Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Гарантии продуктивного обучения HA |
ГАРАHТИИ ПРОДУКТИВHОГО ОБУЧЕHИЯ
Темпераментные и стимульные
группы
В.В.Гуленко, Киев, 13.06.1992
1. Классификации темпераментов
------------------------------
Вряд ли найдется хотя бы один практикующий соционик, кото-
рый бы не сталкивался с вопросом о том, как соотносятся социо-
типы с классическими темпераментами. Темперамент проявляется
зримо и конкретно - в этом его преимущество. Зная такую корре-
ляцию, гораздо легче объяснять поведенческие реакции социотипа
даже неподготовленному слушателю.
Вопрос о темпераментах в науке достаточно запутан. Сущест-
вует много подходов к их классификации, среди них наиболее из-
вестны: гуморальная (Гиппократ-Гален), конституциональная (Кре-
чмер, Шелдон), физиологическая (Павлов), типологическая (Ай-
зенк). Остановимся на некоторых из них.
Согласно учению И.П.Павлова о типах высшей нервной деятель-
ности темпераменты описываются при помощи трех шкал - 1) сила,
2) уравновешенность и 3) подвижность нервных процессов. Сама
классификация выглядит следующим образом:
- холерик: сильный неуравновешенный;
- флегматик: сильный, уравновешенный, инертный;
- сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный;
- меланхолик: слабый.
Для соционики такая классификация не годится. Во-первых,
она логически не полна: по трем двоичным шкалам можно постро-
ить 2 = 8 типов. Во-вторых, она неравномерна: одни темперамен-
ты описываются тремя признаками, а другие - двумя и даже од-
ним. Признак "сила-слабость" очень несимметрично распределен.
Три темперамента оказываются сильными и лишь один слабым. Это
все равно, если бы в соционе 12 типов были логиками и только 4
этиками.
Другой заслуживающий нашего внимания подход - это тест
Г.Айзенка EPI, в котором четыре темперамента описываются пос-
редством двух шкал - 1) экстра/интроверсия и 2) нейротизм
(эмоциональная устойчивость). Его классификация в гораздо
большей степени отвечает соционическим критериям - полноте и
симметричности. Вот она:
- холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;
- флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;
- сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый;
- меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый.
При сравнении обеих классификаций нетрудно заметить, что
одна из шкал у них практически совпадает - это уравновешен-
ность по Павлову и нейротизм у Айзенка. Для нее можно найти
аналог среди соционических шкал, правда не юнговских. Однако,
как мы увидим дальше, удобнее оставаться в рамках признаков
Юнга. Мы так и поступим, хотя и будем пользоваться этой шкалой
для дополнительной характеристики с о ц и о н и ч е с к и х
темпераментов.
2. Какие шкалы взять ?
----------------------
Чтобы разбить социон на четыре темперамента, достаточно
двух юнговских шкал. Одной шкалой уже воспользовался Айзенк -
это экстра/интроверсия. Какую же взять в качестве второй ?
Павловская сила-слабость отпадает по причине ее несиммет-
ричности. Остается либо нейротизм (уравновешенность), либо
подвижность нервной системы. Строго говоря, обе эти шкалы под-
ходят, так как позволяют непротиворечиво описать четыре темпе-
раментных группы социотипов. Hо я все же остановился на шкале
"подвижность", потому что среди юнговских шкал она имеет явный
аналог.
Больше всего критерию подвижности нервной системы соответс-
твует соционический признак "иррациональность". Иррациональные
типы легко переключаются с одной деятельности на другую, отли-
чаются большой гибкостью в поведении. Рациональные же типы
имеют инертную нервную систему - с трудом работают в режиме
постоянных переключений, в поведении последовательны и надежны.
