Метод направлен на
использование естественных, уже имеющихся у пациента возможностей,
ресурсов, резервов – как психологических (идей, ценностей,
характера, темперамента и т. п.), так и физических, например,
внешних данных или состояния здоровья.
Каждое
психологическое качество, особенно акцентуированное, может приносить
и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так,
например, боязливость способна избавить от травм или ситуаций
насилия и в то же время быть основой фобии. Чувство собственного
достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но
будучи ущемленным, служит основой для других. Педантизм в некоторых
случаях необходим, например, в фармации, в других вреден и т. д.
Точно так же физические данные, независимо от радикала своего
качества могут позитивно или негативно сказываться на судьбе
индивидуума.
При
актуализации ресурсов на первом этапе проводят диагностику
индивидуальных ресурсов. Они могут быть как положительного, так и
отрицательного свойства, в т. ч. социально не одобряемого (например,
жадность или внешние дефекты). Факт наличия и компенсирующая роль
ресурсов прямо или косвенно внушаются психотерапевтом (это внушение
может иметь оттенок скрытого от больного преувеличения) –
формируется компенсирующая концепция ресурса.
На
втором этапе производится подбор модели актуализации ресурса, его
экстраполяция и переориентация – «адресное прикрепление» к тематике
проблемного состояния в качестве оптимального способа адаптации.
Примером здесь может служить прикрепление сверхтщательности к
совершенному овладению навыками психической саморегуляции.
При
использовании ресурсов с негативным радикалом важно найти
альтернативу потребности, с которой связан этот ресурс, – найти
способ мышления и поведения, который будет давать пациенту то, что
давал негативный стереотип. Например, эксплозивность чаще всего
основывается на концепции: «Для того чтобы поставить кого-то на
место – того, кто делает мне больно, или не так как я хочу, или
вредит обществу – можно и нужно не только кричать, но таких можно и
нужно бить, а некоторых и прибить. Для достижения цели нужны
энергичные, радикальные средства». Выбрав цель – состояние
психологической удовлетворенности, эксплозивность направляют против
эксплозивности, ее «яростно атакуют» привычным способом, добиваясь
устранения. Это становится возможным, если в качестве ведущей
принята ценность собственной духовно-психологической гармонии.
Точно
так же истерическая демонстративность вполне может рассматриваться
как ресурс, если «прикрепляется» к демонстрации достижений в области
управления собой и движения в направлении личностной гармонизации,
которые отмечаются и подчеркиваются психотерапевтом.
При
наличии нескольких ресурсов или нескольких проблемных кластеров
составляется своеобразный «банк ресурсов». Например, при лечении
ожирения могут актуализироваться такие ресурсы, как чувство стыда,
ипохондричность, боязливость и даже патриотизм («не позорить нацию
своей фигурой»). В то же время избыточный вес как ресурс может
способствовать пре-одолению идей собственной малоценности –
«избыточный вес придает человеку солидность, полные люди окружающими
воспринимаются с большим уважением, их обычно положительно оценивают
с точки зрения человечности и доброты». При лечении гневливости,
взрывчатости, возбудимости «эксплуатируют» чувства стыда, долга,
совесть наряду с уже имеющимся ресурсом быть спокойным в тех или
иных (не проблемных) ситуациях. Во всех случаях у каждого человека
можно обнаружить достаточный внутренний потенциал.
В качестве эффективных ресурсов
могут выступать также экстернальные качества – достоинства других
людей, героев кино и книг, их привлекательные для пациента
особенности. Экс-тернальным ресурсным потенциалом обладают также
предметы (имеющие статус амулетов, символов, фетишей или те, что
связаны с подходящими воспоминаниями), технические объекты
(например, автомобиль, езда или нахождение в котором приносят
положительные эмоции), любимые животные и т. д.
Предпочтительнее опираться на ресурсы «интернальные», те, что
находятся «внутри» пациента, а не вне его, – это позволяет быть
более свободным, исключает риск формирования психо-логической
зависимости. Внешние ресурсы интериоризируют.
При
использовании нескольких ресурсов учитывают их баланс, соотношение,
особенности синергического или антагонистического взаимодействия.
В
качестве базисного, первоначально апробируется когнитивный
вариант актуализации: позитивная интерпретация, многократное
осознание и логическое обоснование определенного качества как
ресурса, вербальная суггестия или гипносуггестия, аутосуггестия.
Наиболее простым суггестивным вариантом является прямое внушение и
самовнушение о наличии и значении того или иного ресурса, его
целесообразности, выгодности с утверждением уверенного выполнения
определенного варианта поведения. При этом желательно подготовить
для пациента компактные карточки с соответствующими
индивидуализированными текстами для самовнушения.
Далее апробируют
сенсорно-фиксированную (главным образом, визуальную или
аудиальную) и телесно-фиксированную (мимико-пантомимическую)
модели актуализации ресурса. При визуализации эффективен путь от
диссоциированного варианта (представления своей копии, обладающей
желательным ресурсом) к ассоциированному (пациент «видит» ситуацию
«как в жизни», «изнутри себя»). Аудиальное подкрепление включает в
себя воспоминания и представления, сопряженные с системой слухового
восприятия. Телесно-фиксированная модель основана на воспроизведении
телесных (мимико-пантомимических) эквивалентов ресурсных состояний –
например, уверенности, радости – или копинге стереотипа поведения
личности, у которой «заимствуют» ресурс.
Для облегчения доступа к нужному
ресурсу может быть использована якорная техника
нейролингвистического программирования.
Важной является активация эмоций
при извлечении и эксплуатации ресурса. Использование ресурсов
облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным
подключением и закреплением на высоте переживаний субъективно
приемлемых вербальных, слуховых, двигательных или других
стереотипов, хорошо доступных для повторного воспроиз-ведения,
играющих далее роль условно-рефлекторных когенераторов (якорей)
позитивного поведения.
На третьем этапе, после
построения моделей актуализации ресурса проводят тренинги с
эксплуатацией ресурса. Первоначально это могут быть
проблемно-тематические когнитивные или сенсорно акцентированные
построения (визуализации и др.), затем организуют ролевые тренинги
и, наконец, сформированный навык используют в условиях реальных
стрессогенных ситуаций.
Количество упражнений и
тренингов определяется их качественным критерием – появлением
устойчивой способности создавать желаемое психологическое состояние.
Четвертый этап – поддержание и
коррекция стереотипа актуализации ресурса. Его реализация
осуществляется пациентом самостоятельно, в соответствии с
полученными рекомендациями или может быть связана с повторными
психотерапевтическими сессиями по индивидуальному графику.
|