Александр Любимов
Психотехнология Успеха
1
Пресуппозиции НЛП
1.
Карта
— это не территория. У каждой личности — своя собственная карта
мира.
2.
Разум
и тело — части одной и той же кибернетической системы.
3.
Весь
наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
4.
Самый
тонкий элемент системы определяет ее стабильность.
5.
Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых
ощущений и запахов.
6.
Смысл
коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
7.
Не
бывает поражений — бывает только обратная связь.
8.
Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на
данный момент.
9.
Намерение любого поведения — позитивно.
10.Каждый из нас
обладает всеми ресурсами, нужными для достижения собственных целей.
Каждый создает свою собственную реальность.
11.Если хотя бы
один человек на Земле умеет делать что-то, то этому могут научиться
все.
12.Вселенная, в
которой мы живем, дружелюбна и изобильна.
Рамки НЛП.
Результат
|
|
Первая рамка
– ориентация на результат, а не на проблему.
Это означает, что вы думаете о том, что вы хотите
получить, находите необходимые решения и используете их
для продвижения вперед.
Ориентацию на
проблемы часто называют “рамкой обвинения”.
Заключается она в тщательном анализе причин того, что
что-то идет не так, как нужно. Это обычно приводит к
тому, что человек чувствует себя еще хуже, но при этом
никак не продвигается к решению проблемы. |
КАК?
|
|
Вторая рамка
заключается в том, чтобы задавать себе вопрос “как?”,
а не “почему?”. Вопрос “как?”
приведет вас к пониманию структуры проблемы. Вопрос “почему?”,
скорее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства
и причины, ничего не изменяя. |
Обратная
Связь
|
|
Третья рамка –
это обратная связь вместо неудачи. Не
существует такой вещи, как неудача, существуют
только результаты. Они могут быть использованы в
качестве обратной связи, корректировке, прекрасной
возможности заметить то, чему вы раньше не придавали
значения. Неудача – это всего лишь способ описания
результата к которому вы стремитесь. Это два
принципиально различных способа мышления. |
Возможность.
|
|
Четвертая рамка
в том, чтобы рассматривать
возможность, а не необходимость. И снова это
лишь изменение точки зрения. Сосредоточьтесь на том, что
вы можете сделать, на имеющихся возможностях, а не на
ограничивающих вас обстоятельствах. Часто барьеры
оказываются не столь неприступными, как казалось
вначале. |
Право на
ошибку.
|
|
Пятая рамка
в том, что когда мы чему-то учимся, мы можем ошибаться.
Страх ошибки только мешает пробовать что-то новое. Если
разрешить себе ошибаться (используя ошибки для обучения
как обратную связь по поводу собственных действий), то,
скорее всего, мы сможем это делать гораздо быстрее и
легче. |
Ресурсы.
|
|
Еще одна полезная
идея заключается в том, что все мы имеем или можем
создать внутренние ресурсы, необходимые для достижения
наших целей. Вы с большей вероятностью добьетесь успеха,
если будете действовать в предположении, как будто это
верно, нежили предполагая обратное. |
Экология.
|
|
И одна из самых
важных рамок – экология. Следите за тем, чтобы
то, что вы делаете, не вредило вам и другим людям. Или
по другому: не станет ли хуже вам или другому человеку
от ваших попыток сделать лучше?
"Думайте о чем вы
молитесь, а то вы можете это получить". |
Якоря.
|
Якорь –
метка в сознании человека, которая отвечает
за вызов у него конкретного состояния. Якоря могут возникать
естественным образом и устанавливаться намеренно.
Якорение
– процесс, посредством которого любое событие (звук, слово,
поднятие руки, интонация, прикосновение) внутреннее или
внешнее, может быть связано с некоторой реакцией или
состоянием и запускать ее проявление.
Положительный Якорь
– якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное
переживание).
Отрицательный Якорь
– якорь, вызывающий нересурсное состояние (неприятное
переживание).
