Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Еремеев В.Е. - Музыка Книги перемен |
Выдержки из произведения. В полном объеме текст вы можете скачать в архиве zip по указанной выше ссылке с рисунками
Музыка "Книги перемен" Известно, что триграммы и гексаграммы "Книги перемен" использовались в древнем Китае для записи музыкальных звуков. Конкретный способ такой записи забыт, но остались отдельные сведения, по которым можно смоделировать музыку "Книги перемен". Музыкальные лады древнего Китая базировались на системе 12 люй, представляющей собой 12 камертонных нот, которые получаются за счет построения последовательного ряда квинт и сведения их в октавный диапазон. Эта система является незамкнутой, и только в качестве упрощения последующих шагов моделирования ее можно уподобить хроматическому темперированному звукоряду. Традиционная китайская пентатоника строится также посредством квинтового хода. Используя этот же метод, можно построить лады из шести и восьми ступеней, чтобы затем связать их соответственно с позициями гексаграмм и с триграммами. Каждому из 12 люй в традиционной китайской науке ставится в соответствие месяц года. Это дает основание рассмотреть систему 12 люй на годовом круге. Реконструкция, проведенная в книге "Символы и числа "Книги перемен"" (Еремеев, 2002), показала, что основной тон звукоряда, хуан чжун, следует связывать не с первым циклическим знаком, ассоциирующимся с месячным временем около зимнего солнцестояния, а с восьмым знаком. Кроме того, хуан чжун следует считать не тоникой, а срединной ступенью октавного звукоряда. В этом случае тоникой будет тон жуй бинь, в годовом круге предшествующий времени линь чунь (4-5 февраля) - середине между днем зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия. От этого тона следует начинать квинтовый ход, посредством которого выстраиваются все необходимые ступени лада.
Ступени этого лада кодируются посредством триграмм. При этом учитывается как связь младших триграмм со стихиями, имеющими традиционную привязку к годовому кругу, так и тоновые величины янских или иньских знаков в позициях триграмм, суммы которых обозначат интервал коррелирующей с соответствующей триграммой ступени звукоряда. 3. Квинта - 3,5 тона 2. Б. терция - 2 тона 1. Секунда - 1 тон
Восходящий ряд ступеней, обозначаемых младшими триграммами, должен символизировать, по китайским представлениям, годовой ритм пробуждения, расцвета, созревания и увядания природы. Старшие триграммы при этом задают некоторые границы, внутри которых и развивается данный ритм. Данная последовательность всех триграмм при реконструкции получила название "порядок взаимопорождения".
В китайской традиции наиболее известным среди порядков триграмм является так называемый "порядок Фуси". Он представляет собой зеркальное отражение по вертикали предыдущего порядка.
Поскольку при таком отражении четыре триграммы сохраняют свой прежний вид, то музыкальное выражение порядка Фуси в кодировке порядка взаимопорождения не будет представлять собой инверсию музыкального выражения последнего. С другой стороны, порядок Фуси функционально отличается от взаимопорождения, поэтому ему следует иметь собственное соотнесение с музыкальным звукорядом. Реконструкция показала, что осуществляется данное соотнесение за счет разворачивания от тоники (с) по нисходящему направлению октавного звукоряда на годовом круге, на который накладывается набор триграмм в порядке Фуси.
Чтобы использовать порядок Фуси для кодировки музыкальных ступеней, необходимо зеркально переставить соответствия позиций триграмм и интервалов. 3. Секунда - 1 тон 2. Б. терция - 2 тона 1. Квинта - 3,5 тона Образуемый таким образом звукоряд можно рассматривать как результат сведения в октаву с полутоном нот, образуемых квартовым ходом.
В китайской традиции имеется несколько выделенных порядков триграмм и гексаграмм. Например, при археологических раскопках, проводившихся в 1973 г. в местечке Мавандуй (рядом с г. Чанша в пров. Хунань), был обнаружен самый древний экземпляр "Книги перемен", датируемый 180-170 гг. до н.э. В этом тексте гексаграммы располагаются в порядке, который у синологов получил название "мавандуйский". В основе этого гексаграммного порядка лежит принцип сочетания определенных порядков триграмм, которые синологи назвали "верхним и нижним мавандуйскими порядками триграмм".
Если исходить из того, что гексаграммы можно представить как сложение двух триграмм, то каждая гексаграмм может быть рассмотрена как кодовый знак для двух нот. В мавандуйском порядке гексаграмм верхние триграммы в соответствующей последовательности задают одну одинаковую ноту для восьми нижних триграмм. Что касается нижних триграмм, то внутри каждой указанной восьмерки одна триграмма, аналогичная следующей над ней верхней триграмме, выставляется на первое место. Таким образом, восьмерки гексаграмм начинаются с так называемых "чистых" (чунь) гексаграмм, т.е. составленных из одинаковых триграмм и имеющих их названия. В первой серии данная перестановка не требуется или может считаться чисто номинальной, поскольку в ее начале стоит как раз такая гексаграмма.
В качестве второго примера подобной кодировки можно озвучить матрицу гексаграмм, организованную по принципу "магического квадрата", в котором помимо номеров (чисел) гексаграмм из порядка Фуси учитываются черты гексаграмм. В этом квадрате сумма чисел в каждой строке, столбце и по диагоналям равна 260. В любых одинаковых позициях во всех строках и столбцах располагаются в сумме 4 янских и 4 иньских черт. Такая структурно-числовая сбалансированность всего комплекса гексаграмм будет определенным образом влиять и на музыкальные "слепки" последовательностей гексаграмм, расположенных по строкам, столбцам и диагоналям и считываемых в прямом и обратном направлениях.
Гексаграммы можно также рассматривать вне их соотнесения с триграммами, и тогда кодирование ими определенных нот будет определяться на основе иных закономерностей. Шесть позиций гексаграмм следует связать с младшими триграммами на годовом круге. На каждую младшую триграмму приходится по две соседних ступени октавного звукоряда. Поэтому конкретную корреляцию черт в позициях гексаграмм и нот можно установить двумя различными способами. Поскольку ступени китайского звукоряда подразделяются на иньские и янские, то можно полагать, что иньская или янская черты в каждой позиции гексаграмм будут обозначать соответствующую ноту. Таким образом, каждая гексаграмма будет соответствовать шести нотам, разнесенным по шести позициям в кодировке по Фуси следующим образом: VI (ян - h или инь - b), V (ян - a или инь - g# ), IV (ян - g или инь - f# ), III (ян - f или инь - e), II (ян - d# или инь - d), I (ян - c# или инь - c). Для иллюстрации такой кодировки можно выбрать один из "дворцов Цзин Фана", а именно дворец гексаграммы Цянь.
В каждом дворце цепочка гексаграмм начинается с "чистой" гексаграммы. Вторая гексаграмма каждого дворца отличается от первой только одной нижней чертой. Затем приводятся четыре гексаграммы, в которых по сравнению с предыдущей изменяются черты со второй по пятую. В предпоследней гексаграмме вновь изменена четвертая черта, а в последней гексаграмме изменяется вся нижняя триграмма. Первая гексаграмма, в свою очередь, отличается от последней только пятой чертой. Все эти различия также могут быть интерпретированы как последовательность нот. Для установления корреляции гексаграмм и музыкальных ступеней можно выбрать также те ноты, которые фиксируются квинтовым или квартовым ходами. Для последнего случая, характерного для построения связи звукоряда и порядка Фуси, это будут следующие ноты: b, g# , f#, f, d# , c# . Для простоты дальнейшего оперирования с данным звукорядом его можно понизить на полтона, и тогда он примет следующий вид: a, g, f, e, d, c. Шесть этих нот следует сопоставить с позициями гексаграмм, считая сверху вниз: VI, V, IV, III, II, I. Выбор, какие из этих нот и в какой комбинации будут соответствовать каждой конкретной гексаграмме, определяется рядом правил. Гексаграммам Цянь и Кунь, складывающимся из однородных черт, следует поставить в соответствие все шесть указанных нот, разведя их при этом на октаву. Все остальные гексаграммы можно разделить на иньские и янские, что будет определять их принадлежность к октаве более низкой и более высокой. При доминировании одной или двух иньских черт гексаграмма считается иньской и эти черты привязываются к соответствующим нотам низшей октавы, а при доминировании одной или двух янских черт, когда гексаграмма считается янской, они соотносятся с нотами высшей октавы. Для 20 равновесных гексаграмм, т.е. таких, у которых имеется одинаковое число янских и иньских черт, будет использоваться принцип уместности. В качестве эталона берется пара гексаграмм с № 63 и 64: с уместностью черт (иньскость) - 010101 - и с неуместностью черт (янскость) - 101010.
Этими примерами не ограничиваются способы кодировки нот триграммами и гексаграммами. Кроме того, порядки тех и других достаточно разнообразны. Однако "озвучивать" их все было бы достаточно трудоемким занятием. Поэтому интересующиеся могут попробовать осуществить это сами, руководствуясь описанными выше принципами.
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |