ДЖОН МАКСВЕЛЛ
21
неопровержимый
ЗАКОН
ЛИДЕРСТВА
ПОПУРРИ
МИНСК
2005
Сотням
тысяч людей,
которых
я многие годы обучал лидерству
с
помощью семинаров и книг …
и
Вам –
человеку, который хочет
развить
свои качества лидера,
поскольку все взлеты и падения
случаются благодаря лидерству.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВЫРАЖЕНИЯ
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАКОН
ПОТОЛКА
Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека
Братья Дик и
Морис максимально близко подошли к воплощению Американской Мечты, но
так и не достигли задуманного. Вместо них с фирмой, которую они
основали, это проделал человек по имени Рей. Так произошло потому,
что ни один из братьев не знал закона потолка.
2. ЗАКОН
ВЛИЯНИЯ
Истинной
мерой лидерства является влияние — не более и не менее
У ее мужа
было все: богатство, привилегии, высокое положение и королевский
титул. Но вместо него принцесса Диана вы брала совсем иной мир.
Почему? Она понимала закон влияния.
3. ЗАКОН
ПРОЦЕССА
Лидером
становятся день за днем, а не за один день
Теодор
Рузвельт помог созданию мировой державы, получил Нобелевскую премию
мира и стал президентом Соединенных Штатов. Но сегодня вы бы даже не
знали его имени, если бы он не знал закона процесса.
4. ЗАКОН
НАВИГАЦИИ
Каждый
может вращать штурвал корабля, но для прокладывания курса требуется
лидер
Используя
надежный компас, Скотт привел свою команду любителей приключений к
краю Земли — и к бесславной гибели. Они остались бы живы, если бы
только он, их лидер, знал закон навигации.
5. ЗАКОН
Э. Ф. ХАТТОНА
Когда
говорит настоящий лидер, люди слушают его
Молодой Джон
пришел на первое заседание церковного совета, думая, что он здесь
главный. Вскоре он обнаружил, кто является настоящим лидером, и по
ходу дела усвоил закон Э. Ф. Хаттона.
6. ЗАКОН
ТВЕРДОЙ ПОЧВЫ
Доверие –
вот основа лидерства
Если бы
Роберт Макнамара знал закон прочного основания, то война во
Вьетнаме, и все, что произошло в стране из-за нее, могло бы пойти
совсем по-иному.
7. ЗАКОН
УВАЖЕНИЯ
Люди
естественным образом следуют за теми лидерами, которые сильнее их
самих
Все беды,
какие только можно вообразить, обрушились на нее со всех сторон, но
тысячи и тысячи людей называли ее своим лидером. Почему? Да потому,
что они не могли уйти из-под власти закона уважения.
8. ЗАКОН
ИНТУИЦИИ
Лидеры
оценивают все через призму лидерства
Как
получалось, что раз за разом Норман Шварцкопф был в состоянии
уловить суть проблем, в то время как окружающие его лидеры
оставались слепыми? Ответ дает тот фактор, который отличает великих
лидеров от просто хороших — закон интуиции.
9. ЗАКОН
МАГНЕТИЗМА
Вы
притягиваете таких же, как вы сами
Почему
«Далласских ковбоев», которых когда-то почтительно именовали
«командой всей Америки» сегодня столь часто осыпают бранью, а вокруг
них кипят яростные споры? Это полностью объясняется законом
магнетизма.
10. ЗАКОН
СВЯЗИ
Лидеры
трогают сердца, прежде чем попросят пустить в ход руки
Элизабет Доул
прекрасно усвоила его. Если бы то же самое сделал ее муж Боб, он
вполне мог стать сорок третьим президентом Соединенных Штатов. Речь
идет о законе связи.
11. ЗАКОН
БЛИЖНЕГО КРУГА
Потенциал
лидера определяется теми, кто находится совсем рядом с ним
Джон уже
вовсю использовал управление временем, но хотел добиться большего.
Его приоритеты также были задействованы до предела, но в сутках
всего двадцать четыре часа! Каким же образом Джон смог перейти на
новый, более высокий уровень? Он применил на практике закон ближнего
круга.
12. ЗАКОН
НАДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Только
уверенные в себе лидеры предоставляют власть другим
Генри Форд
считается кумиром американского бизнеса за ту революцию, которую он
произвел в автомобильной промышленности. По какой же причине он
вдруг стал оступаться настолько серьезно, что его сын начал
опасаться, как бы автомобильная фирма «Форд» не разорилась
окончательно? Форд-старший стал пленником закона наделения
полномочиями.
13. ЗАКОН
ВОСПРОИЗВОДСТВА
Чтобы
вырастить лидера, нужен лидер
Что общего у
различных ведущих тренеров Национальной футбольной лиги? Вы можете
проследить за корнями их способностей к лидерству и прийти к горстке
одних и тех же наставников. То же самое справедливо применительно к
сотням первых лиц крупнейших компаний. Более 80% всех лидеров
являются результатом действия закона воспроизводства.
14. ЗАКОН
ПОЛНОГО ДОВЕРИЯ
Людей
привлекает лидер, и лишь затем — его большая идея
Когда Джуди
Эстрим в первый раз организовывала фирму, ей понадобилось шесть
месяцев, чтобы добыть деньги. Во второй раз это заняло у нее
примерно шесть минут. Из-за чего возникла такая разница? Виноват
закон полного доверия.
15. ЗАКОН
ПОБЕДЫ
Лидеры
находят путь к тому, чтобы их команда победила
Что спасло
Англию от блицкрига, заставило отступить апартеид в Южной Африке и
многократно обеспечивало баскетбольной команде «Чикаго буллс»
выигрыш чемпионата НБА? Во всех трех случаях ответ одинаков. Их
лидеры жили по закону победы.
16. ЗАКОН
МОЩНОГО ПОРЫВА
Порыв —
вот лучший друг лидера
Хайме
Эскаланте называют лучшим учителем Америки. Но его преподавательские
способности составляют только половину дела. Успех пришел к нему и к
Гарфилдской средней школе благодаря закону мощного порыва.
17. ЗАКОН
ПРИОРИТЕТНОСТИ
Лидеры
понимают, что активная деятельность не обязательно означает
продвижение к цели
Джек Уэлч
принял руководство компанией, которая уже достигла больших высот, и
смог, словно ракету, вывести ее еще выше, в стратосферу. Что он
использовал в качестве стартовой площадки? Разумеется, закон
приоритетности.
18. ЗАКОН
ЖЕРТВЫ
Лидер
должен уметь отступить, чтобы потом двинуться вперед
Он был одним
из самых громких американских критиков правительственного
вмешательства в бизнес. Почему же Ли Якокка встал перед конгрессом с
шапкой в руке и просил гарантий по займу? Он поступил так, поскольку
понимал закон жертвы.
19. ЗАКОН
СВОЕВРЕМЕННОСТИ
Знать,
когда нужно повести за собой, столь же важно, как и знать, что
делать и куда двигаться
Он обеспечил
ему избрание на пост президента Соединенных Штатов. Он же стоил ему
президентского поста. Что это такое? Иногда он может стоять между
вами и вашей способностью быть эффективным лидером. Он называется
законом своевременности.
20. ЗАКОН
СКАЧКООБРАЗНОГО РОСТА
Чтобы
просто усилить рост, ведите за собой последователей, чтобы
многократно умножить его, — ведите лидеров
Как может
человек в развивающейся стране всего за семь лет довести численность
своей организации с 700 человек до более чем 14000? Он сумел сделать
это, используя особую математику лидера. В этом и состоит секрет
закона скачкообразного роста.
21. ЗАКОН
НАСЛЕДИЯ
Непреходящая ценность лидера измеряется преемственностью
Многие фирмы,
потеряв своих первых лиц, входят в штопор. Но когда умер Роберто
Гойсуэта, «Кока-кола» даже не дрогнула. Почему? Перед своей кончиной
Гойсуэта жил в соответствии с законом наследия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все взлеты
и падения случаются благодаря лидерству
Примечания
переводчика
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЭТА КНИГА НАВЕРНЯКА придется вам по душе — независимо
от того, какой по счету она является в вашей коллекции книг о
лидерстве: первой или пятидесятой, — потому что вы сможете
немедленно применить изложенные здесь судьбоносные принципы и
процедуры в своей личной жизни и бизнесе. В данной книге вы не
найдете никакой теории, которая являлась бы плодом уединенных
размышлений, — в ней содержатся неизменные и вечные принципы
лидерства, подтвержденные опытом самого Джона Максвелла, а также
многих людей, о которых он пишет.
«21 неопровержимый закон лидерства» — это мощное и
решительное провозглашение непреходящих законов, которым, если вы
хотите стать великим лидером, нужно просто следовать — дома, на
работе, в церкви — везде, где вы призваны повести людей за собой.
В каждой главе Джон раскрывает суть очередного
глубокого закона лидерства, показывая на примере успехов и неудач
других, каким образом можно применить данный закон в своей жизни. А
вы и на самом деле можете использовать каждый из при веденных здесь
законов. Если вы прилежный ученик, то сможете изучить все эти законы
и претворить их в практику.
Насколько же бесценные сокровища предлагает нам такой
авторитетный специалист в вопросах лидерства, как Джон Максвелл,
собран воедино все, что ему известно о лидерстве, и предложив эти
сведения в столь доступной форме! Как только вы начнете применять
указанные законы лидерства, то заметите, что многие лидеры
неукоснительно следу ют (или же нарушают) закону Э. Ф. Хаттона,
закону мощного порыва и всем прочим.
От всего сердца рекомендую «21 неопровержимый закон
лидерства». Книга полезна и легко читается, сохраняя при этом
бесспорную глубину и ясность. Она насыщена надеждой,
целенаправленностью, воодушевлением и конкретными процедурами. Эта
основанная на высоких моральных принципах работа содержит точные,
четко очерченные указания, которые предоставляют прилежному ученику
необходимый инструментарий для выполнения роли лидера.
Если вы пока плохо знакомы с принципами лидерства и
являетесь в этом деле новичком, данная книга послужит вам трамплином
для того, чтобы начать карьеру лидера. Если вы опытный лидер с
первоклассным послужным списком, она сделает вас еще лучшим лидером.
Это — хорошая, очень хорошая книга.
Зиг Зиглар
ВЫРАЖЕНИЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
ХОТЕЛ БЫ ПОБЛАГОДАРИТЬ многочисленных лидеров,
которые помогли мне в процессе работы над этой книгой. От фирмы «INJOY»
это Дик Петерсон, Дейв Сазерленд, Дэн Рейленд, Тим Элмор и Деннис
Уорден. От издательства «Томас Нельсон» — Рольф Зеттерстен, Рон
Лэнд, Майк Хиатт, Виктор Оливер и Роб Биркхед.
Должен сказать спасибо Брайану Хэмптону, моему
старшему редактору из издательства «Томас Нельсон» за его терпение и
помощь в процессе совместной работы над данной рукописью.
Хочу также поблагодарить мою помощницу Линду Эггерс,
большая сердечность и невероятная полезность которой делают меня
ощутимо лучшим лидером.
Наконец, хочу выразить благодарность своему
литературному сотруднику Чарли Ветцелу и его жене Стефани. Эта книга
не была бы написана без их помощи.
ВВЕДЕНИЕ
Я ИМЕЮ ЧЕСТЬ обучать лидерству по всей Америке, а
также во многих странах земного шара и часто получаю возможность
беседовать с людьми, которые посещают одно из моих занятий во
второй, третий или даже четвертый раз. На недавнем семинаре,
проходившем в Соединенных Штатах, один человек в возрасте далеко за
пятьдесят, с которым я уже сталкивался за несколько лет до этого,
подошел ко мне во время перерыва и заговорил. Впрочем, сначала он
схватил мою руку и стал трясти ее — энергично и долго.
— Изучение
вопросов лидерства изменило всю мою жизнь, — сказал он. — Но я очень
хотел бы услышать вас двадцать лет назад.
— Нет, вы бы
этого не смогли, — ответил я с легким смешком.
— Что вы
имеете в виду? — спросил он. — Ведь я тогда достиг бы гораздо
большего! Если бы я знал все эти принципы лидерства двадцать лет
назад, то сейчас находился бы совершенно на другом уровне. Ваши
законы лидерства научили меня смотреть в будущее с оптимизмом. Они
породили во мне желание больше узнать о лидерстве и более энергично
стремиться к достижению своих целей. Если бы я овладел всем этим
двадцать лет назад, то смог бы сделать многое из того, что никогда
не считал для себя возможным и даже не мечтал претворить в жизнь.
— Возможно,
так бы оно и случилось, — ответил я. — Но, увы, двадцать лет назад я
был бы не в состоянии преподать вам все это. Чтобы изучить и
применить на деле прозвучавшие сегодня законы лидерства, мне
потребовалась вся моя прошлая жизнь.
Сейчас, когда я пишу эти строки, мне пятьдесят один
год. Больше тридцати лет я был профессиональным лидером. Я основал
четыре компании и концентрирую свое время и энергию на деятельности,
которая способна позитивно влиять на жизнь других людей. Однако на
этом пути я совершил и много ошибок больше, нежели большинство
людей, которых я знаю. Каждый успех и каждая неудача были для меня
неоценимым уроком в понимании того, что означает быть лидером и
«вести за собой».
В ходе моих разъездов и выступлений перед
сотрудниками организаций и отдельными лицами меня часто просят дать
определение сущности и основных моментов лидерства. «Если бы вам
пришлось взять все, что вы узнали за минувшие годы относительно
лидерства, и свести это воедино, составив короткий список, —
спрашивают слушатели, — то какие в нем были бы пункты?»
Данная книга и есть мой ответ на этот вопрос.
Потребовалась вся моя жизнь, чтобы изучить 21 неопровержимый закон
лидерства. Мое желание состоит в том, чтобы донести их до вас
настолько просто и ясно, насколько это возможно. И всем нам
наверняка не повредит, если по дороге мы немного отвлечемся и
развлечемся.
Одна из
наиболее важных истин, которые я усвоил за минувшие годы, такова:
лидерство есть лидерство независимо от того, куда вы движетесь или
чем занимаетесь. Времена меняются. Технологии неудержимо рвутся
вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и
континента. Но истинные принципы лидерства постоянны — посмотрите ли
вы на граждан древней Греции, на евреев Ветхого Завета, на армии
последних двух столетий, на правителей современной Европы, пастырей
ближайших церквей или деловых людей сегодняшней глобальной
экономики. Принципы лидерства выдержали испытание временем. Они
неопровержимы.
Я бы хотел,
чтобы, читая эту книгу, вы помнили
о четырех
принципах:
1. Этим законам можно научиться.
Одни законы легче понять и применить, нежели другие, но вы в
состоянии усвоить каждый из них.
2. Эти законы можно рассматривать поодиночке.
Каждый закон дополняет все другие, но вам не нужно непременно
владеть одним, чтобы изучать другой.
3. Эти законы влекут за собой последствия.
Применяйте указанные законы — и люди последуют за вами. Нарушайте
или игнорируйте их — и вы не сможете повести за собой других.
4. Эти законы образуют фундамент лидерства.
Изучив указанные принципы, вы должны внедрять их в практику и
применять к своей жизни.
Независимо от того, следуете ли вы пока за другими и
только начинаете открывать для себя мощь лидерства или же являетесь
истинным лидером, который уже имеет последователей, — все равно вы
можете улучшить свои лидерские качества. По мере изучения
представленных здесь законов вы, возможно, осознаете, что сами уже
эффективно применяли не которые из них на практике. Другие законы
позволят вам выявить в себе слабости, о наличии которых вы даже не
подозревали. Но чем большее количество законов вы изучите и усвоите,
тем лучшим лидером станете. Каждый закон подобен инструменту,
который надо держать наготове и использовать в качестве средства,
помогающего вам достичь того, о чем вы мечтали, а также по
достоинству оценивать других людей. Если вы будете систематически
применять хотя бы один из этих законов, то как лидер вы уже станете
лучше. Изучите их все — и люди с радостью последуют за вами.
А теперь
давайте вместе откроем наш ящик с инструментами.
ЗАКОН
ПОТОЛКА
Способность к лидерству
определяет уровень эффективности человека
Я часто
открываю свои семинары разъяснением закона потолка, потому что он
помогает слушателям лучше понять ценность лидерства. Если вы придете
к пониманию данного закона, то сможете увидеть и оценить неимоверное
воздействие лидерства на каждую грань жизни. Вот как он
формулируется: способность к лидерству представляет со бой потолок,
который определяет уровень эффективности человека. Чем ниже
способность личности повести за собой людей, тем ниже потолок ее
потенциальных возможностей. Чем выше навыки лидерства, тем больше
эффективность. Для примера, если ваша способность к лидерству
оценивается 8 баллами, то эффективность никогда не будет больше 7
баллов. Если ваши данные лидера оценены только в 4 балла, то ваша
эффективность будет не выше 3-х. Нравится вам это или нет, но ваша
способность к лидерству всегда определяет уровень вашей
эффективности и потенциального воздействия на организацию, в которой
вы работаете.
Позвольте рассказать вам историю, хорошо
иллюстрирующую закон потолка. В 1930 году два молодых брата по имени
Дик и Морис в поисках Американской Мечты перебрались с востока
Америки на крайний запад, из штата Нью-Гэмпшир в Калифорнию. Они
только что окончили среднюю школу, жизнь в Нью-Гэмпшире казалась им
лишенной всяческих перспектив, поэтому они направились прямиком в
Голливуд, где в конечном счете действительно нашли себе работу на
киностудии.
Через некоторое время свойственный братьям
предпринимательский дух и интерес к индустрии развлечений побудили
их открыть в Глендейле, городке, находящемся приблизительно в пяти
милях к северо-востоку от Голливуда, кинотеатр. Но, несмотря на все
усилия, братья никак не могли сделать свой бизнес прибыльным. Денег,
заработанных за четыре года совместного управления кинотеатром, им
не хватало да же для того, чтобы вовремя платить арендную плату,
которая составляла сто долларов в месяц.
НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
Желание братьев добиться успеха не ослабевало, так
что они продолжали искать более благоприятные деловые возможности. В
1937 году им, наконец, удалось натолкнуться на то, что давало
реальную отдачу. Они открыли в Пасадене, расположенной прямо к
востоку от Глендейла, маленький ресторан для автомобилистов, где еду
подавали прямо в машину. В то время жители южной Калифорнии очень
сильно зависели от автомобилей, и вся культура, включая бизнес,
пыталась приспособиться к изменениям.
Рестораны для автомобилистов появились буквально из
ничего в начале 1930-х годов и быстро стали популярными. Вместо того
чтобы поесть в столовой, клиенты предпочитали заехать на стоянку
вокруг маленького ресторанчика, сделать заказ официанту, который не
мешкая обслуживал сидящих за рулем клиентов, и получить заказанные
блюда прямо в машины. Еда подавалась на фарфоровых тарелках в
комплекте со стеклянной посудой и всей металлической утварью типа
ножей и вилок. Это была своевременная идея в обществе, темп жизни
которого постоянно ускорялся, а само оно становилось все более и
более мобильным.
Крошечный придорожный ресторанчик Дика и Мориса для
заезжих автомобилистов пользовался большим успехом, в 1940 году они
решили открыть подобное заведение в Сан-Бернардино — рабочем
пригороде, возникшем в результате экономического бума где-то в
пятидесяти милях к востоку от Лос-Анджелеса. Там они построили
большое здание и расширили меню, добавив хот-доги, жаркое, молочный
коктейль, бутерброды с жаренной на вертеле говядиной и свининой,
гамбургеры и иные блюда. Их бизнес начал бурно расти. Объем
ежегодных продаж достиг 200 тысяч долларов, и братья каждый год
делили между собой прибыль в размере 50 тысяч долларов сумму,
которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города.
В 1948 году
интуиция подсказала им, что времена меняются, и братья внесли в свой
ресторанный бизнес заметные модификации. Они ликвидировали
официантов, которые прежде подходили прямо к машине клиента, и
начали обслуживать только в помещении; уменьшили меню и
сосредоточились на продаже гамбургеров; убрали тарелки, стеклянную
посуду и металлические приборы, переключившись вместо этого на
одноразовую посуду. В итоге у них снизились затраты и, как
следствие, цены. На конец предприимчивые братья создали «скоростную
систему обслуживания». Их кухня стала напоминать сборочный конвейер,
где каждый человек был сосредоточен на обслуживании, производимом с
высокой скоростью. Их цель состояла в том, чтобы выполнить заказ
каждого клиента за тридцать секунд или даже меньше. И они преуспели
в этом. К середине 1950-х годов их ежегодный доход достиг 350 тысяч
долларов, и к этому времени чистая прибыль, которую делили между
собой Дик и Морис, ежегодно составляла около 100 тысяч долларов.
Кто же были эти братья? Возвратившись в то время, вы
смогли бы сами выяснить это, подъехав на машине к их маленькому
ресторану на углу Четырнадцатой и Е-стрит в Сан-Бернардино. На
фронтоне небольшого восьмиугольного здания располагалась неоновая
реклама, которая гласила: «Гамбургеры Макдональда» — со знакомым
теперь всему миру словом «Макдональдс». Итак, вы уже решили, что Дик
и Морис Макдональды сорвали всеамериканский банк, добились
потрясающего успеха, а остальное, как говорится, принадлежит
истории, верно? Неверно. Братья Макдональды никогда бы не
продвинулись ни на дюйм дальше того, о чем рассказано выше, потому
что присущие им слабые лидерские качества являлись потолком для их
способности преуспеть.
ИСТОРИЯ ПОСЛЕ
ИСТОРИИ
Конечно же, братья Макдональды были полностью
обеспечены материально. Их ресторан являлся одним из наиболее
прибыльных заведений этого типа в стране, и им пришлось бы изрядно
потрудиться, чтобы растратить все деньги, которые они сколотили. Их
гениальность состояла в обслуживании клиентов и организации кухни.
Этот талант привел Макдональдов к созданию новой системы раздачи
пищи и напитков. Слава об их таланте разошлась в кругах специалистов
по общественному питанию настолько широко, что люди со всей страны
начали писать им и приезжать в Сан-Бернардино, чтобы побольше узнать
о внедренных братьями методах. Был период, когда каждый месяц к ним
поступало триста телефонных звонков и писем.
Это навело их
на мысль о маркетинге самой идеи «Макдональдса» Идея лицензирования
системы организации ресторанов была не нова. Подобное практиковалось
уже в течение нескольких десятилетий. Братьям Макдональд это
казалось способом зарабатывать деньги, поскольку не нужно было
открывать второй ресторан и трудиться в нем. В 1952 году они начали
претворять свою идею в жизнь, но их усилия закончились провалом.
Причина заключалась в том, что им недоставало лидерских качеств,
необходимых для того, чтобы проделать все это с должной
эффективностью. Дик и Морис являлись хорошими владельцами ресторана.
Они понимали, как управлять этим бизнесом, как сделать все его
системы эффективными, как снизить затраты и увеличить прибыль. Это
были вполне эффективные менеджеры. Но братья не обладали качествами
лидеров. Присущие им стереотипы мышления служили потолком того, что
они могли сделать и кем могли стать. На вершине своего успеха Дик и
Морис обнаружили, что не в состоянии прыгнуть выше головы — или, по
крайней мере, того потолка, который дал название соответствующему
закону.
БРАТЬЯ БЕРУТ В
ПАРТНЕРЫ ЛИДЕРА
В 1954 году
братья познакомились с человеком по имени Рей Крок, который был
настоящим лидером. Крок управлял основанной им самим маленькой
компанией, занимавшейся продажей оборудования для приготовления
молочных коктейлей. Он знал про Макдональдов. Их ресторан был одним
из лучших его клиентов. И как только он посетил заведение братьев,
то сразу оценил заложенный туда потенциал. В воображении ему виделся
подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе на
сотнях рынков и в других многолюдных местах. Вскоре Крок ударил по
рукам с Диком и Морисом, а в 1955 году сформировал компанию под
названием «Система Макдональда» (позже она стала называться
«Корпорацией Макдональда»).
Крок
немедленно купил у братьев права на лицензию так, чтобы иметь
возможность использовать их ресторан в качестве модели и опытного
образца при продаже других лицензий. З |