Стимул (триггер)
– событие, которое собственно является якорем и запускает
переживание: прикосновение,
характерный голос, жест и т.д.
Переякорение
– замена стимула (триггера), вызывающего состояние |
Правила установки якорей.
|
Максимум переживания.
Якорь ставится на “пике”
переживания. И именно в момент "пика". Это очень важно.
Только в этом случае произойдет связывание: наш мозг свяжет
состояние и внешнее событие.
Например, телевизор
скорее всего не является якорем на страх и радость, хотя
возможно вы и регулярно испытываете их, когда смотрите на те
картинки, которые он вам показывает. Просто телевизор вы
видите не только в тот момент, когда вы испытываете
именно эти чувства. |
|
Чистота состояния.
Желательно, чтобы
состояние было чистым: чёткие ощущения, мысли, образы
связанные именно с этим конкретным состоянием.
Иногда полезно несколько
раз ввести Клиента в состояние, чтобы состояние было более
определённым. |
|
Нестандартность.
Якорь – это что-то
нестандартное, не совсем обычное. Это может быть движение,
звук, прикосновение, которые не совсем привычны для данного
человека. |
|
Точность.
Вы воспроизводите якорь
чрезвычайно точно: точно такой же звук или
слово, произнесенное с точно такой же интонацией,
точно такое же движение или прикосновение.
Например, некоторые
считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря
нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет
интенсивнее. Ан нет! Результат будет хуже (если вообще
будет). |
Якорем может быть:
- Прикосновение.
- Интонация.
- Звук.
- Время.
- Место.
- Образ.
- Предмет.
- Движение.
- Последовательность
действий.
- Запах.
Наложение якорей.
|
Наложение якорей
– организация якорения таким образом, чтобы один и тот же
якорь (стимул) запускал несколько состояний.
При наложении якорей
состояния не смешиваются, у человека просто появляется
быстрый доступ к каждому из заякорённых состояний.
Наложение обычно
используется для "сборки" ресурсных состояний. |
Интеграция якорей
Объединение якорей, обычно одной
полярности. В результате интеграции появляется некое новое
состояние, получившееся из объединения предыдущих.
Коллапс якорей
|
Если интегрировать
якоря разной полярности то происходит "схлопывание",
коллапс. Якоря как бы уничтожают друг друга. Например, если
вы попробуете запустить один из уже сколлапсированных
якорей, то у человека не будет меняться состояние.
Коллапс якорей
используется для устойчивого изменения состояния в различных
ситуациях, уничтожения нежелательных якорей, для изменения
отношения и т.д. |
Ставим якорь: по шагам.
Если вы работаете с Клиентом –
помните о том, что вначале надо установить раппорт.
0. Определяем состояние.
Сначала определитесь: какое
состояние нужно для работы.
1. Вызов состояния.
Вызовите состояние, которое
определили в предыдущем пункте. Старайтесь вызвать максимально
"чистое" состояние.
2. Калибровка и установка якоря.
Если вы получили доступ к
нужному состоянию – вы калибруете, то есть запоминаете невербальные
признаки состояния, и ставите якорь. Помните, что якорь надо ставить
на пике состояния.
3. Разбивка состояния.
Теперь нужно Клиента отвлечь,
перевести в какое-нибудь нейтральное состояние. Например, можете
предложить ему оглядеться вокруг или спросите "который час".
[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru]
- это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных
условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это
спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в
"горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до
положительного результата!]
4. Проверка якоря.
Вы воспроизводите стимул и
калибруете реакцию (из шага 2). Это может быть в совершенно любом
контексте: вы просто проверяете. Если реакция есть, пусть даже не
столь интенсивная, как при калибровке – всё нормально.
Если реакции нет:
1. Проверьте, точно ли вы
воспроизвели стимул. Попробуйте её раз, но более точно.
2. Если вы уверены, что
воспроизвели стимул точно, возвращайтесь на шаг "1" и повторите
процесс.
5. Использование якоря.
Вы воспроизводите якорь в нужном
вам контексте, чтобы в нужный момент Клиент вошёл в желаемое
состояние.
Шкалирование состояния.
1. Состояние.
Определите состояние, управлять
которым вы хотите научиться.
2. Шкала.
Представьте себе шкалу. Для
этого просто определите максимально возможный в принципе уровень
эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой состояние по этой
шкале у вас прямо сейчас. Это может быть хоть 1%, хоть 65%.
3. Максимальный уровень.
Ваша задача постепенно
увеличивая интенсивность состояния достигнуть стопроцентного уровня.
4. Путешествие по шкале.
Аккуратно пройдитесь несколько
раз по шкале от нуля до ста процентов и обратно, с шагом в три-пять
процентов.
5. Обобщение.
Оцените результаты процесса.
Что он вам дал?
Как вы можете пользоваться
полученным навыком в жизни?
Хорошо сформулированный результат.
1.
Цель
позитивно сформулирована;
2.
Контролируется вами.
3.
Описывается сенсорным языком.
4.
Соответствует контексту.
5.
Цель
экологична.
6.
Подходящего размера.
7.
Включает необходимые ресурсы.
1. Позитивно сформулирована.
Цель сформулирована как то, "что
вы хотите достичь", а не то "от чего вы уходите".
Купить машину, выйти замуж, сделать
карьеру, поехать в отпуск в Испанию.
Избавиться от неудач,
перестать болеть, уйти с этой работы, не опаздывать.
Утвердительно ли сформулирована ваша
цель?
Если нет - сформулируйте цель
позитивно.
2. Контролируется вами.
Мы можем контролировать свои
мысли и эмоции, но не можем этого делать с другими людьми. Хотя
можем определённым образом воздействовать на этих людей при помощи
нашего поведения.
Замотивировать Иванова
подписать договор, обрести уверенность в себе, убедить мужа сделать
ремонт.
Совершить мировую революцию,
чтобы муж не пил, изменить представления о фирме.
Контролируете ли вы и только вы ваш
результат?
Связано ли достижение вашего результата
с кем-нибудь ещё?
Если нет – определите свою зону
ответственности и переформулируйте цель.
3. Описывается сенсорным языком.
Достижение цели можно проверить
сенсорно, на уровне органов чувств.
Как вы узнаете, что достигли
результата?
Что вы будете видеть, слышать и
чувствовать, когда достигнете результата?
4. Соответствует контексту.
Определите ситуации, для которых
желаемое поведение является подходящим, и для которых оно не
подходит.
Где, когда и с кем вы хотите
этого?
5. Цель экологична.
При достижении цели вы сохраните
все выгоды текущего состояния.
Что вы потеряете, если достигните
результата?
Согласны ли вы с этими потерями ради
достижения результата?
Как вы можете компенсировать эти потери
(или обойти их)?
Если не согласны и не можете
обойти препятствие – вернитесь на первый шаг и переформулируйте
цель.
6. Подходящего размера.
Имеет ли результат подходящие
размеры?
Если он слишком велик, разбейте
конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и
достижимыми.
7. Включает необходимые ресурсы.
Определите ресурсы, нужные вам
для достижения цели.
Какие ресурсы нужны вам для достижения
цели?
Можете ли вы иметь к ним доступ?
Если нет – сформулируйте доступ
к ресурсам как цель.
8. Исследование препятствий.
Что мешает вам начать достигать
(достигнуть) цель прямо сейчас?
Какие препятствия могут встретиться на
вашем пути?
Что вы можете сделать для преодоления
этих препятствий?
Если препятствия на данный
момент "не преодолимы" – переформулируйте их преодоление в цель и
пройдите весь процесс для этой новой цели.
10. Подстройка к будущему.
Определите первые конкретные
шаги, с которых в начнёте процесс достижения ваших целей.
Какой будет первый шаг по
достижению цели?
|