Кодекс «Къонахалла»
-
Главной целью и смыслом жизни къонаха
является служение своему народу (къам), своему Отечеству (Даймохк).
Интересы народа и Отечества для него всегда выше личных интересов.
-
Къонах присягает и служит только
Отечеству. Ради Отечества он готов пожертвовать жизнью, но никогда,
ни при каких обстоятельствах, къонах не поступается личным
достоинством и честью.
-
Высшим проявлением служения къонаха
является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой
войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для
къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
-
Созидательный труд во благо Отечества
в мирное время является таким же долгом къонаха, как и защита своей
страны во время войны. Труд не только не унижает, а, наоборот,
возвышает достоинство къонаха.
-
В любых обстоятельствах Къонах должен
проявлять уважение к Отечеству и выбору своего народа. Он должен
уметь подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору,
даже если при этом ему придется поступиться своими убеждениями.
-
Къонах должен помнить о том, что для
него Отечество, личное достоинство и честь дороже жизни. Но когда он
вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью, къонах
покидает Отечество.
-
В служении Отечеству Къонах не ждет
благодарности за свои деяния. Для къонаха нет выше награды, чем
благодарная память народа.
-
Поступками и чувствами къонаха
управляет разум, а сердце помогает ему избежать крайностей. Но
основа отношения къонаха к миру – человечность. Все, что находится
за ее пределами, недостойно къонаха.
-
Сущность человечности – в мудрости,
гуманном отношении к миру и людям, милосердии и сострадании.
Гуманность и милосердие къонаха проявляется не только в сострадании
к людям, а в их защите и помощи. Къонах должен быть милосердным
прежде всего к слабым и немощным.
-
Справедливость – истинная мера в
отношениях къонаха с людьми. Он должен быть справедливым к другим
так же, как и к себе. В своих действиях къонах исходит из принципа
взаимности: «Не делай другим того, что может быть неприятно тебе».
-
Благородство къонаха проявляется не
только в справедливости, но и в почтительности, уважении к людям,
независимо от их возраста и социального статуса. В общении с людьми
он должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным.
-
Главным богатством къонаха является
его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно
обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь обретается вновь
лишь через достойную смерть.
-
Духовная чистота – это зеркало, в
котором отражается внутренняя сущность къонаха и его деяния. Без нее
не может быть подлинной человечности и сострадания.
-
Истинное мужество проявляется в
терпении и умении управлять собой и ситуацией. Безумная храбрость –
это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему
цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это мужество
знающего, осознанный шаг навстречу смерти.
-
Истинная вера и справедливость
являются высшей духовной целью къонаха. Сущность мира къонах познает
умом и сердцем, а сущность веры – сердцем и душой. В религиозных
делах къонах руководствуется словами Пророка: «Нет принуждения в
религии».
-
Къонах должен постоянно оттачивать
свой ум, постигать мудрость и опыт других, изучать науки, дающие
ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к
истинной вере и постижению справедливости.
-
Къонах должен быть скромным в
религиозных ритуалах. Он никогда не подчеркивает своей
религиозности, не подменяет истинной веры формой. Для къонаха
внутренняя сущность веры всегда важнее ее внешнего проявления, так
как первое угодно Всевышнему, а последнее – людям.
-
Къонах готов достойно встретить любые
испытания, которые ему пошлет судьба. Но он помнит, что Всевышний
всегда оставляет ему выбор между Добром и Злом и готов ответить за
свой выбор перед Богом и людьми.
-
Надежда на Всевышнего не покидает
къонаха никогда. Она помогает ему и в неравной битве, и в любых
сложных обстоятельствах. В ней – источник его внутренней силы и
терпения.
-
Къонах терпимо относится к
представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им
своих взглядов или образа жизни. Насилие приводит к лицемерию, а оно
несовместимо с истинной верой.
-
Къонах не должен посягать на личное
достоинство и честь других людей. При этом он должен быть
снисходительным к их слабостям и ошибкам.
-
Къонах должен уметь не только
отстаивать свою правоту, но и выслушать чужое мнение, согласиться с
ним, если оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре
более слабому противнику является не слабостью, а проявлением
благородства.
-
Сделанное ему добро къонах возмещает
многократно. Ведь благодарность является чертой благородного
человека. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.
-
Къонах должен достойно вести себя и в
веселье, и в печали. Тень грусти на лице и мрачное молчание
неуместны на пиру так же, как смех и многословие во время тризны. В
любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
-
Къонах должен уважать и почитать своих
родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость. Он должен
делить с ними не только кров и хлеб, но и радость, и горе.
-
В своей семье къонах должен быть таким
же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он
должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до
оскорбления или физического наказания членов семьи.
-
Къонах должен быть скромным в жизни, в
быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны
оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой
оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.
-
Честь и достоинство женщины для
къонаха неприкосновенны. Къонах никогда не позволит в своем
присутствии обидеть женщину.
-
Жизнь женщины для къонаха
неприкосновенна вдвойне. Къонах ни при каких обстоятельствах не
поднимет на нее оружия, даже в виде угрозы.
-
Къонах никогда не причинит боли и
страдания ребенку. Нет такой цели, во имя которой къонах мог бы
пожертвовать жизнью и здоровьем детей.
-
Жизнь и свобода гостя для него дороже
собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя,
совершившего преступление.
-
В чужой стране къонах должен не только
соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать
им в той мере, какой это не задевает его национального достоинства.
В этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны.
-
Благородство (оьздангалла) къонаха
проявляется в культуре его поведения (гIилакх). Никакие
обстоятельства не могут заставить къонаха нарушить этикет.
-
Дружба для къонаха священна. Ради
дружбы Къонах готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как
брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя.
-
В дружбе къонах должен быть верным и
преданным. Защищая своего друга, къонах не щадит своей жизни. Он в
равной степени познается и в дружбе, и во вражде.
-
Великодушие – это мера отношения
къонаха к врагу. На войне къонах должен соблюдать меру дозволенного
по отношению к врагу, не давать воли чувству гнева и озлобления.
-
Къонах проявляет по отношению к
побежденному врагу благородство и милосердие. Он предпочитает
благородного врага ненадежному другу.
-
Къонах не должен применять оружие
против безоружного врага. Тяжело раненному врагу он обязан оказать
посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
-
Къонах должен по возможности избегать
поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя
не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок
неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и
быть снисходительным к нему.
-
Къонах не должен уклоняться от боя с
сильным противником. Но он всегда предпочитает мир войне, если такое
возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному
достоинству.
-
Къонах обязан бережно хранить лучшие
традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно
относиться к своему прошлому и к истории своего народа.
-
Къонах в течение всей жизни должен
заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы
служить своему народу с максимальной пользой.
-
Къонах отвечает за свои слова и
поступки. Он выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже
ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
-
Здоровое честолюбие может быть присуще
къонаху, но зависть к чужой славе или богатству – недостойна его.
Она лишает ясности разум, наполняет ядом сердце. Там где зависть, не
может быть человечности, а, следовательно, и милосердия.
-
Чувство соперничества может помочь
къонаху быстрее достичь цели, но оно неуместно по отношению к другу
или брату. При этом соперничество во имя Отчизны - благородно, во
имя личной славы – недостойно.
-
Къонах должен избегать лжи и клеветы,
как и людей, от которых она исходит. Он никогда не говорит о людях
того, чего бы ни сказал в их присутствии. О мертвых или попавших в
беду къонах говорит хорошо или ничего.
-
Правдивость и искренность къонаха
истекают из мужества. Но нет ничего более недостойного для него, чем
лицемерие. Оно возникает из подлости и трусости и почти всегда
порождает предательство.
-
Учтивость и почтительность не должны
переходить в заискивание и низкопоклонство перед богатыми и
влиятельными людьми. Особую почтительность къонах должен проявлять
только по отношению к женщинам и старейшим. При этом почтительное
отношение к старшим является проявлением воспитанности, к женщинам –
проявлением мужественности, к младшим – благородства.
-
Ни при каких обстоятельствах Къонах не
должен посягать на чужую собственность.
-
Къонаху не противопоказано накопление
богатства. Накопленное праведным путем богатство настоящего къонаха
может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и
Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие
качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность
– разорить самого богатого. Щедрость же приумножает не только славу
къонаха, но и его благосостояние.
-
Къонах должен мужественно переносить
все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические
страдания.
-
Къонах с уважением относится к своему
оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не
применяет его ради наживы или неправедного дела.
-
Къонах должен быть готов к смерти в
каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Но къонах не
должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу,
так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
-
Смерть къонаха должна быть такой же
достойной, как и его жизнь.
|