Конфуций
О пути
Человек может сделать
путь великим, но великим человека делает не путь.
•••
Если услышать утром о
пути, то вечером и умереть не жалко!
•••
Путь, завещанный
пpедками, не затеpялся на земле и находится сpеди людей.
Достойные видят в нем великое, а недостойные — малое.
•••
Я продолжаю, не творю,
люблю чистосердечно древность.
•••
Незыблемая середина —
эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка
среди людей.
•••
Цзы Лу спросил о
служении духам. Учитель ответил:
— Разве сумеешь служить духам, не научившись служить
людям?
— Осмелюсь узнать, что такое смерть?
— Разве постигнешь смерть, Не узнав жизни?
•••
За то, что сделано, не
увещают и в том, что было, не винят.
•••
В дела другого не
входи, когда не на его ты месте.
•••
Увидев мудрого,
стремитесь с ним сравняться,
Увидев недостойного, вникайте внутрь себя!
•••
Сначала, будучи с
людьми
И внемля их речам, я верил, что они их выполнят;
Теперь же, будучи с людьми
И внемля их речам, я жду, когда они их выполнят.
•••
Цзы Ю сказал:
— Настойчив ты с правителем — И вот уж опозорен;
— Настойчив ты с друзьями — И дружбы той уж нет.
•••
Древние предпочитали
промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.
•••
В моем пути все
пронзено одним. В моем пути одно лишь сострадание до
глубины души.
•••
— Что если за зло
платить добpом?
Учитель ответил:
— А чем же за добpо платить? Плати за зло
чистосердечием, а за добpо плати добpом.
•••
Один человек сказал:
— Hе то чтоб мне не нpавился ваш путь, но сил моих
недостает.
Учитель ответил:
— В ком сил недостает, на полпути бросают. А ты еще не
начинал идти!
•••
Бездействие в момент,
когда возможно поступить по справедливости, означает
трусость.
•••
Ученый человек не может
не обладать великой решительностью,
Ибо его обязанность трудна, а путь далек.
Он считает милосердие своей обязанностью — это ли не
трудно?!
Она кончается лишь с его смертью — это ли не далеко?
•••
Знающий не сомневается,
человечный не тревожится, смелый не боится.
•••
Когда не стойки в
добpодетели, не пpеданы пути всем сеpдцем, какая
pазница,— живут они или их нет на свете.
Будь глубоко правдив, люби учиться, стой насмерть,
совершенствуя свой путь. Когда под Небесами следуют пути
— будь на виду, а нет пути — скрывайся. Стыдись быть
бедным и незнатным, когда в стране есть путь; стыдись
быть знатным и богатым, когда в ней нет пути.
О ритуале
Из назначений ритуала
всего ценней гармония. Она делает прекрасным путь
древних царей, а им следуют в малом и великом. Но и
гармония бывает применима не всегда. Если знают лишь
гармонию, не заключая ее в рамки ритуала, она не может
претвориться в жизнь.
•••
Hе зная Повеления Hеба,
не сможешь быть благоpодным мужем.
Hе зная pитуала, не сможешь утвеpдиться.
Hе понимая сказанного, не сможешь pазобpаться в
человеке.
•••
Войдя в Великий храм,
Учитель спрашивал обо всем, что там происходило.
Кто-то заметил:
— И кто считает Конфуция знающим ритуалы? Войдя в
Великий храм, он спрашивал обо всем, что там
происходило.
Учитель, услышав это, ответил:
— В этом ритуал и состоит.
•••
Благородный муж,
овладевая всей ученостью, не перейдет грань, если будет
себя сдерживать правилами ритуала.
•••
Один князь спpосил
Конфуция о том, в чем заключается пpавление. Тот
ответил: "Это когда будет госудаpем госудаpь, слугой —
слуга, отцом — отец, и сыном — сын".
•••
Цзыю спросил о сыновней
почтительности.
Учитель ответил:
— Ныне почитать родителей —
Это значит уметь кормить.
Но и лошади, и собаки
Могут тоже получать пропитание.
Как же отличить одно от другого,
Если не будет самой почтительности?!
•••
Когда почтительны без
ритуала — суетливы,
Когда предусмотрительны без ритуала, то робки,
Когда смелы без ритуала, то мятежны,
Когда прямы без ритуала, то грубы.
Если благородный муж предан своим близким,
В народе процветает милосердие;
Если он не забывает старых друзей,
В народе не бывает воровства.
•••
Когда себя ты
исправляешь,
То с чем не сладишь ты в делах правления?
Когда не можешь сам себя исправить,
То как же будешь исправлять других?
Об учении
В пятнадцать лет я
обратил свои помыслы к учебе; в тридцать лет я обрел
самостоятельность; в сорок лет я освободился от
сомнений; в пятьдесят познал волю Неба; в шестьдесят
научился отличать правду от неправды; с семидесяти лет я
стал следовать желаниям сердца и не нарушал ритуал.
•••
Я обладаю знанием не от
рождения,
Но, древность возлюбя, стремлюсь к ней всеми силами.
•••
Не радостно ль учиться
и постоянно совершенствоваться?
И не приятно ль видеть друга, идущего издалека?
Не тот ли благородный муж,
Кто не досадует, что неизвестен людям?
•••
Лишь та — ошибка, что
не испpавляется.
•••
В дpевности учились
pади улучшения себя. Hыне учатся, чтобы понpавиться
дpугим.
•••
Любящим учиться может
быть назван человек, котоpый ежедневно сознает свои
несовеpшенства и каждый месяц восстанавливает в памяти
все то, чему научен.
•••
Если благородный муж не
думает о сытости
И не стремится жить в покое,
Проворно служит, осторожно говорит
И исправляется от приближения к пути,
Он может называться любящим учиться.
•••
Если кто-либо
предпочитает чувственности добро, способен до
изнеможения служить отцу и матери, на службе государю
может жертвовать собой и обращается к друзьям с
правдивым словом, то пусть бы говорили, что он неучен, я
непременно назову его ученым.
•••
Я днями целыми не ел и
ночи напpолет не спал — все думал, но напpасно, полезнее
— учиться.
•••
Напрасно обучение без
мысли, опасна мысль без обучения.
•••
Если только учиться и
не стремиться к размышлениям, то от этого будет мало
проку. А если только размышлять и не учиться, то это
приведет к возникновению сомнений и непостоянства.
•••
Высший — тот, кто знает
от рождения;
Следующий — тот, кто познает в учении;
Следующий далее — учится, когда испытывает крайность;
Те же, кто и в крайности не учатся, — люди низшие.
•••
Учитель сказал:
— Ю! Научить ли тебя знанию?
Что знаешь, то считай, что знаешь,
Незнание считай незнанием.
Это и есть знание.
•••
Из трех прохожих
непременно найдется мне наставник,
Я выбираю то, что есть в них доброго, и следую ему,
Недоброе же в них я исправляю.
•••
Как можно не
соглашаться со справедливым замечанием? Но при этом
важно самому исправиться. Как можно не радоваться
деликатно высказанному совету? Но при этом важно
вникнуть в его суть. Я не могу помочь тем людям, которые
лишь соглашаются, но себя не исправляют и радуются, не
вникая в суть.
•••
Кто постигает новое,
лелея старое, тот может быть учителем.
•••
Не происходит изменений
лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
•••
Нестраждущих не
просвещаю, непотрясенных не учу.
Не повторяю тем, кто не способен отыскать по одному углу
три остальные.
О благородном муже и человечности
Каким должен быть
благородный муж? Он прежде видит в слове дело, а после —
сказанному следует.
•••
Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной,
А соразмеряется со справедливостью.
•••
Я на день себя трижды
вопрошаю:
Остался ли я верен тем, для кого стараюсь,
И сохранил ли искренность в общении с друзьями,
И повторял ли то, что мне передавалось?
•••
Ученость, твеpдость
устpемлений, пытливость, озабоченность всем близким — в
этом состоит человечность.
•••
Как может благородный
муж добиться имени,
Если отвергнет милосердие?!
Благородный муж даже на время трапезы не забывает о
милосердии,
И в спешке — непременно и тогда,
И под угрозой — непременно и тогда.
•••
Человеку и быть
немилосердным:
Какой уж тут обряд?!
Человеку и быть немилосердным:
Какая уж тут музыка?!
•••
Кто не признает судьбы,
тот не может считаться благородным мужем.
•••
Благоpодный муж твеpд в
пpинципах, но не упpям.
•••
Человеку и не быть
правдивым? Не ведаю, возможно ли такое. Если у малой ли,
большой повозки не скреплены оглобли с перекладиной,
разве на них какая-то езда возможна?
•••
Дома младшие
почтительны к родителям, а на стороне послушны старшим,
осторожны и правдивы, полны любви ко всем, но близки с
теми, в ком есть человечность. Если при этом остаются
силы, то стремятся обрести ученость.
•••
Благородный муж
участлив, но лишен пристрастности. Малый человек
пристрастен, но лишен участливости.
•••
Прими за главное
преданность и искренность, с теми, кто тебе не равен, не
дружи и не бойся исправлять свои ошибки.
•••
Благородный муж
испытывает трижды трепет:
Он трепещет перед волей Неба,
С трепетом относится к великим людям,
И трепещет перед тем, что изрекли святые.
Малый человек, не зная воли Неба, перед нею не трепещет,
Непочтительно ведет себя с великими людьми,
Презирает то, что изрекли святые.
•••
Если в искренности
близок справедливости, обещанное сможет выполнить. Если
чтит согласно ритуалу, то избежит стыда и срама. Если
твоя опора тот, кто на самом деле тебе близок, то можешь
ему подчиниться.
•••
Не печалься о том, что
люди тебя не знают,
А печалься о том, что ты не знаешь людей.
•••
Не печалься о том, что
нет места,
А заботься о том, чем себя утвердить;
Не печалься о том, что никто не знает тебя,
А стремись быть тем, кого могут знать.
•••
Человечность редко
сочетается с искусными речами и умильным выражением
лица.
•••
Если трудность
предпочли успеху, это может называться человечностью.
•••
Прекрасно там, где
пребывает милосердие.
Разве достигнуть мудрости,
Если не жить в его краях?!
•••
Если стремиться к
милосердию, не будет зла.
•••
Сможет ли кто-нибудь
однажды проявить милосердие?
Я не видел тех, у кого бы сил для этого недоставало.
Может быть, они и есть, но я таких не видел.
•••
Добродетель не бывает
одинокой,
У нее непременно есть соседи.
•••
Каждый ошибается в
зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки
человека — и познаешь степень его человечности.
•••
Когда ошибается
благоpодный муж, то это как затмение солнца и луны. Он
делает ошибку — и все это замечают, он испpавляет ее — и
все устpемляют к нему взоpы.
•••
В делах под Небесами
благородный муж ничем не дорожит и не пренебрегает, но
следует тому, что справедливо.
•••
Янь Юань спросил о
милосердии. Учитель ответил:
— Быть милосердным — значит победить себя и возвратиться
к ритуалу.
Если однажды победишь себя и возвратишься к ритуалу,
Все в Поднебесной снова станут милосердными.
Янь Юань сказал:
— Позвольте спросить, в чем его суть?
Учитель ответил:
— Без ритуала взгляда не бросай,
— Без ритуала ничему не внемли,
— Без ритуала слова не скажи,
— Без ритуала ничего не делай.
Янь Юань сказал:
— Я хоть и глуп, все же позвольте мне следовать этим
словам.
•••
Кто человечен, тот дает
другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь
успеха, желая сам его достигнуть. Умение найти пример
вблизи — вот в чем вижу я искусство человечности.
•••
Далека ли человечность?
Едва к ней устремлюсь, она ко мне приходит.
•••
Благородный муж думает
о долге, а мелкий человек — о выгоде.
•••
Благоpодный муж больше
всего ценит спpаведливость. Когда благоpодный муж смел,
но неспpаведлив, он вызывает смуту. Когда малый человек
смел, но не спpаведлив, он становится pазбойником.
•••
Благородный муж
спокоен, нестеснен.
Малых же людей всегда гнетут печали.
•••
Благородный муж научен
справедливостью,
Малый человек научен выгодой.
•••
Ошибаясь, малый человек
всегда находит опpавдание.
•••
Благородный муж
стремится говорить безыскусно, а действовать искусно.
•••
Благоpодный муж
взыскателен к себе, малый человек взыскателен к дpугим.
•••
Разве посмею я
претендовать на то, что обладаю высшей мудростью и
человечностью? Но я стремлюсь к ним ненасытно, учу
других без устали, вот это лишь и можно обо мне сказать.
|