Отношение к животным в буддизме и
христианстве
Из всего вышеизложенного становится вполне
очевидно, что буддисты вкладывают несколько иной смысл в первую
заповедь, нежели тот, что христиане и евреи вкладывают в призыв “не
убий” Десяти Заповедей Моисеевых. В отличие от иудо-христианских
религий, буддизм не ставит человека на вершину пирамиды мироздания. В
буддизме он скорее занимает место где-то на полпути между низшими
формами бытия (мученики адов) и высшими (совершенные Будды), или, говоря
более простым языком, на полпути между полным неведением и полным
Просветлением. Буддизм также не наделяет человека бессмертной душой,
претендующей на то, чтобы вкушать вечное блаженство в раю, или же
обреченной на вечные муки ада. Как и все живые существа, человек
постоянно либо прогрессирует в направлении полной самореализации, либо
деградирует, скатываясь в направлении адов в соответствии с созданными
им самим причинами и условиями, в соответствии со своей собственной
кармой.
Когда иудо-христианские религии, от избыточного соблазна
самообожествления, возвели человека в статус “венца творения”, остался
лишь шаг до того, чтобы наделить его правом вершить вопросы жизни и
смерти в отношении животных.
Библия гласит:
“...И сказал Бог: сотворим
человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над
рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею
землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...”
(Бытие 1.26 — Прим. пер.)
“...И сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...”
(Бытие 1.28 — Прим. пер.)
“...И благословил Бог Ноя и сынов его,
и сказал им: ... да трепещут и да страшатся вас все звери земные, и все
птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши
руки отданы они”.
(Бытие 9.1 — Прим. пер.)
По мнению эколога и социолога Яна Мак Харга, историков Арнольда Тойнби
и Линна Уайта, а также многих других думающих личностей, эти роковые
слова во многом предопределили разрушительный ход развития западной
цивилизации за последние 2000 лет. Несколько лет тому назад, читая
лекции в Университете Куинс, Кингстрон, штат Онтарио, на тему отношения
западного человека к природе, Мак Харг следующим образом охарактеризовал
эту библейскую догму:
“Если хотите найти писание, слепая вера и дословное следование
нормам которого, без знания теологических источников, объяснят весь
разрушительный вандализм западной цивилизации за последние 2000 лет, вам
не придётся далеко ходить за примером — этот жуткий и пагубный текст
перед вами”
(Натуралист Онтарио, Март 1973, с. 21).
Взгляды, которых придерживается Мак Харг, без сомнения можно отнести к
разряду крайностей, однако они дают нам ясно понять одну простую истину:
горделиво вознося себя над всеми иными формами жизни, трудно со временем
избежать опасности презрительного и даже жестокого отношения к живым
существам — будь то намеренно или ненамеренно.
Если без тени сомнения принимать к действию эти цитаты из Библии,
стоит ли тогда удивляться, что человек, считающий себя венцом творения
Создателя, грубо игнорирует право всех остальных живых существ на мирное
сосуществование с ним во вселенной, порабощая и уничтожая их по
собственной прихоти, находясь во власти самовнушения, что его физическое
благополучие зиждется на этой бойне? Как может любое отдельно взятое
общество рассуждать об идеалах добра и справедливости, продолжая вершить
бессмысленную и кровавую расправу над беззащитными созданиями, лишёнными
самой возможности выступить в собственную защиту? Как может человек,
считающий себя духовно развитым, тот, кто ищет освобождения от
страданий, изо дня в день поедать плоть животных, памятуя о тех
невыносимых боли и ужасе, что им довелось испытать перед тем, как
попасть к нему на стол?
Надо отметить, что на самом деле догматы иудо-христианской библейской
традиции не столь категоричны, как может показаться из утверждения Мак
Харга. На страницах той же самой Библии мы находим следующее положение:
“И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть
на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя:
вам сие будет мясом*”.
(Бытие 1.29)
Без сомнения, эта цитата призывает нас к тому, чтобы рассматривать
фрукты и ягоды плодоносных деревьев как своего рода “мясо”, пищу для
человека. Короче говоря, перед нами прямое библейское указание на
праведность вегетарианского образа жизни.
|