Знания, умения,
навыки в структуре деятельности.
Деятельность – динамическая система взаимодействий человека с миром,
в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте
психического образа.
Знания
человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и
восприятий. Перера-
ботка чувственных
данных сознании приводит к образова-
нию представлений и
понятий. В этих двух
формах знания хранятся в памяти. Главное ихназначе-ние -
организация и регулирование практи-
ческой деятельности.
Знания поднимают
деятельность на более высокий уровень осознанности,
Повышают
уверен-ность человека в правильности ее выполнения. Деятель-
ность без знания не
возможна.
Навык-образующиеся
в результате упражне-
ния, тренировки
авто-
матически выполняе-
мые компоненты соз-
нательной деятельно-
сти человека.
В основе любого
на-
выка лежат выработка
и упрочнение условнорефлекторных связей.
В выработке навыка
существенную роль
играют индивидуаль-
ные различия. Одни и
те же навыки,
особенно сложные,
вырабатываются у
одних людей намного
быстрее, чем у
других.
Виды навыков:
1.двигательные;
2.интеллектуальные
(навыки
счета,чтения,
заучивания и пр.);
3 навыки поведения
(складываются на
основе знаний о
нормах поведения
и
лежат в
основе
форм поведения);
4. сенсорные
(узнава-
ние букв при
чтении,
различие цветов
художниками):
. -
сенсорно-двигате-
льные (письмо,
ри-
сование);
-
сенсорно-мысли-
тельные
(разложе-
ние
алгеброичес-
ких
выражений).
Каждый навык склады-
вается в системе
навыков, которыми человек уже владеет. Одни из них помогают
новому навыку
формироваться и
функционировать (пе-
ренос навыка), другие
мешают
(интерферен-ция).
Помимо навыков
непременным компо-
нентами деятельнос-
ти являются
умения.
По своей сути
умения-
воплощение знаний и
навыков в реальные
действия. Более строго умение определяется как освоенный субъектом
способ выполнения действия, обеспечи-ваемый совокуп-ностью
приобретен-ных знаний и умений.
Элементарное умение
выполнить что-то
возникает из подражания, из случайных знаний Но чем сложнее вид
деятельности, тем меньше надежды на
успех умений,
складывающихся только в результате
наблюдения и
подражания. Формирование умений представляет собой овладение всей
системой операций по переработке инфор-
мации, содержащейся
в знаниях, и и информации, получаемой от предмета, операций по
выявлению этой информации и ее сопоставлению с действиями.
49.
Классификация потребностей. Психологические
особенности потребностей человека.
П. -.испытываемая
человеком нужда в чем-либо.
П–это переживание
и осознание человеком нужды в конкретных условиях существования и
развития.
Формой
проявления и реализации потребности является мотив. Только
реализовавшись в мотиве потребность может быть удовлетворена.
Понятие потребность
ввел Узнадзе, как единственный источник активности человека. Выделял
высшие и низшие потребности.
Классификация
потребностей (по происхождению):
1.Естественные
(биологически
обусловленные, инстинкты);
.2.Культурные
(приобретенные в процессе воспитания, развития):
а) материальные;
б) духовные;
-нравственные
(мо-
ральные);
-интеллектуальные;
-эстетические;
в)социальные
(потребности в труде, общении);
.
Блокада естественных
потребностей может привести к гибели.
Блокада культурных
может привести к тому, что человек не развивается как личность.
|