Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Кришнамурти Джидду Свобода от известного |
Выдержки из произведения. В полном объеме текст вы можете скачать в архиве zip по указанной выше ссылке
Джидду Кришнамурти
СВОБОДА ОТ ИЗВЕСТНОГО
Глава I
Человеческое искание. Искаженный ум. Традиционный подход. В плену респектабельности. Человек и индивидуум. Существование как борьба. Сущностная природа человека. Ответственность. Истина. Преобразование себя. Растрачивание энергии. Свобода от авторитета.
На протяжении веков человек искал нечто за пределами са- мого себя, за пределами материального благополучия, - то, что мы называем Истиной, или Богом, или Реальностью, - сос- тояние за пределами времени - нечто недоступное влиянию обс- тоятельств, мыслей или человеческой развращенности. И чело- век всегда задавал вопрос - каков смысл всего этого, имеет ли жизнь вообще какой-либо смысл? Наблюдая чудовищные смяте- ния жизни, мятежи, войны, нескончаемые разделения на почве религий, идеологий, национальных проблем и ощущая глубокое разочарование, чувство полного крушения, он спрашивает, что ему делать, что представляет собой то, что мы называем жизнью, и есть ли что-либо за нею.
Не находя это нечто под тысячью наименований, которое он всегда искал, человек культивировал веру, веру в спасителя, идеал, а вера неизбежно порождала насилие. В этой постоянной борьбе, которую мы называем жизнью, мы пытаемся установить некий кодекс поведения, соответствующий обществу, в котором мы воспитаны, будь то коммунистическое общество или так на- зываемое <свободное общество>. Мы придерживаемся определен- ного стандарта поведения, являющегося частью нашей традиции как индуистов, мусульман, христиан или какой-либо еще. Мы ищем того, кто сказал бы нам, какое поведение правильное или неправильное, какая мысль верна или не верна, и в следовании этому образцу наше поведение и наше мышление становится ме- ханическим, наша реакция автоматической. Мы можем очень лег- ко наблюдать это в самих себе.
На протяжении столетий мы нуждались в постоянной опеке наших учителей, нашего авторитета, наших книг, наших святых. Мы говорим: <Расскажите мне о том, что лежит за этими холма- ми и горами, этой землей>. И мы удовлетворяемся полученными описаниями. Это означает, что мы живем со слов, наша жизнь поверхностна и пуста, мы люди <со вторых рук>. Мы живем так, как нам говорят, либо следуем нашим склонностям, нашим стремлениям, либо подчиняемся обстоятельствам и окружающей среде. Мы - результат всякого рода влияний, и в нас нет ни- чего нового, ничего, что мы раскрыли сами, ничего оригиналь- ного, чистого, светлого.
На протяжении всей истории идеологи и религиозные лидеры заверяли нас, что если мы будем совершать определенные риту- алы, повторять определенные молитвы или мантры, приспосабли- ваться к определенным образцам, подавлять наши желания, контролировать наши мысли, делать возвышенными наши страсти, ограничивать наши аппетиты и воздерживаться от потакания сексуальным потребностям, тогда мы, истерзав в достаточной мере свой ум и тело, найдем нечто за пределами этой короткой жизни. И это то, что делали миллионы так называемых религи- озных людей на протяжении веков, либо в одиночестве, уходя в пустыню, в горы, в пещеры, странствуя от деревни к деревне с кружкой нищего, либо объединившись в группу, уйдя в монас- тырь, принуждая свои умы приспосабливаться к установленному образцу. Но измученный, сломленный ум, ум, который хочет бе- жать от всякой суеты, который отрекся от внешнего мира и сделался тупым из-за дисциплины и приспособлений, - такой ум, как бы долго он ни искал, найдет лишь то, что соответс- твует его собственным искажениям.
Итак, чтобы открыть, существует ли в действительности нечто за пределами этой тревожной, полной страха и соперни- чества жизни, необходим, как мне представляется, совершенно иной подход. Традиционный подход предполагает движение от периферии внутрь, к центру, с тем чтобы со временем, в ре- зультате практики отречения постепенно прийти к этому внут- реннему цветению, к этой внутренней красоте и любви, - фак- тически же при таком подходе делается все, чтобы стать огра- ниченным, мелким и ничтожным; когда, постепенно очищаясь, снимая с себя один слой за другим, полагаясь на время и счи- тая, что желаемое можно осуществить завтра, осуществить в следующей жизни, человек наконец приближается к этому цент- ру, он обнаруживает, что там нет ничего, потому что ум сде- лался неспособным, тупым и нечувствительным.
Наблюдая этот процесс, спрашиваешь себя, а не существует ли совершенно иной подход, то есть не является ли возможным рывок от центра?
Мир принимает традиционный подход и следует ему. Первой причиной беспорядка в нас самих является поиск реальности, обещанной кем-то другим. Мы механически следуем за кем-то, кто гарантирует нам удобную духовную жизнь. Самое невероят- ное - это то, что хотя большинство из нас противится полити- ческой тирании и диктатуре, мы внутренне принимаем авторитет и тиранию, позволяя кому-то другому калечить наши умы и наш жизненный путь. Но если мы полностью, не интеллектуально, а фактически отбросим всякий так называемый духовный автори- тет, все церемонии, ритуалы и догмы, - а это означает ока- заться в одиночестве, в конфликте с обществом, - мы переста- нем быть респектабельными людьми. Респектабельный человек не может приблизиться к этой беспредельной, неизмеримой реаль- ности.
Вот, предположим, вы начинаете с отрицания чего-то абсо- лютно ложного - традиционного подхода, - тогда, если ваше отрицание - только реакция, вы создадите лишь другой шаблон, который будет только ловушкой, если вы будете только уверять себя интеллектуально, что это отрицание - очень хорошая идея, но ничего не предпримете, вы нисколько не продвинетесь вперед. Если же вы отрицаете этот подход потому, что понима- ете его нелепость и незрелость, если вы отбрасываете его по- тому, что вы свободны и не испытываете страха, если вы от- вергаете его сокрушающим разумом, вы создаете в себе и вок- руг себя большое волнение, но вы выходите из ловушки респек- табельности. Тогда вы обнаруживаете, что вы больше не ищете. Вот первое, чему вы научились - не искать. Когда вы ведете поиск, вы, фактически, просто разглядываете витрины.
Вопрос, существует ли Бог, истинная реальность или как бы вы это ни назвали, никогда не может быть разрешен с по- мощью книг, священнослужителей или философов и спасителей. Ничто и никто не может ответить на этот вопрос, кроме вас самих. Именно поэтому вы должны познать себя. Незрелость состоит лишь в полном незнании самого себя. Понимание себя - начало мудрости.
А что представляете собой вы сами, что такое ваша инди- видуальность? Я думаю, есть различие между человеком и инди- видуумом. Индивидуум - это локальная сущность, живущая в оп- ределенной стране, принадлежащая к определенной культуре, к определенному обществу, к определенной религии. Человек не локальная сущность - он везде. Если индивидуум действует только в отдельном уголке обширного поля жизни, то его дея- тельность совершенно не соотносится с целым. Таким образом, надо помнить, что мы говорим о целом, а не о какой-то части, потому что большее включает меньшее, тогда как в меньшем большее не содержится. Индивидуум - это маленькая, несчаст- ная, терпящая неудачи сущность, удовлетворяющаяся своими бо- гами и узкими традициями, тогда как человек озабочен всеоб- щим благом, всеобщим страданием и всеобщим смятением в мире.
Мы - люди - остались такими же, какими были на протяже- нии миллионов лет, - бесконечно жадными, завистливыми и аг- рессивными, подозрительными, полными тревог и отчаяния, со случайными вспышками радости и любви. Мы - страшная смесь ненависти, страха и доброты, насилие и мир одновременно. Внешне достигнут большой прогресс - от повозки, запряженной волами, до реактивного самолета, но психологически индивиду- ум все же не изменился, а структура общества всюду в мире создана индивидуумами. Внешняя социальная структура - ре- зультат внутренней психологической структуры наших челове- ческих отношений, так как индивидуум - результат совокупного опыта, знаний и поведения человека, каждый из нас - это склад всего прошлого. Индивидуум - это человек, который представляет собой все человечество; вся история человека записана в нас.
Проследите, что в действительности происходит внутри и вне нас и в этой построенной на конкуренции культуре, в ко- торой вы живете, с ее требованием власти, положения, прести- жа, успеха и всего прочего, вдумайтесь в достижения, которы- ми вы так гордитесь, исследуйте всю ту сферу, которую вы на- зываете жизнью, с конфликтом во всех формах отношений, с не- навистью, враждой, жестокостью и нескончаемыми войнами. Эта сфера, эта жизнь есть все, что мы знаем, и, будучи не в сос- тоянии понять эту чудовищную борьбу за существование, мы, естественно, испытываем перед ней страх, ищем спасение в бегстве от нее любыми возможными способами. Мы испытываем также страх перед неизвестным, боимся смерти, боимся того, что лежит по ту сторону завтрашнего дня. Таким образом, мы боимся и известного и неизвестного. Такова наша повседневная жизнь; в ней нет надежды, поэтому любая разновидность фило- софии, любая идеологическая теория являются путем бегства от действительности, от того, что есть.
Все внешние формы, перемены, возникающие в результате войн, революций, реформ, законов и идеологий, потерпели пол- ный крах и не изменили основной природы человека и, следова- тельно, общества. Как люди, живущие в этом чудовищно уродли- вом мире, давайте зададим себе вопрос, может ли это общест- во, основанное на конкуренции, жестокости и страхе, прийти к концу? Может ли это быть не интеллектуальной концепцией, не одной лишь надеждой, но действительным фактом? Я думаю, это может произойти только если каждый из нас осознает, что мы как индивидуумы, как люди, в какой бы части света мы ни жи- ли, к какой бы культуре мы ни принадлежали, являемся пол- ностью ответственными за состояние, в котором находится мир. Мы, каждый из нас, несем ответственность за каждую войну, по причине агрессивности наших собственных желаний, по причине нашего национализма, нашего эгоизма, наших богов, наших предрассудков, наших идеалов, всего, что разделяет нас. И только когда мы осознаем не интеллектуально, а фактически, - так же, как мы осознаем действительный факт или ощущение бо- ли, - что вы и я ответственны за весь этот существующий ха- ос, за все страдания во всем мире, так как мы внесли в это вклад нашей повседневной жизнью, являемся частью этого чудо- вищного общества, с его войнами, разделением, с его уродли- востью, жестокостью и жадностью - только когда мы действи- тельно это поймем, мы будем действовать. Но что может сде- лать человек? Что можем сделать мы с вами, чтобы создать со- вершенно иное общество? Мы задаем себе очень серьезный воп- рос. Существует ли вообще что-то, что может быть сделано? Скажет ли нам это кто-нибудь? Так называемые духовные вожди, которые, как полагают, понимают эти вещи лучше нас, говорили об этом, стараясь повернуть нас и втиснуть в новый шаблон, что увело нас не слишком далеко; искушенные ученые люди тво- рили нам, но и это не продвинуло нас дальше. Нам говорили, что все пути ведут к истине: у индуиста - свой путь, у ко- го-то другого, как, например, у христианина или мусульмани- на, - свой, и что все они встречаются у одной и той же две- ри. Но это, если внимательно рассмотреть, окажется совершен- ным абсурдом. К истине нет пути. В этом красота Истины. Она живая. К неживой вещи путь имеется, потому что она неподвиж- на. Но когда вы видите, что истина - нечто совершенно живое, движущееся, никогда не стоящее на месте, что она никогда не пребывает ни в храме, ни в мечети, ни в церкви, и что никто, ни религия, ни учитель, ни философ не может вести вас к ней - тогда вы также увидите, что это живое нечто есть то, чем вы в действительности являетесь: ваше отчаяние, ваша боль и скорбь, в которых вы живете. В понимании всего этого вы зна- ете, как смотреть на эти вещи в вашей жизни. Но нельзя смот- реть сквозь идеологию, сквозь экран слов, сквозь надежды и страхи.
Итак, вы видите, что вам не следует зависеть от кого бы то ни было, что нет ни лидера, ни учителя, ни авторитета, а есть только вы, ваши отношения с другими и с миром - ничего другого не существует. Когда вы осознаете это, приходит либо глубокое отчаяние, порождающее цинизм и горечь, либо, если вы встречаете лицом к лицу тот факт, что никто другой, а только вы ответственны за мир и за себя, за то, что вы дума- ете, что вы чувствуете, как вы поступаете, - вся жалость к себе уходит. Мы обычно стремимся обвинить других, но это форма жалости к себе.
Итак, можем ли мы, вы и я, произвести в себе без всякого воздействия извне, без какой-либо веры, без страха наказа- ния, можем ли мы произвести в самой основе нашего существа тотальную революцию, психологическую мутацию; так, чтобы вы перестали быть жестокими, способными на насилие, соперни- чество, чтобы вы перестали испытывать тревогу, страх, жад- ность, зависть и все прочие проявления нашей натуры, создав- шей это прогнившее общество, в котором протекает наша пов- седневная жизнь?
Важно с самого начала понять, что я не предлагаю ка- кой-либо философии или структуры идеологических концепций. Мне кажется, что идеологии вообще лишены всякого смысла. Важна не философия жизни, а наблюдение того, что в нашей повседневной жизни действительно происходит, внутренне и внешне. Если вы очень внимательно будете наблюдать, что про- исходит, и исследовать это, вы убедитесь, что все основыва- ется на интеллектуальном представлении. Но интеллект не зак- лючает в себе всей сферы жизни - это фрагмент, и как бы умно он ни был организован, каким бы древним и традиционным он ни был - это всего лишь малая часть существования, в то время как мы имеем дело со всей целостностью жизни. И когда мы вглядываемся в то, что происходит в мире, мы начинаем пони- мать, что не существует внутреннего и внешнего процесса. Су- ществует лишь единый процесс - целостное тотальное движение. Внутреннее также воздействует на внешнее. Мне представляет- ся, что быть способным смотреть - это все, что требуется, потому что если мы знаем, как смотреть, то все становится очень ясным, а для того, чтобы смотреть, не нужны ни филосо- фия, ни учитель. Никто не нужен, чтобы сказать вам, как смотреть. Вы просто смотрите.
Можете ли вы тогда, видя эту целостную истину, понимая ее не на уровне слов, а фактически, можете ли вы легко и спонтанно измениться? Вот реальный вопрос. Возможно ли осу- ществить революцию в психике?
Я хотел бы знать, какова ваша реакция на такой вопрос. Вы можете сказать: <Я не хочу измениться>, и большинство лю- дей не хотят этого, особенно те, кто благополучны в социаль- ном или экономическом отношении или придерживаются догмати- ческих убеждений и склонны принимать себя и вещи лишь в су- ществующем или несколько модифицированном виде. Этих людей мы не касаемся. Или вы можете сказать более уклончиво: <Это слишком трудно, это не для меня>. В этом случае вы уже бло- кировали себя. Вы перестали спрашивать, и бесполезно идти дальше. Или вы можете сказать: <Я понимаю необходимость ра- дикальной внутренней перемены во мне, но как мне это осу- ществить? Укажите мне путь, помогите мне в этом>. Если вы так говорите, значит вас отнюдь не интересует перемена в вас самих. Вы фактически не заинтересованы в радикальной револю- ции, вы просто ищете метод, систему, которые произвели бы перемену.
Если бы я был достаточно неразумен, чтобы дать вам сис- тему, и если бы вы были достаточно неразумны, чтобы ей сле- довать, вы бы только копировали, подражали, приспосаблива- лись, соглашались, а когда вы так поступаете, вы устанавли- ваете для себя авторитет кого-то другого и, следовательно, имеет место конфликт между вами и этим авторитетом. Вы чувс- твуете, что должны поступать так, как вам говорят, и тем не менее вы не в состоянии это сделать. У вас ваши собственные особые наклонности, тенденции и затрудняющие обстоятельства, которые вступают в конфликт с системой, принятой вами, и по- этому возникает противоречие. Таким образом, вы будете вести двойную жизнь между идеологией системы и действительностью вашей повседневной жизни. Пытаясь приспосабливаться к идео- логии, вы подавляете себя, тогда как в действительности ис- тинна не идеология, а то, что вы есть. Если вы пытаетесь изучить себя со слов другого, вы всегда остаетесь человеком <мыслящим>. Человек, который говорит: <Я хочу измениться, скажите мне, как это сделать>, кажется очень искренним и очень серьезным, но он не таков. Ему нужен авторитет, кото- рый, как он надеется, создаст порядок в нем самом. Но может ли авторитет когда-либо создать в нас внутренний порядок? Порядок, наводимый извне, всегда порождает беспорядок. Вы можете увидеть истину этого интеллектуально, но можете ли вы действительно воспринять это так, чтобы ваш ум больше не проецировал никакого авторитета, авторитета книги, учителя, жены или мужа, родителя, друга или общества? Ведь мы всегда действовали в соответствии с образцом некой формулировки, формулировка превращалась в идеологию и авторитет; но в тот момент, когда вы действительно поймете, что вопрос <как мне измениться?> порождает новый авторитет, - вы покончите с ав- торитетом навсегда.
Давайте скажем это более ясно: <Я понял, что должен из- мениться. Полностью, до самых корней моего существа; я не могу больше зависеть от какой-либо традиции, ибо традиция привела к возникновению этой великой лени, примирению и по- корности. Я не имею возможности надеяться на другого, что он поможет мне измениться, будь это учитель или бог, верование, система, внешнее давление или воздействие>. Что тогда прои- зойдет?
Прежде всего, можете ли вы отбросить всякий авторитет? Если можете, это означает, что вы больше не испытываете страха. И что тогда происходит? Когда вы отбрасываете нечто ложное, пребывающее в вас на протяжении многих поколений, когда вы сбросили с себя всякого рода бремя, что тогда про- исходит? У вас становится больше энергии, не так ли? Ваш ум становится более мощным, приобретает большую силу, большую интенсивность и жизненность. Если вы этого не ощущаете, зна- чит вы не сбросили всю ношу, не отбросили мертвый груз авто- ритета.
Но если вы это отбросили и имеете эту энергию, в которой совсем нет страха, страха совершить ошибку, страха поступить правильно или неправильно, тогда разве сама эта энергия не является мутацией? Мы нуждаемся в потрясающем количестве энергии и мы расточаем ее из-за страха, но когда существует энергия, которая приходит в результате отбрасывания всех форм страха, эта энергия сама по себе производит коренную внутреннюю революцию. Вы сами не должны ничего для этого предпринимать.
Итак, вы предоставлены самому себе, и это действительно то состояние, в котором должен находиться человек, очень серьезно относящийся ко всему этому; и поэтому вы больше не надеетесь, в смысле помощи, ни на кого и ни на что. Вы уже свободны, чтобы делать открытия. Когда есть свобода - су- ществует энергия; когда есть свобода - не может произойти ничего неправильного. Свобода по сути своей отлична от мяте- жа. Когда есть свобода - не существует такого понятия, как поступать правильно или неправильно. Вы являетесь свободным и от того центра, который действует, поэтому нет страха. А ум, в котором нет страха, способен на великую любовь. Когда существует любовь - она может делать все, что ей угодно. Та- ким образом, мы собираемся приступить к изучению самих себя, не ориентируясь ни на кого, ни на меня, ни на какого-либо аналитика или философа. Если, изучая себя, мы ориентируемся на других, мы изучаем их, а не себя. Мы же собираемся уз- нать, каковы мы в действительности. Установив, что нам не следует зависеть ни от какого авторитета для совершения то- тальной революции во внутренней структуре нашей психики, мы оказываемся перед необычайно большой трудностью. Нам нужно преодолеть наш собственный внутренний авторитет, авторитет нашего специфического малого опыта, накопленных знаний, мне- ний, идей или идеалов. У нас имеется наш личный опыт, опыт вчерашнего дня, научивший нас чему-то, и то, чему он научил, становится новым авторитетом. Этот авторитет вчерашнего дня так же разрушителен, как и авторитет тысячелетней давности. Чтобы понимать себя, не требуется никакого авторитета, ни вчерашнего, ни тысячелетней давности, потому что мы - живые существа, всегда движущиеся, текущие, никогда не пребывающие в состоянии покоя. Когда мы наблюдаем себя при помощи мерт- вого авторитета вчерашнего дня, нам не удается понять движе- ния, красоту этого движения, его особое свойство. Быть сво- бодным от всякого рода авторитета - вашего собственного и авторитета другого - это значит умереть для всего вчерашне- го, так, чтобы ваш ум был всегда свежим, всегда юным, чис- тым, полным сил и страсти. Только в таком состоянии человек изучает и наблюдает. Для этого необходима высочайшая степень осознания. Фактического осознания того, что происходит внут- ри вас, без того, чтобы корректировать или обьяснять, что должно или не должно было бы быть. Потому что в тот момент, когда вы корректируете, вы устанавливаете новый авторитет, авторитет цензора.
Теперь мы вместе попытаемся исследовать нас самих. Не так, чтобы кто-то объяснял, а мы в это время, читая и следя за словами на странице, соглашались или не соглашались с ни- ми, но так, чтобы мы отправились в путь вместе. В путь к открытию самых сокровенных уголков нашего ума. Отправиться в такой путь мы должны налегке. Нас не должен обременять груз мнений, предрассудков и умозаключений - весь этот старый хлам, который мы накопили более чем за 2000 лет. Забудьте все, что вы знаете о себе, забудьте все, что вы когда-либо о себе думали. Мы отправимся в путь так, как если бы мы не знали ничего.
Ночью шел сильный дождь, а теперь небо начинает прояс- няться, наступает новый бодрящий день. Давайте встретим этот новый день так, как если бы в нашем распоряжении был единс- твенно только этот день. Давайте начнем наше путешествие вместе, оставив позади все воспоминания вчерашнего дня, и впервые постараемся понять себя.
Глава II
Изучение себя. Простота и скромность. Обусловленность.
Если вы думаете, что важно понять себя только потому, что я или кто-то другой сказал вам, что это важно, то я опа- саюсь, что всякое общение, всякий контакт между нами окажет- ся невозможным. Но если мы согласимся, что понимать себя полностью жизненно важно, тогда у нас с вами будут совершен- но иные отношения, тогда мы сможем совместно вести исследо- вание, и это исследование будет глубоким, разумным и радост- ным.
Мне не нужна ваша вера. Я не выдвигаю себя в качестве авторитета. Мне нечему учить вас. У меня нет ни новой фило- софии, ни новой системы, ни нового пути к реальности. К ре- альности не существует пути, так же как нет его и к истине. Всякий авторитет, какой бы он ни был, особенно в сфере мыш- ления и понимания, является разрушительным и вредным. Лидеры губят последователей, последователи губят лидеров. Вы должны быть одновременно и своим собственным учителем, и своим собственным учеником. Вы должны поставить под вопрос все, что человек согласился считать ценным и необходимым. Когда вы не являетесь чьим бы то ни было последователем, вы чувс- твуете себя очень одиноким. Так будьте одиноким. Почему вы боитесь быть одиноким? Потому что вы оказываетесь лицом к лицу с самим собой, какой вы есть, и вы убеждаетесь, что вы пустой, глупый, тупой человек, исполненный чувства вины и тревоги, что вы мелкое, дрянное, несостоятельное существо, живущее <из вторых рук>. Встретьте этот факт лицом к лицу, вглядитесь в него и не убегайте от него прочь. В тот момент, когда вы бежите прочь, возникает страх.
Исследуя себя, вы этим не изолируете себя от остального мира. Это не является каким-то нездоровым процессом. Во всем мире человек захвачен теми же повседневными проблемами, что и вы. Поэтому исследовать себя совсем не значит быть неврас- теником. Ведь различия между индивидуумом и коллективом не существует. Это действительный факт. Я создал мир таким, ка- ков я есть. Поэтому не дайте себе затеряться в этой борьбе между частью и целым. Я должен осознать всю целостность са- мого себя, а это возможно только тогда, когда ум выходит за пределы индивидуального и социального сознания. Таким обра- зом я сам могу стать для себя никогда не затухающим свето- чем.
Как же нам начат
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |