Увы, в большинстве случаев это так. Но почему? Да
потому что большей частью советы превращаются в достаточно злую
критику, когда один человек пытается самоутвердиться за счет
другого.
Как же сделать так, чтобы к вашим советам прислушивались? Как
критиковать конструктивно? Так, чтобы сохранить дружеские отношения
с другим человеком, не понизить его самооценку, и при этом,
скорректировать его поведение? Попробуйте примерить на себе
следующие принципы конструктивной критики:
Создайте атмосферу доверия
Не торопитесь сразу предлагать свой совет другому человеку. Сначала
настройтесь с ним на одну волну, чтобы он начал видеть в вас друга,
желающего помочь. Поговорите с ним на нейтральные темы, в которых вы
друг друга понимаете. И только после того как человек перестанет
защищаться и станет более открыт к тому, что вы хотите сказать –
переходите к следующему шагу.
Сам-то как думаешь?
Почему-то люди с большим удовольствием принимают советы от себя, а
не от других. И следуют своим советам с большим удовольствием. А раз
так, то первым делом попросите, чтобы человек сам себе надавал
советов. И, скорее всего, половину из того, что вы хотели
посоветовать, человек скажет себе сам. А так как совет из его
собственных уст более эффективен, чем совет из ваших уст – то такой
способ подачи совета можно считать более мудрым.
Похвалите
Даже если вы видите кучу недостатков в работе другого человека, в
первую очередь найдите то, что вам понравилось, и похвалите человека
за это: «Слушай, то, что у тебя действительно отлично получилось,
так это…». То, что вы заметили удачные моменты в работе другого
человека, дает ему понять, что вы достаточно объективный судья (т.е.
умеете видеть как плюсы, так и минусы). А раз так, то вам можно
доверять и тогда, когда вы будете говорить о недостатках.
Что улучшить
Оформляйте свои советы в виде «Что улучшить…». Т.е. вместо фразы:
«Дизайн сайта у тебя хреновый», используйте более мягкое выражение -
«Дизайн сайта можно улучшить». Такая формулировка во-первых и
приятнее на слух, а во-вторых с ней сложно поспорить, ибо даже
хорошую вещь всегда можно сделать чуть-чуть лучше. Поэтому человек
здесь обычно проглатывает и соглашается, что «есть еще куда расти» и
«нет предела совершенству».
Будьте конкретны
Ваш совет должен быть таким, чтобы его можно было повторить. Т.е.
должен быть предельно конкретным. Если вы говорите человеку: «Будь
увереннее» - то ему непонятно, чего от него хотят. Ибо слово
«увереннее» - очень расплывчато. Если вы говорите: «Распрями плечи,
подбородок на 2 см вверх, дыхание глубокое, низом живота, руки
спокойно висят…» - то это уже четкое и понятное описание того, что
нужно сделать.
Точно так же после фразы «Нужно улучшить цветовую гамму сайта»,
человек вряд ли поймет чего вы от него хотите. Добавляйте больше
конкретики!
Критикуйте поведение, а не человека
«Да… Дизайнер из тебя никудышный» - этой фразой вы наезжаете на
личность. А это обидно… А раз обидно, то не ждите от человека
горячего желания последовать вашему совету.
Вместо этого говорите только на уровне поведения: «Здесь пропорции
не соблюдены, здесь цвета не очень точно подобранны…» Таким образом,
вы как бы говорите, что «Дизайнер-то ты хороший, только вот ошибки
бывают у всех… давай их искать и исправлять…»
Подведите итоги
«Что ты взял из нашего разговора? Чем он для тебя был полезен? Что,
как и когда ты будешь делать, чтобы улучшить то, о чем мы говорили?»
Задав этот вопрос в конце беседы, вы поймете, какая часть ваших
слов, ваших советов, дошла до другого человека - а какая потерялась
по пути.
Если в ответ «ни бе, ни ме», то где в вашем общении произошел сбой,
и нужно возвращаться на предыдущие этапы. Если человек четко
фиксирует, какие ваши советы он для себя взял, и то, как и когда он
будет их воплощать – то ОК! Можете себя поздравить! Ваши советы
дошли до адресата!
Ну и в конце – нужна какая-то мораль. Например, следующая: Не верьте
на слово, тому, что здесь написано! Не поленитесь проверить эти 7
принципов в своей реальной жизни! Оставьте их в своей копилке
психологических приемов! Ведь главное - не знать! Главное уметь!
Чего всем вам и желаем. |
|