Лотос "Что такое медитация?"
версия для печати
Вопрос:
Здравствуй, Лотос!
В библиотеке у тебя книг много,
люди вокруг многое говорят и пишут, и везде я встречаю слово
"медитация". А что это такое? А, может, книжка какая есть
хорошая, где это понятие по-полочкам разложено-объяснено.
Ответ:
Одной специальной книги нет.
Причина в том, что слово "медитация" не является термином. Для
общества, в котором мы живем, это не является большой проблемой
- так что все нормально :)))
Лично я использую это слово в
значениях привязанных к контексту конкретной ситуации.
Практически как
Людоедка Элочка из "Двенадцати стульев" использовала свое
слово "Ого!" (ирония, удивление, восторг, ненависть, радость,
презрение или удовлетворенность - в зависимости от ситуации)
:))
Ниже я постараюсь обобщить свое
понимание с известными мне определениями и дать ссылки на
источники.
1.
А вдруг на самом деле все не так?
Узнав мнения других, я могу понять что-то новое и изменить свое
восприятие.
Это означает, что в твоей нынешней
картине мира присутствует сомнение ("вдруг все не так?"),
незакостенелость ("могу понять и изменить") и доверие к опыту
"других" ("узнав мнение других"). Вопрос в том, чтобы Видеть
это. "Видеть" - это состояние одновременного активного
просеканияосознаванияприятиязнания и не делание трагедии из
этого :)) Такое состояние редко возникает само по себе.
Нужно тренировать его присутствие.
А не имеет ли это состояние
чего-нибудь общего с часто упоминаемым состоянием медитации?
Имеет.
Но нужно знать, что слово медитация используется очень многими
людьми и очень в разных смыслах. Оно не является в
общеупотребимом значении Термином. Оно скорее как слово
"любовь". И это любовь, и то - любовь :)))
Но у меня правильное
представление? Т.е. я Это понятие использую в истинном смысле?
Слова - это всего лишь условные
обозначения. Каждое слово что-то обозначает. Самого по себе
слова нет :)))
Ну кроме, может быть, слова "шасть!" :)))
В русском языке слов "медитация"
может обозначать как действие, так и состояние.
Что же обозначает "медитация, как
действие"?
Медитирование, процесс медитации, упражняться в медитации - что
это за действия?
Можно сказать, что сидение в тишине, в позе лотоса в течение
часа - это медитация. И это правильно. Хотя и очень
поверхностно.
Можно сказать, что созерцание образа образов - это медитация. И
это тоже правильно.
Можно сказать, что концентрация на решение проблемы небытия -
это медитация. Это тоже правильно.
Есть еще с десяток комплексов разных действий, которые можно
назвать словом медитация.
А что обозначает "медитация, как
состояние"?
Медитация - это особое состояние ума.
Медитация - это состояние вне ума.
Медитация - это состояние не-ума.
Медитация - это НЕ-ум.
Медитация - это состояние пребывания вне органов чувств.
Медитация - это состояние ощущения единства себя и всего
мира, состояние не-разделенности себя и мира, состояние
крепчайшей взаимоувязанности всего со всем остальным.
Это все верные определения. Верные
в том смысле, что каждому из определений слова "медитация" можно
найти адекватные действия, либо состояния. В каких-то традициях
слово "медитация" может иметь четкое определение и
соответствовать конкретному состоянию, либо действию. Но вот я
знаю много определений и состояний, которые можно обозначить
словом "медитация". И все они не конфликтуют друг с другом.
Ну вот, а теперь сравни это с тем,
как понимаешь слово
"медитация" ты сам и реши - истинно твое понимание, или нет
:))))
Источник цитаты:
Лотос "Изменение Привычной Картины
Мира"
2.
Из Большой Советской Энциклопедии:
Медитация
(латинское meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю),
умственное действие, направленное на приведение
психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности,
оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной
характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает
устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное
понижение реактивности.
Соматическое состояние медитирующего характеризуется при
этом расслабленностью, а его
умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от
внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).
В разных медитативных практиках (культовых,
религиозно-философских, психотерапевтических,
дидактикопропедевтических и тому подобных) вызывание и
протекание М., как правило, связаны с определённой
последовательностью умственных актов, складывающихся в
естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение
М. семантически связано с понятиями "ум" и "думание"
одновременно - как природных способностей человека, не зависящих
от его сознательного намерения (санскрит dhyana, русское
"думанье", древнегреческое medomai - "размышляю", английское
musing - "дремотное мечтание" и т. п.).
Методики М. различаются наборами технических приёмов и
последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума
и нереактивности психики. Особое развитие и конкретную
тематическую направленность М. получила в индийской и буддийской
йоге (как одно из основных средств достижения религиозного
освобождения), в античном "философском экстазе" платоников и
неоплатоников (причём у первых она выступала как необходимая
предпосылка теоретического мышления, в частности
математического), в православном "умном делании"
("Логос-медитация", или "Иисусова молитва"), в "экзерцициях"
(духовных упражнениях) иезуитов, в учении о "пути"
мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного
психоанализа (К. Г. Юнг ), ставящих целью интеграцию личности.
Лит.: Джемс В., Многообразие религиозного опыта, перевод
с английского, М., 1910; Thurston Н., The physical phenomena of
mysticism, Chi.,1952: Evans-Wentz W. Y., Tibetan Yoga and secret
doctrines, L. - Oxf., 1967.
Ключевые слова выделены жирным
шрифтом мной, для того, чтобы показать
через что составители энциклопедии определялил слово
"медитация". Таким образом в БСЭ медитация определяется
умственными движениями/действиями. Это и есть тот "предел" в
перживаниях/ощущениях, который был известен составителям
энциклопедии.
Цитата из словаря по общественным
наукам:
Медитация
- умственный процесс:
- направленный на приведение психики в состояние углубленности и
сосредоточенности;
- сопровождаемый расслабленностью, снижением эмоциональной
реактивности, отрешенностью от внешних объектов.
Здесь та же самая ситуация -
определение через умственные движения.
Вот более точное определение слова
"медитация":
Медитация
- это особое психо-физическое
состояние человека.
В состоянии медитации
умственные движения (мысли, образы) - это всего лишь
поверхностный, начальный уровень. Изменение собственных
состояний при помощи мыслей - это также один из начальных
уровней практики.
3.
Что такое медитация? Медитация -
это состояние не-ума. Медитация - это состояние чистого сознания
без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено
чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Ум - постоянная
толчея; движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания,
движутся амбиции - это постоянная толчея! День приходит, день
уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это
по-прежнему думание, это по-прежнему волнения и печали. Он
готовится к следующему дню, продолжается подспудное
приготовление. Такое состояние - не медитация. Как раз
противоположное и есть медитация. Когда нет толчеи, и думание
прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не
удерживается, вы полностью молчаливы - такое молчание и есть
медитация. И в этом молчании известна Истина, больше никогда.
Медитация - это состояние не-ума.
И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет
вечно находить самого себя. Вы сможете найти медитацию, только
отставляя ум в стороне, оставаясь холодными, индифферентными,
неотождествленными с умом, наблюдая, как ум проходит мимо, но не
отождествляясь с ним, не думая, что я есть он. Медитация - это
осознание того, что я не есть ум. Когда осознание идет глубже и
глубже, мало-помалу появляются мгновения - мгновения молчания,
тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности,
моменты мгновения, когда ничто в вас не удерживается, все
постоянно. В эти мгновения постоянства, безмолвия узнаете, кто
вы такие, и вы узнаете тайну бытия этой жизни, этого
существования.
Источник цитаты:
Ошо (Бхагаван Шри
Раджниш) "Оранжевая книга" (техники медитации)
Книгу рекомендую прочесть
обязательно. Затем - также обязательно - попробовать заниматься
либо самостоятельно, либо в группе.
Дополнительные ссылки:
Ошо (Бхагван
Шри Раджниш) "Медитация - универсальный ключ"
Ошо (Бхагаван
Шри Раджниш) "Тайна медитации"
Ошо (Бхагаван
Шри Раджниш) " Что такое медитация?"
4.
Проблема не в том, как и чем
медитировать, а способен ли вообще ум к медитации. Нам говорили,
что мы должны медитировать, и с помощью медитации мы надеемся
достичь результата — счастья, Бога, истины и т.п. Поэтому мы
делаем усилие, чтобы медитировать, а там, где есть усилие, есть
и элемент времени. Мы говорим: "С помощью дисциплины, с помощью
практики, с помощью самоконтроля, через постепенность,
разворачивающуюся во времени, я достигну понимания Бога!
По-моему это совсем не медитация.
Это чистый самогипноз, проекция ваших иллюзий и вашего опыта; с
помощью такой проекции вы можете иметь видения, но вы не
достигнете свободы. Вы слышали, что состояние медитации
необычайно прекрасно, что медитация дает человеку внутреннее
спокойствие и тишину, поэтому вы контролируете и дисциплинируете
свой ум, делая усилие медитировать, в надежде достичь таким
образом тишины и спокойствия.
Однако, прежде чем вы сможете
достичь этой тишины, прежде чем вы сможете увидеть истину, Бога,
вы должны понять ум в состоянии медитации, иначе что бы вы не
предпринимали, ваш ум будет по-прежнему находиться в поле своего
знания и обусловливания. Вы можете разбудить определенные
способности, но все это окажется одной из форм самообмана. Если
вам нравится обманывать самого себя, если вы принимаете этот
обман, что ж, продолжайте эту игру, отдаваясь ей целиком. Но
если вы действительно хотите узнать, что такое медитация,
безусловно, вам следует начать не с вопроса, как медитировать, а
с исследования, способен ли ум, ставящий эту проблему, понять
ее.
Источник цитаты:
Джидду Кришнамурти "Бомбейские
беседы"
...знание всегда должно быть
полным, чтобы ум прекратил искания.
Такой ум не будет требовать
переживаний. Он не будет нуждаться в вызове или воспринимать
вызов, он не скажет: «я сплю» или «я бодрствую». Он будет
полностью тем, что он есть. Только пребывающий в разладе с
собою, узкий, мелкий ум ищет большего. Возможно ли тогда жить в
этом мире без большего, без этого нескончаемого сравнивания?
Конечно можно. Но каждый должен выяснить это сам.
Изучение этого вопроса во всей его
целостности и есть медитация. Это слово использовалось на
Востоке и на Западе, к сожалению, самым неудачным образом.
Существуют различные медитации, различные методы и системы. Есть
системы, которые говорят: «Следите за движениями большом пальца
вашей ноги. Следите, следите, следите». Есть и другие системы,
которые рекомендуют сидеть в определенном положении, правильно
дышать или практиковать осознание. Все это крайне механистично.
Есть метод, предлагающий вам определенное слово, повторение
которого даст вам необычайные трансцендентные переживания. Это
полнейшая чепуха. Тут некая форма самогипноза. Многократное
повторение слова «аминь», или «ом», или «кока-кола» вызовет у
вас определенные переживания, потому что от повторения ум
затихает. Это хорошо известный феномен, который на протяжении
тысячелетий практиковался в Индии и получил название
мантра-йоги. Повторением вы можете привести ваш ум в состояние
кротости, доброты, но независимо от этого он все же останется
мелким, пустым, убогим умом. С таким же успехом вы можете
поставить перед собой на край камина кусок палки, найденной в
саду, и каждый день класть перед ним цветы. Через месяц вы
будете ему поклоняться и считать большим грехом, если вы не
положите цветы.
Медитация - это не следование
какой-либо системе, это
не повторение и не подражание. Медитация - не концентрация. Это
один из излюбленных приемов некоторых учителей медитации,
требующих от своих учеников умения сосредоточиться, что означает
фиксацию ума на какой-либо мысли и отбрасывание всех других
мыслей. Это наиболее уродливая и глупая вещь, которую может
проделать любой школьник, если его заставить так делать. Это
означает, что внутри вас идет непрекращающаяся борьба между
настойчивым желанием сосредоточиться и вашим умом, все время
перескакивающим с одного на другое, тогда как вы должны были бы
внимательно наблюдать за каждым движением ума, где бы он ни
блуждал. Когда ваш ум блуждает, это значит, что вас интересует
что-то другое.
Для медитации необходимо, чтобы ум
был чрезвычайно живым. Медитация - это понимание жизни в ее
целостности, понимание, в котором все формы фрагментирования
прекратились. Медитация - не контроль за мыслью, потому что
когда мысль контролируется, это порождает конфликт в уме, но
когда вы поняли структуру и источник мысли, по-настоящему
глубоко в это вникнув, тогда мысль не будет помехой. Само это
понимание структуры мышления есть его собственный порядок,
который не является медитацией.
Медитация должна быть осознанием каждой мысли, каждого
чувства, при котором никогда не следует говорить, что это
правильно или неправильно. Нужно лишь наблюдать их и двигаться
вместе с ними. При таком наблюдении вы начинаете понимать
целостное движение мысли и чувств. И из этого осознания
возникает безмолвие. Тишина, достигнутая при помощи мысли, есть
застой, смерть; но безмолвие, которое приходит, когда мысль
постигла свой собственный источник, природу самой себя,
постигла, что она никогда не бывает свободной, что она всегда
стара, это безмолвие есть медитация, в которой медитирующий
полностью отсутствует, потому что ум освободил, опустошил себя
от прошлого. Если вы читали эту книгу внимательно в течение часа
- это есть медитация; если вы только извлекли из нее несколько
слов и восприняли несколько идей, чтобы продумать их позднее -
это уже не медитация. Медитация - это состояние ума, который
смотрит на все с полным вниманием, целостно, а не выделяя
какие-то части. И никто не может научить вас быть внимательным.
Если какая-то система учит вас, как быть внимательным, то это
внимание в отношении данной системы. А это ведь не является
вниманием. Медитация - одно из величайших искусств в жизни,
может быть, самое великое, и человек не может научится медитации
от кого бы то ни было. В этом ее красота. Медитация не имеет
техники, а следовательно, авторитета. Если вы изучаете себя,
наблюдаете за собой, за тем, как вы едите, как говорите, как вы
болтаете, ненавидите, ревнуете, если вы осознаете это все в
себе, без выбора, это есть часть медитации.
Таким образом, медитация может
иметь место, когда вы сидите в автобусе или гуляете в лесу,
полном света и теней, или слушаете пение птиц, или смотрите на
лицо вашей жены или вашем ребенка. В понимании медитации есть
любовь, а любовь - не продукт системы привычек, не результат
следования методу. Любовь не может культивироваться мыслью.
Любовь может придти, когда существует полное безмолвие,
безмолвие, в котором медитирующий совершенно отсутствует; а ум
может быть безмолвным только тогда, когда он понимает свое
собственное движение - мысли и чувства. Чтобы понять это
движение мысли и чувства, при его наблюдении не должно быть
осуждения. Такое наблюдение, конечно, есть дисциплина, но эта
дисциплина текуча, свободна, это не дисциплина приспособления.
Источник цитаты:
Джидду Кришнамурти "Свобода от
известного"
5.
Часто кажется, что эго
сопротивляется медитации.
Да, действительно. Истинная
медитация означает устранение эго. Эго не желает этого.
Когда медитация случается, ум быстро вмешивается и заявляет:
"Перестань тратить время напрасно, делай что-нибудь полезное".
Есть учения для успокоения ума,
как, например, медитация, но ум в покое не обязательно получает
что-либо. Он может быть абсолютно пустым, и так ничего и не
получить.
Нет. Вы говорите, что возможно
сделать ум пустым? Я бы сказал, что это неверно. Невозможно
сделать ум пустым.
В медитации я переживаю покой и
тишину ума. Вы говорите, что это не пустота.
Это - пустота.
Но в этой тишине ничего не
происходит.
Откуда вы знаете, что ничего не
происходит? Начальная пустота ума случается в каждом человеке,
по крайней мере в определенные моменты, но эти моменты не
узнаются, не принимаются. Но если эта пустота ума признается и
принимается, то будут и другие случаи этой пустоты. Эта пустота
ума может быть достигнута определенными техниками, йогой или
медитацией, или чем-либо еще, но все, чего бы вы ни достигли,
легко теряется. Тишина ума, являющаяся результатом глубокого
понимания, - такая
медитация является естественной, спонтанной медитацией, которая
просто случается.
Когда я впервые пришел к
Махараджу, он спросил меня: "Ты медитируешь?" Я ответил: "Да.
Мой прежний гуру просил меня медитировть хотя бы по полчаса в
день. Когда бы не представлялась такая возможность, я старался
сесть в медитацию. Теперь, когда я на пенсии, я медитирую по
полчаса".
Через шесть месяцев Махарадж
спросил меня: "Как продвигается твоя медитация?" Я сказал:
"Махарадж, я не думал об этом, но поскольку вы спросили меня,
мне жаль, но я не занимаюсь медитацией, как раньше". Затем я
добавил: "Я знаю, что медитация случается довольно часто, когда
я не думаю о ней".
Я думал, Махарадж будет кричать на
меня, но он сказал: "Прекрасно!" Затем он объяснил, что по
мере духовного продвижения медитация прекращается, и не
думать об этой намеренной медитации, не чувствовать себя из-за
этого виноватым и даже не осознавать прекращение этой медитации
является огромным шагом вперед.
Я не могу представить себе как это
не хотеть медитировать или не быть способным медитировать,
потому что это так приятно, дает такой покой. Но в то же самое
время я думаю, что здесь есть опасность, так как это может стать
привязанностью.
Это то, что я имел в виду, когда
говорил о том, что средство становится целью.
Много-много лет назад я начал
заниматься с другом гольфом. Мы оба брали уроки. Он уделял
огромное внимание технике игры. И когда мы начали играть в
гольф, он играл не очень хорошо, поскольку постоянно думал о
том, что ему говорил делать тренер. Через некоторое время он
прекратил играть, но продолжал практиковаться. У него была
корзина с мячами, и он постоянно бил по ним. Однажды он сказал:
"Я делаю успехи, мячи летят прямее и дальше", и я предложил ему:
"почему бы тебе не прийти и не сыграть с нами раунд?" Он
ответил: "Нет, спасибо, я предпочитаю практиковаться".
В любой игре вы играете лучше
всего, если не думаете о механике этой игры. Спонтанность - это
все.
Я бы хотел рассказать об одном
случае. Есть такой ведущий игровых программ - Боб Баркер, и вот
когда у его жены брали интервью, она сказала: "Я люблю чистить
свою квартиру пылесосом. Я очень люблю свои ковры". Тогда я
подумал, что это самый глупый ответ который можно себе
вообразить.
На днях я чистил ковер пылесосом -
и внезапно почувствовал себя как-то по-особенному, это было
очень приятно и интересно. Мысль о том, сколько часов мне
потребовалось бы, чтобы собрать всю пыль, пылинка за пылинкой, и
затем выгрузить в мусорное ведро, глубоко задела меня. Я до сих
пор нахожусь в приподнятом настроении от пылесоса.
Кто бы мог подумать, что миссис
Баркер может быть моим учителем? Это переживание дало мне
возможность оценить то, что говорил мне мастер несколько лет
назад.
Вы никогда не знаете, какая фраза,
какая тема могут задеть вас и когда. То, что произошло в вашем
случае, я называю "случившейся медитацией". Вокруг слова
"медитация" люди создали большую шумиху. Что такое медитация?
Нечто случается, и возникает ощущение радости - это и есть
медитация, когда она случается. А если вы сидите и думаете:
"Достаточно ли выпрямлена моя спина?" - это не медитация.
Таким образом, эта медитация может
случиться где бы то ни было, как подарок от вселенной.
Источник цитаты:
Рамеш Балсекар "Сознание говорит"
6.
Ссылки по теме:
"Медитация", лекция Далай-ламы XIV-го
Сергей Джагдиш "Медитация: постижение внутреннего пространства"
Тик Hат Хан "Руководство по
медитации при ходьбе"
Дата публикации: 21.02.2004
Опубликовал(а): Лотос
Количество комментариев: 13
|