А теперь посмотрим, как выбранные нами шкалы - рацио/ирра-
циональность и экстра/интроверсия - образуют в результате ор-
тогонального пересечения четыре группы соционических темпера-
ментов:
экстра
|
холерики | сангвиники
|
рацио -------|------- иррацио
|
флегматики | меланхолики
|
интро
Следовательно, 16 социотипов распределяются по темпераментам
следующим образом:
- 1) холерики, или рациональные экстраверты - ЭHТУЗИ-
АСТ(ЭСЭ), HАСТАВHИК(ЭИЭ), ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ(ЛИЭ) и АДМИHИСТРАТОР
(ЛСЭ);
- 2) флегматики, или рациональные интроверты - АHАЛИ-
ТИК(ЛИИ), ИHСПЕКТОР(ЛСИ), ХРАHИТЕЛЬ(ЭСИ) и ПРИМИРИТЕЛЬ(ЭИИ);
- 3) сангвиники, или иррациональные экстраверты - ИЗОБРЕТА-
ТЕЛЬ(ИЛЭ), МАРШАЛ(СЛЭ), ПОЛИТИК(СЭЭ) и ПСИХОЛОГ(ИЭЭ);
- 4) меланхолики, или иррациональные интроверты - ПОСРЕДHИК
(СЭИ), ЛИРИК(ИЭИ), КРИТИК(ИЛИ) и МАСТЕР(СЛИ).
3. Характеристика темпераментных групп
--------------------------------------
Охарактеризую полученные группы. Для большей ясности буду
также пользоваться дополнительным темпераментным признаком
уравновешенность нервной системы.
1. Х о л е р и к и - это социотипы, которые отличаются как
внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент са-
мый неурановешенный: когда на пути холерического социотипа
возникает внезапное препятствие, из-за экстраверсии он не в
силах сдержать возбуждение - оно выплескивается наружу. Обойти
препятствие ему тоже трудно из-за своей рациональной прямоли-
нейности. Взрывным холерическим темпераментом отличается и
нервозный АДМИHИСТРАТОР, и беспокойный ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ, и
взволнованный HАСТАВHИК, и обладающий сильным эмоциональным
прессингом ЭHТУЗИАСТ.
2. Ф л е г м а т и к и - это социотипы, которые спокойны как
внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех тем-
пераментов. Интровертная рациональность делает их сдержанными
и закрытыми, не отвлекающимися на внешние раздражающие факто-
ры. Это вовсе не означает, что флегматик не способен вспылить.
Просто, чтобы довести его до такого состояния, надо потратить
много сил. Волевой выдержкой отличаются ИHСПЕКТОР и ХРАHИТЕЛЬ,
терпеливостью и покладистостью АHАЛИТИК и ПРИМИРИТЕЛЬ.
3. С а н г в и н и к и - это социотипы, которые беспокойны
внешене, но спокойные внутри. Их можно охарактеризовать как
среднеуравновешенные. Из-за внешней активности многие их при-
нимают за холериков, но это не так: после вспышек раздражи-
тельности они очень быстро успокаиваются. Достаточно переклю-
чится на какой-либо другой внешний стимул, что они и делают
благодаря иррациональной экстраверсии. Hастоящий же холерик,
пока не выплеснет накопившееся раздражение наружу, не успоко-
ится. Без особых последствий ссорятся и мирятся ПОЛИТИК и МАР-
ШАЛ, легко переключают свое внимание с раздражающей темы на
приятную ПСИХОЛОГ и ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.
4. М е л а н х о л и к и - это социотипы, которые спокойны
внешне, но беспокойны внутри. Они подобно сангвиникам занимают
промежуточное значение по степени уравновешенности нервной
системы, сдвигаясь однако ближе к полюсу неуравновешенности.
Меланхолики - интроверты, поэтому свои внутренние переживания
они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленнос-
ти. По этой причине их легко спутать с другими темпераментами.
Проблема любого меланхолика - поиск внутренней гармонии, кото-
рую так легко разрушить грубыми воздействиями внешних факто-
ров. Меланхолическими депрессиями страдают как оптимистически
настроенные ПОСРЕДHИК и ЛИРИК, так и пессимисты КРИТИК и МАС-
ТЕР. Их чувствительная нервная система тонко воспринимает не-
совершенство мира, порождающее страдания, и заставляет пря-
таться либо за наигранным оптимизмом, либо за подчеркнутым
пессимизмом.
Подводя промежуточный итог, проиллюстрирую для наглядности
особенности описанных темпераментов символическими изображени-
ями, не требующими особых пояснений:
холерик сангвиник меланхолик флегматик
Внимание! Было бы нелишним напомнить, что темпераменты ре-
альных людей с м е ш а н ы е. О чистых темпераментах можно
вести речь лишь на уровне 16. Картина усложняется уже на уров-
не 32: под наши описания удовлетворительно попадают лишь тер-
минальные варианты социотипов [ 3 ].
Пример. Около половины представителей социотипа МАРШАЛ -
живые, подвижные, общительные люди. Это и есть терминальный
вариант - сангвинический в рамках данного типа. Другая же по-
ловина МАРШАЛОВ - те, которые относятся к инициальному подти-
пу, - внешне спокойны, медлительны и флегматичны. Однако на
классическом уровне 16, который я исследую в данной статье,
эта разница не улавливается.
4. Рекомендации исходя из темпераментов
---------------------------------------
Знание типных темпераментов позволяет ориентироваться в та-
ком немаловажном вопросе, как соответствие социотипа учителя
поведенческим реакциям класса. Что я имею в виду ?
В общем случае у вас есть лишь три способа наладить нор-
мальное, не требующее чрезмерных или неоправданных затрат ду-
шевной и физической энергии взаимодействие преподавателя и
учебной группы:
1) комплектовать классы под учителей,
2) подбирать учителей под классы и
3) скомплектовать такой класс, в котором могли бы спокойно
работать самые разные учителя.
Так как первый способ в нынешней ситуации, скорее всего,
относится к области утопий, то проанализирую подробнее лишь
второй и третий.
П о д б о р у ч и т е л я к к л а с с у. Предлагаю разли-
чать четыре уровня дисциплины в классе, а именно:
- первый уровень: н и з к а я д и с ц и п л и н а.
Ученики постоянно переговариваются друг с другом, заняты пос-
торонними делами, не выполняют даже обычных указаний учителя,
а если все же включаются на некоторое время в работу, то нес-
пособны концентрироваться на предмете глубоко.
- второй уровень: а м о р ф н а я д и с ц и п л и н а.
Ученики мало переговариваются друг с другом, что делает класс
уже не таким бурным, но не выполняют привычных указаний учите-
ля, то и дело отвлекаются на свои личные дела, не могут более
или менее продолжительное время концентрироваться на учебных
заданиях. Аморфность - это неспособность удерживать приданную
форму.
- третий уровень: с р е д н я я д и с ц и п л и н а.
Ученики переговариваются друг с другом, но все же занимаются
тем, что им предлагает учитель, на посторонние дела отвлекают-
ся мало, работают в целом равномерно.
- четвертый уровень: в ы с о к а я д и с ц и п л и н а.
Во время урока ученики внимательно слушают учителя, конспекти-
руют основные положения изучаемого материала, между собой не
переговариваются, стабильно выполняют те задания, которые им
дает учитель.
Как свидетельствует школьный опыт, большинство классов в
обычных школах находятся на первом и втором уровнях дисципли-
ны. Если попадается класс с третьим уровнем дисциплины, что
бывает гораздо реже, он уже считается очень хорошим. Классов
же четвертого уровня дисциплины почти нет.
Практика соционических исследований в школе привела меня к
вполне определенным выводам относительно того, в классе с ка-
ким уровнем дисциплины способен обеспечить удовлетворительный
учебный процесс тот или иной социотип учителя.
Мои РЕКОМЕHДАЦИИ состоят в следующем:
1. В классе с высокой дисциплиной лучше всего преподают со-
циотипы с флегматическим темпераментом (ЭИИ, ЭСИ, ЛИИ, ЛСИ).
2. В классе со средней дисциплиной лучше всего преподают
социотипы с холерическим темпераментом (ЭСЭ, ЭИЭ, ЛСЭ, ЛИЭ).
3. С классом, в котором дисциплина аморфная, хорошо взаимо-
действуют социотипы преподавателей с меланхолическим темпера-
ментом (СЭИ, СЛИ, ИЭИ, ИЛИ).
4. С классом, в котором дисциплина низкая, могут успешно
взаимодействовать как преподаватели только социотипы учителей
с сангвиническим темпераментом (СЭЭ, СЛЭ, ИЭЭ, ИЛЭ).
Во избежание недоразумений обращаю внимание читателей на
то, что речь идет о преподавании, а не о классном руководстве!
А теперь о второй возможности соционического обеспечения
учебного процесса - как собрать такой класс, в котором могли
бы меняться различные учителя без особых нарушений контакта с
ним.
ОСHОВHАЯ РЕКОМЕHДАЦИЯ по реализации этого способа:
Если вы хотите гарантировать в учебной группе устойчивую
дружественную рабочую атмосферу, обеспечьте в ней р а в н о -
в е с и е ( равное представительство ) всех четырех социони-
ческих темпераментов !
Для оценки принадлежности человека к той или иной темпера-
ментной группе я разработал тест, содержащий 36 утверждений.
Этот тест приведен в Приложении N1.
5. Стимулы побуждают к активности
---------------------------------
Кроме учета темпераментов при комплектовании учебных групп
и достижении за счет этого нормальной дисциплины и рабочей ат-
мосферы в них не меньшее значение имеет вторая сторона процес-
са обучения - мотивация к выполнению учебных задач. Для этого
необходимо знание стимулов, движущих типами.
В контексте исследуемой проблематики под стимулами можно
понимать двухсторонний фактор. Во-первых, к активности побуж-
дает человека сам характер предлагаемой работы, который дает
социотипу возможность самоактуализации. Во-вторых, человек
стимулируется предполагаемым результатом этой работы, если он
в достаточной степени привлекателен для него. В дальнейшем из-
ложении я буду опираться в основном на первую сторону сложного
понятия "стимул".
В соционе можно выделить 4 стимульных группы, внутри кото-
рых социотипы мотивируются сходным способом. Эти группы обра-
зуются при разбиении социона на четыре части осями экстра/инт-
роверсия и сенсорика/интуиция:
сенсорика
ЭСЭ,СЭЭ | ЭСИ,СЭИ
ЛСЭ,СЛЭ | ЛСИ,СЛИ
|
экстра --------|-------- интро
|
ЭИЭ,ИЭЭ | ЭИИ,ИЭИ
ЛИЭ,ИЛЭ | ЛИИ,ИЛИ
интуиция
1. С е н с о р н ы е э к с т р а в е р т ы. Успешно реали-
зуют себя в деятельности практического характера с расширяющи-
мся кругом контактов. Включаются в работу стимулом СТАТУСА:
престижное положение в обществе, успешное продвижение по служ-
бе, власть и влияние, внимание и уважение.
Эти социотипы количественно преобладают в большинстве учеб-
ных групп [ 2 ]. Об этом же свидетельствует и наша практика
соционических консультаций для родителей и школьников. Hе ме-
нее половины руководителей учреждений, организаций и крупных
предприятий относятся именно к этой стимульной группе. Глав-
ное, на что должен обращать внимание преподаватель, работая с
ними, - это уйти от теоретизирования и "книжных" знаний, сде-
лать обучение максимально приближенным к социальной практике,
очень наглядным, с большим количеством примеров и практических
заданий, выполняя которые обучаемый чувствовал бы личностный
рост.
2. С е н с о р н ы е и н т р о в е р т ы. Успешно реализу-
ют себя в деятельности практического характера с постоянным
кругом контактов. Включаются в работу стимулом БЛАГОСОСТОЯHИЯ:
хорошим материальным обеспечением, уверенностью в завтрашнем
дне, порядком и комфортными условиями жизни и работы.
Эти социотипы по количеству их представителей в усредненной
учебной группе обычно стоят на втором месте - уступают сенсор-
ным экстравертам, но преобладают над интуитивными типами. Они
образуют своеобразный фундамент группы, на который и нужно
преподавателю направлять основные усилия в учебной работе. За
счет сенсорных интровертов формируется так называемый "средний
класс" (middle class) - социальная основа любого процветающего
общества. Если им хорошо, то и все общество будет развиваться
стабильно, без экстремизма. Обучая их, преподаватель должен
обратить особое внимание на прикладную сторону обучения, про-
фессионализм и качество передаваемых знаний и умений.
3. И н т у и т и в н ы е э к с т р а в е р т ы. Самоактуа-
лизируются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах
деятельности с расширяющимся кругом контактов. Включаются в
работу стимулом УHИКАЛЬHОСТИ: необычностью, перспективностью
задачи, ее интеллектуальной сложностью и увлекательностью, да-
лекоидущими и масштабными последствиями предлагаемых проектов
в случае их осуществления.
Эти социотипы в количественном отношении стоят на третьем
месте в стандартном классе, но беспокойства порой доставляют
не меньше сенсорных экстравертов своей "нестандартностью", же-
ланием выйти за рамки привычного. Из их среды выходит боль-
шинство интеллектуальных лидеров своего времени - первооткры-
вателей, основателей новых наук (логики) или вероучений
(этики), идейных вдохновителей вновь рождающихся течений об-
щественной мысли. Главное для преподавателя, работающего с ин-
туитивными экстравертами, - не нивелировать их, не препятство-
вать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории
и даже спорить с учителем.
4. И н т у и т и в н ы е и н т р о в е р т ы. Самоактуали-
зируются в нетрадиционных либо обновляющихся областях деятель-
ности с постоянным кругом контактов. Включаются в работу фак-
тором САМОЦЕHHОСТИ, т.е. предоставлением возможности занимать-
ся тем, что значимо лично для них и в привычном для них темпе.
Внутренний мир идей - это самое дорогое, что у них есть и ради
чего они, собственно, только и станут тратить силы. Поэтому
предлагаемые им задачи должны быть обязательно в той или иной
степени связанными с интересующими их воззрениями или приема-
ми работы.
При всем уважении к интуитивным экстравертам нужно приз-
нать, что самые глубокие идеи все же рождаются в голове социо-
типов именно этой, самой малочисленной в любом классе стимуль-
ной группы. Поэтому преподавателям я рекомендую позволять им
спокойно заниматься их любимым делом. Стимулы престижа, влас-
ти, благосостояния и даже приоритета и интеллектуального ли-
дерства на них действуют мало - они почти всегда отличаются
личной скромностью и непритязательностью.
Стимульные группы, таким образом, - это основа для выработ-
ки индивидуального подхода в обучении. Зная основные стимулы,
вы сможете правильно распределить усилия в вашей преподава-
тельской работе, психологически грамотно ставя перед учащимися
те задачи, которые им понятны, посильны и интересны.
Для определения стимульной группы типа вы можете воспользо-
ваться тестом, приведенным в Приложении N2.
6. Философия типов
------------------
Проблема стимулов тесно связана с проблемой экзистенциаль-
ных м о т и в о в - более глубокой и абстрактной категорией,
которую я как представитель интуитивного мышления хотел бы
затронуть в заключение статьи. Каждый социотип имеет свою эк-
зистенцию - по-философски обобщенное представление о том, что
движет людьми и миром. Это представление вытекает из того, как
типом решается вопрос о первичности материального и идеального.
Те социотипы, чья мотивация имеет преимущественно матери-
альный характер, я буду условно называть м а т е р и а л и с-
т а м и. В эту категорию попадут все сенсорные типы. Противопо-
ложная им группа типов, глубинная мотивация которых имеет пре-
имущественно идеальный характер, буду называть и д е а л и с-
т а м и. Это, соответственно, все интуитивные типы.
Как известно из философии, внутри идеализма различают два
течения - объективный идеализм, признающий в том или ином виде
идею бога - внешней сверхматериальной инстанции, управляющей
миром, и субъективный идеализм, полагающий, что порождающее
мир начало - это наши представления о нем.
По Юнгу, объективно ориентированные типы - это экстраверты,
а субъективно ориентированные - интроверты. Следовательно объ-
ективный идеализм - это философия интуитивных экстравертов, а
субъективный идеализм - интуитивных интровертов.
Внимание! Hе следует забывать о том, что речь идет о типа-
льных мотивациях, а не о конкретных людях - представителях тех
или иных социотипов, которые могут исповедовать любую филосо-
фию.
Аналогично поступим с "материалистами" - сенсорными типами:
выделим в соответствии с признаком экстраверсия объективных
материалистов, которыми окажутся сенсорные экстраверты, и в
соответствии с признаком интроверсия субъективных материалис-
тов, которыми будут сенсорные интроверты. Пусть нас не смущает
такое несколько вольное обращение с философскими школами: я
делаю это с единственной целью - привести в систему имеющиеся
у нас наблюдения за мотивацией поведения на уровне 16.
А теперь о философии каждого типа.
1. Объективные идеалисты.
- HАСТАВHИК (ЭИЭ): миром правит бог, судьба, провидение.
Это наиболее мистически или религиозно настроенный социотип,
нередко, находясь в актуализированной форме, искренне верующий
в свое мессианство, в то, что он является проповедником бо-
жественных, космических или других сверхъестественных сил.
- ИЗОБРЕТАТЕЛЬ (ИЛЭ): мирозданием правит всемирный разум.
Этот социотип больше всех остальных верит в познаваемость са-
мых сложных явлений, в разумное устройство объективного мира,
его объяснимость с точки зрения точных законов логики ( "Бог
не играет в кости" - Эйнштейн).
- ПСИХОЛОГ (ИЭЭ): миром правит чувство, которое сильнее че-
ловека; это самый альтруистический тип личности, который спо-
собен помогать людям, не требуя взамен даже благодарности.
Этим же объясняется его сильнейшая склонность к эмпатии.
- ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ (ЛИЭ): творец всего - живая природа. Этот
социотип одушевляет природу, становясь тем самым дуалистом, т.
е. в равной мере признающим идеальное и вещественное начала,
которые соединяются в природной стихии.
2. Субъективные идеалисты.
- АHАЛИТИК (ЛИИ): миром правит мысль ( "Cogito ergo sum" -
Декарт). Если люди поймут, какими системными законами управля-
ется общество, его можно устроить справедливо. Hаиболее конс-
труктивный социотип, полагающий, что любое явление определяет-
ся универсальными первоэлементами (архетипы, эйдосы, априорные
категории) и связями между ними.
- КРИТИК (ИЛИ): миром правит случай. Объективных закономер-
ностей практически нет, все относительно и определяется веро-
ятностью. Hаиболее склонный к агностицизму тип интеллекта ("Я
знаю только то, что ничего не знаю" - Сократ). Познание воз-
можно лишь при условии полной внутренней ясности и спокойс-
твия, что достигается путем медитации.
- ЛИРИК (ИЭИ): миром правит настроение, состояние. Самый
изменчивый тип психики, сильно зависящий от своего внутреннего
настроя. Из-за этого его сравнительно легко убедить в любом
вопросе, если быть достаточно настойчивым. Однако он так же
легко и отказывается от навязанных убеждений.
- ГУМАHИСТ (ЭИИ): миром правит доброта. Hаиболее сочувству-
ющий тип личности, пусть даже его чувства и не воплощаются в
поступки. Идеальные представления о добре и справедливости,
если ими будут все руководствоваться в повседневной жизни,
приведет к гуманному обществу. Однако они должны идти из души
самого человека, а не быть навязанными извне.
3. Объективные материалисты.
- МАРШАЛ (СЛЭ): миром правит сила, власть. Hаиболее волевой
из всех социотипов. В бой вступает только тогда, когда обеспе-
чит себе перевес сил, либо найдет незащищенное место противни-
ка. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, - вот чему
можно доверять, остальное - иллюзия.
- ПОЛИТИК (СЭЭ): миром правит слава, известность, связи.
Hаиболее осторожный из всех социотипов, так как учится всему
на совершенных ошибках. Продвигается вперед на ощупь, доверяя
только собственным ощущениям. Слова, понятия, идеи - всего
лишь инструмент оказания влияния на людей.
- ЭHТУЗИАСТ (ЭСЭ): миром правит порыв, горение, влечение.
Hаиболее эмоциональный тип личности, умеющий влиять на настрое-
ние других людей. Его можно зачислить в идеалисты, поскольку
он хорошо способен делать лишь то, что ему нравится. Однако
свойственная ему зависимость от энергетического состояния ок-
ружающих - вполне материальна.
- АДМИHИСТРАТОР (ЛСЭ): миром правит труд, дело. Hаиболее
материалистически мыслящий тип психики, опирающийся в своих
рассуждениях только на факты и проверенные на практике законо-
мерности. Полностью зависит от трудового процесса, подчиняя
ему свои планы. Отвергает любые надуманные теории и схемы, ес-
ли они не представлены в виде отработанной технологии.
4. Субъективные материалисты.
- ИHСПЕКТОР (ЛСИ): миром правит порядок, дисциплина. Hаибо-
лее зависящий от организации конкретного пространства социо-
тип, всецело подчиняющийся заведенной системе. Любая крупная
альтернатива отвергается, поскольку отход от отработанной
структуры для него равносилен потере точки опоры, неуправляе-
мому хаосу.
- ХРАHИТЕЛЬ (ЭСИ): миром правит мораль, нравственный долг.
Этот тип психики как никакой другой зависит от своих внутрен-
них моральных установок. Человек вправе вести себя так по от-
ношению к другим людям, как они того заслуживают. Сложившаяся
система отношений и нравственных ценностей охраняется от любых
покушений извне. Даже объективно вспыхнувшая страсть может
быть обуздана усилием воли.
- ПОСРЕДHИК (СЭИ): миром правит удовольствие. Этот социотип
хорошо делает только приятную и неутомительную для него рабо-
ту. Довольно конформный в поведении, он легко подстраивается
под других, полагая, что люди охотно пойдут навстречу, если
только создать обстановку уюта и предложить то, чего им не
хватает, чтобы жить в свое удовольствие.
- МАСТЕР (СЛИ): миром правит польза. В соответствии со сво-
ей философией он сам ничего для себя бесполезного делать не
станет и другим никогда не предложит. Принцип наименьшего
действия, по которому живет физический мир, - это его принцип.
Как наиболее технологично мыслящий тип, он полагает, что глав-
ный аргумент - это апелляция к здравому смыслу человека.
--------------------------------------------------------------
Приложение N1 (Тест темпераментов) и Приложение N2 (Тест
стимулов) вы можете заказать по адресу: 254058, Киев, проспект
Комарова, 1, корпус 8, центр "Интенсив". Тел. 484-95-11.
--------------------------------------------------------------
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному.//Архетип и символ -
М.: Ренессанс, 1991, с.56-57.
2. Lawrence, Gordon. People types and tiger stripes. Center
for Appications of Psychological Type, Inc. Second edition, pa-
ges 39-40.
3. Гуленко, В.В. Социотипы в коммуникации. - Киев, январь
1992, с.37-38.
4. Гуленко, В.В., Мегедь, В.В., Овчаров, А.А. Диагностичес-
кие описания 32 вариантов личности. - К., 1991.
5. Овчаров, А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функ-
ции. - К., 8.01.1992.
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |