения
невозможно, ибо мы должны предполагать, что каждому изменению мозга,
как бы оно ни было мало, соответствует некоторое изменение в
сознании, которому служит данный мозг.
Но если так легко обнаружить неосновательность мысли, будто
простейшие ощущении могут повторяться неизменным образом, то еще
более неосновательным должно казаться нам мнение, будто та же
неизменная повторяемость наблюдается в более сложных формах
сознания. Ведь ясно, как Божий день, что состояния нашего ума
никогда не бывают абсолютно тождественными. Каждая отдельная мысль о
каком-нибудь предмете, строго говоря, есть уникальная и имеет лишь
родовое сходство с другими нашими мыслями о том же предмете. Когда
повторяются прежние факты, мы должны думать о них по-новому, глядеть
на них под другим углом, открывать в них новые стороны. И мысль, с
помощью которой мы познаем эти факты, всегда есть мысль о предмете
плюс новые отношения, в которые он поставлен, мысль связанная с
сознанием того, что сопровождает ее в виде неясных деталей. Нередко
мы сами поражаемся странной переменой в наших взглядах на один и тот
же предмет. Мы удивляемся, как могли мы думать известным образом о
каком-нибудь предмете месяц тому назад. Мы переросли возможность
такого образа мыслей, а как - мы и сами не знаем.
{5} С каждым годом те же явления представляются нам совершенно в
новом свете. То, что казалось призрачным, стало вдруг реальным, и
то, что прежде производило впечатление, теперь более не привлекает.
Друзья, которыми мы дорожили, превратились в бледные тени прошлого;
женщины, казавшиеся нам когда-то неземными созданиями, звезды, леса
и воды со временем стали казаться скучными и прозаичными; юные девы,
которых мы некогда окружали каким-то небесным ореолом, становятся с
течением времени в наших глазах самыми обыкновенными земными
существами, картины - бессодержательными, книги... Но разве в
произведениях Гете так много таинственной глубины? Разве уж так
содержательны сочинения Дж. Ст. Милля, как это нам казалось прежде?
Предаваясь менее наслаждениям, мы все более и более погружаемся в
обыденную работу, все более и более проникаемся сознанием важности
труда на пользу общества и других общественных обязанностей.
Мне кажется, что анализ цельных, конкретных состояний сознания,
сменяющих друг друга, есть единственный правильный психологический
метод, как бы ни было трудно строго провести его через все частности
исследовании. Если вначале он и покажется читателю темным, то при
дальнейшем изложении его значение прояснится. Пока замечу только,
что, если этот метод правилен, выставленное мною выше положение о
невозможности двух абсолютно одинаковых идей в сознании также
истинно. Это утверждение более важно в теоретическом отношении, чем
кажется с первого взгляда, ибо, принимая его, мы совершенно
расходимся в основных положениях с психологическими теориями
локковской и гербартовской школ, которые имели когда-то почти
безграничное влияние в Германии и у нас в Америке. Без сомнения,
часто удобно придерживаться своего рода атомизма при объяснении
душевных явлений, рассматривая высшие состояния сознания как
агрегаты неизменяющихся элементарных идей, которые непрерывно
сменяют друг друга. Подобным же образом часто бывает удобно
рассматривать кривые линии как линии, состоящие из весьма малых
прямых, а электричество и нервные токи - как известного рода
жидкости. Но во всех этих случаях мы не должны забывать, что
употребляем символические выражения, которым в природе ничего не
соответствует. Неизменно существующая идея, появляющаяся время от
времени перед нашим сознанием, есть фантастическая фикция.
В каждом личном сознании процесс мышления заметным образом
непрерывен. Непрерывным рядом я могу назвать только такой, в котором
нет перерывов и делений. Мы можем представить себе только два рода
перерывов в сознании: или временные пробелы, в течение которых
сознание отсутствует, или столь резкую перемену в содержании
познаваемого, что последующее не имеет в сознании никакого отношения
к предшествующему. Положение "сознание непрерывно" заключает в себе
две мысли: 1) мы сознаем душевные состояния, предшествующие
временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же
личности; 2) перемены в качественном содержании сознания никогда не
совершаются резко.
Разберем сначала первый, более простой случай. Когда спавшие на
одной кровати Петр и Павел просыпаются и начинают припоминать {6}
прошлое, каждый из них ставит данную минуту в связь с собственным
прошлым. Подобно тому, как ток анода, зарытого в землю, -
безошибочно находит соответствующий ему катод через все
промежуточные вещества, так настоящее Петра вступает в связь с его
прошедшим и никогда не сплетается по ошибке с прошлым Павла.
Так же мало способно ошибиться сознание Павла. Прошедшее Петра
присваивается только его - настоящим. Он может иметь совершенно
первые сведения о том состоянии дремоты, после которого Павел
погрузился в сон, но это знание, безусловно, отличается от сознания
его собственного прошлого. Собственные состояния сознания Петр
помнит, а Павловы только представляет себе. Припоминание аналогично
непосредственному ощущению: его объект всегда бывает проникнут
живостью и родственностью, которых нет у объекта простого
воображения. Этими качествами живости, родственности и
непосредственности обладает настоящее Петра.
Как настоящее есть часть моей личности, мое, так точно и все другое,
проникающее в мое сознание с живостью и непосредственностью, - мое,
составляет часть моей личности. Далее мы увидим, в чем именно
заключаются те качества, которые мы называем живостью и
родственностью. Но как только прошедшее состояние сознания
представилось нам обладающим этими качествами, оно тотчас
присваивается нашим настоящим и входит в состав вашей личности. Эта
"сплошность" личности и, представляет то нечто, которое не может
быть временным пробелом и которое, сознавая существование этого
временного пробела, все же продолжает сознавать свою непрерывность с
некоторыми частями прошедшего.
Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не
раздробленным на части. Такие выражения, как "цепь (или ряд)
психических явлений", не дают нам представления о сознании, какое мы
получаем от него непосредственно. В сознании нет связок, оно течет
непрерывно. Всего естественнее к нему применить метафору "река" или
"поток". Говоря о нем ниже, будем придерживаться термина "поток
сознания" (мысли или субъективной жизни).
Второй случай. Даже в границах того же самого сознания и между
мыслями, принадлежащими тому же субъекту, есть род связности и
бессвязности, к которому предшествующее замечание не имеет никакого
отношения. Я здесь имею в виду резкие перемены в сознании,
вызываемые качественными контрастами в следующих друг за другом
частях потока мысли. Если выражения "цепь (или ряд) психических
явлений" не могут быть применены к данному случаю, то как объяснить
вообще их возникновение в языке? Разве оглушительный взрыв не
разделяет на две части сознание, на которое он воздействует? Нет,
ибо сознавание грома сливается с сознаванием предшествующей тишины,
которое продолжается: ведь, слыша шум от взрыва, мы слышим не просто
грохот, а грохот, внезапно нарушающий молчание и контрастирующий с
ним.
Наше ощущение грохота при таких условиях совершенно отличается от
впечатления, вызванного тем же самым грохотом в непрерывном ряду
других подобных шумов. Мы знаем, что шум и тишина взаимно уничтожают
и исключают друг друга, но ощущение грохота есть в то же время
сознание того, что в этот миг прекратилась тишина, и едва ли можно
найти в конкретном реальном сознании человека {7} ощущение,
настолько ограниченное настоящим, что в нем не нашлось бы ни
малейшего намека на то, что ему предшествовало.
Устойчивые и изменчивые состояния сознания. Если мы бросим общий
взгляд на удивительный поток нашего сознания, то, прежде всего, нас
поразит различная скорость течения в отдельных частях.
Сознание подобно жизни птицы, которая то сидит на месте, то летает.
Ритм языка отметил эту черту сознания тем, что каждую мысль облек в
форму предложения, а предложение развил в форму периода.
Остановочные пункты в сознании обыкновенно бывают заняты
чувственными впечатлениями, особенность которых заключается в том,
что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время;
переходные промежутки заняты мыслями об отношениях статических и
динамических, которые мы по большей части устанавливаем между
объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя.
Назовем остановочные пункты устойчивыми частями, а переходные
промежутки изменчивыми частями потока сознания. Тогда мы заметим,
что наше мышление постоянно стремится от одной устойчивой части,
только что покинутой, к другой, и можно сказать, что главное
назначение переходных частей сознания в том, чтобы направлять нас от
одного прочного, устойчивого вывода к другому.
При самонаблюдении очень трудно подметить переходные моменты. Ведь
если они - только переходная ступень к определенному выводу, то,
фиксируя на них наше внимание до наступления вывода, мы этим самым
уничтожаем их. Пока мы ждем наступления вывода, последний сообщает
переходным моментам такую силу и устойчивость; что совершенно
поглощает их своим блеском. Пусть кто-нибудь попытается захватить
вниманием на полдороге переходный момент в процессе мышлении, и он
убедится, как трудно вести самонаблюдение при изменчивых состояниях
сознания. Мысль несется стремглав, так что почти всегда приводит нас
к выводу раньше, чем мы успеваем захватить ее.
Если же мы и успеваем захватить ее, она мигом видоизменяется.
Снежный кристалл, схваченный теплой рукой, мигом превращается в
водяную каплю; подобным же образом, желая уловить переходное
состояние сознания, мы вместо того находим в нем нечто вполне
устойчивое - обыкновенно это бывает последнее мысленно произнесенное
нами слово, взятое само по себе, независимо от своего смысла в
контексте, который совершенно ускользает от нас.
В подобных случаях попытка к самонаблюдению бесплодна - это всю
равно, что схватывать руками волчок, чтобы уловить его движение, или
быстро завертывать газовый рожок, чтобы посмотреть, как выглядят
предметы в темноте. Требование указать эти переходные состояния
сознания, требование, которое наверняка будет предъявлено иными
психологами, отстаивающими существование подобных состояний, так же
неосновательно, как аргумент против защитников реальности движения,
приводившийся Зеноном, который требовал, чтобы они показали ему, в
каком месте покоится стрела во время полета, и из их неспособности
дать быстрый ответ на такой нелепый вопрос заключал о
несостоятельности их основного положения.
{8} Затруднения, связанные с самонаблюдением, приводят к весьма
печальным результатам. Если наблюдение переходных моментов в потоке
сознания и их фиксирование вниманием представляет такие трудности,
то следует предположить, что великое заблуждение всех философских
школ проистекало, с одной стороны, из невозможности фиксировать
изменчивые состояния сознания, с другой - из чрезмерного
преувеличения значения, которое придавалось более устойчивым
состояниям сознания. Исторически это заблуждение выразилось в
двоякой форме. Одних мыслителей оно привело к сенсуализму. Будучи не
в состоянии подыскать устойчивые ощущения, соответствующие
бесчисленному множеству отношений и форм связи между явлениями
чувственного мира, не находя в этих отношениях отражения душевных
состояний, поддающихся определенному наименованию, эти мыслители
начинали по большей части отрицать вообще всякую реальность подобных
состояний. Многие из них, например Юм, дошли до полного отрицания
реальности большей части отношений как вне сознания, так и внутри.
Простые идеи - ощущения и их воспроизведение, расположенные одна за
другой, как кости в домино, без всякой реальной связи между собой, -
вот в чем состоит вся душевная жизнь, с точки зрения этой школы, все
остальное - одни словесные заблуждения. Другие мыслители,
интеллектуалисты, не в силах отвергнуть реальность существующих вне
области нашего сознания отношений и в то же время не имея
возможности указать на какие- нибудь устойчивые ощущения, в которых
проявлялась бы эта реальность, также пришли к отрицанию подобных
ощущений. Но отсюда они сделали прямо противоположное заключение.
Отношения эти, по их словам, должны быть познаны в чем-нибудь таком,
что не есть ощущение или какое-либо душевное состояние,
тождественное тем субъективным элементам сознания, из которых
складывается наша душевная жизнь, тождественное и составляющее с
ними одно сплошное целое. Они должны быть познаны чем-то, лежащим
совершенно в иной сфере, актом чистой мысли.
Интеллектом или Разумом, которые пишутся с большой буквы и должны
означать нечто, неизмеримо превосходящее всякие изменчивые явления
нашей чувственности.
С нашей точки зрения, и интеллектуалисты и сенсуалисты не правы.
Если вообще существуют такие явления, как ощущения, то, поскольку
несомненно, что существуют реальные отношения между объектами,
постольку же и даже более несомненно, что существуют ощущения, с
помощью которых познаются эти отношения. Нет союза, предлога,
наречия, приставочной формы или перемены интонации в человеческой
речи, которые не выражали бы того или другого оттенка или перемены
отношения, ощущаемой нами действительно в данный момент. С
объективной точки зрения, перед нами раскрываются реальные
отношения; с субъективной точки зрения, их устанавливает наш поток
сознания, сообщая каждому из них свою особую внутреннюю окраску. В
обоих случаях отношений бесконечно много, и ни один язык в мире не
передает всех возможных оттенков в этих отношениях.
Как мы говорим об ощущении синевы или холода, так точно мы имеем
право говорить об ощущении "и", ощущении "если", ощущении "но",
ощущении "через". А между тем мы этого не делаем: привычка
признавать субстанцию только за существительными так укоренилась,
что наш язык совершенно отказывается субстантивировать другие части
речи.
{9} Обратимся снова к аналогии с мозговыми процессами. Мы считаем
мозг органом, в котором внутреннее равновесие находится в
неустойчивом состоянии, так как в каждой части его происходят
непрерывные перемены. Стремление к перемене в одной части мозга
является, без сомнения, более сильным, чем в другой; в одно время
быстрота перемены бывает больше, в другое - меньше. В равномерно
вращающемся калейдоскопе фигуры хотя и принимают постоянно все новую
и новую группировку, но между двумя группировками бывают мгновения,
когда перемещение частиц происходит очень медленно и как бы
совершенно прекращается, а затем вдруг, как бы по мановению
волшебства, мгновенно образуется новая группировка, и, таким
образом, относительно устойчивые формы сменяются другими, которых мы
не узнали бы, вновь увидев их. Точно так же и в мозгу распределение
нервных процессов выражается то в форме относительно долгих
напряжений, то в форме быстро переходящих изменений. Но если
сознание соответствует распределению нервных процессов, то почему же
оно должно прекращаться, несмотря на безостановочную деятельность
мозга, и почему, в то время как медленно совершающиеся изменения в
мозгу вызывают известного рода сознательные процессы, быстрые
изменения не могут сопровождаться особой, соответствующей им
душевной деятельностью?
Объект сознания всегда связан с психическими обертонами. Есть еще
другие, не поддающиеся названию перемены в сознании, так же важные,
как и переходные состояния сознания, и так же вполне сознательные.
На примерах всего легче понять, что я здесь имею в виду.
Предположим, три лица одно за другим крикнули вам: "Ждите!",
"Слушайте!", "Смотрите!". Наше сознание в данном случае подвергается
трем совершенно различным состояниям ожидания, хотя ни в одном из
воздействий перед ним не находится никакого определенного объекта.
По всей вероятности, никто в данном случае не станет отрицать
существования в себе особенного душевного состояния, чувства
предполагаемого направления, по которому должно возникнуть
впечатление, хотя еще не обнаружилось никаких признаков появления
последнего. Для таких психических состояний мы не имеем других
названий, кроме "жди", "слушай" и "смотри".
Представьте себе, что вы припоминаете забытое имя.
Припоминание - это своеобразный процесс сознания. В нем есть как бы
ощущение некоего пробела, и пробел этот ощущается весьма активным
образом. Перед нами как бы возникает нечто, намекающее на забытое
имя, нечто, что манит нас в известном направлении, заставляя нас
ощущать неприятное чувство бессилия и вынуждая, в конце концов,
отказаться от тщетных попыток припомнить забытое имя. Если нам
предлагают неподходящие имена, стараясь навести нас на истинное, то
с помощью особенного чувства пробела мы немедленно отвергаем их. Они
не соответствуют характеру пробела.
При этом пробел от одного забытого слова не похож на пробел от
другого, хотя оба пробела могут быть нами охарактеризованы лишь
полным отсутствием содержания. В моем сознании совершаются два
совершенно различных процесса, когда я тщетно стараюсь припомнить
имя Спалдинга или имя Баулса. При каждом припоминаемом слове мы
испытываем особое чувство недостатка, которое в каждом отдельном
случае бывает {10} различно, хотя и не имеет особого названия. Такое
ощущение недостатка отличается от недостатка ощущения: это вполне
интенсивное ощущение. У нас может сохраниться ритм забытого слова
без соответствующих звуков, составляющих его, или нечто,
напоминающее первую букву, первый слог забытого слова, но не
вызывающее в памяти всего слова. Всякому знакомо неприятное ощущение
пустого размера забытого стиха, который, несмотря на все усилия
припоминания, не заполняется словами.
В чем заключается первый проблеск понимания чего-нибудь, когда мы,
как говорится, схватываем смысл фразы? По всей вероятности, это
совершенно своеобразное ощущение. А разве читатель никогда не
задавался вопросом: какого рода должно быть то душевное состояние,
которое мы переживаем, намереваясь что-нибудь сказать?
Это вполне определенное намерение, отличающееся от всех других,
совершенно особенное состояние сознания, а между тем много ли входит
в него определенных чувственных образов, словесных или предметных?
Почти никаких. Повремените чуть-чуть, и перед сознанием явятся слова
и образы, но предварительное измерение уже исчезнет. Когда же
начинают появляться слова для первоначального выражения мысли, то
она выбирает подходящие, отвергая несоответствующие. Это
предварительное состояние сознания может быть названо только
"намерением сказать то-то и то-то".
Можно допустить, что добрые 2/3 душевной жизни состоят именно из
таких предварительных схем мыслей, не облеченных в слова. Как
объяснить тот факт, что человек, читая какую-нибудь книгу вслух в
первый раз, способен придавать чтению правильную выразительную
интонацию, если не допустить, что, читая первую фразу, он уже
получает смутное представление хотя бы о форме второй фразы, которая
сливается с сознанием смысла данной фразы и изменяет в сознании
читающего его экспрессию, заставляя сообщать голосу надлежащую
интонацию? Экспрессия такого рода почти всегда зависит от
грамматической конструкции. Если мы читаем "не более", то ожидаем
"чем", если читаем "хотя", то знаем, что далее следует "однако",
"тем не менее", "все-таки". Это предчувствие приближающейся
словесной или синтаксической схемы на практике до того безошибочно,
что человек, не способный понять в иной книге ни одной мысли, будет
читать ее вслух выразительно и осмысленно.
Читатель сейчас увидит, что я стремлюсь главным образом к тому,
чтобы психологи обращали особенное внимание на смутные и
неотчетливые явления сознания и оценивали по достоинству их роль в
душевной жизни человека. Гальтон и Гексли, как мы увидим в главе
"Воображение", сделали некоторые попытки опровергнуть смешную теорию
Юма и Беркли, будто мы можем сознавать лишь вполне определенные
образы предметов. Другая попытка в этом направлении сделана нами,
если только нам удалось показать несостоятельность не менее наивной
мысли, будто одни простые объективные качества предметов, а не
отношения познаются нами из состояний сознания. Но все эти попытки
недостаточно радикальны. Мы должны признать, что определенные
представления традиционной психологии лишь наименьшая часть нашей
душевной жизни.
{11} Традиционные психологи рассуждают подобно тому, кто стал бы
утверждать, что река состоит из бочек, ведер, кварт, ложек и других
определенных мерок воды. Если бы бочки и ведра действительно
запрудили реку, то между ними все-таки протекала бы масса свободной
воды. Эту-то свободную, незамкнутую в сосуды воду психологи и
игнорируют упорно при анализе нашего сознания.
Всякий определенный образ в нашем сознании погружен в массу
свободной, текущей вокруг него "воды" и замирает в ней. С образом
связано сознание всех окружающих отношений, как близких, так и
отдаленных, замирающее эхо тех мотивов, по поводу которых возник
данный образ и зарождающееся сознание тех результатов, к которым он
поведет. Значение, ценность образа всецело заключается в этом
дополнении, в этой полутени окружающих и сопровождающих его
элементов мысли, или, лучше сказать, эта полутень составляет с
данным образом одно целое - она плоть от плоти его и кость от кости
его; оставляя, правда, самый образ тем же, чем он был прежде, она
сообщает ему новое назначение, и свежую окраску.
Назовем сознавание этих отношений, сопровождающее в виде деталей
данный образ, психическими обертонами.
Физиологические условия психических обертонов. Всего легче
символизировать эти явления, описав схематически соответствующие им
физиологические процессы. Отголосок психических процессов, служащих
источником данного образа, ослабевающее ощущение исходного пункта
данной мысли, вероятно, обусловлены слабыми физиологическими
процессами, которые мгновение спустя стали живы; точно так же
смутное ощущение следующего за данным образом, предвкушение
окончания данной мы должно быть, зависят от возрастающего
возбуждения нервных токов или процессов, а этим процессам
соответствуют психические явления, которые через мгновение будут
составлять главное содержание нашей мысли. Нервные процессы,
образующие физиологическую основу нашего сознания, могут быть во
всякую минуту своей деятельности охарактеризованы следующей схемой.
Пусть горизонтальная линия означает линию времени; три кривые,
начинающиеся у точек а, b, с, выражают соответственно нервные
процессы, обусловливающие представление этих трех букв. Каждый
процесс занимает известный промежуток времени, в течение которого
его интенсивность растет, достигает высшей точки и, наконец,
ослабевает. В то время как процесс, соответствующий сознаванию а,
еще не замер, процесс с уже начался, а процесс b достиг высшей
точки. В тот момент, который обозначен вертикальной линией, все три
процесса сосуществуют с интенсивностями, обозначаемыми высотами
кривых.
Интенсивности, предшествовавшие вершине с, были мгновением раньше
большими, следующие за ней будут больше мгновение спустя. Когда я
говорю: а, b, с, то в момент произнесения b, ни а, ни с не
отсутствуют вполне в моем сознании, но каждое из них по- своему
примешивается к более сильному b, так как оба эти процесса уже
успели достигнуть известной степени интенсивности. Здесь мы
наблюдаем нечто совершенно аналогичное обертонам в музыке: отдельно
они не различаются ухом, но, смешиваясь с основной нотой,
модифицируют ее; таким же точно образом зарождающиеся и ослабевающие
нервные процессы в каждый момент примешиваются к процессам,
достигшим высшей точки, и тем видоизменяют конечный результат
последних.
{12} Содержание мысли. Анализируя познавательную функцию при
различных состояниях нашего сознания, мы можем легко убедиться, что
разница между поверхностным знакомством с предметом и знанием о нем
сводится почти всецело к отсутствию или присутствию психических
обертонов. Знание о предмете есть знание о его отношениях к другим
предметам. Беглое знакомство с предметом выражается в получении от
него простого впечатления.
Большинство отношений данного предмета к другим мы познаем только
путем установления неясного сродства между идеями при помощи
психических обертонов. Об этом чувстве сродства, представляющем один
из любопытнейших особенностей потока сознания, я скажу несколько
слов, прежде чем перейти к анализу других вопросов.
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение.
Во всех наших произвольных процессах мысли всегда есть известная
тема или идея, около которой вращаются все остальные детали мысли (в
виде психических обертонов). В этих деталях обязательно чувствуется
определенное отношение к главной мысли, связанный с нею интерес и в
особенности отношение гармонии или диссонанса, смотря по тому,
содействуют они развитию главной мысли или являются для нее помехой.
Всякая мысль, в которой детали по качеству вполне гармонируют с
основной идеей, может считаться успешным развитием данной темы. Для
того чтобы объект мысли занял соответствующее место в ряду наших
идей, достаточно, чтобы он занимал известное место в той схеме
отношений, к которой относится и господствующая в нашем сознании
идея.
Мы можем мысленно развивать основную тему в сознании главным образом
посредством словесных, зрительных и иных представлений; на успешное
развитие основной мысли это обстоятельство не влияет. Если только мы
чувствуем в терминах родство деталей мысли с основной темой и между
собой и если мы сознаем приближение вывода, то полагаем, что мысль
развивается правильно и логично. В каждом языке какие-то слова
благодаря частым ассоциациям с деталями мысли по сходству и
контрасту вступили в тесную связь между собой и с известным
заключением, вследствие чего словесный процесс мысли течет строго
параллельно соответствующим психическим процессам в форме
зрительных, осязательных и иных представлений. В этих психических
процессах самым важным элементом является простое чувство гармонии
или разлада, правильного или ложного направления мысли.
Если мы свободно владеем английским и французским языками и начинаем
говорить по-французски, то при дальнейшем ходе мысли нам будут
приходить в голову французские слова и почти никогда при этом мы не
собьемся на английскую речь. И это родство французских слов между
собой не есть нечто, совершающееся бессознательным механическим
путем, как простой физиологический процесс: во время процесса мысли
мы сознаем родство. Мы не утрачиваем настолько понимания французской
речи, чтобы не сознавать вовсе лингвистического родства входящих в
нее слов. Наше внимание при звуках французской речи всегда
поражается внезапным введением в нее английского слова.
{19} Наименьшее понимание слышимых звуков выражается именно в том,
что мы сознаем в них принадлежность известному языку, если только мы
вообще сознаем их. Обыкновенно смутное сознание того, что все
слышимые нами слова принадлежат одному и тому же языку и
специальному словарю этого языка и что грамматические согласования
соблюдены при этом вполне правильно, на практике равносильно
признанию, что слышимое нами имеет определенный смысл. Но если
внезапно в слышимую речь введено неизвестное иностранное слово, если
в ней слышится ошибка или среди философских рассуждений вдруг
попадается какое-нибудь площадное, тривиальное выражение, мы получим
ощущение диссонанса и наше полусознательное согласие с общим тоном
речи мгновенно исчезает. В этих случаях сознание разумности речи
выражается скорее в отрицательной, чем в положительной форме.
Наоборот, если слова принадлежат тому же словарю и грамматические
конструкции строго соблюдены, то фразы, абсолютно лишенные смысла,
могут в ином случае сойти за осмысленные суждения и проскользнуть,
нисколько не поразив неприятным образом нашего слуха. Речи на
молитвенных собраниях, представляющие вечно одну и ту же перетасовку
бессмысленных фраз, и напыщенная риторика получающих гроши за
строчку газетных писак могут служить яркими иллюстрациями этого
факта.
"Птицы заполняли вершины деревьев их утренней песнью, делая воздух
сырым, прохладным и приятным", - вот фраза, которую я прочитал
однажды в отчете об атлетическом состязании, состоявшемся в
Джером-Парке. Репортер, очевидно, написал ее второпях, а многие
читатели прочитали, не вдумываясь в смысл.
Итак, мы видим, что во всех подобных случаях само содержание речи,
качественный характер представлений, образующих мысль, имеют весьма
мало значения, можно даже сказать, что не имеют никакого значения.
Зато важное значение сохраняют по внутреннему содержанию только
остановочные пункты в речи: основные посылки мысли и выводы. Во всем
остальном потоке мысли главная роль остается за чувством родства
элементов речи, само же содержание их почти не имеет никакого
значения. Эти чувства отношений, психические обертоны,
сопровождающие термины данной мысли, могут выражаться в
представлениях весьма различного характера. На диаграмме легко
увидеть, как разнородные психические процессы ведут одинаково к той
же цели. Пусть, А будет некоторым впечатлением, почерпнутым из
внешнего опыта, от которого отправляется мысль нескольких лиц. Пусть
Z будет практическим выводом, к которому всего естественнее приводит
данный опыт. Одно из данных лиц придет к выводу по одной линии,
другое - по другой; одно будет при этом процессе мысли пользоваться
английской словесной символикой, другое - немецкой; у одного будут
преобладать зрительные образы, у другого - осязательные; у одного
элементы мысли будут окрашены эмоциональным волнением, у другого -
нет; у одних лиц процесс мысли совершается разом, быстро и
синтетически, у других - медленно и в несколько приемов. Но когда
предпоследний элемент в мысли каждого из этих лиц приводит их к
одному общему выводу, мы говорим, и говорим совершенно правильно,
что все лица, в сущности, думали об одном и том же. Каждое из них
было бы {20} чрезвычайно изумлено, заглянув в предшествующий
одинаковому выводу душевный процесс другого и увидав в нем
совершенно иные элементы мысли.
Четвертая особенность душевных процессов, на которую нам нужно
обратить внимание при первоначальном поверхностной описании потока
сознания, заключается в следующем: сознание всегда бывает более
заинтересовано в одной стороне объекта мысли, чем в другой,
производя во все время процесса мышления известный выбор между его
элементами, отвергая одни из них и предпочитал другие.
Яркими примерами этой избирательной деятельности могут служить
явления направленного внимания и обдумывания. Но немногие из нас
сознают, как непрерывна деятельность внимания при психических
процессах, с которыми обыкновенно не связывают этого понятия. Для
нас совершенно невозможно равномерно распределить внимание между
несколькими впечатлениями.
Монотонная последовательность звуковых ударов распадается на
ритмические периоды то одного, то другого характера, смотря потому,
на какие звуки мы будем мысленно переносить ударение.
Простейший из этих ритмов двойной, например: тик-так, тик-так,
тик-так. Пятна, рассеянные по поверхности, при восприятии мысленно
объединяются нами в ряды и группы. Линии объединяются в фигуры.
Всеобщность различений "здесь" и "там", "это" и "то", "теперь" и
"тогда" является результатом того, что мы направляем внимание то на
одни, то на другие части пространства и времени.
Но мы не только делаем известное ударение на некоторых элементах
восприятий, но и объединяем одни из них и выделяем другие.
Обыкновенно большую часть находящихся перед нами объектов мы
оставляем без внимания. Я попытаюсь вкратце объяснить, как это
происходит.
Начнем анализ с низших форм психики: что такое сами чувства наши,
как не органы подбора? Из бесконечного хаоса движений из которых, по
словам физиков, состоит внешний мир, каждый орган чувств извлекает и
воспринимает лишь те движения, которые колеблются в определенных
пределах скорости. На эти движения данный орган чувств реагирует,
оставляя без внимания остальные, как будто они вовсе не существуют.
Из того, что само по себе представляет беспорядочное неразличимое
сплошное целое, лишенное всяких оттенков и различий, наши органы
чувств, отвечая на одни движения и не отвечая на другие, создали
мир, полный контрастов, резких ударений, внезапных перемен и
картинных сочетаний света и тени.
Если, с одной стороны, ощущения, получаемые нами при посредстве
органа чувств, обусловлены известным соотношением концевого аппарата
органа с внешней средой, то, с другой, из всех этих ощущений
внимание наше избирает лишь некоторые наиболее интересные, оставляя
в стороне остальные. Мы замечаем лишь те ощущения, которые служат
знаками объектов, достойных нашего внимании, в практическом или
эстетическом отношении, имеющих названия субстанций и потому
возведенных в особый чин достоинства и независимости. Но помимо того
особого интереса, который мы придаем объекту, можно сказать, что
какой-нибудь столб пыли в ветреный день представляет совершенно
такую же {21} индивидуальную вещь и в такой же мере заслуживает
особого названия, как и мое собственное тело.
Что же происходит далее с ощущениями, воспринятыми нами от каждого
отдельного предмета? Между ними рассудок снова делает выбор.
Какие-то ощущения он избирает в качестве черт, правильно
характеризующих данный предмет, на другие смотрит как на случайные
свойства предмета, обусловленные обстоятельствами минуты. Так,
крышка моего стола называется прямоугольной, согласно одному из
бесконечного числа впечатлений, производимых ею на сетчатку и
представляющих ощущение двух острых и двух тупых углов, но все эти
впечатления я называю перспективными видами стола; четыре же прямых
угла считаю его истинной формой, видя в прямоугольной форме на
основании некоторых собственных соображений, вызванных чувственными
впечатлениями, существенное свойство этого предмета.
Подобным же образом истинная форма круга воспринимается нами, когда
линия зрения перпендикулярна к нему и проходит через его центр; все
другие ощущения, получаемые нами от круга, суть лишь знаки,
указывающие на это ощущение. Истинный звук пушки есть тот, который
мы слышим, находясь возле нее. Истинный цвет кирпича есть то
ощущение, которое мы получаем, когда глаз глядит на него на
недалеком расстоянии не при ярком освещении солнца и не в полумраке;
при других же условиях мы получаем от кирпича другое впечатление,
которое служит лишь знаком, указывающим на истинное; именно в первом
случае кирпич кажется краснее, во втором - синее, чем он есть на
самом деле. Читатель, вероятно, не знает предмета, которого он не
представлял бы себе в каком-то типичном положении, какого-то
нормального разреза, на определенном расстоянии, с определенной
окраской и т. д. Но все эти существенные характерные черты, которые
в совокупности образуют для нас истинную объективность предмета и
контрастируют с так называемыми субъективными ощущениями,
получаемыми когда угодно от данного предмета, суть такие же простые
ощущения. Наш ум делает выбор в известном направлении и решает,
какие именно ощущения считать более реальными и существенными.
Далее, в мире объектов, индивидуализированных таким образом с
помощью избирательной деятельности ума, то, что называется опытом
всецело обусловливается воспитанием нашего внимания.
Вещь может попадаться человеку на глаза сотни раз, но если он упорно
не будет обращать на нее внимания, то никак нельзя будет сказать,
что эта вещь вошла в состав его жизненного опыта. Мы видим тысячи
мух, жуков и молей, но кто, кроме энтомолога, может почерпнуть из
своих наблюдений подробные и точные сведения о жизни и свойствах
этих насекомых? В то же время вещь, увиденная раз в жизни, может
оставить неизгладимый след и нашей памяти.
Представьте себе, что четыре американца путешествуют по Европе.
Один привезет домой богатый запас художественных впечатлений от
костюмов, пейзажей, парков, произведений архитектуры, скульптуры и
живописи. Для другого во время путешествия эти впечатления как бы не
существовали: он весь был занят собиранием статистических данных,
касающихся практической жизни.
Расстояния, цены, количество населения, канализация городов,
механизмы для замыкания дверей и окон - вот какие предметы {22}
поглощали все его внимание. Третий, вернувшись домой, дает подробный
отчет о театрах, ресторанах и публичных собраниях и больше ни о чем.
Четвертый же, быть может, во все время путешествия окажется до того
погружен в свои думы, что его память, кроме названий некоторых мест,
ничего не сохранит. Из той же массы воспринятых впечатлений каждый
путешественник избрал то, что наиболее соответствовало его личным
интересам, и в этом направлении производил свои наблюдения.
Если теперь, оставив в стороне случайные сочетания объектов в опыте,
мы зададимся вопросом, как наш ум рационально связывает их между
собой, то увидим, что и в этом процессе подбор играет главную роль.
Всякое суждение, как мы увидим в главе "Мышление", обусловливается
способностью ума раздробить анализируемое явление на части и извлечь
из последних то именно, что в данном случае может повести к
правильному выводу. Поэтому гениальным человеком мы назовем такого,
который всегда сумеет извлечь из данного опыта истину в
теоретических вопросах и указать надлежащие средства в практических.
В области эстетической наш закон еще более несомненен. Артист
заведомо делает выбор в средствах художественного воспроизведения,
отбрасывая все тона, краски и размеры, которые не гармонируют друг с
другом и не соответствуют главной цели его работы. Это единство,
гармония, "конвергенция характерных признаков", согласно выражению
Тэна, которая сообщает произведениям искусства их превосходство над
произведениями природы, всецело обусловлены элиминацией. Любой
объект, выхваченный из жизни, может стать произведением искусства,
если художник сумеет в нем оттенить одну черту как самую
характерную, отбросив все случайные, не гармонирующие с ней
элементы.
Делая еще шаг далее, мы переходим в область этики, где выбор
заведомо царит над всем остальным, поступок не имеет никакой
нравственной ценности, если он не был выбран из нескольких одинаково
возможных. Бороться во имя добра и постоянно поддерживать в себе
благие намерения, искоренять в себе соблазнительные влечения,
неуклонно следовать тяжелой стезей добродетели - вот характерные
проявления этической способности.
Мало того, все это лишь средства к достижению целей, которые человек
считает высшими. Этическая же энергия par excellence (по
преимуществу) должна идти еще дальше и выбирать из нескольких целей,
одинаково достижимых, ту, которую нужно считать наивысшей. Выбор
здесь влечет за собой весьма важные последствия, налагающие
неизгладимую печать на всю деятельность человека. Когда человек
обдумывает, совершить преступление или нет, выбрать или нет ту или
иную профессию, взять ли на себя эту должность, жениться ли на
богатой, то выбор его в сущности колеблется между несколькими равно
возможными будущими его характерами. Решение, принятое в данную
минуту, предопределяет все его дальнейшее поведение. Шопенгауэр,
приводя в пользу своего детерминизма тот аргумент, что в данном
человеке со сложившимся характером при данных условиях возможно лишь
одно определенное решение воли, забывает, что в такие критические с
точки зрения нравственности моменты для сознания сомнительна именно
предполагаемая законченность характера. Здесь для человека не столь
важен вопрос, как поступить и данном случае, - важнее определить,
каким существом ему лучше стать на будущее время.
{23} Рассматривая человеческий опыт вообще, можно сказать, что
способность выбора у различных людей имеет очень много общего.
Род человеческий сходится в том, на какие объекты следует обращать
особое внимание и каким объектам следует давать названия; в
выделенных из опыта элементах мы оказываем предпочтение одним из них
перед другими также весьма аналогичными путями. Есть, впрочем,
совершенно исключительный случай, в котором выбор не был произведен
ни одним человеком вполне аналогично с другим.
Всякий из нас по-своему разделяет мир на две половинки, и для
каждого почти весь интерес жизни сосредоточивается на одной из них,
но пограничная черта между обеими половинками одинакова: "я" и
"не-я". Интерес совершенно особенного свойства, который всякий
человек питает к тому, что называет "я" или "мое", представляет,
быть может, загадочное в моральном отношении явление, но, во всяком
случае, должен считаться основным психическим фактом. Никто не может
проявлять одинаковый интерес к собственной личности и к личности
ближнего. Личность ближнего сливается со всем остальным миром в
общую массу, резко противополагаемую собственному "я". Даже
полураздавленный червь, как говорит где-то Лотце, противопоставляет
своему страданию всю остальную Вселенную, хотя и не имеет о ней и о
себе самом ясного представления. Для меня он - простая частица мира,
но и я для него - такая же простая частица. Каждый из нас
раздваивает мир по-своему
|
|