Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
отрывок. полный текст в архиве
ак я пришел к пониманию вопроса творчества.
Несколько лет тому назад я основал консалтинговую фирму, специализирующуюся в области инноваций, новых технологий и вопросов творчества. К тому времени я уже сделал неплохую карьеру в компании «Donnelley Marketing», которая до недавнего времени являлась чикагским филиалом фирмы «Dun & Brradstreet Corporation». «Donnelley Marketing» представляет собой компанию по маркетингу баз данных — это одна из крупнейших в мире фирм такого профиля. Работая в «Donnelley Marketing», я разработал новый вид услуг, который называется «Первичная информация». Постепенно база данных нашей компании превратилась в оперативный источник информации, имеющей огромную ценность и для других предприятий. К удивлению многих сотрудников — по большей части ветеранов компании, — эта служба разрослась до огромных размеров и спустя несколько лет была лицензирована и продана за 50 миллионов долларов.
Когда разработанная система первичной информации была так выгодно продана, мне предложили новую работу в «Donnelley Marketing», однако я отказался от предложения — к слову сказать, весьма лестного, — так как к этому моменту я осознал, какой же непомерной силой обладает творчество, и был потрясен этим до глубины души. Я пришел к пониманию того, что самый неисчерпаемый ресурс любого предприятия кроется в творческом подходе к труду. Более того, осмыслив свое прошлое, я констатировал, что лучшие минуты жизни я провел либо занимаясь творческой работой, либо общаясь с интересными, творческими людьми. И я твердо решил, что отныне именно творчество станет предметом моего предпринимательства.
Я начал знакомиться с обширной литературой по вопросам творческого мышления и просто зачитывался книгами таких авторов, как Говард Гарднер, Михали Шикшентмихали, Эдвард де Боно, Роджер фон Оих, Тони Бузан, Джойс Уикофф, Бетти Эдварде и многих других. Я посещал семинары, посвященные творческой деятельности, встречался с людьми, которых волновала та же проблема — в частности, с сотрудниками Института по вопросам творческого решения проблем Нью-йоркского государственного университета в Буффало и с работниками Инновационной Сети в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Мне представилась возможность общения со многими творческими личностями, и я занимался своей новой работой со все возрастающим увлечением.
Со временем консалтинговая деятельность вышла на более высокий уровень. В настоящее время в наш адрес поступает множество заказов от корпораций и государственных учреждений на проведение семинаров для руководителей и сотрудников по вопросам творческого развития. В число моих клиентов входят такие компании, как «Kimberly-Clark», «Freddie Mac», «Allied-Signal» и «Lucent
Technologies», многочисленные банки и компьютерные фирмы, а также аэрокосмические и проектно-конструкторские компании, перед которыми из-за сокращения расходов на оборону встала проблема конверсии военно-промышленного комплекса.
Но понятие «творчество» выходит далеко за пределы вопросов аэрокосмических и промышленных технологий! Эта книга — итог многолетних исследований. Изложенные в ней концепции, методики и предложения тысячи людей — от руководителей высшего уровня до простых рабочих и продавцов — уже использовали с выгодой для себя и своих компаний.
В книге даются ответы на широкий круг вопросов. Во-первых, — и что особенно важно — с ее помощью вы можете научиться жить более творческой жизнью. Творчество приносит радость, обогащает вас и тех, кто вас окружает. Во-вторых, вы можете использовать эту книгу для решения специфических проблем вашего бизнеса, при формировании отношений с другими людьми и даже при обдумывании более глобальных проблем. По мере чтения, от страницы к странице, вы будете овладевать мастерством преодоления препятствий и постигать искусство генерирования идей. Ну а если вы — писатель, художник, музыкант, певец, танцор, гончар или мастер по керамике, то эта книга поможет вам обрести вдохновение и раскованность.
Я искренне надеюсь, что предложенные мною стратегии помогут вам стать более уверенным в использовании своих творческих способностей при решении стоящих перед вами задач, что они подтолкнут вас создать нечто новое — то, что сможет изменить мир к лучшему (ну если не весь мир, то хотя бы вашу собственную жизнь), или просто подарят вам счастье и радость.
О^^нение ififofifiecicou симл
Вам интересны статьи о людях, которые что-то изобрели? Вас удивляет, почему вы сами не способны на такое? Вы восхищаетесь такими столпами культуры, как Стивен Спилберг, Дэвид Леттерман или, скажем, Мадонна? Вы хотели бы припасть к такому же, как у них, источнику вдохновения (и успеха)? Вы продумываете идею, которая, как вам кажется, приведет вашу фирму к процветанию? А может быть, вы горите желанием развить свои способности к живописи, музыке, танцу?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов положителен, то примите мои поздравления! Вы уже готовы к тому, чтобы испить из чудодейственного источника и начать развивать свои творческие способности в стремлении довести их до совершенства — то есть вы готовы к тому, чтобы сделать творчество неотъемлемой частью своей жизни.
В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество является одной из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Творческие натуры постоянно идут вперед в своей работе — они открывают предприятия, изобретают что-то новое, проектируют и строят дома, ставят фильмы и спектакли, сочиняют музыку, пишут картины, создают разнообразные прекрасные вещи. Творческие натуры живут увлекательной полноценной жизнью, они встречаются с интересными людьми, отправляются в увлекательные путешествия, постоянно чему-то учатся и что-то придумывают. Творчество — необходимое условие здоровой семьи; родители в такой семье знают, как научить своих детей любить жизнь, как помочь им сделать сознательный выбор. Творческие люди становятся общественными лидерами и руководителями огромных компа-
12
ний, так как они знают, как решать проблемы и как заражать энергией других.
К сожалению, бытует мнение, что творческие способности являются врожденными и не подлежат воспитанию, — либо вы творец, либо нет! Лишь немногие понимают, что творческие способности можно развивать. Люди, как правило, не знают, как научиться «выдавать на-гора» новые идеи или как совершенствовать свои естественные артистические таланты. Они не получили никакого воспитания в этой области: их не научили этому ни родители, ни школы и ни университеты.
Многие из нас часто ощущают острое разочарование от присутствия в собственном мышлении блокирующих препятствий — особенно когда необходимо освоить нечто новое или решить назревшую проблему. При этом нередко теряется уверенность в себе и работа перестает быть увлекательной. Даже если и возникает какая-то творческая мысль, то все равно не дает покоя страх быть осмеянным и непонятым — в результате чего идеи не внедряются в жизнь и пропадают втуне.
МИНИ-СЕМИНАР
ScfUb Mt if вас tfi^ofViecKOA матса?
В процессе чтения этой книги вы неоднократно должны будете выполнить какие-то задания самостоятельно. Такие упражнения помогут вам закрепить ту информацию, которую вы почерпнете в главах книги, соотнести ее со своей жизнью и оценить, на что вы способны. Желательно, чтобы вы проделали максимальное количество из предложенных упражнений.
Как вы оцениваете свой творческий уровень в настоящий момент? Закройте глаза и поразмышляйте о своей жизни начиная с детства. Постарайтесь вспомнить те мгновения, когда вы по-настоящему занимались творчеством.
Думаю, вы наверняка сможете вспомнить потрясающие — ваши собственные — творческие достижения. Большая картонная коробка, которая однажды превратилась в прекрасный
1З
дворец... Замысловатая балетная постановка... Снежная крепость, которую вы сами построили и которая в воображении превратилась в настоящий средневековый замок... Возможно, вы даже почувствуете отчетливое покалывание в кончиках пальцев: вот перед вами лежит чистый лист бумаги, такой интригующе белый и гладкий, или кусок пластилина, из которого вы вылепите куличик или червяка с вдохновением Родена или Микеланджело...
Вспомните мгновения собственного творческого порыва. Чувствуете ли вы и сейчас такую же потребность творить? Вы все так же, как и в детстве, увлечены жизнью? Все так же любопытны? Вам нравится экспериментировать и играть? Все так же любите приключения и забавы?
К сожалению, почти все мы приходим к одному и тому же результату: наш творческий уровень заметно снизился. Мало кто из нас может похвастаться той же любовью к творчеству, которая отличала нас в детстве и юности. Взрослые сдерживают свое воображение и тягу к экспериментам и исследованиям. Мы больше не испытываем, как в юности, радости от своей любознательности. Нам не интересно лазать по деревьям, скучно строить замки из песка...
Однако не все потеряно! Вы можете вновь проникнуться духом творчества, если освоите некоторые специальные методики. Моя книга научит вас этому.
^^ииЯа ecffiectfUfeHHou cnocCf<5ncfCfflu к, ifi^ofiHectfUfif
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. В младенчестве мы жадно исследовали окружающий нас мир, наслаждались цветом, светом, движением и звуком. Мы стремились схватить и попробовать на вкус все, что попадалось нам на глаза. Целые дни мы проводили, в упоении играя и экспериментируя с игрушками, окружающими нас вещами и явлениями природы — дождем, песком, глиной... Маленькие дети — прирожденные строители, художники, ремесленники, поэты и музыканты.
14
Но уже в ранние годы жизни мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования. Мы сидим рядком вместе с двадцатью или тридцатью соучениками. От нас требуют неукоснительного подчинения правилам, заставляют выполнять процедуры, большинство из которых непосредственно направлены на подавление творческого мышления. В процессе обучения мы чаще всего зубрим — о творческом осмыслении стоящих перед нами задач и речи не ведется. Переходя из класса в класс, а затем с курса на курс, мы все реже упражняем свои творческие способности, и со временем они атрофируются.
Вспомните свой первый день в детском саду. Скорее всего, вы получили коробочку мелков (а может быть, даже большую коробку с шестьюдесятью четырьмя цветами), которая радовала глаз разнообразием цветов — там был золотой, нежно-розовый и — о, чудо! — переливающийся разными красками... Куда же подевались все эти цвета через какие-то двенадцать лет? Мы вступаем во взрослую жизнь с грошовой одноразовой шариковой ручкой в кармане. Бесконечные возможности шестидесяти четырех цветов усыхают и сжимаются до стандартного уныло-серого, а вместе с ними уходят в небытие и воображение, и удивление, и благоговение. Мне кажется, что это — сильная метафора изменения наших творческих способностей по мере взросления.
Я имел возможность убедиться, как система образования убивает творческие способности, на примере моего сына Кристофера. Как-то на родительском собрании в детском саду, куда ходил Кристофер, мы с женой с удивлением услышали, что наш «процветающий художник и мастер по росписи холодильников» получает неудовлетворительные оценки по рисованию. Мы были потрясены. Как может ребенок — любой, не только наш — получить плохую оценку по рисованию в таком возрасте?! Воспитательница объяснила нам, что он отказывается раскрашивать картинки строго по границам нанесенных контуров,
15
а это умение является утвержденным на уровне штата показателем освоения моторных навыков. Нам стало ясно, что сия достопочтенная дама все силы тратит на то, чтобы научить детей раскрашивать строго по контуру нарисованные кем-то фигуры, а творческие потребности самих детей попросту игнорирует. Хуже того, она их критикует. Когда воспитательница объяснила нашему сыну, что на уроке рисования нужно сдерживать творческие порывы и строго придерживаться указаний, он начал приносить домой мрачные рисунки, выполненные в темных тонах. Правда, дома он продолжал рисовать так же хорошо и так же «неаккуратно». Мы с женой всегда придерживались мнения, что при игре в искусство никакие правила не нужны.
Но система образования является не единственным ограничителем наших творческих порывов. В ответ на свою попытку создать нечто нестандартное мы зачастую встречаем не участие и поддержку, а только критику. Когда учителя, родители, братья, сестры и приятели, даже не задумываясь о последствиях, высказывают неодобрительное суждение о глиняной фигурке или акварели, о танце или поэме или иных плодах нашего творчества, мы глубоко переживаем и в итоге приходим к выводу, что гораздо спокойнее и безопаснее бросить это занятие, чтобы не испытывать смущения от насмешек и осуждения.
Когда после окончания учебного заведения мы приходим на работу, начинают формироваться новые отношения, в том числе и в семье. Дополнительным препятствием на пути проявления творческих способностей становится стресс. Мы сгибаемся под тяжестью повседневных забот и обязанностей, которые буквально высасывают из нас энергию. Согласитесь, очень трудно заниматься творчеством, когда бежишь с одного совещания на другое, кормишь детей или выполняешь какую-нибудь хозяйственную работу по дому. Недостаток свободного времени и избыток обязанностей — основные помехи на пути создания спокойной обстановки, необходимой для таких видов творческой деятельности, как занятия живописью, литературой или изобретением чего-то нового.
16
Можете быть уверены: многие знаменитые художники, поэты и музыканты никогда не достигли бы таких высот, если бы на них постоянно наваливались стрессы, под грузом которых живут современные люди.
И наконец, многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как воспользоваться естественными творческими навыками и как развить их с помощью соответствующих методик — лишь в редких школах специально обучают творчеству (креативности). И в результате большинство людей используют лишь минимальную долю своих способностей и не знают, как преодолеть препятствия, встающие на их пути к творчеству.
J/lecfH с/ля опенки творческих спосо^нбаНей
Часть I
Выполните следующее: за одну минуту придумайте несколько различных способов применения пустой пивной банки. Напишите свои ответы на отдельном листе бумаги. Чем больше записей у вас будет, тем лучше. Готовы? Начали!
Часть II
Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж. П. Торренсом, с помощью которого можно оценить, в какой мере у вас развито творческое мышление (креативность). Поскольку творческое мышление непосредственно связано со способностью устанавливать взаимосвязи, этот тест оценивает также и эту способность.
В полном объеме тест Торренса оценивает не только творческое мышление в целом, но и четыре его составляющие. После тестирования опытный специалист, просмотрев ответы, может сразу же присвоить баллы по каждой из них:
Скорость — способность генерировать большое количество идей. Проще говоря, подсчитывается, сколько всего способов вы придумали.
17
Гибкость — способность генерировать идеи в разных направлениях. Сколько различных видов применения консервной банки вы придумали? Наиболее часто ее предлагают использовать в качестве какого-нибудь резервуара, как игрушку, как средство связи и т. п.
Оригинальность — способность генерировать уникальные и необычные идеи. Любой ответ, предлагающий стандартный способ использования консервной банки, получает ноль баллов. Нестандартные применения (например, в качестве «шляпки для куклы») получают два балла.
Тщательность — способность увеличивать количество деталей и усложнять само изделие. Варианты, которые подразумевают добавление составных частей или изменение формы, получают дополнительные баллы. Например, если вы предложите расправить банку, стереть ее в порошок, покрасить или соединить с другой, то получите в награду дополнительные баллы.
Итак, как вы справились с этим тестом? Были ли ваши идеи гибкими, оригинальными, тщательными? Насколько быстро вы выполнили тест? Если у вас есть дети, предложите и им этот тест.
Я часто провожу этот тест на семинарах для взрослых и в классах для детей. Как правило, дети набирают большее количество баллов, чем взрослые. К примеру, сравните свои ответы с ответами группы второклассников:
• в ней можно хранить жуков
• это домик для муравьев
• это банк
• ею можно играть в футбол
• это стиральная машина для маленьких человечков
• это шляпка для моей куклы
• это бассейн для Барби
• это телефон
• это музыкальный инструмент
• это ходули
• ее можно расплавить и переделать в солдатика
Это вовсе не означает, что взрослым не хватает способностей придумывать новые решения. Это означает только, что мы используем лишь малую долю своего творческого
18
потенциала и не умеем преодолевать внутренние барьеры своего сознания. На протяжении всей жизни нас учат «не переходить границы». «Ограничения — наши друзья», как говорится в одном рекламном объявлении. Так вот, если вы действительно хотите стать творческой личностью, вам придется иногда думать так, как думают маленькие дети!
Исследования показывают, что по мере взросления человека его творческие способности постоянно снижаются. В результате одного из исследований, в котором оценивалась способность генерировать оригинальные идеи (примерно так же, как в тесте Торренса), но учитывались как оригинальные, так и стандартные ответы, получилось следующее:
• дети до 5 лет — 90% оригинальных ответов
• дети 7 лет — 20% оригинальных ответов
• взрослые — 2% оригинальных ответов
Снижение творческого уровня прямо поражает — с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в 40 раз! Неудивительно, что к сорока годам мы вязнем в рутине жизни и всякий раз, как только пытаемся сделать нечто творческое, терпим неудачу, чувствуя горькое разочарование.
А^гх снова ^газжечь «tHeoftHecfcoe пламя»?
Если в детстве мы подавляли свои творческие способности, а в юности не использовали в полной мере оставшиеся, то возникает логичный вопрос: что мы можем сделать сейчас, будучи взрослыми? Можем ли мы оживить и повысить свой творческий потенциал? И если — да, то как потом использовать его в личных и профессиональных целях?
Именно этому и посвящена моя книга. В следующих главах вы найдете стратегии, с помощью которых можно сделать жизнь более творческой, узнаете, как мобилизовать
19
свои креативные способности при решении возникших проблем. Основная цель книги — помочь вам освоить десять ключевых методик, которые, в свою очередь, позволят вам в будущем творчески решить любую задачу — связанную с работой, семьей, увлечениями, общественной жизнью. Вот эти основные стратегии:
1. Поддерживайте связь с другими людьми
2. Создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду
3. Вылезайте из своего футляра — путешествуйте
4. Развлекайтесь, играйте и шутите
5. Расширяйте свой кругозор — читайте
6. Приобщайтесь к искусству
7. Используйте современные технологии
8. Воспользуйтесь возможностями Могущества Разума
9. Выпустите на волю свое альтернативное сознание 10. Загляните в глубь своей души
Концепции перечисленных выше десяти стратегий в основном базируются на моем личном опыте и проведенных мною исследованиях, которые доказали, что есть множество путей высечь искру, способную запустить генератор идей. И неважно, что вы захотите сделать: написать акварель, сочинить роман или справиться с производственной задачей — в любом случае эти десять стратегий помогу
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |