Одна и та же техника или пуджа на разных
ступенях тантры выполняется по разному. То, что на первых ступенях
тантры может выглядеть как внешний ритуал поклонения, на более
продвинутом этапе практики становится работой с внутренней энергией, а
затем - с сознанием. Это происходит естественным образом: по мере
продвижения тантриста, его внутренний опыт становится все более глубоким
- практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но
и энергией и сознанием.
В качестве примера можно рассмотреть
известную тантрийскую практику очищения панча макара садхана (практика
пяти "м"). На начальном этапе при его выполнении употребляют немного
мяса (манса), рыбы (матсья), зерна (мудра), вина (мадира) и практикуют
сексуальное соединение с партнёром (майтхуна). Зерно соответствует
земле, рыба - воде, вино - огню, мясо - воздуху, секс - пространству.
Практикующий этот ритуал осознанно использует каждое из первых четырех
"м" для пробуждения и активации соответствующих собственных энергии и
элемента. С их помощью намеренно активируется сексуальная энергия. В
следующем затем сексуальном соединении тантрист отождествляет себя и
партнера с двумя божествами (как правило, это Шива и Шакти).
Визуализация (представление) этого должна быть настолько сильной, чтобы
практикующий реально увидел и почувствовал себя и партнера как
соответствующие божества. Возникающее состояние возбуждения используется
для открытия осознаванию тех глубин сознания, которые обычно недоступны.
При этом сексуальная энергия, отделенная от сопутствующих ей обычно
эмоций и желаний, пополняет оджас - тонкую энергетическую эссенцию,
живительно действующую на весь организм.
Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас
разжигает теджас - огонь сознания, который усиливает медхагни - огонь
ума и восприятия; теджас и медхагни сжигают все затемнения в сознании. С
помощью силы теджаса и медхагни осуществляется "внутренняя майтхуна" -
внутренняя Шакти (т.е. кундалини) сливается с внутренним Шивой (т.е.
сознанием). Сознание, освобожденное силой Шакти из плена материального
мира устремляется к Несравненному, вечному Центру, океану единственной
Реальности, Божественному. Не всякий практикующий тантру способен
правильно выполнить такую панча макару. Что же касается людей
несведущих, то, услышав о подобном ритуале и дополняя свое незнание
бурными фантазиями, они составляют чудовищно искаженное мнение о тантре
как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности все
интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, ее достраивают до
целого в силу собственных представлений о нем. В этом одна из причин
того, почему тантра всегда сохранялась в тайне. В тантре сексуальное
соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва,
возможность соприкосновения с Господом. Древние учителя тантры
осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим людям,
и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от
невежественного истолкования.
В этом отношении очень интересен
символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например
знаменитого комплекса в Кхаджурахо (которому, кстати, в 1999 г.
исполнилось 1000 лет). Фасады таких храмов украшены сотнями эротических
фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме
одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей
Энергии.
Если человек остается снаружи храма, то
он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он
находит только Божественное. Во внутренней панча макаре пять "м"
приобретают иное значение: зерно - это асаны (позы), способствующие
свободному движению энергии, в т.ч. кундалини, рыба - это пранаямы
(особое дыхание), очищающие энергетические каналы, вино - это амрита
(нектар бессмертия, особая энергия), рождающаяся в голове и опускающаяся
из нее в тело, мясо - это речь, представляющая энергию всего организма,
секс - это "внутренняя майтхуна", т.е. соединение кундалини с сознанием
в сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с
Божественным.
Высшая ступень этой практики называется
адхидайвика (т.е. запредельная) панча макара и связана с полным
очищением пяти элементов тела, энергии и сознания. В итоге все они
проясняют свое состояние до изначального состояния сияющего света, из
которого были когда-то сотворены. Предварительная стадия этого процесса
выглядит как переход физического тела к состоянию идеальной юности.
Дальнейшие преобразования реализуют "тело золотого света" - высшее
состояние Божественного бессмертия.
tantra.ru
На форуме обсуждаются тексты
Библиотеки Эзотерических Статей,
Библиотеки Лотоса, а также сайта ZenRu и
проекта
"Хорошая Книга".
Смотреть все сообщения
форума читателей Библиотеки Лотоса
|